Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / семья / религиозное сознание / труд / исследование / молодежная среда / value / family / religious consciousness / work / research / youth environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова

В данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных ценностей у представителей современной молодежи, обучающейся в аграрном вузе. Проведен анализ социологического исследования на предмет отношения к этим ценностям молодежи. Цель исследования – определить уровень значимости духовно-нравственных ценностей для студентов агроинженерного направления подготовки. Непростые события последних лет – пандемия COVID-19, вынужденный дистанционный формат обучения, напряженность в экономике – негативно влияют на человеческие и семейные отношения. Важно сохранить и закрепить традиционные для нашей страны духовно-нравственные ценности и морально-этические нормы в молодежной среде. В ходе исследования выяснено, какое значение имеют для будущих специалистов с высшим образованием духовно-нравственные ценности. В исследовании приняло участие 132 студента ФГБОУ ВО «Государственного аграрного университета Северного Зауралья», г. Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) в 2021 году. 73% студентов считают себя верующими, при этом хорошо относятся к людям другой конфессии. Труд, как духовно-нравственную ценность, воспринимает большинство респондентов, но в приоритете остается семья. Продолжить семейные династии решили 16% студентов. Многие не смогли определить свое отношение к патриотизму, так как имеют расплывчатое представление об этом. Проблемный вопрос – возвращение выпускников вуза в сельскую местность, но с каждым годом процент желающих работать на селе растет. Поэтому образовательная вузовская среда обязательно должна включать мероприятия по формированию духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION

The article discusses a problem of forming spiritual and moral values among representatives of modern youth studying at an agrarian university. The analysis of a sociological study on the attitude of young people to these values is carried out. The purpose of the study is to determine the level of importance of spiritual and moral values for students of agroengineering training. The difficult events of recent years – the COVID-19 pandemic, the forced distance learning format, the tension in the economy – negatively affect human and family relations. It is important to preserve and consolidate the spiritual and moral values and moral and ethical norms that are traditional for our country among young people. In the course of the study, it is found out what spiritual and moral values are important for future specialists with higher education. 132 students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) took part in the study in 2021. 73% of students consider themselves believers, while they treat people of another denomination well. The majority of respondents perceive work as a spiritual and moral value, but family remains a priority. 16% of students decided to continue family dynasties. Many could not determine their attitude to patriotism, as they have a vague idea about it. A problematic issue is the return of university graduates to rural areas, but every year, the percentage of those who want to work in rural areas is growing. Therefore, the educational environment of the university must necessarily include measures for the formation of spiritual and moral values in the youth environment.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

определенных умений и навыков. При данной форме работы автор, создающий документ, должен давать доступ другим участникам коллаборации, назначая им разные роли, что определяет степень их активности при работе с документом. Доступные роли, установленные разработчиками программы:

- «Читатель» - возможен только просмотр/чтение документа;

- «Комментатор» - возможно оставлять комментарии и пометки в специальной зоне документа (на полях);

- «Редактор» - возможна редактура и форматирование документа.

При назначении роли «редактора» всем участникам, имеющим доступ к документу (по ссылке) предоставляется возможность совместной работы и синхронизации файлов. При этом внесенные в документ изменения от лица любого «Редактора» сохраняются автоматически и видны всем участникам, имеющим доступ к документу Анализируя опыт практического применения данного инструмента коллаборации, можно утверждать, что повышается интенсивность вовлеченности каждого отдельно взятого участника, особенно при одновременной парной или групповой работе внутри общего документа в определенный преподавателем временной отрезок практического занятия. Можно считать, что подобная форма работы создает условия для объективной оценки работы и взаимоконтроля участников образовательного процесса (все видят работу каждого при синхронной и асинхронной форме взаимодействия). Следует отметить, что создаются условия для взаимопомощи в паре/группе, что благотворно влияет на эмоциональный микроклимат практического занятия и способствует возникновению положительной внешней и внутренней мотивации к изучению иностранного языка при подобной форме коллаборации.

Библиографический список

Негативным фактором использования данного цифрового инструмента на текущий момент можно считать возможность умышленного повреждения предлагаемого к использованию материала (если участнику доступна роль «Редактора»), что, в свою очередь, может свидетельствовать о когнитивных искажениях при коммуникации в учебном процессе. Это, вероятно, должно стать предметом дальнейшего изучения исследователей.

