Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное воспитание / религия / студент / куратор / ценность / здоровье / характер студента / multicultural education / religion / student / curator / value / health / character of student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Мальчукова, М В. Виноградова

Формирование сотрудничества между странами в рамках сохранения поликультурной среды является основным направляющим вектором развития современного мира. В настоящее время проблема развития поликультурного пространства как никогда актуальна и в российском образовании. Актуальность и значимость поликультурного воспитания возрастает, поскольку роль религии в социальной жизни современного российского общества уменьшилась, т. к. современная молодежь перестали воспринимать религию как культурное наследие. Одним из важных элементов духовной культуры в поликультурном воспитании каждого народа является религия. В связи с этим в данной статье авторами рассматривается отношения к религии современной молодежи ГАУ Северного Зауралья и степень ее личностного принятия в реалиях нового времени. В статье приведены данные опроса студентов ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направления подготовки «Агроинженерия» по выявлению отношения к религии как духовной культуре. В результате исследования нами были выявлены факторы, влияющие на поликультурное воспитание современной молодежи ГАУ Северного Зауралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A FACTOR TO INFLUENCE THE MULTICULTURAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

The formation of cooperation between countries within the framework of preserving the multicultural environment is the main guiding vector of the development of the modern world. At present, the problem of development of multicultural space is as relevant as ever in Russian education. The relevance and importance of multicultural education is increasing, since the role of religion in the social life of modern Russian society has decreased, because modern youth have ceased to perceive religion as a cultural heritage. One of the important elements of spiritual culture in the multicultural education of each nation is Religion. In this regard, the authors consider the attitude to religion of modern youth of the Northern Trans-Urals GAU and the degree of its personal acceptance in the realities of modern times. The article presents the data of a survey of students of the Northern Trans-Urals State Agrarian University in the field of training “Agroengineering”, to identify attitudes to religion as a spiritual culture. As a result of the research, we have identified factors affecting the multicultural education of modern youth of the Northern Trans-Urals State University.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

3. Повышение осведомленности преподавателей о вопросе установления раппорта

Джереми Хармер определяет раппорт как «позитивные и уважительные взаимоотношения между преподавателем и студентами и между самими студентами» [7, с. 113]. Считается, что классы, в которых установлен раппорт между преподавателем и студентами, с большей вероятностью преуспеют в освоении учебного плана [8].

Раппорт во многом основывается на понимании и признании студентами профессионализма преподавателя. Другими словами, когда студенты видят, что преподаватель пришел в аудиторию подготовленным, то есть заранее продумал, что будет происходить на занятии, они более склонны такому преподавателю доверять. Доверие - неотъемлемая часть функциональных отношений между преподавателем и студентами. Формированию доверия способствует также высокий уровень предметных компетенций преподавателя.

Тем не менее раппорт ещё и конструируется в процессе взаимодействия преподавателя со студентами и зависит от характера этого взаимодействия.

Джим Скривенер, говоря о техниках построения раппорта, рекомендует при планировании занятия оставлять время для «неструктурированной» беседы, когда у преподавателя и студентов есть возможность взаимодействовать от лица самих себя, вне фрейма «учитель - ученик» и соответствующих ролей [8, с. 40].

Скривенер также отмечает, что наряду с профессионализмом, ключевым основанием для построения раппорта служит «аутентичность» преподавателя, которую он определяет как способность быть самим собой, быть настоящим, не скрывать искренние реакции и настроения, не маскировать своё естественное поведение [8, с. 36]. «Аутентичный» преподаватель не говорит со студентами с позиции превосходства, не боится сделать ошибку и признать, что он не знает ответа на вопрос, доступен и открыт к общению, готов взаимодействовать со студентами в менее формальном ключе. При этом всё вышеперечисленное, конечно, не исключает сохранения необходимой и приемлемой дистанции, авторитета, связанных с необходимостью управлять группой и динамикой на занятии, контролировать выполнение домашних заданий и соблюдения требований учебной программы.

Результаты нашего контент-анализа, приведенные выше, подтверждают, что студенты склонны наиболее высоко оценивать вклад именно межличностных и методических компетенций преподавателя в эффективность учебного процесса.

Библиографический список

Построение раппорта может идти и совместно с достижением непосредственно образовательных целей. Преподаватель может, к примеру, создавать собственные упражнения для отработки целевого лексического или грамматического материала: например, упражнение на раскрытие скобок и постановку глагола в нужное прошедшее время на основе истории из собственного детства. Или же при презентации времени Present Perfect для описания опыта преподаватель может вместо использования текстов и примеров из учебных пособий представить студентам линию времени с изображениями, иллюстрирующими события из его жизни, и рассказать о них, используя целевую языковую конструкцию: I have been to London, I have met a famous person и т. д.

