искусство, образование,
наука
УДК 7. 75 ББК 85.1; 85.14
репрезентация документальности
и фикционализма в работах художника е.и. столицы, выполненных в экспедициях под руководством адмирала с.о. Макарова
(к 170-летию русского географического общества)
Швец Элина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории искусства Нового и Новейшего времени РГГУ,
ул. Чаянова, д. 15, г. Москва, Россия, 125047.
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос об участии русского художника Евгения Столицы в научных и военных экспедициях адмирала С. О. Макарова. Анализируется его роль в реалистичности изображения экспедиции в визуальных документах. Рассматривается соотношение документальности и фикционализма в творческих работах художника, выполненных по материалам экспедиции.
Ключевые слова
Ледокол, арктическая экспедиция, визуальный документ, творческое переосмысление, зарисовки, эскизы, картины на тему, работа художника, роль документальности.
24
В 1899 г. адмиралом С.О.Макаровым в первое плавание ледокола «Ермак» в полярных морях в качестве художника «для снятия видов» был приглашен Евгений Иванович Столица 1.
В 1897 г. выдающийся русский флотоводец адмирал С. О. Макаров предложил применить для изучения высоких широт и достижения Северного полюса мощный ледокол. Это было смело и ново в освоении Арктики. В своей лекции «К Северному полюсу напролом» Мака-
1 Столица, Евгений Иванович [Электронный ресурс] // Википедия. URL: Ь11р8://ги."вдк1ре&а.огд/"ток1/Столица,_ Евгений Иванович.
ров утверждал, что при помощи ледокола можно проникнуть далеко вглубь Арктики и исследовать ещё не изученные районы Северного Ледовитого океана. В подтверждении своей идеи Макаров приводил подсчёты, по которым получалось, что для прохождения при помощи ледокола пояса льда — от кромки до полюса, общей шириной около 1350 км, состоящего из различных ледовых образований, необходимо около 12 суток
2
2 Островский Б. Г. Адмирал Макаров. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1954. (Версия в сети Интернет: Островский Б. Г. Адмирал Макаров [Электронный ресурс] // URL:
Летом 1900 г. ледокол российского балтийского флота из Петербурга ушёл в Ньюкасл для капитальной перестройки носовой части; конструкцию Макаров предложил совершенно изменить. Передний винт, не оправдавший себя, был снят. Решено было также удлинить носовую часть на четыре с половиной метра. Превращение носовой части ледокола в более острую и длинную, по мнению Макарова, позволило бы кораблю более легко врезаться в ледяные поля и раздвигать льдины. Предложение Макарова было одобрено специальной комиссией. Более полугода потребовалось на переделки. Первый в мире ледокол мощностью 10 тыс. лошадиных сил был построен по проекту адмирала Макарова и получил имя «Ермак». Лишь в феврале следующего года ледокол вышел из Ньюкасла в Кронштадт. У Толбухинского маяка его встретил Макаров. Он хотел лично убедиться, каковы качества ледокола после реконструкции.
Испытания прошли успешно в водах Финского залива, что положило конец колебаниям министра финансов России Витте С.ю., и он окончательно разрешил экспедицию. Через два дня Макаров представил полную программу плавания и план всех подготовительных работ. «Ермак» должен был идти к устью Енисея, но не через югорский Шар, как обычно ходили туда, а вокруг северных берегов Новой Земли, т.е. вокруг мыса Желания. Такой маршрут, сравнительно менее рискованный, был вполне сознательно избран Макаровым из опасения, что более смелые и широкие замыслы могут испугать Витте и экспедиция опять не будет разрешена. Намеченный маршрут не удовлетворял Макарова, но он вынужден был с этим смириться.
Но очень скоро Макаров понял, что и этот маршрут интересен и заслуживает внимания и изучения. Северные районы Новой Земли, а также условия плавания в этом районе ещё никем не были пройдены и описаны. Далее было решено, что обратный путь, в случае благоприятной ледовой обстановки, ледокол пройдёт севернее Новой Земли.
Такая программа не вызвала возражений учредителей и была утверждена. На адмирала Макарова возлагалось исследование пути по северной оконечности Новой Земли и одновре-
http://www.e-reading.by/bookreader.php/43192/Ostrovskiii_-_ Admiral_Makarov.html).