Вторым негативным фактором использования данного инструмента колла-борации в настоящее время может стать вероятность технической блокировки доступа разработчиками данного программного обеспечения к создаваемым или уже созданным в Google Doc данным.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в образовательном процессе возможно применение одноранговой, ие-рархичной, очной, дистанционной, смешанной, синхронной либо асинхронной формы коллаборативного взаимодействия с применением цифровых инструментов коммуникации;

- практическое применение рассмотренных цифровых инструментов на материале мессенджера Telegram и веб-программы Google Doc повышает уровень вовлеченности участников и интенсифицирует учебный процесс, но обладает некоторым негативными факторами, влияющими на структуру и качество коллаборативного взаимодействия;

- проблемы, возникшие при практическом использовании указанных инструментов коллаборативного взаимодействия, актуальны, представляют интерес для изучения и могут служить предметом дальнейших исследований в этой области педагогических знаний.

1. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/

2. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology. 2000; Vol. 25: 54-67.

3. Воеводина Е.В. Стигматизация как барьер межкультурной коммуникации в сфере образования и способы ее преодоления. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 9 (89): 37-40.

4. Фадеева С.А. Образовательная коллаборация как актуальная модель функционирования кафедры в контексте ДПО. Нижегородское образование. 2019; № 4: 49-54.

5. Перов В.Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций. Медиалингвистика: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2022: 672-675.

6. Мельничук М.В. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

7. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования. Высшее образование в России. 2022; Т. 31, № 3: 40-57.

References

1. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/

2. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology. 2000; Vol. 25: 54-67.

3. Voevodina E.V. Stigmatizaciya kak bar'er mezhkul'turnoj kommunikacii v sfere obrazovaniya i sposoby ee preodoleniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 9 (89): 37-40.

4. Fadeeva S.A. Obrazovatel'naya kollaboraciya kak aktual'naya model' funkcionirovaniya kafedry v kontekste DPO. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019; № 4: 49-54.

5. Perov V.Yu. Kognitivnye iskazheniya i 'eticheskie problemy sovremennyh mediakommunikacij. Medialingvistika: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peter-burg: OOO "Mediapapir", 2022: 672-675.

6. Mel'nichuk M.V. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

7. Pashkov M.V., Pashkova V.M. Problemy i riski cifrovizacii vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; T. 31, № 3: 40-57.

Статья поступила в редакцию 19.08.22

УДК 378.5.8.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Kulikova S.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION. The article discusses a problem of forming spiritual and moral values among representatives of modern youth studying at an agrarian university. The analysis of a sociological study on the attitude of young people to these values is carried out. The purpose of the study is to determine the level of importance of spiritual and moral values for students of agroengineering training. The difficult events of recent years - the COVID-19 pandemic, the forced distance learning format, the tension in the economy -negatively affect human and family relations. It is important to preserve and consolidate the spiritual and moral values and moral and ethical norms that are traditional for our country among young people. In the course of the study, it is found out what spiritual and moral values are important for future specialists with higher education. 132 students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) took part in the study in 2021. 73% of students consider themselves believers, while they treat people of another denomination well. The majority of respondents perceive work as a spiritual and moral value, but family remains a priority. 16% of students decided to continue family dynasties. Many could not determine their attitude to patriotism, as they have a vague idea about it. A problematic issue is the return of university graduates to rural areas, but every year, the percentage of those who want to work in rural areas is growing. Therefore, the educational environment of the university must necessarily include measures for the formation of spiritual and moral values in the youth environment.

Key words: value, family, religious consciousness, work, research, youth environment.

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Npescova06@yandex.ru

С.В. Куликова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных ценностей у представителей современной молодежи, обучающейся в аграрном вузе. Проведен анализ социологического исследования на предмет отношения к этим ценностям молодежи. Цель исследования - определить уровень значимости духовно-нравственных ценностей для студентов агроинженерного направления подготовки. Непростые события последних лет - пандемия СШ1>19, вынужденный дистанционный формат обучения, напряженность в экономике - негативно влияют на человеческие и семейные отношения. Важно сохранить и закрепить традиционные для нашей страны духовно-нравственные ценности и морально-этические нормы в молодежной среде. В ходе исследования выяснено, какое значение имеют для будущих специалистов с высшим образованием духовно-нравственные ценности. В исследовании приняло участие 132 студента ФГБОУ ВО «Государственного аграрного университета Северного Зауралья», г Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) в 2021 году. 73% студентов считают себя верующими, при этом хорошо относятся к людям другой конфессии. Труд, как духовно-нравственную ценность, воспринимает большинство респондентов, но в приоритете остается семья. Продолжить семейные династии решили 16% студентов. Многие не смогли определить свое отношение к патриотизму, так как имеют расплывчатое представление об этом. Проблемный вопрос - возвращение выпускников вуза в сельскую местность, но с каждым годом процент желающих работать на селе растет. Поэтому образовательная вузовская среда обязательно должна включать мероприятия по формированию духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

