Научная статья на тему 'Укрощение стихии: история России в трёх памятниках'

Укрощение стихии: история России в трёх памятниках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
130.2 / ИСТОРИЯ / ИМПЕРИЯ / СТИХИЯ / ПРОГРЕСС / ПАМЯТНИК / КОНЬ / ВСАДНИК / АРХЕТИП / МИФ / ОБРАЗ / СКУЛЬПТУРА / КОННАЯ СТАТУЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цуканова И.В.

Статья посвящена проблеме отражения образа России в русском искусстве 18-19 веков на примере конных статуй российских императоров Петра I, Николая I, Александра III. По мнению автора, трансформация образа всадника и особенно коня, который, являясь символом мощи и жизненной силы, страстей и влечений, выражает динамику стихии, знаменовала собой завершение истории Московского царства и явилась отражением тех политических и социокультурных преобразований в России, которые способствовали её развитию. Эти метаморфозы задавали новые параметры понимания истории, которая преобразовывала новые культурные артефакты в памятники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMING OF ELEMENTS: THE HISTORY OF RUSSIA IN THREE MONUMENTS

The article deals with the problem of the image of Russia reflection in the Russian art of 18-19 centuries on the example of equestrian statues of Russian emperors Peter I, Nicholas I, Alexander III. According to the author, the transformation of the image of the rider and especially the horse, which, as a symbol of power and vitality, passion and attraction. It expressed the dynamics of the elements, marked the end of the history of the Moscow Kingdom and it was a reflection of the political and socio-cultural changes in Russia, which contributed to its development. These metamorphoses set new parameters for understanding history, which transformed new cultural artifacts into monuments.

Текст научной работы на тему «Укрощение стихии: история России в трёх памятниках»

УДК 130.2

УКРОЩЕНИЕ СТИХИИ: ИСТОРИЯ РОССИИ В ТРЁХ ПАМЯТНИКАХ

И.В. Цуканова

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург

e-mail: tsukanov@rambler.ru

Статья посвящена проблеме отражения образа России в русском искусстве 18-19 веков на примере конных статуй российских императоров - Петра I, Николая I, Александра III. По мнению автора, трансформация образа всадника и особенно коня, который, являясь символом мощи и жизненной силы, страстей и влечений, выражает динамику стихии, знаменовала собой завершение истории Московского царства и явилась отражением тех политических и социокультурных преобразований в России, которые способствовали её развитию. Эти метаморфозы задавали новые параметры понимания истории, которая преобразовывала новые культурные артефакты в памятники.

Ключевые слова: история, империя, стихия, прогресс, памятник, конь, всадник, архетип, миф, образ, скульптура, конная статуя.

Русь, куда ж несешься ты?

Н.В. Гоголь

Основание Петербурга ознаменовало собой завершение истории Московского царства и стало импульсом для рождения нового политического образования -Российской империи. Петр I мечтал о принципиально новом государстве, в котором будет новая система политических и культурных ценностей. Новая столица, изначально названная в честь апостола Петра, и претендовавшая на статус нового Рима, постепенно начинает восприниматься как город императора Петра Великого и становится выражением новых идеалов «противостоящих всякой «варварской» национальной самобытности» 1. Эти метаморфозы задавали новые параметры понимания истории, которая преобразовывала новые культурные артефакты в памятники.

В расширенном значении - памятник представляет собой объект, выполняющий мемориальную функцию. В более узком значении - это архитектурное или скульптурное сооружение, предназначенное для увековечения событий, людей и т.д. Отражая объективно-исторические трансформации, памятник, по мнению Н. Суворова, в то же время аккумулирует некую субъективную оригинальность, которая является активатором воображаемого, которое схватывает конкретность для возможности дальнейшего фантазирования . Исследователь убежден, что изучая памятник как воображаемую реальность, в первую очередь необходимо акцентировать то субъективное, которое «...воспринимает, преломляет,

1 Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Петр I Екатерине II // Литературное обозрение. 2005. № 72. URL: http://polit.ru/article/2005/06/14/proskurina/ (дата обращения: 20.02.2019).

2 Суворов Н. Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник СПбГУК. 2017. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyatnik-kultury-kak-voobrazhaemaya-realnost (дата обращения: 17.02.2019).

интерпретирует реальность культуры, превращала ее в воображаемое»3. В качестве воображаемого выступает поле памятника. Для полноценного исследования памятников В.Н. Топоров предлагает выявить «...максимум формообразующих элементов и уяснить и усвоить себе всю возможную полноту соединяемых с ними смыслов, реализующую некий единый и общий смысл и превышающую мыслимую

4

создателем памятника их полноту» .

