Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В АМЕРИКАНСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ КОНЦА 1950-Х - 1960-Х ГГ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В АМЕРИКАНСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ КОНЦА 1950-Х - 1960-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / АФРОАМЕРИКАНЦЫ / УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ / РАСОВАЯ ПРОБЛЕМА / СЕГРЕГАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Ю.В.

Даже в условиях набиравшей в США силу революции гражданских прав американские школьные учебники истории продолжали сохранять отпечаток расизма. Он проявлялся в игнорировании исторического опыта афроамериканцев и искажении связанных с ними фактов истории. Расовый барьер в учебниках был относительно успешно преодолен только во второй половине 1960-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF AFRICAN AMERICANS IN HISTORY TEXTBOOKS OF THE LATE 1950'S - 1960'S

Even as the Civil Rights Revolution was gaining momentum in the United States, American history textbooks continued to bear the mark of racism. It manifested itself in ignoring the historical experience of African Americans and distorting the facts of history related to them. The racial barrier in textbooks was relatively successfully overcome only in the second half of the 1960 s.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В АМЕРИКАНСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ КОНЦА 1950-Х - 1960-Х ГГ»

УДК 94(73)092 КУЗНЕЦОВ Ю.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ykuznetsov@yandex.ru

UDC 94(73)092 KUZNETSOV YU.V.

Candidate of History, Associate Professor, Department of World History and Regional Studies, Orel State University E-mail: ykuznetsov@yandex.ru

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В АМЕРИКАНСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ КОНЦА 1950-х - 1960-х гг.

REPRESENTATION OF AFRICAN AMERICANS IN HISTORY TEXTBOOKS OF THE LATE 1950's - 1960'S

Даже в условиях набиравшей в США силу революции гражданских прав американские школьные учебники истории продолжали сохранять отпечаток расизма. Он проявлялся в игнорировании исторического опыта афроамериканцев и искажении связанных с ними фактов истории. Расовый барьер в учебниках был относительно успешно преодолен только во второй половине 1960-х гг.

Ключевые слова: США, афроамериканцы, учебники истории, расовая проблема, сегрегация, движение за гражданские права.

Even as the Civil Rights Revolution was gaining momentum in the United States, American history textbooks continued to bear the mark of racism. It manifested itself in ignoring the historical experience of African Americans and distorting the facts of history related to them. The racial barrier in textbooks was relatively successfully overcome only in the second half of the 1960 s.

Keywords: USA, African Americans, history textbooks, racial problem, segregation, civil rights movement.

Задачи данного исследования заключаются в том, чтобы проследить изменение образа афроамериканцев в учебниках истории в период революции гражданских прав в США и выявить факторы этих изменений. Кроме того необходимо рассмотреть дискуссию 1960-х годов в США по проблеме репрезентации афроамериканцев в учебниках, в связи с тем, что некоторые идеи, высказанные тогда, актуальны и в настоящее время.

Вплоть до 1960-х гг. школьные учебники истории в США сохраняли в себе отпечаток расизма и расовой сегрегации. Это проявлялось либо в игнорировании истории афроамериканцев, либо в ее искажении. Из учебников зачастую невозможно было понять, когда и как в Америке появились черные африканцы, почему они оказались в положении рабов, что собой представляла система плантационного рабства. В немногих случаях, когда о возникновении рабства все же сообщалось, это делалось в крайне упрощенной форме. Школьникам объяснялось, что рабы были помощниками плантатора, так как он в одиночку не мог справиться с большим участком земли [7, р. 78]. В учебниках можно было встретить довольно оригинальную трактовку рабства, как «системы обеспечения работника» [8, р. 161].

Условия жизни и труда рабов в учебной литературе, как правило, не рассматривались. Вместо этого учащимся рассказывалось о тяжелом бремени плантатора, на котором лежала ответственность за хозяйство, свою сеью и своих рабов. Авторы учебников подчеркивали, что во многих случаях между рабами и хозяевами существовали близкие отношения, чего не могли понять аболиционисты [7, р. 288]. Внушая школьникам мысль

о патернализме плантаторов по отношению к рабам, авторы явно следовали традициям идеологов южан середины XIX в., защищавших «особый институт» Юга.

