2010. № 19 (90). Выпуск 16
УДК 94(4951.01
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМПЕРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ПОЗДНЕАНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ: ИМПЕРАТОРСКИЕ КОЛОННЫ ІН ВВ.
В работе рассматривается комплекс памятников ранневизантийского Константинополя, репрезентирующих позднеантичную традиционную имперскую идеологию, в которую вписались и христианские мотивы. Основным видом памятников такого рода являются императорские колонны. Авторы делают вывод о глубокой преемственности и сложном взаимодействии элементов старого и нового в репрезентации имперской идеологии Нового Рима.
Ключевые слова: Константинополь, Византия, колонны, античный, репрезентация, империя, идеология, император.
Феномен бытования элементов одной культуры внутри другой достаточно изучен с точки зрения «чужого», инородного. Динамика переходного времени и сложного взаимодействия старого и нового, характерного для Поздней античности (ГУ-УГ вв.) ставит эту проблему несколько в иной плоскости. Применительно к Ранней Византии и Константинополю факт присутствия комплекса памятников античного происхождения еще не получил достаточного освещения.
Действительно, история античного искусства прошла мимо константинопольских колонн, арок, рельефов. История же христианского искусства, начиная с катакомбных символов и росписей - все-таки самостоятельная отрасль. Очень характерно, что ни в одной истории византийского искусства систематического описания этих памятников нет (Д. Талбот Райс, Г.С. Колпакова, В.М. Полевой и др.).
Об античных памятниках Константинополя говорят, пожалуй, лишь Никодим Павлович Кондаков и Рихард Краутхаймер, но немного и в общем контексте христианской сакральной топографии города. В плане анализа императорской иконографии специальное исследование подготовил лишь Андре Грабар1.
Как и во многих других случаях, мы наблюдаем здесь некий исторический тупик, в который забрели античные памятники на почве Византии. Внешне и генетически составляя основу этого искусства на ранних фазах, они незаметно, но неуклонно изменялись, пока не трансформировались полностью и не заняли место в новом культурном сплаве, оставшись в нем отчасти «чужим».
Самое интересное и специфически «постклассическое», характерное именно для этой эпохи, заключается в том, что античные памятники были в значительной степени использованы для организации пространства христианской столицы, Нового Рима.
В контексте данной темы можно выделить две группы памятников: 1) собственно античные памятники, начиная с классической эпохи, привезенные в Константинополь просто для прославления и возвышения новой столицы, повышения ее
* Статья подготовлена в рамках работ по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: 1) Госконтракт № П322 от 28.07.2009 г. «Человек переходной эпохи: Поздняя античность - Ранняя Византия», 2009-2011 гг. (2 этап - 2010 г.) (Н.Н. Болгов, Я.Ю. Иваницкая); 2) Госконтракт № П48 от 02.04.2010 г. «Процесс христианизации позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций» (Я.Ю. Иваницкая).
1 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
Я.Ю. ИВАНИЦКАЯ Н.Н. БОЛГОВ
Белгородский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
идеологического и политического престижа; 2) памятники собственно константинопольские, возведенные непосредственно здесь, но по сути являющиеся античными, выполненными в классической традиции, и лишь в небольшой степени испытавшие влияние христианизации.
Основное внимание в настоящей работе будет уделено именно второй группе как более характерной и показательной. Среди них наиболее видное место занимают императорские колонны.
Подобно колоннам Траяна и Марка Аврелия, Новый Рим должен был в качестве столицы получить свои официальные парадные колонны. Естественно, основатель города как христианской столицы империи должен был первым увековечить себя в таком памятнике.
Колонна Константина Великого была открыта 11 мая 330 г.2 Это символизировало «открытие» Нового Рима - Константинополя. Колонна была установлена на третьем холме Константинополя (Таук-базар). На основании колонны находился барельеф, высеченный из итальянского порфира, часть которого изображает тетрархов. Большинство исследователей склоняются к тому, что на нем изображены трое сыновей Константина Великого: Константин ГГ, Констанций ГГ и Констант, а также его племянник - Далмаций Младший.
