Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ (1918-1941 ГГ.)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ (1918-1941 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / подготовка педагогических кадров / курсовая подготовка / дошкольное отделение педтехникума / дошкольное педучилище / preschool education / training of teaching staff / course preparation / preschool department of a pedagogical college / preschool pedagogical college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маторина Ирина Владимировна

Ведение. В условиях продолжающейся модернизации российского образования, в ходе реализации национальных проектов «Демография», «Образование» с открытием новых образовательных учреждений остро ощущается дефицит не только школьных, но и дошкольных педагогов. Наряду с задачами обеспечения доступности дошкольного образования, обновления содержания и повышения качества дошкольного образования, актуальной стала проблема профессиональной подготовки педагогических кадров. Подготовка специалистов-дошкольников для решения кадрового вопроса региона осуществлялась на Тамбовщине с момента включения дошкольного воспитания в государственную систему народного образования. За это время накоплен большой теоретический и практический опыт, который целесообразно переосмыслить и использовать на новом этапе реализации этого направления государственной политики в сфере дошкольного образования. Материалы и методы. Основными источниками исследования стали материалы фондов Государственного архива Тамбовской области, опубликованные источники и материалы периодической печати. Результаты. Проведен ретроспективный анализ системы профессиональной подготовки педагогов – дошкольников в Тамбовском крае в период с 1918 г. до начала Великой Отечественной войны. Дана характеристика различных типов учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-дошкольников на территории Тамбовского края, дающих представление о становлении государственной многоуровневой системы профессиональной педагогической подготовки специалистов по дошкольному воспитанию: подготовка на краткосрочных и долгосрочных курсах, в педтехникумах – педучилищах, в вузах. Акцентировано внимание на зависимости продолжительности, форм, методов и содержания профессиональной подготовки кадров от изменения направлений государственной политики, а также под влиянием социально-экономических условий жизни в стране. Заключение. Сделан вывод, что в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 гг. осуществлялась, прежде всего, профессиональная подготовка практических работников дошкольных учреждений (воспитателей детских садов и работников детских летних площадок) путем организации курсовой подготовки, а также в средних специальных учебных заведениях (с 1923 г.). Опыт вузовской подготовки был недолгим (1918-1923 гг.) и связан с открытием и последующей реорганизацией Тамбовского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маторина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS FOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE TAMBOV REGION (1918-1941)

Introduction. In the context of the ongoing modernization of Russian education, during the im-plementation of national projects ―Demography‖, ―Education‖ with the opening of new education-al institutions, there is an acute shortage of not only school, but also preschool teachers. Along with the tasks of ensuring accessibility of preschool education, updating the content and improving the quality of preschool education, the problem of professional training of teaching staff has be-come urgent. The training of preschool specialists to solve the personnel issue of the region has been carried out in the Tambov region since the inclusion of preschool education in the state pub-lic education system. Duringthistime, a great deal of theoretical and practical experience has been accumulated, which is advisable to rethink and use at a new stage in the implementation of this area of state policy in the field of preschool education. Materials and methods. The main sources of the research were materials from the funds of the State Archives of the Tambov Region, pub-lished sources and periodicals. Results. A retrospective analysis of the system of professional training of preschool teachers in the Tambov region in the period from 1918 to the beginning of the Great Patriotic War was carried out. The characteristics of various types of educational institu-tions that train preschool specialists in the Tambov region are given, giving an idea of the forma-tion of a state multi-level system of professional pedagogical training of specialists in preschool education: training in short-term and long-term courses, in pedagogical technical schools, in uni-versities. Attention is focused on the dependence of the duration, forms, methods and content of professional training on changes in the directions of state policy, as well as under the influence of socio-economic conditions of life in the country. Conclusion. It is concluded that in the Tambov region in the period from 1918 to 1941, professional training was carried out, first of all, for prac-tical workers of preschool institutions (kindergarten teachers and workers of children's summer playgrounds) through the organization of course training, as well as in secondary specialized edu-cational institutions (since 1923). The experience of university training was short-lived (1918-1923) and was associated with the opening and subsequent reorganization of Tambov State Uni-versity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ (1918-1941 ГГ.)»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL ARTICLES

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / HISTORY OF EVERYDAY

DOI: https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25 УДК 93/94, 908

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ (1918-1941 ГГ.)

И. В. Маторина

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, ул. Интернациональная, д. 33, Тамбов, 392000, Россия

Аннотация

Ведение. В условиях продолжающейся модернизации российского образования, в ходе реализации национальных проектов «Демография», «Образование» с открытием новых образовательных учреждений остро ощущается дефицит не только школьных, но и дошкольных педагогов. Наряду с задачами обеспечения доступности дошкольного образования, обновления содержания и повышения качества дошкольного образования, актуальной стала проблема профессиональной подготовки педагогических кадров. Подготовка специалистов-дошкольников для решения кадрового вопроса региона осуществлялась на Тамбовщине с момента включения дошкольного воспитания в государственную систему народного образования. За это время накоплен большой теоретический и практический опыт, который целесообразно переосмыслить и использовать на новом этапе реализации этого направления государственной политики в сфере дошкольного образования. Материалы и методы. Основными источниками исследования стали материалы фондов Государственного архива Тамбовской области, опубликованные источники и материалы периодической печати. Результаты. Проведен ретроспективный анализ системы профессиональной подготовки педагогов - дошкольников в Тамбовском крае в период с 1918 г. до начала Великой Отечественной войны. Дана характеристика различных типов учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-дошкольников на территории Тамбовского края, дающих представление о становлении государственной многоуровневой системы профессиональной педагогической подготовки специалистов по дошкольному воспитанию: подготовка на краткосрочных и долгосрочных курсах, в педтехникумах - педучилищах, в вузах. Акцентировано внимание на зависимости продолжительности, форм, методов и содержания профессиональной подготовки кадров от изменения направлений государственной политики, а также под влиянием социально-экономических условий жизни в стране. Заключение. Сделан вывод, что в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 гг. осуществлялась, прежде всего, профессиональная подготовка практических работников дошкольных учреждений (воспитателей детских садов и работников детских летних площадок) путем организации курсовой подготовки, а также в средних специальных учебных заведениях (с 1923 г.). Опыт вузовской подготовки был недолгим (1918-1923 гг.) и связан с открытием и последующей реорганизацией Тамбовского государственного университета.

Ключевые слова: дошкольное образование, подготовка педагогических кадров, курсовая подготовка, дошкольное отделение педтехникума, дошкольное педучилище Для цитирования: Маторина И. В. (2024). Профессиональная подготовка педагогов-дошкольников в Тамбовском крае (1918-1941 гг.) // История: факты и символы. № 1 (38). С. 8-25 doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25

Благодарности: Автор выражает благодарность доктору исторических наук, профессору

Ю. А. Мизису за научное руководство в процессе написания данной работы.

Статья поступила: 19.10.2023

Статья принята в печать: 27.02.2024

Статья опубликована: 15.03.2024

© Маторина И., 2024

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS FOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE TAMBOV REGION (1918-1941)

Irina Matorina

Derzhavin Tambov State University, st. Internationalnaya, 33, Tambov, 392000, Russia

Abstract

Introduction. In the context of the ongoing modernization of Russian education, during the implementation of national projects "Demography", "Education" with the opening of new educational institutions, there is an acute shortage of not only school, but also preschool teachers. Along with the tasks of ensuring accessibility of preschool education, updating the content and improving the quality of preschool education, the problem of professional training of teaching staff has become urgent. The training of preschool specialists to solve the personnel issue of the region has been carried out in the Tambov region since the inclusion of preschool education in the state public education system. Duringthistime, a great deal of theoretical and practical experience has been accumulated, which is advisable to rethink and use at a new stage in the implementation of this area of state policy in the field of preschool education. Materials and methods. The main sources of the research were materials from the funds of the State Archives of the Tambov Region, published sources and periodicals. Results. A retrospective analysis of the system of professional training of preschool teachers in the Tambov region in the period from 1918 to the beginning of the Great Patriotic War was carried out. The characteristics of various types of educational institutions that train preschool specialists in the Tambov region are given, giving an idea of the formation of a state multi-level system of professional pedagogical training of specialists in preschool education: training in short-term and long-term courses, in pedagogical technical schools, in universities. Attention is focused on the dependence of the duration, forms, methods and content of professional training on changes in the directions of state policy, as well as under the influence of socio-economic conditions of life in the country. Conclusion. It is concluded that in the Tambov region in the period from 1918 to 1941, professional training was carried out, first of all, for practical workers of preschool institutions (kindergarten teachers and workers of children's summer playgrounds) through the organization of course training, as well as in secondary specialized educational institutions (since 1923). The experience of university training was short-lived (19181923) and was associated with the opening and subsequent reorganization of Tambov State University.