Конечно, на обширном рынке учебников истории можно было встретить и такие книги, в которых не было прямой апологетики рабства. Так, в учебнике для старшей средней школы Р. Харлоу и Р. Миллера «Рассказ об Америке» говорилось, что рабство противоречило американским идеалам свободы, что оно дискредитировало ценности американской системы в глазах миллионов людей [6, р. 151]. Однако в том же учебнике содержалась позитивная оценка экономической роли рабства в колониальный период, а также критика аболиционизма. В учебнике «Наши Соединенные Штаты» содержался отрывок, посвященный роману «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. В нем приоткрывались неблагополучные стороны рабства. Но за этим следовало пояснение, что писательница исходила не из реалий, которые она знала плохо, а из своих собственных представлений о жизни рабов [4, р. 362].

В большинстве учебников истории негры впервые упоминались лишь при освещении Гражданской войны в США. Показательно, что вместо понятия «гражданская война» использовалось другое - «война между штатами». Эта формулировка позволяла скрыть глубинные противоречия между Севером и Югом, приведшие к гражданской войне, обойти вопрос о рабстве, как форме, в которую облекались эти противоречия. При такой трактовке Гражданская война представлялась случайным эпизодом, не остановившим дальнейшее гармоничное развитие Соединенных Штатов.

© Кузнецов Ю.В. © Kuznetsov Yu.V.

5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)

Авторы стремились подчеркнуть, что негры и в период Гражданской войны сохраняли лояльность к своим хозяевам. Порой это преподносилось в художественной эмоциональной форме, как, к примеру, в учебнике «Наши Соединенные Штаты». В нем не без патетики повествовалось, как домашние негры остались преданными своим хозяевам даже после того, как им была прочитана Прокламация Линкольна об освобождении рабов [4, р. 380-382]. В то же время информация о неграх, воевавших составе федеральной армии, в учебниках отсутствовала.

Реконструкция Юга оценивалась как самый мрачный период в истории страны, ознаменовавший расцвет коррупции и невежества. В этом проявлялось длительное влияние исторической школы У Даннинга. Однако новые веяния в историографии с трудом, но все же проникали в учебную литературу. В некоторых книгах отмечались достижения республиканских правительств Реконструкции, особенно в области образования [9, р. 276]. Затрагивался и вопрос о кланистском движении на Юге. Некоторые авторы осуждали террористические методы Ку-Клукс-Клана, но при этом с симпатией высказывались о его деятелях [5, р. 330].

Авторы старательно обходили тему расовой сегрегации и дискриминации. Впрочем, в редких случаях встречались упоминания об ограничении избирательных прав для негров [4, р. 399]. Но в целом справедливость системы джимкроуизма не подвергалась сомнению.

Еще одной чертой учебников конца 50-х - начала 60-х гг. было игнорирование ряда современных событий, имевших большое значение не только для афроа-мериканцев, но и для всей страны. Одним из таких событий было решение Верховного суда США по делу Брауна, которое признало расовую сегрегацию в школах неконституционной. Если школьникам и сообщалось об этом факте, то вне исторического контекста и без объяснения сути сегрегации [4, р. 606].

Рассказ о вкладе черных американцев в историю и культуру своей страны, ограничивался преимущественно двумя сферами - музыкой и спортом. Те или иные негритянские персоналии появлялись на страницах учебников в единичных случаях. Чаще других этой чести удостаивался ученый-ботаник Джордж Вашингтон Карвер. Он олицетворял собой прогресс негритянского населения. Однако, скорее всего дань Карверу отдавалась за то, что он был аполитичной фигурой, последователем букеризма. Его имя не ассоциировалось с борьбой негров за свои права. Букер Т. Вашингтон также появлялся в учебниках, поскольку его идеология не отрицала систему расовой сегрегации.