менно нанесение на карту рельефа её западного берега.
Макаров не скрывал своей радости. Полтора года с удивительной настойчивостью добивался он разрешения устремиться на своём ледоколе в неизведанные просторы Арктики и, наконец, достиг своего.
В составе команды, обеспечивающей научные изыскания в экспедиции, значился Евгений Иванович Столица.
Можно предположить, что художник Е. Столица познакомился с адмиралом С. О. Макаровым, когда на усовершенствованном ледоколе «Ермак» с оказией возвращался в Россию из Англии после длительного путешествия. Это была образовательная поездка выпускников Академии художеств 1898 г. Вместе с учениками А. Ку-инджи Е. Столица был отправлен в поездку по Западной Европе. Они посетили Германию, Францию, Австрию и Великобританию с целью знакомства с лучшими образцами западноевропейского искусства. На пути до Кронштадта адмирал познакомился с молодым художником и пригласил его для участия в предстоящей экспедиции. Предложения работы в составе экспедиций были почётны для выпускников российской Академии художеств, поэтому не удивительно, что молодой художник принял это предложение. Сведений об участии Столицы в этой экспедиции очень мало. Зарисовки и графические документы, созданные художником в экспедиции адмирала Макарова, принадлежат русскому географическому обществу. Особое внимание художника должно было быть сосредоточено на детальных зарисовках северной оконечности Новой Земли для дальнейшего изучения береговой линии и одновременно нанесение на карту точных координат исследуемой территории. Работы по созданию карт выполняли офицеры картографы, роль художника здесь была вспомогательной.
Изучая сегодня визуальные материалы той, уже давней экспедиции, мы прибегаем к репрезентативному обзору и фикциональному анализу зарисовок и набросков, которые художник Столица создавал как иллюстративные документы, освещающие выполнение той или иной задачи экспедиции адмирала Макарова. Репрезентация всего корпуса визуальных документов экспедиции показывает, что профессиональные навыки художника, академическая
25
26
выучка присутствует даже в очень беглых набросках, не говоря о тщательно зарисованных ландшафтах береговой линии северной оконечности Новой Земли и иллюстрациях, показывающих ежедневную экспедиционную работу. Качество зарисовок и набросков демонстрируют универсальные привычные профессиональные приёмы, которыми пользовался художник.
Позднее, по материалам экспедиции художником была создана серия картин, посвя-щённых природе Арктики. В условиях экспедиции художники занимались каждодневной работой визуального документирования объектов исследования, т.к. возможности для создания серьёзных больших творческих работ у них не было. Они собирали зарисовки и эскизы впрок, а затем в условиях мастерских создавали уже полноценные картины по материалам экспедиций. В русле сложившейся традиции и Столица, вернувшись из экспедиции, создал несколько картин, которые объединили документальные предварительные зарисовки художника и его творческое переосмысление увиденного в экспедиции. Одна из этих картин, написанных по натурным зарисовкам — «Ледокол Ермак в полярных льдах» — была экспонирована на Всемирной выставке 1900 г. в Париже (Берлинский музей). Фикционализм этих работ состоит в удачном сочетании документальности и художественного вымысла художника. Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств. Выставленные работы на тему полярной экспедиции адмирала Макарова имели успех и запомнились зрителям. В то время тема научного освоения Арктики была популярна в среде русской интеллигенции, разночинного студенчества и гимназистов-романтиков. Научно-популярная литература, изобразительные документы экспедиций, картины художников на тему арктических исследований всегда находили своего заинтересованного зрителя и читателя в России. Сегодня почти все картины этой серии принадлежат Центральному военно-морскому музею. По рабочим материалам экспедиции позднее были сделаны гравюры для статей в периодической печати того времени. Работа художника в составе экспедиции, была высоко оценена руководством. Сотрудничество было продолжено в следующих предприятиях адмирала Макарова.
