Научная статья на тему 'Автобиографический нарратив в контексте междисциплинарного исследования'

Автобиографический нарратив в контексте междисциплинарного исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРАКТИКИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛОНГИТЮД / ТРАНСКРИПТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / NARRATIVE INTERVIEW / AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE / LIFE PRACTICES / IDENTITY / DURATION / TRANSCRIPT / SOCIAL CULTURAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова Ирина Викторовна

Показан период ранней социализации, во время которого получить первичнуюинформацию от самого человека практически невозможно. В проведенном качественном исследовании получился эффект «остаточных впечатлений» т.е. удалось зафиксировать состояние сознания в возрасте, о котором мы даже не знаем, с какого момента человек себя помнит. Представлен результат, который доказывает, что в российское общество пришли когорты, прошедшие через психологическую травму. Этомолодые люди, на детство которых выпали, как теперь говорят, "лихие девяностые".Именно эти когорты нуждаются сегодня в психологическом сопровождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH

The article shows the period of early socialization when it is nearly impossible to getthe primary information from the person himself/herself. The conducted quality research reflects the effect of “residual impressions ”, i.e. one could fix the conscious state at the age thatwe cannot even know from what moment the person remembers himself/herself. The articleprovides the result, which proves that there were kinds of psychotraumatizedpeople in Russian society. These are young people who were children in “the turbulent 1990s”. But not somany people truly understand what those young people lived through. These traumatizedpeople need psychological support today.

Текст научной работы на тему «Автобиографический нарратив в контексте междисциплинарного исследования»

17. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

18. Шулепова А.Н. Варианты жизненного пути в молодости // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2009. С.195-207.

Маленова Арина Юрьевна, канд. психол. наук, доц., malyonova@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Потапова Юлия Викторовна, соискатель,_ malyonova@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

TYPES OF EMOTIONAL ATTITUDE OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERSONAL MATURITY TO SEPARA TION FROM THEIR PARENTS

A.Yu. Malenova, J. V. Potapova

This article gives the description of different types of emotional attitude of young people to the separation from their parents at the beginning of the independent life period. The typology is based on personal qualities of students and their emotional states in case of separation. The selection of personal qualities for the typology grounds was based on the analysis of theoretical views on personal maturity criteria. The result of the research is the determination of qualities important for overcoming the separation crisis.

Key words: separation, personal maturity, emotional attitude, parent-child relationship.

Malenova Arina Yurievna, PhD (Psychology), Associate Professor, malyono-va@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky;

Potapova Julia Viktorovna, post-graduate student, malyonova@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky.

УДК 159.9

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И.В. Попова

Показан период ранней социализации, во время которого получить первичную информацию от самого человека практически невозможно. В проведенном качественном исследовании получился эффект «остаточных впечатлений» т.е. удалось зафиксировать состояние сознания в возрасте, о котором мы даже не знаем, с какого момента человек себя помнит. Представлен результат, который доказывает, что в российское общество пришли когорты, прошедшие через психологическую травму. Это молодые люди, на детство которых выпали, как теперь говорят, "лихие девяностые". Именно эти когорты нуждаются сегодня в психологическом сопровождении.

Ключевые слова: нарративное интервью, автобиографический нарратив, жизненные практики, идентичность, лонгитюд, транскрипт, социально-культурный контекст.

В научной среде сформировано мнение о том, что самое интересное рождается на стыке наук. Что касается изучения человеческого поведения,

то оно, в силу своей сложности, несомненно требует междисциплинарного подхода. Представленный материал не является продуктом исследовательской деятельности психолога - это продукт социологического исследования, можно даже сказать, "побочный" продукт. Все дело в том, что в социологическом исследовании, которое представляет собой лонгитюд, проводящийся по авторской методике, подвергающейся усовершенствованию на протяжении 20 лет по мере получения результатов, появилась информация, которая, с нашей точки зрения, является небезынтересной для психологов, работающих в рамках культурно-исторической концепции и нарративной психологии. Культурно-историческая концепция, которая, с точки зрения Е. Сапоговой, "создавалась как попытка определить отношения в системе «субъект-среда» через категорию социально-культурного контекста.

