Научная статья на тему 'Репрезентация общероссийской и региональной идентичности в медиапространстве Республики Хакасия'

Репрезентация общероссийской и региональной идентичности в медиапространстве Республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнова Аурика Вагифовна, Покоякова Карина Александровна

В статье представлен анализ текстов русскоязычных СМИ Республики Хакасия, в которых находят отражение особенности репрезентации общероссийской и региональной (республиканской) идентичности. Проведённое исследование позволило отметить тенденцию к обозначению региональной идентичности этнически маркированным прилагательным «хакасский» и выявить неоднозначное восприятие этой тенденции со стороны жителей Хакасии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гусейнова Аурика Вагифовна, Покоякова Карина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of All-Russian and Regional Identity in the Media Space of the Republic of Khakassia

The article presents an analysis of the Russian-language mass media of the Republic of Khakassia which reflect some peculiarities of the representation of the all-Russian and regional (republic) identity. The study has marked the tendency to designate an ethnically labeled adjective "Khakass" as the regional identity, and it has revealed the ambiguous perception of this trend by the inhabitants of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Репрезентация общероссийской и региональной идентичности в медиапространстве Республики Хакасия»

УДК 316.374:[070+654.1](571.513)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

А. В. Гусейнова, К. А. Покоякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлен анализ текстов русскоязычных СМИ Республики Хакасия, в которых находят отражение особенности репрезентации общероссийской и региональной (республиканской) идентичности. Проведённое исследование позволило отметить тенденцию к обозначению региональной идентичности этнически маркированным прилагательным «хакасский» и выявить неоднозначное восприятие этой тенденции со стороны жителей Хакасии.

Ключевые слова: медиапространство, средства массовой информации, гражданская идентичность, региональная идентичность.

Масштабные общественно-политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, побуждают учёных к исследованию многочисленных социокультурных изменений в жизни российского общества. В настоящее время одним из актуальных научных направлений в рамках лингвосоциологии является исследование идентичности современных россиян, которую Ю. М. Аксютин определяет как «сложный и противоречивый симбиоз новой российской гражданской идентичности, ценностно-идентификационных концептов недавнего прошлого (имперскость, советскость), локальной, этнокультурной, социальной, региональной и глобальной идентичностей» [1, с. 9]. В настоящей статье представлены результаты исследования особенностей репрезентации российской гражданской идентичности и идентичности региональной в публикациях русскоязычных СМИ Республики Хакасия. Исследование выполнено на материале информационных сообщений, размещённых на сайтах медиагруппы «Юг Сибири» [2] и газеты «Шанс» [3].

Общепринятым обозначением носителей российской гражданской идентичности является номинация россияне, изначально синонимичная этнониму «русские», а ныне используемая как общее название населения России [4, с. 684]. Анализ русскоязычного медиапространства Республики Хакасия позволил обнаружить, что на сайте медиагруппы «Юг Сибири» размещено 96 публикаций, в заголовках и текстах которых содержалось слово россияне, шесть публикаций со словом «россиянин» и три - со словом «россиянка». На сайте газеты «Шанс» среди материалов за 2016-2017 годы таких публикаций оказалось соответственно одиннадцать, шесть и одна. Представления о россиянах, отражённые в материалах упомянутых СМИ, носят довольно обобщённый характер: под россиянами подразумевается всё население России или значительная его часть. В большинстве публикаций, содержащих слово «россияне», представлены результаты социологических опросов, проведённых в различных регионах Российской Федерации с охватом большого количества респондентов (к этой же группе следует отнести статьи, в которых употребляются такие словосочетания, как среднестатистический россиянин или каждый россиянин, имеющие то же собирательное значение, что и россияне в целом). Типичными примерами заголовков такого рода с сайта медиагруппы «Юг Сибири» являются следующие:

1. Россияне начали экономить на еде.

2. Россияне остаются дома: расходы на отдых выросли.

3. Левада-центр: россияне любят розыгрыши.

4. Росстат: россияне стали больше работать.

5. Социологи выяснили, чем гордятся и чего стыдятся россияне.

Речь о конкретных россиянах идёт в материалах, посвящённых международной тематике и затрагивающих особенности взаимодействия россиян с гражданами других стран. Так, в текстах газеты «Шанс» встречаются следующие примеры употребления политонимов россияне, россиянин и россиянка:

- Норвежец Магнус Карлсен защитил титул чемпиона мира по шахматам, одолев россиянина Сергея Карякина на тай-брейке.

- До Кубка конфедерации команде Черчесова не удастся сыграть ни одного официального матча, а в контрольных играх россияне выглядели не слишком убедительно: поражения от команд Катара и Коста-Рики явно нельзя занести в актив.

- В другой раз Свендсен вместе с Тарье Бе заметили, как россиянка Светлана Слепцова прогревает машину. Когда она отошла на пару минут, шутники сели в авто и уехали в сторону своего домика.

- Власти Таиланда в пятницу, 16 сентября, депортировали в РФ россиянина Василия Смольникова, ранее задержанного на территории королевства по запросу Интерпола.