Обложка книги С. О. Макарова «"Ермак" во льдах»
В 1904 г. Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника в связи с начавшейся русско-японской войной для запечатления на холстах боевых эпизодов обороны крепости. Это была уже военная экспедиция, в которой принял участие художник. Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны: «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллиннский музей), «Электрический утёс» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (Санкт-Петербург, военно-морской музей). В картине «Адмирал Макаров и художник Верещагин» из Таллиннского музея, адмирал и его и друг — художник Верещагин показаны в каюте броненосца «Петропавловск» за три дня до их трагической гибели на этом корабле. Адмирал занят изучением карты, художник за мольбертом работает над картиной. В картине «Электрический утёс» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (Санкт- Петербургский военно-морской музей), запечатлены бастионы русской обороны. В по-
Столица Е.И. «Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца "Петропавловск" в 1904 году»
лотне «Электрический утёс» изображены каменистые прибрежные скалы с надвигающейся издали грозовой тучей. Эта картина, сдержанная по колориту, очень выразительна. Она полна ощущения суровости и величия. Порт-артур-ская серия картин Евгения Столицы, написана по походным зарисовкам, но она, безусловно, является художественным документом своего времени, опосредованным фикциональным формально-стилистическим подходом в создании традиционной станковой картины. Столица принёс эту серию картин в дар Ленинградскому военно-морскому музею (20-е гг. ХХ в.). Эта серия является уникальным живописным свидетельством художника-очевидца событий недавнего прошлого, воскрешающим эпизоды славы и доблести русских воинов.
Готовя «Ермак» к первому его походу в Арктику, Макаров пригласил участвовать в этом плавании ряд научных работников для производства не только гидрологических и геофизических, но и физических исследований (например, изучение крепости льда). По возможности
все исследования должны были быть зафиксированы в визуальном документе, это была задача для художника. Пользовались в то время уже и фотоаппаратом, но это была ещё не очень удобная в условиях экспедиции техника. Фотоаппараты были громоздки, а способ проявки плёнки требовал определённых условий. В ходе организационных приготовлений С. О. Макаров, первый из организаторов экспедиций, оценил научное значение кинематографа. Кинематограф появился в 1899 г. Это был год подготовки и начала экспедиции. Макаров сразу оценил будущее значение кинематографа для науки, как документирующего средства. Он командировал старшего офицера «Ермака» в Париж, с целью приобрести кинематографический аппарат, фильмы и прочие принадлежности нового технического средства. Офицер должен был научиться владеть этим аппаратом 3.
Начатые в России арктические экспедиции и полное освоение Арктики не были возможны без участия художников, фотографов, и в каж-
3 Островский Б. Г. Адмирал Макаров.
27
дой экспедиции в XXI в. участвуют не только научные исследователи, но и инженеры, и кинооператоры.
Создание С. О. Макаровым мощного для того времени ледокола, организация комплексных экспедиций во время плавания «Ермака» во льдах Арктики, собранные его командой данные, внесли серьёзный вклад в дело исследования Северного Ледовитого океана и вместе
с другими его работами заложили научный фундамент отечественной океанографии.
О художнике Е. Столице в многочисленных публикациях по материалам полярной экспедиции адмирала Макарова 1900 г. практически не упоминается, как, впрочем, и о других научных сотрудниках, работавших в той экспедиции. Тем не менее, все они честно выполняли свою работу на благо и во славу Отечества.
Список литературы
1. Островский Б. Г. Адмирал Макаров. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1954.
2. Островский Б. Г. Адмирал Макаров [Электронный ресурс] // URL: http://www.e-reading.by/ bookreader.php/43192/Ostrovskiii_-_Admiral_Makarov.html).
3. Столица, Евгений Иванович [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Столица,_ Евгений_Иванович.
4. Художник Евгений Столица: галерея живописи [Электронный ресурс] // Artcontext. Портрет художника с необычной стороны. URL: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/365-stolica.html.
28
the representation of fictionality and objectivity in works of e. i. stolitsa (drawings created during an arctic expedition under the supervision of the admiral s.o.makarov)
Shvets Elina Grigorievna,
PhD in Pedagogy, Assistant Professor at the Dept. of the theory and history Modern and Contemprorary, Russian State University in the Humanities, Chayanova Str. 15, 125047 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The paper focuses on E. A. Stolitsa's life experience as a participant in a scientific and military expedition under the supervision of the admiral S. O. Makarov. The author analyses the realistic mode of expression in sketches documenting the expedition. The author treats the distinction between the historicity and objectivity of Stolitsa's drawings and the fictionality inherent in his works.
Keywords
Ice-breaker, arctic expedition, visual document, creative transformation.