Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Куликова С.В. Аграрные династии как социальный и профессиональный ресурс // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kulikova S.V. (2020). Agrarian dynasties as a social and professional resource. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN520.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.05
Куликова Светлана Васильевна
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Россия
Старший преподаватель кафедры «Математики и информатики»
E-mail: [email protected]
Аграрные династии как социальный и профессиональный ресурс
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении аграрных династий как социального и профессионального ресурса для укрепления аграрного сектора экономики, как одного из аспектов решения проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи и поднятия престижа аграрных профессий. Статья носит аналитический характер. В постсоветские годы наметилась тенденция к снижению династийности семей, хотя профессиональная преемственность является необходимым фундаментом развития экономики страны. Развитие наукоемких технологий, создание техники нового поколения, уменьшение доли физического труда не решает вопроса кадрового дефицита на селе. Не каждый молодой человек, даже выходец из села, готов посвятить свою жизнь аграрной профессии. Поэтому насущной остается задача сохранения и приумножения аграрных династий. В статье разграничены понятия аграрной профессиональной династии и аграрной семейной династии. Поставленная задача способствует решению нескольких проблем: закрепления кадров на селе; развитие сельскохозяйственного производства, внедрение наукоемких технологий; развития сельских территорий; поднятие престижа аграрных профессий среди молодежи. На рост количества профессиональных династий в нашей стране влияют семейные узы. Проблема сохранения аграрных династий и профессионального самоопределения сельской молодежи изучается в Государственном аграрном университете Северного Зауралья (г. Тюмень). В университете обучающихся с «деревенскими» корнями примерно 64 %. По анализу проводимых исследований среди студентов университета, семья остается самой большой ценностью для молодого поколения села, а количество студентов, решивших продолжить семейную династию, остается стабильно небольшим на уровне 14 %, но, учитывая негативное отношение к сельскому труду в постсоветский период, это неплохой показатель. Результаты опроса о профессиональных аграрных династиях хорошо коррелируются с опросом студентов о возвращении их после окончания вуза жить и работать на село. Таких насчитывается 14-18 % в разные годы. Респонденты называют разные причины нежелания возвращаться на малую родину - низкие доходы в сельской местности, социальные проблемы, неразвитая инфраструктура и т. д. Автор полагает, что истинная причина этой проблемы гораздо глубже -в нелюбви к родной земле и сельскому труду, в прерывании ментальной и исторической памяти
https:// mir-nauki. com
и пренебрежении семейными исконно крестьянскими традициями. Проблема продолжения аграрных династий - это не столько проблема отдельных родителей или самого молодого человека, сколько общества в целом. Вывод: поддержка аграрных династий способствуют возвращению молодежи на село, поднимают престиж сельскохозяйственных профессий, помогает качественно решить кадровый вопрос и вопрос развития сельских территорий.
Ключевые слова: династии; аграрная династия; профессиональное самоопределение; аграрные профессии; сельская молодежь; семейные ценности; престиж аграрных профессий
Современное сельскохозяйственное производство по уровню технологий и поставленных задач разительно отличается от того, что было в ХХ-м веке и в нулевых годах XXI века. Раньше крестьянский труд основывался на тяжелых физических нагрузках. Сейчас вектор смешается в сторону интеллектуального труда, уходит в прошлое ручной труд, а на его место приходит цифровое производство. Руководство департамента Агропромышленного комплекса Тюменской области на встречах с профессорско-преподавательским составом и студентами ФГБОУ ВО «Государственного аграрного университета Северного Зауралья» (ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень) постоянно говорит о том, что в настоящее время требуются специалисты, не просто имеющие фундаментальные профессиональные знания в сельском хозяйстве, но и владеющие ГС технологиями. Курс, взятый правительством нашей страны на цифровизацию экономики, непосредственным образом касается агропромышленного комплекса России. Поэтому сельское хозяйство как никогда нуждается в компетентных специалистах, владеющих новыми знаниями и способных внедрять в сельскохозяйственное производство наукоемкие технологии. Без крепкой семейной преемственности такую задачу не решить.
