Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1933 ГГ.'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1933 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное педагогическое образование / педагогические техникумы / всеобуч / Наркомпрос / secondary professional pedagogical education / pedagogical technical schools / general education / Narkompros

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Неверова

В статье представлен анализ основных направлений реформирования системы среднего профессионального педагогического образования в период с 1930 по 1933 год. Рассмотрена проблема дефицита педагогических кадров, возникшая в связи с введением всеобуча, в аспекте мер, принимавшихся Наркомпросом по увеличению приема и снижению отсева студентов педагогических техникумов, проанализированы изменения, вводившиеся в образовательный процесс с целью его качественного совершенствования после количественного скачка. В работе на основе анализа документов Наркомпроса детально представлен сравнительно малоизученный фрагмент истории отечественного профессионального образования, анализируются нормативные положения среднего профессионального педагогического образования, принятые в 1930–1933 гг., постановка кадровой работы и организация деятельности учителей педагогических техникумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Неверова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN 1930-1933

The article presents an analysis of the main directions of reforming the system of secondary vocational pedagogical education in the period from 1930 to 1933. The problem of the shortage of teaching staff, which arose in connection with the introduction of universal education, is considered in the aspect of measures taken by the People’s Commissariat of Education to increase the admission and reduce the dropout of students of pedagogical colleges, the changes introduced into the educational process for the purpose of its qualitative improvement after a quantitative leap are analyzed. Based on the analysis of the documents of the People’s Commissariat of Education, a relatively little-studied fragment of the history of domestic vocational education is presented in detail, the normative provisions of secondary vocational pedagogical education adopted in 1930-1933, the formulation of personnel work and the organization of the work of teachers of pedagogical colleges are analyzed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930–1933 ГГ.»

УДК 377 (091)

Neverova T.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia),

E-mail: tatiana.neverova2018@yandex.ru

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN 1930-1933. The article presents an analysis of the main directions of reforming the system of secondary vocational pedagogical education in the period from 1930 to 1933. The problem of the shortage of teaching staff, which arose in connection with the introduction of universal education, is considered in the aspect of measures taken by the People's Commissariat of Education to increase the admission and reduce the dropout of students of pedagogical colleges, the changes introduced into the educational process for the purpose of its qualitative improvement after a quantitative leap are analyzed. Based on the analysis of the documents of the People's Commissariat of Education, a relatively little-studied fragment of the history of domestic vocational education is presented in detail, the normative provisions of secondary vocational pedagogical education adopted in 1930-1933, the formulation of personnel work and the organization of the work of teachers of pedagogical colleges are analyzed.

Key words: secondary professional pedagogical education, pedagogical technical schools, general education, Narkompros

Т.А. Неверова, канд. филол. наук, доц., филиал Ставропольского государственного педагогического института е г. Железноводске,

г. Железноводск, E-mail: tatiana.neverova2018@yandex.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-1933 ГГ.

В статье представлен анализ основных направлений реформирования системы среднего профессионального педагогического образования в период с 1930 по 1933 год. Рассмотрена проблема дефицита педагогических кадров, возникшая в связи с введением всеобуча, в аспекте мер, принимавшихся Нар-компросом по увеличению приема и снижению отсева студентов педагогических техникумов, проанализированы изменения, вводившиеся в образовательный процесс с целью его качественного совершенствования после количественного скачка. В работе на основе анализа документов Наркомпроса детально представлен сравнительно малоизученный фрагмент истории отечественного профессионального образования, анализируются нормативные положения среднего профессионального педагогического образования, принятые в 1930-1933 гг., постановка кадровой работы и организация деятельности учителей педагогических техникумов.

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, педагогические техникумы, всеобуч, Наркомпрос

Изучение истории развития среднего профессионального педагогического образования позволяет под иным углом зрения, в ракурсе исторических изменений оценить современное его состояние, увидеть закономерности развития и ключевые проблемы. Тридцатые годы прошлого века в этом отношении особенно важны, поскольку именно тогда закладывались основы организации учебного процесса, осуществлялся поиск эффективных форм управления. Кроме того, в это время советская система образования столкнулась с резким дефицитом педагогических кадров, подобным тому, что наблюдается в настоящее время, в силу чего исследование мер, принимавшихся для решения данной проблемы, представляется актуальным.

Целью данного исследования является анализ основных направлений реформирования системы среднего профессионального педагогического образования в период с 1930 по 1933 годы.