Колонна была установлена на пятиметровом порфировом основании в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды, на которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом. Ствол, высотой в 25 м, состоял из семи барабанов из египетского порфира диаметром 2,9 м, охваченных медными обручами, закрытыми бронзовыми позолоченными венцами. Восьмой верхний барабан -мраморный3. Сооружение венчает мраморная капитель, на абаке которой находилась золотая статуя императора в виде бога Аполлона работы Фидия, увенчанного лучами, с вплавленным в нее гвоздем от Креста Сына Божьего, поэтому константинопольцы первоначально именовали этот памятник «Колонной Гвоздя». Надпись: «Константину, сияющему подобно солнцу».
Общая высота памятника составляла около 38 м. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столицы империи, император в присутствии христианских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов, собственноручно замуровал топорище от топора Ноя, кресало Моисея, остатки хлебов Иисусовых и «палладиум» - деревянную статуэтку Афины Паллады из Илиона, хранившуюся до этого в Риме. Памятник окружал сводчато-арочный тетрапилон с алтарем. Рядом с колонной позднее была построена часовня Св. Константина, составившая единый архитектурный ансамбль с тетрапилоном.
В конце правления императора Маврикия, во время землетрясения 600-601 гг., статуя Константина Великого рухнула, сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена она была при императоре Ираклии (610-641 гг.). Но при императоре Алексее Г (1081-1118 гг.) от попадания молнии статуя вновь рухнула на землю. Памятник опять был восстановлен при императоре Мануиле Г (1143-1180 гг.), однако вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего памятник получил новое просторечное название - «Колонна с Крестом». После 1204 г. сооружение сильно пострадало от действий крестоносцев: фундамент был ослаблен штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а барельеф снят и увезен в Западную Европу.
В настоящее время часть его (так называемые «Тетрархи») вмурована в стену собора Св. Марка в Венеции. По одной версии эта скульптурная группа изображает четырех наследников Константина Великого: сыновей - Константина ГГ, Констанция ГГ и
2 См. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Ъyzantion.ru/theatron/topic.php?forum=l2&topic=l5
3 Базили К.М. Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя. М., 2006. С. 219-220.
Константа, а также племянника - Далмация Младшего. Сторонники иной версии в этих фигурах видят собственно тетрархов - императоров-предшественников Константина Г: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден (отсутствовала часть левой ноги у одной из фигур), венецианцы восстановили его из местного камня. Во время археологических раскопок в Константинополе во 2-й пол. XX в. был обнаружен недостающий элемент барельефа, хранящийся ныне в Стамбульском археологическом музее. В первых числах июня 1453 г., после падения Константинополя, турки сбросили крест с этой колонны. В 1779 г., после сильнейшего пожара, почерневшая и растрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида Г, была укреплена дополнительными железными обручами, а ее основание - кладкой. Нынешнее турецкое название памятника - «Чемберлиташ» («Скала с обручами»), у европейцев более распространено наименование «Обожженная колонна». Сохранился рисунок этой колонны, датированный 1574 г. и хранящийся в библиотеке Колледжа Св. Троицы в Кембридже.
Вторая памятная колонна, с конной позолоченной статуей императора Константина Великого и посвятительной надписью в честь основателя Нового Рима, была установлена на Военном поле вне стен Константина, ближе к заливу Золотой Рог, где позднее возник столичный район Влахерны. После постройки стен Феодосия в начале V в., эта колонна оказалась в черте города. После 1204 г. ее судьба неизвестна.
Более известна колонна Феодосия Великого (379-395 гг.) (PLRE 1: 904-905)4, открытая на форуме Феодосия (Тавра) в 386/387 г. (по другим данным - в 388 г.), на месте обветшавшего и полуразрушенного Великого Нимфея, сооруженного при императоре Валенте. Начало работ по ее возведению имело место не ранее декабря 380 г.