Выготский Л.С. обосновал идею, что структура и развитие психических процессов человека, в том числе его субъектности и субъективности, порождаются культурно опосредованной, исторически развивающейся практической деятельностью, и природа внутренних процессов квазисоци-альна. Одно из центральных и широко изучаемых понятий школы Л.С.Выготского - понятие взаимодействия. Оно определяется как осуществляемое через посредничество взрослых приобщение ребёнка к знакам и знаковым системам как средствам построения способов культурного поведения, овладения человеком самим собой в процессе развития" [1, с. 64 ] и является мостом, соединяющим социологический и психологический подходы к исследованию развития личности. По мнению Е.Е. Сапоговой, "исследования, позиционирующие себя как выготскианские, обычно представляют в качестве ключевых, ведущих начало от первоисточника, идей следующие положения: 1) взгляд на психику с точки зрения ее развития, 2) понимание высшей психической деятельности индивида как производной от социальной жизни, 3) представление о социальных и индивидуальных действиях субъекта как о знаково опосредованных феноменах" [1, с. 65]. Это и заставило меня опубликовать данный материал в журнале по психологии. Может быть, он даст возможность психологам добавить что-то новое в представления о связи социально-культурного контекста с развитием личности.

Несколько слов о методе и методике исследования. Работу «Я и общество» пишут студенты 4-го курса различных специальностей в завершении изучения курса «Социология». Метод нарративного интервью «история жизни» - личная автобиография, написанная самим рассказчиком (письменная традиция). Нарративный посыл заключается в том, что необходимо описать свой жизненный путь как историю взаимоотношений между личностью и обществом, написать автобиографию, отражающую влияние социальной среды на формирование тебя как личности. Целью исследования было получение оценки индивидуального жизненного пути как

последовательности состояний человека, которые меняются в связи с меняющимися общественными событиями. Для реализации такой задачи наиболее адекватным было проведение исследования с использованием автобиографического метода. Материалом для анализа являются транскрипты, накопленные в период с 1991 по 2013 годы. Важным условием написания автобиографии является анонимность. Это позволяет получить от информанта то, чего он не сказал бы исследователю при личном интервью. А отношения, сложившиеся с преподавателем в течение учебного года, делают этот текст доверительным, позволяют высказать то, чего нельзя рассказать при личном разговоре.

Сама идея данного исследования заключается в том, чтобы через изучение автобиографических очерков «Я и общество», написанных студенческой молодежью, попытаться проследить изменения институциональной структуры общества или, другими словами, трансформацию общества в свете изменений общественных структур. Кроме того, это исследование, будучи лонгитюдным, позволило выявить взаимосвязь между изменением социально-культурной среды и социальными процессами, затрагивающими всю систему социальных отношений. Биографический метод исследования личных письменных рассказов о жизни информанта - это способ получения информации о максимальной представленности жизненного опыта, что не является прямым отражением объективных событий, но конструированием мира и самого себя. Информант выстраивает перед исследователем реальность своей жизни так, как он видит ее на данный момент. Как правило, он начинает свое повествование с детства, с того момента, как он себя помнит, а заканчивает подведением неких итогов в настоящем. За счет максимальной неформализации автобиографический метод дает исследователю глубокий доступ к субъективному миру человека.

Такая постановка нарративного посыла привела к совпадению предметного поля нарративной психологии и социологии личности. То, о чем пишут в своих публикациях коллеги, представляющие психологическую школу Тульского государственного университета [2-6], получило подтверждение в транскриптах представленного автором исследования. Так, например, М.В. Клементьева рассматривает биографическую рефлексию как предметную форму рефлексии, непосредственно направленную на осмысление индивидуальной жизни субъекта. "Биографическая рефлексия обнаруживается в механизмах самопознания личности, саморегуляции жизненного пути в процессах порождения смыслов жизни и взаимовлияния жизненного пути личности и социокультурной действительности"[2, с. 342].

