Научная статья на тему 'РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Крашеные рыла: Театр и книга”'

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Крашеные рыла: Театр и книга” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Крашеные рыла: Театр и книга”»

души... где кончается власть рассудка, где царят неосознанные, часто неотразимые движения" (там же), а с другой "это похоже на дневник — также лично, отрывисто, иногда случайно" (Мочульский К. // СЗ. 1928. №34. С.500). Все это, по утверждению Ремизова, объясняют царившие в мире грех и темная разлучная сила, которые неминуемо приведут к погибели любое благополучие, пока оно не основывается на внутренней, духовной гармонии. Пышно убранному, наполненному серебром и бархатом, заставленному тяжелой и пыльной мебелью дому родителей Оли неминуемо придет конец. Хозяин дома, отец Оли, неизменно повторяет: "В доме мира нет, погибнет дом!" Тема обреченности, гибели и дома, и его обитателей, звучит в повести еще не громко, но она предвещает будущую гибель многих домов, жизней и душ, о чем сам Ремизов говорит: "Так бы казалось, повесть о Оле кончилась, а на самом деле начинается трагедия" (с.289).

О.А.Чуйкова

"Крашеные рыла: Театр и книга" (Берлин: Грани, 1922). Книга была написана по впечатлениям службы Ремизова в ТЕО (Театральный отдел при Народном комиссариате просвещения) после октябрьского переворота. Она состоит из небольших эссе и критических зарисовок, внутренне объединенных в четыре основных раздела. Первый отражает требования писателя к языку и стилю драматического произведения. Второй посвящен отзывам об увиденных спектаклях. Третий раздел содержит мысли Ремизова о развитии и истинном предназначении пьес для детей. Четвертый и последний раздел — попытка воплотить все вышеперечисленное в виде небольших зарисовок или живых картинок. Главные тезисы, которые выдвигает в "Крашеных рылах" Ремизов — о неразрывной связи театра и сна, а через него и мифа: "Сон и театр — близнецы... Театр как сновидение, вот этой пядью не измеришь и часами не сосчитаешь" (с.29). Базируется сновидческая роль театра, по мнению автора, на тайне слова: "И эта тайность письма от волшебства слова, а волшебство слова от пламенности духа, а пламенность духа — огонь — от дара, а дар по судьбе" (с.9). Однако не только слово, но и маска — "крашеное рыло", по мнению Ремизова, неотъемлемо связано с театральной культурой. Потребность в маске отмечает А.Дроздов как по поводу данной книги, так и обращаясь к творчеству Ремизова вообще: "У него два лица. Второго лица Ремизова широкий читатель не любит, потому что не понимает. С этим лицом

Ремизов пишет все те "странные" вещи, смысл которых... понятен во всей полноте только ему одному" (Накануне. 1923. 9 дек.). "Странность" ремизовских вещей объясняется его отношением к искусству, в частности к драматическому: "Обаяние — мана — морока — суть всякого искусства" (с.7). Говоря же о театре для детей, писатель особенно подчеркивает невозможность "сюсюканья", потребность в поиске новых форм и принципов игры: "Одни писатели идут намятой тропой — пробойной дорогой с готовым словарем, сжившимися образами и установившимися взглядами на вещи, мысли и события, без всякого намека на свой взгляд, свое ухо и свою руку... Другие же писатели прут напролом, проминая и пробивая тропу, со своим словом, со своим глазом, ухом и рукой" (с.42-43). Подобное отношение к слову, по утверждению Ремизова, есть "величайшее напряжение души человеческой, создание его духа, — искусство" (с.15).

О.А.Чуйкова

"Россия в письменах". Т.1. (М.; Берлин: Геликон, 1922). Книга писалась главным образом в 1917 и 1918. По первоначальному замыслу Ремизова "Россия в письменах" должна была состоять из двух томов. Однако второй том остался незавершенным и издан не был. "Сам Ремизов определил эту книгу, состоящую из обрывков и осколков старых документов... как новую форму повествования, "где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия — века" (Струве. 1996. С.81). Острота ремизовского восприятия проходящего и давно прошедшего времени была подчеркнута стремительными переменами, происходящими в России: "В первый раз взял я с полки петровскую мою тетрадь, когда по злому ли наущению либо от простоты нашей Санкт-Петербург обернули в Петроград. И пришло такое время конечно, вон побежали из Петербурга кто куда, оставляя дом Петров — последнее наше окно. Тут я опять петровскую тетрадку достал". Книга представляет собой сборник исторических документов, грамот, памяток, объединенных Ремизовым по принципу "вспоминаемости" событий. "Россия в письменах" — плод многолетней работы. В ней Ремизов раскрывает перед читателем свою связь с прошлым, которое продолжает жить для него какой-то странной, потусторонней жизнью", — пишет рецензент, отмечая, что "каждая грамотка, каждый крестик, каждая книжка превращаются у Ремизова в поэтический образ... А иногда, ухватившись за какую-нибудь печатку...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.