Научная статья на тему 'НАРОДНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ'

НАРОДНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народно-певческое искусство / педагогика / мышление / песенный фольклор / жанр / традиционность / метод / обучение / folk singing art / pedagogy / thinking / song folklore / genre / tradition / method / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.С. Стенюшкина, О.И. Потешкина

В статье рассматривается проблема обучения народному пению в современных условиях, когда практически утрачены основные принципы и методы традиционной народно-певческой педагогики. Народно-певческое образование на сегодняшний день представляет собой целостную и самостоятельную структуру в системе образования. Авторы подчеркивают, что современные методы народно-певческой педагогики носят междисциплинарный характер, который позволят анализировать ее с учетом различных подходов, так как знания, умения и навыки являются отправной точкой для определения целей, содержания и способов организации обучения. Внимание акцентируется на том, что в современных условиях, которые диктуют новые требования к обучению, уровню знаний и практических навыков, изменились методы обучения народному пению, так как народно-певческое исполнительство перешло в сферу музыкального искусства. В статье представлены средства и способы педагогического взаимодействия, которые соответствуют современным требованиям и ориентированы на формирование творческого мышления, освоение мировоззренческой и ценностной основы народного искусства, построенные на принципах и методах, позволяющих достигнуть эффективности в практической подготовке компетентного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK-SINGING PEDAGOGY: HISTORY, MODERNITY

The article considers a problem of teaching folk singing in modern conditions, when the basic principles and methods of traditional folk-singing pedagogy are practically lost. Folk singing education today is a holistic and independent structure in the education system. The authors emphasize that modern methods of folk singing pedagogy are interdisciplinary in nature, which will allow analyzing it taking into account various approaches, since knowledge and skills are the starting point for determining the goals, content and ways of organizing training. The paper studies modern conditions, which dictate new training requirements, the level of knowledge and practical skills, methods of teaching folk singing have changed, since folk singing has passed into the field of musical art. The article presents the means and methods of pedagogical interaction that meet modern requirements and are focused on the formation of creative thinking, the development of the worldview and value basis of folk art, built on the principles and methods that make it possible to achieve efficiency in the practical training of a competent specialist.

Текст научной работы на тему «НАРОДНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ»

части, в) по заведыванию вечерним отделением педтехникума, г) по заведыва-нию заочным сектором. Помощнику по учебной части - зав. учебной частью -непосредственно подчинялось учебно-методическое бюро: зав. отделениями, зав. вечерними и заочными секторами, председатели предметных или цикловых комиссий, зав. педпрактикой и представители профкома учащихся и ячеек ВКП(6) и ВЛКСМ техникума.

В разделе об учащихся было закреплено право директора в случае систематического нарушения учащимися учебной дисциплины и внутреннего распорядка учебного заведения налагать на виновных административное изыскание (предупреждение, выговор устный, выговор в приказе) вплоть до исключения из педагогического техникума без права поступления в учебное заведение СССР сроком от 1 года до 5 лет

В рамках данной публикации мы предприняли попытку охарактеризовать трудности, с которыми столкнулась система среднего профессионального педагогического образования в 1930-1932 гг в результате введения всеобуча, и

Библиографический список

меры, принимавшиеся в связи с этим Наркомпросом, изменения в организации образовательного процесса, потребовавшиеся в связи с количественным скачком. Заявленные в исследовании задачи решены, цель достигнута. Анализ документов Наркомпроса 1930-1933 гг показал общую тенденцию унификации и усиления контроля в рассматриваемой области образования. Преодоление трудностей набора абитуриентов и угрозы отсева Наркомпрос целиком возложил на директоров педтехникумов, что в условиях невозможности предоставления им дополнительных ресурсов являлось заведомо невыполнимой задачей. Однако в настоящее время при расширении применения целевого обучения в высшей педагогической школе возможной для рассмотрения представляется практика материальной вовлеченности учреждения, направляющего абитуриента, в процесс подготовки, что повысит степень ответственности и студента, и принимающего учреждения за результат Также видится эффективной идея непосредственного участия педагогического образовательного учреждения в формировании контента СМИ школы.

1. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦИК и СНК СССР № 628 от 14 августа 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 25: 3-5.

