Исторические аспекты культурных процессов
УДК 94(495)"04/10": 94(470+571)
О. В. Розина
https://orcid.org/0000-0002-0437-7724
Историко-культурологическая реконструкция паломничества княгини Ольги к святыням Царьграда
Духовное влияние Византии на российскую историю и культуру продолжает оставаться одной из актуальных тем в исторических исследованиях в условиях современной цивилизационной войны. Поиск общего и особенного в цивилизационных основах Византийской империи (Ромейского царства) и России является важным показателем единства доминантных ценностей православного духовного космоса, переосмысленных и приспособленных к российским самобытным историческим и культурным условиям. Данная статья посвящена одному из аспектов этой проблемы. В ней представлены результаты реконструкции паломнического маршрута княгини Ольги к христианским святыням Константинополя в период ее пребывания в столице восточно-римской империи. Автор привлекает разнохарактерные источники, как византийского, так и русского происхождения, а также труды ведущих исследователей ранней истории Русского государства. На основе анализа источников и материалов воссоздается общий вид Царьграда Х века, дается краткая история создания и описывается состояние главных храмов города, которые могла посетить архонтисса (правительница) Ольга, среди которых собор св. Софии Премудрости Божией, св. Апостолов, св. Сергия и Вакха, св. Полиевкта, св. Лаврентия и Стефана Первомученика Студитский монастырь и другие. Такая постановка исследовательской задачи позволяет посмотреть на облик русского христианского города через призму общности с обликом Константинополя, его храмов и святынь, выявив их духовное родство и социокультурное единство восточно-христианского мира.
Ключевые слова: княгиня Ольга, паломничество, Константинополь, Царьград, храм, святыня, историко-культурологическая реконструкция.
Historical aspects of cultural processes
O. V. Rozina
Historical and Culturological Reconstruction of Duchess Olga's Pilgrimage
to Holies in Tsargrad
The spiritual influence of Byzantium on Russian history and culture remains one of the topical themes in historical research in the conditions of the modern civilizational war. The search for a common and special in the civilizational foundations of the Byzantine Empire (Roman Empire) and Russia is an important indicator of the unity of the dominant values of the Orthodox spiritual cosmos, reinterpreted and adapted to Russian original historical and cultural conditions.
This article is devoted to one of the aspects of this problem. It presents the results of the reconstruction of the pilgrimage of Duchess Olga to the Christian holies of Constantinople during her stay in the capital of the East Roman Empire. The author attracts different sources, both of the Byzantine and Russian origin, as well as the works by leading researchers of the early history of the Russian state. Based on the analysis of sources and materials she recreates the general view of Tsargrad in the X century, writes a brief history of the creation and describes the state of the main temples of the city, which Duchess Olga could visit, including the Cathedral of St. Sophia of God's Wisdom, St. Apostles, St. Sergius and Bacchus, St. Polyeuktos, St. Lawrence and St. Stephen the first Martyr, Studit monastery and others. This formulation of the research problem allows us to look at the image of the Russian Christian city through the prism of commonality with the appearance of Constantinople, its temples and holies, revealing their spiritual connection and socio-cultural unity of the Eastern Christian world.
Keywords: Duchess Olga, pilgrimage, Constantinople, Tsargrad, Church, holy, historical and cultural reconstruction.
В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве был образован Паломнический центр Московского патриархата, при котором действует домовый храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги, освященный в 2003 году.
Такое посвящение храма, конечно, не случайно. Как известно, княгиня Ольга была первой русской правительницей, прибывшей в Царьград с мирным дипломатическим визитом. Для историков в этом визите осталось много неясного. Один или два раза посещала Царьград архонтисса Оль-
© Розина О. В., 2018
га? Византийские источники указывают лишь на одно посещение княгиней Ольгой Константинополя. Его подробное описание содержится в трактате «О церемониях византийского двора» императора Константина Багрянородного. Однако автор, не указывая год события, называет даты официальных приемов княгини во дворце - 9 сентября и 18 октября. Учитывая известный факт, что русский флот прибыл к берегам Босфора за 2,5 месяца до первого приема, можно предположить, что княгиня Ольга вместе с большим посольством (до 200 человек) пробыла в тот год в Царьграде около 4 месяцев. Почему так долго она ждала официальной встречи с императором? Было ли ожидание ее инициативой, или на этом настаивал василевс? В историографии многие годы ведутся споры о причинах столь долгого пребывая русского посольства в Константинополе: было ли это связано с крещением княгини, или с переговорами об особом церемониале ее принятия при дворе императора, или с вопросами династического брака, например, сына Святослава с кем-то из родственниц императора, выдвигаются и иные гипотезы [например: 1; 2; 12; 14; 15; 16; 17; 18].