Задачи исследования: рассмотреть проблему дефицита педагогических кадров в аспекте мер, принимавшихся по увеличению приема и снижению отсева студентов педагогических техникумов; дать анализ изменений, вводившихся в образовательный процесс с целью его совершенствования.

Научная новизна: история развития среднего профессионального педагогического образования в 30-е годы ХХ века является недостаточно исследованной областью отечественной педагогики. Данная работа основана на анализе регулярно издававшихся бюллетеней Наркомпроса, включавших постановления Совнаркома, приказы и циркуляры Наркомпроса. В научный оборот вводятся не входившие ранее в круг исторических исследований документы, раскрываются отдельные недостаточно описанные аспекты организации учебного процесса.

Теоретическая значимость: в исследовании рассмотрена адаптация изменений системы профессионального образования, произошедших в результате Постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» (1932 г), к специфике педагогических техникумов, дан анализ Положения «О педагогических техникумах» (1933 г).

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные меры, вводившиеся Наркомпросом в связи с дефицитом педагогических кадров и в целях организации методической работы, могут быть приняты во внимание в настоящее время.

Первая половина тридцатых годов стала временем расширения и реорганизации системы среднего профессионального педагогического образования в СССР. Была поставлена задача максимально быстро преодолеть «культурную и техническую отсталость» населения, которая не могла быть решена без «введения всеобщего начального обязательного обучения» [1, с. 3]. Постановлением ЦИК и СНК с 1930-1931 годов вводилось всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее 4-летнего курса начальной школы, обязательное обучение детей в возрасте от 11 до 15 лет Резкое расширение контингента учащихся породило проблему недостаточности имеющихся педагогических кадров для поставленных задач охвата обязательным начальным обучением детей не только младшего школьного возраста, но и более старших возрастов, не обучавшихся ранее или бросивших школу.

Регионам было предписано срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить

количество учащихся в них [1, с. 4]. Для решения последней задачи крайкомы, обкомы и ЦК национальных республик к 10 октября 1930 года должны были мобилизовать 20 000 комсомольцев в педагогические учебные заведения [2, с. 3].

Уже имеющиеся педагогические учебные заведения обязаны были непосредственно участвовать в кампании всеобуча, а педтехникумы - под руководством областных и краевых ОНО ознакомиться с планами всеобуча и в декадный срок определить и согласовать объем и характер обязательств по всеобучу [3, с. 5-6].

В условиях острой потребности в педагогических кадрах, обусловленной введением всеобщего обязательного начального обучения, Наркомпросу РСФСР было поручено использовать реорганизацию старших групп школ II ступени в техникумы для усиления подготовки педагогических кадров [4, с. 23].

При приеме в школы, реорганизуемые в техникумы, следовало руководствоваться правилами приема в техникумы, средний возрастной состав поступающих в техникумы устанавливался в 15 лет. Все школы, реорганизуемые в техникумы, переходили на типовой учебный план техникумов. Срок обучения в них устанавливался трехлетний [5].

Основные принципы приема в техникумы НКП РСФСР в 1930/31 учебном году предусматривали для педагогических техникумов:

- прием не менее 85% рабочих, батраков, колхозников, бедняков и середняков;

- освобождение от приемных испытаний лиц, окончивших рабочие факультеты, подготовительные отделения при техникумах, школы-девятилетки, семилетки, фабрично-заводские семилетки, школы крестьянской молодежи и курсы по подготовке рабочих во втузы, в вузы и техникумы, зарегистрированные в органах Наркомпроса, с обязательным сохранением принципа колхозного отбора;

- сохранение приемных испытаний для всех прочих лиц, организация производства испытаний при окружных и городских отделах народного образования или по указанию последних при местных учебных заведениях [6].

Беспрецедентное расширение сети педагогических учебных заведений стало причиной того, что осенью 1931 года педтехникумы испытали трудности комплектования и, по мнению Наркомпроса, пошли по линии наименьшего сопротивления, набрав контингенты, не обладающие требуемым объемом знаний для поступления в средние учебные заведения [7, с. 12]. Система среднего профессионального педагогического образования была поставлена перед дилеммой. С одной стороны, нельзя было допустить, чтобы техникумы выпускали педагогов, не имеющих достаточной общеобразовательной и специальной подготовки. С другой стороны, было очевидно, что выпуски из семилеток не покроют потребности приема в техникумы ввиду большого набора в них. В декабре 1931 г. Нар-компрос предложил всем край- и облоно развернуть сеть курсов по подготовке контингентов в педтехникумы, одновременно разворачивая работу по вербовке из ФЗС, ШКМ и на предприятиях, в колхозах, МТС.

