Научная статья на тему 'Психология религии'

Психология религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4552
603
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология религии»

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ*

И.Н. Яблоков

В последние два десятилетия значительно активизировались исследования в области религии и атеизма, заметно повысился интерес и к проблемам психологии религии. Выясняются предмет этой отрасли знания и ее место в ряду научных дисциплин, складывается ее проблематика, определяется система понятий, анализируются различные религиозные явления, выявляются психологические механизмы перехода от религиозности к нерелигиозности и т.д. Изучение таких вопросов имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

В данной главе рассматриваются лишь некоторые вопросы психологии религии: предмет этой отрасли знания и состав ее теории; психологические корни религии; своеобразие религиозно-психологических явлений и их влияние на нерелигиозную психологию.

Психология религии складывалась на стыке философии, социологии, общей психологии, истории, этнологии, педагогики, ряда других наук и в настоящее время занимает междисциплинарный статус.

Психология религии тесно взаимодействует с другими отраслями социальной (психологией политики, права, искусства и проч.) и общей психологии (возрастной, дифференциальной, клинической и др.), а также с дисциплинами, входящими в научный атеизм, - социологией религии, философией религии, историей религии и др.

Методологическую предпосылку психологического изучения религии составляет система философских и социологических знаний, раскрывающих социальную природу данного феномена.

Религия имеет сложное строение, включает ряд элементов: религиозное сознание - на уровне идеологии и общественной психологии; религиозную деятельность - культовую (культ) и внекультовую; религиозные отношения - культовые и внекульто-вые; религиозные институты и организации.

Именно в таком понимании религия и является объектом психологии религии. Однако религию

изучает, как мы знаем, целый ряд наук. Необходимо, следовательно, определить тот аспект объекта, который является предметом психологии религии. Данная дисциплина исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные элементы психологии, на жизнедеятельность общества, групп, личностей.

Основное содержание психологии религии составляют социально-психологические проблемы, прежде всего определенные аспекты и элементы общественной и групповой психологии. Наряду с этим исследуются психология личности верующего, особенности его психологических состояний и их динамика, его поведение в конфессиональной и других группах. Процессы, состояния и личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью религиозных индивидов к определенным социальным системам, классам, слоям, нациям, демографическим группам, религиозным общностям и общинам.

Религия имеет социальную природу, поэтому центральное место в психологии религии занимают понятия, заимствованные из философии и социологии и наполненные специальным содержанием: «религиозная вера», «религиозные потребности и интересы», «религиозные взгляды» и др., а также социально-психологические категории, которым придан своеобразный смысл: «религиозное общение», «религиозно-психологические явления», «психология религиозных групп», «религиозные традиции и обычаи» и др. Кроме указанных групп имеется совокупность соответствующим образом интерпретированных понятий, пришедших из общей психологии: «религиозное чувство», «религиозное настроение», «религиозный мотив», «вещие сны», «религиозный экстаз» и проч. Используются и некоторые конкрети-

* Публикуется в новой редакции по: Яблоков И.Н. Психология религии // Теоретическая и прикладная социальная психология / отв. ред. А.К. Уледов. М., 1988. С. 247-267.

зированные применительно к изучению религии понятия психопатологии: «религиозно-психические эпидемии», «религиозные галлюцинации», «религиозная психотерапия», «психические заболевания - кликушество, неврастения и др. - на религиозной почве» и т.д. Последние имеют второстепенное значение, они подчинены исходным принципам, их интерпретация осуществляется на базе категорий предыдущих групп.

На данном уровне развития науки в психологии религии можно выделить следующие проблемные области: учение о психологических корнях религии, анализ религиозных психологических явлений (свойств, процессов, состояний) и их влияния на другие феномены психологии, исследование психологических сторон религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, наставления, общения верующих и т.д.; раскрытие динамики психологических состояний в процессе перехода от религиозности к нерелигиозности и атеизму; методика конкретных психологических исследований религиозности и атеистичности.

Важной составной частью психологической теории является учение о психологических корнях религии. Последние происходят из социальных и обусловлены гносеологическими корнями. Главными, определяющими являются социальные корни, с неизбежностью порождающие религию. По отношению к ним психологические, а также гносеологические выступают в качестве условий, создающих возможность ее появления и существования.