Рис. 1. Реконструкция Форума Тавра (Феодосия)5
Форум Феодосия был построен после 380 г. и освящен в 393 г. Форум представлял собой площадь размером приблизительно 55x55 м с экседрой на севере. Ко-
4 Williams S., Friell G. Theodosius: The Empire at Bay. L., 1994; Cameron A. Theodosius the Great and the Regency of Stilicho // Harvard Studies in Classical Philology. 73. 1968. P. 247-280.
5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.byzantium1200.com/forum-t.html
мит Марцеллин под 390 г. сообщает: «Колонна, поддерживающая серебряную статую Феодосия Великого, была возведена недалеко от церкви, где до сих пор и стоит» (Marc. Com., 390)6. Статуя имела вес около 7000 фунтов. Она была расплавлена Юстинианом для украшений св. Софии7.
Ориентировочная высота колонны - около 40 метров. Колонна была сложена из колоссальных беломраморных барабанов, в которых, после их установки, вырублена винтовая лестница, ведущая на вершину колонны. Внутри колонна была пустая, а снаружи обвита спиралью рельефов8.
Нижняя часть, до капители с абаком, являлась репликой колонны Траяна в Риме, за исключением погребальной камеры Траяна и его жены. Верхняя была более чем необычна: на сложной капители и абаке находились три статуи (Грациана, Аркадия и неидентифицированного лица), а четвертая, Феодосия, возвышалась над ними и была обращена лицом на северо-запад в сторону Фракии, где в конце лета - начале осени 380 г., в результате кампании 379-380 гг., император, совместно с войсками соправителя западной части государства императора Грациана, разбил армию готов во главе с Атанариком, хозяйничавших в этой провинции после битвы при Адрианополе (378 г.) (Zos. IV. 25-34)9. 24 ноября 380 г. Феодосий Великий торжественно вошел в Константинополь, что нашло отражение на барельефах памятника.
Еще одним поводом к возведению колонны и тематике ее изображений стали события 386 г.: «Император Феодосий завоевал Фракию, разоренную врагами, и с победой вошел в город вместе со своим сыном Аркадием» (Marc. Com., 386), когда от имени Феодосия Флавий Промот (PLRE 1: 750-751) разгромил готов в битве и захватил много пленных (Zos., 4.35.1,38; Cons. Const., s.a. 386.1 [IX 244].10 Они были переведены во Фригию. Возможно, это были те готы, которые бунтовали затем в 398 г.11 Император и его юный сын Аркадий прибыли в Константинополь и прошли в триумфальном шествии 12 октября 386 г. (Cons. Const., s.a. 386.2 [IX 244]12). Победа была воспета поэтом Клавдианом (IV Cons. Hon., 623ff., 634ff.), и была запечатлена в Константинополе на триумфальной колонне на Форуме Феодосия (Theoph., AM 5878 [70.20-21]13. На колонне имелась надпись: Fortunae reduce ob devictos Gothos.
Возникает вопрос: чьи скульптурные изображения находились на колонне, кроме Феодосия Великого и его сына - будущего императора Аркадия, а также Гра-циана? Есть два «кандидата»: Валентиниан II и Гонорий. Гонорий родился, по сообщению Марцеллина Комита, в 384 г. и принимать участие в сражении, естественно, не мог (на барельефе подчеркивается участие в триумфальном шествии четырех человек: двух конных и двух - на слоне). Остается Валентиниан II (родился приблизительно в 371 г.). Но, если он и участвовал в битве, то совсем юным подростком (?).
При сыне Феодосия Великого - императоре Аркадии (395-408 гг.)14, во время землетрясения, произошло обрушение капители с абаком и статуй. Обломки были
6 Дано по изд.: Марцеллин Комит. Хроника (перевод и комментарии). Белгород, 2010.
7 Базили К.М. Очерки Константинополя. С. 220.
8 Там же.
9 Русский перевод см.: Зосим. Новая история (перевод, комментарии). Белгород, 2010.
