Крюкова О. С.
д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств Факультета искусств МГУ
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИМВОЛИКЕ ДВУХ РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ
Ключевые слова: национальная идентичность, цивилизационная идентичность, русская культура, символы Москвы и Санкт-Петербурга.
Keywords: national identity, civilizational identity, Russian culture, symbols of Moscow and St. Petersburg.
Своеобразное культурное и политическое соперничество, даже противостояние двух российских столиц берет начало еще в XVIII веке, что отметил в свое время А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»: «И перед младшею столицей // Померкла старая Москва, // Как перед новую царицей // Порфироносная вдова» [6, с. 261]. В массовом сознании XIX века Москва воспринималась как патриархальный русский город, а Петербург - как почти европейский. «Москва олицетворяла национальный характер претендующего на европейскость государства, она была той головой двуглавого российского орла, что вглядывалась вглубь России, смотрела на Восток», - подчеркивает С.Б. Смирнов [8, с. 13] Однако на символическом уровне соперничество Москвы и Петербурга, продолжающееся и в современности, не означает противопоставления православной и западной цивилизации, это соперничество можно назвать социокультурным феноменом.
На символическом уровне город представляет его герб. Гербом Москвы является изображение Св. Георгия Победоносца, поражающего змея. Изображение всадника («ездеца»), поражающего змея, впервые появляется в 1497 г. на печати Ивана III, причем всадник тогда еще не трактовался как изображение Святого Георгия. Всадник, поражающий змея, - это, по мнению ряда исследователей, символ борьбы государя православной Руси со злом [4, с. 8], т.е. геральдическое зло (змей) носит вселенский характер, а не олицетворяет только борьбу с язычеством. Появление Св. Георгия на гербе Москвы объясняется следующим фактом: Св. Георгий является небесным покровителем основателя Москвы - князя Юрия Долгорукого. Впервые всадника на гербе «Святым Егорием» назвал Петр I в собственноручной записке 1710-х гг. Герб Москвы с изображением Св. Георгия обрел официальный статус в 1781 г., просуществовал до 1917 г., в 1993 г. этот герб вновь стал использоваться в городской символике, что нашло отражение в Законе о гербе и флаге города Москвы от 1 февраля 1995 г.
Святой Георгий почитается как в восточной, так и в западной христианской традиции, поэтому герб Москвы символически связан как с православной, так и с западной цивилизацией (в терминологии С. Хантингтона).
В начале 1710-х гг. появился и первый герб Петербурга, который отличался от современного. В этом гербе прослеживалась связь города с небесными покровителями и города, и его основателя. Ключ и меч, изображенные на данном гербе, - символы апостолов Петра и Павла. Этот герб был на знамени Невского полка и на личной печати Петра I. Но в 1712 г. воинская символика претерпела изменения. А в 1720-х гг. граф итальянского происхождения, Ф. Санти, предложил для санкт-петербургского полка другой герб, который впоследствии стал гербом Петербурга. Этот герб, учрежденный в 1729 г. и официально пожалованный городу императрицей Екатериной II, геральдически не связан с небесным покровителем основателя города, свидетельствует о географическом положении города (два серебряных якоря, морской и речной, выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути), былом столичном статусе (золотой скипетр в полном варианте герба) и напоминает о кровопролитной Северной войне (красное поле щита). В гербе Санкт-Петербурга, таким образом, исторически заложено противопоставление западной и православной цивилизации, в отличие от герба Москвы, где этого противопоставления нет на символическом уровне.
В советский период вместо герба Ленинграда использовались негеральдические, но узнаваемые изображения, в частности кораблик со шпиля Адмиралтейства. На гербе Москвы в период с 1924 по 1993 гг. была представлена советская символика.
