Научная статья на тему 'Неестественный отбор: комплаенс и вневедомственный контроль служебного поведения государственных и муниципальных служащих'

Неестественный отбор: комплаенс и вневедомственный контроль служебного поведения государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданский служащий / служебное поведение / публично-правовое образование / комплаенс / репутационный риск / государственное и муниципальное управление / civil employee / official conduct / public law entity / compliance / reputational risk / state and municipal administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валентина Александровна Родикова

В статье дается характеристика служебного поведения государственных и муниципальных служащих в качестве узлового элемента, определяющего прочность системы государственного управления в РФ; обозначается необходимость широкого толкования термина «служебное поведение» как социально-психологического и правового феномена. Автором доказывается обоснованность повышенных требований комплаенс-контроля к служебному поведению гражданских служащих; даются рекомендации по кодификации данных требований, ограничений в отношении служащих, проведению дополнительных мероприятий внутриведомственного контроля. Предлагается ввести независимый общественный контроль посредством распределения соответствующих грантов в отношении служебного поведения государственных и муниципальных служащих, а также образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку, повышение квалификации в том числе высших управленческих кадров и гражданских служащих; разработать в рамках государственного заказа CRM-системы внутриведомственного контроля служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валентина Александровна Родикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unnatural Selection: Compliance and Non-Departmental Review of the Official Conduct of State and Municipal Employees

The article characterizes the conduct of state and municipal employees as a main element determining the strength of the system of public administration in the Russian Federation; the need for a broad interpretation of the term ‘official conduct' as a socio-psychological and legal phenomenon is outlined. The author proves the validity of increased compliance-control requirements for the official conduct of civil employees; she gives recommendations for the coding of these requirements, restrictions on employees, conducting additional intra-departmental control measures. It is proposed to introduce independent public control through the distribution of appropriate grants in relation to the official conduct of state and municipal employees, as well as educational institutions that provide training, retraining, advanced training including higher management personnel and civil employees; to develop within the framework of the state order CRM-systems of intra-departmental control of the official conduct of state and municipal employees.

Текст научной работы на тему «Неестественный отбор: комплаенс и вневедомственный контроль служебного поведения государственных и муниципальных служащих»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 87 — 93. State service and personnel. 2021. No.5. P. 87 — 93. Научная статья

УДК 342.597; ББК 67.401.02

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-87-93

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-096 MOSURED: 77/27-008-2021-05-295

Неестественный отбор: комплаенс и вневедомственный контроль служебного поведения государственных и муниципальных служащих1

Валентина Александровна Родикова

Челябинский государственный университет, Челябинск,

Россия, rodikovajus@gmail.com

Аннотация. В статье дается характеристика служебного поведения государственных и муниципальных служащих в качестве узлового элемента, определяющего прочность системы государственного управления в РФ; обозначается необходимость широкого толкования термина «служебное поведение» как социально-психологического и правового феномена. Автором доказывается обоснованность повышенных требований комплаенс-контроля к служебному поведению гражданских служащих; даются рекомендации по кодификации данных требований, ограничений в отношении служащих, проведению дополнительных мероприятий внутриведомственного контроля. Предлагается ввести независимый общественный контроль посредством распределения соответствующих грантов в отношении служебного поведения государственных и муниципальных служащих, а также образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку, повышение квалификации в том числе высших управленческих кадров и гражданских служащих; разработать в рамках государственного заказа СИМ-системы внутриведомственного контроля служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: гражданский служащий, служебное поведение, публично-правовое образование, комплаенс, репутационный риск, государственное и муниципальное управление

Для цитирования: Родикова В.А. Неестественный отбор: комплаенс и вневедомственный контроль служебного поведения государственных и муниципальных служащих // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 87—93. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-87-93.

Original article

Unnatural Selection: Compliance and Non-Departmental Review of the Official Conduct of State and Municipal Employees

Valentina A. Rodikova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia,

rodikovajus@gmail.com

Abstract. The article characterizes the conduct of state and municipal employees as a main element determining the strength of the system of public administration in the Russian Federation; the need for a broad interpretation of the term 'official conduct' as a socio-psychological and legal phenomenon is outlined. The author proves the validity of increased compliance-control requirements for the official conduct of civil employees; she gives recommendations for the coding of these requirements, restrictions on employees, conducting additional intra-departmental control measures. It is proposed to introduce independent public control through the distribution of appropriate grants in relation to the official conduct of state and municipal employees, as well as educational institutions that provide training, retraining, advanced training including higher management personnel and civil employees; to develop within the framework of the state order CRMsystems of intra-departmental control of the official conduct of state and municipal employees.