2. Об участии комсомола в работе по введению всеобщего начального обучения. Постановление объединенного заседания комитета по всеобщему обучению при СНК РСФСР бюро ЦК комсомола и коллегии Наркомпроса № 738 от 24.09.1930. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 2-4.

3. О мобилизации всей системы народного просвещения на работу по проведению всеобуча. Постановление коллегии Наркомпроса № 740 от 29 сентября 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 5-6.

4. О реорганизации трудовых школ II ступени. Постановление ЦИК и СНК СССР № 613 от 10 августа 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 24: 22-23.

5. О реорганизации школ II ступени в техникумы. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 23: 12-14.

6. Об основных принципах приема в техникумы НКП РСФСР в 1930/31 учебном году. Постановление коллегии Наркомпроса № 170 от 8 февраля 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 6: 29.

7. О подготовительных мероприятиях к приемной кампании в педагогические техникумы. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 19: 12-13.

8. Правила приема в педтехникумы Наркомпроса на 1932/33 учебный год. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 33: 7-10.

9. О проведении набора и подготовке к новому учебному году в педтехникумах. Приказ Наркомпроса № 185 от 8 марта 1934 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 10: 14-15.

10. О борьбе с отсевом учащихся из педтехникумов. Приказ Наркомпроса № 218 от 13 марта 1932 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 18: 13-15.

11. О типовом учебном плане техникума. Постановление коллегии Наркомпроса от 15 июля 1930 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 24: 24-26.

12. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах Постановление ЦИК СССР (утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 16.IX.1932 г). РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 900. Л. 14-25.

13. Об учебных программах и режиме в педвузах, университетах и педтехникумах. Постановление коллегии Наркомпроса от 10 ноября 1932 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 64: 2-9.

14. Положение о педагогическом техникуме. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1933; № 17: 13-15.

References

1. O vseobschem obyazatel'nom nachal'nom obuchenii. Postanovlenie CIK i SNK SSSR № 628 ot 14 avgusta 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 25: 3-5.

2. Ob uchastii komsomola v rabote po vvedeniyu vseobschego nachal'nogo obucheniya. Postanovlenie ob'edinennogo zasedaniya komiteta po vseobschemu obucheniyu pri SNK RSFSR, byuro CK komsomola i kollegii Narkomprosa № 738 ot 24.09.1930. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 2-4.

3. O mobilizacii vsej sistemy narodnogo prosvescheniya na rabotu po provedeniyu vseobucha. Postanovlenie kollegii Narkomprosa № 740 ot 29 sentyabrya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 5-6.

4. O reorganizacii trudovyh shkol II stupeni. Postanovlenie CIK i SNK SSSR № 613 ot 10 avgusta 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 24: 22-23.

5. O reorganizacii shkol II stupeni v tehnikumy. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 23: 12-14.

6. Ob osnovnyh principah priema v tehnikumy NKP RSFSR v 1930/31 uchebnom godu. Postanovlenie kollegii Narkomprosa № 170 ot 8 fevralya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 6: 29.

7. O podgotovitel'nyh meropriyatiyah k priemnoj kampanii v pedagogicheskie tehnikumy. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 19: 12-13.

8. Pravila priema v pedtehnikumy Narkomprosa na 1932/33 uchebnyj god. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 33: 7-10.

9. O provedenii nabora i podgotovke k novomu uchebnomu godu v pedtehnikumah. Prikaz Narkomprosa № 185 ot 8 marta 1934 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 10: 14-15.

10. O borbe s otsevom uchaschihsya iz pedtehnikumov. Prikaz Narkomprosa № 218 ot 13 marta 1932 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 18: 13-15.

11. O tipovom uchebnom plane tehnikuma. Postanovlenie kollegii Narkomprosa ot 15 iyulya 1930 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 24: 24-26.

12. Ob uchebnyh programmah i rezhime v vysshej shkole i tehnikumah Postanovlenie CIK SSSR (utverzhdeno Politbyuro CK VKP(b) 16.IX.1932 g.). RGASPI. F. 17. Op. 3. D. 900. L. 14-25.

13. Ob uchebnyh programmah i rezhime v pedvuzah, universitetah i pedtehnikumah. Postanovlenie kollegii Narkomprosa ot 10 noyabrya 1932 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 64: 2-9.