Многие столетия Россия считалась аграрной страной. По данным переписи 1897 г. в сельской местности проживало 84 % населения, а в 2020 г. - 25 %1. Трудовая преемственность на селе была обычным явлением на протяжении многих веков. Сейчас мы бы назвали это явление семейными аграрными династиями. Но события XX столетия сильно изменили жизненный уклад россиян. Быстрые темпы развития индустриального производства повлияли на баланс сельского и городского населения СССР в пользу городского. Начиная с 60-х годов прошлого века количество сельского населения стало заметно убывать. Молодежь стремилась ухать в город в поисках лучшей жизни. Эта тенденция особенно усилилась после распада СССР в 90-е годы, когда упразднились колхозы и совхозы, в экономике наступил хаос и большинство жителей деревни потеряло работу. Социологи 90-х предрекали: если разрушительная тенденция на селе не изменится, то в будущем останется 4 % сельского населения, 96 % людей будут жить в городах. Такой дисбаланс негативным образом скажется на продовольственной безопасности страны, а урбанизация приведет к большим психологическим проблемам населения. Несмотря на разрушительные тенденции постсоветского времени, аграрные династии хоть и в небольшом количестве, но сохранились.
Агропромышленный комплекс всегда был недофинансирован государством. Санкции, введенные против нашей страны после 2014 г., послужили стимулом для развития сельского хозяйства, которое стало приоритетным сектором экономики. Увеличение финансирования научных программ, дешевые кредиты для сельхозтоваропроизводителей, внедрение ГС технологий не решило главной проблемы - закрепления кадров на селе.
1 Infotablis.ru. Справочные таблицы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infotables.ru/. Страница 2 из 10
Введение
86PDMN520
https:// mir-nauki. com
Развитие наукоемких технологий, создание техники нового поколения, уменьшение доли физического труда не решает вопроса кадрового дефицита на селе. Не каждый молодой человек, даже выходец из села, готов посвятить свою жизнь аграрной профессии. Для этого надо любить свою малую родину, любить и ценить сельский труд, а такое отношение закладывается в крестьянской семье с детства.
Цель статьи - рассмотреть аграрные династий как социальный и профессиональный ресурс для укрепления аграрного сектора экономики России, как один из аспектов решения проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи и поднятия престижа аграрных профессий.
Методы исследования - теоретический анализ диссертаций и научных статей, социологический анализ опросов.
Вопросом профессиональных династий занимались многие исследователи: социологи, философы, педагоги. В историческом аспекте династии рассматривали такие ученые, как М.К. Юраов [1], О. Морвидд [2], Л.В. Гурская [3]; в социологическом - А. Эдгар [4], О. Конт [5]. Трудовые династии исследовали В.В. Радаев [6], О.И. Шкаратан [7], Г.М. Коростелёв [8], В. Бигуаа [9], Д. Берто [9], Е. Долгих [9], В. Журавлев [9]. Коллектив под руководством В.А. Ядова и Дж. ДеБарделебена изучал проблемы профессиональной преемственности в условиях трансформации парадигм в российском обществе [10]. Другие ученые рассматривали отраслевые династии, например, медицинские (К.А. Калашникова [11]), горной отросли (Е.М. Заблоцкий [12]). Отдельно заводские династии в постсоветский период исследовала О.А. Ткач [13], специфику инженерных династий изучали Е.М. Колесникова [14], Е.Ю. Иванова [15], П.С. Юрьев [15]. Но в литературе нет отдельных исследований по аграрным династиям.
О.Ю. Посухова считает, что профессиональная династия - это локализованная в производственной и социально-экономической сфере социальная группа, характеризующаяся кровнородственными отношениями, в которой несколько поколений осуществляют свою профессиональную деятельность в одной сфере [16]. По мнению Л.А. Колосовой большую роль при возникновении профессиональной династии играют семейные традиции и уклад [17]. Е.М. Колесникова делает вывод, что династии - серьезный кадровый резерв профессий и ресурс поддержания высоких стандартов корпоративной культуры, а для студентов в целом высоко значимы показатели статуса профессии, интерес к основному содержанию труда [18]. Преимущества династийности Е.Ю. Иванова и П.С. Юрьев видят в существовании межпоколенческого семейного ресурса, что обеспечивает условия для эффективной адаптации и карьерной реализации молодого поколения; в передаче профессиональных ценностей; в институциональном аспекте последовательности передачи профессии, что выражается в передаче социальных связей старших поколений и возможностях реализации младшего поколения на рынке труда [19].