Keywords: civil employee, official conduct, public law entity, compliance, reputational risk, state and municipal administration

For citation: Rodikova V.A. Unnatural Selection: Compliance and Non-Departmental Review of the Official Conduct of State and Municipal Employees // State service and personnel. 2021. (5):87—93. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-87-93.

© Родикова В. А., 2021.

№ 5/2021

Роль государственных и муниципальных служащих в отечественной традиции еще в начале XX века емко обозначена М.Ф. Вла-димирским-Будановым: по мнению исследователя, «служилые люди» являют собой особый класс населения, «обязанного службой» [2]. Начиная с Соборного Уложения 1649 г., государева служба не военного (гражданского) характера, «служение только монарху и только представителей определенных общественных групп», была отделена законодателем от выполнения прочих социальных функций, иной службы [8]; причем профессиональный статус лиц, занятых на государевой службе, с течением времени трансформировался «в самостоятельный компонент правового статуса человека» [8].

Макросистема современного государственного управления в Российской Федерации также полагает необходимым взаимодействие, в том числе в идеологическом плане, всех ее структурных элементов, включая конкретных служащих. Исследователями отмечается, что «состояние аппарата государственной службы, институциональная его связанность с обществом, связанность самого государственного служащего с обществом, объем этого аппарата, его иерархическое построение, качество подготовки и опыт каждого государственного служащего имеют решающее значение как для государства, так и для общества» [7]. Таким образом обоснованным представляется вывод о том, что качество функционирования указанной макросистемы, уровень удовлетворенности общественных интересов, степень энтропии в замкнутой системе государственного и муниципального управления, характеризуемая количеством самопроизвольных дестабилизирующих изменений и факторов, напрямую связаны с мерой и характером внешнего императивного регулирования поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих.

Аналогично «дефекту кристаллической решетки металла», изучаемого физикой твердого тела, дефект служебного поведения государственных и муниципальных служащих в каждом конкретном случае порождает собой нарушение симметрии механизма государственного управления в целом, влияет на структурное единство и качество взаимосвязи гражданского общества и государства.

Служебное поведение гражданских служащих, замещающих как выборные, так и назначаемые должности в системе государственного и муниципального управления, является, в свою очередь, одним из элементов, определяющих степень устойчивости всей государственной конструкции. Несмотря на то, что наиболее часто в

научной литературе встречается дефиниция служебного поведения государственных служащих как «совокупности поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей» [3], подобное определение нельзя не признать чрезмерно узким, поскольку ряд требований законодателя, в частности, касающихся определенных запретов, налагаемых на гражданских служащих в части служебного поведения, относится к коллизиям, в том числе морально-этическим, идеологическим, не связанным непосредственно с выполнением гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Ряд исследователей — и данная точка зрения видится более объективной — представляет служебное поведение как систему групповых и индивидуальных феноменов, выделяя конкретный поступок служащего в качестве единицы служебного поведения вне привязки к выполнению субъектом определенных должностных обязанностей [13], — поскольку служащий, олицетворяя собой в глазах прочих акторов государственный аппарат в целом, фактически идентифицируется ими с собственно государством как таковым вне зависимости от контекста и взаимосвязи с кругом выполняемых обязанностей.

Перечень основных требований к служебному поведению гражданского служащего содержится в ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. (ред. от 02.07.2021 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ, а также в п. 10 ч. 1 ст. 17 данного федерального закона, прямо запрещающего публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

В числе нормативных правовых актов, регламентирующих поведение государственных и муниципальных служащих РФ, можно выделить как международные (Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 г.; Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 г. № И, (2000)10 о кодексах поведения для государственных служащих); Мо-

№ 5/2021

дельный закон «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26.03.2002 г.)), так и российские федеральные законы, помимо упомянутого Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и др.).

Кроме того, рекомендательные этические, поведенческие нормы применительно к государственной и муниципальной службе содержатся в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (далее по тексту — Кодекс), который, согласно ч.3 Кодекса, является сводом общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения [12]. Согласно данного акта, в частности, поступающий на государственную либо муниципальную службу гражданин «обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности, ... принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса» [12]. Показателен тот факт, что в качестве цели Кодекса обозначено «содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления» [12], что подтверждает значимость надлежащего служебного поведения гражданского служащего для системы государственного управления в целом.