14. Polozhenie o pedagogicheskom tehnikume. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1933; № 17: 13-15.

Статья поступила в редакцию 15.05.23

УДК 37.02

Stenyushkina T.S., Cand. of Cultural Studies, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: tatianasten@yandex.ru

Poteshkina O.I., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: o.konfetka@mail.ru

FOLK-SINGING PEDAGOGY: HISTORY, MODERNITY. The article considers a problem of teaching folk singing in modern conditions, when the basic principles and methods of traditional folk-singing pedagogy are practically lost. Folk singing education today is a holistic and independent structure in the education system. The authors emphasize that modern methods of folk singing pedagogy are interdisciplinary in nature, which will allow analyzing it taking into account various approaches, since knowledge and skills are the starting point for determining the goals, content and ways of organizing training. The paper studies modern conditions, which dictate new training requirements, the level of knowledge and practical skills, methods of teaching folk singing have changed, since folk singing has passed into the field

of musical art. The article presents the means and methods of pedagogical interaction that meet modern requirements and are focused on the formation of creative thinking, the development of the worldview and value basis of folk art, built on the principles and methods that make it possible to achieve efficiency in the practical training of a competent specialist.

Key words: folk singing art, pedagogy, thinking, song folklore, genre, tradition, method, training

Т.С. Стенюшкина, канд. культурологии, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово,

E-mail: tatianasten@yandex.ru

О.И. Потешкина. ст. преп., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: o.konfetka@mail.ru

НАРОДНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается проблема обучения народному пению в современных условиях, когда практически утрачены основные принципы и методы традиционной народно-певческой педагогики. Народно-певческое образование на сегодняшний день представляет собой целостную и самостоятельную структуру в системе образования. Авторы подчеркивают, что современные методы народно-певческой педагогики носят междисциплинарный характер, который позволят анализировать ее с учетом различных подходов, так как знания, умения и навыки являются отправной точкой для определения целей, содержания и способов организации обучения. Внимание акцентируется на том, что в современных условиях, которые диктуют новые требования к обучению, уровню знаний и практических навыков, изменились методы обучения народному пению, так как народно-певческое исполнительство перешло в сферу музыкального искусства. В статье представлены средства и способы педагогического взаимодействия, которые соответствуют современным требованиям и ориентированы на формирование творческого мышления, освоение мировоззренческой и ценностной основы народного искусства, построенные на принципах и методах, позволяющих достигнуть эффективности в практической подготовке компетентного специалиста.

Ключевые слова: народно-певческое искусство, педагогика, мышление, песенный фольклор, жанр, традиционность, метод, обучение

Народно-певческая педагогика, как и само народное пение, является продуктом творческой деятельности многих поколений. Рожденная жизнью и сформировавшаяся в бытовой среде она всегда было делом жизненно важным и имеющим не только духовный, но и практический смысл. Народно-певческое искусство отразило в себе высшие духовные и нравственные ценности, образ мыслей и чувства целых поколений людей, основные принципы народной педагогики. Оно было значимой частью жизни и мировоззрения людей, живущих на определенной территории. Само народное пение, как и рождающиеся жанры, было тесно связано с традицией, которая диктовала определенные каноны, за рамки которых исполнитель не мог выйти. Пройдя школу народно-певческого образования, человек интуитивно осваивал навыки, которые были связаны с его повседневной деятельностью.

Проблемы народно-певческой педагогики и исполнительства рассматривались в разные годы музыковедами, культурологами, историками, этнографами, хормейстерами, теоретиками народно-певческого искусства, педагогами-практиками. Среди них Б.В. Асафьев, А.В. Руднева, Л.Л. Христиансен, И.И. Земцовский, Н.К. Мешко, Л.В. Шамина и др. Проблемы современного обучения музыкантов-исполнителей рассматриваются в работах педагогов и психологов: Д.К. Кирнарской, В.Л. Живова, Л.Б. Дмитриева, В.Л. Петрушина и др.