Обобщая результаты исследования, необходимо сказать, что нарастающие темпы и объёмы цифровизации, происходящей в современном обществе, диктуют свои правила и для сферы образования. Считается, что представителям поколения Z, характеризующегося повышенным интересом к новым технологиям в совокупности с клиповостью мышления, для успешного достижения образовательных целей необходимо активное применение преподавателями цифровых инструментов в обучении. Цель исследования, состоящая в оценке вклада цифровых инструментов и цифровых компетенций преподавателей в эффективность учебного процесса, была достигнута благодаря решению основной задачи: анализу развернутых ответов респондентов на вопрос-стимул методом разведывательного контент анализа. Впервые было выявлено, что студенты склонны крайне низко оценивать вклад использования цифровых инструментов на занятиях в эффективность обучения, при этом придавая высокое значение межличностным (отношение к студентам) и методическим компетенциям преподавателя.

Предложенные по итогам исследования практические рекомендации для преподавателей иностранных языков включают переоценку взглядов на ограничение TTT (teacher talking time), внедрение элементов подхода Dogme ELT в классическую методику преподавания, необходимость более широкого обсуждения в профессиональном сообществе вопросов установления раппорта.

Проведённое нами исследование может служить основой для количественных изучений оценки вклада компетенций преподавателя в эффективность учебного процесса, в том числе с точки зрения самих обучающихся и дифференцированно для разных предметных областей, а также для количественных и глубинных исследований, позволяющих измерить и провести сравнительный анализ эффективности применения личностно ориентированных техник и цифровых инструментов при обучении разным аспектам иностранного языка.

1. Дорожная карта по цифровому сотрудничеству: осуществление рекомендаций Группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству. Доклад Генерального секретаря. Available at: https://www.un.org/techenvoy/ru/content/roadmap-digital-cooperation

2. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект Вопросы территориального развития. 2018; № 2 (42): 1-9.

3. Moore K. et al. Engineering education for generation Z. American Journal of Engineering Education (AJEE). 2017; Vol. 8, № 2: 111-125.

4. Scrivener J. Learning Teaching. MacMillan, 2011.

5. Meddings L., Thornbury S. Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching. DELTA Publishing, 2009.

6. Lewis M. The Lexical Approach. Heinle ELT, 1993.

7. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Pearson Longman, 2007.

8. Scrivener J. Classroom management techniques. Cambridge University Press, 2012.

References

1. Dorozhnaya karta po cifrovomu sotrudnichestvu: osuschestvlenie rekomendacij Gruppy vysokogo urovnya po cifrovomu sotrudnichestvu. Doklad General'nogo sekretarya. Available at: https://www.un.org/techenvoy/ru/content/roadmap-digital-cooperation

2. Kulakova A.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2018; № 2 (42): 1-9.

3. Moore K. et al. Engineering education for generation Z. American Journal of Engineering Education (AJEE). 2017; Vol. 8, № 2: 111-125.

4. Scrivener J. Learning Teaching. MacMillan, 2011.

5. Meddings L., Thornbury S. Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching. DELTA Publishing, 2009.

6. Lewis M. The Lexical Approach. Heinle ELT, 1993.

7. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Pearson Longman, 2007.

8. Scrivener J. Classroom management techniques. Cambridge University Press, 2012.

Статья поступила в редакцию 30.03.23

УДК 372.82

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

RELIGION AS A FACTOR TO INFLUENCE THE MULTICULTURAL EDUCATION OF MODERN YOUTH. The formation of cooperation between countries within the framework of preserving the multicultural environment is the main guiding vector of the development of the modern world. At present, the problem of development of multicultural space is as relevant as ever in Russian education. The relevance and importance of multicultural education is increasing, since the role of religion in the social life of modern Russian society has decreased, because modern youth have ceased to perceive religion as a cultural heritage. One of the important elements of spiritual culture in the multicultural education of each nation is Religion. In this regard, the authors consider the attitude to religion of modern youth of the Northern Trans-Urals GAU and the degree of its personal acceptance in the realities of modern times. The article presents the data of a survey of students of the Northern Trans-Urals State Agrarian University in the field of training "Agroengineering", to identify attitudes to religion as a spiritual culture. As a result of the research, we have identified factors affecting the multicultural education of modern youth of the Northern Trans-Urals State University.

