Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И СПОСОБЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И СПОСОБЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Дмитрий Витальевич, Брыкова Светлана Сергеевна

В статье анализируются вопросы этики и служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих. Рассматривается нормативно-правовая база, существующая в нашей стране, а также анализируется зарубежный опыт. Предлагаются способы совершенствования регулирования служебного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DOMESTIC EXPERIENCE OF REGULATING THE OFFICIAL BEHAVIOR OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES AND WAYS TO IMPROVE IT

The issues of ethics and official behavior of state civil and municipal employees are analyzed in the article. The regulatory and legal framework existing in our country as well as foreign experience is analyzed. The ways of improving the regulation of official behavior are proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И СПОСОБЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Анализ отечественного опыта регулирования служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих и способы его совершенствования

Analysis of the domestic experience of regulating the official behavior of state civil and

municipal employees and ways to improve it

Нечаев Дмитрий Витальевич

Студент 3 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет Имени Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ e-mail. ru: cactuargreen@mail. ru

Nechaev Dmitry Vitalievich

The 3d year student Institute of Economics and Management Dorzhy Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: cactuargreen@mail.ru

Брыкова Светлана Сергеевна

Магистрант 1 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет Имени Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ e-mail.ru: s8yckova@yandex.ru

Brykova Svetlana Sergeevna

The 1th year student of magistracy Institute of Economics and Management Dorzhy Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: s8yckova@yandex.ru

Аннотация.

В статье анализируются вопросы этики и служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих. Рассматривается нормативно-правовая база, существующая в нашей стране, а также анализируется зарубежный опыт. Предлагаются способы совершенствования регулирования служебного поведения.

Annotation.

The issues of ethics and official behavior of state civil and municipal employees are analyzed in the article. The regulatory and legal framework existing in our country as well as foreign experience is analyzed. The ways of improving the regulation of official behavior are proposed.

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, регулирование служебного поведения государственного (муниципального) служащего, опыт зарубежных стран, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Key words: state and municipal service, regulation of official behavior of a state (municipal) employee, experience of foreign countries, Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees.

Всем известно, что для поддержания качественного эффективного регулирования поведения государственных служащих в Российской Федерации с 2010 года функционирует Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее

по тексту - Кодекс), разработанный и одобренный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Кодекс содержит в себе 4 главы, регламентирующие этико-психологические аспекты деятельности должностных лиц. Главная его цель состоит в поддержании единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. В содержание первой главы входят общие положения: предмет, сфера действия и цель кодекса. Во второй главе описываются непосредственно принципы и правила служебного поведения, которыми следует руководствоваться государственным служащим. В третьей главе содержатся этические правила служебного поведения государственных служащих, рекомендуемые к соблюдению. Заключительная же глава описывает ответственность за нарушение норм Кодекса.

Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывают при формировании кадрового резерва для определения их на вышестоящие должности, при проведении аттестаций, в случае наложения на них дисциплинарных взысканий.

Кодекс являет собой собирательный образ таких законов, как федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Соответственно, Кодекс нельзя назвать сводом оригинальных правил для работы в системе государственного и муниципального управления, кроме того, он носит рекомендательный характер, что является существенным недостатком.

Поэтому вопрос о создании более совершенного, самостоятельного документа по нравственному и поведенческому регулированию поведения должностных лиц остаётся открытым. Так, в практику государственной (муниципальной) службы в России мог бы войти закреплённый на законодательном уровне некий единый кодекс, как это существует в практике США, который бы носил обязательный характер и определял перечень компонентов, обуславливающих честное, ответственное и неподкупное выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей. Базисом для такого кодекса мог бы послужить указанный выше Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Настолько же необходимым стало бы утверждение новой высшей должности - Советника Президента Российской Федерации по этике (опыт внедрения которого имеется также в США), который возглавил бы специальный орган исполнительной власти по регулированию делового служебного поведения государственных служащих. На примере Канады мы можем видеть деятельность обособленного Уполномоченного, который поддерживает нравственные стандарты на государственной службе. Его обязанности могли бы войти в перечень компетенций Советника Президента Российской Федерации. В общие компетенции Советника по этике и подведомственного ему органа входили бы следующие обязанности:

1. Рассмотрение обращений государственных служащих о несоблюдении должностных регламентов вышестоящими лицами, об иных нарушениях в сфере профессиональной этики;

2. Подготовка соответствующей нормативной, аналитической и иной базы Президенту Российской Федерации по вопросам регулирования этики в системе государственного (муниципального) управления;

3. Обеспечение исполнения единого кодекса этики на государственном и региональном уровне.

4. Исполнение особых поручений Президента Российской Федерации.

Таким образом, в России был бы образован совершенно новый орган, деятельность которого будет заключаться в этическом регулировании профессиональной служебной деятельности, что, в свою очередь, поможет минимизировать вероятность возникновения в системе государственного (муниципального) управления

конфликтов интересов.

Японский опыт в развитии нравственных и психологически устойчивых качеств личности доказывает, что специальная подготовка, соответствующее образование с большим конкурсом при поступлении, а также прививание гражданам с раннего возраста понимания и осознания себя в социуме позволяет создать прочную систему государственного (муниципального) управления, где каждый государственный служащий осознает свою значимость и роль в поддержании управленческих функций.