Песенный фольклор уже давно не играет той значительной роли в современной практической и трудовой жизни, а мышление современных исполнителей народных песен очень изменилось. Современное обучение народно-певческому искусству опирается на иные средства - нотный текст, аудио- и видеоматериалы, собственное видение художественных образов, которые могут быть не связаны с традиционностью. Народно-певческая педагогика сегодня представляется целостной структурой со своими признаками и особенностями, соединяя в себе теоретические, философские и исторические аспекты.

В настоящее время является актуальной проблема изучения и понимания системы обучения исполнителей песенного фольклора, которая связана с процессом постижения его мировоззренческой основы, традиционных особенностей, совокупности вокально-технических навыков и современной интерпретации. Кроме того, большое значение имеют методы, с помощью которых идет обучение в современном музыкальном образовании. Цель данной статьи - рассмотреть исторические особенности бытования народно-певческой педагогики и ее современные возможности. В основные задачи статьи входит изучение принципов традиционной народно-певческой педагогики, рассмотрение методов обучения в бытовой среде, анализ проблем современного обучения народному пению.

Научная новизна заключается в расширении знаний о народно-певческом искусстве на современном этапе, выявлении взаимосвязи традиционных методов обучения народному пению и современных технологий. Теоретическая значимость определяется возможностью использования теоретического материала в практическом обучении студентов-хормейстеров, методических разработках и учебных пособиях, в системе курсов повышения квалификации и переподготовки руководителей народно-певческих коллективов.

Главными принципами существования народного пения и обучения ему в традиционной среде были социальная значимость и национальное своеобразие в совокупности с художественной ценностью самого процесса, который отвечал потребностям общества. Это подтверждают слова Б.В. Асафьева: «Принципы организации музыкального движения - принципы не индивидуального сознания, а принципы социальные. Они вырастают из практических потребностей, среда их усваивает, отбирает необходимые» [1, с. 83]. Эта же мысль звучит в работе Л.В. Шаминой: «Как носитель обширной и важной социальной информации, пение безотказно служило народу природным средством и естественной формой

общения (трудового, обрядово-ритуального, символического, эстетического)» [2, с. 194].

Народно-певческое искусство имеет собственный, созданный многими поколениями музыкальный язык, систему жанров и стилей, эстетических оценок, которые соответствовали традиционным канонам. По мере перехода песенного фольклора из практической жизни в эстетическую потребность возрастала роль исполнителя народной песни, а сама песня создавалась в системе художественного мышления, а не просто как бытовая речь. Из утилитарной функции фольклора, практической необходимости присутствия пения в каждодневной жизни человека, по всей вероятности, родилась необходимость обучения пению, овладения жанрами фольклора, которые соответствовали возрасту и уровню восприятия. Как писал Л.Л. Христиансен, «народной манерой пения в быту овладевают уже в подростковом возрасте, а с достижением семнадцати-восемнадцати лет с окончанием мутации - поют по-народному совершенно свободно и уверенно, причем, как правило, интонационно чисто и стройно, иногда с виртуозным мастерством» [3, с. 11].

Одна из главных отличительных черт традиционного обучения заключалась в том, что народному пению учились длительный период. Это было необходимо для освоения технической стороны традиционного пения, характерных вокальных приемов, жанровой системы и, главное, его мировоззренческой основы, которая была основой песенного фольклора. Обучение носило интуитивный и стихийный характер, что было естественно и соответствовало существованию человека в определенной среде.

Одним из главных признаков народно-песенного творчества И.И. Земцовский называет коллективность, которая связана с образом жизни и мышлением русских людей, живущих общиной [4]. Такой вид творчества определял методы обучения народному пению - подражание, перенимание певческих навыков, характерных для определенной традиции, к которой человек принадлежал по факту своего рождения. Асафьев Б.В. отмечал, что музыка в быту «распространяется, главным образом, через взаимное подражание, через перенимаемые непосредственно навыки. Отсюда проистекает еще один ее признак: тяготение к привычным формулам и приемам выражения, которые становятся общеизвестными и общеупотребительными» [1, с. 109]. Это является основным и единственным методом народно-певческой педагогики, существовавшей в традиционном быту.

