Условия формирования адаптивных способностей студентов аграрного вуза
Гончаренко Ольга Николаевна;
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, [email protected]
В статье актуализируется проблема выявления условий формирования адаптивных способностей студентов аграрного вуза. Автор рассматривает данную проблему с учетом специфики получаемых профессий и необходимостью возвращения будущих специалистов в сельскую местность. В статье представлены определяющие условия формирования адаптивных способностей студентов сельскохозяйственного учебного заведения, выявленные в ходе включенного наблюдения и экспертного опроса. Сделан обоснованный вывод, что для выполнения обозначенных условий необходимы: мониторинговая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение студентов; расширение систем взаимодействия вуза, его партнеров и социума.
Ключевые слова: адаптивные способности, условия формирования, аграрный вуз, студенты, психолого-педагогические мероприятия.
о
Е
СП
0
(Ч «9
01 г
Перемены в произошедшие в российском обществе в конце ХХ - начале XXI века обусловили смену жизненных ориентиров и ценностей. Прежде всего, это коснулось жителей села, без сохранения и развития которого невозможно гармоничное развитие нашей страны, рост ее конкурентоспособности. Ученые предупреждают, что разрушение сельского уклада может обернуться потерей не только продовольственной безопасности, но и культурных традиций, усилит проблемы городов в связи с притоком малообеспеченных слоев, приведет к запустению огромных территорий, а значит геополитическим рискам [4,с.90]. Вместе с тем, сельские юноши и девушки, подталкиваемые родителями, уезжают в города, нередко пополняя собой ряды городских маргиналов. Исследования подводят к выводу, что выпускников сельских школ не привлекают ценности сельского образа жизни: лишь каждый девятый выпускник сельской школы связывает свою судьбу с жизнью и работой в родном селе и только 12-15% выпускников аграрных вузов возвращаются в сельскую местность. Между тем, село как тип социокультурного пространства -прошлое и будущее человечества [5, с.198]. В связи с этим роль аграрного вуза в адаптации сельской молодежи в пространстве учебного заведения, а также в становлении высокопрофессионального агрария готового вернуться в сельскую местность становится весьма значимой и актуальной. Кроме того, анализ научной литературы по педагогике и социологии показал, что широко представлена проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе [1,8,9,10], в меньшей степени изучен вопрос условий социальной и профессиональной адаптации в аграрном вузе [2,6].
Цель работы - изучение условий формирования адаптационных способностей студентов аграрного вуза.
Адаптивные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности. (С.М. Кетько [6], С.А. Пакулина [9], Б.А. Сосновский [11]). Для всестороннего изучения проблем социальной адаптации студентов-первокурсников в вузе необходимо, по мнению новосибирских социологов О.В. Арлашкиной, Е.В. Наумовой и О.Ю. Тевлюко-вой [1], рассматривать такие ее направления, как:
академическая, организационная, социально-психологическая и психофизиологическая адаптация, социально-бытовая адаптация. В свою очередь данные направления предопределяют условия и мероприятия, проводимые вузом с целью успешной социализации молодежи.
В ходе двадцатилетнего ( 1999 - 2019 гг.) включенного наблюдения автора за студентами и преподавателями аграрного вуза ( ГАУ Северного Зауралья. г.Тюмень), экспертного опроса заместителей директоров по воспитательной работе, преподавателей, а также преподавателей-кураторов и студентов (п-100) проблемы у студентов-первокурсников возникают в организационной, психофизиологической и социально-бытовой адаптацией, что согласуется с выводами О.В. Ар-лашкиной, Е.В. Наумовой и О.Ю. Тевлюковой. Так же как и новосибирские социологи, респонденты в ходе экспертного интервью утверждали, что студентам из сельской местности адаптироваться к учебе в университете сложнее. Поэтому первым условием успешной адаптации первокурсников аграрного вуза организационно-педагогическое условие, то есть ликвидация проблемы непоследовательности, расхождения между курсом средних общеобразовательных школ, отсутствием в сельских школах квалифицированных педагогов по ряду дисциплин и учебными программами вузов, что напрямую зависит от деятельности администрации и профессорско-преподавательского состава сельскохозяйственного вуза.
Второе условие - социально-статусное. Это, прежде всего, восприятие современных студентов не как равных, а как младших, требующих четких организационных мероприятий и в какой-то степени некоторой опеки со стороны административного и преподавательского состава. Данный тезис подтверждается исследованием Т.В. Бодякиной [2], которая также считает, что одна из серьезнейших ошибок педагогов высшей школы - отношение к студентам как к взрослым. По сути, студенты младших курсов - это те же дети, во-первых, еще не закончившие свое физиологическое развитие, и во-вторых, это выходцы из современных нуклеар-ных семей, в которых до окончания школы зачастую сохраняется опека со стороны родителей, поэтому многие из них получают колоссальную психологическую травму, попадая в вузовское пространство. Особенно это касается тех, кто проживает в общежитиях и оторван от родительского дома и тех, кто впервые надолго очутился в городском сообществе.