Каковы бы ни были причины затянувшегося визита, длительность пребывания, несомненно, способствовала знакомству архонтиссы со столицей Ромейского царства. Когда княгиня Ольга впервые вступила на землю Царьграда ищущей Истину язычницей, ее сердце не могло остаться равнодушным к величию христианских памятников и святынь. Такой красоты и благолепия не знали языческие капища современного ей Киева. И поклонение языческим богам не могло сравниться с красотой Божественной Литургии в христианском храме. Как повествуется в ее Житии, «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге» [6]. Итак, какой же город предстал перед княгиней Ольгой, когда она сошла на берег с мостков русской ладьи?
В начале IV века, став единодержавным императором, равноапостольный Константин Великий перенес столицу Римской империи в возникший еще в 660 году до н. э. на берегу пролива Босфор город Виз'антий, имевший важное стратегическое и торговое значение. По преданию, император сам обозначил границы его территории своим копьем. Очерченное им пространство было обнесено земляным валом. После этого развернулось гигантское строительство. Как Рим был основан на 7 холмах, так и Константинополь стал возвышаться
на 7 холмах побережья Босфора. Торжественная церемония по освящению новой столицы состоялась 11 мая 330 года. Город поражал путешественников и жителей красотой и величием: широкие центральные улицы, большие площади, украшенные колоннами и статуями, громадный дворец императора и роскошные дома вельмож, триумфальные арки, ипподром. При святом Константине в новой столице, а также и в других городах началось строительство первых христианских храмов. Главная улица - «Меса» (Средняя) -проходила через весь город с запада на восток, и была выложена каменными плитами. Она начиналась у Золотых ворот (со стороны суши) и заканчивалась на площади Августеон, вскоре украшенной в центре статуей святой Елены. На Месе и прилегающих к ней переулках находились наиболее важные церкви и общественные здания, дома знати с портиками и колоннадами.
Архитектурный план Константинополя, по замыслу императора, должен был лечь в основу градостроительной практики христианского Средневековья - центром города становился храм, который как бы венчал город своим куполом и покрывал своей тенью. Константинополю было суждено стать духовным средоточием христианства Востока и вселенского православия. Интерес равноапостольного императора Константина и его равноапостольной матери Елены к Иерусалиму и поиск Древа Креста на Святой Земле, а также строительство Второго «Святого города» имеет глубокий символический смысл: город Креста сопоставлялся с городом, возникшим в результате победы Креста. По мнению протоиерея Александра Шмемана, царствование Константина венчает победу христианства, «мир с двумя „центрами": Царя Иудейского и Царя Ромеев, смирившегося перед Ним. С веками эта мистика Константинополя как святого города будет шириться и углубляться» [22, с. 166]. Она окажет влияние на осмысление Русью, принявшей православие из Византии, своей роли в этом процессе и будет способствовать возникновению на рубеже XV-XVI вв. официальной государственной теории «Москва - Третий Рим»: «...яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» [19]. После падения Константинополя в 1453 году это определило новый духовный центр вселенского православия как истинного выражения христианской веры, что отразилось в градостроительной структуре и русской столицы, символические элементы которой свидетельствуют о сознательном устроении ее по образу христианских мировых столиц: Иерусалима,
Рима, Константинополя, и над всем этим главенствовало построение Москвы по образу Небесного Града [9; 10]. В облике Кремля, в росписях его соборов и дворцов, в предметах утвари и книгах, собранных из разных стран, воплощалась идея объединения духовных центров православия; новое воплощение она получила в строительстве в XVII в. под Москвой Нового Иерусалима с храмом Вознесения Господня [11].
К сожалению, неумолимое время, войны, пожары и захват города турками в 1453 году не пощадили красоты Второго Рима, и его христианские памятники ныне пребывают в разоренном и оскверненном состоянии. Вместе с тем за причудливым узором турецкого ковра и сегодня можно разглядеть царственную красоту Константинополя и пытливый ум современного паломника, идущего вслед за княгиней Ольгой по улицам Царьграда, не может не созерцать величие древней столицы Греческого царства.
Вполне вероятно, что одним из первых храмов, которые посетила русская княгиня, был собор святой Софии - его огромный даже по современным представлениям купол виден уже при приближении к городу с моря. Это был центр христианского мира и вселенского православия. Сооруженный при императоре Юстиниане (483-565) храм был возведен на месте сгоревшей одноименной церкви, построенной еще святым Константином Великим. Юстиниан написал и тропарь этого храма («Единородный Сыне»), который теперь поется на каждой Литургии во втором антифоне как гимн Господу [3]. Великой церковью называли ее греки [8]. Описания этого храма широко известны, реставрируемые мозаики давно и детально изучаются специалистами. Интересно отметить, что внешний облик собора - величественный, грандиозный, напоминающий нерушимую крепость -резко контрастирует с его интерьером - легким, воздушным, парящим, как внешнее и внутреннее в духовном мире христианина, где за внешней грубоватостью и суровостью часто скрывается любящая душа, сочувствующая и сопереживающая. Считается, что именно в этом храме (в баптистерии) приняла крещение княгиня Ольга. Константинопольский храм являлся образцом для многих русских соборов, в том числе первого каменного храма Киева - Десятинной церкви, в которую равноапостольный князь Владимир, по известию летописца, перенес мощи своей бабушки святой княгини Ольги, первоначально похороненной в церкви святого Николая. На Руси в середине XI в. в Киеве, Новгороде и Полоцке также были
построены храмы Софии Премудрости Божией. Мечети Стамбула, относящиеся к классическом периоду (XVI-XVП вв.), создавались под большим влиянием архитектуры Софийского собора.