Находясь под воздействием господствовавшей в послевоенный период в исторической науке США теории консенсуса, авторы учебных текстов не могли и не пытались вынести на обсуждение расовую проблему. Такая попытка привела бы к неизбежному разрушению нарратива о социальной и политической гармонии в Америке.

Выступления против проявлений расизма в учебниках истории эпизодически предпринимались в США еще с конца XIX в. Они не имели значительных результатов, если не считать того, что к 60-м гг. из учебных книг практически исчезли откровенно расистские, оскорбительные для негров термины. Положительным результатом можно считать и то, что наметилось стремление некоторых авторов более аккуратно и осторожно подходить к вопросам, расы.

В дальнейшем, в 60-е гг., ситуация изменилась кардинальным образом. В это десятилетие движение за гражданские права достигло своего пика. Афроамериканцы впервые выступили как самостоятельная политическая сила, с которой нельзя было не считаться. Политическая борьба афроамериканцев против институционального расизма сопровождалась ускоренным формированием расового самосознания. Некоторые идеологи и активисты движения за гражданские права совершенно ясно осознавали, что игнорирование истории и культуры аф-роамериканцев не позволяет им обрести связь со своей страной [9, р. 282]. В этих условиях борьба за расово интегрированные учебники становилась частью борьбы против системы расовой сегрегации в целом.

Требовалось не просто включить в учебные тексты материал об афроамериканцах и других расовых меньшинствах, как это прежде было с немцами, ирландцами или итальянцами. Необходимо было пересмотреть все содержание учебников, более того переосмыслить весь американский исторический опыт. Поэтому многое зависело от позиции академических историков. Как известно, в 60-е гг. происходили существенные изменения в американской исторической науке. Появлялись новые направления и школы, порывавшие с консенсусной версией американской истории и сопутствующими ей мифами. Влияние общественно-политической атмосферы 60-х гг. на научно-историческое сообщество сказалось в том, что в нем усилились позиции нового поколения ученых, разделявших либеральные взгляды, сочувствовавших целям движения за гражданские права и непосредственно участвовавших в нем. Именно такие историки внесли существенную лепту в создание инклюзивных, расово интегрированных учебников.

В 1064 г. по заданию департамента образования Калифорнии была проведена экспертиза наиболее распространенных в школах этого штата учебников истории. Требовалось выяснить, как в учебниках отражена история черных американцев. Экспертиза была поручена комиссии историков из Калифорнийского университета в Беркли во главе с Кеннетом Стампом, крупным специалистом по проблемам рабовладения, Гражданской войны и Реконструкции.

Приступая к своему отчету, историки сочли необходимым сделать пояснение: объективный анализ учебников возможен в том случае, если он основан на научно-исторических принципах. Они считали непра-видьной попытку оценивать исторические тексты с точки зрения современных социальных проблем. Ученые предупреждали о такой опасности: «Вполне оправдан-

ное желание бороться с расизмом и особенно стремление подкрепить чувство собственного достоинства у негритянских учащихся может привести к преувеличению роли негров и героических качеств негритянских деятелей. По нашему убеждению это было бы другим искажением исторической правды, что в перспективе не позволит добиться желаемого социального эффекта» [C10, р. 1]. Члены комиссии Стампа подчеркивали, что особая значимость расовой проблемы требует от авторов освещать роль негров в американской жизни полно, корректно и в то же время без сентиментальности и снисходительности. Важность этого предупреждения станет совершенно очевидной к концу XX в. когда в полной мере проявятся плоды мультикультурализма, афроцентризма и политкорректности.