Наркомпрос обращал внимание директоров педтехникумов на то, что практика приема 1931 г. показала положительный опыт вербовки в колхозах через систему заключения договоров педтехникумов с правлениями колхозов на необходимые кадры, вследствие чего данную меру требовалось всячески развивать, распространять повсеместно, добиваясь, чтобы колхозы не только выделяли

необходимый контингент, но и отпускали определенные средства на их предварительную подготовку и содержание.

Расширение приема требовало соответствующей материальной базы, в связи с чем директорам педтехникумов следовало немедленно пересмотреть бюджеты и мобилизовать все внутренние ресурсы на разрешение задач, связанных с подготовкой и вербовкой. Рекомендовалось, в частности, слить группы в составе 14, 15, 16 человек, провести укрупнение, и полученные средства использовать на подготовку контингента приема, а также добиваться от рай- и об-лоно отпуска недостающих средств.

Расширение требуемого приема при недостаточном количестве лиц, окончивших семилетку, стало, очевидно, основной причиной смягчения условий поступления: приемные комиссии педагогических техникумов должны были обеспечить в составе принятых не менее 85% к общему количеству установленной нормы приема в техникум из рабочих, колхозников, бедняков, единоличников, а также из лиц, приравненных к рабочим, согласно льготам [8, с. 8].

Несмотря на подготовку и принятые меры, приемная кампания года проходила с большими трудностями, о чем свидетельствует Приказ Наркомпроса «О приеме в педтехникумы в 1932 году», согласно которому на 25 августа было выполнено только 50% плана по набору Среди наиболее отстающих регионов отмечались Центральный черноземный округ Московская область, Нижегородский край и Северный Кавказ.

Недостаточно успешной была признана Наркомпросом и приемная кампания 1933 года, рассматривавшаяся в связке с подготовкой к новому учебному году. Среди недочетов назывались опоздание в вербовке новых обучающихся, самотек в приеме, неудовлетворительная работа испытательных комиссий и отсутствие борьбы за качество подготовки принятых в педтехникумы, высокий процент отсева, опоздание в ремонте учебных помещений и общежитий, несвоевременное приобретение учебного и хозяйственного инвентаря. Указанные недочеты привели к тому, что контрольные цифры приема по различным отделениям педтехникумов не были выполнены (на внешкольном отделении вместо 930 чел. было принято 300, на физкультурном отделении вместо 600 чел. - 241 чел., на библиотечном - вместо 1800 принято 489 чел. и т. д.) [9, с. 14].

В целях полной ликвидации имевших место недочетов в прошлом году и действительно оперативного проведения приема в педтехникумы директора пед-техникумов должны были:

1. Установить связь с районо и со школами районов, в которых педтехни-кум будет производить комплектование.

2. Обеспечить развертывание массовой разъяснительной работы в школе по вербовке оканчивающих и провести с этой целью:

а) соответствующую работу среди учителей школы и школьной общественности;

б) ряд бесед с выпускниками школ на темы целевой установки педтехнику-ма, значения педагогических кадров в социалистическом строительстве;

в) выпуск в педтехникумах и школах специальных номеров стенгазет, посвященных работе педтехникума по подготовке к новому учебному году, привлекая к этой работе студенческий и преподавательский коллектив.

Не меньшего внимания, чем набор нового контингента учащихся педтехни-кумов, требовало их сохранение. Огромный процент отсева учащихся назывался одной из главных причин срыва плана подготовки педагогических кадров через педагогические техникумы.

По обобщенным сведениям Наркомпроса, из 334 техникумов с количеством 87 144 учащихся за период с 1 июля по 1 ноября 1931 г выбыло 8 913 чел., т. е. 10,2% всего состава.Отсев учащихся по отдельным педагогическим техникумам принимает катастрофический характер. Так, по Орловскому техникуму ЦЧО - 20%, по Брянскому техникуму Западной области - 27,2%, по Грязовецкому техникуму Северного края - 48,6% и т. д. [10].

