Научная статья на тему 'РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1932 ГГ.'

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1932 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заочное педагогическое образование / среднее профессиональное педагогическое образование / педагогические техникумы / педагогические вузы / Наркомпрос / correspondence pedagogical education / secondary vocational pedagogical education / pedagogical technical schools / pedagogical universities / People’s Commissariat of Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Неверова

В статье проанализированы основные этапы реформирования заочного профессионального педагогического образования в период с 1930 по 1932 годы. Раскрывается роль дефицита педагогических кадров в период введения всеобуча и появления контингента заочников при педагогических учебных заведениях; рассматриваются причины, обусловившие его реорганизацию; проанализированы изменения в структуре Наркомпроса и в региональных органах управления образованием; показана организация заочно-курсовых секторов при педвузах и педтехникумах. В работе на основе анализа документов Наркомпроса детально представлен малоизученный фрагмент истории отечественного профессионального образования, анализируются нормативные положения заочного педагогического образования, принятые в 1930–1932 гг., организация работы заочно-курсовых секторов при учреждениях профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN 1930-1932

The article analyzes the main stages of the reform of correspondence professional pedagogical education in the period from 1930 to 1932. The role of the shortage of teaching staff during the introduction of universal education in the emergence of a contingent of part-time students at pedagogical educational institutions, the reasons for its reorganization are revealed; changes in the structure of the People’s Commissariat of Education and in regional educational management bodies are analyzed; the organization of correspondence course sectors at pedagogical universities and pedagogical technical schools is shown. Based on the analysis of the documents of the People’s Commissariat of Education, a relatively little-studied fragment of the history of domestic vocational education is presented in detail, the normative provisions of correspondence pedagogical education adopted in 1930-1932, the organization of work of correspondence course sectors at institutions of professional pedagogical education are analyzed.

Текст научной работы на тему «РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1932 ГГ.»

Пример упражнения на тренировку Indirect speech (косвенной речи):

Translate these sentences from Russian into English.

1. Питер сказал, что завтра он не пойдет в кино.

2. Преподаватель сказал открыть тетради.

3. Джон попросил нас принести ему книги из библиотеки.

4. Сестра сказала, что уже посмотрела новый фильм.

При использовании индуктивного подхода предлагается определенная последовательность работы. Сначала обучающимся предлагается набор предложений или текст, содержащий новое грамматическое явление, которое подчеркнуто или выделено. Ситуации употребления грамматического явления должны быть очевидны и соответствовать принципу образцовости. Каждый случай использования грамматической конструкции подробно разбирается. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы обучающиеся могли с ними справиться, в противном случае они займут большое количество времени или же обучающиеся придут к неправильным выводам, влекущим за собой ошибки. Затем учащиеся формулируют правило для рассматриваемого грамматического явления, а затем выполняют тренировочные упражнения в следующем порядке: подстановочные, трансформационные, переводные.

Таким образом, отметим, что при обучении грамматике индуктивным методом с точки зрения коммуникативного подхода обучающимся предстоит самостоятельно проанализировать и осмыслить новое грамматическое явление, определить, где, когда, как и при каких условиях оно используется в различных ситуациях общения.

Тренировка и закрепление новых грамматических конструкций происходит в условно-речевых и речевых упражнениях, включающих разнообразные игры, грамматические задания коммуникативно-ориентированного характера. При этом контекст или ситуация, используемые для этого, должны быть значимы и понятны для обучающихся.

В свою очередь, дедуктивный метод чаще используется на более поздних этапах обучения, так как грамматический материал становится более сложен для понимания, и обучающимся требуется больше времени на его самостоятельное изучение, что повлечет за собой нецелесообразные временные затраты. Поэтому изучение без помощи педагога повлияет негативным образом на восприятие грамматических явлений обучающимися. Кроме того, на позднем этапе обучаю-

Библиографический список

щиеся в большей мере способны к самостоятельному и критическому осмыслению учебной информации, также значительный прогресс наблюдается в способности справляться с учебными трудностями [6, с. 114-115].

В заключение необходимо отметить, что формирование и развитие навыков межкультурной коммуникации обучающихся имеет длительный и многоступенчатый характер. Этот процесс не ограничивается рамками какого-либо конкретного этапа обучения. Достижение определенного уровня межкультурной компетенции обучающегося тесно взаимосвязано с повышением уровня развитости его личностных качеств [1].

В процессе решения поставленных в исследовании задач авторы четко определяют дидактическую значимость иноязычного педагогического дискурса как современного образовательного и лингвистического феномена для совершенствования навыков межкультурной коммуникации обучающихся. В связи с тем, что процесс овладения навыками межкультурного общения должен рассматриваться всесторонне, в работе сделан акцент на совершенствовании вербальной и невербальной составляющих речевого портрета обучающихся. Из-за этого первостепенное значение приобретают навыки коммуникативной культуры преподавателя, а также его способность прививать ценностное отношение к особенностям иноязычной культуры. В работе также поэтапно описываются действия преподавателя по решению этой проблемы.

Кроме того, в ходе работы авторы уделили особое внимание продуктивным средствам и способам совершенствования навыков межкультурной коммуникации обучающихся (аутентичные песни и видеозаписи, географические реалии), описав их методическую ценность для изучения иноязычного педагогического дискурса. Особый акцент был сделан на эффективном обучении коммуникативной грамматике. Авторы рассмотрели различные подходы к этому явлению и наметили методический алгоритм действий преподавателя в процессе применения упражнений на коммуникативной основе.

