УДК (94+73)(08)
НАЦИОНАЛЬНАЯ АФРОАМЕРИКАНСКАЯ ЛИГА: НА ЗАРЕ НЕГРИТЯНСКОГО ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ В США (1887-1894)
Д. Н. Воробьев
Воробьев Дмитрий Николаевич, аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, worobjowdmitrij@ gmail.com
Статья посвящена анализу деятельности Национальной афро-американской лиги - первой негритянской протестной организации, созданной под руководством известного чернокожего журналиста Тимоти Томаса Форчуна. Главной задачей этой организации была борьба с законодательными притеснениями афроамериканцев, а также достижение гражданского равноправия вне зависимости от цвета кожи. В качестве методов борьбы Национальная афроамериканская лига использовала агитацию в прессе, проведение митингов и составление петиций в органы власти. Несмотря на то что ввиду финансовых трудностей и внутренних разногласий история данного движения была короткой, программа Национальной афроамериканской лиги стала основой для большинства успешных негритянских протестных движений XX века.
Ключевые слова: история США, афроамериканцы, Национальная афроамериканская лига, Тимоти Т. Форчун, протестное движение, межрасовые отношения.
The National Afro-American League: At the Dawn of the Black Protest Movement in the USA (1887-1894)
D. N. Vorobyev
Dmitry N. Vorobyev, ORCID 0000-0002-3585-620X, Lomonosov Moscow State University, 27-4, Lomonosovsky Prosp., Moscow, 119192, Russia, [email protected]
The article is devoted to the analysis of the creation and activities of the National Afro-American League - the first black protest organization established under the leadership of the black journalist Timothy Thomas Fortune. The main goal of this organization was the struggle against the legislative oppression of the African Americans, as well as the achievement of equal human rights and freedoms regardless of the color of skin. The methods of the National Afro-American League's struggle included campaigning in the press, holding rallies and drawing up petitions to the authorities. Despite the fact that due to financial difficulties and internal disagreements the history of this movement was quite short, the program of the National Afro-American League became the basis for most successful black protest movements of the XX century.
Key words: U. S. history, African Americans, National Afro-American League, Timothy T. Fortune, protest movement, race relationships.
DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-1 -84-89
Реконструкция Юга (1865-1877 гг.), последовавшая за окончанием гражданской войны в США, ознаменовалась принятием XIV и XV поправок
к Конституции, даровавших бывшим рабам политическое, гражданское и социальное равенство с другими гражданами страны. Желая укрепить свою силу в штатах бывшей Конфедерации, Республиканская партия всячески поддерживала политическую активность чернокожего населения. Негры активно вступали в ряды «партии Линкольна», избирались на важные муниципальные и федеральные должности, надеясь на полную интеграцию в американский социум. Однако террор в отношении чернокожих избирателей, применяемый белыми южанами, а также коррупционные скандалы, поразившие республиканцев в условиях экономического кризиса, привели к тому, что в 1877 г. Демократическая партия сумела вернуть власть на Юге США. Вернувшиеся к власти бурбоны - южные демократы - взяли курс на законодательное лишение негритянского населения гражданских прав, не давая им возможности участвовать в выборах, а также вводя сегрегацию общественных мест, стремясь закрепить тем самым второсортное положение афроамериканцев в регионе. Лишение поддержки Республиканской партии, которая фактически отказалась от дальнейшего вмешательства в дела Юга, ознаменовало окончательное политическое поражение негров в регионе.
В результате активная борьба афроамерикан-цев за свои права сместилась на Север, свободный от сегрегации и прочих законодательных притеснений чернокожего населения. Здесь формировалось новое поколение чернокожих активистов, целью которых было вернуть афроамериканцам гражданские и политические права, дарованные Конституцией. Это были молодые, хорошо образованные люди, не связанные с Демократической или Республиканской партией. Т. Гринер, первый чернокожий выпускник Гарварда, назвал их «Молодой Африкой». Негритянская интеллектуальная молодежь, по мнению Гринера, должна была направить свою энергию на продвижение идей свободного волеизъявления и саморазвития черной расы1. Большинство представителей «Молодой Африки» были журналистами, среди которых в наибольшей степени выделялся Тимоти Томас Форчун. Именно он создал в 1887 г. первую негритянскую протестную организацию за гражданские права - Национальную афроамериканскую лигу (НАЛ).