Анализ памятника предполагает учет нескольких контекстов, среди которых В.Н. Топоров отмечает несколько наиболее важных:

- идеологический, который обнаруживает себя в самой идее создания памятника и выборе места для него;

- историософский;

- мифопоэтический, художественно отмеченный, в высших своих проявлениях достигающий высот символического;

- контекст, относящийся к традиции изображения в искусстве конного всадника - бога, властелина, победителя;

- динамический, относящийся к структуре пространства5.

Наиболее распространенным видом памятников является скульптурная группа. Скульптура представляет собой один из видов изобразительного искусства и отражает реальный мир с помощью художественных образов и особых средств. Являясь телесным воплощением истины бытия, скульптура, овладевая пространством, господствует над ним, служа делу пропаганды важнейших идей.

Основная задача нашего исследования - рассмотреть трансформацию образа России на примере конных статуй самодержцев Российской империи - Петра I (скульптор Э. Фальконе, 1882), Николая I (скульптор П.К. Клодт, архитектор постамента О. Монферран, 1859) и Александра III (скульптор П.П. Трубецкой, архитектор постамента Ф.О. Шехтель, 1909).

Образ коня как олицетворение России неоднократно использовался великими деятелями русской культуры с целью выражения идеи стихийности русской души. Гоголевская Птица-Тройка - несущиеся вихрем кони, наводящие ужас и оставляющие позади себя такие блага цивилизации как мосты и дороги, характеризует Россию как страну, ставящую свободу выше прогресса. По мнению М.К. Иванова, эпическое звучание образа гоголевской тройки вполне соотносимо с архитектурным образом классического Петербурга.

Конь является одним из самых мифологизированных животных, его образ практически повсеместно связан с образами хтонических сил, потустороннего мира, что вполне объясняет его функцию жертвенного животного. Являясь символом мощи и жизненной силы, страстей и влечений, образ коня выражает динамику стихии, которая чрезвычайно трудно подлежит укрощению. В данном аспекте усмирить вставшего на дыбы коня - значит подчинить себе его безграничные возможности. Однако конь символизирует не только стихийное прошлое, но и является образом будущего.

3 Суворов Н. Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник СПбГУК. 2017. №4 (33). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pamyatnik-kultury-kak-voobrazhaemaya-realnost (дата обращения: 17.02.2019).

4 Топоров В.Н. О динамическом контексте «трехмерных» произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд) // Петербургский текст русской литературы. URL: http://spb.wikidot.com/toporov2 (дата обращения: 17.02.2019).

5 Там же.

Одомашнивание лошади представляло собой длительный и трудоемкий процесс и в общих чертах было завершено в 4 тыс. до н.э. Именно с этого момента образ коня входит в культурное наследие многих народов Евразии. Общность мифологических представлений о коне в различных мифологических системах разных народов можно объяснить не только культурными контактами, но и единой архетипической основой.

Архетип всадника как один из «вечных образов» содержит в себе определенную совокупность смыслов, которые кристаллизовались на протяжении всей истории «дружбы» человека и коня. М.К. Иванов, давая оценку образу всадника, подчеркивает его принадлежность к смысловому центру культуры, некой сквозной проблематике «...в этом образе сфокусированной и общей для разных эпох, культур,

6 о

народов» . В связи с чем исследователь акцентирует внимание на идее неразрывности человека и животного в архетипе всадника, их взаимодополняющем единстве, составляющем смысловой стержень художественного образа и приводящем к мощному синергическому эффекту.

Можно выделить два основных смысловых полюса взаимодействия всадника и коня в пределах цельного образа:

- противоборство, находящее отражение в мотивах укрощения;

- соединение в едином порыве, находящее отражение в образах духовного триумфа.

Тема противоборства находит выражение в идее обуздания человеком животного в ходе исступленного соперничества их воль, приводящего либо к подчинению животной стихи человеку, либо ее торжеству. В первом случае взметнувшийся на дыбы конь непременно будет осажден и покорен «. отрешенно-непоколебимым в своем достоинстве и могуществе всадником», а во втором -всадник будет трагически повержен в ходе отчаянной схватки человека и стихии.

Прогрессивный вектор развития истории, безусловно, должен приводить к победе всадника, а регрессивный - к его поражению, а значит, нарушению иерархии человеческого и животного, влекущей за собой разрушение архетипа.

