Научная статья на тему 'РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Огненная Россия”'

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Огненная Россия” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Огненная Россия”»

можно было бы только приветствовать, а вот именно только великорусским (если угодно — российским), бережно обходя, щадя и даже поощряя остальные" (с.178).

Д.Д.Николаев

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957)

"Огненная Россия" (Ревель: Библиофил, 1921). Сборник очерков, объединенных темой огненной судьбы человека, народа, России в современном мире. В книгу входит "Слово о погибели земли русской" (впервые: Скифы. Пг., 1918. Сб.2) и очерки, из которых заключительным является эссе о Достоевском. С.Сумский считает, что "Огненная Россия" — произведение, где говорит не только Ремизов-художник, но и художник-мыслитель объясняет нам многие мотивы своего творчества" (Новая русская книга, 1922. №1. С.18). Анализируя первую часть книги, критик пишет, что "Слово" — это плач по умершим и сознание трагизма происходящего", объясняя свое утверждение тем, что "как большой художник, Ремизов сразу понял, что то, что было, погибло навсегда (замечательно, что "Слово" написано еще до большевистской революции), и проникновенно, и любовно Ремизов сказал прошедшему "вечная память" (там же). Говоря о других очерках сборника, критик обращает внимание, что "остальные три очерка, рассказ "Огневица" и все, навеянные темными словами Гераклита мысли о "судьбе огненной", о том, что "последнее испытание через огонь" (Там же. С.19) отвечают мысли писателя о последнем страдании-искуплении и особенно тщательно разрабатываются им в очерке о Достоевском: "От страдания ведь убежал! Было указание — отверг указание, был путь очищения — поворотил налево кругом". Эти слова ваши, Федор Михайлович, жестокий приговор, много они объясняют" (с. 16). Очерк о Достоевском, как о предтече огненной России завершает сборник и является в художественном плане объединяющим началом между "Россией погибающей" и "Россией огненной", примиряет эти понятия с помощью повышения тона: огонь — гибель — страдание — поэзия — огонь: "Поэты — это огни, излетающие из сердца народа, вестники его сил" (с.16).

О.А.Чуйкова

"Ахру: Повесть петербургская" (Берлин: З.И.Гржебин, 1922). Книга состоит из трех частей и предваряется эпиграфом-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.