Keywords: preschool education, training of teaching staff, course preparation, preschool department of a pedagogical college, preschool pedagogical college

For Citation: Matorina I. (2024). Professional training of teachers for preschool children in the Tambov region (1918-1941) In History: facts and symbols, 38, 1, pp. 8-25, https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25

Acknowledgements: The author would like to express his gratitude to prof. Yuri Mizis for scientific guidance in the process of writing this paper. Received: 19.10.2023 Revised: 27.01.2024 Published: 15.03.2024 © Matorina I., 2024

1. Введение

В апреле 2022 г. правительство РФ утвердило «Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года»1, предусматривающую формирование единого образовательного пространства с учетом единых содержательных и технологических условий подготовки педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования от профильных классов до учреждений повышения квалификации. Расширение вариативности форм дошкольного образования и разнообразие педагогических услуг, введение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, Профессионального стандарта педагогов требуют не только нормативных, структурных и содержательных изменений в региональных системах дошкольного образования, но и трансформации модели профессиональной подготовки кадров. Проблеме подготовки специалистов для системы дошкольного воспитания посвящены диссертационные исследования С. В. Жундриковой 2, О. П. Чечулиной3, некоторые аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах З. У. Коло-кольниковой [24], в статьях коллектива авторов О. В. Акуловой, Э. В. Онищенко, Л. Ю. Савиновой и др. [2].

2. Материалы и методы

В ходе исследования был применен микроисторический подход к комплексному изучению темы. Основу исследования составили материалы фондов Государственного архива Тамбовской области. Это отчеты губернского и уездных отделов народного образования, Тамбовского Окружного отдела народного образования (ОКРОНО) об организации и работе курсов по дошкольному воспитанию, информационные отчеты о состоянии дошкольного воспитания в Тамбовской губернии (округе, области); материалы, связанные с организацией курсов по дошкольному воспитанию и открытием дошкольного отделения в Тамбовском педтехникуме - педучилище; материалы обследования дошкольного педучилища. А также опубликованные источники и материалы периодической печати. Ретроспективный анализ источников позволил представить полную картину становления и функционирования системы профессиональной подготовки педагогов-дошкольников в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 г.

1 Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420869/e770ac61626ac35a388e3d25ff8d4124cb0bc25c/ (дата обращения: 28.08.2023).

2 Жундрикова, С. В. (2004). Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917 - 1941 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Московский педагогический государственный университет. Москва.

3 Чечулина, О. П. (2007). Система повышения квалификации как фактор становления и развития дошкольного воспитания в Западной Сибири: 1917-1940 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирский государственный педагогический институт. Москва.

3. Результаты

С распространением в России идей дошкольного воспитания и ростом числа учреждений нового типа - детских садов-возникла необходимость специальной подготовки педагогов - дошкольников. С. В. Жундрикова, проанализировав журнальные публикации первого десятилетия XX века, пришла к выводу, что в российском обществе «вопрос о значении специального образования для детских садовниц дискуссии не вызвал, установилась единая позиция: необходима профессиональная подготовка руководительниц детского сада»1. Так как детские сады не имели статуса государственных учреждений, то и подготовкой специалистов для работы в такого рода дошкольных учреждениях занимались общественные организации (педагогические общества и кружки) и частные лица.

Основной формой подготовки детских садовниц в конце XIX - начале XX вв. становятся платные педагогические курсы, открываемые, прежде всего в крупных городах. Сроки обучения на курсах варьировались от года до четырех лет (долговременные) и от одного до трех месяцев (кратковременные). Содержание и методы их работы зависели от предпочтений организаторов (система воспитания Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, П. Ф. Лесгафта и т. д.), но, как правило, включали теоретическую и практическую подготовку курсисток. Востребованность курсов определял подбор преподавательского состава.

К 1917 г. в России наиболее значимыми курсами по подготовке дошкольниц разной направленности являлись Фрёбелёвские курсы в Санкт-Петербурге, Киевский Фрёбелёв-ский институт, Педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц имени Д. И. Тихомирова, Общедоступные краткосрочные курсы при Московском народном университете им. А. Шанявского, Фрёбелёвские курсы в Перми, Одессе и Харькове, курсы М. Чеховой в Санкт-Петербурге и Москве, курсы Кавказского Фрёбелёвского общества в Тифлисе2. Кроме того, желающие могли получить необходимое образование заграницей: в Германии, Швейцарии, Италии.

Открытие детских садов в провинции шло гораздо медленнее, чем в крупных промышленных центрах России. Распространителями идей дошкольного воспитания и инициаторами открытия детских садов в регионах в начале XX в. становились именно выпускницы означенных курсов. Педагогическое образование в Тамбовском крае в конце XIX - начале XX в. было ориентировано на педагогов начальной школы. Учреждений и курсов по подготовке педагогов - дошкольников не было. Тем не менее стараниями «фрёбеличек» и «тихо-мировок» с 1910-х гг. на Тамбовщине начинают функционировать детские сады. Так, руководительница детского сада О. П. Каменевой в Тамбове Е. А. Остроумова окончила Санкт-Петербургские Фрёбелёвские курсы, руководительница частного детского сада г. Борисог-лебска А. Любимова окончила Московские Высшие Женские Курсы имени Д.И. Тихомирова, садовница частного детского сада при прогимназии Т. Г. Протопоповой г. Усмань М. Н. Гусева - выпускница Харьковских Фрёбелёвских курсов. Таким образом, деятельность педагогических курсов способствовала распространению идей дошкольного воспитания в дореволюционной России и созданию предпосылок для формирования государственной системы профессиональной подготовки педагогов-дошкольников.

Революционные события 1917 г. положили начало реформированию системы народного образования. Придание дошкольному воспитанию статуса первой ступени государственной системы образования актуализировало вопрос подготовки кадров, подняв его на государственный уровень. Необходимость оперативно обеспечивать квалифицированными кадрами открываемые по всей стране детские учреждения вывело на первый план вопрос ни о методах и содержании профессиональной подготовки, а об ее формах, вынудив советское

1 Жундрикова, С. В. (2004). Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917 - 1941 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Московский педагогический государственный университет. Москва. С. 15.

2 Там же. С. 16.

правительство воспользоваться опытом организации педагогических курсов царской России. Подготовка дошкольных работников в первые годы советской власти велась, главным образом, на долгосрочных и краткосрочных курсах (мало отличавшихся от дореволюционных), организаторами которых выступали Дошкольный отдел Наркомпроса РСФСР, Московский Институт дошкольного воспитания, отделы народного образования на местах.

Несмотря на все предпринимаемые меры, квалификация провинциальных работников была крайне низкой. Дошкольное воспитание в Тамбовском крае до революции было представлено в основном учреждениями детского призрения и малочисленными частными детскими садами. «Создать кадр вполне сознательных, опытных дошкольных работников» [10, л. 5] - эта задача встала перед Дошкольным Подотделом Тамбовского Губотнаробраза при первых шагах его деятельности, требуя немедленного разрешения. На Первой же губернской конференции по дошкольному воспитанию (11-13 декабря 1918 г.) была озвучена проблема катастрофической нехватки кадров не только педагогических работников для дошкольных учреждений, но инструкторов - дошкольников, в связи с чем задерживалось создание дошкольных подотделов на местах. Налаживать работу по дошкольному воспитанию было некому. На конференции было принято решение о необходимости устройства местных курсов, постепенно изменяя программу с шести недель на трехмесячные, шестимесячные, позже годичные, и постоянные.

