Научная статья на тему 'Репрезентация жизненного опыта в качественном исследовании'

Репрезентация жизненного опыта в качественном исследовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / QUALITY SOCIOLOGY / AUTOBIOGRAPHICAL METHOD / LIFE PLANS / SOCIETY INSTITUTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Ирина Викторовна

Познавательные возможности качественной социологии позволяют искать ответы на важные для человечества вопросы: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с письменными личными документами? Что дает социология обществу? Автобиографический метод исследования позволяет увидеть, как социальная реальность преломляется в жизни конкретного человека, а в итоге понять, как социальные изменения переживаются обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the life experience in quality study

The informative possibilities of the quality sociology allow searching the responses for the important questions of the humanity: what is the truth in a sociological study? What reality do we study working with written personal documents? What does sociology give to the society? The autobiographical method of the study allows to see how the social reality is interpreted in the life of a concrete person and as a result to understand how the society goes through the social changes.

Текст научной работы на тему «Репрезентация жизненного опыта в качественном исследовании»

УДК 316

Попова Ирина Викторовна

доктор социологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА В КАЧЕСТВЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Познавательные возможности качественной социологии позволяют искать ответы на важные для человечества вопросы: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с письменными личными документами? Что дает социология обществу? Автобиографический метод исследования позволяет увидеть, как социальная реальность преломляется в жизни конкретного человека, а в итоге понять, как социальные изменения переживаются обществом.

Ключевые слова: качественная социология, автобиографический метод, жизненные планы, институциональная структура общества.

Качественное исследование отличается от количественного принципиально . тем, что в оппозиции «человек - общество» оно рассматривает индивида как творца общественной жизни. Индивидуальные жизненные планы пересекаются с жизненными планами других людей, и это создает социальную организацию. Несмотря на то что в центре внимания качественной социологии находится индивидуальное сознание и поведение, это не снимает с нее главного направления социологии - выявлять нечто типическое в социальной действительности. Качественная социология меняет взгляд на общество: вместо обобщенной информации о безликом обществе мы видим конкретного человека с его переживаниями, оценками происходящего, сомнениями. Задача качественного исследования состоит в том, чтобы максимально представить жизненный мир информанта, его интерпретацию событий. Для реализации такой задачи наиболее адекватным было проведение качественного исследования. Оно дает возможность не оказывать никакого давления на информанта со стороны исследователя. Целью исследования является получить оценку индивидуального жизненного пути как последовательности состояний человека, которые меняются в связи с меняющимися общественными событиями.

Именно с этих позиций в качестве примера мы приведем результаты исследования, которое проводится с 1991 года по настоящее время по методу исследования жизненных путей. Сама идея данного исследования заключается в том, чтобы через изучение автобиографических очерков «Я и общество», написанных студенческой молодежью, попытаться проследить изменения

институциональной структуры общества, или, другими словами, трансформацию общества в свете изменений общественных структур. Кроме того, это исследование, будучи лонгитюдным, позволило выявить взаимосвязь между изменением социокультурной среды и социальными процессами, затрагивающими всю систему социальных отношений. Использование автобиографического метода объясняется тем, что это такой вид качественного исследования, где методологические посылки качественной социологии выражены наиболее полно и отчетливо. Биографический метод исследования личных письменных рассказов о жизни информанта - это способ получения информации о максимальной представленности жизненного опыта, что не является прямым отражением объективных событий, но конструированием мира и самого себя. Информант выстраивает перед исследователем реальность своей жизни так, как он видит ее на данный момент. Как правило, он начинает свое повествование с детства, с того момента, как он себя помнит, а заканчивает подведением неких итогов в настоящем. За счет максимальной неформали-зации автобиографический метод дает исследователю глубокий доступ к субъективному миру человека. А благодаря анонимности позволяет получить от информанта то, чего он не сказал бы исследователю при личном интервью.

Так, в одной из работ можно найти подтверждение верности этого приема: «Жизнь - не сказка. И что поделаешь? Возможно, некоторые подробности истории моего пути шокируют вас, но кто знает, вдруг мне станет легче, когда я скину их на бумагу».