Key words: multicultural education, religion, student, curator, value, health, character of student

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: Npescova06@yandex.ru

М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru

РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Формирование сотрудничества между странами в рамках сохранения поликультурной среды является основным направляющим вектором развития современного мира. В настоящее время проблема развития поликультурного пространства как никогда актуальна и в российском образовании. Актуальность и значимость поликультурного воспитания возрастает, поскольку роль религии в социальной жизни современного российского общества уменьшилась, т. к. современная молодежь перестали воспринимать религию как культурное наследие. Одним из важных элементов духовной культуры в поликультурном воспитании каждого народа является религия. В связи с этим в данной статье авторами рассматривается отношения к религии современной молодежи ГАУ Северного Зауралья и степень ее личностного принятия в реалиях нового времени. В статье приведены данные опроса студентов ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направления подготовки «Агроинженерия» по выявлению отношения к религии как духовной культуре. В результате исследования нами были выявлены факторы, влияющие на поликультурное воспитание современной молодежи ГАУ Северного Зауралья.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, религия, студент, куратор, ценность, здоровье, характер студента

На сегодняшний день актуальность и значимость поликультурного воспитания университета заключается в обеспечении духовной преемственности, формировании целостного образа личности, в полной мере выражающего человеческие способности. В связи с этим в процессе воспитательной работы необходимо формировать личность, способную к пониманию, сохранению, развитию и распространению национальной и региональной культуры в различных условиях жизнедеятельности. Формирование личности квалифицированного и компетент-ностного специалиста, владеющего профессиональной этикой, умением успешно действовать в активно изменяющихся условиях, ориентированным на духовно-нравственные ценности, является первостепенной задачей вуза.

Характерной чертой общекультурной образовательной модели является особое значение духовно-нравственных ориентиров - личностных символов культуры, идентификации, обеспечивающих духовный рост и реализацию самой личности, ее воспитание через идентификацию и интеграцию с ним.

Формирование сотрудничества между странами в рамках сохранения поликультурной среды является основным направляющим вектором развития современного мира. В настоящее время проблема развития поликультурного пространства как никогда актуальна и в российском образовании.

Развитие поликультурной личности обучающихся является основной целью в формировании общекультурных компетенций, а именно:

- развитие культуры поведения в соответствующей поликультурной среде;

- формирование толерантности к представителям различных религиозных конфессий;

- формирование высокого уровня знаний о культуре, традициях и обычаях людей различных национальностей.

На сегодняшний день актуальность и значимость поликультурного воспитания возрастает, поскольку роль религии в социальной жизни современного российского общества уменьшилась [2], т. к. современная молодежь перестала воспринимать религию как культурное наследие.

Одним из важных элементов духовной культуры в поликультурном воспитании каждого народа является религия. Она представляет собой сложное социальное явление, функционирующее в неделимой связи с жизнью общества.

В связи с этим цель написания данной статьи заключается в следующем: рассмотреть отношения к религии современной молодежи ГАУ Северного Зауралья и степень ее личностного принятия в реалиях нового времени.

На основании поставленной цели нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, исследовать отношение современной молодежи к различным мировым религиям.

2. Выявить факторы, влияющие на поликультурное воспитание современной молодежи ГАУ Северного Зауралья.

Практическая значимость исследования: по итогам проведенных теоретических и психолого-педагогических исследований нами обоснована необходимость поликультурного воспитания современной молодежи через формирование нравственных качеств личности.

Научная новизна исследования. Тем не менее в научно-педагогической литературе не представлены исследования, которые уточняли бы понятие «поликультурное воспитание» с точки зрения религии.

В процессе исследования, нами были использованы следующие методы:

1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы.

2. Педагогическое наблюдение, социологический опрос.

3. С помощью методов математической статистики был произведен качественный и количественный анализ полученных данных, на основании которых сделаны выводы.

Субъектом Российской Федерации, входящей в состав Уральского федерального округа, является многонациональная Тюменская область. По данным

Росстата численность, населения области составляет 3 848 620 человек. Вопросы поликультурного воспитания и образования в высших учебных заведениях являются важными в процессе обучения и воспитания всесторонне развитой личности.

Беседы о религиях разных народов входят в план мероприятий по воспитательной работе, проводимых куратором ГАУ Северного Зауралья. Уклад и быт каждого народа уникален. На протяжении всего процесса обучения в вузе студенты должны чувствовать поддержку со стороны куратора, который способствует установлению в группе благоприятного климата [3].

Для выявления отношения к религии как духовной культуре каждого народа авторами статьи был проведён опрос. В нем принимали участие студенты 1-4 курса в количестве 150 человек, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направления подготовки «Агроинженерия».