Социальные корни представляют собой те материальные и идеологические общественные отношения, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Решающую роль в социальной детерминации играют материальные условия, экономические корни, являющиеся «первопричиной», которая производит различные надстроечные области, в том числе религию. Вместе с тем политика, государство, право, мораль и другие надстроечные явления оказывают на религию вторичное воздействие, выступают в качестве «вторичных» причин. В системе социальных детерминантов существенны также исторические корни, структурные и функциональные связи, связи обусловливания и др. Действие стихийных, неконтролируемых сил, господствующих над людьми, составляет существенную черту общественного процесса во всех формациях. Основами религии

при первобытнообщинном строе были низкая ступень развития производительных сил и ограниченность отношений людей друг к другу и к природе. В антагонистических формациях общественный процесс подчинен законам движения частной собственности, которая обусловливает отношение эксплуатации, классовое угнетение, социальную придавленность трудящихся масс, борьбу классов и проч. В этих формациях имеются классовые корни религии.

Гносеологические корни образуют те моменты познавательной деятельности, которые делают возможными создание и принятие превратно отражающих действительность религиозных представлений, понятий, идей, мифов. Метафизичность, абсолютизация отдельных граней познавательного процесса, неразличение субъективного и объективного, нерасчлененность образа и предмета, тенденция к полаганию во внешнем мире предметного содержания сознания (гипостазирование), способность к фантазии, незнание, преувеличенный акцент на непознанном, неизбежности заблуждений, относительности всякого знания, отрыв рациональной ступени познания от чувственной, сущности от явления, общего от единичного, игнорирование критерия практики и т.д. - все это составляет гносеологические корни религии.

Психологические корни религии - это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти корни питаются стихийными господствующими над людьми силами природы и общества. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические корни. Общественно-психологические представляют собой феномены психологии общества и групп: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, групповые и массовые страхи и страдания, общественное мнение, механизмы негативизма и контагиозности, внушения, подражания, наследования традиций, обычаев и др. К индивидуально-психологическим относят факторы, действующие в психологии индивида: переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность интериоризованных механизмов психики, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, неразделенной любви, смерти близкого человека и т.д.), страх смерти, одиночество и др.

Различение это условно: феномены общественной психологии надындивидуальны, но они не могут протекать вне психологии индивидов.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы порождаются соответствующими социальными условиями. Для таких состояний характерно, с одной стороны, чувствование раско-лотости, разрушенности, катастрофы, конца, с другой - поиски выхода, стремление достичь стабильности бытия, успокоиться. И если в рамках данной общественной системы реального выхода нет, то сознание - общественное и индивидуальное -ищет этот выход в религиозных формах. Так, кризисное состояние общественно-психологической атмосферы в Римской империи периода разложения рабовладельческой общественно-экономической формации создало благоприятную почву для появления и распространения христианства.

Превратный характер общения также служит питательной общественно-психологической средой религии. Общение приобретает формы господства и подчинения, борьбы, конкуренции, опосредуется вещными отношениями. Процесс обособления личности все более утверждает индивидуализм и эгоизм как ее главные черты. Конфликтность общественных, прежде всего производственных, отношений порождает конфликт личности и общества, индивидов друг с другом. Стремление к удовлетворению потребности в общении побуждает к поискам таких групп, которые вселяют надежду на достижение гармонии общения; так создается психологическая предрасположенность к религиозному общению.

Психологическую почву религии образуют сильные, устойчивые отрицательные эмоции -страх, зависимость, страдание, отчаяние и др. Психологические корни - это главным образом те напряженные состояния масс и индивидов, которые постоянно вызываются стихийностью социального процесса, эксплуатацией, социальной придавленностью и т.д.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присущи стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания - процесса, причиняющего много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей и т.д. оказывают сильное гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, он стремится ос-

вободиться от этих настроений. Такого рода переживания питают веру в бессмертие души, в посмертное существование и др.

Социальные, гносеологические и психологические корни религии обусловливают своеобразие религиозного сознания на уровне как идеологии, так и психологии. Этому сознанию присущ ряд черт. Оно выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах, но преобладающее место в нем занимают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление.

Религиозная идеология формируется в период разделения материального и духовного труда и становления классового общества. В состав развитой религиозной идеологии входят: учение о Боге или богах, о мире, человеке, религии, Церкви и т.д.; религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства и т.д., т.е. религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-художественные и прочие концепции, находящиеся на стыке религиозной и иных видов идеологии; религиозная философия, занимающая место на пересечении религиозной идеологии с идеализмом.