Из 8 913 выбывших 45,4% отсеялось по причине перехода в другие учебные заведения из-за нежелания быть педагогами, по неявке на учебу, сюда же относятся исключения за срыв трудовой дисциплины. 6,4% отсеялось по неуспеваемости, 4,6% учащихся - по несоответствию социального происхождения, 8% отсева - естественная убыль: болезнь, переезд в другие местности и т. п. По материальной необеспеченности отсев составил 35,6%. Для уменьшения количества отсеивающихся рекомендовалось использовать внутренние ресурсы, устранив негативные явления: дробление стипендий до 15-10 рублей в месяц, отсутствие удешевленных столовых при техникумах либо прикрепление к кооп-столовым, отпускающим обеды низкого качества, бесхозяйственное состояние общежитий (не отремонтированы, грязны, плохо оборудованы, почти не отапливаются).

Студенческие организации техникумов должны были активно и непосредственно участвовать во всех мероприятиях по борьбе с отсевом, стать авангардом в борьбе за улучшение материально-бытовых условий через рациональное и целесообразное использование тех ресурсов, которые имелись в распоряжении техникумов. Ответственность за доведение принятых студентов до полного окончания курса перед отделами народного образования несли директор техникума и весь педагогический коллектив [10, с. 14].

Унифицированный учебный план техникума образца 1930 года разбивался на следующие циклы:

а) цикл общего образования и политехнического воспитания (обществоведение с его подразделениями, родной и иностранный языки), математика, физика, естествознание, химия и общетехнические дисциплины (машиноведение, механика, элементы графики);

б) цикл специальных дисциплин, в который входили все специфические для данного техникума специальные предметы;

в) цикл военного дела;

г) производственное обучение и практика [11, с. 25].

В сентябре 1932 года вышло Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», в котором отмечалось увеличение количества профессиональных учебных заведений и числа студентов в них, появление нового типа образовательных учреждений [12]. Однако подчеркивалось, что несомненный успех сопровождался негативными явлениями: падением качества, практически неизбежным при резком количественном расширении.

Рассматриваемое постановление ЦИК относилось ко всем высшим и средним профессиональным учебным заведениям страны, требования его были конкретизированы и адаптированы к специфике педагогических вузов и техникумов в Постановлении коллегии Наркомпроса «Об учебных программах и режиме в педвузах, университетах и педтехникумах» [13]. Наркомпрос обращал внимание на то, что рост сети педагогических техникумов, нередко оставленных без руководства отделов народного образования и в большинстве случаев без надлежащей учебно-материальной базы, имел своим последствием снижение внимания к качеству учебной подготовки.

В педтехникумах отменялась конвейерная система и пересматривалась организация педагогической практики в направлении большей связи ее с теоретическими специальными дисциплинами, запрещалось посылать студентов на педпрактику без необходимой предварительной теоретической и методической подготовки. Практика должна была быть построена таким образом, чтобы каждая ее ступень была подчинена прохождению соответствующей части теоретического курса по всем дисциплинам специального раздела. Руководство и ответственность за проведение практики возлагалось на преподавателей-методистов соответствующих специальных дисциплин под общим руководством преподавателей педагогики. Педпрактику следовало начинать со второго курса.

В качестве основной формы учебной работы вводился урок, при этом допускалось применять в работе по отдельным дисциплинам лекции, лабораторные занятия и другие проверенные методы работы, дифференцируя их на основе учета особенностей учебного материала, учебного оборудования, обеспечивая руководящую роль преподавателей и самостоятельную индивидуальную работу студентов.

Организация постоянных и обязательных бригад была запрещена, центр тяжести переносился на индивидуальную работу каждого студента при одновременном поощрении коллективных форм учебных занятий, способствующих усвоению предмета индивидуально каждым студентом.

Директора были обязаны систематически посещать занятия преподавателей и непосредственно руководить учебно-методической и хозяйственной работой техникума. Для каждого педтехникума необходимо было выделить постоянные базы практики (школы, детские сады и т. п.), расположенные близ педтехникума, улучшив педагогический состав в них, и включить их в сеть образцовых учреждений. Не реже двух раз в год, в начале и в середине учебного года, должны были созываться специальные совещания преподавателей отдельных дисциплин (педагогика, педология, физика, химия, математика, естествознание, обществоведение и проч.) по вопросам содержания программ, методов работы и режиму педтехникумов.

