Научная статья на тему 'Религия как неотъемлемая часть социального воспитания. Исследование школьных программ Великобритании на предмет выявления религиозного образования'

Религия как неотъемлемая часть социального воспитания. Исследование школьных программ Великобритании на предмет выявления религиозного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1507
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сур Ирина Эдуардовна

В статье ставится задача рассмотреть необходимость и важность религии в процессе социального воспитания личности. На примере Великобритании, автор рассматривает зарубежный опыт процесса прививания духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе через религию. В современном мире, в связи с кризисом в области духовно-нравственного развития личности, автор считает необходимым внедрение религиозного воспитания в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия как неотъемлемая часть социального воспитания. Исследование школьных программ Великобритании на предмет выявления религиозного образования»

Система интерактивных технологий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой стороны - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы и явления.

Таким образом, интерактивные технологии обучения на уроках музыки позволяют решать такие педагогические задачи, как активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала и активизация творчества детей. Освоение музыкального искусства средствами интерактивных технологий способствует как более полному выявлению творческих сил ребенка, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных учебных действий, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.

Литература

1. Гильванова Э. А., Политаева Т. И. Интерактивные формы и методы обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию БГПУ им. М. Акмуллы 30 ноября 2016 г., г. Уфа / Отв. ред. Т. И. Политаева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. С. 272-275.

2. Гильванова Э. А., Политаева Т. И. Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. № 4 (36). С. 31-48.

3. Каримова Л. Н. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза // Фундаментальные исследования. № 3, 2014. С. 393-396.

4. Левина И. Р. Политаева Т. И. Креативное образование школьников на уроке музыки // Искусство и образование. № 10, 2008. С. 60-64.

5. Политаева Т. И. Проблема формирования творческой одаренности личности в музыкальной среде // Культура. Наука. Интеграция. Ростов н/Д: Изд-во Южный федеральный университет, 2015. № 1 (29). С. 59-63.

Религия как неотъемлемая часть социального воспитания. Исследование школьных программ Великобритании на предмет выявления религиозного образования Сур И. Э.

Сур Ирина Эдуардовна /Sur Irina Eduardovna - студент, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье ставится задача рассмотреть необходимость и важность религии в процессе социального воспитания личности. На примере Великобритании, автор рассматривает зарубежный опыт процесса прививания духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе через религию. В современном мире, в связи с кризисом в области духовно-нравственного развития личности, автор считает необходимым внедрение религиозного воспитания в учебный процесс. Ключевые слова: социальное воспитание, религия, духовно-нравственное развитие.

В современном образовании слишком мало духовного воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Фиксируется огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, то есть упадок ценностных ориентиров современных людей.

Роль религии в жизни детей и подростков сведена к минимуму обществом. Эта тенденция, наряду с негативным влиянием средств массовой информации, привело к поколению подростков с моральным компасом, который пошел наперекосяк. Роль религии в качестве агента социализации нельзя игнорировать. Она является основным передатчиком наших основных личных и общественных ценностей. Без влияния религии, мощные внешние силы, с которыми сталкиваются подростки - наркотики, насилие, отрицательное влияние сверстников и других дисфункциональных влияний -становятся более влиятельными.

Важнейшей проблемой и одновременно целью современного общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

Ни для кого не секрет, что религия является мощным оружием в процессе социализации, оказывает сильное влияние на гражданское образование и ценности людей. Составной частью процесса социализации является социальное воспитание, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. Социальное воспитание - это целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально значимых качеств [3]. Главная цель социального воспитания состоит в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Гражданин - это, прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий свою страну и ценящий культурное наследие своих предков. Без прошлого невозможно построить светлое будущее. Ведь человек без знания прошлого, вынужденный заново определить место в мире, без исторического опыта своего и других народов, оказывается совсем растерян и будет способен жить только сегодняшним днём. Невозможно понять большую часть истории без знания религии. История и религия тесно связаны. Религия помогает вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны. Изучение религии должно стать обязательным. Знания о религии являются не только характеристикой образованного человека, но и необходимым для добросовестного гражданина. Религиозная грамотность рассеивает стереотипы, способствует межкультурному пониманию и формирует уважение к правам других на свободу вероисповедания. Религиозное образование вносит уникальный вклад в духовное, моральное, социальное и культурное развитие человека, а также помогает сплотить людей. Знания религии также необходимы для понимания не только истории но и политики, этики, искусства и литературы. Определив значимую роль религии в социальном воспитании нельзя ни сказать, что религиозное воспитание должно стать обязательным.