Таким образом, в материалах упомянутых СМИ россияне представлены либо в значении «всё (большая часть) население России», либо как отдельные граждане нашей страны в международном пространстве. Репрезентация «российской» темы в региональных СМИ практически не отличается от федерального медиадискур-са [5]. При этом маркеры региональной (республиканской) идентичности встречаются в текстах анализируемых СМИ значительно чаще. Отметим, что в настоящей статье термины «региональная идентичность» и «республиканская идентичность» употребляются как синонимы. По определению Е. В. Головнёвой, «региональная идентичность в качестве фокуса, объекта отражения имеет географически фиксируемую локальность, место, территорию» [6, с. 43]; такой территорией вполне может считаться республика.

Результатом поиска по сайту медиагруппы «Юг Сибири» стали 18 публикаций, в которых был использован этноним «хакас» в своём исконном значении - «представитель титульного народа Хакасии»; при этом в двенадцати из них оно содержится в комментариях, оставленных читателями. Прилагательное хакасский встречается

в заголовках и текстах 238 публикаций данного СМИ. Примеры его употребления можно условно разделить на три группы.

1. Наиболее многочисленную группу (129 публикаций, то есть 54 % от общего количества) представляют примеры, в которых данное определение является компонентом официального названия какой-либо организации или учреждения: так, наиболее часто упоминаются заповедник «Хакасский», Хакасский государственный университет, Хакасский национальный драматический театр, Хакасский национальный краеведческий музей.

2. Достаточно частотным (75 публикаций, составляющие от общего количества 32 %) является сочетание прилагательного «хакасский» с существительным, обозначающим то, что находится в нашей республике, происходит в ней или имеет отношение к Хакасии или хакасам. Типичными примерами являются такие словосочетания, как хакасский язык, хакасский эпос, хакасские озёра, хакасский парламент и т. п., однако некоторые из них следует признать откровенно неудачными (например, «Жечь резину о хакасский асфальт мечтают автогонщики»). Встречаются также такие примеры, как хакасский Минтранс, хакасский избирком и подобные, где компонент «хакасский» не является частью официального названия учреждения, а применяется для краткости (ср.: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Избирательная комиссия Республики Хакасия).

3. К третьей группе (34 публикации, то есть 14 %) относятся примеры, в которых прилагательное «хакасский» определяет род деятельности человека, живущего и работающего в Хакасии: хакасский бизнесмен, хакасский лыжник, хакасский следователь. При этом герой публикации может быть этническим хакасом (например: Эту версию высказал Леонид Кызласов, хакасский археолог), а может принадлежать к другой национальности (например: Хакасский легкоатлет Вадим Трунов примет участие в паралимпиаде; Хакасский исследователь генеалогии, кандидат философских наук Алексей Нилогов раскопал, что избранный президент США - потомок русских князей Рюриковичей). Во многих случаях определения «хакасский - из Хакасии» выступают в качестве синонимов, и этот факт, по всей видимости, даёт основание говорить о тенденции к обозначению этнически маркированным прилагательным «хакасский» региональной (республиканской) идентичности жителей Хакасии. Однако на сайте анализируемого СМИ имеется любопытное обсуждение [7], в ходе которого пользователи дискутировали о хакасском народе и о том, кого следует так называть: всех жителей Хакасии или только этнических хакасов. Дискуссию вызвал оскорбительный комментарий пользователя под именем Славянин к сообщению о бытовом конфликте, который произошёл между студентками музыкального колледжа и их соседкой по общежитию и закончился убийством одной из студенток (отметим, что в тексте информационного сообщения национальность участников трагедии не упоминается). Далее приводим текст дискуссии (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

Славянин ЧТ, 11/28/2013 - 18:22

понаехали квотники из улусов за образованием...

Тоба Хан ПТ, 11/29/2013 - 12:24

Требую извинений с вас, как бы вы оскорбили своими словами весь Хакасский народ.

939 ПТ, 11/29/2013 - 18:56

Поясните, пожалуйста, что значит ваше определение - «Хакасский народ»?

Тоба Хан СБ, 11/30/2013 - 10:53

Хакасы это народ - Хакасский народ. Что непонятного то.

939 СБ, 11/30/2013 - 20:56

Тогда, еще один вопрос - те, кто живут в Хакасии, но не хакасы, они, по вашему, кто?

хакас ВС, 12/01/2013 - 13:19

«те, кто живут в Хакасии, но не хакасы, они, по вашему, кто?» Жители Хакасии... Вот любят у нас грязью друг дружку облить

939 ВТ, 12/03/2013 - 15:38

Уважаемый «хакас», вот я как раз никого грязью и не обливаю. Просто задал «Барсу» (то есть пользователю Тоба Хану с фотографией снежного барса на аватаре - прим. авторов) уточняющий вопрос. Я живу в Хакасии и никогда не подразделял жителей Хакасии на национальности. А тут, выясняется, что кто-то сюда «понаехал»...

Тоба Хан ВТ, 12/03/2013 - 19:41

Прочитайте комментарий который оставил Славян, его слова «понаехали квотники из улусов». А вот он наверно и подразделяет всех на национальности, как бы неприятно вот такое читать.