Ключевые слова: ценность, семья, религиозное сознание, труд, исследование, молодежная среда.

Важным признаком духовно-нравственного кризиса современного мира является повышение конфликтности на религиозной почве и рост националистических настроений среди молодежи, несущих урон национальной безопасности отдельных государств и миру в целом. Все большую актуальность приобретают проблемы духовно-нравственного воспитания будущего поколения, развитие у молодежи такого качества, как уважение к другим культурам и религиям, веротерпимость и формирование готовности к межнациональному сотрудничеству.

Одним из аспектов межнационального общения является овладение знаниями национального колорита разных народностей и религиозных традиций. Религия, мораль и право являются самыми важными регуляторами общественных отношений. Значение объединяющей роли религиозной культуры отражается на примере истории развития нашей страны - Российской Федерации. Владыка Ювеналий (1929-2013), возглавлявший Курско-Белгородскую епархию, так определил роль православной религии для России: «Православие - это великая русская культура, наука и литература, изография и музыка. Православие - это Ярослав Мудрый и Нестор-летописец, Кирик-Новгородец и Феофан Грек, Епи-фаний Славинецкий и М.В. Ломоносов, Вл. Соловьев и Павел Флоренский, Иван Ильин и Алексей Лосев. Православие - это неизвестный автор «Слова о полку Игореве» и Епифаний Премудрый, Андрей Рублев, Пушкин и Гоголь, Достоевский, Глинка и Мусоргский, Леонид Леонов и Георгий Свиридов» [1].

«Глобальной тенденцией, характерной для современного российского общества, является наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, -это распространение стандартов универсального образа жизни...; с другой, -стремление к национально-государственной суверенизации и этнокультурной идентичности» [2].

Христианская, мусульманская и другие религии сохраняют основополагающие принципы существования народов, которые исповедуют эти религии, давая им уверенность в будущем дне. Например, знаменитый советский композитор и пианист ГВ. Свиридов видел в христианской вере источник человеческого и художнического самообразования. В книге «Музыка как судьба» отметил: «Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира. Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное, ибо страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь - истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры» [3].

Духовно-нравственные проблемы и задачи рассматривали известные российские и советские педагоги, такие как В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, А.В. Мудрик. Этой же проблемой занимались классики психологии: Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев и другие. Современная точка зрения многих исследователей состоит в том, что духовно-нравственные ценности человека необходимо формировать в детском возрасте, прежде всего, в семье, а также в школе и других учебных заведениях. «Современные дети ориентированы на свои желания больше, чем того хотелось бы. Более того, у подрастающего поколения еще 100 лет назад то, что было основанием для будущей жизни, сегодня воспринимается как качества желательные, но необязательные (послушание, почитание старших) или просто модное (здоровый образ жизни) или даже устаревшее и утратившее свою актуальность (целомудрие)» [4].

Определим понятия «ценность», «духовность» и «нравственность». «Ценность - это значимость, важность, полезность предмета или явления» [5]. Духовность основана на религиозном сознании и является ценностью для верующих людей. Духовность влияет на мировосприятие человека, отражается в его характере и укладе жизни. Нравственность - это светское понятие. По своей сути оно объединяет понятия «мораль» и «этика». Нравственность представляет собой те правила поведения и взаимоотношений, которые приняты в обществе и воспитываются в человеке с детства, это внешнее проявление положительных качеств человека и достойное отношение к окружающим людям и миру. Духовность и нравственность настолько связаны друг с другом, что зачастую эти понятия

упоминаются вместе и чаще всего говорят о духовно-нравственных ценностях, воспитании, сознании и т. д.