«Малая модель» Софийского собора, крошечная византийская церковь святых Сергия и Вакха (527-536), была построена рядом с императорским дворцом теми же мастерами что и «большая София». Она была как бы репетицией, пробой сил, в ней в миниатюре отрабатывались некоторые композиционные принципы, вошедшие затем в большой храм. Во времена княгини Ольги здесь находился комплекс церквей - святых Сергия и Вакха и первоверховных апостолов Петра и Павла, а также небольшой монастырь, в котором хранились главы мучеников Сергия и Вакха, их мечи и одежда.
Посещая храм святой Софии, княгиня Ольга вряд ли обошла своим вниманием расположенную поблизости церковь святой Ирины, хотя и значительно поврежденную землетрясением 740 года, хотя и восстановленную к тому времени и весьма знаменитую в истории христианства: именно здесь в 381 году проходил II Вселенский собор, принявший вторую часть Никео-Царьградского Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа.
Какие святыни хранились в храмах святой Софии и святой Ирины, которым могла поклониться княгиня Ольга, точно неизвестно: нашествие на Константинополь крестоносцев в 1204 году привело к разграблению и гибели многих христианских реликвий. Но сохранились свидетельства о том, какие святыни хранились в другом, столь же грандиозном, как Софийский собор, храме святых Апостолов, и туда, конечно, не могла не зайти наша первая паломница.
Базилика святых Апостолов была заложена еще Константином Великим в некотором отдалении от дворца, как главный храм Константинополя. Там император предполагал поместить мощи всех 12 апостолов. Закончил строительство его сын Констанций II, положивший начало традиции захоронения в храмах христианских императоров: здесь в мраморном саркофаге были помещены мощи его отца. По свидетельству Евсевия Кеса-рийского, высокий храм со всех сторон был окружен притворами, его стены выложены мрамором, а купол позолочен [5, гл. 58-60]. Он был освящен в 550 году и вплоть до нашествия турок оставался вторым по значимости храмом Константинополя. В нем находился фрагмент колонны, к которой был привязан Спаситель во время бичевания, а
также покоились мощи святого апостола Андрея Первозванного, евангелиста Луки, ученика апостола Павла святого Тимофея, глава апостола Матфея, мощи святителей Иоанна Златоуста и Григория Назианзина (Богослова), а также были погребены императоры новой столицы, начиная с основателя равноапостольного Константина Великого и его матери равноапостольной Елены и до начала XI века. Кроме того, здесь нашли последний приют константинопольские патриархи Ни-кифор (806-815), Стефан (867-893), а позже и Мефодий (1240).
К храму вела улица Святых Апостолов, на которой также стояло несколько церквей, в том числе святых Лаврентия и Стефана Первомученика (не сохранилась). В этой церкви, сооруженной в начале V века благоверной Пульхерией, сестрой императора Феодосия II, были диптихи - списки имен, поминаемых во время Литургии. Они размещались на мраморной колонне и содержали имена императора, патриархов, епископов. Мощи святого Стефана около 439 года были перенесены благоверной императрицей Евдокией (супругой Феодосия II) из Иерусалима в Константинополь. Православная Церковь празднует это событие 2 (15) августа.
Недалеко от храма Святых Апостолов находилась большая и красивая церковь мученика Поли-евкта, где хранилась его честная глава (ныне на этом месте котлован). Эта была одна из первых церквей времен Юстиниана, построенная в 527 году на средства богатой византийской меценатки Аникии Юлианы - личности незаурядной и очень известной в свое время, строгой последовательницы решений Халхидонского собора 451 года. Ее бабушкой была благоверная Евдокия, супруга императора Феодосия II. По архитектурному типу это была одна из купольных базилик, не часто встречающихся даже в разрушенном состоянии: такой тип сооружений существовал непродолжительное время. К этому же типу относится храм Святой Софии, освященный нескольким годами позже. Церковь мученика Полиевкта находилась практически на полпути между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем и была весьма доступна княгине Ольге для посещения, ведь ее корабли стояли в порту бухты. Но не только близость расположения и возможность поклониться мощам святого Полиевкта могли привлечь знатную паломницу. Декоративное убранство храма было созвучно духовным поискам княгини: центральное место над главным входом занимала мозаика с изображением крещения императора Константи-
на. Стены церкви были отделаны мрамором, интерьер украшен мраморными скульптурами с фрагментами из слоновой кости, аметиста, золота и цветного стекла [21].