Однако внедрение в практику России подобных методов должно рассматриваться лишь в долгосрочной перспективе, чтобы сформировать соответствующий менталитет у населения, а также закрепить у народа определенные представления о государственных служащих.

Стоит также отметить, что в японской практике сложились определенные для государственных служащих черты, сформулированные специалистом по менеджменту Сёити Танабэ, в число которых входит:

1. Воспитанность;

2. Мотивация к самореализации;

3. Коллективизм, чувство единства;

4. Поиск рациональных решений в организации своей деятельности.

Внедрение данных этико-психологических компонентов в российскую систему государственной гражданской службы позволит должностным лицам в большей мере обращать своё внимание на принципы служебного поведения и элементы профессиональной этики.

В России использование такого инструмента регулирования, как присяга не распространяется на государственных гражданских служащих. Внедрение в российскую практику клятвы для должностных лиц является аспектом, определенно заслуживающим внимание.

Например, в Германии право на равный доступ к государственной службе уравновешивается обязанностью давать присягу, поэтому в случае отказа последует увольнение. Их текст присяги гласит: «Клянусь соблюдать Основной закон Федеративной Республики Германии и все законы, действующие в Федеративной республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет Бог».

Исходя из этого, в России обязанность публичного принесения присяги, а также её текст потребуется закрепить в этическом кодексе в качестве отдельной статьи. Так, присяга станет одним из способов развития патриотизма, чувства служебного долга и ответственности у государственных (муниципальных) служащих. Кроме того, возможность официального закрепления клятвы позволила бы накладывать на должностных лиц определенные санкции в случае её несоблюдения.

В Российской Федерации Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 были введены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Но главный их недостаток состоит в том, что собираются они лишь в случае поступления жалобы на поведение государственного служащего. При этом отсутствует, на первый взгляд, самая важная их функция - постоянный контроль. То есть выявлением нарушений государственными служащими требований к служебному поведению комиссии не занимаются. Кроме того, регулирование вопросов о нарушении этических норм данные комиссии не осуществляют. В соответствии с этим целесообразно задуматься о возможности введения работы комиссий в государственных и муниципальных организациях на постоянной основе, как, например, в Канаде, где деятельность кураторов по этике осуществляется постоянно.

Несмотря на внедрение дополнительных механизмов воздействия на поведение и психологию государственных (муниципальных) служащих, их функционирование не обеспечит стопроцентного соблюдения правил и не разрешит полностью проблему коррупции.

Данная проблема обусловлена историческими факторами, а также менталитетом. А потому лучший

способ достижения благоприятных результатов в сфере регулирования деятельности должностных лиц - это повышение уровня правовой культуры населения, развитие институтов гражданского общества, последовательное включение основ нравственности и этики в умы подрастающего поколения, работа с молодежью, направленная на формирование патриотизма.

Также имеет место быть дополнительное правовое образование для населения (учеников общеобразовательных учреждений, в первую очередь), мониторинг этико-психологического состояния государственных (муниципальных) служащих, обеспечение строгого соблюдения текущего законодательства должностными лицами. В качестве дополнения этому может посодействовать Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации», где прописываются положения об осуществлении наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации. Данное нововведение позволит не только повысить эффективность выполнения служебных обязанностей должностных лиц, но и станет путеводителем по соблюдению соответствующего этического и профессионального поведения для молодых государственных служащих.

В 2020 году в Москве состоялся научно-методический семинар Аналитического управления по развитию государственной гражданской службы. Вопросы, которые касаются этико-психологических аспектов на государственной службе, затронуты не были, однако в ходе обсуждения были сформулированы обоснованные предложения. Среди данных предложений следует выделить девятый пункт - стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности профессиональной служебной деятельности.

Данное предложение является важным не только для повышения эффективности функционирования системы государственной службы, но и для вопроса о регулировании деятельности государственных служащих в том числе. Тщательная разработка методов стимулирования, развитие системы правовых и социальных гарантий на гражданской службе, а также дополнительные меры поощрений послужат инструментом предотвращения конфликтов и укрепления дисциплины должностных лиц.

Помимо вышеуказанного предложения, на семинаре был озвучен вопрос о внедрении в систему государственной службы инновационных методов и форм профессионального развития гражданских служащих с ориентацией на использование информационно-коммуникационных технологий. Говоря о внедрении инновационных методов, стоит отметить, что, по состоянию на 2017 год, большинство органов государственной (муниципальной) власти используют на рабочих местах Microsoft Word и Microsoft Excel. Поэтому, было рассмотрено предложение использовать программу MS Project в качестве основной. С помощью данной информационной технологии можно онлайн отслеживать те задачи, которые выполняет каждый конкретный государственный служащий. Это может послужить ещё одним механизмом в области регулирования служебного поведения должностных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что российская нормативно-правовая база, регулирующая поведение государственных (муниципальных) служащих, является несовершенной и требует доработок. Исходя из опыта зарубежных стран, на основе разработок экспертов, ученых, а также в ходе реформирования государственной службы возможно её последующее укрепление, совершенствование и развитие.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями от 13 марта 2012 г., 2 апреля, 3 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 8 марта, 22 декабря 2015 г., 19 сентября 2017 г.)

2. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации"

3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих " (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))

4. Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах / Е.А. Литвинцева ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Москва : Изд-во РАГС, 2003 (ОП ИЦ РАГС). - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.