К таким ценностям относится патриотизм. «Действенная гражданская позиция человека тесно связана с патриотизмом, который проявляется в любви к малой родине и чувстве гордости за ее прошлое и настоящее» [6]. Еще сто лет назад для граждан России самой большой трагедией в жизни было покинуть Родину. Оторванность от того места, где родился, разрыв связи с родными и близкими приносили людям глубокую душевную боль, которую ни что не могло заглушить. Зачастую человек терялся в новых условиях жизни. Особенно ярко это проявилось в первой массовой волне эмиграции из России, случившейся после революции 1917 года. Любовь к Родине и патриотизм, заложенные в российском народе, основаны на ментальном религиозном сознании, которое передается от поколения к поколению, и, на наш взгляд, на этом формируются истинные ценности, составляющие основу жизни народа.

Поэтому в последнее время в воспитательной работе как школы, так и вуза выделяется значение ценностей, которые формируют духовно-нравственное сознание молодого поколения. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях Российской Федерации» особо выделяет уважительное отношение ко всем религиям Российской Федерации как неотъемлемой части исторического наследия народов России, при этом признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры [7]. «Своевременность анализа ценностей Православия, построение партнерских отношений между государственными структурами и религиозными организациями - это реальный путь для повышения эффективности воспитательной деятельности, формирования культуры веротерпимости, уважительного отношения к традициям и религиям разных народов» [8].

В «системе духовно-нравственного воспитания выделено два аспекта:

1) объективно-технологический, определяемый целостностью и единством целей, содержания, методов, средств и форм организации воспитания нравственных качеств, их жесткими структурными и содержательными связями, отражающими определенный порядок осуществления процесса нравственного воспитания, где определение последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих;

2) субъективно-личностный, отражающий роль каждого из субъектов воспитания в организации и функционировании, характеризующий взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между ними» [9].

«Все компоненты процесса духовно-нравственного воспитания упорядочены по отношению к целям, которые, будучи сложными интегративными психологическими образованиями, конкретизируются в содержании воспитания, выражающем его частные цели, представленные как совокупность более простых нравственных качеств и привычек, характеризующих нравственность личности на конкретном этапе возрастного развития» [10].

Каким должен быть современный молодой человек? Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет так: «.высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». «Основной задачей высшей школы, сформулированной в «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», является подготовка не только высококвалифицированного, ответственного специалиста, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной, духовно развитой личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» [11].

Молодому поколению сложно ориентироваться в современном мире и информационном пространстве, который предлагает молодежи разный набор ценностей - от глубоко религиозных до крайне радикальных и античеловеческих. Исследуя социальный профиль студентов, нельзя не обратить внимания на их жизненные ценности. Для современных молодых людей такие ценности, как здо-

ровье, друзья и образование, материальное богатство, имеют первостепенное значение [12]. Поэтому актуальность работы заключается в определении приоритетных для современной молодежи духовно-нравственных ценностей, чтобы правильно выстроить воспитательную деятельность в аграрном вузе.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) в 2021 году с обучающимися первых-вторых курсов очной формы обучения направления подготовки «Агроинженерия». В нем приняло участие 132 респондента. В качестве методов исследования были использованы следующие: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование обучающихся; сравнительный и содержательный анализ результатов исследования; качественный и количественный анализ полученных данных.

Цель исследования - определить уровень значимости духовно-нравственных ценностей для представителей современной молодежи, обучающейся в ГАУ Северного Зауралья. Задачи: 1) провести анкетирование студентов, определив их отношение к духовно-нравственным и традиционным человеческим ценностям; 2) провести сравнительный анализ результатов анкетирования и определить количественные и качественные показатели исследования; 3) сделать выводы и дать рекомендации преподавателям по формированию воспитательного процесса в вузе. Научная новизна работы заключается в том, что акцент исследования делается на духовно-нравственных ценностях для молодежи аграрного вуза, а не просто жизненных ценностях, на которые ориентируется сельская молодежь, поскольку в современном мире остро стоит вопрос религиозного и нравственного сознания в обществе, и существует опасность уйти в радикальную форму такого сознания.