В духовных поисках Истины святая княгиня Ольга не могли пройти мимо Студийского монастыря - самого значительного монастыря средневекового Константинополя. От храма святого По-лиевкта до этой обители, располагавшейся в квартале Псамафия на берегу Мраморного моря, - не более получаса пешей прогулки. С 465 года в нем подвязалась община неусыпающих (акимитов), для которой был характерен строгий устав и непрерывная (посменная) служба. Монахи этого монастыря отличались приверженностью ортодоксальному православию и стойким исповеданием веры. При игумене Феодоре Студите (759-826) был разработан устав общежительной монашеской жизни, принятый затем на Афоне и известный как Студийский; он же впоследствии лег в основание духовной жизни монахов Киево-Печерской лавры. В Студийском монастыре проживало до 700 монахов, и его влияние на жизнь Церкви было велико: три студийский монаха стали патриархами, а три императора - Михаил V, Михаил VII и Исаак I - приняли в обители схиму. Долгое время здесь находились святые мощи настоятеля монастыря Феодора Студита, его дяди святого Платона, брата святого Феодора архиепископа Фессалоникийского Иосифа Исповедника, преподобномученика Вавилы - патриарха Антио-хии, других святых. Деятельный игумен монастыря святой Феодор Студит был беззаветным защитником иконопочитания, и во многом благодаря его вдохновенным проповедям оно было восстановлено. В послеиконоборческое время в обители возобновилось написание икон. Монастырь оказал огромное влияние на культуру и искусство всего христианского Востока, в том числе Руси. Знакомство с древней духовной традицией, несомненно, укрепляло новоначальных христиан, тем более что в 949-1022 годах в монастыре подвизался ученик старца Симеона Благоговейного тоже по имени Симеон, за свои многочисленные поэтические сочинения, гимны и наставления названный Новом Богословом. Начало его пребывания в монастыре совпадает со временем визита святой княгини Ольги в Константинополь.
При этом монастыре находилась самая древняя из ныне сохранившихся византийских церквей Константинополя - базилика Иоанна Крестителя, построенная сенатором Студием Дисипатом в 454-463 годах и ныне находящаяся в полуразру-
шенном состоянии. Храм был одной из главных святынь города; хотя в нем и не было многочисленных реликвий, но с начала Х века в часовне справа от алтаря пребывала часть честной главы и десница святого Иоанна Предтечи, а также часть главы и десница его отца Захарии. Эти святыни пропали из монастыря после нашествия крестоносцев в начале XIII в., но в период пребывания святой княгини Ольги они там, несомненно, находились, и русская паломница имела возможность им поклониться, а также прогуляться по большому монастырскому саду, полюбоваться его осенним убранством. Это тем более вероятно, что в течение трех столетий (с начала X века до 1204 года) эти реликвии глубоко почитались византийским императорами: ежегодно в день Усекновения главы Иоанна Предтечи император с семьей посещал обитель. Для этого он из своего дворца, расположенного рядом с храмом Святой Софии, отправлялся морем к монахам, ожидавшим его у стен монастыря со свечами в руках. Торжественно праздновались и дни памяти святых, мощи которых хранились в монастыре. День Усекновения главы Иоанна Предтечи приходится на 29 августа по ст. ст. - судя по времени пребывания в Константинополе русского флота, в это время святая княгиня Ольга находилась в городе. Вполне вероятно, что она могла принять участие в этой торжественной церемонии, даже до своего первого официального приема в императорском дворце 9 сентября.
Одной из самых известных в Царьграде уже в X в. была церковь во имя чудотворной иконы Бо-жией Матери «Живоносный Источник». Современная небольшая православная церковь, расположенная за крепостными стенами города на территории греческого кладбища Казлычешме окружена цветущим палисадником. Xрам двухэтажный: вверху - светлая просторная церковь с иконостасом; внизу в полуподвале восстановлена небольшая древняя церковь, около западной стены которой находится отделанный мрамором чудотворный источник, имеющий вид небольшого бассейна, устроенного в стенной нише. К нему можно спуститься по двум симметрично расположенным каменным лестницам. Над бассейном в углублении находится образ Божией Матери «Жи-воносный Источник». С передней стороны бассейн обнесен красивой каменной перегородкой с двумя изящными мраморными вазами, в которые вливается вода из святого источника. На дне бассейна видны несколько серебряных монет, над которыми временами мелькают рыбки, существо-
вание которых также связано со старинным сказанием. Во времена святой княгини Ольги церковь, конечно, имела совершенно иной вид: это был внушительных размеров храм, посвященный Пресвятой Богородице.