Гимн города Москвы был создан на основе советской песни «Моя Москва» (песня И.О. Дунаевского на стихи М.С. Лисянского и С.И. Аграняна), а гимн Петербурга имеет в своей основе музыку из балета «Медный всадник» (1949 г., композитор Р.М. Глиэр). Оба музыкальных произведения были созданы в советский период, но балет «Медный всадник» обладает, разумеется, большей культурологической основой.
Архитектурные символы Москвы и Петербурга символически представляют как национальную, так и цивили-зационную идентичность. Нельзя не согласиться со следующим утверждением: «... и московские государи, и российские императоры стремились через применение европейского опыта найти адекватное архитектурное выражение своим представлениям о сути и значении русской государственности, создать архитектурные символы государственной власти» [8, с.18]. Так, символ Москвы и России, Московский Кремль, с его главными соборами, Успенским и Архангельским, представляет собой выдающееся творение итальянских архитекторов, соединивших европейский опыт
строительства фортификационных и культовых сооружений с традициями древнерусского зодчества [7]. Кремль и соборы Кремля изображались и изображаются на национальных банкнотах [3], открытках, сувенирах как зримые и узнаваемые национальные и государственные символы. В то же время исторически Московский Кремль и его главные соборы соединяют православную и западную цивилизации.
Другой узнаваемый архитектурный символ Москвы, Покровский собор, известный также как Храм Василия Блаженного, был воздвигнут в честь взятия Казани в 1552 г., т.е. исторически на семиотическом уровне он знаменует победу православной цивилизации над мусульманской и их дальнейшее мирное сосуществование в Русском государстве. Храм, воплотивший идею «небесного Иерусалима», изначально задуман как культовое сооружение, символически объединяющее культуры и цивилизации, о чем свидетельствуют названия его первоначальных восьми приделов (по числу дней решающих боев за Казань): церкви Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорец-кого, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении.
Скульптурные символы Москвы и Петербурга представлены известными памятниками: князю Юрию Долгорукому, основателю Москвы (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, 1954), и памятником Петру I на Сенатской площади, за которым закрепилось название «Медный всадник» (скульптор Фальконе; памятник открыт в 1782 г.). Памятник Юрию Долгорукому, созданный в советский период, тем не менее содержит изображение древнего геральдического символа Москвы, Св. Георгия, на круглом щите, который закреплен на левой руке князя.
Памятник Петру I в Петербурге также связан с геральдическим символом Москвы. Под копытами коня Петра I -извивающаяся змея, которая визуально сопрягает символ Петербурга с московским гербом: «Выполненная скульптором Гордеевым, она присутствует здесь «по техническим причинам», поскольку ее одновременное соприкосновение с хвостом коня и постаментом дает необходимую третью точку опоры для тяжелотонного бронзового «кентавра». Вместе с тем попираемая всадником змея содержит намек на прежний культ героя-змееборца (Георгия - традиционного покровителя Москвы). Но торжество над ползучими аллегориями зла тут буквально позади, оно носит откровенно «рудиментарный» характер» [1, с. 115-116].
Другой памятник Петру I, работы Зураба Церетели (официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»), появился в Москве, относительно недавно (1997), вызвал много споров, но постепенно стал не столько символом, сколько частью городской среды. Символично, что он расположен в непосредственной близости от храма Христа Спасителя. Поскольку Петр I в массовом сознании связывается с «окном в Европу», то соседство памятника Петру I и главного московского храма символически прочитывается как диалог двух цивилизаций, православной и западной, что особенно наглядно в Москве, которую Петр, по преданию, не жаловал, именно в связи с ее гипертрофированной патриархальностью.