10 Wolfram H. History of the Goths. Berkeley, 1988. P. 134-135.
11 Liebeschuetz W. Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990. P. 30.
12 McCormick M. Eternal Victory: Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and Early Medieval West. Cambridge, 1986. P. 43; Lippold A. Theodosius der Grosse und seine Zeit. Stuttgart, 1968. S. 122-123.
13 Janin R. Constantinople Byzantine: développement urbain et repertoire topographique. P., 1964. P. 81-82.
14 Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. С. 26-30. Аркадий (PLRE 1: 99) - сын Феодосия и его первой жены Флакциллы - родился в сер. 377 г. Коронация мальчика проходила в Гебдомоне, пригороде Константинополя за стенами города. Именно здесь был коронован Валент в 364 г. и несколько императоров после, включая Гонория в 393 г. и Феодосия II в 402 г. День коронации Аркадия выпал на 16 января 383 г. (Cons. Const. s.a., 381.1 [IX 244]; Chron. Pasch., 562.19-563.2; Soc., 5.10; Prosp., 1179 [IX 461]; Oros., 7.34.9).
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
собраны, и из них была отлита статуя Аркадия, которую установили на колонну в 401-403 гг.
В 480 г. произошло обрушение скульптуры в результате сильного землетрясения. Комит Марцеллин сообщает по этому поводу следующее: «Статуя Феодосия Великого, которая была установлена на Форуме Тавра над спиральной колонной, рухнула после того, как две ее опоры погнулись. Византийцы отмечают этот ужасный день 24 октября». Это одно из самых разрушительных землетрясений, которое ударило по Константинополю (Malala, 15.1 [385.3-8]), возможно, датируется сентябрем 479 г. Самый полный отчет об этом содержался в так называемой «Великой Хронографии»: нумерация домов, церквей и обвалившиеся портики, со множеством похороненных внизу людей. На форуме Константина шар упал вниз со статуи Константина, в то время как на форуме Тавра статуя Феодосия упала с колонны, как записал Марцеллин15; громадные волны прилива и отлива поглотили несколько городов, и части оград вокруг Золотых ворот были повреждены.
В 505-506 гг. на колонну устанавливается бронзовая скульптура императора Анастасия I Дикора (491-518 гг.). «Статуя императора Анастасия была поставлена на верху высокой колонны на Форуме Тавра, на том же самом месте, где когда-то стоял Феодосий Великий» (Marc. Com., 506)16.
К 1203 г. выходную камеру на вершине, которая служила и постаментом для уже отсутствующей скульптуры, занимал один из последователей Симеона Столпника. Перед захватом Константинополя крестоносцами, константинопольская чернь, уверенная, что барельефы многих древних памятников отражают пророчества о гибели Константинополя, изуродовали их в надежде отвратить захват Города. Пострадала и нижняя часть колонны Феодосия.
В конце 1204 - начале 1205 г. крестоносцы сбросили с колонны экс-императора Алексея V Дуку Мурцуфла17.
По распространенному мнению, в 1479-1480 гг. венецианский художник Джентиле Беллини на своих рисунках, дошедших до наших дней, запечатлел ствол этой колонны и ее барельефы. По другой версии рисунки принадлежат руке французского художника Николя де Николяй и датируются 1551 г.
В 1719 г. по приказу султана Ахмеда III колонну снесли. Обломки были использованы турками при строительстве бань и частных построек в районе площади Баязида (это название бывшего форума Феодосия, переименованное из турецкого же названия уже в XX в.), район бывшего Сераля.
Сохранились, кроме рисунков Беллини и де Николяй, лишь несколько фрагментов колонны в районе площади Баязид и в Стамбульском Археологическом музее, а также колоссальная заготовка мраморного барабана (первый снизу) в мраморном карьере Пресвятой Девы Марии на острове Проконнес (совр. Мармара), брошенная во время вырубки из-за возникшей трещины.