Жизненный уклад подразумевал обучение устным способом, который исходил из формы бытования песенного фольклора и передавался в семье, общине, а также от мастеров-самородков в песенных артелях, певческих школах. Основные принципы народно-певческой педагогики складывались веками и передавались от старшего поколения к младшим. Это позволяло сохранять традицию и еще одну характерную черту традиционного песенного фольклора - слияние в одном лице создателя и исполнителя. Шамина Л.В. писала по этому поводу: «Народная музыкальная педагогика, развившаяся в сфере фольклорного музицирования, характеризуется отсутствием четкого противопоставления учителя и ученика, неотчлененностью процесса обучения от жизненной и музыкально-исполнительской деятельности человека. Усвоение певческих навыков и песенного материала происходит в синкретических формах социологизации человека как органическая часть его общего воспитания, совершающегося путем прямого наблюдения и подражания другим членам общины» [2, с. 129].

Народные певцы никогда не пели без потребности, так как это было серьезным делом, требующим особого настроя, готовности к песнетворчеству, а исполнение песни диктовало необходимость полного включения в процесс, душевной энергии, способности слышать друг друга и подстраивать свой голос к общему звучанию. К этому взывал и коллективный характер творчества. Живое исполнение является лучшим способом сохранения песенного фольклора, мане-

ры исполнения, типа музицирования, тембра, интонационной выразительности, которые не закреплены в нотной записи. Сохранение традиции, как известно, возможно благодаря постоянному воссозданию ее исполнительских признаков. Этот метод фиксации всех отличительных черт народного пения создала устная традиция его бытования.

Эстетическое отношение к пению, утрата утилитарных функций способствовали росту исполнительского мастерства певцов, развитию и усложнению многоголосия, совершенствованию вокально-технических приемов. В глубинах народно-певческой традиции, на основе методов народно-певческой педагогики сформировалось не одно поколение народных певцов, сложились певческие школы, жанрово-стилистическая система, исполнительский стиль.

В середине XIX века народное пение начало выходить на профессиональную сцену благодаря первым крестьянским хорам и их руководителям-самородкам (хоры И.Е. Молчанова, Д.А. Агренева-Славянского, П.И. Богатырева, Е.Э. Линевой). Этот факт стимулировал возрастание роли исполнителя, его индивидуальности. В начале XX века возникла иная форма жизни песенного фольклора, так называемая «вторичная», отличная от его естественной среды, которая отделила исполнителя от слушателя и сформировала комплекс требований к исполнительской деятельности. Это явление было классифицировано исследователями как фольклоризм, который «возник и стал развиваться вследствие профессионализации форм народного пения» [2, с. 58].

Концертное народное исполнительство, которое выросло из традиционного, сформировалось в самостоятельный жанр музыкального искусства с развитой сетью коллективов и самобытных певцов, владеющих вокально-техническими приемами народного пения и средствами выразительности. Этому способствовали следующие предпосылки:

- осмысление песенного фольклора как части современного искусства;

- изучение музыкального фольклора и понимание различий между актом живого исполнения и нотной фиксацией песенного материала;

- осознание значения сохранения и развития фольклорной традиции как национального достояния;

- понимание песенного фольклора и исполнительской традиции как части мышления и мировоззрения многих поколений людей.

В современных условиях вопросы обучения народно-певческому искусству не могут быть отделены от требований к специальному музыкальному образованию по освоению и сохранению песенного фольклора, который существует в условиях сценического искусства. Обучение народно-певческому мастерству должно проходить на профессиональной основе, а это заставляет учитывать специфику вокального обучения, вырабатывать эффективные методики обучения, углубление профессиональных навыков, связанные с тем, что «народное песнетворчество осваивается как целостная художественная система» [2, с. 146]. Если еще в середине XX века Л.Л. Христиансан считал, что певцов нельзя учить артикуляции, дикции, певческому дыханию, приемам звуковедения, так как они переняли это, находясь в традиции, то сегодня вопрос стоит о необходимости такого обучения [3]. Это отмечают в своих работах педагоги-практики, делая акцент на обязательности и важности этой работы: «Всеобщие элементы певческого образования охватывают певческое дыхание, высокую певческую позицию, округление (фокусирование) звука, единую манеру звукообразования на протяжении всего диапазона голоса, подвижность речевого (артикуляционного) аппарата, проточность и чистоту звучания гласных букв/звуков, филировку и мягкую атаку звука, кантиленное пение», - подчеркивает Л.В. Шамина [2, с. 105].