Кеннет Стамп и его коллеги указывали на два самых существенных недостатка учебников. Первый недостаток заключался в игнорировании многих фактов, связанных с афроамериканцами, второй - в том, что авторы учебников демонстрировали «аморальный оптимизм» по проблеме межрасовых отношений и положения черных американцев. Они считали возмутительными попытки оправдания как репрессий, так и покровительственного отношения к чернокожим, как к людям, неспособным самостоятельно жить в свободном обществе [10, р. 2-3]. Анализ учеными конкретных учебников показал, что стремление авторов к объективности являлось исключением из правил. Впрочем, и для более «взвешенных» текстов были характерны искажения и поверхностность в описании многих страниц истории, связанных с черными американцами.

Непосредственную причину многочисленных искажений в учебниках ученые видели в том, что тс конца XIX в. вполть ло начала 1960-х гг., в учебниках преобладала «южная версия» американской истории. Иначе говоря, авторы учебников, освещая определенные темы, старались учитывать возможную реакцию южан. Прежде всего это касалось таких чувствительных для южан ьем, как рабство и Реконструкция. Другой, более общей, причиной искажений исторической картины являлись широко распространенные в обшестве расовые предубеждения [10, р. 1].

Отчет включал перечень исторических сведений об афроамериканцах, которые должен был содержать каждый учебник. Обязательным должен был стать материал о возникновении рабства в английских колониях в Северной Америке и дальнейшем развитии этого института, об условиях труда и жизни рабов, о сопротивлении рабству и аболиционистском движении. При освещении событий Гражданской войны в США следовало показать, что около 290 тысяч чернокожих воевали в армии Севера. При характеристике Реконструкции требовалось отказаться от господствовавших стереотипов и обратиться к новейшим историческим исследованиям. На взгляд членов комиссии, именно в период Реконструкции решался вопрос, будет ли обретенная свобода номинальной или полной. Принципиальное значение для понимания расовой проблемы в СА имело правдивое описание систе-

мы расовой сегрегации, возникшей после завершения Реконструкции. При этом ученые считали необходимым, не ограничиваться южными штатами, а рассмотреть вопрос об особенностях расовой дискриминации на Севере [10, р. 3-5].

Историки настаивали на необходимости реалистичного и полного освещения такого важнейшего события, как революция гражданских прав.. К этому ученые добавляли, что исход движения за гражданские права еще не ясен, расовое неравенство настолько велико, что эту проблему невозможно решить быстро и окончательно даже самыми энергичными усилиями [10, р. 6].

Следует остановиться еще на одной проблеме, поднятой в отчете. В нем содержалось требование применять в учебникахь одинаковые критерии как к белым, так и к черным деятелям, оценивая их вклад в историю. То, что из черных персоналий в учебниках чаще всего появлялись Букер Талиафарро Вашингтон и Джордж Вашингтон Карвер, по мнению историков, объяснялось не их реальным вкладом в философию и науку, а политическими и идеологическими причинами. По мнению экспертов, с тоски зрения исторической значимости, гораздо большего внимания заслуживали Денмарк Весси, Нат Тернер, Фредерик Дуглас, Уильям Дюбуа и Мартин Лютер Кинг [10, р. 2, 8].

Как видим, отчет комиссии Стампа представлял собой не только анализ содержания учебников истории, но и программу дальнейших действий по преодолению сохранявшихся в них проявлений расизма и символической сегрегации.

Не дожидаясь, когда авторы и издатели отреагируют на назревшую в обществе потребность в инклюзивных учебниках истории, в Нью-Йорке городской Совет по образованию в 1964 г. издал бюллетень «Негр в американской истории». Издание преследовало цель снабдить учителей более полным фактическим материалом об истории черных американцев, их проблемах и достижениях, что в конечном итоге должно было способствовать лучшему пониманию американского прошлого. Таким образом, бюллетень можно рассматривать как пособие для учителей истории. В его вводной части обосновывалась необходимость пересмотра программ и учебников в связи с происходившей в стране революцией гражданских прав [3, р. V].