Накопленный за все годы материал позволил получить уникальный результат, позволяющий понять значение в жизни человека этапа социализации, происходящего в дошкольном возрасте. Это тот возраст, который

меньше всего доступен для социологического исследования. В этом возрасте ребенок не может быть объектом количественной социологии, мы можем только за ним наблюдать, но это субъективная интерпретация поведения ребенка не дает возможности получения объективной информации. Есть ограничения в получении информации об этом периоде жизни и у взрослого человека: во-первых, сложно оформить ее через закрытые вопросы; во-вторых, это связано с напряжением и свойствами памяти каждого. В проведенном качественном исследовании получился эффект «остаточных впечатлений» т.е. удалось зафиксировать состояние сознания в возрасте, о котором мы даже не знаем, с какого момента человек себя помнит. Есть работы, к которым можно относиться двояко: с одной стороны -не может быть, выдумывает, а с другой - кто его знает, может быть, действительно, такое возможно. Например, информант утверждает, что помнит себя с первых минут рождения и описывает палату, в которой находилась сразу после рождения и все события, которые там происходили, пересказывает разговоры мамы с медперсоналом. А есть такое: "Даже не знаю, с чего начать. Наверно, в таких случаях начинают с детства. В возрасте до семи лет я вообще себя не помню. Но родители и бабушка рассказывали мне. что я была очень общительным ребенком, любила петь и мечтала стать певицей". Где гарантия, что все методы, которыми владеют представители различных наук, дали полное представление о состоянии человеческой памяти?

Прежде всего, хотелось бы привести материалы исследования, которые показывают, насколько важным является период ранней социализации ребенка для формирования идентификационных процессов и вживания в систему отношений. Рассматривая процесс воспитания личности, принято уделять внимание семье и школе. Все, что касается системы дошкольного воспитания, выглядит сегодня пустыми декларациями, так как эта система много лет находится в условиях выживания. Исследование показало, что период, проведенный ребенком в детском саду, является не менее, а возможно, более важным, чем период школьной жизни. Это время, когда сам ребенок не может ничего оценивать, а родители не в курсе того, что там с ним происходит. Но самое опасное в том, что персонал данных учреждений не осознает всей важности своего влияния на формирование личности ребенка. Именно этот персонал должен быть в наибольшей степени профессионально пригодным, а в нашей жизни все наоборот. Больше всего малоквалифицированных либо выгоревших в профессии, либо людей случайных работают именно в этом звене. Впечатления людей, которым по 20 лет, о времени, проведенным в детском саду, заставляют задуматься о том, что эти впечатления остаются с человеком на всю жизнь и оказывают влияние на его поведение на протяжении всей его жизни. Неожиданным для меня было, например, то, что в каждой работе информанты ассоциируют детский сад с манной кашей с комками, молоком с пенками и тихим

часом, который доставлял всем больше проблем, чем пользы для здоровья. Но самым важным является результат, который дает представление о том, что происходит в сознании маленьких людей, трансформируясь в социальные установки и комплексы.

«Мои воспоминания, которые были бы связаны с социализацией моей личности, относятся к ясельному возрасту - 3 года. На тихом часе, когда все дети спят, я никак не могла уснуть. Но нянечки этого не замечали. Я мучилась и ворочалась. В дополнение ко всему на мою кровать села нянечка, она была толстая и придавила мне ноги. Страх перед тем, что меня накажут за то, что я не сплю, заставил меня терпеть боль и неудобства. Видимо, это настолько сильно отложилось в моей памяти, что до сих пор испытываю некоторый дискомфорт, общаясь с полными женщинами, если мне с ними приходится общаться не в дружественной или родственной обстановке, а при деловом общении, когда женщина стоит выше меня рангом».