Третье условие - культурно-бытовое, то есть создание такой среды обитания (студенческого городка) и досуга, в котором успешно совмещались бы как достижения городского образа жизни, так и преимущества сельской культуры.
Четвертое условие - имиджевое, связанное с формированием позитивного образа села и аграрных профессий, так как все направления подготовки и специальности, осваиваемые студентами, могут быть реализованы в основном на предприятиях агропромышленного комплекса, находящихся в
сельской местности. Поэтому для дальнейшего трудоустройства необходимо возвращение в сельскую среду. При этом, согласно собственным исследованиям возвращаться хотят лишь 13-15% выпускников, а реально остаются 8-9% [5]. Соответственно, требуется в стенах сельскохозяйственного учебного заведения повышать престиж села и сельскохозяйственных профессий.
Способствовать реализации вышеобозначен-ных условий формирования адаптационных способностей студентов должен целый комплекс мероприятий, осуществляемых в вузе и выполняемых поэтапно: первый этап - адаптационный период вхождения в студенческую среду - первый курс; второй этап - этап закрепления учебно-социальных адаптационных способностей - второй и третий курсы; третий этап - закрепления профессионально-социальных способностей -четвертый курс. В связи с этим именно в аграрном вузе возрастает роль всех служб и всего профессорско-преподавательского состава, включая кураторов и психолога.
Актуализация и изменение адаптивных способностей происходят в течение всего периода обучения в различных социальных группах и, соответственно, для развития адаптивных способностей студентов аграрного вуза необходимы психолого-педагогические средства, среди которых, согласно С.А. Пакулиной [10]:
- диагностический комплекс методик, актуализирующих рефлексивно-мотивационные процессы сознания;
- тренинг развития адаптивных способностей студента;
- психологическое сопровождение.
Все диагностируемые параметры, с помощью которых можно объективно судить об эффективности совместной деятельности учащегося и преподавателей, учеными условно подразделены на две группы критериев: объективные - учебная деятельность и субъективные - социально-психологические [3]. Сущность психологического сопровождения процесса самосознания - оказания помощи студенту в формировании у него внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Обеспечение данного сопровождения в реализации жизненных перспектив предполагает:
-консультирование по острым проблемам у психолога;
- организацию и контроль участия студента в различных видах деятельности, приближающей его к самостоятельной жизни;
-формирование у студента установок на постоянное расширение своих возможностей и максимальную их реализацию.
Психолого-педагогическая диагностика и психологическое сопровождение способствуют выработке мероприятий по успешной адаптации на всех ее этапах.
Смысл первого адаптационного этапа для студентов состоит в том, чтобы сделать естественный
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о
Е
СП
о
(Ч
01 г
процесс адаптации более интенсивным, помочь студентам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с вузом и вузовскими правилами. Для эффективной организации этого этапа необходимо решить следующие организационные вопросы: совершенствование технологий обучения [14] и воспитания; использование здоровьесберегающих и личностноориенти-рованных технологий в обучении студентов. Параллельно должна осуществляться разработка и реализация образовательно-воспитательной и социально-психологических программ, способствующих развитию профессионального и личностного самоопределения студентов в будущей жизни, в связи с чем, должен активно развиваться институт кураторства, который в современной высшей школе является важным условием психологического стимулирования адаптации студентов. В ходе экспертного опроса студенты подчеркивали, что в большинстве групп вуза имеются высокопрофессиональные кураторы, но есть и такие кто не проводят работу с группой, а четверть респондентов вообще не знают о существовании куратора группы. В аграрном вузе роль куратора еще более значима, так как большинство первокурсников -выходцы из сельской местности, которые не только попали в новую среду общения, учебного процесса, но и в новые условия проведения досуга, бытовые условия и т. д. Оказавшись в отрыве от родительского дома, в иных социальных условиях, студенты могут повести себя неадекватно, безответственно, превышая допустимый лимит свободы, утрачивая самоконтроль. Куратор необходим студентам для того, чтобы приобщить к общественной жизни университета, наладить взаимоотношения с сокурсниками, улучшить бытовые условия, адаптироваться к студенческой жизни [9], а также, по мнению В.А. Спесивцевой и Т.В. Мжель-ской [11], самая главная задача, которая стоит перед куратором - это адаптация первокурсников к новой для них роли студентов. Куратор - первый, кто показывает необходимость навыков учебной и самостоятельной работы, начинает освоение ряда универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5, УК-6, УК-7, заложенных ФГОС ВО (3++) [13] .