Социальное воспитание - это форма влияния на социальное развитие личности, которая состоит из определенных образовательных стратегий, целью которых является поддержка социального благосостояния и улучшение духовной и нравственной составляющей людей в целом, и особенно решение задач маргинальных групп, которые существуют вне системы [8].

Целями социального воспитания вместе с его задачами должно, с одной стороны, предотвратить проблемы маргинальности и с другой стороны оптимизировать процессы социализации, а также гарантировать всем людям исполнение их прав.

Среди методов, имеющих отношение к социальному воспитанию можно перечислить наблюдение за социумом, а именно поведениями и отношениями между людьми, которые идентифицируют их, выявление и коррекция групп, которые отвергают определённые ценности и традиции, утверждают свою собственную систему норм и ценностей, поведение которых является невежественным и неадектватным. Вместе со всем вышеперечисленным можно упомянуть также сбор информации об образе жизни людей, их проблемах, отношениях между ними, чтобы определить и подобрать стратегию преобразования, которая будет являться лучшей в каждом из случаев [8].

Развитие человека это очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

Одним из наиболее массовых и стойких социальных явлений, которые сопутствовали человечеству на протяжении большей части его истории и которые играют немаловажную роль в настоящее время, является религия [1].

Сам термин «религия» в переводе с латинского дословно означает «связь человека с чем-то, привязанность к чему-либо», связь с чем-то, вечным, неизменным, священным. Впервые его общедоступно употребил римский оратор и мыслитель Цицерон, противопоставляя суеверию, невежеству. Со временем это слово стало входить в обиход христианства, показывая, что новая вера не представляет собой суеверие и невежество, а является высокой нравственной и богословской системой. В православном богословском словаре есть достаточно большое и пространное объяснение этого термина, суть которого состоит в том, что религия - это взаимоотношение между человеком и Богом [6].

Важность религиозного воспитания в том, что религиозные убеждения определяют наши ценности и отражаются в том, что мы говорим и как мы ведем себя. Религиозное воспитание является важным предметом, в развитии знаний о различных религиях и верованиях, которые являются частью современного общества. Религиозное воспитание охватывает сложные вопросы о смысле и конце жизни, представления о Боге, о себе и о природе реальности, вопросы, что есть хорошо, а что плохого, и что это значит быть человеком. Религия может развивать знания учащихся о понимании христианства, других основных религий, других религиозных традиций и мировоззрений, которые предлагают ответы на различные жизненные вопросы. Религиозное воспитание также способствует личностному развитию и благополучию учащихся и социальной сплоченности путем укрепления взаимного уважения и терпимости в обществе. Оно дает возможность проанализировать себя, свои поступки, образ жизни, углубить понимание важности религии в жизни. Изучение религий и верований в рамках учебного плана, имеет важное значение для достижения духовного, нравственного, культурного, социального развития. Изучение концепций и роли религии в духовной, моральной и культурной жизни людей в современном обществе помогает людям развивать моральное сознание и социальное понимание [4]. Внедрение религиозного воспитания играет важную роль в подготовке учащихся к взрослой жизни, их занятости и обучения на протяжении всей жизни. Религия помогает детям и молодым людям стать успешными учениками, уверенными в себе личностями и ответственными гражданами. Религиозное воспитание дает знания, навыки и понимание ценностей истины и добра, укрепления потенциала людей для принятия моральных суждений, а также для принятия различных решений, чтобы сделать и правильный выбор [5]. Религиозное воспитание вносит важный вклад по содействию сплочения учеников в школе. Религия обеспечивает хорошую основу для развития понимания и признания людей разных национальностей, содействует освоению общих ценностей и пресекает расизм и дискриминацию. В Великобритании религиозное воспитание фокусируется на изучение различных религий и убеждений и как это влияет на жизнь. В мировом сообществе религиозное воспитание включает в

81

себя изучение вопросов глобального значения: признание разнообразия религий и убеждений и их влияние на мировые проблемы. Религия, как предмет дает особые возможности для прививания уважения к другим людям, ломает стереотипы и дает возможность понять другие культуры и верования [8]. Таким образом, религиозное воспитание для детей и молодежи: дает ответы на сложные вопросы о смысле и цели жизни, убеждениях, личности, вопросы хорошего и плохого, и что это значит быть человеком. Религия развивает знания учащихся о христианстве, и других основных религиях и религиозных традициях, укрепляя личные размышления и исследуя иные убеждения. Религиозное воспитание развивает такие чувства как сопереживание, великодушие и сострадание.