Ныне одним из важнейших источников по реконструкции изображений на колонне Феодосия могут служить зарисовки европейских художников нового времени. А. Грабар отмечает большую ценность этих рисунков, хотя художники и не смогли адекватно передать стиль18.
По этим изображениям, фрагмент барельефа ствола колонны показывает триумфальную процессию с изображением вождя готов с семьей на повозке. Несчастный заламывает руки от горя. На заднем плане - конь плененного. Отношение победителей соответствует его социальному положению.
15 Janin R. Constantinople Byzantine: développement urbain et repertoire topographique. P., 1964. P. 67; Muller-Wiener W. Bildlexicon zur Topografie Istanbul. Tubingen, 1977. S. 262.
16 Janin R. Constantinople Byzantine: développement urbain et repertoire topographique. P., 1964.
P. 81-82.
17 Дашков С.Б. Ук. соч. С. 273.
18 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 58.
Рис. 2. Процессия приближается к Форуму Тавра. На заднем плане - акведук Валента. В повозке везут варварских вождей и жену одного из них с ребенком
Рис. 3. Полководцы дефилируют перед константинопольским народом
Рис. 4
Эпизод движения процессии мимо фасада бань Евдоксии. На переднем плане -верблюды под вьюками трофеев. Выше - процессия легионеров.
Христианско-византийские мотивы также присутствуют на колонне, подключаясь к репрезентации имперской идеологии. Так, на рельефах основания колонны был помещен Христос Пантократор, что занимает середину верхней зоны19. Но этих мотивов очень немного.
На Форуме Аркадия (Ксилороф, Аврет-базар) в 403 г. была воздвигнута колонна Аркадия. Первоначально она предназначалась Феодосию. Сохранились рисунки барельефов, выполненные в конце XV в. Джентиле Беллини и немцем Унгна-дом в 1570-е гг.20
Ыр
19 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 256.
20 Опубликованы в 1921-1922 гг. в журнале «АгЛаео^іа».
Рис. 5
Достаточно большое внимание колонне Аркадия уделил Н.П. Кондаков в книге «Византийские церкви и памятники Константинополя»21. В конце XIX в. памятник выглядел как «обезображенный от огня пьедестал высотой в 18-19 футов с камерой и началом лестницы внутри»22.
Колонна в оригинале достигала высоты 147 футов и была несколько тяжелого стиля, со спиральным рельефом вокруг.
Изображения на этой колонне иллюстрировали войны Феодосия Великого. Содержание барельефов, изображавших преимущественно триумфальный въезд императора в столицу, подробно изложил Н.П. Кондаков23.
Все шествие (а^еПш) делится на три части: процессия войска, триумфальный въезд императора, процессия пленных. Далее следуют сцены, идущие после триумфа: жизнь варваров в плену, отвод их из столицы, Феодосиева гавань, лагерь варваров.
Особый интерес вызывают статуи в нишах зданий на иллюстрациях. Это исключительно персонажи греческой мифологии: Артемида, Эрот с луком, Арес (Марс), Венера с ниспадающей одеждой, Зевс с керавном (перуном) в левой руке и орлом у ног, Гермес с кадуцеем, неизвестная фигура у колонны (Самсон?), Посейдон с трезубцем, Геракл с палицей.
Второй ряд фигур состоял из 10-12 персонажей. Это Помона (Флора) с блюдом плодов, Церера с колосом, Афродита, Аполлон с лирой и луком, ряд неидентифици-рованных фигур, похожих на известные статуи Демосфена, Еврипида и др.
21 Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006. С. 264 - указание на литературу о колонне нового времени.
22 Там же. С. 160.