В то же время, М.К. Иванов подчеркивает, что выделенные смысловые полюса образов обособлены с достаточной долей условности, а значит, целесообразно их рассматривать «.как смысловые антиномии внутри единого смыслового пространства архетипа всадника» . По мнению исследователя, это означает, что в каждом конкретном произведении искусства образ всадника реализуется в диалектическом единстве разнонаправленных смысловых векторов, и утрата данной смысловой антиномичности лишает образ подлинной художественной глубины.

Первое изображение лошади относится в 15-20 тысячелетию до н.э. Первое единение человека и коня как мифологического аналога всадника - образ кентавра как смертного существа, имеющего голову и торс человека на теле лошади, появился в эпоху бронзы в и олицетворял дикость и необузданность природного начала, «.животной отягощенности духа и недопроявленности высшего качества жизни в стихийном животном состоянии». Рождение непосредственного образа всадника в художественной культуре происходит на рубеже 5 в. до н.э. в Античной Греции и, по мнению М.К. Иванова, знаменует собой освобождение личностного начала от давления родового сознания и безличной мощи природных стихий.

6 Иванов М.К. Образ всадника в искусстве. Иконографический архетип. URL: https://slovo-bogoslova.ru/culturology/m-k-ivanov-obraz-vsadnika-v-iskusstve-i/ (дата обращения: 21.02.2019)

7 Там же.

Переходя к анализу выбранных в качестве объекта исследования известных памятников трем российским императорам, заострим внимание на том, что в пространстве данного исследования мы позволим себе амбивалентно посмотреть на поставленную задачу и в смысловом полюсе взаимодействия всадника и коня увидеть сначала идею противоборства и последующего укрощения, а затем их соединения в едином порыве. То есть, мы будем исходить не из идеи единства всадника и коня в борьбе с неким хтоническим противником (например, в византийском контексте мотива змееборства), а, скорее, в его античном звучании - понимания образа коня в качестве такого хтонического противника, имея при этом в виду, что образ коня во всех трех конных статуях представляет собой образ укрощаемой России.

Памятник Петру I, известный как Медный всадник был создан по проекту французского скульптора Э. Фальконе в 1782 году по заказу Екатерины Великой к столетию восхождения Петра I на российский престол. Следует отметить, что изначально образ Петра задумывался Екатериной II как реплика Георгия Победоносца - покровителя Москвы, чтобы подчеркнуть преемственность идеи власти и «примирить» любимое детище Петра - Петербург - с нелюбимой им Москвой.

Действительно, генетическую связь между данными образами нельзя не заметить. По мнению О.Б. Сокуровой, Медный всадник и Георгий Победоносец исполняют роль главных архетипов двух контрастных периодов истории нашей страны - Московского Царства и Российской империи . Анализируя культуротворческую и устроительную функцию Георгия Победоносца в русской культуре, О.Б. Сокурова справедливо показывает его значимость как устроителя земли Русской. Однако хочется еще раз повторить процитированные О.Б. Сокуровой слова философа В. Соловьева о роли государства, которое существует не для того, чтобы на земле воцарился рай, а, чтобы на ней не было ада. Петр, при всей его действительной религиозности, был о просвещенности Московской Руси иного мнения.

В истории новой России именно Петру I принадлежит пальма первенства по обузданию природной косности и иррациональных импульсов Московской Руси, с которыми он имел возможность познакомиться во время стрелецкого бунта еще в детском возрасте. Учитывая данный контекст, мы можем с уверенностью утверждать, что конная статуя была не случайно воздвигнута на берегу Невы на гранитном пьедестале, который представляет собой скалу неровной формы, напоминающую застывший гребень волны и усиливающую динамику вздыбившегося коня9. Хтонический характер Московской Руси дополнительно подчеркивается медвежьей шкурой и фигурой змеи, которая представляет собой опасность не столько для коня, сколько для всадника. Однако неоседланный, не имеющий стремян конь, на пике вздыбленности подчиняется всаднику и выбрасывает вперед правую ногу, что является дополнительным символом его потенциального смирения и стремления к упорядоченности. В данном аспекте, основным эмоциональным содержанием памятника является величавое мановение протянутой руки императора, символизируя дисциплинирующую волю, покой и мудрость. Всадник, не смотря на опасное положение, активно повелевает конем и составляет с ним единое целое, что

8 Сокурова О.Б. Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы // Труды СПбГИК. 2009. №. С. 54.

9 Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. URL: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001.shtml (дата обращения: 21.02.2019).