Еще один символ Петербурга, «Александрийский столп» работы О. Монферрана, 1834 г. (это название закрепилось за монолитной гранитной колонной благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный ...»), соединяет в себе прославление сильной государственной власти с традициями древнерусской государственности (на рельефах постамента колонны изображены щит князя Олега и шлем Александра Невского). Символом Москвы и России является и монумент Минину и Пожарскому на Красной площади (скульптор И.П. Мартос, 1818 г.). Этот памятник, вписанный в ансамбль Красной площади (в данном случае речь идет о первоначальном его месторасположении), обладал не только национально-символическим значением, но и сакральным смыслом: «Благодаря местоположению монумента напротив Кремля и пластическому рисунку жеста, фиксирующему центральную ось ансамбля, события давнего и недавнего прошлого словно «завязаны узлом», образуя символический «текст», где московский Кремль выступает как бы дважды - как образ-картина в ореоле исторических воспоминаний и как то, что есть, стоит, существует здесь и теперь поперек превратностей судьбы. В таком контексте жест Минина, простираемый из исторического и географического далека, получает смысл завета - да пребудет отныне и во веки веков, становится знаком утверждения Кремля как нетленной и незыблемой святыни» [1, с. 144]. С изменением первоначального месторасположения монумента архитектурные и исторические акценты несколько сместились, но общий смысл семиотического послания этого памятника как национального символа, тем не менее, сохранился.
Как и щит князя Олега и шлем Александра Невского на рельефах постамента Александровской колонны, этот памятник напоминает о героическом прошлом Отечества. Однако Минин и Пожарский, в соответствии с традициями ампира, изображены в облике древнеримских героев (это особенно касается князя Пожарского, т.к. в хитон Минина в окончательном варианте скульптуры добавлен русский узор). Это скульптурное решение имеет также символический цивилизационный смысл, закрепляя в зримых художественных формах не только идею защиты Отечества, но и концепцию «Москва - Третий Рим».
Духовные национальные центры Москвы и Петербурга представлены в первую очередь православными храмами. Храм Христа Спасителя в Москве, построенный в русско-византийском стиле, олицетворяет собой православную цивилизацию, в то время как колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге архитектурно напоминает о площади Св. Петра в Риме, что, как вариант «исторического ретроспективизма, демонстративно ориентированного на западные прецеденты» [1, с. 125], символически соединяет две цивилизации - православную и западную. Поздняя московская архитектурная реплика этого проекта прозвучала в храме-усыпальнице («Колоннада») в подмосковном Архангельском (архитектор Р.И. Клейн).
Таким образом, в геральдических, архитектурных и скульптурных символах двух российских столиц исторически заложено сложное сочетание национальной и цивилизационной идентичности. В этих значимых для России символах не содержится однозначного ответа на принципиальный вопрос еще 300-летней давности: «... стоит ли ей при-
соединиться к западной цивилизации или она является стержнем самобытной евразийской православной цивилизации?» [2, с. 107-108] Но этот вопрос цивилизационного выбора поставлен, и поставлен он в пространстве культуры.
Список литературы
1. Алленов М. Русское искусство XVIII - начала ХХ века. - М.: Трилистник, 2000. - 320 с.
2. Кочетков В.В. Идентичность и культура в современных международных отношениях. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 320 с.
3. Крюкова О.С. Доминанты национальной идентичности в символике денежных знаков // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Вып. 1 / ИНИОН РАН, Отдел научн. сотрудничества, Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Ч. 1. - С. 522-524.
4. Перевезенцев С.В. Москва-Санкт-Петербург: величие России. - Книга-альбом. Худ. Белкин В.А. - М.: Голден Би, 2003. - 368 с.
5. Петербург в русской поэзии (XVIII - начало ХХ века): Поэтическая антология / Сост., авт. вступит. статьи и комментариев М.В. Отрадин. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 384 с.
6. Пушкин А.С. Медный всадник // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти тт. Т.3. - М.: Правда, 1981. - С. 260-273.
7. Седов В.В. Вступительная статья // Итальянские архитекторы для России XV - ХХ вв.: Архитектурные проекты итальянских зодчих из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева. - М.: MV, 2000. - С. 5-10.
8. Смирнов С.Б. Петербург - Москва: Сумма истории. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 269 с.