Несмотря на достаточно общее указание в названных нормативных актах на необходимость осознания государственными, муниципальными служащими РФ своей ответственности, в том числе за уровень доверия граждан к государству и его институциям, государственной политике; на обязательность воздержания от публичных суждений и оценок деятельности государственного аппарата и т.д., ни один из рассматриваемых документов не содержит в себе ни описания системы надзора и контроля за исполнением перечисленных требований, ни меры ответственности за их несоблюдение. Соответственно, с определенной уверенностью можно говорить о том, что применительно к служебному поведению со-

трудников государственного аппарата управления, муниципальных органов власти в РФ отсутствует одна их ключевых функций управления — надзор и контроль.

Так, ч.1 ст. 67 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ предусмотрено, но не реализовано на практике создание специальных надзорных, контролирующих органов для осуществления вневедомственного контроля [10] в том числе за соблюдением норм законодательства, касающихся служебного поведения государственных служащих, а также создание федерального и региональных органов управления государственной службой в субъектах РФ (ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляет реализацию функций контроля и надзора за отдельными органами — федеральными службами [9], что ряд авторов соотносит с вероятностью появления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе [5], поскольку конкретные органы власти, ответственные за регуляторную и контрольную функции применительно к, в том числе, служебному поведению государственных и муниципальным служащих, Указом Президента РФ №314 не обозначены.

Часть исследователей указывает на целесообразность создания министерства по вопросам государственной службы и подведомственного ему контрольно-надзорного органа — федеральной службы по надзору в сфере государственной службы Российской Федерации [4]. Сторонниками реализации системы вневедомственного контроля в сфере наблюдения за исполнением служащими специальных норм, в том числе поведенческих, справедливо отмечается, что по своей природе данный вид контроля является разновидностью административного надзора [11], который, как представляется, должен быть дополнен общественным независимым, гражданским контролем. До настоящего времени институт административной ответственности при помощи соответствующих норм содержательно не разъяснен.

Предусмотренное законодательством участие представителей органов управления государственной службы в аттестационных, конкурсных и др. комиссиях, включая комиссии по урегулированию конфликта интересов, — по сути, представляя собой внутриведомственный комплаенс-кон-троль — не является, тем не менее, однозначно объективным [11] в том числе в силу закона энтропии, обозначающего внешнее (в данном слу-

№ 5/2021

чае, вневедомственное) вмешательство в качестве единственного способа преодоления правового хаоса, явившегося результатом неисполнения рекомендуемых общепринятых правил и норм служебного поведения конкретными государственными и муниципальными служащими.

В этой связи предлагается дополнить внутриведомственный комплаенс и вневедомственный контроль за служебным поведением государственных и муниципальных служащих следующими инструментами, позволяющими кратно снизить риски, в том числе репутационные, для публично-правовых образований, включая собственно государство, в случае ненадлежащего служебного поведения государственных и муниципальных служащих:

1. Изложить ч.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ в следующей редакции: «В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения либо нарушения иных требований, предъявляемых к служебному поведению гражданских служащих федеральными законами, иными нормативным актами, гражданский служащий и давший это поручение либо не принявший меры по недопущению такого поведения или бездействия руководитель солидарно несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами, иными нормативными актами», распространив тем самым институт солидарной ответственности на непосредственного руководителя гражданского служащего, нарушившего требования к служебному поведению.

2. Изложить п.10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ в следующей редакции: «Допускать негативные публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, социальных сетях, в процессе преподавательской деятельности, в отношении деятельности любых государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы; допускать негативные публичные высказывания, суждения и оценки, касающиеся территориальной целостности Российской Федерации, ее государственных символов, Конституции Российской Федерации, иные утверждения, которые могут быть расценены как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства».

3. Изложить п.14 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ в следующей редакции: «Нарушение запретов, связанных с граждан-

ской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, включая случаи нарушения иных требований, предъявляемых к служебному поведению гражданских служащих настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными актами, а также включая случаи солидарной ответственности государственного (муниципального) служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к нарушившим запреты, связанные со служебным поведением, государственным (муниципальным) служащим», что обеспечит возможность использования упрощенного порядка прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы лица, нарушившего специальные, поведенческие нормы, принципы этики и правила служебного поведения, а также его непосредственного руководителя, не предпринявшего своевременные меры по недопущению противозаконных действий или бездействия подчиненного служащего.