"Первое осознанное столкновение с обществом произошло, когда мне было пять лет. Как и большинство детей, я ходила в детский сад. Этот маленький мирок, детский микрокосм не привлекал меня. Я не любила ходить в детский сад, и не потому, что там заставляют, есть манную кашу, а потому, что там начинают убивать индивидуальность. Именно в детском саду я ощутила на себе всю прелесть социального неравенства. Если, к примеру, у Маши папа большой начальник, то ей можно не спать в тихий час, кидаться песком, и вообще воспитатели на нее не будут кричать, дабы не травмировать нежную детскую психику. А если твой папа простой электрик, то тебе не повезло. И не потому, что твой папа хуже другого отца, просто это общество так расставило приоритеты. И тогда я сделала для себя определенный вывод, что деньги и социальный статус ценятся больше, чем доброта и искренность. А еще я поняла, что если ты не такой, как все, рисуешь не так или не так складываешь тюльпаны из бумаги, то тебе будет не сладко среди людей. Вот именно с этим я и столкнулась. Я видела мир по-другому, но для большинства твое мнение не имеет значения. Есть рамки, и выйти за них нельзя".

«Детский сад. Тогда я его страшно не любила. Ведь там давали молоко с пенками и заставляли спать днем. Как можно было спать, когда вокруг столько неизведанного, нового. Все надо было успеть сделать, а тут воспитатель со своим тихим часом. Помню, украдкой под одеялом открывала глаза — совсем спать не хотелось. Но вездесущая нянечка подглядывала за всеми и все видела. Поэтому приходилось засыпать. Вот и третья встреча с обществом - сопротивление общественному порядку. Запрещают, а хочется сделать все наоборот».

«Следующий этап моей жизни - детский сад. Его я не особенно любила, впрочем, как и большинство моих детсадовских одногруппников. Наверное из-за установленного режима дня. Как можно заставить ребенка

кушать, гулять по часам? А особенно спать? В нашей группе никто никогда не спал в тихий час, все только делали вид. Мне это казалось пустой тратой времени».

«В детстве я была довольно болезненным ребенком. Частые простуды «мешали» ходить мне в детский сад. Но это меня нисколько не огорчало, а даже наоборот. Мне нравилось общаться с детьми, но я просто ненавидела режим. Я не понимала, почему должна спать днем и есть противную манную кашу, запивая все это счастье ненавистным молоком. Конечно же, я там практически ничего не ела, а когда всех укладывали спать, я лежала и ждала, когда же придут меня забирать. Поэтому, когда мне сказали, что в садик я ходить не буду - счастью моему не было предела».

«Деревенская воспитательница не отличалась хорошим характером (била детей шнуром от кипятильника), кроме того, по образованию она была зоотехником. В общем-то все терпели и мало кто жаловался».

«С 3 лет меня отдали в детский сад. Годы, проведенные в садике, я, наверное, не забуду никогда, и плохих впечатлений о нем у меня осталось гораздо больше, чем хороших. В этом я виню свою нянечку Людмилу Николаевну. Она часто ругала и наказывала меня, иногда позорила перед другими детьми. Я до сих пор помню момент, когда нам надо было нарисовать человечка на коньках, и мой рисунок Людмила Николаевна отнесла к самым худшим. За что она меня невзлюбила, мне не понятно до сих пор. Маме о бесчинствах няни я не рассказывала, боясь, что она мне не поверит».

"Первое понимание какого-то неравенства пришло в том самом злополучном детском саду. Меня не любила наша воспитательница. Наверно, эта нелюбовь была как-то связана с историей моего поступления в ее группу, по крайней мере, сейчас, спустя почти 20 лет, мне кажется именно так. Кто-то пустил по поселку слух о том, что мои родители алкоголики, и, по всей видимости, нянечка и воспитательница завели при мне этот разговор. Я не помню ни самого разговора, ни моей реакции на него, но мама впоследствии мне рассказала, что я очень сильно и долго плакала и просила родителей ничего им (нянечке и воспитательнице) не говорить. (Я помню лишь бесконечные ночные кошмары с Натальей, так звали мою первую воспитательницу, в роли ведьмы.) Это был мой последний день в этой группе. Соответственно после таких перипетий не удивительно, что новая воспитательница не пылала ко мне особенной приязнью, а ведь это была всего первая младшая группа".

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть ту мысль, что взрослые люди непростительно легкомысленно относятся к системе дошкольного воспитания, которая играет в жизни человека гораздо большее значение, чем взрослые это себе представляют, а с точки зрения использованной методики показать, как это можно использовать в психологической практике.