Ежегодно выпускники школ определяются с выбором будущей профессиональной сферы. Вопрос судьбоносный, поэтому требует серьезного подхода. Абитуриенты по-разному решают проблему: одни давно определились с выбором; другие сомневаются и слушают советы друзей, знакомых, посещают Дни открытых дверей разных вузов, в Интернете читают сайты по профориентации. Но особая роль в решении этого вопроса принадлежит семье.
Обзор литературы
Основная часть
В последние годы наблюдается тенденция к снижению влияния мнения родителей и семьи на профессиональный выбор молодого человека. Одна из причин - возможность получения исчерпывающей информации по любому вопросу из Интернета. Поэтому будущие абитуриенты охотнее доверяют «глобальной сети», чем мнению родителей. В тех семьях, где выстроены тесные доверительные отношения между родителями и детьми, мнение родителей оказывает существенное влияние на профессиональный выбор ребенка. Если ребенок с детства знает кем, где и как работают его папа и мама, он невольно впитывает в себя дух их профессий и, как правило, продолжает дело родителей. По сути, родители грамотно занимаются профориентационной работой со своим чадом. Так рождаются или продолжаются профессиональные династии. Выбирая профессию родителя, молодой человек попадает в определенное место в социальной структуре общества [20]. По мнению Л.А. Ларионовой и С.В. Алексеева часто успехи ребенка в будущей карьере являются гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей [21].
По результатам исследования Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2019 году, был определен рейтинг Т0П-10 профессиональных династий по количеству: первое место -врачи, второе - учителя, третье -юристы, прокуроры, адвокаты. В десятку вошли программисты и ГС-специалисты, рабочие специальности, военнослужащие, экономисты и финансисты, инженеры, политики, замыкают десятку банкиры2. Аграрные династии сильно уступают в позициях выше перечисленным.
Под аграрными династиями будем понимать династии двух видов:
1. Аграрные профессиональные династии, в которых одна и та же профессия передается в семье из поколения в поколение. Такие династии встречаются на крупных сельскохозяйственных предприятиях, агрохолдингах, или члены семьи работают на разных предприятиях.
2. Аграрные семейные династии, в которых члены одной семьи (родители, дети, дяди, тети и т. д.) имеют разные профессии, но работают в одном небольшом сельскохозяйственном предприятии. Это, как правило, фермерские или личные подсобные хозяйства (ЛПХ), где разные специалисты выполняют общую задачу.
Задача сохранения и приумножения аграрных династий способствует решению нескольких проблем:
• проблему закрепления кадров на селе;
• развитие сельскохозяйственного производства, внедрение наукоемких технологий;
• проблему развития сельских территорий;
• поднятие престижа аграрных профессий среди молодежи.
В постсоветские годы наметилась тенденция к снижению династийности семей, хотя профессиональная преемственность является необходимым фундаментом развития экономики страны. Если мы посмотрим статьи про аграрные династии на просторах глобальной сети Интернет, то мы увидим более 100 статей, в которых прославляют свои аграрные династии молодые представители семей. В различных регионах страны организуются мероприятия по популяризации семейных аграрных династий. Например, в Омской области с 2009 г. реализуется региональный проект «Аграрная династия». В период 2009-2015 гг. победителями
2 ВЦИОМ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wciom.ru/. Страница 4 из 10
https:// mir-nauki. com
стали 134 династии из 32 районов Омской области. Такое же мероприятие проводилось и в Тюменской области в 2009 г.
Проблема сохранения аграрных династий и профессионального самоопределения сельской молодежи изучается в ГАУ Северного Зауралья. В университете обучающихся с «деревенскими» корнями примерно 64 %. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40 % молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностями и способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психологические расстройства [22].
