Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА'

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1463
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ФРАНЦИЯ / США / КАНАДА / ЯПОНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Дмитрий Витальевич, Брыкова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается опыт регулирования поведения государственных и муниципальных служащих в Старом Свете - во Франции, Новом - США и Канаде, а также в самобытной Японии. В данной статье дается не только обзор на применяемые практики, но и приводится характеристика норм международного права по этому вопросу. Кроме этого, идет сравнение с Россией, а также даются рекомендации по заимствованию зарубежного опыта. Статья будет интересна как с познавательной точки зрения, так и с практической. Она может пробудить у читателя интерес к более подробному изучению исследуемого явления в вышеприведенных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION ISSUES OF OFFICIAL ETHICS OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD

The article examines the experience of regulating the behavior of state and municipal employees in the Old World-in France, the New World-in the USA and Canada, as well as in the original Japan. The article provides not only an overview of the applied practices, but also provides a description of the norms of international law on this issue. In addition, there is a comparison with Russia, as well as recommendations for adopting foreign experience. The article will be interesting both from a cognitive point of view and from a practical point of view. So it may encourage the reader to study the topic more thoroughly.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА»

Вопросы регулирования должностной этики государственных и муниципальных

служащих в разных странах мира

Regulation issues of official ethics of state and municipal employees in different countries of

the world

Нечаев Дмитрий Витальевич

Студент 3 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет Имени Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ e-mail. ru: cactuargreen@mail. ru

Nechaev Dmitry Vitalievich

The 3d year student Institute of Economics and Management Dorzhy Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: [email protected]

Брыкова Светлана Сергеевна

Магистрант 1 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет Имени Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ e-mail.ru: [email protected]

Brykova Svetlana Sergeevna The 1th year student of magistracy Institute of Economics and Management Dorzhy Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассматривается опыт регулирования поведения государственных и муниципальных служащих в Старом Свете - во Франции, Новом - США и Канаде, а также в самобытной Японии. В данной статье дается не только обзор на применяемые практики, но и приводится характеристика норм международного права по этому вопросу. Кроме этого, идет сравнение с Россией, а также даются рекомендации по заимствованию зарубежного опыта. Статья будет интересна как с познавательной точки зрения, так и с практической. Она может пробудить у читателя интерес к более подробному изучению исследуемого явления в вышеприведенных странах.

Annotation.

The article examines the experience of regulating the behavior of state and municipal employees in the Old World-in France, the New World-in the USA and Canada, as well as in the original Japan. The article provides not only an overview of the applied practices, but also provides a description of the norms of international law on this issue. In addition, there is a comparison with Russia, as well as recommendations for adopting foreign experience. The article will be interesting both from a cognitive point of view and from a practical point of view. So it may encourage the reader to study the topic more thoroughly.

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, регулирование служебного поведения государственного (муниципального) служащего, опыт зарубежных стран, Франция, США, Канада, Япония.

Key words: state and municipal service, regulation of official behavior of a state (municipal) employee, experience of foreign countries, France, the USA, Canada, Japan.

Необходимость обращения к зарубежному опыту регулирования поведения должностных лиц вызвана тем, что в Российской Федерации на данный момент нет единого и комплексного подхода к закреплению норм,

принципов и этикета государственных служащих. В соответствии с этим, хотелось бы рассмотреть источники, которые описывают рассматриваемую тему с точки зрения зарубежного опыта.

Итак, для начала следует обратиться к международным источникам, требования которых должны исполнять все страны. Таковыми являются: Международный кодекс поведения для государственных служащих, принятый Резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года, который устанавливает принципы деятельности государственных служащих на общем уровне, а также Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000), который и призван точно растолковать нормы поведения и честности должностных лиц для оказания им поддержки в выполнении установленных данным кодексом норм и информировании граждан о том, какого именно поведения они вправе ожидать от государственных служащих. Так, сущность Модельного кодекса раскрывается в двух общих принципах:

1. Государственный служащий должен исполнять свои обязательства, соблюдая при этом закон и связанные с его служебными обязанностями этические нормы.

2. Государственный служащий должен исполнять свой служебный долг, соблюдая политический нейтралитет и не пытаясь противодействовать проведению решениям или законным мерам публичных органов.