Деятельность данной организации до недавнего времени оставалась практически неизученной. В американской историографии долгое
время первой цветной протестной организацией считалось движение «Ниагара», с 1905 г. считающееся предтечей создания первой успешной межрасовой организации по борьбе за гражданские права афроамериканцев - Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН)2.
В гораздо большей степени ученые уделяли внимание Национальному афроамериканскому совету (НАС), являвшемуся наследником НАЛ, в рамках сотрудничества данной организации с негритянским лидером рубежа XIX-XX вв. Бу-кером Вашингтоном3. Однако в настоящее время Национальная афроамериканская лига становится популярным объектом для изучения: исследователи отмечают, что именно программа НАЛ легла в основу «Ниагары» и большинства остальных негритянских протестных движений США4. В свою очередь, отечественная историография в лице советских ученых не разделяла деятельность НАЛ и НАС ввиду того, что обе организации были созданы при участии Т. Форчуна, имея одинаковые цели и задачи. Не уделяя должного внимания периоду активности Национальной афроамериканской лиги, советские исследователи подвергли критике ее наследника, называя НАС послушным инструментом в руках Б. Вашингтона для подавления протестных выступлений в негритянском обществе5.
Таким образом, представляется необходимым раскрыть основные стороны программы Национальной афроамериканской лиги, акцентируя внимание на ее борьбе с расовой дискриминацией. Необходимо также показать роль Т. Форчуна в создании, а также организации работы НАЛ. Наконец, важно понять основные причины, приведшие к скорому кризису в работе организации, в результате чего она фактически перестала существовать.
С провалом афроамериканцев в большой политике, последовавшим за окончанием Реконструкции, именно негритянская пресса становилась голосом расы, активно критикуя расизм и призывая к борьбе. На Севере, куда из южных штатов активно перебиралась афроамериканская интеллектуальная элита, были сосредоточены наиболее влиятельные негритянские периодические издания - «Cleveland Gazette», «Washington Bee», а также «New-York Globe» (в дальнейшем известная под названиями «New-York Freeman» и «New-York Age»), главным редактором которой был Томас Форчун, сын республиканского политика эпохи Реконструкции. Уехав с Юга и обосновавшись в Нью-Йорке, он основал собственную газету, ставшую самым читаемым негритянским изданием.
Форчун активно критиковал расизм белых южан, призывая негров к солидарности и единству в бескомпромиссной борьбе за свои гражданские и политические права. Он обличал насилие по отношению к цветному населению,
плохое финансирование негритянских школ, а также несправедливость сегрегации6. В отличие от негритянских политиков эпохи Реконструкции, уповавших на поддержку федерального правительства, Форчун заявил о том, что американские власти не заслуживали уважения и лояльности черного сообщества7. Сформулировав лозунг «сначала раса, затем партия», он призвал к созданию национальной негритянской организации, способной эффективно протестовать против сегрегации, линчеваний и расистских законов. «Давайте агитировать! Пока протест не разбудит нацию от ее безразличия!»8, - неустанно взывал редактор «New-York Globe». Национальная организация Форчуна должна была иметь отделения в каждом штате для выявления всех фактов проявления расизма, с тем чтобы в дальнейшем можно было привлечь внимание Верховного Суда и администрации президента. В XX в. негритянское протестное движение активно использовало подобную тактику.
Пример для подражания Форчун усматривал в ирландском сопротивлении, в частности в деятельности Ирландской национальной лиги (ИНЛ). Для достижения своих политических требований данная организация использовала не только мирные акции, но и насилие. Журналисту нравилась не только организованность ирландцев, но и их верность принципам, благодаря которым проблема Ирландии была все время на слуху. Форчун также призывал своих читателей жертвовать средства в фонд ИНЛ: «Борьба в Ирландии такая же, как и борьба в Америке - это сражение против легализации форм угнетения»9, - считал негритянский деятель.
В 1887 г. Форчун заявил о создании Национальной афроамериканской лиги, желая устроить ее по образцу ИНЛ. Ее главными принципами являлись: борьба с линчеваниями, сегрегацией и ограничением избирательных прав негров, а также требование равного распределения средств для белых и негритянских школ10. Более того, Форчун призывал негров к самозащите, требуя применять силу в ответ на насилие: «Мы предполагаем достигнуть наших целей мирным путем посредством агитации, через право голоса и правосудия, но если другие лица будут использовать орудия насилия, чтобы сражаться с нашими мирными аргументами, мы не станем уклоняться от насилия»11. По мнению Форчуна, приверженность идеалам НАЛ формировала образ «нового негра» как «афроамериканского агитатора»: «Этот новый негр - выглядит, как человек... Он не имеет отношения к рабству, трусости или невежеству и Афроамериканская лига является силой его духа»12, - заявлял негритянский журналист.