На рост количества профессиональных династий в нашей стране влияют семейные узы. Соответственно, ряд функций, присущих семье и связанных с ее биологической и социальной природой, близки по своему содержанию традиции как повторяющемуся культурному и социальному факту, освященному сакральным, идеологическим смыслом, или приобретающим такое важное значение для жизни общности в силу длительности существования в рамках разных социальных эпох и разнообразия представленности, репрезентации ее форм в социальной памяти, менталитете, фольклоре этноса. К функциям семьи, которые имеют традиционный, взаимосвязанный с природой семьи, характер, относятся следующие: (1) функция передачи социального опыта; (2) предоставление защищенного социального пространства для члена семьи; (3) поддержание определенного культурного образца, формирующегося в результате осознанного и неосознанного копирования действий родителей и сочетающего, как и предыдущие функции, биологические инстинкты (материнства, сохранения детенышей) и социальные установки (поддержание подрастающего поколения)
По анализу проводимых в 2008-2011 гг. исследований среди студентов ГАУ Северного Зауралья, такая ценность как семья занимает у молодого поколения одно из первых мест из всех ценностей жизни и играет большую роль для современного молодого поколения села, определяя отношение к ней как к необходимому условию жизни, ее духовно-нравственному ориентиру. При просьбе определить нравственный потенциал семьи, самыми распространенными были ответы: «традиции и набор ценностей»; «традиции и семейные устои»; «стремление быть лучше»; «то, что передается из поколения в поколение, несмотря на перипетии в обществе»; «ответственность членов семьи за свои действия и поступки» [24].
В 2014 г. проводился аналогичный опрос. Студенты, отвечая на вопрос о жизненных ценностях, на первое место поставили - семью (хорошие отношения в семье) [25]. Получается, что иерархия ценностей не изменилась, и семья остается самой большой ценностью для молодого уроженца села.
В 2017 и 2019 гг. проводился опрос о принадлежности студентов к профессиональным аграрным династиям. Опрошены были первокурсники направлений подготовки «Агроинженерия» (три профиля), «Агрономия», «Зоотехния» и специальности «Ветеринария». В 2017 г. в опросе приняло участие 208 человек, в 2019 г. - 205. Сравнительный анализ по годам приведен в таблице 1.
По таблице видно, что в 2017 г. самая большая профессиональная преемственность по количеству человек сохраняется в профессии инженер-электрик, в меньшей степени среди инженеров-механиков и ветеринарных врачей. Не остаются без преемников и в традиционных аграрных профессиях агроном и зоотехник. В процентном соотношении первое место у агрономов (20 %), второе - инженер-электрик (17 %) [26].
[23].
Таблица 1
Студенты первого курса, решившие продолжить аграрную династию
Направление подготовки 2017 г. 2019 г.
Кол-во студентов 1-го курса Студенты, продолжающие проф. династии Кол-во студентов 1 -го курса Студенты, продолжающие проф. династии
чел-к % чел-к %
Агроинженерия, профиль Электрооборудование и электротехнология АПК 51 8 17 56 5 9
Агроинженерия, профили Технические системы в агробизнесе, Технический сервис в АПК 41 5 12 46 4 9
Агрономия, профиль Агрономия 20 4 20 31 8 26
Ветеринария (специалитет) 52 5 10 35 6 17
Техносферная безопасность, профиль Пожарная безопасность 17 2 12 12 2 17
Зоотехния 27 4 7 25 4 16
Всего: 208 28 13 205 29 14
В 2019 г. результаты опроса получились следующие Наибольшая преемственность сохранилась у агрономов как по количеству, так и в процентном соотношении: 8 человек, 26 %. А преемственность в профессии инженер-электрик снизилась: 5 человек в 2019 г. против 8 человек в 2017 г. Немного увеличился количественный показатель по специальности Ветеринария, в остальных профессиях этот показатель не изменился. В целом продолжателей семейных династий из числа опрошенных оказалось 28 (2017 г.) и 29 (2019 г.) человек. В процентном отношении - 13 % (2017 г.) и 14 % (2019 г.). Как видно, результаты опроса практически не изменились (в пределах статистической погрешности).