История возникновения храма и обители относится к V в. Император Лев I Макелла до своего избрания был правителем Константинопольского округа. Однажды, еще не будучи императором, в знойный летний день он возвращался с охоты и в роще около города встретил беспомощного слепца, изнемогающего от усталости и жажды. Сжалившись над несчастным, Лев стал искать ближайший ручей или родник, чтобы утолить его страдания. Он долго ничего не мог найти, пока таинственный голос дважды не назвал его по имени и не указал место, где струился источник ключевой воды, и, предсказав ему славное будущее, заповедал построить на этом месте церковь во имя Богородицы. Умывшись этой водой, слепой прозрел. Чудо стало известным, и верующие стали стекаться к источнику, получая облегчение и исцеление от болезней. Впоследствии император воздвигнул на этом месте грандиозный и богато украшенный храм, который получил название «Живоносный Источник». Многие императоры, члены их семей, простые жители города получали исцеления от различных недугов, обращаясь с молитвой к Богородице у святого источника. В IX в. император Василий I Македонянин благоукрасил церковь и основал при ней монастырь. В нем установился обычай совершать в праздник Вознесения торжественный крестный ход со святынями из всех храмов столицы. В наше время праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» отмечается в пятницу на Светлой Седмице. В начале X в., при императоре Льве Философе, который также получил исцеление от источника, храм заботливо украшался; здесь исцелились от различных болезней первая жена императора Феофана и его брат Стефан. Царица Зоя, на которой Лев Философ женился после смерти Феофаны, исцелилась от неплодия после возложения на нее пояса Пресвятой Богородицы и стала матерью Константина Багрянородного. Именно в правление императора Константина посещала Константинополь княгиня Ольга, которая, возможно, слышала рассказы об этих чудесных событиях и приходила в обитель поклониться Живоносному Источнику.
При завоевании Константинополя турки разрушили храм до основания. Современная церковь, значительно меньшая по размерам, построена в
1840 году патриархом Константинопольским Кон-станцием. Она была благоукрашена на средства известной русской благотворительницы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого Алексея Орлова, о чем свидетельствует надпись на мраморной плите у стен храма.
Другой знаменитый святой источник находился во Влахернском храме, расположенном на берегу бухты Золотой Рог, примерно в 6 километрах как от Живоносного Источника, так и от Студийского монастыря, если следовать вдоль сухопутных городских стен, сооруженных императором Феодосием (346-395), от берега Мраморного моря к бухте. Влахернский храм примыкал к императорскому дворцу, начало сооружения которого, как и храма, относится к середине V в. В конце этого столетия при императоре Анастасии I дворец был расширен, дополнен несколькими сооружениями, соединенными между собой и храмом переходами и портиками. Влахернский дворец считался летним дворцом византийских императоров, но вплоть до начала XI века редко ими посещался. Лишь в правление династии Комнинов (1081-1185) после пожара 1069 года он был перестроен, и императоры перевели сюда двор, а при Палеологах он стал основной резиденцией византийских василевсов. В этом храме хранились величайшие христианские святыни - часть Древа Креста Господня, Риза, Пояс и Посох Пресвятой Богородицы. Примерно за сто лет до посещения Константинополя княгиней Ольгой было сооружено особое здание для хранения в специальном ковчеге Ризы Пресвятой Богородицы, а в честь ее перенесения туда 2 июля 860 года был установлен праздник Ризоположения. Вскоре в этот же ковчег был положен и Пояс Пресвятой Богородицы. Судя по наиболее полному описанию архитектурного облика храма, сохранившемуся в «Дневнике путешествия в Самарканд» Р. де Клави-хо (1403), «он представлял собой 3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или мозаики, но в VIII в., при императоре Константине V, изображения Христа, Пресвятой Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная программа более не восстанавливалась... В комплекс церкви Богородицы входили храм-реликварий Агия-Сорос (Св. рака) и бассейн для омовения (священная купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в V в. были построены термы (перестраивались в начале XI в. при императоре Василии II)» [4] О
значении храма в конце VI века свидетельствует многочисленность его клира: 74 человека (в том числе 12 пресвитеров и 18 диаконов, 6 диаконисс, 8 иподиаконов, 20 чтецов, 4 кантора и 6 привратников) [20] В 944 году, незадолго до посещения Константинополя княгиней Ольгой, реликвии храма были пополнены привезенными из Эдессы Нерукотворным образом Спасителя и письмом Христа к царю Авгарю. Эти святыни затем были перенесены в Софийский собор и церковь Богородицы Фара (в Большом императорском дворце) [4].
Много раз Богоматерь через свои святыни спасала Константинополь от врагов, как бы покрывая его своей Ризой, в частности, летом 860 года, когда русский флот киевских князей Аскольда и Ди-ра начал его осаду. Разразилась буря, которая заставила русских отступить. Был заключен мирный договор, а Аскольд принял крещение с именем Николай. Договор предусматривал создание на Руси епископии. Вскоре Киев принял греческого епископа, и произошло крещение киевлян (в историографии за этим событием закрепился термин «первое крещение» Руси). Последовавшая затем языческая реакция в период правления князя Олега привела к уничтожению зачатков христианства на киевской земле, Аскольд и Дир были убиты, но Аскольдова могила на берегу Днепра издревле почиталась киевлянами. Русская княгиня не могла не знать этой истории, так как Олег был близок к ее мужу Игорю. Неслучайно княгиня Ольга, вернувшись на Русь из Царьграда, для молитвенного поминания убиенных и христианского покаяния «в Киеве первую от себе Церковь святаго Николая на Оскольдовой могиле постави» [7]. В ней первоначально она и была погребена.