4. В рамках государственного заказа организовать проведение конкурсов и предоставление грантов некоммерческим организациям в субъектах РФ на мониторинг и анализ открытых источников информации (сообщений в социальных сетях, СМИ, анонимных заявлений и пр.) с целью выявления случаев ненадлежащего служебного поведения государственных, муниципальных служащих, иных признаков нарушения гражданскими служащими, в том числе занимающих выборные должности, требований Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, иных нормативных актов. Стоит подчеркнуть, что некоммерческая организация не является специальным органом, встроенным в систему государственного надзора; наделение ее стандартными для надзорного органа полномочиями, в том числе «правом требовать у должностных лиц проверяемых органов необходимые материалы, сведения, статистическую отчетность и документы, рассматривать поступающие к ним индивидуальные и коллективные жалобы и заявления, проводить экспертизы, давать обязательные для исполнения указания, применять меры государственного принуждения, привлекать виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности, по предложению надзорного органа — к дисциплинарной ответственности» — невозможно [11].

Однако в рассматриваемой сфере правового регулирования именно некоммерческие общественные организации, объединения могут стать тем первичным звеном общественного мониторинга соблюдения гражданскими служащими требо-

№ 5/2021

ваний к служебному поведению, который обеспечит как независимый вневедомственный контроль, так и максимально объективный срез нравственных коллизий, возникающих в повседневной деятельности соответствующих субъектов права, даже без наделения НКО административными полномочиями в части истребования упомянутых выше официальных документов.

Полученная и обработанная некоммерческими организациями-грантополучателями информация может впоследствии являться, в свою очередь, основанием для организации заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. №269 — наравне с информацией о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, об ином нарушении требований к служебному поведению, предоставленной судебными, правоохранительными, надзорными, иными государственными органами [9].

5. Организовать разработку и внедрение во всех субъектах федерации единой СИМ-системы дополнительного внутреннего контроля за служебным поведением гражданских служащих как в процессе предоставления государственных услуг и выполнения ими соответствующих функций, так и во внерабочее время, что связано с повышенными обязательствами данной категории граждан перед обществом и государством, — в том числе обеспечивающей мониторинг социальных сетей, почтовых мессенджеров, иных источников получения и распространения информации о служебном поведении государственных и муниципальных служащих, в части, не противоречащей требованиям ст. 23 Конституции РФ.

6. Обеспечить постоянный выборочный мониторинг имущественного положения государственных, муниципальных служащих, занимающих потенциально коррупциогенные должности, в рамках дополнительных внутриведомственных комплаенс-мероприятий и вневедомственного контроля. При этом логичной и целесообразной видится кодификация перечня должностей федеральной государственной службы и иных должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, поскольку в настоящий момент они перечислены в целом ряде нормативных актов [6], включая Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557, что затрудняет отнесение того или иного гражданского служащего к данной категории лиц.

7. Изложить ч.1 ст. 29.13 КоАП РФ в следующей редакции: «Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административ-

ном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В случае совершения административного правонарушения гражданским служащим, если оно содержит в себе признаки нарушения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, обязаны направить информацию о таком правонарушении в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов».

8. Разработать и внедрить единую систему мониторинга рабочих программ дисциплин и содержательной части лекционных, практических, лабораторных занятий в образовательных учреждениях, обеспечивающих подготовку гражданских служащих, переподготовку и повышение квалификации высших управленческих кадров, в том числе в рамках государственного заказа по национальному проекту «Демография», по программам бакалавриата и магистратуры. Распространить на преподавательский состав таких образовательных учреждений, включая штатных преподавателей, преподавателей-консультантов, требования, предъявляемые к государственным, муниципальным служащим в части надлежащего служебного поведения, поименованные в срочном служебном контракте. Как представляется, это позволит избежать ситуаций, аналогичных произошедшей в Челябинском филиале РАНХиГС в октябре 2021 года, когда слушателями курсов переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» в правоохранительные органы были переданы материалы лекции ранее привлеченного к уголовной ответственности в порядке ч.6 ст. 204 УК РФ преподавателя, с целью установления наличия в них признаков экстремистских высказываний, преступлений против основ конституционного строя и государственности [1].

9. Введение в систему комплаенс-контроля служебного поведения государственных и муниципальных служащих Центров управления регионами в качестве внутриведомственных пунктов мониторинга и обработки поступающих от граждан РФ жалоб, обращений, предложений в различных сферах жизни субъектов федерации (учреждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1844).