Согласно проведенному опросу, студенты определяют идеального куратора как: оптимистически настроенного мобильного педагога, который легко ориентируется в различных ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения; умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать на изменение интересов студентов; имеет значительный творческий потенциал; продуктивно сотрудничает с людьми, имеющими взгляды и убеждения, отличные от его собственных, сохраняя при этом приверженность общечеловеческим ценностям и этическим идеалам; способен отстоять свое мнение и сделать нравственный выбор.
На создание условий для формирования адаптивных способностей личности студента влияет расширение системы взаимодействия вуза и дру-
гих образовательных учреждений. Перспективным является опыт использования обмена делегациями студентов из других вузов, городов, стран. Организация движения вузов-побратимов позволяет решить задачу самоопределения студентов, начиная с младших курсов. Сотрудничество с вузами-побратимами можно использовать в целях освоения и совершенствования студентами коммуникативных навыков. Особую роль в развитии адаптивных качеств личности, способствующих успешной адаптации, могут сыграть поездки в вузы -побратимы, прием делегаций у себя в вузе, проведение совместных фестивалей. В государственном аграрном университете Северного Зауралья в октябре 2018 года был проведен международный молодежный форум «Молодая Евразия», организованный на средства гранта итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2018 году. Впервые 140 активных, целеустремленных студентов региона и Республики Казахстан работали над созданием актуальных проектов по четырем направлениям: «Гуманитарное сотрудничество и межкультурный диалог», «Молодежное предпринимательство», «Проекты трансграничного сотрудничества», «Развитие сельской территории». Данный фестиваль смог решить такие задачи как: пропаганда толерантных отношений, создание возможностей общения без границ, знакомство студентов с другой культурой, с другими ценностями, проблемами и другим образом жизни, тем самым был создан благоприятный социальный фон для формирования и закрепления сформированных адаптивных качеств личности. Вместе с тем, студенты из разных стран прочувствовали ценность крестьянского труда, значимость села и аграрного производства.
Необходимым условием успешной социальной адаптации студентов является взаимодействие таких элементов системы образования, как вуз и социум. Процесс адаптации в социуме осуществляется в несколько этапов.
Первый этап - подготовка к выбору персональной жизненной траектории. Второй этап - выбор жизненного пути в профессии и введение в будущую специальность. Третий этап - непосредственная самостоятельная жизнь в социуме.
Все три этапа адаптации студентов были использованы при составлении и реализации в ГАУ Северного Зауралья проекта «Агроцивилизация» [4]. Цель проекта - оказание помощи сельской молодежи при ориентации в выборе будущей профессии и места жительства. Наилучшей формой для реализации проекта «Агроцивилизация» в условиях аграрного вуза явилось студенческое социальное волонтер-ство в виде тьюторства. Деятельность отряда тьюторов состоит в передаче знаний о роли села и аграрных профессий в современном обществе школьникам с первого по одиннадцатый класс; в организации и проведении квест-игры «Агроцивилизация: путешествие в будущее», в помощи школьникам в подготовке докладов к научной конференции «Село: вчера, сегодня, завтра».
Волонтеры-тьюторы были разделены на три группы по основным ступеням школьного образования, внутри этих групп сформированы подгруппы по направленности уроков: первая подгруппа тьюторы-волонтеры с уроком-практикумом «Учусь работать в президентской библиотеке»; вторая подгруппа тьюторы-волонтеры, осуществляющие уроки-семинары «Жизнь села и аграрные профессии» и «Коттеджная цивилизация: за и против». Каждый волонтер перед началом реализации проекта представил и защитил собственный развернутый план урока. Пилотный проект реализации проекта состоялся в марте 2015 года на базе школ Нижнее-Тавдинского района. Охват детей был 100%, т.е. волонтеры-тьюторы одновременно проводили уроки во всех классах школы с первого по одиннадцатый класс.
В процессе развития проекта были определены основные виды подачи материала: уроки, квест-игры, научные конференции, организация совместно со школой опытных участков для выращивания овощей и цветов.