Данное исследование не претендует на завершенность, и в качестве перспективных направлений дальнейших исследований можно выделить следующее: анализ наиболее эффективных алгоритмов совершенствования навыков межкультурной коммуникации в рамках различных уровней образования; выявление эффективных коммуникативных стратегий при построении межкультурной коммуникации в современных реалиях; анализ системы профессиональной и терминологической лексики иноязычного педагогического дискурса.

1. Герасимова К.Ю., Николаева Н.Т., Мирошникова Д.В. и др. Прагматика профессионального дискурса: коллективная монография. Санкт-Петербург: Реноме, 2022.

2. Gerasimova K.Yu., Miroshnikova D.V. Formation of intercultural communication skills within the framework of foreign-language pedagogical discourse. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 43-45.

3. Тихомирова Е.В. Развитие лингвострановедческой компетенции учащихся школ на основе межкультурного общения. Инновации в науке и образовании. 2019; Т. 16, № 3: 281-283.

4. Герасимова К.Ю., Мирошникова Д.В. Эффективные средства формирования навыков межкультурной коммуникации обучающихся. Педагогическое образование. 2023; Т. 4, № 8: 173-178.

5. Комлева Е.В., Герасимова К.Ю., Мирошникова Д.В. Формирование лингво-коммуникативной компетентности обучающегося в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки». Вестник педагогических наук. 2021; № 5: 7-12.

6. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва: Просвещение, 2022.

References

1. Gerasimova K.Yu., Nikolaeva N.T., Miroshnikova D.V. i dr. Pragmatika professional'nogo diskursa: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Renome, 2022.

2. Gerasimova K.Yu., Miroshnikova D.V. Formation of intercultural communication skills within the framework of foreign-language pedagogical discourse. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 43-45.

3. Tihomirova E.V. Razvitie lingvostranovedcheskoj kompetencii uchaschihsya shkol na osnove mezhkul'turnogo obscheniya. Innovacii v nauke i obrazovanii. 2019; T. 16, № 3: 281-283.

4. Gerasimova K.Yu., Miroshnikova D.V. 'Effektivnye sredstva formirovaniya navykov mezhkul'turnoj kommunikacii obuchayuschihsya. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; T. 4, № 8: 173-178.

5. Komleva E.V., Gerasimova K.Yu., Miroshnikova D.V. Formirovanie lingvo-kommunikativnoj kompetentnosti obuchayuschegosya v ramkah ukrupnennoj gruppy special'nostej «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». Vestnik pedagogicheskih nauk. 2021; № 5: 7-12.

6. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost'. Obninsk: Titul, 2010.

7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs lekcij. Moskva: Prosveschenie, 2022.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

УДК 377 (091)

Neverova T.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia),

E-mail: tatiana.neverova2018@yandex.ru

REORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN 1930-1932. The article analyzes the main stages of the reform of correspondence professional pedagogical education in the period from 1930 to 1932. The role of the shortage of teaching staff during the introduction of universal education in the emergence of a contingent of part-time students at pedagogical educational institutions, the reasons for its reorganization are revealed; changes in the structure of the People's Commissariat of Education and in regional educational management bodies are analyzed; the organization of correspondence course sectors at pedagogical universities and pedagogical technical schools is shown. Based on the analysis of the documents of the People's Commissariat of Education, a relatively little-studied fragment of the history of domestic vocational education is presented in detail, the normative provisions of correspondence pedagogical education adopted in 1930-1932, the organization of work of correspondence course sectors at institutions of professional pedagogical education are analyzed.

Key words: correspondence pedagogical education, secondary vocational pedagogical education, pedagogical technical schools, pedagogical universities, People's Commissariat of Education

Т.А. Неверова, канд. филол. наук, доц., филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, г. Железноводск,

E-mail: tatiana.neverova2018@yandex.ru

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-1932 ГГ.

В статье проанализированы основные этапы реформирования заочного профессионального педагогического образования в период с 1930 по 1932 годы. Раскрывается роль дефицита педагогических кадров в период введения всеобуча и появления контингента заочников при педагогических учебных заведениях; рассматриваются причины, обусловившие его реорганизацию; проанализированы изменения в структуре Наркомпроса и в региональных органах управления образованием; показана организация заочно-курсовых секторов при педвузах и педтехникумах. В работе на основе анализа документов Наркомпроса детально представлен малоизученный фрагмент истории отечественного профессионального образования, анализируются нормативные положения заочного педагогического образования, принятые в 1930-1932 гг., организация работы заочно-курсовых секторов при учреждениях профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: заочное педагогическое образование, среднее профессиональное педагогическое образование, педагогические техникумы, педагогические вузы, Наркомпрос

История становления педагогического образования в первые пятнадцать лет существования Советского государства имеет особое значение, поскольку именно в это время формировалась современная система профессионального образования и закладывались существенные ее черты, определяющие ее облик и ныне. В то же время изучение реформирования профессионального педагогического образования в начале тридцатых годов ХХ века представляет интерес в силу того, что осуществлявшиеся в то время действия были обусловлены дефицитом учительских кадров, потому могут быть приняты во внимание при анализе возможных современных решений данной проблемы. В этом отношении изучение реорганизации заочного педагогического образования особенно актуально, поскольку именно заочное образования позволяет вовлечь в профессию учителя широкие массы.