Для сегодняшних исполнителей пение не является потребностью, необходимостью или естественной способностью, полученной от предков. Профессиональное образование опирается на намеренное заучивание и запоминание музыкального материала, которое порождает стереотипное мышление, мешает переключению на другие способы освоения материала, ограничивает самостоятельность мышления, гибкость применения художественных средств.

Главным отличием бытовой народно-певческой педагогики являлось то, процесс обучения характеризовался наличием связи с повседневной деятельностью и, следовательно, непроизвольностью запоминания певческих навыков. Певческое искусство постигалось вместе с освоением жизненного опыта, нравственных законов, ценностей, накопленных многими поколениями. Для сегодняшних исполнителей народных песен наставником является педагог, имеющий специальное музыкальное образование, поэтому есть четкое разделение: учитель - ученик. Процесс обучения народно-певческому искусству требует от педагога компетентности в вопросах методики обучения вокальным навыкам, законов фонации, функционирования певческого аппарата, психологии исполнительства, музыкальной педагогики. Это связано с тем, что «народно-хоровое образование использует все полезные для своей практики достижения в смежных областях научных знаний: в физиологии, психологии, вокальной педагогике и методике, акустике и биоакустике, фонетике, орфоэпии» [2, с. 142].

Одна из основных сложностей обучения современных исполнителей состоит в том, что им приходится за короткий период обучения в учебном заведении

Библиографический список

освоить весь комплекс необходимых составляющих песенного фольклора: вокально-технические навыки, систему жанров и особенности исполнения песен разных жанров, смысловую сторону поэтического текста, который наполнен диалектными особенностями, символами, метафорами, сравнениями. Главной сложностью является постижение мировоззренческой и ценностной сторон народной песни. Тот комплекс знаний, умений и навыков, который в традиции постигался в течение всей жизни, сейчас изучается за несколько учебных лет, а результат в обучении возможен «только при условии активного формирования вокального мышления певца» [5, с. 14]. Поэтому основные факторы - отсутствие необходимых глубоких знаний о народной культуре, жизненного и эмоционального опыта, факта жизни в традиции - сказываются на результатах обучения. Это неизбежно, так как «трансформируются среда обитания традиционной народной культуры, образ жизни, характер труда, информационное поле. Меняется носитель аутентичной народной музыки. В итоге претерпевают изменения и культурные тексты» [6, с. 113]. Кроме того, современные исполнители не владеют диалектом, поэтому попытки петь на каком-либо диалекте, не являющимся родным для исполнителя, выглядят неубедительно.

Современное обучение проходит с учетом законов музыкального искусства. Выработанные методики обучения позволяют учитывать особенности звучания народной песни в условиях сценического исполнения, индивидуальные возможности голоса, необходимость использования звукоусиливающей аппаратуры. Противоречие возникает между жанровой системой в традиции, которая связана с закреплением определенного репертуара за определенной возрастной группой, временными рамками исполнения песен (например, календарно-обря-довый фольклор, исполняемый строго в соответствии со временем года), наличием женской и мужской принадлежности жанров. Современным исполнителям необходимо осваивать все жанры, независимо от их половозрастной, временной, обрядовой принадлежности, включая те, которые требуют особого мастерства, духовной зрелости, жизненного опыта. Конечно, комплекс музыкальных дисциплин, предусмотренных для обучения профессионального исполнителя, является необходимым, так как «вокальная технология обучения народного певца усваивается только тогда, когда подкрепляется фундаментальными знаниями в комплексе с различными учебными дисциплинами (как общемузыкальными, так и специальными), и развивается на базе этих знаний, в русле накопленных практических навыков исполнения. Постоянное совершенствование вокальной техники осуществляется в двух направлениях: с учетом задач современной музыкально-культурной жизни; и в плане еще более глубокого изучения песенных и певческих традиций» [2, с. 103].

Уже на протяжении нескольких десятков лет народно-певческое образование занимается подготовкой исполнителей и хормейстеров. В его становлении сыграли роль такие факторы, как собирание, запись и исследование фольклора, наличие аутентичных коллективов, создание репертуара, формирование методик обучения народной манере пения. Современные условия диктуют правила и условия, в которых существует традиционное песнетворчество, знакомство с которым происходит во время концертов, фестивалей или праздников, поэтому народно-певческая педагогика вынуждена продолжать эволюционировать и совершенствовать методы обучения.