Практическая значимость рассматриваемого исследования заключается в том, что воспитательная и образовательная среда вуза обязательно должна включать формирование духовно-нравственной культуры на основе ценностей, таких как вера, труд, любовь к малой родине, семье и Отечеству, нравственно-этические нормы поведения. Без этого невозможен сознательный профессиональный выбор молодым человеком, особенно аграрной профессии. Только прочный духовно-нравственный фундамент поможет выпускникам аграрного университетов реализовать себя в выбранной сфере, не пожалеть о своем выборе, считать свою профессиональную деятельность служением Родине.

Национальный состав и вероисповедание студентов ГАУ Северного Зауралья определяется историческим проживанием на юге Тюменской области многих национальностей, в большей степени русских и татар, а также трансграничным расположением области с Республикой Казахстан. На сегодняшний день в университете обучаются представители разных национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, чеченцы, чуваши, представители северных народов и другие. Отметим, что примерно 60% обучающихся в университете составляют жители сельской местности и 40% - горожане.

ГАУ Северного Зауралья готовит специалистов для одной из стратегически важных отраслей экономики страны - аграрной, которая имеет свою специфику и отвечает за продовольственную безопасность страны. Поэтому к будущим аграриям предъявляются требования с морально-этической точки зрения, особенно к духовно-нравственной культуре личности молодых специалистов, которая формируется не только в семье, но и в образовательной среде. «В русле взаимосвязи обучения и воспитания происходит процесс образования, который позволяет сформировать из студента самодостаточную личность, способную к саморазвитию, учит действовать грамотно и уверенно в любой нестандартной ситуации, мобильно решать возникающие профессиональные задачи, быть ответственным за принятые решения» [13].

Поставим задачу: выяснить уровень сформированности духовно-нравственных ценностей у будущих агроинженеров. В рамках данного исследования акцентируем внимание на отношение обучающихся к религии, труду, малой родине, семье, Отечеству и своей будущей профессии. Для выяснения приоритетов было проведено анкетирование студентов.

Один из первых вопросов анкеты связан с понятием веры: «Считаете ли Вы себя верующим человеком, и если да, то к какой конфессии принадлежите?». Верующими себя считают 73% опрошенных, 7% - убежденные атеисты, остальные не определились, поскольку живут в смешанных семьях. Из верующих большую часть составляют православные (65%), остальные - мусульмане (35%). Представителей других конфессий нет. Результаты по вопросу веры отражают общероссийскую тенденцию. По опросам ВЦИОМ 80% россиян считают себя верующими, 68% относят себя к православной вере [14]. Близость результатов общероссийского социологического опроса и студентов университета очевидна.

В продолжение религиозной темы обучающиеся ответили на вопрос, касающийся веротерпимости: «Как Вы относитесь к людям другой конфессии?». Ответы получились односложными: «спокойно» или «хорошо» (91%) или «равнодушно» (9%). Результат позитивный и совпадает с результатами подобного исследования 2018 года, проведенного авторами в аграрном вузе. В 2018 г выявлено, что отношение студентов к людям другой национальности или веры очень спокойное. Будущие агроинженеры не подвержены экстремизму и ксенофобии. Это соответствует атмосфере нашего университета. По крайней мере, за последние двадцать лет в вузе не разбиралось ни одного конфликта между студентами на религиозной почве. Полученные результаты коррелируются с результатами

аналогичного опроса ВЦИОМ в марте 2020 г., когда большинство опрошенных (65%) были уверены, что конфликты внутри страны на религиозной или национальной почве не случатся или, скорее, не случатся. Только 11% считают этот факт случившимся или возможно случится [14]. В целом для большинства студентов университета и граждан нашей страны вопрос ксенофобии и экстремизма не беспокоит и незначим.

