РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА*
И.Н. Яблоков
Формулировка темы «круглого стола» ориентирует на следующие сопоставления: «религия - гуманизм», «религия - наука», «гуманизм - наука». В истории, в том числе недавнего времени, вопрос об указанных соотношениях решался, в зависимости от исходных предпосылок, по-разному. Представители конкретной религии утверждали, что гуманизм - это достояние их религии, гуманизм других вероисповеданий признавали ограниченным в каких-то аспектах, определенные религии считали лишенными гуманистических начал, а нерелигиозные воззрения и соответствующее им поведение, особенно атеистическое, во многих случаях объявляли антигуманными. Вместе с тем в Новое время, от эпохи Просвещения развивалась традиция освобождения гуманизма от его религиозных форм, что нередко находило выражение в конфронтационных формулах наподобие «антигуманизм религии», «ханжество религиозной морали» и проч. Истории известны и острые конфликты религии с наукой.
Указанные оппозиционные представления проявлялись и в нашей стране, в том числе в XX в. С конца 1920-х гг. обнаруживалась конфронтация религиозного и нерелигиозного мировоззрений, принимавшая более или менее острые формы. Прошли кампании по борьбе с религией, религия в официальной пропаганде представала как нечто противостоящее гуманизму и науке. В последние годы, напротив, подвергаются острой критике нерелигиозные взгляды и убеждения, стали распространенными мнения о том, что подлинным гуманизмом является гуманизм религиозный, что только религия может гуманизировать науку и др.
На наш взгляд, многоплановую тему «Религия, гуманизм, наука» можно плодотворно обсуждать в широком культурологическом контексте, на базе определенного понимания самой религии. В качестве успешно «работающего» в религиоведении примем следующее определение культуры: это со-
вокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.
Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, а духовную его часть образовывала мифология. Этот тип культуры включал знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис и песню-пляску, орнамент и т.д. В ходе дифференциации этого типа постепенно вычленились и относительно отделились различные сферы духовной культуры -искусство, мораль, философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями культуры религия производила и накапливала способы и приемы обеспечения и осуществления бытия человека, человеческой деятельности (в материальной и духовной областях), реализовывала их в продуктах, передавала от поколения к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднозначности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, науки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и философия -в Античности, религия - в Средние века, философия - в Новое время, наука - в Новейшее. Идея культурного универсума, его расчлененности и в то же время целостности снимает представление о связи разных областей культуры по принципу редукционизма либо же контрарности или контра-дикторности.
В отечественной неконфессиональной литературе в последние десятилетия использовали ряд подходов к объяснению религии. Представители интеракционного подхода характеризуют ее как систему взаимосвязей и взаимоотношений людей
* Публикуется в новой редакции по: Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Наука, религия, гуманизм: сб. статей / отв ред. Ф.Г. Овсиенко, К.Х. Делокаров. М., 1995. С. 89-99.
по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно на пути описания ее функций, выявления «специфической функции» (чаще всего в качестве таковой называли «иллюзорно-компенсаторную»). Бихевиористское объяснение «первым» в религии считает ритуал (например, «почитания», «умилостивления», «жертвоприношения», «очищения» и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гносео-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания, признают религию одной из форм общественного сознания, а эти формы отличают прежде всего по предмету и характеру отражения: предмет отражения в религии - силы, господствующие над людьми в повседневной жизни, а характер отражения - фантастический. Руководствуясь указанными подходами, некоторые исследователи стали искать у религии такие признаки, которых нет у других образований, говорить о «едином» «специфическом признаке религиозного сознания», «специфическом действии», «специфической функции» и т.д. Вряд ли правомерно требование выявления представлений, элементов содержания, функций, структур и проч., которые были бы свойственны только религии, всем ее типам и разновидностям, на всех стадиях эволюции - таких компонентов, по-видимому, нет. В религии могут соединяться лишь те моменты, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества, групп, индивидов. Своеобразие религии выражается в большей по сравнению с другими областями духовной жизни интенсивности определенных черт, типической их комбинации и субординации.