В заключение нужно отметить, что современная народно-певческая педагогика призвана отвечать современным требованиям к воспитанию профессиональных исполнителей, при этом эталоном художественной и музыкальной деятельности является народная традиция. Народная песня должна раскрываться по законам музыкального искусства как совокупность глубоких знаний о народном исполнительстве, практических умений и вокально-технических навыков, основанных на развитом творческом мышлении, эмоциональном жизненном опыте.

Народно-певческое образование является неотъемлемой составляющей музыкального образования в целом, и на каждом историческом этапе оно имело свои отличительные особенности и специфику. Эволюционируя и трансформируясь, народно-певческое образование на сегодняшний момент является совокупностью методик разных певческих школ, а народно-певческая педагогика должна развиваться в двух направлениях:

- педагогическая деятельность по обучению народному пению и воспитанию исполнителей;

- исследовательская деятельность по изучению педагогических методов, технологий, средств обучения.

Современная народно-певческая педагогика должна сочетать методы, которые формируют профессиональные певческие навыки и глубокие знания о традиционном фольклоре, сценическом искусстве, истории исполнительства, психологии творчества. Конечно, должны учитываться психологические и физиологические возможности исполнителей и специфика народного пения, сочетание которых дает наибольший эффект в обучении. В задачи народно-певческой педагогики на сегодняшний день входит воспроизведение духовного потенциала народно-певческого искусства, передача специальных знаний, умений и навыков следующим поколениям.

1. Асафьев Б.В. О народной музыке. Составитель И. Земцовский, А. Кунанбаева. Ленинград: Музыка, 1987.

2. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017.

3. Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами. Вопросы вокальной педагогики. Москва: Музыка, 1976; Выпуск 5: 9-38.

4. Земцовский И.И. Народная музыка. Музыкальная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1973; Т. 3: 887-904.

5. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997.

6. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен. Москва: ООО «НБ-Медиа, 2011.

References

1. Asaf'ev B.V. O narodnojmuzyke. Sostavitel' I. Zemcovskij, A. Kunanbaeva. Leningrad: Muzyka, 1987.

2. Shamina L.V. Osnovy narodno-pevcheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «PLANETA MUZYKI», 2017.

3. Hristiansen L.L. Rabota s narodnymi pevcami. Voprosy vokal'nojpedagogiki. Moskva: Muzyka, 1976; Vypusk 5: 9-38.

4. Zemcovskij I.I. Narodnaya muzyka. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1973; T. 3: 887-904.

5. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogo peniya. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj fol'klornyj centr «Russkaya pesnya», 1997.

6. Vtoraya zhizn' tradicionnoj narodnoj kultury v Rossii 'epohiperemen. Moskva: OOO «NB-Media, 2011.

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 378

Kholmogorova V.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Arctic State Institute of Culture and Arts (Yakutsk, Russia), E-mail: hve@list.ru

Zimina F.V., senior lecturer, Arctic State Institute of Culture and Arts (Yakutsk, Russia), E-mail: fvzima@mail.ru

THE PECULIARITIES OF THE NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS. The article observes a non-linear educational process, forms of its organization, on the example of the Arctic State University of Culture and Arts. In particular, it is advisable to determine forms of organization and the content of the humanities in the university of culture and arts, because in universities of culture and arts much attention is paid to the study of the humanities. The non-linearity of the educational process at the university of culture and arts is expressed in a heterogeneous contingent of students, so the teacher must take into account interdisciplinary connections when studying literature and foreign languages, create conditions for learning using digital technologies. The teacher must flexibly vary the forms and content of the discipline, helping the student to create an individual educational trajectory, in which the student largely independently determines the volume and content of the topics of the discipline.

