Научная статья на тему 'Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза'

Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / психологическое благополучие / личностный адаптивный потенциал / адаптивные способности / нервно-психическая устойчивость / коммуникативные способности / моральная нормативность / курсанты / студенты. / quality of life / psychological well-being / personal adaptive potential / adaptive abilities / neuropsychic stability / communicative abilities / moral normativeness / cadets / students.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е А. Широкова, В С. Макеева, Д В. Осипов

В исследовании рассматривается адаптивный потенциал как один из механизмов формирования качества жизни студентов на начальном этапе обучения в университете. Приводятся результаты исследования качества «адаптивность» и его компонентов среди респондентов гражданского и юридического вузов. Констатируется низкий уровень адаптивности респондентов гражданского вуза и необходимость создания педагогических условий для поддержания адаптационных процессов в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е А. Широкова, В С. Макеева, Д В. Осипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE ABILITIES IN SUPPORT OF LIFE QUALITY OF UNIVERSITY STUDENTS.

The research substantiates the adaptive potential as one of the mechanisms of formation the student’s quality of life at the first stage of study at the university. The results of research the “adaptability” and its components among respondents of civil and law universities in the article are presented. The low level of adaptability of civil university students is mentioned that causes the necessity to create pedagogical conditions in the educational environment for supporting of adaptation processes of such students.

Текст научной работы на тему «Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза»

9. Shihalieva S.H. Grammaticheskie kategoriiglagola tabasaranskogoyazyka. Mahachkala, 2004.

10. Shihalieva S.H. Glagol tabasaranskogo yazyka. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Mahachkala, 2005: 22 - 41.

11. Shihalieva S.H. Implikaciya 'elementov referencii v semanticheskoj matrice (na materiale dagestanskih yazykov). Gumanitarnye issledovaniya. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

Статья поступила в редакцию 09.10.19

УДК 79-053.67

Shirokova E.A., senior lecturer, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]

Makeeva V.C., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Osipov D.V., postgraduate, lecturer, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanova, Russia,

(Orel, Russia), E-mail: [email protected]

ADAPTIVE ABILITIES IN SUPPORT OF LIFE QUALITY OF UNIVERSITY STUDENTS. The research substantiates the adaptive potential as one of the mechanisms of formation the student's quality of life at the first stage of study at the university. The results of research the "adaptability" and its components among respondents of civil and law universities in the article are presented. The low level of adaptability of civil university students is mentioned that causes the necessity to create pedagogical conditions in the educational environment for supporting of adaptation processes of such students.

Key words: quality of life, psychological well-being, personal adaptive potential, adaptive abilities, neuropsychic stability, communicative abilities, moral normativeness, cadets, students.

Е.А. Широкова, ст. преп., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: [email protected]

В.С. Макеева, д-р пед. наук, проф., Российский государственной университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Д.В. Осипов, аспирант, преп., Орловский юридический институт МВД Российской федерации им. В.В. Лукьянова, г. Орел, E-mail: [email protected]

АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В исследовании рассматривается адаптивный потенциал как один из механизмов формирования качества жизни студентов на начальном этапе обучения в университете. Приводятся результаты исследования качества «адаптивность» и его компонентов среди респондентов гражданского и юридического вузов. Констатируется низкий уровень адаптивности респондентов гражданского вуза и необходимость создания педагогических условий для поддержания адаптационных процессов в образовательной среде.

Ключевые слова: качество жизни, психологическое благополучие, личностный адаптивный потенциал, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, курсанты, студенты.

В настоящее время в связи с нестабильной ситуацией, складывающейся в нашей стране, возникает необходимость сохранения и поддержания психологического благополучия населения. В данном контексте важным полем научных интересов является изучение механизмов, определяющих и формирующих качество жизни.

Адаптивный потенциал (адаптивные способности) личности является одним из таких механизмов и в наиболее общем виде представляет собой совокупность характеристик, позволяющих индивиду успешно функционировать, подстраиваясь под изменения окружающей среды, эффективно решать возникающие задачи, сохраняя при этом собственное благополучие [1], [2].