Следующий вопрос («Считаете ли Вы любовь к Отечеству и патриотизм актуальными ценностями в наше время?») оказался сложным. Весомая доля респондентов не смогла на него ответить (47%), потому что нет четкого понимания, что это такое. Результаты между положительными и отрицательными ответами распределились следующим образом: 34% и 19% соответственно. Факт настораживающий, потому что отвечали молодые люди, которым предстоит заниматься развитием нашей страны. От того, насколько они будут патриотично настроены, зависит будущее Отечества. Поэтому несколько успокоили результаты ответов на вопрос «Хотели бы Вы переехать в другую страну?». Только 3 человека (2%) дали утвердительный ответ, так как не видят для себя возможности самореализации в нашей стране; 9%, возможно, покинут Родину, если не смогут «найти себя» в дальнейшей жизни на Родине; 33% никогда об этом не задумывались; 5% не сделают этого из-за сложности изучения иностранного языка. Остальные (51%) ни при каких обстоятельствах не уедут из страны, причем эту категорию составляют обучающиеся, считающие себя верующими. Большой процент не желающих или не думающих уезжать из страны объясняется тем, что респонденты - в основном сельские жители, где очень сильны исторически семейные традиции и любовь к родной земле. Часть из опрошенных сельчан, не желающих уезжать, больше бы хотели переехать в город, чем покинуть страну. Любовь к Отечеству и патриотизм так же, как и труд, у респондентов 2014 г. не входили в список главных ценностей и по результатам опроса занимали последнее, восьмое место. Хотя большая часть студентов 2021 г имеют аморфное представление о патриотизме или не понимают, что это такое, результаты последнего опроса показывают положительную тенденцию.

Далее было предложено односложно дать ответ на вопрос «Считается ли Вы труд ценностью современного общества?». Большинство респондентов (78%) ответили положительно, мотивируя тем, что «трудолюбивые люди ценятся в обществе», «все, что у нас есть - это результат труда», «без труда не вынешь и рыбки из пруда», «без него не существовало бы общества», «труд облагораживает человека», «на труде основаны наши сферы жизни», «через труд достигается прогресс», «с помощью труда люди получают деньги и становятся физически выносливыми». 7,5% студентов ответили «не знаю», остальные указали отрицательный ответ, аргументируя пояснениями «люди стали ленивыми» и «не всякий труд оплачивается». По ответам видно, что респонденты опирались на абстрактное понимание труда, как ценности, которая присутствует в жизни человека, но никто не высказал личностного отношения к труду. Те, кто не считает труд ценностью, воспринимают его в качестве необходимого инструмента для получения благ Такой подход к оценке труда совпадает с результатами аналогичного опроса, проводимого в 2016-2018 годах. Единицы из анкетируемых (видимо, истинно верующих) считают труд необходимым для духовного роста, как основу самостоятельности и уверенности в будущем дне. При уточнении, какой труд - интеллектуальный или физический (крестьянский) - подразумевают респонденты, получены следующие результаты: 25% ответили «интеллектуальный» (в этот показатель вошли те, кто думает уехать за границу, атеисты, часть тех, кто не считает труд ценностью), 28% - физический, большинство (47%) - интеллектуальный и физический вместе. Показатель положительного отношения к труду у нынешних респондентов намного выше, чем по аналогичным опросам студентов университета в 2018 г. Нынешние респонденты высоко оценивают труд, считают его не только ценностью, но и необходимым условием для счастливой жизни.

Нас также интересовало отношение респондентов к семье и семейным традициям. «Традиционное отношение к семье всегда передавалось из поколения в поколение и до сих пор считается одной из главных ценностей нашего общества» [15]. На протяжении нескольких лет из предлагаемого списка ценностей студенты каждый раз на первое место ставили семью. Не является исключением и последнее исследование. Семья является приоритетом для 58% опрошенных. Добрые отношения в семье, любовь к родителям и сохранение семейных традиций для этой категории студентов являются приоритетом. «Среди особенностей воспитания в сельской местности студенты отмечают более тесные отношения между людьми, отсутствие процессов урбанизации на селе (по мнению студентов, это плюс для воспитания детей), строгое воспитание, уважение к старшим, приучение к труду» [16].

Особо хочется выделить семейные династии. Из опрошенных будущих агроинженеров решили продолжить семейную династию 16%. В аналогичном опросе 2017 г такой показатель составлял 14%. Процент небольшой, но он говорит о сохраняющейся тенденции династий в аграрной сфере.

Последнее, о чем мы спросили, касалось будущей профессиональной деятельности: «Собираетесь ли Вы жить и работать в сельской местности после окончания вуза?». 17% ответили утвердительно на вопрос, 58% не поедут в село и 25% - скорее нет, чем да. Вопрос не праздный. Поскольку ГАУ Северного Зауралья готовит специалистов для аграрного сектора экономики, то важно, чтобы выпускники оставались работать в этой сфере и жить на селе. Это один из тех

вопросов, который мы периодически задаем нашим студентам. Количество положительных ответов отражает устойчивую тенденцию в исследовании данного вопроса на протяжении 11 лет: 2008 г - 11%, 2010 г - 15%, 2012 г - 15%, 2014 г -14%, 2016 г - 16%, 2018 г - 15%, 2021 г - 17%, хотя нельзя не заметить слабую динамику в сторону увеличения желающих работать в аграрной сфере. Готовы посвятить себя аграрной профессии те, кто учатся по целевому направлению или являются продолжателями династий, или не переносят городской суеты. Тенденцию сохранения аграрных династий необходимо поддерживать.