8 февраля 1933 года было утверждено Положение о педагогическом техникуме [14]. В первой (общей) части констатировалось, что педагогический техникум готовит кадры просвещенцев для сети массовых учреждений: дошкольных, школьных, внешкольных, библиотечных, по работе с дефективными детьми, а также для ФЗС и ШКМ инструкторов по труду и физкультуре двумя путями: а) с отрывом от производства; б) без отрыва от производства, и осуществляет это через дневную, вечернюю и заочную формы работы. Подготовка по разным специальностям ведется на соответствующих отделениях, учебная работа осуществляется на основании утвержденных Наркомпросом типовых учебных планов, учебных программ, охватывающих весь учебный процесс.

В положении устанавливалось прикрепление школ и других культурно-просветительных учреждений к педагогическому техникуму для обеспечения рациональной постановки педагогической практики, проведение зачетных сессий и переводных испытаний. Особый раздел положения посвящен обязанностям педагогических техникумов по подготовке контингента и проведению массовых краткосрочных и других мероприятий.

Положение подробно описывало структуру педагогического техникума, которую возглавлял директор, назначаемый и увольняемый край-, облоно. Директор руководил всей работой педагогического техникума и единолично отвечал за всю его учебную, административно-хозяйственную, общественно-политическую деятельность и материально-бытовое обслуживание студентов. Для осуществления обязанностей директор создавал временно и постоянно действующие совещания и комиссии. У директора было четыре помощника: а) по учебной части, который являлся его заместителем, б) по административно-хозяйственной

части, в) по заведыванию вечерним отделением педтехникума, г) по заведыва-нию заочным сектором. Помощнику по учебной части - зав. учебной частью -непосредственно подчинялось учебно-методическое бюро: зав. отделениями, зав. вечерними и заочными секторами, председатели предметных или цикловых комиссий, зав. педпрактикой и представители профкома учащихся и ячеек ВКП(6) и ВЛКСМ техникума.

В разделе об учащихся было закреплено право директора в случае систематического нарушения учащимися учебной дисциплины и внутреннего распорядка учебного заведения налагать на виновных административное изыскание (предупреждение, выговор устный, выговор в приказе) вплоть до исключения из педагогического техникума без права поступления в учебное заведение СССР сроком от 1 года до 5 лет.

В рамках данной публикации мы предприняли попытку охарактеризовать трудности, с которыми столкнулась система среднего профессионального педагогического образования в 1930-1932 гг в результате введения всеобуча, и

Библиографический список

меры, принимавшиеся в связи с этим Наркомпросом, изменения в организации образовательного процесса, потребовавшиеся в связи с количественным скачком. Заявленные в исследовании задачи решены, цель достигнута. Анализ документов Наркомпроса 1930-1933 гг. показал общую тенденцию унификации и усиления контроля в рассматриваемой области образования. Преодоление трудностей набора абитуриентов и угрозы отсева Наркомпрос целиком возложил на директоров педтехникумов, что в условиях невозможности предоставления им дополнительных ресурсов являлось заведомо невыполнимой задачей. Однако в настоящее время при расширении применения целевого обучения в высшей педагогической школе возможной для рассмотрения представляется практика материальной вовлеченности учреждения, направляющего абитуриента, в процесс подготовки, что повысит степень ответственности и студента, и принимающего учреждения за результат. Также видится эффективной идея непосредственного участия педагогического образовательного учреждения в формировании контента СМИ школы.

1. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦИК и СНК СССР № 628 от 14 августа 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 25: 3-5.

2. Об участии комсомола в работе по введению всеобщего начального обучения. Постановление объединенного заседания комитета по всеобщему обучению при СНК РСФСР бюро ЦК комсомола и коллегии Наркомпроса № 738 от 24.09.1930. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 2-4.

3. О мобилизации всей системы народного просвещения на работу по проведению всеобуча. Постановление коллегии Наркомпроса № 740 от 29 сентября 1930 г Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 29: 5-6.

4. О реорганизации трудовых школ II ступени. Постановление ЦИК и СНК СССР № 613 от 10 августа 1930 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 24: 22-23.

5. О реорганизации школ II ступени в техникумы. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 23: 12-14.

6. Об основных принципах приема в техникумы НКП РСФСР в 1930/31 учебном году. Постановление коллегии Наркомпроса № 170 от 8 февраля 1930 г. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 6: 29.

7. О подготовительных мероприятиях к приемной кампании в педагогические техникумы. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 19: 12-13.