Исследованиями адаптивного потенциала занимались многочисленные авторы (Абульханова-Славская К.А., Реан А.А., Селье Г и др.), и в настоящее время проблема успешной адаптации остается актуальной как среди учащейся молодежи, так и среди других возрастных групп населения [1 - 5].

Рогалева Г И. в наиболее общем плане выделяет три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в высшем учебном заведении: социологический, психологический и педагогический. К блоку социологических факторов относят пол, возраст, происхождение, тип образовательного учреждения, которое уже закончил студент на момент поступления в вуз. Психологический блок содержит индивидуально-психологические факторы: интеллект, направленность, мотивацию, личностный адаптивный потенциал, положение в группе. В педагогический блок включается уровень педагогического взаимодействия, организация образовательной среды, материально-техническая база и другие [6, с. 222].

Необходимо учитывать, что адаптационные процессы у студентов при поступлении в высшие учебные заведения происходят на различных уровнях: на уровне межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья [7], что обусловливает их сложность и многоплановость. От того, насколько успешно будет протекать адаптация, зависит эффективность учебной деятельности, продуктивность решения разнообразных задач, возможности установления и поддержания коммуникативных связей, выбор продуктивных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и пр.

Чихачев М.В. и Поликанов А.В., анализируя исследования в данном направлении, приходят к следующему заключению: в одинаковых проблемных ситуациях разные люди адаптируются и действуют по-разному, т.е. существуют определенные способности к адаптации, которые могут определяться индивидуально-психологическими особенностями [5]. Вместе с тем

необходимо принимать в рассмотрение внешние условия, а также наличие (либо отсутствие) определенных знаний и умений в области саморегуляции, поскольку они обеспечивают поддержание психологического благополучия, а значит, создают основу для успешной адаптации к новым условиям деятельности.

В контексте настоящей работы особый интерес для нас представляет адаптационный потенциал учащейся молодежи, поскольку именно она представляет собой будущий ресурс для развития России, вследствие чего необходимо уже сейчас формировать те качества, которыми будет обладать работающее население через 10 - 15 лет

Актуальность проблемы адаптации молодежи к условиям обучения и обусловило выбор цели исследования: оценить уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности как составляющих компонентов личностного адаптивного потенциала студентов различных специальностей.

В исследовании приняли участие 3 группы респондентов женского пола:

- студенты гуманитарных специальностей Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, не занимающиеся спортом, 1 курс (группа 1);

- студенты, имеющие спортивные разряды, обучающиеся на спортивном факультете Калужского государственного университета, 1 курс (группа 2);

- курсанты Орловского государственного института имени В.В. Лукьянова, 1 курс (группа 3).

Респондентам 3 групп предлагалось заполнить многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.П Маклакова, С.В. Чермянина [8].

Математическая обработка результатов исследования производилась в программном пакете SPSS Statistics 17.0. Для оценки различий в показателях был использован U-критерий Манна-Уитни.

В табл. 1 представлены результаты основных шкал опросника МЛО «Адаптивность» в исследуемых группах. Статистический анализ производился в сравнении с группой курсантов Орловского государственного института имени В.В. Лукьянова.

При сравнении данных, указанных в таблице 1 можно выявить следующие особенности:

- показатели адаптивности и ее составляющих среди курсантов значительно превышают показатели студентов гражданского вуза;

- средние значения исследуемого качества в группе спортсменов ниже, чем у курсантов юридического института, но значительно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Таблица 1

Характеристика качества «адаптивность» и его составляющих в исследуемых группах по степени выраженности

(средниепоказатели в стенах)

Локамателр (стены/ столеон еьнжжередст и) РжспвндентыюоиЖжчссвого вузе (N=18) РеспонОеоты, оеющии спортивные разряды (N=17) рлслсноанты, ее занимающиеся спортом (N=20)