Далее перейдем к рассмотрению опыта страны, которая первой уделила должное внимание этико-психологическим аспектам деятельности на государственной (муниципальной) службе, а именно США. Впрочем, культурные ценности системы государственной и муниципальной службы Америки во многом схожи с аналогичными ценностями в России. Так как основная цель существования данной системы состоит в оказании помощи населению, в стремлении к благосостоянию народа.

В вопросах, затрагивающих этику и нравственность, участвует не только государство, но и сами государственные служащие. В США этическим стандартам поведения на государственной и муниципальной службе уделяют пристальное внимание.

Так, к примеру, Американское общество по вопросам государственной службы занимается регулированием вопросов этики, соблюдая принципы Морального кодекса (Code of Ethics). Данный кодекс регламентирует основные принципы, которые должны не только соблюдаться, но и совершенствоваться государственными служащими. Согласно их стратегическому плану, главная цель Американского общества по вопросам государственной службы - придерживаться сильного, эффективного и этичного государственного управления. В соответствии с этим, был разработан ряд принципов, которые обязаны соблюдать все без исключения должностные лица, а именно: ставить интересы общества выше своих; уважать и поддерживать Конституцию и законы Правительства, а также стремиться усовершенствовать эти законы на пользу обществу; способствовать активному участию общественности в управлении, проявлять уважение, вежливость по отношению к гражданам, помогать им в отношениях с общественными организациями; относиться к людям честно, справедливо, равноправно и уважать права и свободы людей; своевременно предоставлять точную и полную информацию должностным лицам, органам исполнительной власти и сотрудникам государственного учреждения; демонстрировать наивысшие стандарты должностного поведения для того, чтобы заслужить доверие граждан к государственной службе; стремиться к достижению высоких нравственных показателей в организациях, обслуживающих общественность; повышать профессиональные навыки, поощрять других за их профессиональный рост.

Таким образом, соблюдая эти принципы, Американское общество по вопросам государственной службы стремится не только регулировать взаимоотношение должностных лиц с социумом, но и совершенствовать это регулирование для наиболее эффективного осуществления полномочий этих лиц.

Однако самым главным инструментом регулирования деятельности должностных лиц в США является их непосредственное законодательство. С 1965 года законы в области регулировании поведения государственных служащих претерпевали множество изменений, в результате которых этические аспекты государственной службы стали объектом жёсткой правовой регламентации. Среди этих законов нужно выделить Закон 1978 года «Об этике служащих государственных органов», который установил Стандарты поведения и этические нормы должностных лиц. В результате реформы 1989 года он распространил своё влияние на все три ветви власти США, после чего исполнительным приказом Президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата» влияние законодательства на поведение должностных лиц стало затрагивать и рядовых государственных служащих.

Схожую ситуацию можно наблюдать и в соседней для США Канаде, однако здесь закон получил свое закрепление несколько позже - в 2003 году. Так, Казначейство Канады разработало и приняло Кодекс ценностей и этики государственной службы в форме подзаконного нормативного акта, который теперь является обязательным для государственных служащих большинства государственных органов данной страны. Если в США основной смысл создания кодекса заключался в несении служащими блага обществу, то в Канаде, по большому счету, данный нормативный акт используется с целью минимизации возникающих в государственных учреждениях конфликтов интересов, а также ситуаций, носящих коррупционные мотивы. Помимо всего прочего, за каждым государственным органом закреплено право вносить дополнительные этические нормы поведения для сотрудников, предварительно уведомив об этом Агентство по управлению персоналом государственной службы. Стоит отметить, что каждое ведомство имеет кураторов по этике, которые консультируют работников сферы государственного (муниципального) управления по поводу правильного применения этических норм на практике. Также в их компетенции находится разрешение споров в области данной сферы. Заместитель руководителя здесь является в общем плане ответственным за соблюдение Кодекса ценностей и этики государственной службы. Те, кто нарушает принципы и нормы данного нормативного акта, подлежат дисциплинарной ответственности, которая может привести даже к увольнению. Наряду с контролем над соблюдением нравственной этики, расположившимся внутри ведомств, работает независимый Уполномоченный по поддержанию нравственных стандартов на государственной службе, отчитывающийся перед Клерком Тайного Совета, который в свою очередь является руководителем государственной службы Канады. К Уполномоченному вправе обратиться любой служащий государственных органов, если его не удовлетворяет работа куратора по этике.