подчеркивается плащом, ложащимся на спину животного10. В то же время, присутствует ощущение, что торжество всадника в любой момент может быть прервано стихией, что прозорливо констатирует А.С. Пушкин в своем «Медном всаднике». Признавая историческую победу Петра I над «тьмой лесов» и «топью блат», солнце русской поэзии допускает метафизический бунт стихии, что подтверждается рисунком самого А.С. Пушкина к поэме, на котором изображено, как три хтонических персонажа скульптурной группы - конь, змея и Гром-камень избавляются от власти всадника благодаря вышедшей из берегов Неве. Мы солидарны с оценкой О.Б. Сокуровой, что в пушкинской поэме не выражено торжество космоса над хаосом, поскольку поэт, будучи к тому же отличным историком, прекрасно осознавал действительную опасность хтонических сил природной и народной стихии не только в начале петровских преобразований, но и в николаевский период11.

Памятник Николаю I был построен по проекту архитектора О. Монферрана и открыт в 1859 году. Он разительно отличается от Медного всадника. По причине его достаточно удаленного расположения от ежегодно бунтующей Невы, уходит ощущение первобытной мощи, навевающее мысль о возможном реванше стихии. Памятник представляет собой конную статую на пьедестале эллиптической формы. Если в Медном всаднике доминировали очевидные архаические мотивы -практически необработанный природный постамент, медвежья шкура, отсутствие стремян, предельно хтонический конь и вторящая ему змея, то постамент памятника Николаю I имеет правильную форму и прекрасную обработку, что на символическом уровне создает дополнительную уверенность в дальнейшей успешной преобразовательной деятельности императорского дома. Все детали памятника выполнены из великолепного строительного материала - карельского шокшинского малинового кварцита (воистину царственного камня), белого итальянского мрамора и других благородных камней. Пьедестал всадника украшают четыре аллегорические женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», свидетельствующие от том, что на первый взгляд, от петровской управленческой ярости, нацеленной на преобразование России, не осталось и следа. Оба памятника расположены на одной оси (Николай будто следует за Медным всадником) и разделены Исаакиевским собором. Следует отметить, что для своего времени памятник считался техническим чудом, поскольку впервые в Европе конная статуя была поставлена всего на две точки опоры - задние ноги коня. Применительно к исследуемой нами проблеме, можно сказать, что конь под Николаем, хотя и на дыбах, но значительно более покладист. Видно, что он преодолел высшую точку подъема и, будучи подвластен седоку, плавно опускается на землю. Всадник одет не в свободную тогу, а в военную форму, прекрасно экипирован и с целью полного контроля над конем держит ноги в стременах.

Таким образом, образ коня в точности соответствует образу России в николаевскую эпоху. Начав свое царствование с подавления восстания декабристов на Сенатской площади, Николай I за время своего тридцатилетнего правления навел существенный порядок в стране. Угадывающаяся изначальная вздыбленность коня, знаменующая катастрофические условия вступления Николая Павловича на престол, имеет устойчивую тенденцию к снижению высоты. Укрощение России

10 Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. URL: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001.shtml (дата обращения: 21.02.2019).

11 Сокурова О.Б. Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы // Труды СПбГИК. 2009. Выпуск 185. С. 58.

осуществлялось Николаем с помощью тотальной бюрократизации, апофеозом которой стало создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярия: II ее отделение занималось кодификацией законов, III - политическим сыском, V -государственными крестьянами и т.д. Все эти ведомства находились под строгим личным контролем императора. Духовная жизнь населения России в тот период определялась православной церковью, а политическая - самодержавным строем. Любые попытки изменить направление беспощадно пресекались действием соответствующих институтов, включая цензуру. Была проведена инвентарная и другие реформы. Страна оделась в форменную одежду. В целом, Николай полностью оправдывал свой статус «жандарма Европы». В то же время, именно в николаевский период набирает интенсивность процесс формирования общественного самосознания.

Памятник Александру III разительно отличается от предыдущих образцов. В настоящий момент он находится у входа в Мраморный дворец, а изначально должен был быть установлен на площади у Николаевского (современного Московского) вокзала. Еще в процессе создания памятник вызывал целый шквал негативных эмоций из-за внешнего облика императора, который скорее напоминал карикатуру. Несмотря на то, что скульптор подчеркивал принципиальную неполитичность образа императора, у современников монумент вызывал стойкое ощущение «тупой давящей силы», что вполне соответствовало реакции на Александровские контрреформы еще при жизни Миротворца. Мы же согласимся с А. Бенуа в том, что скульптор П.П. Трубецкой, благодаря глубокому проникновению художника в задачу, красноречиво передал идею Александра III и как человека, и как правителя, выраженную в предельной монументальности сооружения.