Key words: non-linearity, higher education, humanitarian disciplines, educational trajectory, digital technologies in education, forms and methods of teaching, interdisciplinary communications, student, lecturer

В.Е. Холмогорова, канд. филол. наук, доц., Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск, E-mail: hve@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.В. Зимина, доц., Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск, E-mail: fvzima@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Статья посвящена нелинейному образовательному процессу, формам его организации на примере Арктического государственного вуза культуры и искусств. В особенности целесообразно определить формы организации и содержание гуманитарных дисциплин в вузе культуры и искусств, т. к. в них большое внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин. Нелинейность образовательного процесса в вузе культуры и искусств выражается в неоднородном контингенте студентов, поэтому преподаватель должен учитывать межпредметные связи при изучении литературы и иностранных языков, создавать условия для обучения с использованием цифровых технологий. Преподаватель должен гибко варьировать формами и содержанием дисциплины, помогая студенту создать индивидуальную образовательную траекторию, в которой он во многом самостоятельно определяет объем и содержание тем дисциплины.

Ключевые слова: нелинейность, высшее образование, гуманитарные дисциплины, образовательная траектория, цифровые технологии в образовании, формы и методы обучения, межпредметные связи, студент, преподаватель

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в вузах культуры и искусств существует потребность в организации особого, нелинейного образовательного процесса, в рамках которого были бы созданы условия для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента и преодоления им точек неустойчивого развития.

Нелинейность в системе высшего образования, по мнению И.Ф. Бережной, - это нарастание множественности решений, индивидуализации темпов получения образования и профессионального развития [1]. В.М. Курейчик и В.И. Писаренко описывают нелинейность педагогического процесса как возможность определять опции и параметры образовательного процесса, например, определять индивидуальную траекторию образования, выбирать формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания [2, с. 58].

Цель исследования - выявить, рассмотреть и проанализировать особенности организации нелинейного учебного процесса на примере преподавания гуманитарных дисциплин в вузе культуры и искусств.

Задачи исследования: определить особенности нелинейного учебного процесса и неоднородного контингента студентов на примере преподавания гуманитарных дисциплин в Арктическом государственном институте культуры и искусств; рассмотреть вариативность форм и содержания гуманитарных дисциплин, таких как «Литература» (отечественная и зарубежная) и «Иностранный язык» (французский, немецкий, итальянский).

Научная новизна заключается в том, что ранее в публикациях не освещалась тема нелинейного образовательного процесса в вузе культуры и искусств, в том числе в региональном вузе, который занимается подготовкой специалистов для работы в арктической зоне РФ.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в конкретизации особенностей нелинейного образовательного процесса, способствующих формированию и реализации индивидуальной траектории профессионального развития студента.

Практическая значимость заключается в определении форм работы и содержания гуманитарных дисциплин в условиях нелинейного образовательного процесса в вузе культуры и искусств. Результаты исследования могут быть использованы при обучении литературе и иностранным языкам в средних профессиональных и высших учебных заведениях культуры и искусств.

Специфика вуза культуры и искусств заключается в нелинейности его образовательного процесса. Преподаватель, как важнейшее звено в образовательном процессе вуза, должен гибко варьировать и определять формы и методы обучения. Учитывая нелинейный характер образовательного процесса вуза культуры и искусств, в котором процесс обучения многих студентов индивидуализирован, необходимо предоставить студентам возможность выбора при освоении содержания или объема той или иной дисциплины. В вузе культуры и искусств преподаватель обеспечивает нелинейность учебного процесса, его функция заключается в создании условий для реализации индивидуальной траектории профессионального развития каждого студента [1].

Нелинейность учебного процесса в вузе культуры и искусств выражается в нарушении линейной системы обучения. Учебный процесс в таком вузе формально выстроен как линейная упорядоченная система, в которой большое внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин, однако студенты творческих направлений и специальностей чаще всего отдают приоритет профильным дисциплинам, цель которых - развитие профессиональных и социальных навыков, что подразумевает постоянное участие в различных творческих и общественных мероприятиях.

В зависимости от специфики направления подготовки или специальности преподаватель гуманитарных дисциплин может сам организовать нелинейный учебный процесс по своим дисциплинам, например, использовать блочно-мо-дульное построение курса дисциплины, что позволяет гибко варьировать темы внутри блока; составить подвижное расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к распределению учебной нагрузки, особенно в случаях, когда в мероприятии задействована лишь часть группы студентов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.