Содержавшийся в пособии большой фактический материал был подготовлен историком Ирвингом Коэном, Он опирался на многочисленные источники и исследования. Это были работы совершенно разных по своим политическим взглядам авторов - от марксистов до консерваторов. Особое значение для автора имели труды афроамериканских историков, публицистов и общественных деятелей - Картера Вудсона, Лэнгстона Хьюза, Уильяма Дюбуа, Джона Франклина, Мартина Лютера Кинга. Трактовки отдельных проблем, связанных с историческими судьбами черных американцев, основывались на результатах исследований представителей новых научно-исторических школ.

Пособие содержало всестороннюю характеристи-

5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)

ку систеиы плантационного рабства в Америке, анализ причин и сущности расизма, рассказ о различных формах сопротивления рабов. В сюжете, посвященном Гражданской войне, отмечалось, что расизмом были заражены и северяне. Расизм с их стороны проявлялся в жестокости и несправедливости по отношению к черным солдатам, сражавшимся в федеральной армии. Итоги Реконструкции оценивались негативно. Утверждалось, что после ее окончания негры на Юге оказались ближе к рабству, чем к свободе. Отмечалось, что в тот период происходило возрождение расистской идеологии и практики, попрание фундаментальных демократических ценностей. Дело довершили в конце XIX в. законы Джима Кроу, превратившие негров в замкнутую, бесправную касут [3., р. 74].

И. Коэнн стремился представить черных американцев как самостоятельных субъектов истории. Бюллетень содержал много информации о социальном и культурном прогрессе негритянского населения, происходившем вопреки сегрегации. Его олицетворением было появление в их среде интеллигенции и среднего класса. О том же свидетельствовали такие факты, как участие негров в профсоюзном движении и создание ими собственных общественно-политических организаций [3н, р. 80].

Проблемы негритянского сообщества в XX в. автор рассматривал в контексте важнейших событий и процессов в истории страны. Он показывал изменение положения негритянского населения в период «прогрессивной эры», Великой депрессии, «Нового курса» Ф. Рузвельта и в то же время затрагивал вопрос об отношении самих чернокожих к социально-политическим проблемам того времени. В частности, автор считал, что в период «Нового курса» черные американцы стали обретать политическую силу [3, р. 109].

Ученый доказывал, что катализатором изменений расовых отношений в США стала Вторая мировая война. Она обусловила изменения социального, политического, культурного и психологического характера в негритянском сообществе, что делало невозможным дальнейшее сохранение системы сегрегации и дискриминации по расовому признаку. Рассматривая новый этап движения за гражданские права, И. Коэн уделял внимание идеологии, тактике, лидерам движения, не опуская при этом и деятельность радикальных негритянских организаций, например, черных мусульман. Автор утверждал, что, несмотря на достигнутые успехи, расовая проблема далека от разрешения, остаются тяжелые социальные проблемы, которые не в силах устранить закон о гражданских правах [3, р. 150].

Можно заметить, что рассматриваемый бюллетень по своей либеральной направленности имел очевидное сходство с отчетом комиссии Стампа. Но, если калифорнийские ученые концентрировали свое внимание на недостатках учебников истории в освещении расовой темы, то Ирвинг Коэн представил насыщенную фактическим материалом, концептуально осмысленную картину истории афроамериканцев в тесной связи с общей историей страны.

Дополнительные учебные пособия, содержавшие материал об афроамериканцах, в 60-е гг. стали все чаще выходить в разных частях США. Так, в Детройте в 1963 г. Совет по образованию издал пособие «Борьба за свободу и права: негр в американской истории». Оно служило дополнением к принятому в городе учебнику «Наши Соединенные Штаты». В подготовке издания участвовали местные учителя, активисты афро-американских организаций и историки из университета Уэйна. В пособии красной нитью проходил тезис о том, что стремление к свободе являлось сущностной чертой негритянской культуры. В качестве ключевых фигур негритянской истории выступали черные повстанцы и аболиционисты - Нат Тернер, Фредерик Дуглас и Гарриет Табмен [9, р. 281].