Работа в этой области велась в двух направлениях: организация курсов в Тамбове, имеющих общегубернское значение и руководство постановкой таковых при Уездных отделах Наробраз. Для налаживания правильной курсовой работы Тамбовский Губернский Отдел Народного образования обратился за помощью в Лекционное Бюро Преподавателей Московского Университета, занимавшееся разработкой программ по школьному, дошкольному и внешкольному образованию и оказанием помощи в устройстве курсов на местах. Летом и осенью 1919 г. Лекционным Бюро были проведены курсы в городах Кирсанов, Ус-мань и Моршанск Тамбовской губернии. Причем в Усмани лекторам пришлось обслужить и дошкольные курсы [25, с. 143].

Первые губернские курсы по подготовке «детских садовниц» были открыты 5 января 1919 г., продлились 6 недель и к 1 марта дали губернии 40 первых садовниц. Помещение для курсов по ходатайству Губернского дошкольного подотдела предоставил Тамбовский университет «в свободное от чтения лекции время» [7, л. 9] «в утренние и дневные часы, не исключая и праздников» [7, л. 2]. На курсах читались следующие предметы: дошкольное воспитание и какова его постановка в Советской России (теория и практика); наблюдение природы в детском саду во время экскурсий (теория и практика); лепка и рисование (теория и практика); физическое воспитание и подвижные игры (теория и практика); психология раннего детства (теория); дефективные дети (теория); гигиена детского возраста (теория); «разсказывание» и драматизация в детском саду (теория и практика); история социализма (теория); курс пения (теория и практика); ручной труд (теория и практика).

А уже 17 апреля 1919 г. открылись трехмесячные губернские курсы на 100 человек. Состав слушателей - делегаты от 12 уездов по 4 человека, 4 кандидата командированных подотделом национальных меньшинств, 6 от Горкомболя, 2 от железнодорожного района, 15 от Горнаробраз, 15 от Центрального Совета Профессиональных Союзов и 10 от Губна-робраз. Организаторы учли промахи по отбору кандидаток на курсы. Чтобы исключить случаи, когда «делегатка от союза домашней прислуги по окончании курсов дошкольного воспитания пошла по прежней дороге, не получив дошкольной работы, а другие две ушли, признав себя не подготовленными к этой работе» [5, л. 21] помимо обязательного коллоквиума для выяснения степени подготовленности кандидаток и степени их активного участия в общественной жизни на местах до и по окончании курсов, в «Общия» положения по организации курсов был внесен пункт о том, что «лица, окончившие курсы получат опреде-

ленной формы удостоверения и обязуются не менее шести месяцев прослужить в пределах Тамбовской губернии по дошкольному воспитанию» [8, л. 1].

Общее руководство курсами осуществлял Губотдел Наробраз. Совместно с Лекторским советом была разработана программа курсов. Исходя из задач курсов (расширить умственный кругозор будущих руководителей детских садов и очагов, познакомить их с основными принципами социалистического строительства, с задачами и принципами дошкольного воспитания, историей, значением и организацией разных дошкольных учреждений, а также дать практические навыки) и возможностей лекторского состава была разработана программа из трех разделов: общеобразовательный курс (185 ч), общий курс по дошкольному воспитанию (135 ч) и специальный курс (300 ч).

Предметы общеобразовательного цикла и большую часть специальных предметов читали профессора и преподаватели Тамбовского университета (Института Народного Образования): Л. А. Молчанов («Введение ребенка в мир природы и экскурсии», «Уход за животными и растениями»), М. Н. Взоров («Курс природоведения»), Н. Н. Щелочилин («Психология раннего детства и дефективные дети», «Анатомия и физиология детей дошкольного возраста», «Первая помощь в детском саду», «Гигиена и санитария дошкольных учреждений»), П. И. Ванаг («Обществоведение в связи с развитием социализма», «Социалистическое воспитание»), Н. Н. Цвелев («Рисование и лепка»), Е. Н. Скоренкова («Принципы дошкольного воспитания»). Основной массив спецкурса (100 ч) читал профессор эстетики В. С. Мурзаев («Задачи дошкольного воспитания и постановка учреждений по дошкольному воспитанию в Советской России», «Эстетическое воспитание», «Выразительное чтение и рассказывание в детском саду», «Организация и оборудование детского сада», «Игры и игрушки», «Драматизация и детский театр»), судя по всему самый опытный из лекторов (не считая Скоренковой) в организации дошкольного дела1. Под его руководством в июне 1919 г. при тамбовских губкурсах был открыт опытный детский сад на 25 детей на 3 этаже дома Никонова. Предметы спецкурса: ручной труд, физическое воспитание в связи с играми, пение и музыку - читали инструкторы Дошкольного подотдела Губнаробраза.

Однако курсы показали, что за столь короткий срок слушательницы получили слишком мало теоретических и главным образом практических навыков. Стало ясно, что сроки нужно удлинять, искать другие методы работы. На 25 сентября было запланировано открытие шестимесячных курсов, но открыть их удалось только в середине октября (24 октября 1919 г.- 1 мая 1920 г.)2.

На курсы принимались граждане обоего пола в возрасте от 17 до 40 лет преимущественно из рабоче-крестьянской среды, «хорошо грамотные». До курсов не допускались лица с явными физическими недостатками и дефектами речи. В ряды слушателей зачислялись лица, исключительно командированные общественными и партийными организациями: Уездными отделами образования, Губкомболем (женской комиссии при нем), Угоркомбо-лем, Тамбовским Советом Профессиональных Союзов, Подотделом национальных меньшинств Губнаробраза, самим Губнаробразом. Вольнослушатели принимались на курсы по заявлению при наличии свободных мест. Кандидатки при поступлении предоставляли авто-

1 В 1915 г. в Москве художник-педагог В. С. Мурзаев открыл первые постоянные вечерние курсы педагогического (учительского) рисования и иллюстративного ручного труда (лепка, вырезывание, картонаж и т. д.), помимо которых на курсах обучали рассказыванию, драматизации, детскому творческому чтению. Занятия проводились как для учителей начальных и средних школ, так и для родителей, детских садовниц, руководителей очагов, колоний. При курсах была организована постоянно действующая выставка детских работ, библиотека пособий и руководств по рисованию и ручному труду, бюро для справок по вопросам педагогического рисования, ручного труда и дошкольного воспитания, а также детский сад и школа для практических занятий курсистов с детьми. Уже на следующий год на базе этих курсов В. С. Мурзаев организовал летние занятия для народных учителей и детских садовниц, приезжающих в Москву из провинции, которые пользовались большим спросом [3].

2 В связи с рейдом генерала К. К. Мамонтова в августе 1919 г.

биографии с указанием причин, побудивших пойти на курсы. В целях выяснения степени пригодности кандидаток местными органами образования производились устные или письменные коллоквиумы. Для лиц, командированных городским отделом народного образования, коллоквиум производился непосредственно комиссией при Губнаробразе.

Вместо запланированных 72 человек, уездными отделами народного образования было командировано 42 «вследствие неопределенного положения после нашествия Мамонтова» [9, л. 54]. От г. Тамбова и Тамбовского уезда 40 человек. Всего в работе курсов приняло участие 82 человека. До конца курсов дошли 60 курсисток, 22 выбыли ранее по разным причинам. Социальный портрет курсисток выглядел следующим образом: 54 человека из рабоче-крестьянской среды; 6 - из привилегированных классов. Из 60 человек средние учебные заведения закончили 18, городские начальные училища - 10, не окончивших средние учебные заведения - 29, малограмотных-3 человека.

Учебные планы распределялись на две части: общеобразовательный и специальные курсы. Занятия начались с общеобразовательного курса, «с тем чтобы разнообразную по составу аудиторию несколько подготовить для специального курса» [9, л. 54]. Сразу же были начаты практические работы по рисованию, лепке, ручному труду и пению. Позднее были введены занятия в мастерской по трудовым процессам (столярное дело), по классу рояля, работа в огороде, а также посещения дошкольных учреждений. Постепенно вводились предметы спецкурса. Всего программа курса включала 1770 ч. Целиком программу выполнить не удалось (пришлось ее значительно сократить). Проведению занятий сильно мешало отсутствие приспособленного помещения для курсов (подготовленное помещение было занято военным ведомством) и общежития. Частое перемещение из одного помещения в другое, отсутствие топлива, ранняя холодная зима, эпидемия сыпного тифа вынудили организаторов дважды по две недели прерывать занятия. К тому же лекторы итак, перегруженные работой, неохотно уделяли свободное время для курсов. По этой же причине стала невозможна работа Курсового Совета, долго не удавалось открыть библиотеку, читальню и как следствие, лишало курсистов возможности написания рефератов и проведения конференций. К концу курсов работу все-таки удалось наладить. Последние два месяца курсанты вместо 8 ч в день занимались по 11 ч. По окончании курсов была устроена выставка работ слушательниц, которая показала, что работа курсов в области ручного труда, рисования, лепки и трудовых процессов велась достаточно серьезно. Несмотря на все неблагоприятные условия, организаторы оценили курсы как «успешные». Окончившие курсы давали подписку прослужить не менее 10 месяцев в пределах Тамбовской губернии.