№ 5/2021

Сочетание комплаенс-мероприятий и вневедомственного, общественного контроля служебного поведения государственных и муниципальных служащих позволит, как представляется, создать фундамент эффективной системы государственной службы, в полной мере, отвечающей как общегосударственным, так и частным гражданским интересам. Общественный контроль, основанный на беспристрастности и объективности обработки и анализа информации, касающейся служебного поведения гражданских служащих, в свою очередь обеспечит полноценную реализацию ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».

Список источников

1. Васин В. В президентском ВУЗе Челябинска нашли педагогов-экстремистов // URL: https:// ura.news/news/1052509676 07.10.2021 (дата обращения 19.10.2021).

2. Владимире кий-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-н/Д., 1995. 639 с.

3. Деревякина К.С. Служебное поведение государственных служащих как составная часть социального эффекта государственного управления // Социология. 2018. №2. С. 171-174.

4. Зубарев С.М. О толковании понятия «вневедомственный контроль» за соблюдением законодательства о государственной службе // Сб. научн. тр. Российской академии юрид. наук. Вып. 6. В 3 т. Т. 2. Москва: Юрист, 2006. С. 92.

5. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: постатейный / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.

6. Консультант-Плюс. Справочная информация: «Перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и Порядки представления указанных сведений» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 128983/ (дата обращения 18.10.2021).

7. Меркурьев A.B. Роль идеологии в системе государственного управления // Социально-гуманитарные знания. № 4. С. 80—90.

8. Смирнов С.Н. Профессиональный статус лиц, занятых на «государевой службе», как элемент правового статуса человека в XVII веке // Государственная служба и кадры. 2018. № 3. С. 28.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3215.

11. Телегин А.С., Иванова OA. Некоторые вопросы совершенствования контроля в системе государственной службы Российской Федерации // Юридические науки. 2009. Выпуск 1 (3). С. 46—52.

12. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 г.) // URL: https:// docs.cntd.ru/document/420254359 (дата обращения 21.10.2021).

13. Щеголева Т.В. Групповые нормы и ценности как факты регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел: дис. кандидата псих. наук. Москва, 2019. 169 с.

References

1. Vasin V. Extremist teachers were found in the Presidential University of Chelyabinsk // URL: https://ura.news/news/1052509676 07.10.2021 (accessed 19.10.2021).

2. Vladimirsky-Budanov M.F. Review of the history of Russian law. Rostov-N./D., 1995. 639 p.

3. Derevyakina K.S. Official behavior of civil servants as an integral part of the social effect of public administration // Sociology. 2018. No.2. Pp. 171—174.

4. Zubarev S.M. On the interpretation of the concept of "non-departmental control" over compliance with legislation on public service // Collection of scientific tr. of the Russian Academy of Law. sciences'. Issue 6. In 3 vols. 2. Moscow: Lawyer, 2006. p. 92.

5. Commentary on the Federal Law "On the State Civil Service of the Russian Federation": article by article / edited by E.G. Lipatov, S.E. Channov. Moscow: CJSC Justicinform, 2006.

6. Consultant-Plus. Background information: "The list of positions for which employees are required to provide information on income, expenses, property and property obligations and the Procedures for submitting such information" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_128983 / (accessed 18.10.2021).

7. Merkuryev A.V. The role of ideology in the system of public administration // Social and humanitarian knowledge. No. 4. Pp. 80—90.

8. Smirnov S.N. The professional status of persons employed in the "sovereign service" as an element of the legal status of a person in the XVII

№ 5/2021

century // Public service and personnel. 2018. No. 3. p. 28.

9. Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. No. 11. St. 945.

10. Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. No.31. St. 3215.

11. Telegin A.S., Ivanova OA. Some issues of improving control in the system of public service of the Russian Federation // Legal Sciences. 2009. Issue 1 (3). From 46—52.

12. Model code of ethics and official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees (approved by the decision of the Presidium of the presidential Council of the Russian Federation on anti-corruption 23.12.2010) // URL: https://docs.cntd.ru/document/420254359 (accessed 21.10.2021).

13. Shchegoleva T.V. Group norms and values as the facts of regulation of official conduct of employees of internal Affairs bodies: dis. candidate's crazy. sciences'. Moscow, 2019. 169 p.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

Информация об авторе

В.А. Родикова — магистрант кафедры гражданского права и процесса Института Права Челябинского государственного университета, политтехнолог.

Information about the author

V^. Rodikova — postgraduate student of the Institute of Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Chelyabinsk State University, political strategist.

Статья поступила в редакцию 26.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.