Значение таких материалов оценивалось по-разному. Одни считали, что это важный шаг на пути создания в скором будущем полноценных, расово интегрированных учебников истории. Другие не без основания полагали, что такие издания приведут к обратному результату, поскольку - афроамериканская история так и останется на периферии, она не дойдет до белых школьников. Следовательно, это путь не к интеграции, а к разделению, - считали скептики [9, р. 309]. Эти опасения вскоре нашли подтверждение. В 60-е гг. в американских университетах стали появляться специальные учебные курсы по афроамериканской истории, содержавшие существенный элемент культурного сепаратизма. Такая опасность ожидала и школьное образование.

Несмотря на все трудности, в 1966 г. в США вышел первый учебник истории, который можно считать подлинно инклюзивным по расовым критериям. Таковым был учебник «Земля свободы: история Соединенных Штатов». Авторами его являлись историки Джон Кохи из Калифорнийского университета в Лрс-Анджелесе, Джон Франклин, профессор Чикагского университета и гарвардский профессор Эрнест Мэй. Особо стоит отметить, что входивший в этот коллектив единомышленников афроамериканский историк Джон Франклин, по праву считался крупнейшим на тот момент специалистом по различным аспектам истории черного населения Америки. По своим взглядам авторы были убежденными либералами. К тому же Кожи и Франклин вели активную общественную деятельность.

Проблемы внутренней и внешней политики США, социальной и экономической жизни страны трактовались в учебнике в либеральном, критическом духе. Одно из центральных мест в тексте учебника занимала расовая проблема. Авторы стремились показать ее исторические корни. Отсюда - их повышенное внимание к таким сюжетам, как рабство в истории США и система Джима Кроу [2, р. 102-103, 302, 306-307]. Рабство и сегрегация характеризовались как основанная на насилии система расовой эксплуатации. В учебнике говорилось о борьбе чернокожих против рабства, о деятельности аболиционистов. Впервые школьникам рассказывалось о движении за гражданские права, его целях, тактике, руководителях. При этом авторы не скрывали своего со-

чувствия борьбе за права меньшинств [2, р. 614].

В рассматриваемом учебнике имелись и лакуны в освещении жизни афроамериканцев. К примеру, в главах по истории первой половины XX в. о них сообщалось весьма скупо. Тем не менее книга во многих отгошениях соответствовала требованиям либеральных историков, педагогов и общественных деятелей, выступавших за создание расово интегрированных учебников. в которых история меньшинств, рассматривалась бы как важная часть истории страны.

Учебник «Земля свободы» отличался реформаторским духом и концептуальной новизной., В нем были развеяны старые мифы о расовой гармонии в США. Это вызвало острую критику книги со стороны консерваторов, даже тех из них, кто не возражал против инклюзивных учебников истории. Не случайно в большинстве штатов страны, особенно южных, о допуске «Земли свободы» в школу в тот период еще не могло быть и речи. И все же значение этого учебника было велико. Он пробил еще одну брешь в расовом барьере. После его появления учебники истории уже не могли оставаться прежними.

С конца 60-х гг. началась некоторая ревизия содержания учебников. Авторы стали стремиться показать расовое разнообразие Америки. Чаще стала эксплуатироваться тема успехов и достижений афроамериканцев и их вклада в историю страны. На страницах учебников появлялись новые афроамериканские персоналии. Среди них были Бенджамин Банкер, ученый-самоучка, астроном и математик, живший в конце XVШ - начале XIX в., Филис Уитли, поэтсса XVШ в., Бен Йорк, участ-

ник экспедиции Льюиса и Кларка к Тихоокеанскому побережью в начале XIX в., Уильям Хасти, ставший в 1937 г. первым чернокожим федеральным судьей [1, р. 293]. Наметившаяся тенденция развивалась и усиливалась в последующие лва десятилетия. Это,даже стало приводить к «афроамериканскому уклону» в учебниках истории.