8. Правила приема в педтехникумы Наркомпроса на 1932/33 учебный год. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 33: 7-10.

9. О проведении набора и подготовке к новому учебному году в педтехникумах. Приказ Наркомпроса № 185 от 8 марта 1934 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 10: 14-15.

10. О борьбе с отсевом учащихся из педтехникумов. Приказ Наркомпроса № 218 от 13 марта 1932 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 18: 13-15.

11. О типовом учебном плане техникума. Постановление коллегии Наркомпроса от 15 июля 1930 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930; № 24: 24-26.

12. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах Постановление ЦИК СССР (утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 16.IX.1932 г.). РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 900. Л. 14-25.

13. Об учебных программах и режиме в педвузах, университетах и педтехникумах. Постановление коллегии Наркомпроса от 10 ноября 1932 года. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932; № 64: 2-9.

14. Положение о педагогическом техникуме. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1933; № 17: 13-15.

References

1. O vseobschem obyazatel'nom nachal'nom obuchenii. Postanovlenie CIK i SNK SSSR № 628 ot 14 avgusta 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 25: 3-5.

2. Ob uchastii komsomola v rabote po vvedeniyu vseobschego nachal'nogo obucheniya. Postanovlenie ob'edinennogo zasedaniya komiteta po vseobschemu obucheniyu pri SNK RSFSR, byuro CK komsomola i kollegii Narkomprosa № 738 ot 24.09.1930. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 2-4.

3. O mobilizacii vsej sistemy narodnogo prosvescheniya na rabotu po provedeniyu vseobucha. Postanovlenie kollegii Narkomprosa № 740 ot 29 sentyabrya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 29: 5-6.

4. O reorganizacii trudovyh shkol II stupeni. Postanovlenie CIK i SNK SSSR № 613 ot 10 avgusta 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 24: 22-23.

5. O reorganizacii shkol II stupeni v tehnikumy. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 23: 12-14.

6. Ob osnovnyh principah priema v tehnikumy NKP RSFSR v 1930/31 uchebnom godu. Postanovlenie kollegii Narkomprosa № 170 ot 8 fevralya 1930 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 6: 29.

7. O podgotovitel'nyh meropriyatiyah k priemnoj kampanii v pedagogicheskie tehnikumy. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 19: 12-13.

8. Pravila priema v pedtehnikumy Narkomprosa na 1932/33 uchebnyj god. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 33: 7-10.

9. O provedenii nabora i podgotovke k novomu uchebnomu godu v pedtehnikumah. Prikaz Narkomprosa № 185 ot 8 marta 1934 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 10: 14-15.

10. O borbe s otsevom uchaschihsya iz pedtehnikumov. Prikaz Narkomprosa № 218 ot 13 marta 1932 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 18: 13-15.

11. O tipovom uchebnom plane tehnikuma. Postanovlenie kollegii Narkomprosa ot 15 iyulya 1930 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 24: 24-26.

12. Ob uchebnyh programmah i rezhime v vysshej shkole i tehnikumah Postanovlenie CIK SSSR (utverzhdeno Politbyuro CK VKP(b) 16.IX.1932 g.). RGASPI. F. 17. Op. 3. D. 900. L. 14-25.

13. Ob uchebnyh programmah i rezhime v pedvuzah, universitetah i pedtehnikumah. Postanovlenie kollegii Narkomprosa ot 10 noyabrya 1932 goda. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 64: 2-9.

14. Polozhenie o pedagogicheskom tehnikume. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1933; № 17: 13-15.

Статья поступила в редакцию 15.05.23

УДК 37.02

Stenyushkina T.S., Cand. of Cultural Studies, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: tatianasten@yandex.ru

Poteshkina O.I., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: o.konfetka@mail.ru

FOLK-SINGING PEDAGOGY: HISTORY, MODERNITY. The article considers a problem of teaching folk singing in modern conditions, when the basic principles and methods of traditional folk-singing pedagogy are practically lost. Folk singing education today is a holistic and independent structure in the education system. The authors emphasize that modern methods of folk singing pedagogy are interdisciplinary in nature, which will allow analyzing it taking into account various approaches, since knowledge and skills are the starting point for determining the goals, content and ways of organizing training. The paper studies modern conditions, which dictate new training requirements, the level of knowledge and practical skills, methods of teaching folk singing have changed, since folk singing has passed into the field

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.