Влахернский храм в Константинополе известен также видением блаженного Андрея Юродивого, которое стало основой для возникновения в Русской Церкви праздника Покрова Божией Матери, учрежденного в 1164 году князем Андреем Бого-любским.
Недалеко от бухты Золотой Рог, где стояли русские ладьи, находилась церковь святителя Николая Мирликийского, воздвигнутая в правление императора Юстиниана. Она существует и ныне в сильно перестроенном виде и располагается за высоким забором. Моряки издревле почитали своего небесного покровителя. Возможно, и наша соотечественница-паломница, отправляясь в обратный путь в Землю Русскую, молилась Угоднику Божию о благополучном завершении путешествия и возвращении к своим родным - сыну Святославу и внукам Владимиру, Олегу и Ярополку.
Совершив это мысленное путешествие, мы кратко упомянули лишь небольшую часть христианских святынь Константинополя, которые могла посетить первая русская паломница. Их современное состояние далеко от первозданного: некоторые разрушены, многие утратили христианских облик, будучи преобразованными в мечети и музеи. Но вопрос о духовной связи Руси и Византии неизбежно возникает при любом сколько-нибудь серьезном разговоре о русской истории, русской культуре, русской судьбе. Еще русский философ К. Н. Леонтьев подчеркивал, что «византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм» [13, с. 105]. Россия и по сей день является наследницей и преемницей Византийской империи, которую на Руси чаще называли Ромейским царством, а ее столицу - Константинополь - именовали Царьградом. Россия, несомненно, восприняла основные принципы византийской цивилизации, но осмыслила их и приспособила к своим историческим и культурным условиям. Об этом свидетельствует как общее влияние градостроительной практики Византийской столицы на облик Москвы, так и примеры христианских храмов, ставших образом для раннехристианского зодчества Древней Руси, многие из которых в Царьграде могла видеть святая равноапостольная княгиня Ольга. Величественные и красивые храмы Константинополя, имеющие свою символику, - визуальные образы православной культуры, оказывающие огромное чувственно-психологическое влияние на эмоционально-нравственное состояние человека, заинтересовывающие в углубленном познании веры. Культовые сооружения города, ставшие артефактами искусства, убеждали русичей в важности обращения к византийским религиозно-культурным традициям. Они, несомненно, влияли на восприятие княгиней Ольгой новой для нее религии и укрепляли ее решимость сменить веру и противостоять язычникам в Киеве. Она понимала, что ее выбор может привести к личной трагедии на языческой родине. Длительное пребывание в православной столице мира явилось важным условием внимательного, вдумчивого постижения православия, осмысления значимости его для Руси. Выбор княгиней Ольгой новой религии можно оценивать и как проявление ее мудрости, осознания необходимости развития связей с развитой империей, глубины христианства, и как силы православия и греческой церкви, имевшей благотворно воздействие на ум и душу человека. Несомнен-
но, паломничество княгини Ольги стало важнейшим обстоятельством принятия ею православия, начавшее, по словам летописца Нестора, «русское познание Бога,... нашего с Ним примирения» [6].
Библиографический список
1. Айналов, Д. В. Княгиня св. Ольга в Царьграде [Текст] / Д. В. Айналов // Труды Двенадцатого археологического съезда в Xарькове. - М., 1905. - С. 12-20
2. Ариньон, Ж. П. Международные отношения Киевской Руси в середине X в. и крещение княгини Ольги [Текст] / Ж. П. Ариньон // Византийский временник. 1980. - Т. 41. - С. 113-124.
3. Асмус, В., протоиерей. Лекции по истории Церкви. Священническое достоинство императоров [Электронный ресурс] / В. Асмус // Библиотека «Полка букиниста». - Режим доступа: http://society.polbu.ru/asmus_churchhistory/ch08_all.html
4. Влахерны [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. Т. 9. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/155035.html
5. Евсевий (Памфил) Кесарийский. Жизнь блаженного Василевса Константина [Текст] / Евсевий Кесарийский. - М. : Изд. группа Labarum, 1998. - 352 с.
6. Житие святой равноапостольной княгини Ольги, во святом крещении Елены [Электронный ресурс] // Русские святые. - Режим доступа: http://www. saints.ru/o/olga_knyaginya. Ыт
7. Киевский Синопсис. Глава 25 «О походе Ольги к Цариграду и о крещении ея» [Электронный ресурс] // Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). - Режим доступа http://www.e-reading.org.ua/ chap-
ter.php/88887/38/Sapozhnikov%2C_Sapozhnikova_Mec
hta_o_russkom_edinstve._Kievskiii_sinopsis_%281674 %29.Шт!