Изменения в учебниках, как правило, носили поверхностный характер. Концептуального пересмотра американской истории не происходило, продолжал господствовать патриотический нарратив. Расовая проблема во всей ее полноте не рассматривалась. В учебниках была представлена, «мультирасовая версия старой истории» [9, р. 312]. Либеральная трактовка расовой проблемы, как и всей американской истории, утвердилась в учебной литературе лишь к 90-м гг.

Подводя итоги следует сказать, что изменение способов и характера репрезентации афроамериканцев в учебниках истории конце 50-х - 60-е гг происходило с большим трудом. В американских учебниках все еще продолжала господствовать теория консенсуса. Проблема расовых отношений в них не затрагивалась, история афроамериканцев замалчивалась или искажалась. В то же время под воздействием кардинально изменившихся общественно-политических условий усиливалась критика такого положения с учебниками. В 60-е гг. были сформулированы требования и конкретные проекты адекватной репрезентации афроамерикан-цев в учебных книгах по истории. И только со второй половине 60-х гг. стали предприниматься попытки реализации этих требований.

Библиографический список

1. Bragdon W.W. Dillemas of Textbook Writer // Social Education. 1969. Vol. 33. № 3. Pp. 292-298.

2. Caughey J.W., Franklin J.H., May E.R. Land of the Free: A History of the United States. New York: Benziger Brothers, 1966. 658 p.

3. Cohen I. The Negro in Americsn History. Brooklyn, N.Y.: New York. City Board of Education, 1964, 160 p.

4. Eibling H.H., King T.M., Harlow J. Our United States: A Bulwark of Freedom. Chicago: Laidlaw Brothers, 1962. 672 p.

5. Gavian R.W. Hamm W.A. The American Story. Boston: D.C. Heath and Company , 1959. 744 p.

6. Harlow R.V., MillerR.E. Story ofAmerica. New York: Henry Holt and Company, 195. 608 p.

7. Liebman R,R., Young G.A. The Growth of America. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1959. 469 p.

8. McGuire E. The Story of American Freedom. New York: The Macmillan Company. 1961. 374 p.

9. Moreau J. Schoolbook Nation. Conflicts over American History Textbooks from the Civil War to the Present. Ann Harbor: The University of Michigan Press, 2004. 403 p.

10. The Negro in American History Textbooks: A Report of a Study of the Treatment of Negroes in American History Textbooks Used in Grades Five and Eight and in the High Schools of California's Public Schools. Sacramento: California State Department of Education, 1964. 25. p.

References

1. Bragdon W.W. Dillemas of Textbook Writer // Social Education. 1969. Vol. 33. № 3. Pp. 292-298.

2. Caughey J.W., Franklin J.H., May E.R. Land of the Free: A History of the United States. New York: Benziger Brothers, 1966. 658 p.

3. Cohen I. The Negro in Americsn History. Brooklyn, N.Y.: New York. City Board of Education, 1964, 160 p.

4. Eibling H.H., King T.M., Harlow J. Our United States: A Bulwark of Freedom. Chicago: Laidlaw Brothers, 1962. 672 p.

5. Gavian R.W. Hamm W.A. The American Story. Boston: D.C. Heath and Company , 1959. 744 p.

6. Harlow R.V., Miller R.E. Story ofAmerica. New York: Henry Holt and Company, 195. 608 p.

7. Liebman R,R., Young G.A. The Growth of America. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1959. 469 p.

8. McGuire E. The Story of American Freedom. New York: The Macmillan Company. 1961. - 374 p.

9. Moreau J. Schoolbook Nation. Conflicts over American History Textbooks from the Civil War to the Present. Ann Harbor: The University of Michigan Press, 2004. 403 p.

10. The Negro in American History Textbooks: A Report of a Study of the Treatment of Negroes in American History Textbooks Used in Grades Five and Eight and in the High Schools of California's Public Schools. Sacramento: California State Department of Education, 1964. 25. p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.