Религиозная идеология активно влияет на общественную, групповую и индивидуальную психологию. Она определенным образом истолковывает психологические явления, обобщает их, ищет в них факты для самоподтверждения, способствует изменению психологии в ту или иную сторону, служит фактором воспроизводства религиозных психологических явлений, стремится вовлечь в сферу своего влияния нерелигиозные элементы психологии. Религиозная идеология воспитывает негативизм в отношении к «этому» миру, к инакомыслящим, стимулирует развитие двуплановости, раздвоенности сознания людей, продуцирует апокалиптические чаяния. Теологи и служители культа используют и стимулируют в психологии неосознанные иррациональные процессы. Большое внимание уделяется созданию различных форм соединения религиозных элементов с элементами этнической и классовой психологии и т.д.

В общественной, групповой и индивидуальной психологии выделяют: а) религиозные явления; б) религиозно окрашенные феномены; в) нерелигиозные и религиозные элементы. Когда мы говорим о религиозных явлениях, то имеем в виду специфичность содержания и направленности психо-

логических образований, процессов, состояний, механизмов, способов их выражения и приведения в движение, а также их доминантность, коррелятивность и валентность. Религиозные психологические явления особенны не с психической стороны, специфичность их выявляется при сравнении не с «психическими явлениями», а с другими видами феноменов психологии - политическими, художественными, нравственными и др.

Религиозные психологические явления возникают и воспроизводятся в контексте религиозной деятельности и отношений (прежде всего культовых). К ним относятся религиозные вера, потребности, психологические аспекты общения, представления, взгляды, чувства, настроения, мотивы, ценностные ориентации, установки, мнения, традиции и др.

Бессилие, зависимость, отношения господства и подчинения находят выражение во всем религиозно-психологическом комплексе: вере, потребностях, представлениях, взглядах, чувствах, настроениях и т.д. Ограниченность людей отражается, например, в образах: «всесилия, всемогущества Бога» и «слабости, ничтожества, недостоинства, греховности человека», «радости в страдании», «юдоли скорби и плача», «силы судьбы», «Страшного суда» и проч. Наряду с переживанием подчиненности, несвободы имеются и чаяния о спасении, желание избавления от гнета чуждых сил, надежда на освобождение и воздаяние, мольбы о помощи; вера в приход Мессии, в исцеление неизлечимых болезней, «жизнь вечную», достижение покоя, просветления, рая, нирваны и т.д., что служит основанием для преодоления отчаяния, утешения и облегчения.

Охарактеризуем психологические феномены, в которых наиболее отчетливо выражается своеобразие религиозно-психологического комплекса, -веру, чувства, психологические аспекты общения.

Интегральным системообразующим элементом этого комплекса является вера. Неправомерно отождествление всякой веры с верой религиозной. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении ожидаемого события, желаемом поведении человека, истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда имеются известная степень успешности действия, реальная возмож-

ность благоприятного исхода и знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей значимый смысл. Она не может быть сведена к чувству; конечно, в ней эмоции играют большую роль, но все же она представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов.

Веру следует отличать от убежденности. Убежденность - это способ принятия, присвоения определенных принципов, взглядов, представлений. Она включает рационально аргументированное и обоснованное знание, истинность которого доказана и проверена на практике. В убежденности выражаются ценностное отношение, активная жизненная позиция, она придает людям особую психологическую устойчивость, готовность к соответствующему действию.

Религиозная вера имеет рациональную, эмоциональную и волевую стороны. Это вера:

а) в истинность религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;

б) объективное существование существ, свойств, связей, которые составляют предметное содержание религиозных образов;

в) возможность общения с указанными кажущимися объективными агентами, воздействия на них и получения от них помощи;

г) действительное совершение каких-то мифологических событий в прошлом, их повторяемость, наступление ожидаемого мифологического события;

д) религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов и т.д.

Религиозная вера связана со всеми элементами религиозно-психологического комплекса, служит главным мотивом культового и внекультового религиозного поведения. Она обусловливает появление и существование религиозных потребностей и интересов, чувств и настроений, установок и стереотипов, чаяний и ожиданий и проч., соответствующую направленность, жизненную позицию и активность верующих.

Существенным компонентом религиозного психологического комплекса являются эмоции. Подчеркивая роль эмоциональной сферы в религии, Ф. Энгельс писал, что религия есть «...непосред-

ственная, т.е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным...»1. Религиозные чувства, фактически являясь эмоциональным отношением к этим силам, в сознании переживаются как отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, сак-рализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Однако не всякие переживания можно считать религиозными чувствами, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующие смысл и значение.