8. Котлерев, Ф. диакон. Святая София: Великая Церковь [Электронный ресурс] // Нескучный сад, 2008, № 4. - Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/velikaya-cerkov
9. Кудрявцев, М. П. Москва в конце XVII века (анализ градостроительной композиции) [Текст] / М. П. Кудрявцев. - М., 1981.
10. Кудрявцев, М. П. Пространственная композиция центра Москвы XVII в. [Текст] // Архитектурное наследство, 1976. - № 25. - С. 12-18.
11. Лебедев, Л., протоиерей. Богословие Земли Русской. Размышление у стен Нового Иерусалима [Электронный ресурс] / Л. Лебедев // РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. - Режим доступа: http://www.rusarch.ru/lebedev1.htm
12. Левченко, В. М. Очерки по истории русско-византийских отношений [Текст] / В. И. Левченко. -М. : Изд-во АН СССР, 1956. - 556 с.
13. Леонтьев, К. Н. Восток, Россия и славянство. Философская и политическая публицистика [Текст] / К. Н. Леонтьев. - М. : Республика, 1996. - 798 с.
14. Литаврин, Г. Г. Византия и славяне [Текст] / Г. Г. Литаврин. - СПб., Алетейя, 2001.
15. Литаврин, Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников [Текст] / Г. Г. Литаврин // Византийский временник, 1981. - Т. 42. - С. 35-48.
16. Назаренко, А. В. Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь [Текст] / А. В. Назаренко // Византийский временник. - М., 1989. - Т. 50. - С. 66-83.
17. Оболенский, Д. К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. [Текст] / Д. Оболенский // Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985. - С. 36-47.
18. Пашуто, В. Т. Внешняя политика Древней Руси [Текст] / В. Т. Пашуто. - М. : Наука, 1968. - 472 с.
19. Послание старца Псковского Елиазарова монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу [Электронный ресурс] // Древнерусская литература. Антология. - Режим доступа: http://old-ru.ru/07-19.html
20. Храм Богородицы во Влахернах - центр русской сакральной географии // Центр Льва Гумилева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumilev-center.ru/?p=4841
21. Церковь св. Полиевкта в Константинополе и ее декоративная программа // ModernRel.Ru. Современный взгляд на религию [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.modernrel.ru/moderns-608-1.html (дата обращения 10.04.2018)
22. Шмеман, А., протоиерей. Исторический путь православия [Текст] / А. Шмеман. - М. : Православный паломник, 2003. - 76 с.
Reference List
1. Ajnalov, D. V. Knjaginja sv. Ol'ga v Car'grade = Dutchess St. Olga in Tsargrad [Tekst] / D. V. Ajnalov // Trudy Dvenadcatogo arheologicheskogo s#ezda v Har'kove = Works of the Twelfth archaeological congress in Kharkov. - M., 1905. - S. 12-20
2. Arin'on, Zh. P. Mezhdunarodnye otnoshenija Ki-evskoj Rusi v seredine H v. i kreshhenie knjagini Ol'gi = The international relations of Kievan Rus in the middle of the X century and taking baptism of Duchess Olga [Tekst] / Zh. P. Arin'on // Vizantijskij vremennik = Byzantine vremennik, 1980. - T. 41. - S. 113-124.
3. Asmus, V, protoierej. Lekcii po istorii Cerkvi. Svjashhennicheskoe dostoinstvo imperatorov = Lectures on Church history. Priestly dignity of emperors [Jel-ektronnyj resurs] / V Asmus // Biblioteka «Polka bukinis-ta» = The library «the Bibliopole's Shelf» - Rezhim dostupa:
http://society.polbu.ru/asmus_churchhistory/ch08_all.html
4. Vlaherny = Blachernai [Jelektronnyj resurs] // Pra-voslavnaja jenciklopedija = Orthodox encyclopedia T. 9. -Rezhim dostupa: http://www.pravenc.ru/text/155035.html
5. Evsevij (Pamfil) Kesarijskij. Zhizn' blazhennogo Vasilevsa Konstantina = Blessed Vassilevs Constantine's
life [Tekst] / Evsevij Kesarijskij. - M. : Izd. gruppa Laba-rum, 1998. - 352 s.