Таким образом, в период с января 1919 г. по май 1920 г. Губернским Отделом Народного Образования было организовано 3 цикла губернских курсов по подготовке дошкольных работников продолжительностью 6 недель (1-й цикл), 3 месяца (2-й цикл), 6 месяцев (3-й цикл). С 1июня 1920 г. планировалось открыть годичные курсы.

Кроме губернских курсов, были организованы курсы в пяти уездах, продолжительностью два-три месяца, учебные планы и программы которых были примерно те же, что и для губернских. Лекторы для них приглашались, главным образом, персонально или через Исполкомы. Первыми из уездных, курсы по дошкольному воспитанию организовали Козловский и Лебедянский дошкольные подотделы Народного образования. Лебедянский Дошкольный подотдел был создан 3 августа 1918 г. «Не было ни одного опытного работника знавшего дело Дошкольного воспитания, не смотря на многократное обращение в центр, относительно присылки таковых..., / таковы высланы не были» [13, л. 23]. В условиях отсутствия точных указаний от Губернского Отдела Народного образования «как приступить к организации Дошкольного Воспитания» в первых числах августа 1918 г. Дошкольный подотдел своими силами организовал двухмесячные курсы по подготовке руководительниц Детскими Садами, которые дали первых 10 работниц по дошкольному воспитанию. 9 из них были распределены в детские сады г. Лебедяни (3 руководительницы в 1-й Городской дет-

ский сад) и уезда (по 2 руководительницы в Троекуровский, Трубетчинский, Добровский детские сады). Одна из них - О. И. Черменская, «как окончившая в Петрограде Высшие Женские курсы и ранее имевшая ознакомление с дошкольным воспитанием» [13, л. 14], назначена инструктором в Дошкольный подотдел. В марте следующего года (3 марта - 17 апреля 1919 г.) в г. Лебедяни были открыты шестинедельные курсы по подготовке руководительниц детских садов. На курсы записалось 36 слушательниц, из которых «оказались пригодными и выдержавшими испытательный срок» только 17. 15 из них Коллегия Отдела Народного образования утвердила в должности руководительниц детских садов (2 - во 2-й Городской Детский сад, 3 - в 3-й Городской Детский сад, по 2 - в Подмонастырский, Сезенов-ский, Сланской, Б. Избищенский, Монаенский детские сады). Программа курса - 174 ч. Ряд лекций (история социализма, социология) читали московские профессора Бочкарёв, Кун, а также местные школьные работники. Большую часть предметов спецкурса, связанных с педагогикой и психологией, читала инструктор Дошкольного подотдела О. И. Черменская.

Дошкольный подотдел Козловского уездного Отдела Народного образования был организован позднее Лебедянского (10 октября 1918 г.) по многим причинам, но главная из них - «отсутствии опытного педагогического персонала, уездных инструкторов, которых совсем нет» [12, л. 21]. Для решения этой проблемы 1 февраля в Козлове были открыты курсы садовниц, а в марте - курсы нянь. На трехмесячные курсы по подготовке дошкольных работников, в Козлове было принято 50 человек, лекторами состояли школьные работники г. Козлова. До выпуска дошли 37 слушательниц. Организаторы курсов ясно понимали, что «большего и лучшего в условиях текущего момента мы создать не можем», что «курсы не дают настоящих работников, а лишь создают авангард, под прикрытием которого возможна длительная подготовка» [12, л. 16]. И даже по окончании курсов, «чувствовалась острая потребность открыть вторые» [12, л. 5].

В марте 1919 г. открылись двухмесячные курсы по дошкольному воспитанию в Моршанске (17 марта - 24 мая) продолжительностью 52 дня. На курсы записалось 151 человек, по разным причинам выбыло 102 человека. Прослушало курсы 49 человек, из них осталось работать по дошкольному воспитанию - 28. Для практической части программы были приглашены опытные руководительницы городских детских садов (в то время закрытых за отсутствием топлива); чтение лекций взяли на себя местные педагоги; беседы вели инструкторы Дошкольного подотдела, которых к концу курсов было уже 4 и два учителя Советской школы II ступени, заинтересовавшиеся идеями дошкольного воспитания. Среди лекторов были и два московских: Е. В. Ингерман, прочитавшая «Историю педагогических идей и Дошкольного Воспитания», «Постановка детского сада», «Психологию ребенка», и А. А. Пупырев вел занятия по ручному труду, лепке, рисованию и аппликации. Всего программа курсов составила 307 ч. Для освоения практических навыков слушательницы посещали единственный функционировавший в то время детский сад.

С 5 июня по 6 августа 1919 г. были организованы двухмесячные дошкольные курсы в г. Усмань. Слушателями Усманских дошкольных курсов стали 29 человек «из среды крестьян людей грамотных, которые могли бы воспринять преподанное, отдать себе отчет и самое главное любящих детей» [15, л. 11]: 19 присланных волостными отделами образования и 10 человек вольнослушателей. Курсантам из волостей было предоставлено общежитие, вольнослушатели жили на частных квартирах. Каждая слушательница получала 20 рублей суточных, всего за 2 месяца 1200 руб. Этой суммы явно было недостаточно, т.к. хоть при курсах и была организована общественная столовая, но практически не обеспечивалась продуктами питания. Курсантам приходилось питаться по частным квартирам, или своими силами готовить обед в общежитии. Занятия длились с 10 ч утра до 8 ч (иногда до 10 ч) вечера с перерывом на обед и чай. Программа курсов включала теоретическую часть, рассчитанную на 282 ч и практическую - работа в детском саду и на летней площадке.

Опыт принятия на работу в детские сады лиц без специальной подготовки, показал «полную безпомощность, полное незнание и неумения подходить к детям» [11, л. 6 об.] и поставил перед дошкольным подотделом Липецкого УОНО неотложную задачу скорейшей организации краткосрочных курсов. С 15 июля в Липецке функционировали двухмесячные курсы на 80 человек, 20 из которых были вольнослушателями. На курсах больше внимания отводилось практической работе «в области психологии и введения в Дошкольное воспитание в форме рефератов, в области игр, пения, рисования, музыки и лепки, рассказывания на практике в детском саду» [14, л. 6]. За отсутствием лекторов организовать курсы в других уездах не было возможности. Запланированные курсы в Кирсанове и Борисоглебске в связи с военным положением не были проведены. Организация губернских и уездных курсов в первые годы советской власти позволила подготовить для нужд губернии около 400 работников дошкольных учреждений.

Начиная с середины 20-х гг. курсовая подготовка постепенно приобретала форму повышения квалификации педагогических работников. Направления подготовки кадров в области дошкольного воспитания во многом определялись Съездами по Дошкольному Воспитанию. В 1921 г. в стране осуществляется переход к НЭПу. В тяжелых экономических условиях резко сокращается государственное финансирование дошкольных учреждений. Перевод детских садов на местные средства привел к сокращению сети дошкольных учреждений и перестройке содержания работы в них. Решение II Съезда по Дошкольному Воспитанию (ноябрь 1921 г.) о выработке марксистской системы дошкольного воспитания будущих строителей и борцов за осуществление коммунистического общества потребовала создать работника нового типа «понимающего задачи современного общества и могущего противопоставить свое влияние усилившейся мелкобуржуазной стихии». Воспитатели должны были заниматься общественно-политической работой, изучать современное общество и среду. В учебные планы губернских и уездных курсов вводятся цикл обществоведения. И как верно заметила А. Н. Краснова: «политическое образование ставится на первое место в ущерб специальному. Плюралистический подход в подборе содержания дошкольного образования был заменен идеей полного теоретического единообразия после распространения системы коммунистически ориентированного воспитания и образования» [23, с. 41]. К осени 1924 г. в Тамбовской губернии вместо имеющихся в 1921 г. 214 дошкольных учреждений осталось всего 20 (6 детских садов, 1 очаг и 12 домов ребенка) [16, л. 120]. Соответственно сократилось и количество дошкольных работников.