Что касается «сомневающихся», то из года в год эта категория увеличивается. Если в 2008 г неопределенных ответов было 0% (чаще встречалось категорическое «нет»), то к 2021 г этот показатель возрос до 25% - позитивный результат. С такой категорией студентов надо серьезно работать, чтобы к окончанию вуза они сделали выбор в пользу села. Такая работа начинается с профориентации. ГАУ Северного Зауралья совместно с Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области создали проект «Я выбираю АПК», целевая аудитория которого - сельские школьники, студенты колледжей и техникумов. Главная цель проекта - популяризация аграрных профессий и пропаганда сельского образа жизни. В вузе созданы профессиональные студенческие трудовые отряды, например, «Энергетик», «Агроинженер» и другие. Активно работают агроклассы при сельских и городских школах. В 2019 году подписано соглашение между ГАУ Северного Зауралья, Департаментом АПК и Департаментом образования и науки Тюменской области по созданию профориентационных мероприятий. Кроме того, методика обучения в аграрном вузе должна базироваться на принципах контекстного обучения.

По результатам исследования можно резюмировать, что цель работы достигнута и поставленные задачи решены. В заключение сделаем следующие выводы.

Библиографический список

Большинство респондентов считают себя верующими, а, значит, воспринимают и признают духовные ценности. Поэтому неудивительно, что будущие агроинженеры не подвержены ксенофобии и экстремизму, как и большинство граждан нашей страны. При этом у молодого поколения нет четкого понимания, что такое патриотизм, но подсознательно, исходя из признания семейных ценностей, религиозного сознания и менталитета, у студентов аграрного вуза сформировано чувство патриотизма и любви к Родине. Это подтверждает тот факт, что подавляющее большинство респондентов не собираются покидать пределы нашей страны и переезжать жить в другие государства. Отношение к труду и семье остается традиционным, несмотря на проникающую в СМИ и Интернет пропаганду отрицания этих понятий. Для будущих аграриев труд и семья остаются приоритетными ценностями, без которых, как они считают, невозможна счастливая жизнь, а часть студентов собирается продолжить семейные династии. Настораживает один факт. Комфортные условия города смущают умы сельских жителей. Больше половины студентов не думают работать на селе, при этом четверть еще не определились, и только продолжатели аграрных династий и обучающиеся по целевому направлению вернутся работать на село. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход. С одной стороны, усиление формирования духовно-нравственной культуры у будущих специалистов аграрной отрасли и укрепление традиционного крестьянского сознания у сельской молодежи; с другой стороны, внедрение новых технологий в сельскохозяйственное производство, создание привлекательных условий для проживания молодых семей на селе, увеличение заработной платы и развитие сельской инфраструктуры.

Только в соединении процессов обучения и воспитания, основанных на формировании духовно-нравственного сознания у молодежи, возможно получить вдумчивых, ответственных, патриотичных, самостоятельных специалистов-профессионалов, в которых особо нуждается аграрная отрасль.

1. Ювеналий (Тарасов). Восстановление системы православного просвещения подрастающего поколения - важнейшая задача современного образования (Доклад на Международных Рождественских образовательных чтениях. Январь, 1999 год). Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления). Курск: Курский государственный университет, 2008: 62-71.

2. Якобюк Л.И. Роль культурной самоидентификации в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 319-321.

3. Свиридов Г.В. Музыка как судьба. Москва: Молодая гвардия, 2002.

4. Смуглеева В.А. Современные проблемы формирования духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи. Православие. Наука. Образование. 2018; № 1 (5): 90-98.

5. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference. 2018; Vol.312: 72-76.

6. Гончаренко О.Н. Уровень патриотизма студентов аграрного вуза. Агропродовольственная политика России. 2014; № 3 (27): 74-77.

7. Прокопенко А.В. Значение православных ценностей в современной системе воспитания. Вестник Белгородского института развития образования. 2018; № 2 (8): 123-127.