Как видно, справедливое возмущение оскорбительным комментарием одного из читателей сайта перешло к обсуждению правомерности употребления понятий «хакасский народ» и «жители Хакасии» как синонимов,

причём точка зрения комментаторов-хакасов (судя по никнеймам Тоба Хан и xakac) состоит в том, что хакасский народ - это этнические хакасы, а остальное население республики - «жители Хакасии». Таким образом, этническую идентичность они противопоставляют региональной и отстаивают исключительное право хакасов называться хакасским народом. К другой статье, начинающейся словами «Хакасские спортсмены продолжают прославлять нашу республику», читатель, под именем Барс, оставил следующий комментарий (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Почему назвали хакасские спортсмены, они ведь не хакасы по национальности, значит по другому их следует называть» [8]. Можно предположить, что эта точка зрения не является уникальной, а потому актуальным представляется конструирование некоего этнохоронима, обозначающего всех жителей Республики Хакасия независимо от национальной принадлежности. В качестве успешных примеров подобного рода можно привести такие номинации, как татарстанцы и якутяне. Согласно Викисловарю, татарстанец - «житель или уроженец Татарстана» [9]. Под якутянами изначально понимались «потомки первых русских поселенцев Сибири, проникших туда в XVIII веке и смешавшихся с якутами» [10], то есть этнографическая группа русских. Однако в настоящее время этот термин «обозначает исключительно или всех жителей республики Якутия, или жителей города Якутска вне зависимости от этнической принадлежности, потеряв своё узкое первоначальное значение. Во всех местных якутских СМИ «житель Якутии» эквивалентен "якутянину"« [9].

Подводя итоги, отметим, что если репрезентация общероссийской идентичности в региональных СМИ не имеет особой специфики и практически не отличается от федерального медиадискурса, то обозначение региональной (республиканской) идентичности является дискуссионным вопросом, в том числе и для читателей анализируемых СМИ. Тенденция к обозначению принадлежности к Хакасии при помощи прилагательного «хакасский», с одной стороны, является закономерной, а с другой - вызывает возражение этнических хакасов. Всё это актуализирует необходимость дальнейших исследований региональной идентичности в сопоставлении с этнической и общероссийской.

Библиографический список

1. Аксютин, Ю. М. Государственно-гражданская и локальные идентичности жителей постсоветский России (на примере Южной Сибири) / Ю. М. Аксютин // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. В 7 ч. Ч. 7. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - С. 9-10.

2. Юг Сибири. Единое информационное пространство. - URL: http://www.ctv7.ru/ (дата обращения: 01.03.2017).

3. Шанс Онлайн - сайт газеты «Шанс». - URL: http://shans.online/ (дата обращения: 04.03.2017).

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.

5. Боргоякова, Т. Г. Соотношение российской, региональной и этнической идентичности в дискурсе СМИ и этнических стереотипах / Т. Г. Боргоякова, А. Д. Каксин, А. Н. Чугунекова // Вестник Хакасского государственного университета. - 2016. - № 18. - С. 19-22.

6. Головнёва, Е. В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и её структура / Е. В. Головнёва // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2013. - № 5. - С. 42-50.

7. В Хакасии женщина убила юную соседку за громкую музыку. - URL: http://www.ctv7.ru/news/v-hakasii-zhenshchina-ubila-yunuyu-sosedku-za-gromkuyu-muzyku (дата обращения: 09.03.2017).

8. Сибирские кикбоксёры отказались сражаться с девушкой из Хакасии. - URL: http://www.ctv7.ru/news/sibirskie-kikboksery-otkazaHs-srazhatsya-s-devushkoy-iz-hakasii (дата обращения: 09.03.2017).

9. Татарстанец. - Викисловарь. Многоязычный открытый словарь - URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/ (дата обращения: 12.03.2017).

10. Якутяне. - Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.03.2017).

© Гусейнова А. В., Покоякова К. А., 2017

УДК 81'371:659

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ю. Б. Костякова, А. А. Коробченко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «рекламная деятельность». Выявлены причины, по которым в настоящее время затруднено создание общепринятой трактовки данного понятия. Описаны подходы к изучению рекламы и рекламной деятельности с позиций экономики, социологии, психологии, юриспруденции, журналистики. Даны характеристика и определения субъектов рекламных отношений.

Ключевые слова: рекламная деятельность, субъекты рекламных отношений, история рекламной деятельности.

Современное понятие «реклама» включает в себя восприятие её в качестве деятельности по производству рекламного контента, то есть и как действия, и в качестве сообщения, по-другому говоря, как продукта рекламной деятельности. Например, Закон Российской Федерации «О рекламе» трактует её именно как информацию, распространяемую в любой форме и с помощью любых средств [1]. В определениях, обнаруженных в научной литературе, она представляется формой коммуникации, функцией маркетинга, отраслью предпринимательской деятельности, творческой деятельностью, совокупностью сведений о товаре или услуге и т. д. Такая широкая представленность трактовок рекламы стимулирует попытки их систематизации. Так, А. А. Романов предложил объединить существующие определения рекламы в три многочисленные группы, которые условно обозначил как маркетинг-коммерческую, социально-психологическую и универсальную [2, с. 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.