За пять лет существования проекта, как студенты, так и школьники по-иному взглянули на собственное место жительства, на аграрные профессии, открыли для себя интереснейшие ресурсы президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Результатом работы студентов-волонтеров явился не только широкий охват более 14500 детей и молодежи ряда районов Тюменской области, приобщенных к информационному полю первой электронной библиотеки в России, но и участие в олимпиадах «В электронном мире», проводимых президентской библиотекой, а также понимание как студентами, так и школьниками роли крестьянства и села в современном мире и единственно правильного пути развития всего человечества к агроцивилизации. Ряд тьюторов, принимавших участие в проекте получили предложения о работе от муниципальных органов власти и от сельскохозяйственных организаций Тюменской области. Опыт реализации проекта «Агроцивилизация» указывает, что процесс адаптации личности студента посредством таких проектов, в которых переплетены как профессиональные, так и социальные компетенции, происходит более оптимистично. У студентов вырабатываются адаптационные способности к различным условиям жизни, а также формируется высокая степень мотивации, обусловленная устойчивой заинтересованностью в получении профессиональных навыков и умений -профессиональных компетенций.
Итак, в ходе изучения нами были выявлены следующие условия формирования адаптивных способностей личности студента в пространстве аграрного вуза: организационно-педагогическое; социально-статусное; культурно-бытовое; имиджевое. Для выполнения обозначенных условий необходимы: мониторинговая деятельность и психолого-педагогическое сопровождение студента в вузе; расширение системы взаимодействия вуза и других образовательных учреждений-партнеров; функционирование системы взаимодействия таких элементов системы образования, как вуз и социум.
Литература
1. Арлашкина О.В. Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования)/ О.В. Арлашкина, Е.В. Наумова, О.Ю. Тевлюкова //Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 11. - [Электронный ресурс]. - иЬР: Ьйр8://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/8о181а1пауа-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-v-universitete-ро-та1епа1ат-1881е^уатуа (дата обращения 15 октября 2019 г.)
2. Бодякина Т.В. Особенности профессиональной адаптации студентов сельскохозяйственного вуза/ Т.В.Бодякина // Дискуссия. - 2014. - № 1. -[Электронный ресурс] - иЬР: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-studentov-selskohozyaystvennogo-vuza (дата обращения 10 октября 2019 г.)
3. Булычева Т.В. Влияние деятельности социально-психологической службы школы на развитие адаптивных качеств школьника/ Т.В. Булычева. -[Электронный ресурс] - иЬР: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-150760.html. Дата обращения 19 августа 2019 г.
4. Гончаренко О.Н. Опыт формирования аграрного сознания у сельских детей и молодежи в аграрном вузе/ О.Н. Гончаренко, С.Н. Семенкова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. -2017. - №7. - С.89-98.
5. Гончаренко О.Н. Факторы, влияющие на формирование ценностей сельской молодежи // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: Сб. матер. Межд. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2014. - С. 197201.
6. Золотых Н.В. Социальная адаптация студентов аграрного вуза к будущей профессиональной деятельности/ Н.В. Золотых, Д.И. Нестеренко, И.В. // Вестник АПК Верхневолжья. - 2016. - № 3(35). -С.22-26.
7. Кетько С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности / С.М. Кетько, С.А. Пакули-на, А.В. Поминов. - Челябинск: Филиал Моск. гос. пед. ун-та, 2005. - 232 с.
8. Медведев П.С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук . - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.
9. Михайлова Ю.Н. Формирование адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности: автореферат дис... кандидата педагогических наук. - М., 2012. - 24 с.
10. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дисс.на соиск. уч. ст. к. псих. н. - Челябинск, 2004. [Электронный ресурс]. - иЬР: https://www.dissercat.com/content/adaptivnye-sposobnosti-studentov-pedvuza-struktura-faktory-i-sredstva-razvitiya (дата обращения 2 октября 2019 г.)
11.Спесивцева В.А. Институт кураторства как фактор эффективной адаптации студентов-первокурсников ИИГСО/ 11. А.В. Спесивцева, Т.В. Мжельская // Сибирский педагогический журнал.-
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
2019. - №2. - С.113-119. [Электронный ресурс]. -ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-
kuratorstva-kak-faktor-effektivnoy-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-iigso (дата обращения 15 октября 2019 г.)
12.Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психической структуре личности: Дис. . д-ра психол. наук / Моск. пед. гос. ун-т. - М, 1991.- 289 с.
13.ФГОС ВО (3++) по направлению 35.03.04 Агрономия. Приказ Минобрнауки от 26 июля 2017 г. № 699 - [Электронный ресурс]. - ULR: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak /350304_B_3_06012018.pdf (дата обращения 23 марта 2019 г.)
14.Goncharenko Olga N., Krasnolobova Ekaterina P., Cheremenina Natalia A., Sidorova Klavdia A., Veremeeva Svetlana A. Case-method in the structure of training the veterinary physician // Astra Salvensis VI (2018) Supplement No. 1. p. 647-655.