Создание Национальной афроамериканской лиги вызвало большой энтузиазм среди негритянского сообщества. Редактор «Memphis Free Speech» Ида Б. Уэлсс заявила о том, что настало
время, когда неграм нужно перестать быть пассивными наблюдателями, присоединившись к борьбе13. Поддержал идею общего единства и Дж. Митчелл, редактор «Richmond Planet», создавший первый филиал НАЛ в Ричмонде 22 июня 1887 г.14 В то же время многие черные деятели, в первую очередь с Юга, с опасением встретили идею создания лиги, считая, что ее деятельность могла привести к еще большему всплеску насилия на Юге. Более того, по мнению редактора «Southwest Christian Advocate» M. Тэйлора, негры не обладали достаточной экономической самостоятельностью, чтобы материально поддерживать существование организации15. Резкие высказывания Форчуна в адрес Республиканской партии также приходились многим негритянским деятелям не по вкусу.
Однако развязанный демократами террор на Юге во время президентской кампании 1888 г. показал, что федеральное правительство не желало оказать неграм помощь. Это помогло Фор-чуну вновь привлечь негритянское общественное мнение к вопросу национальной гражданской организации, в результате чего к весне 1889 г. Афроамериканская лига имела более 40 филиалов, многие из которых находились в южных штатах16. Ида Б. Уэллс вновь поддержала идею объединить усилия афроамериканцев в борьбе за свои права под руководством единой организации: «В свете последних событий все больше думающих людей понимают, что наша единственная надежда в единстве. Конгресс бессилен помочь нам, исполнительная власть государства также не собирается делать это»17, - писала редактор «Memphis Free Speech».
Несмотря на то что дату общенационального собрания филиалов НАЛ удалось назначить на 15 января 1890 г. в Нэшвилле, между сторонниками Афроамериканской лиги оставался ряд организационных противоречий. Редактор «Washington Bee» У. Чейз, поддерживая цели и задачи организации, выступал против именования ее Афроамериканской лигой. Он предлагал название «Лига за равные права Соединенных Штатов», заявив, что таким образом можно избежать дискриминации белых сограждан, считая, что любой американец мог вступить в организацию18. Форчун, в свою очередь, ратовал за исключительно негритянское движение, в то же время поддерживая необходимость сотрудничать с лучшей частью белого населения19.
Со страниц своей газеты Форчун обратился ко всем американцам, для которых «слово "справедливость" было не пустым звуком», прося поддержать негров в борьбе за их права, подобно тому, как белые интеллектуалы в свое время поддержали аболиционистское движение. Форчун считал, что позитивное отношение общественности к Афроамериканской лиге могло помочь при организации петиций и прочих
" 20 акций протеста20.
Нерешенным оставался вопрос о руководстве в организации. Популярный вашингтонский адвокат У. Мэттьюз предлагал избрать президентом Афроамериканской лиги известного негритянского аболициониста, публичного деятеля и дипломата Дж. М. Лэнгстона, на что тот дал согласие. Однако Форчун, поддерживая его кандидатуру, считал, что вопрос об избрании руководящего состава должны были решать делегаты филиалов, в то время как ни Мэттьюз, ни Лэнгстон не были членами организации на тот момент21. Более того, многие члены НАЛ были против назначения Лэнгстона на пост президента из-за его тесных связей с Республиканской партией, видя Форчуна в роли главы организации. Как отмечала выпускница Гарварда журналистка Дж. Т. Вашингтон, он был «действительно человеком своей расы, ставившим личные интересы и партийную принадлежность в зависимость от того, что, по его мнению, приносит пользу расе»22. Однако сам Форчун не проявлял интереса к этой высокой должности23.