23 Там же. С. 163-165.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
Разбор сюжетов колонны Аркадия сделал Андре Грабар24. Он считает рисунки с этой колонны более точными, чем другие. «Почти всё посвящено или нескончаемому шествию армии Феодосия по улицам Константинополя, или балканским кампаниям до Дуная, или сценам торжественных собраний, где император и его свита возвышаются над толпой солдат; финальная сцена - это увенчание Феодосия-триумфатора. ...Почти всегда император появляется анфас25, застывший в церемониальной позе и поднятый на подмостки, а иконография и стиль напоминают рельефы арки Константина в Риме или арки Галерия в Салониках. Цикл начинается и завершается увенчанием императора, которому крылатый гений или некий стоящий персонаж украшает голову лавровым венком. Победа является темой всего цикла. .Сцены битв на колонне Аркадия следуют традиции римского триумфального искус-ства»26.
Одна из центральных тем - Приношение даров побежденными. В противовес реалистической трактовке этого сюжета на колонне Феодосия, колонна Аркадия дает его в виде более абстрактных и условных персонификаций27, в большей степени отходя от классических традиций.
24 В целом об этой колонне: Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 53, 60,
62, 64, 73-74, 93, 99-101, 104, 140, 145-146, 169-170, 212, 216, 234, 247, 255-259, 268-269 (илл.).
25 Это важнейший элемент византийской «революции» в изображениях людей - переход к фронтальности.
26 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 60-62.
27 Там же. С. 73.
Оаювлит, колонны Лгклдня. Востчнля стогона. Рисунок Тгииип» ки\.ч*дж. Кембридж
Рис. 6. Восточная сторона основания колонны Аркадия
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
«Последний пояс отведен двум воспроизведениям августовского мотива Победы, записывающей на «щите Доблести» совершенные подвиги, и внушительному показу трофеев, среди которых, в типичной позе скорби, - пленные варвары. ...Лишь копированием предшествующих образцов можно объяснить мифологическое оружие -обоюдоострую секиру и круглый щит амазонок (рельеф № 8) или vexillum, отмеченный монограммой Христа, среди военных трофеев».28
ГСумами г. колонии Аркадия. Южная сторона. Рисунок. Тринити колледж, Кембридж
Рис. 7. Южная сторона основания колонны Аркадия
«Композиция южной стороны - несомненно, самая абстрактная из всех, наименее зависящая от церемониала триумфа. Напротив, она в чем-то более «военная». .В большинстве персонажей этой сцены мы узнаем высших военачальников: те же костюмы и позы мы обнаруживаем в сцене коронации Феодосия солдатами в лагере на Дунае, входящей в цикл изображений, рассказывающий о войне с остготами, высеченный на столпе этой же колонны»29.
«Рельефы западной стороны также проникнуты «воинским» духом: императоры носят то же платье римского полководца, что и на соседнем рельефе; два высших военачальника (?) и многочисленные солдаты охраняют государей; монументальный трофей возвышается посредине третьего пояса, а Победы швыряют варваров к подножию этого победного символа, рядом с которым две персонификации
28 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 93-95.
29 Там же. С. 95-97.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
пишут на вотивных щитах; многочисленные варвары несут приношения императору (можно рассмотреть венец и зверя); наконец, фриз из трофеев и коленопреклоненных пленников дополняет композицию. ...Композиции № 6 и 8 дополняют одна другую, представляя оба характерных момента Официального Триумфа: на одной стороне — дань уважения со стороны властей Империи и самодержец, окруженный «римлянами» в тогах; на другой — приношение пленных варваров и император среди своих полководцев и солдат»30.
К новым, византийским, элементам композиции (их сравнительно немного) можно отнести: наличие крестов как символов Победы, фронтальность в изображении императоров, статичность окружающих императора придворных со спрятанными в полы одежд руками31.
Итак, основание колонны Аркадия - один из самых важных известных нам ранневизантийских памятников. Ее вторая композиция (из трех) наиболее оригинальна и реалистична.