С религиозными представлениями могут соединяться и получать соответствующее образное оформление и смысл самые разные эмоции человека: страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, прак-сические и гностические, эстетические и проч.; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «любовь к ближнему» и т.д.

Религиозное общение - это личная, эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходят актуализация и персонификация религиозных отношений. Как и всякое общение, религиозное осуществляется с помощью механизмов сообщения, внушения, взаимозаражения, подражания, идентификации, взаимовосприятия, контагиозности и негативизма и т.д. Не всякое общение верующих является религиозным, оно может развертываться в различных нерелигиозных сферах - экономической, политической, художественной, в труде, быту, на отдыхе и т.д. Религиозное общение складывается в соответствии с религиозным сознанием, с помощью совокупности специализированных знаков и символов, в различных видах религиозной деятельности - культовой и вне-культовой; в нем находят выражение те позиции, которые занимают верующие индивиды в вероисповедной группе. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с существами (Богом, ангелами, душами умерших и т.д.), которые составляют пред-

1 Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 329.

метное содержание религиозных образов. «Бог», «Дух Святой», «ангел» и т.д. как комплексы представлений играют роль посредников общения между верующими людьми. Способность развертывания данного отношения в сфере сознания развивается в процессе социализации в условиях религиозной среды. Религиозные отношения, в которые непосредственно включены индивиды, инте-риоризируются в их психологии.

В религиозном общении находят выражение различные аспекты религиозных отношений: господство - подчинение («Господь и раб Господень», Патриарх - «владыка» и проч.); меновые, нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозные любовь, страдание и сострадание и проч.); отношения покровительства и охранения («ангел-хранитель»), подчинения и авторитарности и т.д. Следует подчеркнуть особую действенность в религиозном общении механизмов негативизма и контагиозности. В рамках той или иной общины, объединения, конфессии, направления, религии развивается «мы-чувство», происходят отличение и отделение их последователей от «других», от нечленов этих групп - неверующих и инаковерующих, которые оцениваются как «они». С одной стороны, члены данной группы противопоставляют и обособляют себя в отношении других групп по определенным признакам, с другой - они сплачиваются, испытывают привязанность друг к другу, их психология и поведение приобретают черты сходства, стандартизируются и конформизируются. Обособление по отношению к «другим» и уподобление внутри «своих» взаимосвязаны как стороны одного процесса и развиваются одновременно.

Представление о превосходстве складывается из целого комплекса идей, мнений, переживаний. Верующие горды прежде всего тем, что приобщены к «тайнам» религии и вкушают ее плоды; этим они отличают себя от нерелигиозных индивидов и групп. Одна религиозная общность считает себя обладающей преимуществами перед другими религиозными общностями. Православные, противопоставляя себя католикам и протестантам, вдохновляются своей преданностью традициям древней Церкви, ортодоксальностью, «правильным прославлением» Бога и т.д. Католики, в свою

очередь, кичатся своей «вселенскостью», единением во всемирном масштабе, обладанием истинной философией (томизмом) и проч. Протестанты считают себя «лучше» потому, что непосредственно (без церковной иерархии), одной только верой связаны с Богом. Идея избранничества умиляет баптистов, полагающих, что они «рождены свыше», «обращены», «освящены». Христиане думают, что лишь они обладают подлинной религией, другие же религии - заблуждения.

Представляющей интерес проблемой является взаимодействие религиозно-психологического комплекса с этнической психологией - психологией рода, племени, народности, нации. Направление эволюции верований, культа, организаций во многом зависело от этнических процессов, которые обусловили, например, формирование типов религий - родоплеменных, народностно-нацио-нальных, мировых. Вместе с тем религиозный фактор, в том числе психологический, оказывал

влияние на развитие рода, племени, народности, нации, определенные верования и культы могли выступать в качестве одного из признаков этноса. Складывались этноконфессиональные группы, в которых идентифицировалась этническая и конфессиональная принадлежность, а религиозное самоназвание было одновременно этнонимом.

В моноконфессиональном этносе религия выполняет этноинтегративную (объединения данного этноса) и этнодифференцирующую (отделения от других этносов), а в поликонфессиональном - дезинтегрирующую функции. Таким образом, религия может сплачивать представителей этноса, способствовать формированию этнического сознания или, напротив, развитию этноцентризма, обособлению данного этноса от других. Религиозность тесно переплетается с ро-доплеменными, патриархальными отношениями, нередко соединяется с идеей этнической исключительности.

© Яблоков И.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.