Наконец, серьезное разногласие возникло по поводу места проведения собрания филиалов лиги, которое должно было состояться в Нэш-вилле (штат Теннеси). Этот южный штат первым приступил к законодательному введению сегрегации, когда в 1871 г. местные власти ввели запрет на межрасовые браки. В 1881 г. штат Теннеси первым узаконил расовую сегрегацию в железнодорожных вагонах, депо и причалах, введя в 1883 г. также разделение общественных мест по расовому признаку24. Некоторые делегаты, такие как редактор «Detroit Plaindealer» Р. Пелхэм, заявили о своих опасениях насчет мероприятия в Нэшвилле, полагая, что делегатам не стоило ждать теплого приема25. Чикагский юрист Ф. Л. Барнетт настаивал на переносе места заседания на Север, где делегаты могли бы свободно выражать свое
мнение26.
Под напором критики было принято решение перенести собрание в Чикаго, куда прибыл 141 делегат из 21 штата27. Среди его участников были представители негритянского среднего класса -священники, журналисты, педагоги, политики и прочие общественные деятели. В качестве конституции Национальной афроамериканской лиги была принята ранее написанная Форчуном программа создания общественной беспартийной организации. Ее целями назывались расследование случаев расового насилия, а также юридическая борьба с распространением сегрегации и прочего расистского законодательства. Организация была открыта для всех граждан старше 18 лет вне зависимости от пола и расы28. По итогам голосования президентом Лиги был избран Дж. Ч. Прайс, основатель и президент ливингстонского колледжа в Северной Каролине, в то время как Форчун был назначен секретарем организации.
Белая пресса отрицательно отозвалась о прошедшем мероприятии: «Chicago Tribune» назвала
Форчуна «негром, работающим на Демократическую партию», а газета «The Nation» обвинила делегатов в разжигании сепаратизма в обществе29. Беспартийность организации также пришлась по вкусу не всем делегатам. Республиканские политики, в основном из округа Колумбия, среди которых были П. Пинчбэк, Дж. Лэнгстон и Э. Мак-кейб, недовольные решением НАЛ отказаться от поддержки «Великой старой партии», провели отдельную конференцию и заявили о создании Ассоциации равных прав американских граждан
(ACERA), чья программа, не считая отказа от бес" 30
партийного принципа, повторяла задачи лиги30. Ввиду сходства целей, а также недостатка финансовых средств это движение и Лига вступили в союз, однако так никогда и не объединились в единую организацию.
Осознавая сложности в защите гражданских прав афроамериканцев на Юге, НАЛ сосредоточилась на отстаивании равноправия негров на Севере, куда постепенно проникала сегрегация общественных и публичных мест. Деятельность местных филиалов лиги отличалась по степени активности: от формального заявления о своем создании до активной подачи исков в местные суды по защите гражданских прав чернокожего населения. Например, филиал в Висконсине активно боролся с отказом пускать негров в партер местной оперы, в результате чего по решению суда истец получил 200 долл. компенсации31. В 1890 г. в Огайо местные филиалы выступили против сегрегации школ, обращаясь с петициями к местным политикам-республиканцам32. В Мичигане афроамериканцы сумели выиграть в 1890 г. дело «Фергюсон против Гиза», по итогам которого верховный суд штата признал незаконной сегрегацию публичных мест по расовому признаку33. Нью-йоркский филиал лиги во главе с Форчуном добивался запрета на дискриминацию негров страховыми компаниями. Под их давлением в марте 1891 г. в Нью-Йорке был принят билль Чейза-Уорда, запрещавший страховым компаниям «делать какие-либо различия между белыми и черными лицами при выдаче страховых премий и оплаты тарифов»34. Фактически Афроамериканская лига использовала тактику создания судебных прецедентов, при этом каждое выигранное дело в одном штате могло стать залогом успеха в другом.
Однако многих деятелей лиги не устраивало, что организация крайне медленно продвигалась в осуществлении поставленных задач, в то время как большинство афроамериканцев практически ничего о ней не знало. Форчун считал, что организовать сильную кампанию против расизма в южных штатах было невозможно без крупного бюджета, в то время как местные филиалы лиги не вносили достаточно средств в общую казну даже для оплаты марок и печати офиса секретаря35. Редактор «New-York Globe» предлагал постепенно образовывать массы, объяснять им важность
организации, отмечая, что этим должны были в первую очередь заниматься местные лиги36.
Следует отметить, что взаимосвязь между филиалами была действительно плохо налажена. Отделения лиги жили автономно, практически не интересуясь действиями филиалов в соседних штатах - например, о борьбе лиг Огайо с сегрегированием школ писала лишь «Cleveland Gazette». Многие периодические издания, поддерживавшие НАЛ, излишне пристально освещали наиболее важные, по их мнению, события, не уделяя внимания деятельности филиалов в своих штатах. Например, «Indianapolis Freeman» занималась освещением в основном лишь судебного иска Форчуна к отелю Трэйнэр, в баре которого его отказались обслужить37.