В целом анализ собранного материала показал, что жизненный путь человека - это многоас-

262

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Попова И.В., 2011

пектный процесс. Он складывается из многих взаимосвязанных жизненных сфер. Если же попытаться выделить основные жизненные сферы, о которых больше всего говорит данная социально-демографическая группа, то это: семейная жизнь и отношения с родителями, образовательная и самоопределения в обществе.

Изначально условием описания жизненного пути ставилась не столько хронология событий, сколько психофизические качества людей, живущих в условиях трансформирующегося общества. Особенностью данного исследования является также и то, что в нем изменения институциональной среды рассматривается не глазами информантов, а глазами исследователя, который на протяжении многих лет накапливает информацию о каждом следующем возрасте акторов. В приложении можно видеть несколько текстов, выполненных информантами, так как они используются для анализа.

Что касается анализа полученного материала, то построен он будет в хронологическом порядке.

Автобиографии, написанные в 1991 году, выполнены людьми, родившимися в 1974 году. Поэтому их детство проходило в доперестроечное время. Характерной особенностью этих работ является то, что в сознании запечатлелось вступление в октябрята, пионеры и комсомол. Основное внимание уделено, практически во всех работах, общественной деятельности в школе и моментам индивидуального жизнеустройства, выбора профессии.

Нередки работы, в которых молодые люди говорят о любви к Родине.

Материалы, полученные в 1994-1995 годах, резко отличаются по своему содержанию от предыдущих тем, что в них мало воспоминаний о детских годах, в них все внимание уделено ближайшему прошлому. В основном это рассказы о семье, о том, как трудно общаться с родителями, потому что они постоянно заняты зарабатыванием денег, как отдалились учителя от своих учеников, состояние одиночества в обществе, - так можно охарактеризовать тон большинства работ. Существенное влияние на самоощущение этой возрастной группы оказали события в Чечне. Так, например, в одной из работ девушка 1974 года рождения пишет: «Самым значительным приобретением за время воспитания явилось то, что мама показала мне, что такое книги, и я считаю, что все мои убеждения, знания, цели произошли

из книг. Откуда могла взяться любовь к Родине? Только не такая, как можно представить за этим добрым, но заштампованным словосочетанием. Мне же совсем не все равно, что сейчас в моей стране русские люди убивают таких же, как они, людей - они мне совсем не чужие и их горе, не выразимое словами, отдается в моем сознании».

Переход от общественного к индивидуальному характерно звучит в одной из работ: «В школе я занимала активную жизненную позицию - работала в штабе “Поиск”, походы, семинары, поездки, комитет комсомола. Лет в 15 поняла, что это никому не нужно, кроме тех, кто этим занимается. Мне повезло, что я родилась во времена застоя, а живу во время перестройки. Я почувствовала себя человеком, а душу обрела в августе 1991 года. Вот так и живу: раньше на меня влияли родители и учителя, а еще - барабаны, флаги, различная советская символика, с 15 лет я перестала на это обращать внимание и главное место в моей жизни заняли друзья и хорошая музыка».

В одной из работ очень точно передано состояние этого поколения: «С 1994 года перестали принимать в пионеры, я как раз перешла в пятый класс. Каково же было разочарование, когда отменили это долгожданное событие, это же всегда подавалось как одно из ярчайших событий в школьные годы. Для меня лично это было достаточно драматично. Так мы прощались с советской властью, по моим ощущениям - болезненно и чуть не с мясом ее от нас отрывали. Потом отменили школьную форму. Это стало поворотным моментом в моей жизни. Если до этого социальному положению в школе значения не придавали, то с отменой школьной формы мы перестали быть равными. По тому, кого как одевали родители, все стало очевидно. Моя мама не могла покупать мне новые вещи, в семье совсем не было денег. Я донашивала вещи маминой молодости. Постепенно и по нарастающей начались издевки одноклассников».