Нервно-психическая усптосчивость 6,1д+1,е 3,76+1.1С" Х,Ж+1,2**

Средняя Средняя ниже среднего

Коммуникативные способности 5,7 И+(,Н6 5 +1,62 3,9 +1,24**

Седокие ердрыжд сред ние

Моральная нооматижнооть д,ео+о,э 4 с,с0+1,16 4, 7ЖР 1,09*

Средние Средние средняя

Личностный адаптивный потенциал 5,44 +1,58 2,8 8+1,54** 2,2 +0,81**

поим альноя аорнтжции тылынaяaуaпоaния ид каыодаптация

Примечание: * уровень значимости 0,05; ** уровень значимости 0,01

Рис. 1. Результаты исследования личностного адаптивного потенциала в группах по степени выраженности (низкий, средний, высокий)

Результаты исследования личностного адаптивного потенциала в группах по степериеыраждн ности(низкнй,среедий,дысодий) рреестндены на рис. 1.

Группа респондентов юридического вуза имеет высокий личностный адаптивный потенциал, статистически превышающий показатели других групп, а значит, курсанты списоЫныбысеро вынсСенаеьстратегдюдвоегосоведения, легко адаптируются к новым условиям деятельности, чего нельзя сказать о студентах граждаыокегевузд,для ротоеыхредеозрспдациизссногом сопдяееыо внешними факторами.

Группа ррыпонронтжв со спсрривиыми ссзряоамиимдхт бремд высекиа показатели исследуемого качества в сравнении с группой студентов, не занимающихся спортом,дтсможео рвидевдльствсветь онахнчдрекредееедного влхяния занятий физической культурой и спортом на такие качества, как умение противостоять стрессудегдлисовать пыеедеосе, ызаоцдддйстыосажьсоксужаыщими и адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Ряд исследованиИпыдтидр>pрыткнaСзжн+ни йодaныaыиoнкыйпoтонки> ал студентов гражданского вуза, что ведет к выбору неэффективных стратегий поведения в стрррснеых сзсуоциох [С(.ДенныНфскт провсжизккдoбрoдимоcыи включения в образовательный процесс гражданского вуза комплекса мер, направленных н а ^еошд^к^не^а пнивкыxcненoXнocндыстyехнтов,

При рассмотрении компонентов личностного адаптивного потенциала мы приходим к выводу, что показатели нервно-психической устойчивости респондентов юридического вуза также достоверно превышают значения НПУ в группах 1 и 2, что свидетельствует о более высоком уровне поведенческой регуляции, адекватной самооценке и восприятии действительности, а также низкой вероятности нервно-психических срывов.

Коммуникативные способности курсантов значительно превышают таковые в группах 1 и 2, различия достоверны при сравнении с группой респондентов, не занимающихся спортом. Средние показатели по шкале коммуникативных способностей в группе респондентов спортивной специализации несколько выше,

чем в группе 1, достоверность подтверждается статистической обработкой результатов (уровень значимости 0,05).

Группа курсантов имеет средние и высокие показатели моральной нормативности, в группах 1 и 2 гражданского вуза они несколько ниже, достоверные различия в показателях исследуемого признака выявлены между группой студентов, не занимающихся спортом и респондентами юридического вуза. У респондентов спортивной специализации показатели ниже, чем у курсантов юридического института, но выше, чем у респондентов, не занимающихся спортом.

Шкала «достоверность» многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» позволяет оценить стремление обследуемых представить себя в более привлекательном свете (чем больше количество набранных баллов -тем ниже достоверность ответов).

Во всех группах результаты свидетельствуют об объективности ответов, вместе с тем были отмечены некоторые особенности:

- средние значения достоверности в группе студентов, имеющих спортивные разряды, значительно ниже и составили 6,24 +2,22, в то время как в группе курсантов они выше и составили соответственно 4 +1,9 (различия статистически достоверны р <0,01);

- достоверность ответов респондентов, не занимающихся спортом несколько ниже, чем в группе курсантов, но значительно выше, чем в группе спортсменов и в среднем составила 4,7 + 3,02.