Второе собрание делегатов Афроамерикан-ской лиги, проведенное в Ноксвилле (штат Тен-неси) в июле 1891 г., оказалось более скромным в своем масштабе. На встречу прибыло всего лишь 32 делегата из 12 штатов, а причиной тому было не только нежелание активистов «ощутить на себе сегрегацию», но и отсутствие у многих филиалов денежных средств на организацию поездки своих членов38. Ввиду финансовых и организационных сложностей делегация лиги приняла решение исключить поправку о беспартийности, а также избрать Форчуна президентом.
Тем не менее все большее число негритянских деятелей, особенно в южных штатах, скептически относилось к работе Афроамериканской лиги. Как отмечала И. Уэллс, организация, имея лишь список резолюций, не только не сумела выйти на национальный уровень, но и не выработала эффективную стратегию противодействия расистскому законодательству, набиравшему силу на Юге39. Занимаясь заботами черного среднего класса на Севере, Афроамериканская лига не имела влияния среди сельских жителей Юга, составляющих большинство негритянского населения. Попытка филиала организации в Ноксвилле получить финансовую поддержку в судебной тяжбе в отношении сегрегированных железнодорожных вагонов в Теннеси не встретила большого энтузиазма других отделений. Например, филиалы из Сент-Пола создали отдельную от НАЛ организацию «Комитет гражданских прав Миннесоты», решив заняться собственными судебными тяжба-ми40. Вскоре от Афроамериканской лиги отделилась еще часть членов, создавших независимую Национальную ассоциацию гражданских прав, с тем же набором целей и задач41. Фактически распадавшаяся на мелкие кусочки НАЛ переставала являть собой единую организацию - третье общее собрание лиг в Филадельфии так и не состоялось, более того, за это время практически не появились новые филиалы.
Попытки И. Уэллс призвать чернокожее население к сопротивлению расовому насилию привели к разгрому офиса ее газеты в Мемфисе белой толпой, в результате чего она приняла решение
не возвращаться на Юг и остаться в Нью-Йорке. Погромы южных негритянских газет, заявлявших
0 необходимости борьбы за свои права, привели к тому, что никто из афроамериканцев на Юге более не пытался открыто выражать свое отношение к расовому вопросу.
Невозможность что-либо противопоставить наступлению на права негров убедила разочаровавшегося Форчуна сообщить в 1894 г. о фактической «смерти» НАЛ, причина - отсутствие массовой поддержки со стороны негритянского населения и финансовые проблемы42. Несмотря на это, часть местных филиалов лиги продолжала свое существование и дальше. На деле это было лишь констатацией факта кончины организации, так и не сумевшей выработать стратегию, способную объединить чернокожее население Севера и Юга.
Создание Национальной афроамериканской лиги стало попыткой организовать самостоятельную гражданскую силу чернокожего населения. Негритянская интеллигенция, испытывавшая разочарование в недостаточной поддержке федерального правительства, хотела сплотить афроамериканцев единой программой действия, способной помочь отстоять их права. Такие идеи Т. Форчуна, главного инициатора учреждения Аф-роамериканской лиги, как самопомощь, расовая гордость, использование протеста и агитации в борьбе с расистским законодательством, в дальнейшем были успешно использованы негритянским протестным движением в XX в.
Однако Афроамерикакнская лига так и не сумела стать заметной силой. Плохо налаженные связи между филиалами организации, распри в отношении поддержки Республиканской партии, а также финансовые трудности привели к быстрому параличу работы НАЛ. Более того, состоя преимущественно из хорошо образованных представителей среднего класса, организация не смогла получить поддержку бедного негритянского сельского населения Юга, чье внимание в гораздо большей степени привлекало популистское движение, обещавшее экономические улучшения в их жизни. В отсутствии финансовой и общественной поддержки белых американцев Национальная афроамери-канская лига упустила шанс на реализацию своей программы. Становилось ясно, что ей не удалось защитить гражданские и политические завоевания Реконструкции. В этих условиях негритянская общественность переключилась на не менее существенные экономические и социальные проблемы. Поражение лиги ознаменовало быструю популяризацию идеологии «приспособления» к гражданскому неравноправию Б. Вашингтона, доминировавшую в афроамериканской общественности более десяти лет.