8. Прокопенко А.В. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ (1991-2010 гг.). Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Белгород, 2010.

9. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование общекультурных компетенций выпускников вуза. АПК: инновационные технологии. 2018; № 2 (41): 106-111.

10. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография. Гродно: ГрГУ, 2008: 14-15.

11. Kulikova S.V., Malchukova N.N., Konova T.A. Labor as One of the Core Values of a Competitive Expert in Agricultural and Engineering Industry AER-Advances in Engineering Research. International Conference on Smart Solutions for Agriculture (Agro-SMART 2018). 2018; Vol. 151: 411-416.

12. Iakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38, № 40: 17.

13. Куликова С.В., Малыукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе. Мир науки. Интернет-журнал. 2018; № 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN518.pdf DOI: 10.15862/66PDMN518

14. ВЦИОМ. Available at: https://www.mk.ru/social/2022/03/10/vciom-80-rossiyan-schitayut-sebya-veruyushhimi.htm

15. Виноградова М.В. Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ФГБОУ ВО ГАУ Cеверного Зауралья). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 147-149.

16. Семенкова С.Н. Влияние морально-нравственных качеств на профессиональное становление человека. Агропродовольственная политика России. 2015; № 3 (39): 73-75.

References

1. Yuvenalij (Tarasov). Vosstanovlenie sistemy pravoslavnogo prosvescheniya podrastayuschego pokoleniya - vazhnejshaya zadacha sovremennogo obrazovaniya (Doklad na Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chteniyah. Yanvar', 1999 god). Problemy sovremennogo pravoslavnogo vospitaniya (doklady, vystupleniya, razmyshleniya). Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 2008: 62-71.

2. Yakobyuk L.I. Rol' kul'turnoj samoidentifikacii v formirovanii professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 319-321.

3. Sviridov G.V. Muzyka kak sud'ba. Moskva: Molodaya gvardiya, 2002.

4. Smugleeva V.A. Sovremennye problemy formirovaniya duhovnyh i nravstvennyh cennostej u detej i molodezhi. Pravoslavie. Nauka. Obrazovanie. 2018; № 1 (5): 90-98.

5. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference. 2018; Vol.312: 72-76.

6. Goncharenko O.N. Uroven' patriotizma studentov agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 3 (27): 74-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prokopenko A.V. Znachenie pravoslavnyh cennostej v sovremennoj sisteme vospitaniya. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2018; № 2 (8): 123-127.

8. Prokopenko A.V. Opyt vzaimodejstviya grazhdanskogo obschestva i pravoslavnoj cerkvi v dele duhovno-nravstvennogo vospitaniya i prosvescheniya molodezhi v Central'nom federal'nom okruge Rf (1991-2010 gg.). Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Belgorod, 2010.

9. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Vliyanie duhovno-nravstvennogo vospitaniya na formirovanie obschekul'turnyh kompetencij vypusknikov vuza. APK: innovacionnye tehnologii. 2018; № 2 (41): 106-111.

10. Chekina E.V. Teoriya nravstvennogo vospitaniya: istoriya razvitiya isovremennoe sostoyanie: monografiya. Grodno: GrGU, 2008: 14-15.

11. Kulikova S.V., Malchukova N.N., Konova T.A. Labor as One of the Core Values of a Competitive Expert in Agricultural and Engineering Industry AER-Advances in Engineering Research. International Conference on Smart Solutions for Agriculture (Agro-SMART 2018). 2018; Vol. 151: 411-416.

12. Iakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38, № 40: 17.

13. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N., Shemyakina I.E. Vospitatel'naya rabota vuza v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Mir nauki. Internet-zhurnal. 2018; № 5. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/66PDMN518.pdf DOI: 10.15862/66PDMN518

14. VCIOM. Available at: https://www.mk.ru/social/2022/03/10/vciom-80-rossiyan-schitayut-sebya-veruyushhimi.htm

15. Vinogradova M.V. Cennostnye orientacii buduschego agrariya v professional'noj deyatel'nosti (na primere FGBOU VO GAU Cevernogo Zaural'ya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 147-149.

16. Semenkova S.N. Vliyanie moral'no-nravstvennyh kachestv na professional'noe stanovlenie cheloveka. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015; № 3 (39): 73-75.

Статья поступила в редакцию 03.08.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.