В связи с утверждением основных положений педагогической работы в дошкольных учреждениях переподготовка дошкольниц, велась в объединенных коллективах дошкольных работников, созданных всеми УОНО, методическое руководство которыми осуществлялось губернским центром. Новых работников готовили, организуя при дошкольных учреждениях Практикумы для делегаток Женотделов, учащихся школ II ступени и т. д. Губернским центром составлялся план переподготовки работников, рассылался на места, где прорабатывались отдельные вопросы в коллективах дошкольных работников, а затем в качестве докладов представлялись на Губернских конференциях.

Курсовая подготовка помогала в кратчайшие сроки обеспечивать кадрами, открываемые по всей стране дошкольные учреждения, но не могла обеспечить высокого уровня профессиональной подготовки дошкольных работников. Опыт организации долгосрочных курсов вначале 1920-х гг. лег в основу профессиональной подготовки педагогов-дошкольников в новых средних специальных и высших учебных заведениях, в которые были преобразованы Учительские институты, семинарии и постоянные педагогические курсы дореволюционной России.

Первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников - Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО) был открыт в Петрограде 1 сентября 1918 г. (на базе бывших 4-х годичных педагогических курсов Санкет-Петербургского Фребелёвского

общества) [23, с. 39]. 27 октября 1918 г. в Тамбове открылся университет (ТГУ) в составе агрономического и педагогического факультетов. Педфак ТГУ осуществлял набор на отделения: дошкольного воспитания, учителей начальной школы, учителей средней школы. В течение первого учебного года были разработаны четырехгодичные учебные планы для трех отделений: дошкольного, учителей школ 1-й и 2-й ступеней. Учебный план предусматривал серьезную методологическую подготовку по всем дисциплинам с последующей углубленной специализацией1. Курс педологии в ТГУ читал известный педагог, психолог, П. П. Блонский, с 1919 г. руководивший Московской академией народного образования.

Изначально упор в постановке учебного процесса в ТГУ ставился на самостоятельную работу (так называемый «студийный метод») при консультативной помощи преподавателей. Например, по курсу дошкольного воспитания в 1918/19 учебном году лекционный курс профессора Е. Н. Скоренковой раскрывал тему «Развитие идей по дошкольному воспитанию и их практическое применение на Западе и в России». Практическая работа в 1919/20 учебном году (уже в рамках открывшегося дошкольного отделения) строилась вокруг освоения воспитательной системы Монтессори, основанной на принципе самостоятельности ребенка: рассматривались вопросы подходов к детям на основании собственных воспоминаний детства, изучались дневники руководителей детских садов, литературные произведения о детях, организуется посещение детсадов.

В силу целого ряда причин (социально-экономических и политических) с ноября 1919 г. в ТГУ начинается период реорганизаций. Педагогический факультет реорганизован в Институт народного образования имени Н. К. Крупской - Ульяновой (ИНО), присоединившегося к ТГУ в статусе факультета, затем в Практический институт народного образования (ПИНО). ПИНО в своем составе имел 4 курса, из которых два первых - общеобразовательные, 3-й и 4-й являлись специальными, разделяясь на школьное отделение с двумя циклами: общественно-экономическим и естественно-географическим и дошкольное. Перед институтом ставилась задача подготовить квалифицированных специалистов в области школьного и дошкольного дела, «которые могли бы повести практическую работу в духе идей новой реформированной школы» [6, л. 1].

Взяв за основу опыт Московского университета Народного образования, Тамбовский ПИНО активно разрабатывает курсовые программы. Для дошкольного отделения вводится специальный цикл: семинарии по дошкольному воспитанию, психологии и изучению местного края, речь, чтение, рассказывание и драматизация, детская литература, дефективные дети, охрана материнства и детства, уход за малым ребенком, методы и формы пропаганды идей дошкольного воспитания, дошкольно-инструкторское дело, музыкальное образование, физическая культура и игры, производительный труд и изобразительное искусство, методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой и человеком, экскурсии; по «подотделу» дефективных детей - организация и ведение дошкольных учреждений для дефективных детей, практические работы в соответствующих учреждениях, семинарии по их воспитанию; по инструкторскому «подотделу» - семинарии и практика инструкторского дела. На 3-м курсе: организация и ведение дошкольных учреждений, гигиена и первая помощь в дошкольных учреждениях, психология раннего детства, физическая культура, ботаника, зоология, химия и физика, музыкальное образование, семинарий по дошкольному воспитанию, посещение дошкольных учреждений, экскурсии в природу; в летний триместр - практика дошкольных учреждений, работа в саду и огороде, экскурсии в природу, семинарий по дошкольному воспитанию. На 4-м курсе: организация дошкольных учреждений, и проектирование, администрирование и инструктирование, введение ребенка в мир природы, гигиена и

1 Учебный план занятий подробно описан в коллективной монографии по Истории Тамбовского Государственного Университета имени Г.Р. Державина под редакцией А. Л. Авреха [22].

санитария дошкольных учреждений, школа-сад (чтение, письмо и счет), дефектные дети (психопатология), внешкольная работа, музыка и пение, игры и игрушки, рисование и лепка, трудовые процессы, новый язык. Практика в дошкольных учреждениях. Все это время в работе дошкольного отделения принимала участие Е. Н. Скоренкова, окончившая Московские Педагогические курсы имени Д. И. Тихомирова, больше 20 лет занимавшаяся организацией дошкольных детских учреждений. Е. Н. Скоренкова руководила дошкольной студией, занимавшейся, в том числе и разработкой теоретических и методических вопросов дошкольного воспитания. Так дошкольной студией были разработаны методические материалы для бесед с 7-летками, согласованные с Губсоцвосом и разосланные по дошкольным учреждениям губернии. К лету 1923 г. студия планировала выпустить 15-20 практических дошкольниц и воспитательниц детских домов. После выхода в феврале 1923 г. распоряжения

0 ликвидации практических институтов или преобразовании их в техникумы, летом 1923 г. Тамбовский ПИНО был закрыт. Тем самым прекратилась вузовская подготовка дошкольных работников в Тамбовской губернии.

Основным учебным заведением по созданию учительских кадров в Тамбовской губернии в пореформенный период был Екатерининский учительский институт (открыт в 1870 г.), также претерпевший ряд реорганизаций после событий 1917 г. (1918 г. - Учительская семинария, 1919 г. - Педагогические курсы, 1921 г. - Педтехникум). В 1923 г. Педтех-никум также, как Тамбовский ПИНО, был закрыт. На базе этих учебных заведений был образован новый 3-х годичный Педтехникум. Из старого техникума были взяты 1, 2, 3 курсы, а из студентов ПИНО был создан 4 курс. Преподавательский состав в новый Педтехникум подбирался по рекомендации партийных и общественных организаций. За основу обучения был взят план, присланный из центра с некоторыми изменениями, вытекающими из местных условий. Преподаваемые предметы делились на 2 группы: общеобразовательные (1, 2 курсы) и специальные (3, 4 курсы). Специальные предметы в свою очередь делились на школьные и дошкольные. Учебный план дошкольного отделения (специальные предметы) за первую четверть 1923/24 учебного года составлял 21 теоретический и 12 практических часов и включал: энциклопедию сельского хозяйства (2 ч теории), музыка и пение (2ч теории), чтение, письмо и счет в дошкольном возрасте (по 1ч), изобразительное искусство (2 ч теории), педагогика раннего возраста (по 2ч), основные принципы работы с детьми (2ч теории и 3 ч практики), введение ребенка в мир природы (по 2ч), игры и игрушки (2ч теории и

1 ч практики), педология (детская психология), методы физической работы, гигиена и санитария (3ч теории и 1ч практики), ручной труд (2ч практики), народное образование в СССР (1 ч теории), культурная работа с населением (2ч теории). Во втором полугодии два последних предмета заменены на историю профдвижения (1 ч) и теорию исторического материализма (2ч). Первый выпуск Педтехникума состоялся в 1924 г.: 32 человека, из них 11 человек - это выпускники дошкольного отделения. ПИНО передал Педтехникуму для отделения дошкольного воспитания кабинет, оснащенный показательной детской мебелью (столами и стульями), детскими игрушками, приборами Монтессори, инструментами и счетными игрушками, художественными, зоологическими и сезонными картинами, диаграммами и таблицами, а также библиотекой для педагогов (300 экземпляров) и для детей (около 150 экземпляров).