По результатам проведенных исследований авторами получены следующие результаты: из числа опрошенных респондентов 52% к религии проявляют значимый интерес и с уважением относятся к верующим, 38% респондентов проявляют нейтральное отношение к религии, а 10% опрошенных к религии относятся отрицательно.

Понять особенности сознания верующей и неверующей молодёжи в современном обществе [2] можно, лишь учитывая тенденции его развития: рост популярности религии, усиление её роли в обществе.

На вопрос: «В каком возрасте у вас сформировалось отношение к религии?», был выявлен средний подростковый возраст 14-15 лет.

Результаты ответа на вопрос: «Вы считаете себя верующим человеком?», следующие: половина опрошенных верующими себя не считают, 20% респондентов относят себя к верующим, а остальные затруднились ответить.

Религиозный мир у каждого человека свой. Но кто дал это представление -семья, литература или же ближайшее окружение? На этот вопрос 30% ответили «семья», 30% «литература», на одного человека повлияло ближайшее окружение, остальные воздержались от ответа.

Большинство студентов ГАУ Северного Зауралья на актуальный в наше время вопрос: «Существует ли жизнь после смерти?», ответили «да, жизнь существует и после ухода из жизни человека», и совсем небольшое количество опрошенных (20%) ответили на данный вопрос отрицательно.

В ходе социологического исследования оказалось, что 80% респондентов исповедуют христианство, 15% - другие религии, 5% - атеисты.

На вопрос: «Что же такое религия?», респонденты представили следующие утверждения:

1. Религия - это один из видов мировоззрения, являющихся основой жизни определенного общества людей.

2. Религия - это с помощью чего живет человек, то что ему помогает справиться с собой в тяжелой ситуации принять правильное решение. Иногда религия контролирует твое поведение.

3. Религия - это вера в сверхъестественные силы, которая поддерживает человека и дает нам правила жизни на земле.

4. Религия - это часть жизни верующего человека, она дает возможность верить во Всевышнего создателя, благодарить его за еду, воду, просить помощи ввиду понимания некоторых сил, вещей, благословения на какие-либо деяния, просить прощения за несоблюдение правил, причинение вреда другому человеку.

5. Религия - это вера. То, во что верит человек - от живых существ до простых событий или явлений, за счет которых он подкрепляет себя. Если это случилось, значит, может и произойти вновь. Значит, я могу это сделать. Смог один. Смогу и я.

Данные ответы нам говорят, что религия помогает в трудных жизненных ситуациях, следовательно, мы как педагоги и кураторы должны освещать данную тему, например, на кураторских часах. Стоит ответить, что данные ответы были даны аудиторией, в которой 80% православные, среди которых 94% юноши, хотя наша задача не была разделять по гендерному признаку.

На вопрос: «Какая заповедь вам ближе из Библии?», среди респондентов, исповедующих христианство, большинство назвали «Не убий», тем самым подтверждая межличностные отношения в поликультурной среде молодежи. Можно отметить, что все библейские заповеди для них очень важны и играют большую роль в жизни, как и месяц Рамадан и Коран.

Студенты охотно отвечали на вопросы социологического опроса, но в беседе многие говорили о том, что редко посещают храмы, мечети и другие священные места. Многие еще стоят на распутье, но не отрицают роли религии в повседневной жизни. Это доказывает то, что личность еще полностью не сформировалась, но тянется к чему-то светлому.

О высокой толерантности и достаточно высоком уровне поликультурного воспитания современной молодежи можно уверенно говорить, основываясь на результатах ответов на вопрос: «Какое у Вас отношение к людям, которые соблюдают национальные обычаи, и традиции?». Уважают вероисповедание других людей 58% респондентов, 22% иногда не понимают некоторые обычаи, и только 20% вообще не обращают внимания на чужой образ жизни и веру другого человека.

В процессе беседы один из студентов предположил, что вера ослабляется из-за того, что современного человека окружает множество информации, касающейся различных вероисповеданий, при этом священнослужители иногда могут критиковать друг друга. Очень удивил респондентов вопрос: «А Вы поменяли бы религию?», на который 96% ответили «нет», и это постоянство радует.

Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что значимость отношений современной молодежи к мировоззрению, религии в поликультурном воспитании возрастает. Результаты ответов на предложенные вопросы говорят об интересе респондентов к религии [4].

Опрос студентов показал, что религия как объект мировоззрения, как вера в сверхъестественные силы, которая поддерживает человека и диктует нам правила жизни на земле, играет огромную роль в современной студенческой среде.