Кроме того, в 2019 г. респондентам был задан вопрос: после окончания вуза вы вернетесь на малую родину продолжать семейную династию? Большинство продолжателей династий (97 %) дали положительный ответ, сопроводив комментариями: «вернусь, меня там ждет семейное фермерское хозяйство», «мне приготовили место агронома и жилье, конечно поеду», «меня ждут на предприятии отца», только два респондента (7 %) ответили: «я останусь продолжать династию в городе».
Исследование показало, что количество студентов, решивших продолжить семейную династию, не меняется из года в год и остается стабильным на уровне 14 %, но, учитывая негативное отношение к сельскому труду в постсоветский период, это неплохой показатель, семейные аграрные династия еще остались на селе.
Результаты опроса о профессиональных аграрных династиях хорошо коррелируются с опросом студентов о возвращении после окончания вуза представителей сельской молодежи, обучающихся в ГАУ Северного Зауралья, жить и работать на село.
Такой опрос был проведен в 2018 году среди студентов первого и второго курсов механико-технологического института ГАУ Северного Зауралья направления подготовки Агроинженерия. 84 % респондентов желают остаться в городе, 15 % - вернуться домой на село или в областной город... Есть надежда, что к окончанию университета число желающих остаться на селе увеличится. В Тюменской области достаточно больших сельскохозяйственных предприятий с достойной заработной платой, использующих инновационные технологии и предоставляющих хороший социальный пакет. Если удается пройти практику на таком предприятии, то у студентов появляется стойкое желание остаться там работать [27].
https:// mir-nauki. com
Подобный вопрос задается студентам более 10 лет. На протяжении этого времени показатель желающих вернуться в родное село первокурсником остается стабильным - в пределах 14-18 % из числа опрошенных. Показатель такой же невысокий, как и в вопросе об аграрных династиях. В первые годы опроса главной причиной нежелания возвращаться на село была в низких доходах, вторая по значимости - социальные проблемы, третья - неразвитая социально-экономическая инфраструктура. В последующие годы причины менялись местами, первостепенной стала причина плохо развитой социально-экономической инфраструктуры. За эти годы жизнь на селе претерпела изменения в лучшую сторону. В частности, в Тюменской области появилось много крепких хозяйств с достойной заработной платой, во многих селах налаживается социальная и культурная жизнь, строятся дороги и коммуникации, работает программа по поддержке молодых специалистов на селе. Тем не менее, количество студентов с «деревенскими» корнями, желающих посвятить жизнь работе на малой родине, не увеличилось.
Автор полагает, что истинная причина нежелания возвращаться на малую родину вовсе не в низких доходах и недоступной среде, а гораздо глубже - в нелюбви к родной земле и сельскому труду, в прерывании ментальной и исторической памяти и пренебрежении семейными исконно крестьянскими традициями. СМИ, телевидение, особенно Интернет популяризируют благополучный городской образ жизни, где легко можно добиться успеха и материального благополучия, Часть родителей поощряют такое желание своего ребенка. Если родители не только считают, но и активно реализовывают подход, заключающийся в том, что сельское хозяйство - это не модно, не престижно и т. д., то дети будут сознательно выбирать все что угодно, кроме сельскохозяйственной отрасли [28].
В предыдущие десятилетия престиж сельских профессий только падал. Особую роль в решении данной проблемы могут сыграть аграрные династии. Родители, с детства воспитывающие свое чадо в крестьянском духе, внушающие семейные ценности и патриотизм к своей родине, думают не только о своем будущем, но и будущем своих детей и будущем села.
Проблема продолжения аграрных династий - это не столько проблема отдельных родителей или самого молодого человека, сколько общества в целом. Для решения комплексной задачи закрепления кадров на селе в ГАУ Северного Зауралья разработан проект о непрерывном аграрном образовании. По словам руководителя этого проекта А.Ш. Хамидуллиной «целью проекта является выявление интереса у школьников и обучающихся колледжей к аграрным профессиям. Все знают, что агропромышленный комплекс Тюменской области стремительно развивается: внедряются новые современные технологии, появляются новые интересные профессии в таких отраслях, как животноводство, растениеводство, агроинженерия и, в основном, в этих профессиях активно используются информационные технологии. Несмотря на это, АПК всегда испытывал и испытывает дефицит высококвалифицированных кадров. Задача проекта заключается не в том, чтобы за партами аграрных образовательных учреждений сидело как можно больше студентов, а целью его является, прежде всего, довести этих студентов уже в качестве молодых специалистов до предприятий АПК. Вы спрашиваете, какое качество отличает аграриев? Отвечаю: простое человеческое качество - любовь к земле и сельскому труду! Это и есть главная цель нашего проекта - разбудить эту любовь в молодых людях»3.