Что касается работ, написанных с 2003 по 2006 год, то характерной особенностью этих работ является оценка последствий перестройки как с индивидуальной, так и с социальной позиции. Если говорить об индивидуальном, то это большое количество работ, в которых говорится о распаде семьи, о ее тяжелом материальном положении, о пьянстве отцов, о нелюбви к детскому саду. В качестве оценки происшедших изменений можно привести следующую выдержку: «В моей се-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

263

мье много учителей, мама, папа, тетя, бабушка. После 90-х социальный статус родителей очень изменился. Интеллигенция потеряла много социальных преимуществ. В процессе воспитания я впитала установку на образованность и определенный набор ценностей советского времени. Хорошие такие ценности и идеалы. Начиная с 90-х к ведущим статусным ценностям нередко стали относить богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность красиво жить. Вообще это нормальное стремление, плохо, когда оно выходит на первый план и становится культом».

Цитата из другой работы: «Моя автобиография - печальная история о том, как медленно, но верно общество уничтожало в человеке все его лучшие качества: правдивость, справедливость, веру в торжество добра. С того времени как Россия встала на “путь капитализма”, я только и слышу “экономика, финансы, валютный фонд, карьерный рост, достойная зарплата, условные единицы, вилла на Лазурном берегу и т.д. и т.п.”. Неужели это то, к чему должен стремиться нормальный человек?! В таком случае я объявляю себя “ненормальной” и во всеуслышание кричу: “Любовь! Дружба! Милосердие! Уважение! Добро! Сострадание!” В качестве эпиграфа не только моей работы по социологии, но и моей жизни я взяла бы слова Р.У Эмерсона: “Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной”».

Примером того, насколько ценно ретроспективное исследование жизненных путей, можно считать работу, в которой автор описывает не только свою жизнь, но и жизнь своих прабабушки, бабушки и мамы. В такой работе действительно просматривается эпоха. В событийном анализе можно увидеть и то, как прошлое откладывает свой отпечаток на настоящее. Так, рассказывая о своей прабабушке, девушка пишет: «Я уверена, что моя жизнь и зачатки моей личности отчасти были заложены еще моими предками. Моя прабабушка родилась в 1898 году, уже после отмены крепостного права, но долго еще семья продолжала считать себя крепостной, и жила баба Юля при барском доме. Когда убили царя-батюш-ку, крестьяне очень горевали и приход к власти коммунистов для многих из них был трагедией.

Семья бабы Юли долгое время помогала бывшим своим хозяевам продуктами с огорода и спасала их, так как они были не приспособлены к жизни и физическому труду. Теперь я хочу пояснить, как, по моему мнению, жизнь моей прабабушки повлияла на формирование моего характера. Я считаю себя человеком, очень склонным к сопереживанию, и могу работать как в подчинении, так и самостоятельно. Я тяжело переживаю потрясения в обществе, смену власти, настороженно смотрю на реформирование общества. Я склонна считать, что эти черты генетически были заложены еще при жизни моей прабабушки. Теми страхами и опасениями, которые терзали ее при общественном строе, в котором она жила».

Рассказывая о судьбе своей бабушки Г али, она касается судьбы женщины, пережившей войну и все тяготы, с этим связанные, и благодарит бабушку за то, что научила ее делать все домашние дела, что сейчас ей очень пригодилось в жизни.

Судьба мамы - это судьба молодой женщины, родившей в деревне ребенка без мужа, отношение к ней со стороны окружения. История о том, как несмотря ни на что она сумела посвятить свою жизнь детям, и теперь это самый родной и близкий для них человек.

Говоря о своей жизни, девушка пишет: «Не знаю, как будет складываться моя жизнь, но свой небольшой жизненный опыт не считаю ненужным. Все трудности в жизни дают нам возможность окрепнуть и на себе почувствовать, что такое кризис, тупик, обвал. О нынешнем общественном строе и о политике нашего государства можно говорить много плохого, многое у нас запущено. Наша Дума, принимая очередной законопроект, ориентируется на опыт зарубежных государств. Порой создается впечатление, что они не знают особенностей России, не понимают, что большинство их законов загоняют большинство русских людей за черту бедности и ставят в условия выживания».

Весь этот анализ сделан для того, чтобы показать, что в качественном исследовании предметным полем выступает практика повседневной жизни как единственная социальная реальность. Поэтому в таких исследованиях делается акцент на изучении точки зрения индивида, действующего в социальной реальности.

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.