По отношению к религии процедура строгой формально-логической дефиниции через указание рода и видового отличия вряд ли плодотворна. Более перспективным кажется путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее в разных аспектах. Сущностные свойства религии раскрываются на философском уровне, но обнаружение этих свойств выявляет не все содержание «картины». Требуется посмотреть, как религия проявляется, обнаруживается в сущем, в существовании. Это достигается с помощью социологического, психологического, семантического, герменевтического, исторического и других видов анализа, и тогда объяснение выс-
тупает как результат взаимодействия разных уровней рассмотрения.
На наш взгляд, плодотворным является объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства. В этом смысле религия предстает не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, а как сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира. В таком качестве религия представляет собой:
1) неизбежно возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, ее активно действующий компонент;
2) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
3) отражение действительности;
4) общественную подсистему.
Религия неизбежно возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования. Она имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, общества, социальных групп и отдельного человека; ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства - подчинения, иными словами - теми отношениями, которые недоступны управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. На разных этапах истории эти отношения видоизменяются. В обобщенном виде можно выделить социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки.
Социумные основы связаны с жизнедеятельностью общества как целого, их образует совокупность материальных - экономических, технологических - и производных от них отношений, в духовной сфере - политических, правовых, государственных, нравственных и др., таких объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процессов; не обеспечивающий уверенности в желаемом результате деятельности и благополучном существовании уровень развития производитель-
ных сил; развитие отчужденных форм собственности; внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные факторы в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельскохозяйственном труде; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивида в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов и проч.
В социокультурной сфере религию обусловливают такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое распространение шаблонной массовой культуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порнографизация и т.д.
Антропологические корни религии образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживаются хрупкость бытия, ограниченность существования: болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения Homo sapiens и исчезновения человечества и проч.
Психологические предпосылки существуют в сфере психологии - общественной и индивидуальной: кризисные состояния общественной психологии, групповые и массовые страхи и страдания, превратный характер межчеловеческого общения, неосознанные процессы, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, традиции, обычаи; переживание индивидом всесторонней зависимости от других людей, заданность наследственных и интериоризирован-ных механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, кризис доверия и надежд, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению, неосознанные и неосознаваемые процессы, интуиция, озарение, ясновидение и проч.
У религии имеются и гносеологические предпосылки: незнание непознанного («тайна»), относительность знания и соединенность его с заблуждением, непредсказуемость множества будущих событий, иллюзии чувственного познания, нерасчленение образа и предмета, «наложенность» образа на вещь, отнесенность его к внешнему миру, метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, общего от особенного и единичного, тенденция к гипостазированию, иллюзии рассудка и разума и др. Воображение обладает способностью продуцировать представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которые не были в поле восприятия.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделялась и не расчленялась. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более дифференцировалась, в ней появлялись элементы, складывались их связи. В сформировавшихся религиях выделяют: религиозное сознание - обыденное и концептуальное; деятельность - культовую и внекультовую; отношения; институты и организации.
Содержание, особенность религии как области духовной жизни задается религиозным сознанием, которому присущи: религиозная вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с неадекватным, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию, но в ней они приобретают своеобразие под влиянием религиозной веры, которая выступает как интегративный компонент этого сознания. Это вера: а) в объективное существование гипостазированных существ, атрибутизиро-ванных свойств и связей, а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение описанных в религиозных текстах событий, их повторяемость, наступление ожидаемого события, причастность к ним;
д) в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», «церковных иерархов», «служителей культа» и проч. Благодаря этой вере определенные персоны, предметы действия, слова, писания наделяются религиозными значениями и смыслами, носители которых образуют символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются в ритуал. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс, обусловливает своеобразие процесса трансцендирования в религии. Неосуще-ствляющиеся в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от временности к вечности, от жизни до смерти к жизни после нее, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т.д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания.
В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению «аксиологически», с заведомо «позитивной» или «негативной» оценкой. Конечно, в обыденном сознании, а также в идеологемах слова «истина», «иллюзия», «заблуждение» могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку, а в истории защита «истины» или «заблуждения» приводила к печальными последствиями для защитников. Однако для науки истина и заблуждение - моменты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они - не «вина», а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях, и последние удовлетворяют такого рода нужду.
Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «абсолютно ложным»: в нем есть адекватное миру содержание. В религиозном сознании, хотя и своеобразно, реализуются познавательные процессы. Например, в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогущего, всеблагого, вездесущего и т.д. и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного и пр. воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют адекватные действительнос-
ти данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, пси-хоморфизм, социоморфизм). С помощью определенных языка и понятийных форм осуществляется самопознание человека, в религиозных понятиях, таких как Провидение, телеология, апокалипсис и проч., отражаются соответствующие реалии. В религиозных повествованиях, притчах воссоздаются явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, художественных образах, литературном повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях в них развивались естественно-научные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает экономические, политические, нравственные, философские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них были и такие, которые давали достоверную информацию о мире, являлись ценностно значимыми, выражали объективные тенденции развития общества. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. Конечно, истории известны конфликты религий и науки. Ныне же характерна тенденция движения от конфликта к диалогу, что в немалой степени связано и со сменой парадигм в научном мышлении, изменением типа научной рациональности. И все же правомерно учитывать, что адекватное действительности содержание в религиозных представлениях, понятиях, идеях, повествованиях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объективные связи. «Основоположения», «посылки», «доктринальные аксиомы», «главные Истины» и т.д. не получили обоснования с использованием методов научного познания и в конечном счете являются предметом веры.
Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был поставлен внутри самих религиозных систем. Истинностная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном (отрицающем) суждении, и всякое познание предполагает стремление к истине. Сказанное относится и к религиозным высказываниям (догматам, вероучительным положениям и т.д.), к Богопознанию независимо от того, как трактуется истина и как определяются ее критерии. Истинностные споры проходят че-
рез всю историю религии и теологии: представители каждой религии и конфессии претендовали на истину, а в других находили заблуждения; еретики отвергали официальную догматику как «ложную», а ортодоксия защищала и утверждала ее в качестве Абсолютной Истины.
Носителями религии являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды. На ранних этапах развития религии индивид не выделял себя из религиозной группы, выступал как единичный представитель рода или племени, которые обеспечивали жизнедеятельность этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. Без религиозной личности не может существовать развитая религиозная система. Такой личности присуще качество «религиозность», которое центрируется в отношениях «Бог - человек», «человек - Бог» или -в соответствии со своеобразием той или иной религии - в чем-то ином. В развитых религиозных системах имеются разные типы личностей - «аскет», «отшельник», «монах», «священник», «верующий с доминантной религиозной ориентацией» или «с подчиненной» и т.д. Религиозные качества интериоризируются в процессе социализации в условиях религиозной среды. Став частью культурного универсума, религия продуцирует свою культуру. Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности и представлены в ее несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельност-ным центром является культ.
Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием. Эти ценности организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, атрибутированные свойства и связи, удовлетворяют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой изла-
гаются предания, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (идол, ступа, икона и проч.), произведения искусства.
В религиозных системах шло накопление опыта развертывания отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвязей, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управления культовой деятельностью, обеспечении теолого-теоретических исследований и образования, проведении экономической, коммерческой, благотворительной и другой подобной деятельности.
Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль, искусство и т.д. Религиозная философия исходит из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык философии, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы. Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей и т.д., наполняемых конкретным (иудаистским, христианским, исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых «живут» религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно, -сакральные тексты, теология, различные элементы культа и проч. Другую составляют те явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях, следовательно, предстает как культура родоплеменных религий, как культура индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддийская, христианская, исламская и др. (в их многочисленных конфессиональных разновидностях). Религия выполняет ряд функций: мировоззренческую, компенсаторную, регулятор-ную, интегрирующе-дезинтегрирующую, культу-ро-транслирующую, легитимирующе-разлегити-мирующую. Она задает предельные критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, общество, мир; определяет целеполагание и
смыслополагание, восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Религия может в одном отношении объединить, а в другом - разъединить индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения (государственные, политические, правовые и проч.), отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-либо из них. Являясь составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее слоев - грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства, обеспечивала сохранение и передачу от поколения к поколению ценностей религиозной культуры. Вместе с
тем определенные слои культуры отторгались, отталкивались, например многие компоненты языческой культуры, смеховая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, форма-ционные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные; в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции - прогрессивная, консервативная, регрессивная. Значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере они служат утверждению общегуманистических ценностей.
© Яблоков И.Н., 2011