Целью данного исследования является анализ реорганизации системы заочного профессионального педагогического образования в 1930-1932 годах.

Задачи исследования: рассмотреть роль заочного педагогического образования в период введения всеобуча и причины, обусловившие его реорганизацию; дать анализ реструктуризации управления заочным педагогическим образованием, нормативных документов, определявших его функционирование.

Научная новизна с вязана с тем, что развитие заочного педагогического образования в 30-е годы ХХ века в настоящее время изучено недостаточно. Имеющиеся в данной области работы ([1; 2]) не раскрывают детали осуществлявшегося в те годы реформирования системы профессионального педагогического образования. В данной работе, продолжающей исследование системы профессионального педагогического образования в первой половине 1930-х годов, как и в предыдущей [3], представлены результаты анализа регулярно издававшихся бюллетеней Наркомпроса, включавших постановления Совнаркома, приказы и циркуляры Наркомпроса. В научный оборот вводятся не входившие ранее в круг исторических исследований документы, раскрываются не описанные ранее аспекты реорганизации заочного педагогического образования.

Теоретическая значимость: в исследовании рассмотрена реструктуризация управления заочным педагогическим образованием, осуществлявшаяся в 1932 году, дан сравнительный анализ Положения о заочно-курсовых секторах при педвузах и Положения о заочно-курсовых секторах при педтехникумах 1932 года.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты анализа процесса реорганизации системы педагогического заочного образования в целях решения проблемы дефицита педагогических кадров могут быть применены в процессе изучения истории педагогики, а также описанный опыт может быть учтен в ходе совершенствования заочного образования в вузах.

В 1930-1931 учебном году в РСФСР было введено всеобщее обязательное начальное обучение, что повлекло за собой острую нехватку педагогических кадров [4]. Эту проблему Совет народных комиссаров РСФСР пытался решить несколькими мерами. В октябре 1930 г Совнарком принял постановление об обязательном откомандировании на педагогическую работу лиц, окончивших педагогические учебные заведения до или после революции и имевших хотя бы годичный опыт педагогической работы [5]. Уже один этот документ показывал, что недостаток педагогических кадров был так велик, что заставлял закрыть глаза на идеологические требования.

Нехватка педагогических кадров, возникшая ввиду резкого расширения контингента обучающихся, усугублялась текучестью уже имеющихся учителей. Постановление президиума Цекпроса от 17 сентября 1930 г «О текучести учительства и самовольных уходах со школьной работы на селе» констатировало значительную текучесть учительства и самовольные уходы отдельных групп педагогов со школьной работы, в особенности на селе. По данным Наркомпроса РСФСР, на 1 сентября 1930 года требовалось 6 тыс. педагогов, на 10 сентября того же года недостаток педагогов составлял уже 8 тыс. [6]. В качестве главных причин текучести учительства в постановлении указывается слабая организация учителей и мобилизация их на проведение всеобщего обязательного обучения и осуществление политехнизации школы, нечуткое отношение союзных органов к вопросам материально-бытового и культурного обслуживания учителей, а также сопротивление всеобучу. Для пресечения текучести ЦК требовал твердой защи-

ты правового и материального положения учительства, привлечения к суду всех нарушающих эти права и развертывания массовой работы по марксистско-ленинскому воспитанию учительства [6].

Определенное представление о том, какие же трудности заставляли учителей покидать школы, могут дать конкретные меры, предлагаемые в рассматриваемом постановлении. Среди задач, которые нужно решить для преодоления проблемы текучести учительства, ЦК указывает необходимость массовой проверки выполнения постановлений ЦК ВКПб и правительства о материальном положении учителей (нормы рабочего снабжения, декретированная зарплата, обеспечение жилищем), немедленном погашении накопившейся задолженности по выдачи зарплаты. Последняя проблема, очевидно, была крайне острой, поскольку предполагалось передавать дела прокурору для привлечения виновных к судебной ответственности. Было выдвинуто требование не допускать использования учительского актива под видом общественной работы на технической работе, что, видимо, было устоявшейся практикой.

Наиболее показательно в этом отношении требование «широко разъяснить массам, что правонарушения не могут являться для передового просвещенца мотивом к бегству, ... что долг передового просвещенца - оставаясь на своем посту, решительно бороться с невыполнением в отношении к просвещенцам директив партии и правительства» [6, с. 5]. При этом учителя, «испугавшиеся трудностей, самовольно покинувшие школы», клеймились как малодушные дезертиры и паникеры, им объявлялась «беспощадная борьба вплоть до организации общественно-показательных судов» [6].

Проанализированные документы демонстрируют степень критичности ситуации в системе образования на октябрь 1930 года, когда вследствие введения всеобуча требовалось все больше учителей, и при этом тот же всеобуч, усугубивший тяжелое положение учителей, породил их массовое бегство со службы. В этих условиях была объявлена мобилизация всей системы народного просвещения (клубы, курсы, школы, техникумы, вузы и т. д.) на работу по проведению всеобщего начального обучения [7]. За студентами и учащимися педвузов и педтехникумов закреплялись в обязательном порядке определенные районы, группы, возглавляемые руководителем из числа преподавателей должны были консультировать просвещенцев и культармейцев района, а также выполнять задания местных работников [7].