Постамент выполнен из красного валаамского гранита и изначально должен был иметь высоту три метра. Александр III изображен тяжеловесным человеком с большим животом в грубой форменной одежде, полностью лишенной парадного лоска. Он сидит на коне-водовозе и, по мнению современников, скорее напоминает городового, нежели императора. В.В. Розанов, описывая свое впечатление о памятнике в статье «Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III», отмечает, что он «...бесконечно обезображен пьедесталом..., на котором водружена «матушка Русь с Царем её»12.

Описывая коня, В.В. Розанов акцентирует внимание на том, что он уперся, не понимает куда его понукают и не хочет никуда идти - «. конь ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни вбок». Философ отмечает, что мундштук страшно распялил рот коня так, что нижняя челюсть его находится почти под прямым углом к линии упрямой и негениальной головы - «.как все мы, как Русь, как наша интеллигенция». Между «недостатком хвоста» и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище «.с бочищами, ножищами и брюшищем...». А на сем чудище облом - пишет В.В. Розанов - «.царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя «ведь нужно же куда-нибудь ехать» ... Между добрым, «благим предначертанием» Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет «злого умысла», не может его быть. . Видя, что конь храпит,

всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»13.

Действительно, конь императора тяжеловесен и неказист, нелегок на подъем -он вовсе не склонен бунтовать и становиться на дыбы. Более того, он упирается и не выказывает никакого желания вообще двигаться вперед, что придает скульптуре предельную статичность. Однако, на наш взгляд, это свидетельствует о том, что хтонические силы, сопротивляющиеся движению России вперед в правление Александра III были остановлены, а вместо мчавшийся по бездорожью романтически-хтонической Птицы-тройки, по железным дорогам побежали железные кони.

Следует отметить, что укрощение хтонической России прямо пропорционально интенсивности её экономического развития. И здесь особенно важно указать, что памятник Александру III был установлен в честь его заслуг в качестве основателя Великого Сибирского пути - Транссибирской железнодорожной магистрали, которая начинается прямо от Московского вокзала и, соединяя собой всю Евразию, заканчивается во Владивостоке.

Подводя итоги нашего исследования, хочется подчеркнуть, что именно в скульптуре в силу её формальных особенностей образ всадника выделяется особенной емкостью и мощью. Образ коня в выбранных нами памятниках - это символ обузданной и духовно претворенной России. Очевидная деградация хтоничности образа коня от памятника к памятнику подтверждается существенными достижениями промышленного развития России, которое достигает апогея при Александре III, при котором произошел первый промышленный бум.

Список литературы:

1. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. - URL: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001.shtml (дата обращения: 21.02.2019).

2. Иванов М.К. Образ всадника в искусстве. Иконографический архетип. - URL: https://slovo-bogoslova.ru/culturology/m-k-ivanov-obraz-vsadnika-v-iskusstve-i/ (дата обращения: 17.02.2019).

3. Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Петр Первый Екатерине Второй // Литературное обозрение. - 2005. - № 72.

4. Розанов В.В. Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III. - URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_paolo.html (дата обращения: 21.02.2019).

5. Сокурова О.Б. Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы // Труды СПбГИК. - 2009. - Выпуск 185. - С. 54-63.

6. Суворов Н. Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник СПбГУК. - 2017. - №4 (33).

7. Топоров В.Н. О динамическом контексте «трехмерных» произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд) // Петербургский текст русской литературы. - URL: http://spb.wikidot.com/toporov2 (дата обращения: 17.02.2019).

TAMING OF ELEMENTS: THE HISTORY OF RUSSIA IN THREE MONUMENTS

I.V. Tsukanova

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov@rambler.ru

The article deals with the problem of the image of Russia reflection in the Russian art of 18-19 centuries on the example of equestrian statues of Russian emperors - Peter I, Nicholas I, Alexander III. According to the author, the transformation of the image of the rider and especially the horse, which, as a symbol of power and vitality, passion and attraction. It expressed the dynamics of the elements, marked the end of the history of the Moscow Kingdom and it was a reflection of the political and socio-cultural changes in Russia, which contributed to its development. These metamorphoses set new parameters for understanding history, which transformed new cultural artifacts into monuments.

Keywords: history, empire, element, progress, monument, horse, rider, archetype, myth, image, sculpture, equestrian statue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.