Воспитательная функция педагогов и кураторов студенческих групп заключается в том, чтобы правильно привнести религиозное воспитание в молодежную среду [5]. На кураторских часах и на занятиях по дисциплине «Культурология» на высокопрофессиональном уровне важно грамотно объяснить студентам все ре-

Библиографический список

лигиозные обычаи и необходимость толерантного отношения к верующим других конфессий.

Причем мы не должны забывать в этой работе и о роли семьи, которая иногда является источником личностных позиций студента. Куратор должен тесно сотрудничать с родителями, чтобы не допустить опасного влияния деструктивных религиозных организаций, так называемых сект. Разъяснительная и просветительская работа по формированию факторов поликультурного образования современной молодежи должна вестись повсеместно. Для устойчивого развития чувства толерантности и восприятия религии разных народов у студентов на кураторских часах должны присутствовать представители разных конфессий, чтобы в совместной беседе дать исчерпывающие ответы на многие интересующие обучающихся вопросы. Ведь духовное воспитание играет большую роль в повышении чувства патриотизма, которое дает нам веру в светлое будущее страны.

Президент РФ В.В. Путин сказал: «Вот что я считаю неправильным и опасным. Мы что, забыли, что мы все живем в мире, который основан на библейских ценностях? Даже атеисты. Но мы все живем в этом мире. Можно об этом не вспоминать каждый день и не ходить в церковь, там лоб не бить об пол, показывая, какой ты христианин или мусульманин, или иудей, но в душе, в сердце должны быть какие-то основополагающие человеческие правила и моральные ценности» [7].

На основании проведенного исследования нами делаются следующие выводы:

1. Проводить кураторские часы по темам, касающимся религии и духовного развития.

2. Вести мониторинг духовных ценностей студентов, чтобы их не вовлекали в деструктивные организации.

Таким образом, по результатам исследования можно выявить, что в настоящее время роль и значение религии в жизни современного общества значительно уменьшается в сравнении с прошлым поколением. Духовная картина мира молодых людей ещё чётко не сформировалась [6], что позволяет говорить о процессе снижения влияния религии на формирование каких-либо ценностей молодежи.

1. Виноградова М.В. Вопросы воспитания молодежи в поликультурной среде аграрного вуза. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 16-18.

2. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ВГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 147-149.

3. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Формирование межкультурной компетентности у студентов аграрного университета. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 118-120.

4. Костылев П.Н. Постсекулярный мир: критическое осмысление. Религиоведческие исследования. 2006; № 1-2: 25-30.

5. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281-284.

6. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе. Мир науки. 2018; Т. 6, № 5: 29.

7. Роль религии в национальной культуре на примере католиков. Available at: https://ria.ru/20190627/1555994022.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vinogradova M.V. Voprosy vospitaniya molodezhi v polikul'turnoj srede agrarnogo vuza. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 16-18.

2. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Cennostnye orientacii buduschego agrariya v professional'noj deyatel'nosti (na primere VGBOU VO GAU Severnogo Zaural'ya). Mirnauki, kul'tuiy, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 147-149.

3. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti u studentov agrarnogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 118-120.

4. Kostylev P.N. Postsekulyarnyj mir: kriticheskoe osmyslenie. Religiovedcheskie issledovaniya. 2006; № 1-2: 25-30.

5. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281-284.

6. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N., Shemyakina I.E. Vospitatel'naya rabota vuza v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Mir nauki. 2018; T. 6, № 5: 29.

7. Rol' religii v nacional'noj kul'ture na primere katolikov. Available at: https://ria.ru/20190627/1555994022.html

Статья поступила в редакцию 23.03.23

УДК 811: 378.315.6

Glushkova N.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: NMGlushkova@fa.ru

Lyubimova T.N., Cand. of Sciences (Economics), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: TNLyubimova@fa.ru

PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE APPROACH: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES. The article deals with the most characteristic challenges and difficulties in professionally oriented foreign language approach in a non-linguistic university, as well as specific opportunities and prospects for their solution. There are several factors hindering the teaching students of non-linguistic specialties. They encompass significant differences in the level of foreign language proficiency among students; the choice of topics to study within the framework of working educational programs; strict time limits for introducing the material during full-time and part-time training; the need to master a great number of professional notions and terms etc. At the same time, properly selected technological, methodological and organizational techniques enable future specialists to work effectively and independently, communicate freely in a professional environment, and successfully compete in the future labor market.

Key words: professionally-oriented approach, students of non-linguistic specialties, problems of teaching foreign language, independent work, professional communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.