Проблему дефицита педагогических кадров Наркомпрос решал, в том числе, путем организации заочного педагогического образования. Циркуляром № 510 от 26М 1930 г «О подготовке педкадров» Сектор кадров Наркомпроса предписывал каждому пединституту наряду с приемом намеченного контингента студентов принять также контингент заочников, который должен состоять из двух групп: уже работающих педкадров и людей, желающих готовиться к педагогической работе. Контингент заочников должен был планироваться исходя из территориальной возможности и охватить большое количество заочников, а также из возможности в отношении педперсонала и емкости помещений для работы с заочниками во время практики студентов или их отпуска. Все расходы должны были покрываться за счет местного бюджета и заинтересованных хозяйственных организаций. Расходы на снабжение учебными пособиями должны были быть отнесены за счет заочников, только «наиболее ценная в социальном отношении часть состава заочников, а именно - батраки, рабочие и т. д., должна пользоваться бесплатным обучением за счет заинтересованных организаций» [8, с. 18]. Организующим заочное обучение следовало также учесть материальное обеспечение части заочников на время приезда в институт для пополнения знаний и выполнения определенных лабораторных и других работ.

Спустя полтора года очное педагогическое образование становится одним из главных направлений работа Наркомпроса по обеспечению кадрами сети школ. В приказе «О реорганизации работы Центрального института по повышению квалификации и заочного педобразования», изданном в 1932 г, указывалось, что повышение квалификации и заочная подготовка педкадров приобретают исключительно большое политическое значение, основная же задача в этой области - борьба за качество и темпы [9]. Согласно данному приказу, заочно-курсовые секторы должны были быть организованы при всех педвузах и педтехнику-

мах, уже имеющиеся следовало укрепить квалифицированными партийными кадрами для повышения идеологической выдержанности и обеспечить по бюджету материальную базу для заочного педобразования и повышения квалификации [9, с. 5]. При этом Центральный институт по повышению квалификации и заочного педобразования должен был выполнять методические и организационные функции.

Организация заочного педагогического образования на местах детализирована в «Инструкции заочно-курсовым секторам при педагогических техникумах», относящейся к 1932 г [10]. В ней конкретизировалось назначение системы заочного образования - ей надлежало обеспечить учительскими кадрами начальные школы, вооружить педагогическим образованием тех учителей начальных школ, которые уже работали, но не имели должной квалификации [10].

В обязанности заочно-курсового сектора входила организация учебного процесса: рецензирование контрольных работ, проведение лабораторных сессий, методических консультаций, педагогической практики, обеспечение студентов-заочников учебниками и учебными пособиями, разработка методических писем и указания по заочной и курсовой работам, содействие организации при образцовых школах библиотек для студентов-заочников, организация коллективов студентов-заочников для совместной проработки учебных материалов. Кроме того, заочно-курсовой сектор должен был осуществлять методическую работу в прикрепленном районе: организовать лекторов для курсов и конференций, мероприятия по политехнической подготовке педкадров в виде курсов и практикумах на заводах, совхозах, МТС; собирать и обобщать опыт работы куль-тпросветучреждений, продвигая лучшие образцы работы в массовую школу. Вся деятельность должна была проводиться на основе единого плана подготовки и повышения квалификации. Прием учащихся на заочные курсы производился на основе правил приема в педтехникумы. Окончившие получали все права окончивших соответствующее отделение педтехникума [10].

Средства на заочно-курсовую подготовку поступали из нескольких источников: ассигнования край- и облоно, суммы, поступающие от заочников, специальных фондов общественно-хозяйственных и профессиональных организаций на основе договоров [10].

Приказом по Наркомпросу «О реорганизации заочного обучения» № 190 от 17 апреля 1932 г сектор заочного обучения Наркомпроса был реорганизован в группу заочного обучения учебно-методического сектора, штат которой составлял 6 человек [11]. Всем край- и облоно предписывалось организовать в составе учебно-методических секторов группы по заочному обучению с выделением в них специальных работников.

Административная реорганизация заочного обучения, распределение функциональных обязанностей, в том числе и групп по заочному обучению на местах, были разъяснены в Приказе по Наркомпросу «Об организации учебно-методического руководства заочным обучением» № 617 от 22 апреля 1932 г [12]. Изменения объяснялись тем, что система заочного обучения должна была обеспечить быстрейшее разрешение проблемы кадров, подготовки контингентов в профтехнические учебные заведения, решительный подъем культурного уровня всей массы трудящихся и широкого развертывания агротехнической пропаганды среди рабочих и крестьян. В приказе фиксируется главный итог реорганизации - общее программно-методическое руководство всей системой заочного обучения возложено на Наркомпрос. Примечательно, что фактически происходит не выделение, а разукрупнение - уже существовавший сектор заочного обучения понижается в ранге до группы и переходит в подчинение учебно-методического сектора Наркомпроса [12].