3 http://www.tsaa.ru/novosti/lyubov-k-zemle-otkryivaet-novyie-dveri. Страница 7 из 10
86PDMN520
Выводы
1. Аграрные династии способствуют возвращению молодежи на село, не давая исчезнуть самобытности крестьянской жизни, исконным ценностям и исторической памяти.
2. Поддержка аграрных династий помогает качественно решить кадровый вопрос с высококвалифицированными специалистами в аграрном секторе экономики страны.
3. Сохранение и приумножение аграрных династий способствует решению вопроса развития сельских территорий.
4. Государству необходимо выработать комплекс мер по сохранению и умножению аграрных династий, поддержать проведения конкурса «Аграрная династия» на постоянной основе. На уровне правительства поддержать проект «Непрерывное аграрное образование» на всей территории страны.
Развитие IT технологий в сельском хозяйстве, появление аграрных профессий нового поколения и кардинальные изменения в аграрном секторе экономики будет способствовать привлечению молодежи для работы в сельскохозяйственном производстве. Для них открывается «окно возможностей» реализации своего личностного потенциала и профессионального роста.
ЛИТЕРАТУРА
I. Юрасов, М.К. Русско-венгерские отношения начала XII века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. №3(25). С. 47-56.
3. Морвидд О. Медицинские книги средневекового Уэльса и врачи из Миддвай / пер. с англ. С. Иванова // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2008. №6 (ноябрь-декабрь). С. 189-202.
4. Гурская Л., Хомизури Г. Славная династия Фольбортов // Наука в России. 2006. №6. С. 80-83.
5. Edgar, A. Genealogy, Class and «Tribal Policy» in Soviet Turkmenistan, 1924-1934 // Static Review. 2001. Vol.60. № 2. P. 266-288.
6. Конт, О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И.А. Шапиро; под ред. Э.Л. Радлова. - изд-е 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ». 2011. - 296 с.
7. Радаев, В. Властная стратификация в системе советского типа // Рубеж (альмонах). 1991. № I. C. 117-145.
8. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
9. Коростелёв, Г. Рабочие династии и воспитание молодого поколения // Социологические исследования, 1978. №4. С. 129-132.
10. Судьбы людей: Россия. XX век: Биографии семей как объект социологического исследования / В. Бигуаа [и др.]. - Москва: Изд-во ИС РАН, 1996. 426 с.
II. Становление трудовых отношений в постсоветской России / под ред. Дж. Дебарделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: акад. Проект, 2004. 320 с.
12. Калашникова К.А. Профессиональные династии в современном российском институте здравоохранения: автореф. на соиск. ученой степ. канд. соц. наук: 22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы. Волгоград, 2012. - 182 с.
13. Zablotski E. Mining Dynasties in Pre-Revolutionary Russia. // Proceedings of the 6th International Mining History Congress. September 26-29, 2003. Akabira City, Hokkaido, Japan. - P. 337-340.
https:// mir-nauki. com
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. 29.
Ткач О. Заводские династии в современных рыночных условиях // Человек и труд. 2007. № 12. С. 79-81.
Колесникова Е.М. Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии студентов инженерных вузов // Социологический журнал. 2018. Том 24. №1. С. 55-72. DOI: 10.19181^^.2018.24.1.5713.
Иванова Е.Ю., Юрьев П.С. Профессиональные династии: тенденции и формы поддержки // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-16 марта 2018 г.) / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. - С. 498-503.