В том же году на III Всероссийском Съезде по дошкольному воспитанию в октябре обсуждались вопросы развертывания дошкольной работы в сельской местности. В деревнях предлагалось открывать летние площадки и ясли - площадки, закрепляя их зимой в постоянные дошкольные учреждения. «Учитывая требования Центра по проведению компании о необходимости организации дошкольных учреждений (очагов, детских площадок и т. п.) как в городе, так и особенно в деревне, принимая во внимание также указание Центра на необходимость более глубокой проработки вопросов дошкольного воспитания было принято решение включить в учебный план 4 курса Педтехникума проработку вопросов дошко-

льного воспитания по особой программе, отведя на это 4 недельных часа» [25, с. 145]. Руководителем курса была приглашена А. П. Баринова - заведующая Центральным детским садом г. Тамбова, одновременно исполняющая обязанности инспектора по дошкольному воспитанию Губернского отдела народного образования. При этом невыполнение всей программы или части работ по ней учащимися 4 курса не влекло задержку их в Педтехникуме при окончании курса. Программу могли посещать и учащиеся 3 курса по желанию. Курс по подготовке работников детских площадок при Педтехникуме в 1924 г. закончило 9 человек, еще 9 наследующий год.

В декабре 1926 г. Педтехникум просил согласия ГУБОНО ходатайствовать перед Центром об открытии дошкольного отделения, но получил ответ о преждевременности его открытия в 1927/28 г., мотивируя отказ незначительным расширением сети детских садов к 1929/30 г., для которой потребуется небольшое количество работников. Но, учитывая в тоже время потребность в работниках детских площадок, было решено Курс по дошкольному воспитанию, включенный в программу Педтехникума, сделать более продолжительным. Выпускники курсов временно допускались к исполнению обязанностей воспитателя детского сада. Для получения права воспитателя слушательницы курсов обязаны были не позднее 4-хгодичного срока сдать испытания за курс Педтехникума.

В марте 1926 г. на III Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию в Москве подводились итоги летней работы в 1926/27 г. Конференция, отмечая значительное повышение качества летней дошкольной работы, постановила «вопросам подготовки работников уделить самое сильное внимание, как в центре, так и на местах, проводя ее путем включения в учебные планы педвузов и нацтехникумов более длительной проработки вопросов дошкольной практики». «При подготовке работников на местах необходимо расширить организацию краткосрочных курсов с привлечением на них местных общественных сил, общественных работников, пионервожатых, делегаток и прочих» [18, л. 27].

Следуя указаниям Центра, в г. Тамбове в апреле-мае 1928 г. организуются двухнедельные курсы по подготовке работников детских площадок. При комплектовании курсов заявки поступили не только от уездных отделов образования, но и от различных организаций: Губжилсоюза, Союза рабпрос, Губженотдела и даже школы №11, где из учащихся работал кружок по дошкольному воспитанию. В итоге состав курсантов был расширен до 34 человек против 18 планируемых: 28 командированных и 6 вольнослушателей. Состав слушателей выглядел следующим образом: по возрасту: до 20 лет - 13 чел., 20-25 - 11 чел., 2535 - 7 чел., выше 35 - 3 чел.; по социальному положению: рабочих - 7 чел., крестьян - 19 чел., служащих - 4 чел., пенсионеров - 2 чел., прочих - 1 чел.; по уровню образования: низшее - 7 чел., ниже среднего - 5 чел., среднее - 22 чел., по партийности: кандидаты ВКП (б) - 1 чел., комсомолки - 10 чел., остальные беспартийные. Из всего количества слушательниц непосредственно работали с дошкольниками - 6 чел. и 2 практикантки, остальные были незнакомы с этой работой. Учебный план курсов был рассчитан на 84 ч и выполнен полностью. Краткосрочность курсов не позволила включить в учебный план достаточного количества практических занятий в дошкольных учреждениях. Курсистки лишь бегло посетили по 2-3 из них. По мнению организаторов, «цель курсов - дать элементарную подготовку работникам деревенских детских площадок была достигнута» [19, л. 13]. В апреле 1929 г. были организованы месячные курсы колхозниц и занятия по дошкольному воспитанию на Пе-дуклоне в школах II ступени, а также курсы по подготовке работников детских площадок в Рассказовском районе и Моршанском педтехникуме.

В 1930 г. в связи с политехнизацией школ учебные планы Педтехникума на 1930/31 учебный год перерабатываются, открываются новые факультеты: дошкольное, политико-просветительское, внешкольное. Дошкольное отделение готовило руководителей детских садов и детских площадок и было рассчитано на 40 учащихся. Производственно-педагогическая практика являлась непрерывной в течение всего 3-х годичного курса. Сту-

денты Педтехникума в ходе летней практики принимали активное участие в «Дошкольном походе», объявленном Наркомпросом в 1929 г., организуя работу с детьми в сельской местности. В 1933 г. набор на дошкольное отделение в отличии от школьного шел плохо, о чем сообщала газета «Тамбовская Правда» [4].

Планомерное развитие системы дошкольного воспитания в 30-е годы привело к увеличению количества педтехникумов, а затем педучилищ. В 1938 г. в РСФСР имелось 31 дошкольное педагогическое училище, с общим количеством учащихся 8 342 человека1. В 1937 г. Тамбовский Педтехникум был переименован в педагогическое училище, дошкольное отделение которого в августе 1939 г. было реорганизовано в дошкольное педучилище. В здании школьного педучилища ему было отведено 7 классных комнат с мебелью и две небольшие комнаты для работы дирекции и канцелярии. На момент реорганизации в дошкольном педучилище имелось три вторых класса с контингентом учащихся 85 человек. К 1 сентября планировалось набрать три первых класса - 105 учащихся. С этой целью было дано объявление в газету «Тамбовская Правда», разосланы листовки и плакаты по школам и РайОНО, письма по детским домам, детским садам об их участии в комплектовании дошкольного педучилища, а также работники методкабинетов и дошкольной группы ОблОНО выезжали в районы, проводили беседы с учащимися седьмых классов в школах г. Тамбова. Таким образом, к началу учебного года в педучилище имелось 8 классов с общим контингентом учащихся 233 человек.

Для проведения педагогической практики третьих классов Дошкольного педучилища ГорОНО в августе 1940 г. выделил 8 детских садов (три - 4-х комплектных, три - 3-хкоммплектных и два - 2-х комплектных). Учащиеся были распределены из расчета 2 человека на группу. Занятия в детских садах вместо сентября начались в октябре по причине их ремонта. Весь октябрь практиканты наблюдали за работой воспитателей и детьми по специальному плану. В ноябре и декабре проводились показательные (8) и пробные занятия (126). Практиканты показали высокую заинтересованность и подготовку к проведению пробных занятий. Из 54 человек 15 получили отлично, 32 - хорошо, 3 посредственно, 4 не были оценены. Педагогическая практика вторых классов проводилась во втором полугодии. Для них Тамбовский ГорОНО выделил 10 детских садов. Для учащихся вторых классов было проведено 7 показательных занятий лучшими воспитателями г. Тамбова. Сами учащиеся провели по 2 пробных занятия каждый. 15 учащихся получили отметку отлично, 44 - хорошо, 3 - посредственно. Следует отметить, что добросовестное отношение к организации и проведению педпрактики - это во многом личная заслуга руководителя практикой преподавателя М. Ф. Поповой.

Педагогический коллектив дошкольного педучилища (11 основных преподавателей и 11 совместителей) был достаточно опытным и квалифицированным. 13 человек имели законченное высшее образование, 3 незаконченное высшее, 6 среднее (по методике рисования, по военному делу, по обучению игре на музыкальных инструментах). Стаж педагогической работы от 1 года до 5 лет имело - 6 человек, от 5 до 10 лет - 2 человека, свыше 10 лет - 14 человек. Тем не менее, выводы комиссии ОблОНО, проводившей обследование педучилища в декабре 1940 г. были неутешительны: успеваемость учащихся крайне низкая - 55%. Из 41 учащегося первых классов не успевало - 29 (13 человек не успевало больше, чем по трем предметам); из 63 учащихся вторых классов не успевало 28; из 54 учащихся третьих классов - 14. Из всего количества учащихся имели только хорошие и отличные отметки - 8 человек. Отличников, зачисленных на стипендию - 2 человека. Плохо поставлено дело планирования, учета и контроля и как следствие, отставание в выполнении программы

1 Жундрикова, С. В. (2004). Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917 - 1941 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Московский педагогический государственный университет. Москва.