Большая часть приказа посвящена учебно-методическому руководству по заочному обучению на местах, которое должно быть организовано в краевых (областных) отделах народного образования. Именно отсутствие такой работы и являлось, по мнению Наркомпроса, одной из причин низкого качества учебной работы по заочному обучению и недостаточной ее эффективности. Край- и облоно должны были поэтому немедленно организовать учебно-методическое руководство заочным обучением, для чего по образцу Наркомпроса выделить в составе своего учебно-методического отдела группу по заочному обучению. B рай- и гороно специальные штатные должности инструкторов по заочному обучению не устанавливались, повседневная непосредственная работа по методическому руководству заочным обучением осуществлялась заведующим и под его руководством инструкторами рай- и гороно [12]. Край-, обл-, рай- и гороно при осуществлении учебно-методического руководства по заочному обучению должны были привлекать к данной работе профтехнические, педагогические и общеобразовательные учебные заведения путем создания актива работников-методистов, в первую очередь из научных сотрудников и педагогов-рецензентов по заочному обучению.

В группу заочного обучения в составе учебно-методического сектора предлагалось выделить по два человека в Московском, Ленинградском, Уральском облоно и Северо-Кавказском крайоно, в остальных край- и облоно по одному человеку [12].

Уже ведущаяся Наркомпросом работа по реорганизации заочного обучения в мае 1932 г. закрепляется и разграничивается в отношении распределения обязанностей Постановлением СНК РСФСР от 07.05.1932 «О состоянии заочного обучения в РСФСР и мерах его улучшения» [13]. Наркомпросу РСФСР отводилось общее руководство преимущественно в методическом отношении.

Внутри Наркомпроса в это же время была сформирована структура, призванная восполнить функциональный пробел, возникший в результате ликвидации центральных институтов по заочному обучению, - научно-методический кабинет по заочному обучению [14]. Он был обозначен как центральное программно-методическое учреждение, цель которого - организовывать систематический учет, обработку опыта, разработку программно-методических вопросов по заочному обучению на основе марксистско-ленинской методологии.

Реструктуризация управления заочным образованием была связана прежде всего с завершением четырехлетнего всеобуча, введением семилетнего образования и дошкольного воспитания в широких масштабах. Эти реформы народного образования естественным образом затребовали огромное количество новых педагогических кадров и должны были требовать их и в дальнейшем, что предъявляло новые колоссальные требования к системе подготовки педагогических кадров. Необходимость быстрейшего разрешения этой проблемы привела к тому, что было принято решение наряду с расширением сети педагогических учебных заведений осуществлять широкое развертывание заочного обучения как формы учебы, способствующей без отрыва от производства подготовке и поднятию квалификации педагогических кадров, а также реализации подготовки контингентов для поступления в педагогические учебные заведения.

Необходимость максимального использовании заочной системы в деле подготовки кадров неоднократно отмечалась партией и правительством уже в 1931 году (в постановлениях Совнаркома от 3 марта и 10 сентября 1931 г.), но на июнь 1932 года состояние заочного обучения оценивалось Наркомпросом в Постановлении «Об организации и руководстве заочным обучением на местах» как совершенно неудовлетворительное, в связи с чем требовалась немедленная перестройка всей работы по заочному обучению и в центре, и на местах [15].

Непосредственную работу по заочному педагогическому обучению должны были вести педагогические вузы и педагогические техникумы только по тем специальностям, по которым каждое данное стационарное учебное заведение готовило обучающихся. Для руководства работой по заочному педагогическому обучению при педагогических вузах и педагогических техникумах организовывались заочные сектора, однако не при всех, а только при наиболее мощных по своей учебной базе учебных заведениях [15]. Что касается педагогических техникумов, то списки учебных заведений, при которых следовало организовать сектор заочного обучения, утверждались край- и облоно, списки же педагогических вузов устанавливались Наркомпросом.

Заочные сектора должны были осуществлять прием студентов-заочников на соответствующие отделения педвуза или педтехникума в соответствии с установленным контингентом, обеспечение заочников учебной литературой, разработку и рассылку заданий, организацию рецензирования контрольных работ, организацию всей учебной работы и непосредственное обслуживание через живую консультацию, лабораторные сессии, конференции. Для выполнения перечисленных работ заочно-курсовой сектор должен был организовать из числа педагогов и научных работников техникумов и вузов институт выездных консультантов, на которых возлагалась обязанность оказания содействия заочнику в его обучении по месту его работы [15].

Местные институты по повышению квалификации учительства в тех краях и областях, где они существовали, подвергались усечению полномочий - у них изымалась работа по заочному педагогическому обучению и передавалась в сектора кадров край- и облоно. Заочники институтов соответственно описанной выше структуре управления и осуществления заочного обучения передавались в заочно-курсовые сектора педагогических техникумов и вузов [15].

В конце мая 1932 года Наркомпрос утверждает Положение о заочно-курсовых секторах при педвузах и Положение о заочно-курсовых секторах при педтехникумах [16; 17]. В них постулировалось, что заочно-курсовые сектора создаются в целях широкого развертывания дела заочной подготовки кадров народного образования и осуществления оперативных мероприятий по повышению квалификации. Заочно-курсовые сектора создавались при всех педвузах, но не при всех педтехникумах, а только при тех, кто входил в особый список, утвержденный Наркомпросом.

Функционал заочно-курсовых секторов был четко разграничен. Заочно-курсовые сектора при педвузах осуществляли подготовку через систему заочного обучения педкадров для средней школы, ФЗС, ШКМ и педтехникумов; заочно-курсовые сектора при педтехникумах готовили учителей для начальных школ из рабочего и колхозного активов. Заочно-курсовые сектора также проводили подготовку за курс учебного заведения. Заочно-курсовые сектора при педтех-никумах также организовывали и проводили практикумы для учителей и других работников народного образования при образцовых школах [17].