Посухова О.Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2013. № 12. С. 100-103. Колосова, Л.А. Семейные династии как фактор формирования профессиональных интересов и намерений учащихся: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02. - теория и методика обучения (по отраслям знаний). Москва, 1987. - 187 с. Колесникова Е.М. Указ. соч. С. 55. Иванова Е.Ю., Юрьев П.С. Указ. соч. С. 498.
Психологическое сопровождение выбора профессии: науч. -метод. пособие / под ред. Л.М. Митиной. 2-е изд., исправ. М.: Флинта, 2003. 184 с. Ларионова Л.А., Алексеев С.В. Влияние семьи на профессиональное самоопределение студентов младших курсов // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-3. С. 287-291. Каюгина С.М. Мотивы выбора вуза и профессии, их роль в становлении специалиста. В сборнике: Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 36-37.
Левочкина А.В. Взаимосвязь традиций, семейной культуры, карьерной направленности при образовании профессиональных династий // Аналитика культурологии. 2014. №3(30). С. 31-36.
Мухина Е.А. Нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи: социологический аспект: автореф. на соиск. ученой степ. канд. соц. наук: 22.00.06. - социология культуры. Майкоп, 2012. -26 с.
Гончаренко О.Н. Студенческая молодежь аграрного вуза и девиантное поведение // Агропродовольственная политика России. 2014. № 12 (36). С. 78-80. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н. Формирование профессионального самоопределения в ракурсе профессиональных династий // Агропродовольственная политика России. 2017. №12 (72). С. 174-178. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе // Мир науки. 2018. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mimauki.com/PDF/66PDMN518.pdf (дата обращения: 25.10.2020).
Семенкова С.Н. Учет психолого-педагогических особенностей подрастающего поколения при реализации профориентационной деятельности в проекте «Агроцивилизация» // Агропродовольственная политика России. 2016. № 5. С.
14-17.
86PDMN520
https:// mir-nauki. com
Kulikova Svetlana Vasilevna
State agrarian university of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russia
E-mail: [email protected]
Agrarian dynasties as a social and professional resource
Abstract. The relevance of this article lies in the consideration of agrarian dynasties as a social and professional resource for strengthening the agrarian sector of the economy, as one of the aspects of solving the problem of professional self-determination of rural youth and raising the prestige of agrarian professions. The article is analytical in nature. In the post-Soviet years, there was a tendency to reduce the dynasty of families, although professional continuity is a necessary foundation for the development of the country's economy. The development of knowledge-intensive technologies, the creation of a new generation of technology, a decrease in the share of physical labor does not solve the issue of personnel shortages in the countryside. Not every young man, even a native of the village, is ready to devote his life to the agrarian profession. Therefore, the task of preserving and increasing agrarian dynasties remains urgent. The article delimits the concepts of an agrarian professional dynasty and an agrarian family dynasty. The task contributes to solving several problems: fixing personnel in the countryside; development of agricultural production, introduction of knowledge-intensive technologies; rural development; raising the prestige of agrarian professions among young people. The growth of the number of professional dynasties in our country is influenced by family ties. The problem of preserving agrarian dynasties and professional self-determination of rural youth is being studied at the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen). At the university, students with "village" roots are approximately 64 %. According to the analysis of research among university students, the family remains the greatest value for the younger generation of the village, and the number of students who decided to continue the family dynasty remains stably small at the level of 14 %, but, given the negative attitude towards rural labor in the post-Soviet period, this is a good indicator. The results of the survey on professional agrarian dynasties are well correlated with the survey of students about their return after graduation to live and work in the village. There are 14-18 % of such in different years. Respondents cite various reasons for reluctance to return to their small homeland - low incomes in rural areas, social problems, underdeveloped infrastructure, etc. The author believes that the real reason for this problem is much deeper - in dislike of his native land and rural labor, in interruption of mental and historical memory and disregard for family native peasant traditions. The problem of continuing agrarian dynasties is not so much the problem of individual parents or the youngest person, but of society as a whole. Conclusion: support for agrarian dynasties contributes to the return of young people to the village, raises the prestige of agricultural professions, helps to qualitatively solve the personnel issue and the issue of rural development.
Keywords: dynasties; agrarian dynasty; professional self-determination; agrarian professions; rural youth; family values; prestige of agrarian professions
86PDMN520