Колонна Маркиана была воздвигнута в квартале Константианы (четвертый холм Константинополя) в честь императора Маркиана (450-457). Совершенно ничего не известно о ее истории, о дате ее постройки и о том, когда с нее исчезла статуя. Надпись сообщает только, что колонна была воздвигнута префектом Татианом. Поскольку она находилась в частном саду, окруженном стеной, она действительно ускользнула от внимания путешественников нового времени. Пьер Жилль сообщает о
Осмованнь колонны Лгклдня. Западная стоюна. Рисунок. ТНвотмсоллід*. Кшкгилж
Рис. 8. Западная сторона основания колонны Аркадия
30 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 97.
31 Там же. С. 104-105.
ней около 1540 г., но он не должен был видеть ее вблизи, поскольку он не дает ее названия и ничего не говорит о надписи на ней. Энлийя Эфенди видел ее в 1634 г.
Пожар в квартале 23 августа 1908 г. позволил освободить памятник, который теперь можно видеть на перекрестке. Колонна сохранила свой первоначальный вид, но она не так величественна, как колонны Константина, Аркадия, Феодосия и Юстиниана.
Она состоит из трех ступеней и основания из коринфского мрамора, монолитной колонны из серого сиенского гранита в 10 м высотой и из капители коринфского мрамора.
На четырех углах антаблемента капители были вырезаны орлы; на трех из сторон цоколя можно видеть венец, обрамляющий щит, на котором изображен шестиконечный крест: на северной стороне еще сохранилась одна искалеченная Победа (некогда там была вырезана и вторая, от нее можно различить только фрагмент крыла), но и в том виде, в каком она есть, эта Победа, своим движением и позой, все еще дает хорошее представление о традициях античной скульптуры в Константинополе V в. Это традиционный имперский, августовский мотив Победы, записывающей подвиги на «щите Доблести»32.
На основании читалась следующая надпись:
PRINCIPIS HANC STATVAM MARCIANI
CERNE TORVMQUE
FRAEFECTVS VOVIT QVOD TATI[ANVS]
OPUS.
Турки ныне называют эту колонну Колонна Девственности (Кыз-тассы), но это ошибочно. В XVI в. они называли так другую колонну, воздвигнутую на пятом холме, которую Сулейман Великолепный велел перевезти на четвертый для постройки своей мечети33. По словам П. Жилля, колонна достигала 18 м в высоту и 1,3 м в диаметре.
Кроме масштабных триумфальных и памятных колонн (Константина Великого, Феодосия Великого, Маркиана, Готской на форуме Тавра и на форуме Августеон, колонны Аркадия на форуме Аркадия, в Константинополе имелись замечательные памятные и триумфальные колонны меньших масштабов34.
Памятная (мемориальная) колонна - монумент, посвященный основанию Нового Рима (Nova Roma), новой столицы Римской империи, впоследствии получившей имя - Константинополь. Была позолочена, либо покрыта листовым золотом, т.к. в обиходе называлась Золотой. Торжественно открыта 11 мая 330 г., в день освящения города императором Константином I. На основании колонны был высечен текст соответствующего императорского указа. Была установлена на Военном поле за стенами Константина, около колонны с позолоченной конной статуей Константина I35. В начале V в., после возведения стен Феодосия, оказалась на территории города, район Эксакионий.
Колонна Елены - 1) монумент в виде порфировой колонны, установленный в 330 г. и увенчанный серебряной статуей Св. Елены (248-327 гг.), августы, матери императора Константина I Великого. Находилась в Константинополе на площади Августеон, II регион, названной в честь августы Елены; 2) не столь высокая как на Авгу-
32 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 95.
33 Название колонны Девственности в византийскую эпоху прилагалось к колонне, располагавшейся на третьем холме, возле странноприимницы Феофила; на ней стояла статуя Афродиты. Люди верили, что она обладала способностью указывать девушек, потерявших девственность; невестка Юстина якобы разрушила эту статую, потому что была обличена через нее.
34 К заключительной части ранневизантийского периода (У1-У11 вв.) относятся колонны Юстиниана Великого, девяти колонн Августеона и Ираклия Великого, о которых требуется специальная работа.