Прием учащихся на заочные курсы производился педвузом на основе особого положения Наркомпроса, заочно-курсовым сектором педтехникума - на основе правил приема, разрабатываемых Наркомпросом. Окончившие заочные курсы при условии выполнения ими всех учебных работ и прохождения лабо-раторно-зачетных сессий получали, согласно анализируемым положениям, все права окончивших соответствующие отделения педвуза или педтехникума.

Снабжение заочников учебными материалами осуществлялось заочно-курсовыми секторами при педвузах и при педтехникумах по-разному [16; 17]. Заочно-курсовой сектор педвуза обеспечивал учебниками только заочников в соответствии с учебным планом путем заключения локальных договоров с отделениями Книгоцентра (на основе генерального соглашения Наркомпроса и Оги-

за), а также путем издания дополнительных материалов на месте. Снабжение учебными материалами курсантов по линии повышения квалификации должно было осуществляться край- и облИПККНО. Заочно-курсовой сектор педтехнику-ма организовывал снабжение студентов-заочников всей учебной литературой через сектор кадров край- и облоно, кроме того, через соответствующие районо организовывал при образцовых школах стационарные и передвижные библиотеки для студентов-заочников.

В финансировании заочно-курсовых секторов и при педвузах, и при педтех-никумах было два общих источника средств - суммы, поступившие от заочников, и специальные средства общественных, профессиональных и хозяйственных организаций на основе договоров. В остальном же они разнились. Средства на заочно-курсовую работу педвуза составлялись, помимо указанных источников, из ассигнований по сметам педвузов на содержание заочно-курсового сектора и ассигнований, отпускаемых по краевому (областному) бюджету на повышение квалификации и на заочную подготовку кадров [16]. Для педтехникумов такими источниками были ассигнования по краевому (областному) бюджету на содержание аппарата заочно-курсового сектора и на проведение всей работы по подготовке и переподготовке работников, ассигнования райисполкомов района действия педтехникума на проведение курсов и заочной подготовки новых кадров для этих районов, ассигнования роно на проведение межрайонных и районных курсовых мероприятий [17]. Распорядителем кредитов, отпускаемых на заочную подготовку и повышение квалификации, являлся директор педвуза или педтехникума.

Приказ по Наркомпросу № 318 от 2 июля 1932 г «О заочной подготовке педкадров» в дополнение к уже рассмотренному Постановлению СНК РСФСР от 07.05.1932 «О состоянии заочного обучения в РСФСР и мерах его улучшения» устанавливал на 1932 г следующие основные виды заочной подготовки в системе Наркомпроса: 1) общеобразовательная: а) подготовка в педвуз; срок обучения - 2 года; б) подготовка в педтехникум; срок обучения - 2 года; в) подготовка в педрабфак; срок обучения - 6-8 месяцев; 2) педагогическая: подготовка преподавателей I и II ступени от техникумов в сроки, соответствующие срокам обучения в педвузах и педтехникумах [18].

Библиографический список

В этом же приказе завершалась организация методической работы Нар-компроса по реорганизации заочного обучения. Сектор кадров Наркомпроса должен был разработать и разослать на места комплект инструктивных писем и материалов, организовать и командировать бригады на места для непосредственного инструктирования край- и облоно и учебные заведения по вопросам организации заочного обучения [18].

Таким образом, в данной работе представлена реструктуризация системы управления заочным педагогическим образованием, предпринятая Наркомпро-сом в 1932 году, охарактеризованы изменения, происходившие в связи с этим и в структуре Наркомпроса, и на местах - в край- облоно и райгороно, а также организация заочно-курсовых секторов при педагогических техникумах и педагогических вузах. Анализ документов Наркомпроса 1930-1932 гг. показал, что реорганизация управления заочным образованием была связана с жестким дефицитом педагогических кадров, вызванных всеобучем. Широкое развертывание заочного обучения параллельно с расширением сети педагогических учебных заведений потребовало привлечения большего количества ресурсов, усиления контроля и вместе с тем расширения и углубления учебно-методического, программного и нормативного обеспечения. Заочное образование в 30-е годы помогло без отрыва от производства подготовить квалифицированные педагогические кадры, в наше время подобная нагрузка ложится на студентов старших курсов, которые нередко одновременно и учатся, и работают. И здесь ценной представляется практика развертывания сети консультационных пунктов на местах работы обучающихся с охватом их групповыми и индивидуальными консультациями, семинарами и периодическими конференциями, а также привлечение к указанной работе опытных коллег обучающихся. Работающие в школах студенты в условиях дефицита педагогических кадров оказываются максимально загруженными, поэтому внедрение подобной практики способно разрешить коллизию между необходимостью присутствовать на рабочем месте и требованиями учебного процесса. Кроме того, такое соприкосновение школы и педагогического вуза будет способствовать повышению практикоориентированности педагогического образования.

1. Андарало И.А. Становление и развитие заочного высшего педагогического образования в Беларуси (30-40-е годы ХХ века). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Минск, 2003.

2. Литовка В.В. Особенности организации подготовки педагогических кадров в 20-30-е годы XX столетия в системе высшего заочного педагогического образования. Наука и школа. 2023; № 2: 89-95.