Вторым выводом, который пересекается с психологией, является то, что проводимое исследование показало, что в российское общество пришли когорты, прошедшие через психологическую травму. Это молодые люди, родившиеся в конце 80-х - начале 90-х годов, на детство которых выпали, как теперь говорят, "лихие девяностые". Но мало кто реально представляет себе, что они пережили, а главное, как это теперь сказывается на их личной жизни. Если обобщить те, факторы, которые определяли их детство, то к ним можно отнести материальную нужду, пьянство родителей, разводы, сильную загруженность родителей на работе и, как следствие, недостаток в общении и чувство одиночества с детских лет. В одной из студенческих групп, которая насчитывала 15 человек не было ни одного человека, выросшего в полной семье, несколько человек росли с бабушками или опекунами. Когда читаешь такие работы, то понимаешь какую социальную цену заплатило наше общество за переход из одного неэффективного правления к другому, еще более страшному. Приведу только несколько цитат, для того, чтобы подтвердить вывод о том, что эти поколения можно приравнять к "детям войны".

"Каждое утро начиналось с того, что бабушка поднимала меня с кровати и мы шли на хлебозавод за буханками и батонами. Мы стояли в очереди часов пять из-за каких-то трех буханок. Потом меня перехватывала тетя, и мы стояли еще часов пять в магазине. Весь день уходил на то, чтобы купить хлеб. Его параллельно с нашей очередью выдавали каким-то людям какие-то люди с черного хода магазина за переплату... потом были бесконечные давки за порошком и какими-то вещами. Дедушка даже стоял в очереди ночью. Да что говорить, за хлебом очередь занимали с раннего утра".

"Я помню, что очень хотела брюки, любые, главное свои брюки. Тогда уже все мои сверстницы ходили гулять в брюках, а я до сих пор продолжала одевать юбки да платья. Тогда абсолютно вся одежда мне доставалась от старших сестер, и поэтому иметь что-то свое было настоящей роскошью. А мне так хотелось..."

"Дисней дал нам мысль, что где-то есть параллельный мир - яркий, сладкий и увлекательный. И в подарок на Новый год я уже не хотела леденцов, я хотела «Твикс». Мама с папой постепенно становились все больше виноваты в том, что мы живем не так, как надо жить - не богато и не ярко. А с экрана телевизора лились сладкие речи о прекрасной жизни..."

"Учителя так же пили и брали взятки. На уроках было скучно, поэтому весь наш класс их закалывал. Закалывал и пил. Денег на пиво, которое активно рекламировали по ТВ, не было, но после столь активной пропаганды очень хотелось. Поэтому пили все, на что хватало денег. Да и что еще можно было делать в небольшом городке, где для молодежи не было почти ничего, что бы организовывало досуг. Здесь общество определило целых пару лет моей жизни. Мы пили, и пили очень много. Общество воспитывало алкоголиков, людей, которым было скучно жить. «Сломать то

сломали, а построить забыли» - сейчас вспоминается эта фраза. Комсомол канул в лету и никто не знал, что с нами делать, а я в пятый раз перечитывала «Молодую гвардию» и ждала войны. Чтобы жить и умереть ради чего- то".

"В 96-м или 95-м к нам в дом пришел голод. Долги составляли по 800 рублей каждый месяц, родители работали на «отдавание». Мы перестали ездить к бабушке на Украину, мама перестала делать на праздники торты, про выпечку пришлось забыть в принципе, не было не только муки, в доме не было черного хлеба. Мама начала болеть: температура, грипп, потом заболели зубы, дальше - хуже, по всему телу пошли лишаи, маму запихнули в больницу, денег на лекарства не было".

"Так мы прощались с советской властью, по моим ощущениям -болезненно и чуть не с мясом ее от нас отрывали. Потом отменили школьную форму. Это стало поворотным моментом в моей жизни. Если до этого социальному положению в школе значения не придавали, то с отменой школьной формы мы перестали быть равными. По тому, кого как одевали родители, все стало очевидно. Моя мама не могла покупать мне новые вещи, в семье совсем не было денег. Я донашивала вещи маминой молодости. Постепенно и по нарастающей начались издевки одноклассников".