Данный факт может свидетельствовать о желании студентов, обладающих спортивными разрядами, предстать перед окружающими в более выгодном свете. Курсанты, обучающиеся в юридическом вузе, склонны отвечать на вопросы честнее, что может быть связано с высокими показателями по шкале моральной нормативности, а также спецификой учебного заведения.

На этапе профессионального отбора и поступления в высшие учебные заведения мы можем констатировать, что на юридические специальности посту-

пают респонденты, обладающие более высокими показателями адаптивного потенциала, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и моральной нормативности, в то время как респонденты с низкими показателями адаптивных способностей выбирают обучение в гражданском вузе.

Группа респондентов, обучающихся спортивным специальностям, уступает в адаптивности группе курсантов, но имеет более высокие показатели, чем у респондентов, не занимающихся спортом, что косвенно может указывать на возможности влияния занятий физической культурой и спортом на адаптивные способности.

Библиографический список

Успех адаптации в гражданском вузе определяется как индивидуально-психологическими особенностями личности участников образовательного процесса, так и в значительной мере внешними факторами. Именно поэтому актуальным полем для научных разработок остается поиск возможностей повышения уровня адаптивности педагогическими методами воздействий в рамках образовательного процесса, тем более что возможность приобретения адаптационного опыта в будущем определяет успешную профессиональную адаптацию специалиста, что может оказать существенное влияние на формирование и поддержание высокого качества жизни [5].

1. Колпакова Л.М. Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности. Царскосельские чтения. 2015; Т. 2, № 19: 352 - 355.

2. Маклаков А.Г Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001; Т. 22, № 1: 16 - 24.

3. Макеева В.С., Широкова Е.А., Бруй К.Е., Ямалетдинова Г.А. Потенциал здоровья в субъективной оценке благополучия студентов. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019; Т. 4, № 1: 65 - 74.

4. Пакулина С.А. Преодолевающая адаптация: системообразующий фактор и условие формирования самостоятельности студентов в вузе. Москва: Изд-во СГУ 2010.

5. Чихачев М.В., Поликанов А.В. Адаптивность личности как интегративная особенность адаптации курсантов к обучению в военных институтах внутренних войск МВД России. Профессиональное образование в современном мире. 2016; Т. 6, № 3: 497 - 503.

6. Рогалева ГИ. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве. Вестник Бурятского государственного университета. 2011; № 5: 221 - 225.

7. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Диссертация ...кандидата психологических наук. Кемерово, 1995.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2001. References

1. Kolpakova L.M. Psihologicheskaya adaptivnost kak neobhodimoe kachestvo zhiznedeyatel'nosti. Carskosel'skie chteniya. 2015; T. 2, № 19: 352 - 355.

2. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Psihologicheskij zhurnal. 2001; T. 22, № 1: 16 - 24.

3. Makeeva V.S., Shirokova E.A., Bruj K.E., Yamaletdinova G.A. Potencial zdorov'ya v sub ektivnoj ocenke blagopoluchiya studentov. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya. 2019; T. 4, № 1: 65 - 74.

4. Pakulina S.A. Preodolevayuschaya adaptaciya: sistemoobrazuyuschij faktor i uslovie formirovaniya samostoyatel'nosti studentov v vuze. Moskva: Izd-vo SGU, 2010.

5. Chihachev M.V., Polikanov A.V. Adaptivnost' lichnosti kak integrativnaya osobennost' adaptacii kursantov k obucheniyu v voennyh institutah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2016; T. 6, № 3: 497 - 503.

6. Rogaleva G.I. Adaptaciya pervokursnikov v vuzovskom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 5: 221 - 225.

7. Yanickij M.S. Osnovnyepsihologicheskie mehanizmy adaptacii studentov k uchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ...kandidata psihologicheskih nauk. Kemerovo, 1995.

8. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: Bahrah-M, 2001.

Статья поступила в редакцию 08.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.