3. Неверова Т. А. Трансформация системы среднего профессионального педагогического образования в 1930-1933 гг. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 131-133.

4. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦИК и СНК СССР № 628 от 14 августа 1930 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 25: 3-5.

5. Об откомандировании на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности. Постановление СНК РСФСР от 23.09.1930. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 2.

6. О текучести учительства и самовольных уходах со школьной работы на селе. Постановление президиума Цекпроса от 17 сентября 1930 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 4-5.

7. О мобилизации всей системы народного просвещения на работу по проведению всеобуча. Постановление коллегии Наркомпроса № 740 от 29 сентября 1930 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 5-6.

8. О подготовке педкадров (№ 510 от 26/VI 1930 г.). Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 20: 18-19.

9. Приказ по Наркомпросу «О реорганизации работы Центрального института по повышению квалификации и заочного педобразования» №18, январь 1932 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 1: 5-6.

10. Инструкция заочно-курсовым секторам при педагогических техникумах. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 1: 11-12.

11. О реорганизации заочного обучения. Приказ по Наркомпросу № 190 от 17 апреля 1932 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 24: 3-4.

12. Об организации учебно-методического руководства заочным обучением. Приказ по Наркомпросу № 617 от 22 апреля 1932 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 26: 7-9.

13. О состоянии заочного обучения в РСФСР и мерах его улучшения. Постановление СНК РСФСР от 07.05.1932. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 32: 2.

14. Положение о научно-методическом кабинете по заочному обучению Наркомпроса РСФСР Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 34: 8-9.

15. Об организации и руководстве заочным обучением на местах (№ 500 от 8 июня 1932 г.). Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 35: 5-7.

16. Положение о заочно-курсовых секторах при педвузах (утверждено 27 мая 1932 г.). Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 36: 10-11.

17. Положение о заочно-курсовых секторах при педтехникумах (утверждено 27 мая 1932 г.). Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 36: 11-12.

18. О заочной подготовке педкадров. Приказ по Наркомпросу № 318 от 2 июля 1932 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР 1932; № 40: 4-5.

References

1. Andaralo I.A. Stanovlenieirazvitiezaochnogo vysshegopedagogicheskogoobrazovaniya vBelarusi(30-40-egodyХХveka). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Minsk, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Litovka V.V. Osobennosti organizacii podgotovki pedagogicheskih kadrov v 20-30-e gody XX stoletiya v sisteme vysshego zaochnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2023; № 2: 89-95.

3. Neverova T.A. Transformaciya sistemy srednego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v 1930-1933 gg. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 131-133.

4. O vseobschem obyazatel'nom nachal'nom obuchenii. Postanovlenie CIK i SNK SSSR № 628 ot 14 avgusta 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 25: 3-5.

5. Ob otkomandirovanii na pedagogicheskuyu rabotu uchitelej, rabotayuschih ne po special'nosti. Postanovlenie SNK RSFSR ot 23.09.1930. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 2.

6. O tekuchesti uchitel'stva i samovol'nyh uhodah so shkol'noj raboty na sele. Postanovlenie prezidiuma Cekprosa ot 17 sentyabrya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 4-5.

7. O mobilizacii vsej sistemy narodnogo prosvescheniya na rabotu po provedeniyu vseobucha. Postanovlenie kollegii Narkomprosa № 740 ot 29 sentyabrya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 5-6.

8. O podgotovke pedkadrov (№ 510 ot 26/VI 1930 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 20: 18-19.

9. Prikaz po Narkomprosu «O reorganizacii raboty Central'nogo instituta po povysheniyu kvalifikacii i zaochnogo pedobrazovaniya» №18, yanvar' 1932 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 1: 5-6.

10. Instrukciya zaochno-kursovym sektoram pri pedagogicheskih tehnikumah. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 1: 11-12.

11. O reorganizacii zaochnogo obucheniya. Prikaz po Narkomprosu № 190 ot 17 aprelya 1932 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 24: 3-4.

12. Ob organizacii uchebno-metodicheskogo rukovodstva zaochnym obucheniem. Prikaz po Narkomprosu № 617 ot 22 aprelya 1932 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 26: 7-9.

13. O sostoyanii zaochnogo obucheniya v RSFSR i merah ego uluchsheniya. Postanovlenie SNK RSFSR ot 07.05.1932. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 32: 2.

14. Polozhenie o nauchno-metodicheskom kabinete po zaochnomu obucheniyu Narkomprosa RSFSR. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 34: 8-9.

15. Ob organizacii i rukovodstve zaochnym obucheniem na mestah (№ 500 ot 8 iyunya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 35: 5-7.

16. Polozhenie o zaochno-kursovyh sektorah pri pedvuzah (utverzhdeno 27 maya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 36: 10-11.

17. Polozhenie o zaochno-kursovyh sektorah pri pedtehnikumah (utverzhdeno 27 maya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 36: 11-12.