Примечания
1 Gilbert P. The Selected Writings of John Edward Bruce : Militant Black Journalist. N.Y. : Arno Press, 1972. P. 23.
2 Lewis D. L. W.E.B. Du Bois : Biography of the Race 1868-1919. N.Y. : Henry Holt & Co, 1993. P. 375.
3 Harlan L. R. Booker T. Washington : The Wizard of Tuskegee, 1901-1915. N.Y. : Oxford University Press, 1983. P. 94.
4 Alexander S. L. An Army of Lions : The Civil Rights Struggle Before the NAACP. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 2011. P. 3.
5 См.: НитобургЭ. Л. Негры США. ХУЛ - начало XX вв. М. : Наука, 1979. C. 280.
6 Alexander S. L. Op. cit. P. 9.
7 Fortune T. T. A Civil Rights Decision // The New York Globe. 1883. October 20. P. 11.
8 Fortune T. T. The Old Dominion // The New York Globe. 1884. January 19. P. 3.
9 Ibidem.
10 Fortune T. T. The National Afro-American League // The New York Freeman. 1887. June 4. P. 2.
11 Ibidem.
12 Fortune T. T. The New Negro // The New York Age. December 21. 1889. P. 4.
13 Fortune T. T. Meets with Approval // The New York Freeman. 1887. July 9. P. 3.
14 Fortune T. T. First Branch // The New York Freeman. 1887. September 10. P. 10.
15 Taylor M. The National Afro-American League // The Southwestern Christian Advocate. 1887. September 1. P. 13.
16 Fortune T. T. The News // The New York Age. 1889. October 19. P. 18.
17 Wells I. B. They Hanged Him // The New York Age. 1889. November 9. P. 14.
18 Chase C. The Equal Rights League of The United States // The Washington Bee. 1889. November 16. P. 5.
19 Fortune T. T. Black and White // The New York Age. 1889. November 9. P. 7.
20 Ibidem.
21 Alexander S. L. Op. cit. P. 28.
22 Washington J. T. Timothy Thomas Fortune // The Cleveland Gazette. 1889. November 9. P. 10.
23 Thornbrough E. L. T. Thomas Fortune : Militant Journalist. Chicago : University of Chicago Press, 1972. P. 99.
24 Stephenson G. T. Race Distinctions in American Law. N.Y. : Appleton, 1911. P. 110.
25 Pelham R. Jr. Nashville // The Detroit Plaindealer. 1889. November 29. P. 12.
26 Alexander S. L. Op. cit. P. 34.
27 Thornbrough E. L. Op. cit. P. 112.
28 Fortune T. T. Official Compilation of Proceedings of the Afro-American League National Convention // The New York Age. 1890. January 25. P. 1-10.
29 Alexander S. L. Op. cit. P. 36.
30 Ibid. P. 40.
31 Ibid. P. 44.
32 SmithH. C. First Graduate // The Cleveland Gazette. 1890. May 24. P. 10.
33 Pelham R. Jr. Ferguson v. Gies // The Detroit Plaindealer. 1890. October 24. P. 8.
34 Fortune T. T. The Chase-Word Bill // New York Age. 1891. March 28. P. 5.
35 Fortune T. T. My Respond to the Critics // The New York Age. 1890. December 6. P. 12.
36 Thornbrough E. L. Op. cit. P. 126.
37 Alexander S. L. Op. cit. P. 49.
38 Fortune T. T. The Second Convention of the Afro-American League // The New York Age. 1891. July 11. P. 4.
39 Wells I. B. Make the League a Power // The Cleveland Gazette. 1891. August 1. P. 17.
40 Alexander S. L. Op. cit. P. 56.
41 Olsen O. H. Carpetbagger's Crusade : The Life of Albion Winegar Tourgee. Baltimore : Johns Hopkins Press, 1965. P. 312.
42 Fortune T. T. The Death of the National Afro-American League // The Indianapolis World. 1893. August 26. P. 24.
Образец для цитирования:
Воробьев Д. Н. Национальная афроамериканская лига: на заре негритянского протестного движения в США (1887-1894) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 84-89. DOI: 10.18500/18194907-2018-18-1-84-89.
Cite this article as:
Vorobyev D. N. The National Afro-American League: At the Dawn of the Black Protest Movement in the USA (1887-1894). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 1, рр. 84-89 (in Russian). DOI: 10.18500/18194907-2018-18-1-84-89.