Объемы статьи не позволяют привести то количество цитат, которые есть в исследовании, в том числе и по другим факторам, таким, как пьянство и развод родителей, насилие в семьях. Но все это для того, чтобы обратить внимание психологов на то, что эти возрастные когорты сегодня нуждаются в психологическом сопровождении. На это наталкивает и тот результат исследования, который показывает, какое большое количество студентов использовали эту работу для получения от нее психотерапевтического эффекта. Чтобы не быть голословной приведу несколько отрывков из транскриптов.

"Как выяснилось, не так уж и просто написать автобиографию. Однако признаюсь, это задание очень заинтересовало меня. В тот же день, когда Вы нам о нем сказали, я решила начать его выполнять. Какой-то необъяснимый энтузиазм, такое со мной, наверное, впервые за три года обучения. Вероятно, это связано с тем, что меня переполняет желание высказаться, пожаловаться на жизнь, рассказать кому-то о своем прошлом, своих переживаниях. «Выложить все как есть». Я осознаю, что это вовсе не телефон доверия или разговор с лучшим другом, но все же анонимность невыразимо привлекательна. Это возможность быть честным без всяких неприятных последствий. Шанс сказать все, как есть, и не бояться быть осмеянным. Я надеюсь, что именно так все и будет".

«Жизнь - не сказка. И что поделаешь? Возможно, некоторые подробности истории моего пути шокируют вас, но кто знает, вдруг мне станет легче, когда я скину их на бумагу».

"Р. Б. Я писала все это для себя. Это как монолог души. Конечно, если бы автобиография не была заданием, вряд ли бы меня что-либо толк-

нуло вспомнить и написать о тех моментах из жизни, которые навсегда останутся в памяти, воспоминания о которых до сих пор вызывают улыбку или слезы на глазах. Признаюсь, мне было психологически очень тяжело написать эту работу. Сейчас почти 3 часа ночи. Я писала в то время, когда меня никто не отвлекает и так, чтобы не показывать никому из окружающих своих эмоций. Не хотелось бы вызвать у кого-то жалость".

"Да и как бы стыдно мне не было это признавать я стала одной из них, я стала таким же бесчувственным человеком. Мне совершенно все равно на окружающих меня людей, я превращаюсь в такую же озлобленную серую массу. Эта биография дала мне возможность еще раз задуматься о том, кто я, а что я сделала в этой жизни. А также вспомнить счастливые моменты своего детства и юности. Я, несомненно, сохраню эту работу и постараюсь в течении жизни дописывать ее. Спасибо вам за такое задание! Мне понравилось!"

Представленные транскрипты подтверждают гипотезу о том, что эти возрастные когорты нуждаются в психологическом сопровождении, которое не должно быть пустой профанацией, оно должно быть реальной поддержкой для молодых людей, живущих в сложном транзитивном социуме, находящемся в состоянии аномии.

Список литературы

1. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии. //Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 63-74.

2. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 341-351.

3. Клементьева М.В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 276-284.

4. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 176-184.

5. Бородачева О.В. Мотивационная составляющая речевой компетентности в рассказах о себе как акмеологическая предпосылка // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 311326.

6. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурса развития» взрослого человека // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 326-336.

Попова Ирина Викторовна, д-р социол. наук, проф., pivik@Hst.rH, Россия, Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH

I.V. Popova

The article shows the period of early socialization when it is nearly impossible to get the primary information from the person himself/herself. The conducted quality research reflects the effect of "residual impressions", i.e. one couldfix the conscious state at the age that we cannot even know from what moment the person remembers himself/herself. The article provides the result, which proves that there were kinds of psychotraumatizedpeople in Russian society. These are young people who were children in "the turbulent 1990s". But not so many people truly understand what those young people lived through. These traumatized people need psychological support today.

Key words: narrative interview, autobiographical narrative, life practices, identity, duration, transcript, social cultural context.

Popova Irina Viktorovna, Doctor of Sociology, Professor, pivik@,list.rн, Russia, Yaroslavl, P. G. Demodov Yaroslavl State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.