18. O zaochnoj podgotovke pedkadrov. Prikaz po Narkomprosu № 318 ot 2 iyulya 1932 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 40: 4-5.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

УДК 37.048.3

Neustroeva E.S., postgraduate, ShadrinskState Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

TEACHING PARENTS TO ORGANIZE THE PROCESS OF DEVELOPING CHILDREN'S COHERENT SPEECH. The article deals with a problem of organizing cooperation between teachers and parents for development of preschool children. The main task of the study is to develop a form of interaction between pre-school and family specialists on the development of coherent speech of older preschool children. The directions in the framework of the upcoming work (diagnostic, stimulating, educational, reflective) with parents have been identified. A course has been developed for parents on the topic "development of coherent speech of older preschool children," in which methods and techniques of interaction between an adult and a child are defined. Brief results on completion of the course are presented. The training course for parents is effective in mastering pedagogical competencies on an individual basis, as it provides for the choice of timing, pace and content by adults themselves.

Key words: parent education, training course, development of coherent speech of older preschoolers, fiction

Е.С. Неустроева, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Статья посвящена проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в целях развития детей дошкольного возраста. Основная задача исследования - разработать форму взаимодействия специалистов ДОУ и семьи для решения вопросов речевого развития детей. Обозначены направления обучающей деятельности педагога (диагностическое, стимулирующее, обучающее, рефлексивное) с родителями. Разработан курс для родителей, который призван формировать компетенции взрослого при воздействии на ребенка. Представлены краткие результаты по завершении курса. Обучающий курс для родителей эффективен в освоении педагогических компетенций на индивидуальных началах, так как предусматривает выбор сроков, темпа и содержания самими взрослыми.

Ключевые слова: обучение родителей, обучающий курс, развитие связной речи, художественная литература

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 году по теме «Разработка и реализация практического курса повышения родительской компетентности по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста»(№04.24.16-2Д от 2 мая 2024 г.)

Включение родителей в систематический процесс целенаправленного развивающего воздействия на ребенка дошкольного возраста наравне с педагогами является необходимым условием успешности индивидуальных показателей образованности ребенка [1].

Между тем тенденции обновления системы дошкольного образования в документе «Концепция развития дошкольного образования до 2030 года в Российской Федерации» гласят о необходимости усиления контакта дошкольных образовательных организаций с семьей [2].

Сотрудничество педагогов с родителями дошкольников имеет разные направления: просвещение, обучение, консультирование и т. д.

Обучение родителей является одной из практико-ориентированных форм повышения их педагогической компетентности по вопросам развития ребенка, так как предлагает не только знакомство с новой информаций, но и формирование новых умений, оттачивание навыков в практическом действии [3].

Однако организационные аспекты процесса обучения семьи стали создавать большие трудности для педагога (Т.И. Добикова, А.М. Яценко, П.А. Лобанова).

Основными причинами этого явления остаются финансовый, социальный, духовно-личностный статус самих родителей, который претерпел изменения, начиная с 1990-х г.г и трансформируется до сегодняшнего момента [4].

Это становится одним из факторов того, что ребенок начинает отставать в развитии или темп его становится медленнее. Особенно отдаленность родителя и ребенка, а также семьи от образовательного процесса сказывается на состоянии общения и развитии связной речи дошкольника.

Такая ситуация неблагоприятна, особенно если это ребенок, которому предстоит переходить на следующий этап обучения, - школьный. В этом случае времени остается меньше на подготовку, а роль родителей начинает приобретать в этой подготовке все большее значение.

Главным показателем готовности старшего дошкольника к последующему обучению является связная речь.

По мнению ученых (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова), она служит показателем всех сфер развития ребенка (умственной, физической, эстетической и т. д.), так как пронизывает регулируемые этими сферами психические функции.

Как показывают исследования (И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Су-хомлинский, Е.И. Тихеева), развитие связной речи берет свой вектор направления внутри семьи.

Родители - это первые люди, которые задают культуру речи, манеру высказывания, характеристики говорения (Ф. Квинтилиан, К.Д. Ушинский, О.П. Макси-менко). Это происходит через общение с ребенком, постоянное рассказывание ему историй, чтение художественных произведений, потому что связная речь развивается на основе слушания и подражания.

К сожалению, не во всех семьях сохраняется такая традиция по мере взросления ребенка, а в некоторых даже не существует изначально.

Роль педагога в представленном случае - помочь родителям сформировать и/или возобновить процесс проведения семейного обучения, конкретизированного на развитии речи детей.

Тогда возникает проблема, каким образом осуществить процесс повышения родительской компетентности по вопросам развития связной речи детей, педагогу, если посещаемость родителями встреч с ним сводится к минимуму.

Формулируется цель исследования: определить форму обучения родителей организации процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования становится обучение родителей.

Такая деятельность возможна, если решить ряд задач по отношению к родителям:

- диагностировать уровень родительской компетентности в области речевого развития детей;

- формировать мотивы у семьи на активное включение в образовательно-развивающий процесс;

- разработать форму организации обучения родителей различным методам и развития связной речи, которые они могут использовать в процессе домашнего общения и/или семейного обучения.

Научная новизна: решение выявленных задач целесообразно осуществить в рамках разработки курса обучения родителей организации процесса развития связной речи старших дошкольников.

Обучающий курс - это система занятий, организованных в разных типах (лекционное, практическое, самостоятельное), но объединенных единой тематикой «речевого развития».

По завершении курса предлагается проверить поученные знания и накопленный опыт обучающихся родителей в рамках изученной ими темы.

Теоретическая значимость состоит в том, что разработка обучающего курса для родителей по вопросам организации процесса развития связной речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.