С. 13.

практически по всем дисциплинам. Учебно-воспитательная работа, военная подготовка и оборонно-массовая работа неудовлетворительны, внеклассная и политико-массовая работа недостаточны. Директору педучилища С. С. Помазову объявлен выговор, заведующей учебной частью М. Е. Гришиной поставлено на вид.

Такое положение дел имело ряд объективных причин. Не последнее место из них занимает материально - техническое обеспечение педучилища. Дошкольное педучилище не имело своего помещения. Занятия проводились во вторую смену с 3 ч до 21 ч. Катастрофически не хватало кабинетов для занятий. Не было кабинетов для подготовки домашних заданий, налаживания внеклассной работы, организации педагогического кабинета. Особенно плохо дело обстояло с проведением музыкальных занятий и пения. Индивидуальные занятия обучение игре на рояле проводились в полутемной комнате, которая служила складом физкультурного оборудования школьного педучилища, затем занятия перенесли в кабинет директора. Несмотря на то, что за 1939/40 учебный год частично были приобретены приборы для физического кабинета на 4 тыс. руб., наглядные пособия по специальным дисциплинам на 4, 2 тыс. руб., карты и наглядные пособия по истории, глобусы и атласы по географии, приобретено пианино (одно на все педучилище), пополнена библиотека, педучилище испытывало острый недостаток в учебниках по химии, литературе, истории, истории педагогики. К началу отопительного сезона не было готово пароводяное отопление, и с наступлением холодов здание совсем не отапливалось. В помещениях было холодно, занимались в верхней одежде. Из 158 учащихся общежитием было обеспечено только 18 человек. Остальные размещались по частным квартирам. Учащиеся пользовались столовой при школьном педучилище, что было неудобно - обучаясь во вторую смену, учащиеся не всегда успевали пообедать. Директор С. С. Помазов обращался в ОблОНО, принять меры по улучшению условий работы училища и поставить вопрос перед Наркомпросом о выделении отдельного здания для дошкольного педучилища.

Низкая успеваемость объясняется изначально низким образовательным уровнем контингента учащихся. В 1940 г. в училище в первые классы приняты 90 человек. Только 3 из них выдержали приемные испытания, 87 человек приняты с плохими оценками (от 1 до 4). Особенно высок был процент неуспеваемости по русскому языку и математике. Посещение уроков показало «очень плохую подготовленность по курсу семилетнего образования вплоть до неумения называть буквы, как учит грамматика: эн, эль, эр» [20, л. 6]. Введение платности за обучение, также способствовало снижению успеваемости, так как «некоторые учащиеся выбыли и на их место пришли новые. Вновь принятые учащиеся отстали в прохождении программы» [20, л. 8]. За первое полугодие выбыло 98 человек, а вновь принято 23. Имелись и разногласия личного характера внутри педагогического коллектива (что было отмечено комиссией). Дирекции и педагогическому коллективу было предписано в кротчайшие сроки устранить недостатки: наладить учебно-воспитательную и политико-массовую работу, привести в порядок календарные и поурочные планы в соответствии с инструкциями Наркомпроса, повысить успеваемость, сплотить коллектив.

В апреле 1941 г. Наркомпрос и Госплан РСФСР пересматривали существующую сеть школьных и дошкольных педучилищ в стране. Была взята установка на организацию специальных дошкольных педучилищ в каждом крае, области и выводе из школьных педучилищ дошкольных и других отделений. Дошкольное педучилище предлагалось открывать только в тех городах, где имеется достаточная сеть детских садов. Согласно этому проекту, в Тамбовской области имелось одно дошкольное педучилище. В связи чем Наркомпрос настоятельно требовал от Тамбовского ОблОНО создания нормальных условий для работы Тамбовского дошкольного педучилища. Принятые меры позволили наладить работу педучилища по всем указанным недостаткам. К концу учебного года успеваемость повысилась до 74, 6%. В результате переводных и выпускных экзаменов только 6 человек 1 класса оставлены

на второй год. Окончило курс обучения в 1940/41 учебном году - 45 человек, в следующем году планировалось выпустить 49 специалистов дошкольного воспитания.

В 1930-е гг. широкое распространение получило заочное обучение в вузах и в средних специальных учебных заведениях. В целях вовлечения большего контингента работников в учебу за НСШ и педучилище в мае месяце 1939 г. дошкольная группа ОблОНО совместно с Обкомом Союза дошкольных работников разослали вовсе РайОНО и Райкомам Союза указания об их участии в комплектовании заочного педучилища, правила приема в заочное педучилище и разъяснения о порядке поступления в заочную областную среднюю школу взрослых. В тех районах, где нет дошкольных инструкторов, материалы были разосланы непосредственно в детские сады. По итогу в заочный сектор Тамбовского дошкольного педучилища поступило 39 заявлений, в заочную областную среднюю школу взрослых - 2. В 1940 г. на заочном отделении дошкольного педучилища обучалось 130 человек, на 1 июня 1941 г. - 103 человека.

Для организации работы с заочниками в области были созданы 3 учебно-консультационных пункта (УПК): Тамбовский, обслуживающий заочников г. Тамбова, Тамбовско - Пригородного района; Мичуринский, обслуживающий заочников г. Мичуринска и Мичуринского района; Моршанский, обслуживающий заочников г. Моршанска и Моршанского района. Все УКП имели свои помещения, были обеспечены квалифицированными кадрами, имели возможность пользоваться химическими, биологическими и физическими кабинетами. Занятия производились с отрывом от производства 2-3 дня в месяц. Кроме этого все заочники были обеспечены учебными планами с подробным указанием материала самостоятельной работы, однако обеспечить заочников учебниками педучилище не имело возможности. На летнюю сессию 1940/41 учебного года из 103 заочниц не явилось 33: 6 человек были освобождены от явки, 27 были исключены за неявку и неуплату за обучение за второе полугодие. По итогам сессии педучилище окончили 26 человек, отсеялось 6 человек в 1 классе, 21 во 2 классе, 2 в 3 классе. В сентябре месяце дополнительно сдали осенние испытания еще 6 заочниц. Таким образом, заочное отделение Тамбовского дошкольного педучилища в 1941 г. окончило 32 человека.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу дошкольного педучилища, еще больше усложнив ее. Большие трудности испытывало очное отделение училища, а заочное обучение дошкольных работников, по словам и. о. директора дошкольного педучилища О. Потаповой стало «непроизводительной затратой государственных средств» [21, л. 6]. Тем не менее, Тамбовское дошкольное педучилище оставалось единственным в Тамбовской области учебным заведением по подготовке специалистов-дошкольников, просуществовав в статусе самостоятельного до 1955 г.