6. Zhitie svjatoj ravnoapostol'noj knjagini Ol'gi, vo svjatom kreshhenii Eleny = Life of the Saint Duchess Olga equal to the apostles, in a sacred baptism of Elena// [Jelektronnyj resurs] // Russkie svjatye = The Russian Saints.. - Rezhim dostupa: http://www. saints.ru/o/olga_knyaginya. htm
7. Kievskij Sinopsis. Glava 25 «O pohode Ol'gi k Carigradu i o kreshhenii eja» = Kiev Synopsis. Chapter 25 «About Olga's campaign to Tsarigrad and about as she took baptism» // [Jelektronnyj resurs] // Mechta o russ-kom edinstve. Kievskij sinopsis = the Dream of the Russian unity. Kiev synopsis (1674). - Rezhim dostupa http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/ 88887/38/Sapozhnikov%2C_Sapozhnikova__Mechta_o_r usskom_edinstve._Kievskiii_sinopsis_%281674%29.html
8. Kotlerev, F. diakon. Svjataja Sofija: Velikaja Cerkov' = Saint Sofia: Great Church [Jelektronnyj resurs] // Neskuchnyj sad = Funny Garden, 2008, № 4. -Rezhim dostupa: http://www.nsad.ru/articles/velikaya-cerkov
9. Kudrjavcev, M. P. Moskva v konce XVII veka (analiz gradostroitel'noj kompozicii) = Moscow at the end of the 17th century (the analysis of town-planning composition) [Tekst] / M. P. Kudrjavcev. - M., 1981.
10. Kudrjavcev, M. P. Prostranstvennaja kompozicija centra Moskvy XVII v. = Spatial composition of the center of Moscow in the XVII century // Arhitekturnoe nasledstvo = Architectural inheritance, 1976. - № 25. -S. 12-18.
11. Lebedev, L., protoierej. Bogoslovie Zemli Russkoj. Razmyshlenie u sten Novogo Ierusalima = Divinity of the Russian Land. Thoughts at walls of New Jerusalem [Jelektronnyj resurs] / L. Lebedev // RusArh. Jelektronnaja nauchnaja biblioteka po istorii drevneruss-koj arhitektury = RusArkh. Electronic scientific library on history of Old Russian architecture.. - Rezhim dostupa: http ://www.rusarch. ru/lebedev 1. htm
12. Levchenko, V. M. Ocherki po istorii russko-vizantijskih otnoshenij = Essays on stories of the Russian-Byzantine relations [Tekst] / V. I. Levchenko. - M. : Izd-vo AN SSSR, 1956. - 556 s.
13. Leont'ev, K. N. Vostok, Rossija i slavjanstvo. Filosofskaja i politicheskaja publicistika = East, Russia and Slavic peoples. Philosophical and political journalism [Tekst] / K. N. Leont'ev. - M. : Respublika, 1996. - 798 S.
14. Litavrin, G. G. Vizantija i slavjane = Byzantium and Slavs [Tekst] / G. G. Litavrin. - SPb., Aletejja, 2001.
15. Litavrin, G. G. Puteshestvie russkoj knjagini Ol'gi v Konstantinopol'. Problema istochnikov = Travel of the Russian Duches Olga to Constantinople. The problem of sources [Tekst] / G. G. Litavrin // Vizantijskij vremennik, 1981. - T. 42. - S. 35-48.
16. Nazarenko, A. V. Kogda zhe knjaginja Ol'ga ezdila v Konstantinopol' = When Duchess Olga did went to Constantinople [Tekst] / A. V. Nazarenko // Vizantijskij
vremennik = Byzantine vremennik. - M., 1989. - T. 50. -S. 66-83.
17. Obolenskij, D. K voprosu o puteshestvii russkoj knjagini Ol'gi v Konstantinopol' v 957 g. = To the question of Russian Duchess Olga's travel to Constantinople in 957 [Tekst] / D. Obolenskij // Problemy izuchenija kul'turnogo nasledija = Problems in study of cultural heritage - M., 1985. - S. 36-47.
18. Pashuto, V. T. Vneshnjaja politika Drevnej Rusi = Foreign policy of Ancient Russia [Tekst] / V T. Pashuto. -M. : Nauka, 1968. - 472 s.
19. Poslanie starca Pskovskogo Eliazarova monastyr-ja Filofeja k velikomu knjazju Vasiliju Ivanovichu = The message of aged man Phylofei of the Pskov Eliazarov Monastery to Grand Duke Vasily Ivanovich [Jelektronnyj resurs] // Drevnerusskaja literatura. Antologija = Old-Russian literature. Anthology. - Rezhim dostupa: http://old-ru.ru/07-19.html
20. Hram Bogorodicy vo Vlahernah - centr russkoj sakral'noj geografii // Centr L'va Gumileva = The Church of the Virgin in Blachernai - the center of the Russian sacral geography//Lev Gumilev's Center [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gumilev-center.ru/?p=4841
21. Cerkov' sv. Polievkta v Konstantinopole i ee dekorativnaja programma = St. Polievkt Church in Constantinople and its decorative program [Jelektronnyj resurs] // ModernRel.Ru. Covremennyj vzgljad na religi-ju = Modern view on religion. - Rezhim dostupa: http://www.modernrel.ru/moderns-608-1.html (data obrashhenija 10.04.2018)
22. Shmeman, A., protoierej. Istoricheskij put' pra-voslavija = Historical way of Orthodoxy [Tekst] / A. Shmeman. - M. : Pravoslavnyj palomnik, 2003. - 76 s.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.06.2018 Дата принятия статьи к печати: 28.06.2018