Перейдем к Европе. Так, во Франции сложились прочные принципы служебной этики, а этическая программа направлена, прежде всего, на предотвращение коррупционных ситуаций. Нравственное поведение и ответственное исполнение обязанностей государственного служащего должны быть вызваны уважением к закону, только таким образом возможно эффективное выполнение задач в сфере гласности, контроля и пресечений разного рода нарушений. Ключевую позицию в регулировании деятельности должностных лиц занимает осознание ими того, что они - неотъемлемая часть системы государственного (муниципального) управления. Благодаря специальным органам, таким как Центральный департамент по предотвращению коррупции, Межведомственная комиссия по расследованию контрактов служащими, Высший совет по этике в национальной полиции, служащие во Франции находятся под особым контролем. В случае совершения ими серьезных нарушений служебного поведения данные органы передают информацию об этом в прокуратуру и другие контрольные органы. Кроме того, важным механизмом реализации контроля над поведением должностных лиц является подготовка государственных служащих по менеджменту, разработанная при реформировании государственной службы в 90-х годах. Она предполагала новый подход в регулировании профессиональной этики и организационной культуры на государственной службе в целом. Данный подход подразумевает следующие

принципы:

1. Организацию нельзя изменить, если высшее руководство не заинтересовано в этом.

2. Менеджмент человеческих ресурсов должен стать одним из функциональных обязанностей каждого руководителя.

Отсюда можно сделать вывод, что в целом перспектива совершенствования механизмов регулирования деятельности участников государственного управления во Франции базируется на развитии менеджмента человеческих ресурсов, а также на признании этико-психологического поведения руководителя ключевой в системе каждого органа. Так, регулирование профессионального поведения госслужащих во многом зависит от сильного руководства.

Для Японии характерно существенное осознание народом своих обязанностей и уровня возлагаемой на них ответственности. Менталитет жителей данной страны, складывавшийся столетиями, отражает прекрасное понимание того, что они должны делать, какие правила поведения должны соблюдать, чтобы обеспечить процветание своей стране. Так, японская Конституция закрепляет место государственных служащих в системе государственной власти как слуг социума вообще, а не какой-то отдельной его ячейки. Также, согласно закону о государственных служащих Японии, они обязаны работать только ради общественного интереса и полностью отдать себя выполнению своего служебного долга. Такие примечательные требования подкреплены также принципами меритократии, то есть системы, где в качестве компонентов должностного роста выступают способности и достижения, поэтому работать в систему государственного (муниципального) управления берут лишь студентов самых престижных учебных заведений, к тому же только лучших из них.

Так, мы провели анализ основных принципов и идей государственного регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих в таких ведущих державах, как США, Канада, Франция и Япония. США и Канада - два крупных государства Нового Света. Франция - Старого, а Япония несёт в себе абсолютно самобытные традиции, так как долгое время была сокрыта от мира.

Почему необходимо рассматривать опыт других государств, несмотря на различия в экономико-политических и социальных аспектах? Авторы считают, что такая система, как государственное и муниципальное управление в современном обществе должна придерживаться одного направления - достижения благосостояния своего народа. А в такой непростой задаче, схожей для всех, работает простой принцип - «одна голова хорошо, а две лучше». Потому опыт каждой страны важен не только для неё самой, но и для других стран. Однако к процессу перенятия лучших практик стоит проявлять избирательность, осторожность и обязательно адаптировать заимствованное.

Список используемой литературы:

1. Международный кодекс поведения для государственных служащих, принятый Резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996

2. Модельный кодекс поведения для государственных служащих. Приложение к рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000.

3. American Society for Public Administration. URL - https://www.aspanet.org/ (10.04.2021)

4. Executive Order 12674 of April 12, 1989 (as modified by E.O. 12731) "PRINCIPLES OF ETHICAL CONDUCT FOR GOVERNMENT OFFICERS AND EMPLOYEES"

5. Values and Ethics Code for the Public service. URL-https://www.canada.ca/en/government/publicservice/values.html (10.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.