КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
И.Н. Яблоков
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА*
В религиоведении «работает» следующее определение культуры: «Это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями» (с. 212).
Исторически первым типом культуры была мифология, которая включала знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы и т. д. В процессе дифференциации мифологии постепенно выделялись различные типы духовной культуры - искусство, мораль, философия, наука, религия и др. В истории эти типы духовной культуры взаимно влияли друг на друга, образовывая универсум духовной жизни. В Античности на первый план выходили искусство и философия, в Средние века - религия, в Новое время -философия, в Новейшее время - наука.
«Своеобразие религии выражается в большей по сравнению с другими областями духовной жизни интенсивности определенных черт, типической их комбинации и субординации» (с. 213). Автор считает плодотворным объяснение религии в контексте духовной жизни общества. Религия возникает в ходе процесса становления человека, общества и человечества. Автор выделяет со-циумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религии.
* Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М., 2011. - № 1. - С. 212-217.
И.Н. Яблоков
Социумные основы возникновения религии связаны с жизнедеятельностью общества как целого. Это совокупность экономических, технологических, политических, правовых, государственных, нравственных и пр. отношений. Эти отношения господствуют над людьми в повседневной жизни, они чужды им и продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий.
В социокультурной сфере религию обусловливают деформация системы ценностей, бездуховность, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкая массовая культура, тупики искусства, падение нравов, порнографизация и т.д.
Антропологические корни религии образуют: болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, геноцид, «угроза перерождения Homo sapiens и исчезновения человечества» (с. 214).
Психологические предпосылки возникновения религии находятся в сфере общественной и индивидуальной психологии. Это групповые и массовые страхи и страдания, общественное и групповое мнения, механизмы внушения и подражания, традиции, обычаи, зависимость индивида от других людей, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувство одиночества, склонность к поклонению, интуиция, озарение, ясновидение и проч.
Гносеологические предпосылки религии: незнание непознанного, относительность знания, метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, иллюзии рассудка и разума. «Воображение обладает способностью продуцировать представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которые не были в поле восприятия» (с. 214).
Структура и элементы религии складываются и изменяются в процессе истории. В первобытном обществе религия не выделялась как самостоятельное образование. В дальнейшем она стала самостоятельной областью духовной жизни. Религиозному сознанию присущи: религиозная вера, символичность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, религиозная лексика.
Религиозная вера - это вера в самостоятельное существование гипостазированного (отвлеченного) объекта, в возможность получения от него помощи, в истинность догматов и текстов, в действительность описанных в этих текстах событий, в религиозные авторитеты
Религия в системе культурного универсума
(«отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков» и проч.). Религиозная вера «оживотворяет весь религиозный комплекс», обусловливает своеобразие процесса восприятия потусторонности в религии (с. 215).
В религиозном сознании своеобразно реализуются познавательные процессы. В религиозных повествованиях и притчах события воссоздаются так же, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном творчестве. Но в религиозных представлениях содержание, адекватное действительности, слито с образами воображения. «Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был поставлен внутри самих религиозных систем» (с. 215). Ведь споры об истине проходят через всю историю религии и теологии, поскольку представители каждой религии и конфессии претендовали на истину.
Религия продуцирует свою культуру, поскольку она является частью культурного универсума. «Религиозная культура - это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности» (с. 216). Религиозная культура не одинакова в разных религиях. Она предстает как культура родоплеменных религий, как культура христианская, иудаистская, индуистская, конфуцианская, буддийская, синтоистская, исламская и др. в их многочисленных конфессиональных разновидностях. Являясь составной частью культуры, религия способствовала развитию грамотности, письменности, книгопечатания, различных видов искусства, а также - сохранению и передаче от поколения к поколению ценностей религиозной культуры.
«Значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере они служат утверждению общегуманистических ценностей» (с. 217).
И.Л. Галинская