35 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Ъyzantion.ru/theatron/topic.php?forum=l2&topic=l4
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
стеоне, но также порфировая колонна с серебряной статуей августы Елены, стоявшая в базилике бань Зевксиппа, II регион. Вероятно, погибла во время разграбления и сожжения комплекса бань константинопольской чернью во время восстания Ника в
Колонна Евдокии - памятник императрице Евдокии, жене императора Аркадия (383-408 гг.), из серебра на порфировой колонне. Сооружен на месте, называемом Питтакия, II регион, около храма Святой Ирины в 406 г. Был местом суеверного поклонения столичной черни, которое как языческий пережиток обличал патриарх Иоанн Златоуст (398-404 гг.).
Остатки колонны найдены во время проведения земляных работ при строительстве государственного учреждения в 1847 г. В настоящее время цокольная часть с посвятительной надписью и фрагмент колонны находятся на территории, примыкающей к храму Св.Софии.
Императорские колонны Ипподрома - четыре посвятительные колонны, находившиеся на спине константинопольского ипподрома напротив кафисмы, III регион. Каждая была увенчана скульптурным изображением одного из императоров в натуральную величину. Возможно, это колонны Грациана, Валентиниана II и Феодосия Великого. Четвертая, последняя, установлена в честь императора-узурпатора Фоки в 603 г. горожанами на волне эйфории в результате свержения императора Маврикия. Статуя снесена по указанию императора Ираклия I (610-641 гг.), но саму колонну не тронули. Вероятно, капитель одной из неизвестных императорских колонн, находящаяся на территории Стамбульского археологического музея, принадлежит именно этой колонне36.
Главным мотивом имперской идеологии на всех колоннах является проставление императора как Победителя. Это традиционный античный мотив. Но формы его репрезентации в вв. уже испытали определенную «византинизацию» - главным символом Победы является крест, появляются элементы фронтальности и статичности. Над каждой композицией рельефов колонны Аркадия уже помещен христианский символ. До начала VII в. общий характер и отдельные темы императорской репрезентации испытали лишь внешнюю христианизацию37. Впоследствии типы изображений на императорских колоннах в значительной степени станут основой иконографических христианских тем.
Общая историческая судьба главных парадных императорских колонн Старого и Нового Рима оказалась различной. Если Колонна Траяна стоит до сих пор и отражает мощь императорского Рима эпохи расцвета империи, то колонны Константинополя, в такой же мере отражавшие имперскую идеологию, полностью не сохранились. Однако причина этого все же одна - историческая судьба Византии и турецкое завоевание. Полагать, что сам момент возведения колонн (^^ вв.) - упадок империи, вторжения варваров и т.д. - был неудачен и исторически бесперспективен, было бы неправильно. Феодосий восстановил урон, нанесенный Адрианополем, Константинополь интенсивно строился, и империи (на востоке) была суждена впереди еще тысячелетняя история. Поэтому современные рефлексии, возникающие как топос в отношении позднеантичной эпохи (кризис, гибель, нашествия), здесь не совсем верны (или совсем не верны)38. Это был момент «перевода стрелок», когда античная цивилизация вместе с Римской империей переезжала на новый путь. Катастрофа случилась гораздо позднее.
36 См. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Ъyzantion.ru/theatron/topic.php?forum=l2&topic=l2
37 Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 170.
38 См.: Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. Белгород, 2009.
532 г.
A REPRESENTATION OF IMPERIAL IDEOLOGY IN LATE ANTIQUITY MONUMENTS OF CONSTANTINOPLE: COLUMNS OF EMPERORS 4-5 AD
Ya.Yu. IVANITSKAYA N.N. BOLGOV
Belgorod State University e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
The article is devoted to research of a complex of monuments in Early Byzantine Constantinople that represented a traditional classical (late antiquity) imperial ideology, including Christian motives. Columns of emperors is main type of these monuments. The authors come to conclusion about of continuity and difficult interaction of old and new elements in representation of imperial ideology in New Rome.
Key words: Constantinople, Byzantium, columns, ancient, representation, empire, ideology, emperor.