В 30-е гг. продолжилась и курсовая подготовка дошкольных работников. Новые веяния в педагогике (директивное закрытие педологии), смены политических курсов («на протяжении одного десятилетия трижды менялись основные программные документы, партийные постановления о школе (1930-1935), направленные на усиление общеобразовательной подготовки, на регламентацию методов и средств обучения» [25, с. 146] - все это предъявляло новые требования к подготовке дошкольников. В апреле 1934 г. при Тамбовском Пед-техникуме были организованы двухмесячные курсы по подготовке работников для летних детских площадок на 40 человек, в 1936 г. восьмимесячные курсы подготовки дошкольных работников. Об общественной значимости курсов говорит тот факт, что из 35 слушательниц, 29 были командированы районными отделами образования. Подготовка дошкольных работников проводилась и через годичные дошкольные курсы. В октябре 1938 г. были открыты годичные курсы на 30 человек в г. Моршанске (выпустилось 25). Окончившие курсы были распределены по районам, однако означенное количество не могло удовлетворить потребность районов в работниках. Тамбовский ОблОНО был вынужден сделать заявку в Наркомпрос о постановке вопроса перед Воронежским, Пензенским и Рязанским ОблОНО об откомандировании в распоряжение Тамбовского ОблОНО учащихся, окончивших в 1939

г. дошкольное педучилище и годичные дошкольные курсы, жителей районов, отошедших к Тамбовской области. В результате в Тамбовскую область были направлены 34 человека Бо-логовским и Торопецким дошкольными педучилищами Калининской области и Борисоглебским педучилищем Воронежской области и 16 человек с Пензенских годичных дошкольных курсов. В сентябре 1939 г. были открыты годичные курсы в г. Мичуринске на 60 человек. 1 июня 1940 г. был проведен выпуск. Курсы окончило 52 человека, которые были распределены на работу в детские сады и на детские площадки. Для повышения квалификации работников в январе 1939 г. при Институте Повышения Квалификации Работников Народного Образования проведены месячные курсы для инструкторов по дошкольному воспитанию и заведующих детскими садами. На курсах обучалось 24 человека. С 10 по 11 октября 1941 г. при дошкольном педучилище были организованы трехмесячные курсы по подготовке дошкольных работников, имеющих среднее образование. Курсы окончило 31 человек. Получить высшее образование практические работники дошкольных учреждений Тамбовской области имели возможность, обучаясь на заочном отделении педвузов. Так, в 1936 г. на заочном отделении МГПИ обучалось 25 студентов-заочников из Тамбова1.

4. Заключение

На основе изученного материала, можно сделать вывод, что в России в конце XIX -начале XX веков были созданы предпосылки построения системы профессиональной подготовки дошкольных работников. Учебные планы дореволюционных педагогических курсов разной направленности легли в основу курсовой подготовки дошкольных работников в первые годы советской власти, а слушательницы курсов стали проводниками идей дошкольного воспитания в регионах в качестве инструкторов Дошкольных подотделов и руководительниц первых детских садов. События 1917 г. способствовали реформированию системы народного образования, включению дошкольного воспитания в единую государственную систему. Централизованное управление образованием, в том числе и профессиональным, позволило создать государственную преемственную многоуровневую систему профессиональной педагогической подготовки специалистов дошкольного воспитания, включавшей подготовку в различных типах учебных заведений: на краткосрочных и долгосрочных курсах, в педтехникумах - педучилищах, вузах. Вузы готовили преподавателей для средних специальных заведений и руководящие кадры для организации дошкольного дела (методистов, инструкторов, инспекторов), а педтехникумы - педучилища с дошкольными отделениями - практических дошкольных работников.

Анализ исторических источников позволил обобщить и систематизировать характеристику типов учебных заведений, осуществляющих подготовку дошкольных работников в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 гг. и показал, что в исследуемый период незамедлительное решение острого кадрового вопроса требовало скорейшей подготовки, прежде всего практических работников дошкольных учреждений (воспитателей детских садов и работников детских летних площадок), в связи с чем, профессиональная подготовка педагогов-дошкольников в регионе осуществлялась, главным образом, путем организации курсовой подготовки, неспособной обеспечить высокий уровень квалификации кадров, а также за счет подготовки специалистов-дошкольников в средних специальных учебных заведениях (на дошкольном отделении Тамбовского Педтехникума - педучилища, на очном и заочном отделениях Тамбовского Дошкольного педучилища). Опыт собственной вузовской дошкольной подготовки был недолгим (1918-1923) и связан с работой Тамбовского государственного университета и его последующей реорганизацией. Вновь она станет доступна тамбов-чанам лишь в 1930-е гг. с открытием заочных отделений вузов за пределами региона. Продолжительность, формы и методы, содержание обучения напрямую зависели от изменений

1 Жундрикова, С. В. (2004). Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917 - 1941 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Московский педагогический государственный университет. Москва. С.110.

направления государственной политики, а также под влиянием социально-экономических условий жизни в стране.

Список источников и литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аврех, А. Л. (2017). ППС «Тамгоснута»: статистический портрет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 140146.

2. Акулова, О. В. (2018). Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества - к Институту детства Герценовского университета / О.В. Акулова, Э.В. Онищенко, Л.Ю. Савинова // Современное дошкольное образование. №7 (89). С. 9-23.

3. Вершинина, Н. А. (2019). Курсы как первая форма подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников (1900-1916гг.) // Вестник Череповецкого государственного университета. № 4 (91). С. 145-146.

4. Газета «Тамбовская Правда». № 192 (849) от 4 сентября 1933 г.

5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 12.

6. ГАТО. Ф. Р-1424. Оп. 3. Д. 29.

7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 88.

8. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 146.

9. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 149.

10. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 184.

11. ГАТО. Ф.Р-1404. Оп. 1. Д.1 88.

12. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 190.

13. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 191.

14. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 192.

15. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 195.

16. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1001.

17. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1287.

18. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп.1. Д. 1643.

19. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д.1654.

20. ГАТО. Ф. Р-3714.Оп. 1. Д. 72.

21. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп.1. Д. 112.

22. История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (2018) / А. Л. Аврех. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 336 с.

23. Краснова, А. Н. (2007). ПИДО - историко-педагогический портрет вуза в первые годы Советской власти // Учёные записки МГПУ. Вып. 7. С. 39-43.

24. Колокольникова, З. У. (2013). Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX- начала XX в.: монография / З. У. Колокольникова. Красноярск: Издательство Сибирского федерального унивесритета. 166 с.

25. Маторина, И. В. (2023). Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного образования в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. Т. 13. № 1. С. 140-150.

References

1. Avrekh, A. L. (2017). PPS «Tamgosnuta»: statisticheskiiportret [The teaching staff of "Tamgosnut": a statistical portrait] in Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 22, 1 (165), 140-146. (in Russian).

2. Akulova, O. V., Onishchenko, EH. V., Savinova, L. YU. (2018). Pedagogicheskii institut doshkol'nogo obrazovaniya. Ot Frebelevskogo obshchestva - k Institutu detstva Gertsenovsko-go universiteta [Pedagogical Institute of Preschool Education. From the Frebel Society to the Institute of Childhood at Herzen University] in Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie, 7 (89), 9-23. (in Russian).

3. Vershinina, N. A. (2019). Kursy kak pervaya forma podgotovki vospitatelei k ruko-vodstvu izobrazitel'noi deyatel'nost'yu doshkol'nikov (1900-1916) [Courses as the first form of training teachers to guide the visual activities of preschoolers (1900-1916)] in Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (91), 145-146. (in Russian).

4. Gazeta «TambovskayaPravda». [Tambovskaya Pravda]. 192 (849) ot 4 sentyabrya 1933 g. (in Russian).

5. Gosudarstvennyi arkhiv Tambovskoi oblasti [State Archive of the Tambov region (GATO)], f. R-1404. op. 1. d. 12.

6. GATO. [GATO], f. R-1424. op. 3. d. 29.

7. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 88.

8. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 146.

9. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 149.

10. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 184.

11. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 188.

12. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 190.

13. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 191.

14. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 192.

15. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 195.

16. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 1001.

17. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 1287.

18. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d. 1643.

19. GATO. [GATO], f. R-1404. op. 1. d.1654.

20. GATO. [GATO], f. R-3714. op. 1. d. 72.

21. GATO. [GATO], f. R-3714. op.1. d. 112.

22. Istoriya Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R Derzhavina. [History of Tambov State University named after G.R. Derzhavina]. A. L. Avrekh. Tambov, Derzhavin TGU Publ., 2018. (in Russian).

23. Krasnova, A. N. (2007). PIDO - istoriko-pedagogicheskii portret vuza v pervye gody Sovetskoi vlasti [PIDO - historical and pedagogical portrait of a university in the first years of Soviet power] in Uchenye zapiski MGPU, 7, 39-43. (in Russian).

24. Kolokol'nikova, Z. U. (2013). Doshkol'noe vospitanie v Sibiri kontsa XIX - nachala XXv.: monografiya [Preschool education in Siberia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries: monograph] Z. U. Kolokol'nikova. Krasnoyarsk, Sibirskiy federal'nyy universitet Publ. (in Russian).

25. Matorina, I. V. (2023). Podgotovkapedagogicheskikh kadrov dlya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya v Tambovskom krae v 1920-1930-e gg. [Training of teaching staff for the preschool education system in the Tambov region in the 1920-1930s.] in Iz istorii i kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya, 13, 1, 140-150. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.