Для многих людей религия становится мощным социализирующим фактором, той призмой, через которую познается мир и строятся отношения с окружающими. Религия тесно связана с культурным, духовным, эмоциональным, социальным развитием личности. Религиозное воспитание формирует личность, которая [9]:

• хорошо подготовлена к жизни и рабочей деятельности;

• готова сотрудничать с другими людьми;

• уважает окружающих;

• проявляет уважение к религии и культуре другого человека;

• относится с пониманием к различным взглядам и мнениям;

• непримирима с несправедливостью и стремится жить в мире;

• поддерживает и улучшает окружающую среду;

• стремится изменить обстоятельства в лучшую сторону.

Духовно-нравственное воспитание подразумевает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, то есть высших жизненных ценностей. Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать.

На сегодняшний день мы имеем дело с поколением, готовым принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их нам помогает раскрыть религия. Дети нового поколения имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых. Если религия станет одной из форм, посредством которой удастся донести до осознания детей духовные ценности таким образом, чтобы их сознание оставалось природно-целостным и здоровым, поддерживалась гармония в их развитии, то мы сможем сохранить и взрастить потенциал молодого поколения. Религия - это сила, которая позволит возвратить человечество к нравственности и пробудить человека, избавить его от материальной зависимости.

Подводя итог нашим соображениям по данной проблеме, важно определить педагогические основы организации преподавания религии. Назовем наиболее значимые из них для нашего времени. Преподавание следует вести с учетом возраста учащихся и их умственных сил. По возможности избегать схоластики в изложении религиозных истин. Преподавание религии должно быть соотнесено с практикой использования правил христианского учения в жизни [2].

Безусловно, обращение к религии так же, как и избрание веры, дело сугубо личное. Закон гарантирует гражданам свободу выбора того, какими этическими нормами им руководствоваться в своей жизни.

На примере зарубежных стран мы можем наблюдать обязательное изучение религии. В Великобритании, в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года, в программе государственных школ «обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться «должным признанием» [7]. Допускаются молитвы для отдельных групп учеников в соответствии с их вероисповеданием. Программа религиозного образования в государственных школах может учитывать

религиозные особенности местного населения. Родители имеют право отказаться от религиозного образования своих детей.

Проведя обзор школьных программ Великобритании ,например, таких как Colman Junior School, Mulbarton School, Lionwood Junior School, Aylsham High School и др. [11]. Можно сказать, что во всех этих школах присутствует такое направление как SMSC (Spiritual, Moral, Social and Cultural Education) что в переводе на русский звучит как духовное, моральное, социальное и культурное воспитание, также в каждой школе есть такой предмет как Religious education (религиозное воспитание) и Citizenship (гражданство или ценности и достоинства Великобритании). Ученики в возрасте десяти-одиннадцати лет начинают изучать все эти направления [10].

Религия это система взглядов, убеждений, культурных ценностей и мировоззрений, которые объединяют общество с духовностью, а также моральными ценностями.

В заключении можно сказать, что православно-ориентированное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи с Абсолютным идеалом, под которым в православишпонимается личностный Бог.

Литература

1. Докучаев Д. С. Влияние Религии на духовно-нравственное воспитание школьников. [Электронный ресурс]: Д. С. Докучаев. Режим доступа: http://sibac.info/studconf/hum/vii/30945/ (дата обращения: 11.11.2016).

2. Лызлов Н. Религиозное образование за рубежом. [Текст] // Сибирская православная газета, 2004. № 9.

3. МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. С. 138-175.

4. Никандров Н. Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия. [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика, 2010. № 3. С. 9-14.

5. Определение Освященного юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. М., 13—16 августа 2000.

6. Писманик М. Г. Религия в истории и культуре [Текст]: Учеб. для студентов вузов / М. Г. Писманик, Р. Г. Балтанов, Г. Р. Балтанова и др. Под ред. М. Г. Писманика. 2. изд., перераб. и доп. М., 2000. 591 с.

7. Понкин И. В. Религиозное образование за рубежом: опыт, проблемы и перспективы / И. В. Понкин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/culture/rel_obr_zrub.htm/ (дата обращения: 12.11.2016).

8. Clive Erricker. Religious education and social and emotional aspects of learning (SEAL). / Clive Erricker. The Religious Education Handbook. [Electronic recource]. URL: http://re-handbook.org.uk/ (date of access: 14.11.2016).

9. Lester Emile. Teaching about Religions: A Democratic Approach for Public Schools. Ann Arbor, Mich.: The University of Michigan Press, 2011

10.Moore Diane L. Overcoming Religious Illiteracy: A Cultural Studies Approach to Teaching About Religion in Secondary School. New York: Palgrave, 2007

11. UK Schools & Colleges Database. UK Schools & Colleges Database. [Electronic recource]. URL: http://schoolswebdirectory.co.uk/ (date of access: 12.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.