Conditions of formation of adaptive abilities of students of
agrarian university Goncharenko O.N.
State agrarian University of Northern TRANS-Urals The article actualizes the problem of identifying the conditions for the formation of adaptive abilities of students of agricultural University. The author considers this problem taking into account the specifics of the received professions and the need to return future specialists to the countryside. The article presents the determining conditions for the formation of adaptive abilities of students of agricultural educational institutions, identified during the included observation and expert survey. The reasonable conclusion is made that for the fulfillment of the specified conditions it is necessary: monitoring activities, psychological and pedagogical support of students; expansion of interaction systems of the University, its partners and society.
Keywords: adaptive abilities, conditions of formation, agrarian University, students, psychological and pedagogical measures.
References
1. Arlashkina 0V Social adaptation of first-year students at the
university (based on research) / O.V. Arlashkina, E.V. Naumova, O.Yu. Tevlyukova // Theory and practice of social development. - 2017. - No. 11. - [Electronic resource]. - ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-v-universitete-po-materialam-issledovaniya (accessed October 15, 2019)
2. Bodyakina T.V. Features of the professional adaptation of students of
an agricultural university / T.V.Bodyakina // Discussion. - 2014. -No. 1. - [Electronic resource] - ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-studentov-selskohozyaystvennogo-vuza (accessed October 10, 2019)
3. Bulycheva T.V. The effect of the school's socio-psychological service on the development of the adaptive qualities of a student / T.V. Bulycheva. - [Electronic resource] - ULR: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-150760.html. Date accessed August 19, 2019
4. Goncharenko O.N. Experience in the formation of agricultural
consciousness in rural children and youth in an agricultural university / O.N. Goncharenko, S.N. Semenkova // Scientific Review: humanitarian research. - 2017. - No. 7. - S. 89-98.
5. Goncharenko O.N. Factors affecting the formation of values of
rural youth // Problems of forming value orientations in the education of rural youth: Sat. Mater. Int. scientific-practical conf.
- Tyumen, 2014 .-- S. 197-201.
6. Zolotykh N.V. Social adaptation of students of an agricultural
university to future professional activities / N.V. Zolotykh, D.I. Nesterenko, I.V. // Bulletin of the agricultural sector of the Upper Volga. - 2016. - No. 3 (35). -C.22-26.
7. Ketko S.M. The unity of reflection, motivation and adaptation in
the consciousness of the person / S.M. Ketko, S.A. Pakulina, A.V. Remember. - Chelyabinsk: Branch of Moscow. state ped University, 2005 .-- 232 p.
8. Medvedev P.S. The system of curatorship in ensuring the formation of the quality of life of university students: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences. - St. Petersburg, 2006 .-- 24 p.
9. Mikhailova Yu.N. Formation of adaptability of students of humanitarian universities to socio-pedagogical activity: abstract of the dissertation of a candidate of pedagogical sciences - M., 2012 .-- 24 p.
10. Pakulina S.A. Adaptive abilities of pedagogical university students: structure, factors and means of development: diss. student st ... to. psycho. n - Chelyabinsk, 2004. [Electronic resource]. - ULR: https://www.dissercat.com/content/adaptivnye-sposobnosti-studentov-pedvuza-struktura-faktory-i-sredstva-razvitiya (accessed October 2, 2019)
11. Spesivtseva V.A. The Institute of Supervision as a factor in the effective adaptation of first-year students of IIIGSO / 11. A.V. Spesivtseva, T.V. Mzhelskaya // Siberian Pedagogical Journal.
- 2019. - No. 2. - S.113-119. [Electronic resource]. - ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-kuratorstva-kak-faktor-effektivnoy-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-iigso (accessed October 15, 2019)
12. Sosnovsky B.A. Motivational-semantic education in the mental structure of personality: Dis. . Dr. Psychol. Sciences / Mosk. ped state un-t - M, 1991 .- 289 s.
13. GEF HE (3 ++) in the direction of 35.03.04 Agronomy. Order of the Ministry of Education and Science of July 26, 2017 No. 699
- [Electronic resource]. - ULR: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/350304_ B_3_06012018.pdf (accessed March 23, 2019)
14. Goncharenko Olga N., Krasnolobova Ekaterina P., Cheremenina Natalia A., Sidorova Klavdia A., Veremeeva Svetlana A. Case-method in the structure of training the veterinary physician // Astra Salvensis VI (2018) Supplement No. 1. p. 647-655.
о
E
en ^
о
СЧ
SI
Z