Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО: ГРАНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ'

РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО: ГРАНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА / PERCEPTUAL KNOWLEDGE OF THE WORLD / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC CREATIVITY / ИДЕАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / IDEAL IMAGES / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ИСКУССТВО / ART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кускарова Ольга Ивановна, Ляушева Светлана Аслановна

В статье исследуются различные аспекты философской проблемы духовной жизни как определенного результата отражения реальной действительности, с одной стороны, и как мощного фактора воздействия на общественное бытие - с другой. Авторы показали, что своеобразной основой для сближения всех форм духовности (религия, искусство и т.д.) является субъективный образ, рожденный благодаря способности человека к фантазии. Обоснован вывод о том, что современный мир, утерявший многие религиозные каноны, правила и догматы ритуальных действий в своей бытовой жизни, утерял их и в творческой жизни искусства. Отсюда произошло обеднение культуры народов, ибо религиозное искусство, представляющее собой динамический и поступательный импульс творческой жизни людей, перестало отражать общечеловеческие принципы пути познания Бога, а вошло в разряд личных мнений и частных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AND ART: FACETS TO THE SPIRITUAL

The article examines various aspects of the philosophical problem of the spiritual life as a specific result of reflection of reality, on the one hand, and as a powerful factor influencing public being - on the other. The authors showed that kind of basis for the convergence of all forms of spirituality (religion, art, etc.) is a subjective image, born thanks to the human capacity for imagination. The conclusion is that the modern world, lost many religious canons, rules and dogmas of ritual in their everyday life, and lost their lives in the creative arts. Hence the depletion of the culture of the people, for religious art, is a dynamic and progressive momentum of the creative life of the people, no longer reflect the universal principles of the way the knowledge of God, and entered into the category of personal opinions and private notions.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО: ГРАНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ»

УДК 130.2/3

КУСКАРОВА О.И., ЛЯУШЕВА С.А.

РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО: ГРАНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ

Ключевые слова: общественное сознание, духовная жизнь, духовность, чувственное познание мира, художественное творчество, идеальные образы, религия, искусство.

В статье исследуются различные аспекты философской проблемы духовной жизни как определенного результата отражения реальной действительности, с одной стороны, и как мощного фактора воздействия на общественное бытие - с другой. Авторы показали, что своеобразной основой для сближения всех форм духовности (религия, искусство и т.д.) является субъективный образ, рожденный благодаря способности человека к фантазии. Обоснован вывод о том, что современный мир, утерявший многие религиозные каноны, правила и догматы ритуальных действий в своей бытовой жизни, утерял их и в творческой жизни искусства. Отсюда произошло обеднение культуры народов, ибо религиозное искусство, представляющее собой динамический и поступательный импульс творческой жизни людей, перестало отражать общечеловеческие принципы пути познания Бога, а вошло в разряд личных мнений и частных понятий.

KUSKAROVA, O.I., LYAUSHEVA, S.A.

RELIGION AND ART: FACETS TO THE SPIRITUAL

Keywords: social consciousness, spiritual life, spirituality, perceptual knowledge of the world, artistic creativity, ideal images, religion, art.

The article examines various aspects of the philosophical problem of the spiritual life as a specific result of reflection of reality, on the one hand, and as a powerful factor influencing public being - on the other. The authors showed that kind of basis for the convergence of all forms of spirituality (religion, art, etc.) is a subjective image, born thanks to the human capacity for imagination. The conclusion is that the modern world, lost many religious canons, rules and dogmas of ritual in their everyday life, and lost their lives in the creative arts. Hence the depletion of the culture of the people, for religious art, is a dynamic and progressive momentum of the creative life of the people, no longer reflect the universal principles of the way the knowledge of God, and entered into the category of personal opinions and private notions.

Понятие духа в научной литературе трактуется широко и неоднозначно. Духовное производство - деятельность, обеспечивающая формирование

сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами [1].

Общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой - как определенный результат отражения, воздействующий на общественное бытие. Духовность, на наш взгляд, есть познавательный процесс и одновременно его продукт. На основе чувственных, когнитивных и иррациональных составляющих сознания возникают все виды духовного освоения действительности: искусство, религия, философия, этика, наука.

Таким образом, духовность есть характеристика человеческого бытия, которая раскрывает природу индивидуального мира отдельного человека и сферу нематериальной деятельности индивида и общества в целом. Под индивидуальным внутренним миром человека мы понимаем и переживания, и определенный набор знаний человека о мире, умений и средств отображения окружающей действительности. Все перечисленное является составляющими нематериальной деятельности, которая включает в себя научное, художественное познание и религиозное видение мира. Можно сказать, что духовность представляет собой достаточно широкое и сложное понятие, используемое при анализе многих явлений культуры.

Существует множество моделей, раскрывающих сущностную связь духовности и бытия. Рассмотрим некоторые модели идеалистического толка. В сознании народов мира с древнейших времен по сегодняшний день присутствует архетип мирового дерева, соединяющего правое и левое.

Поскольку в сфере наших интересов находятся не все формы и проявления духовности, то нижеизложенный анализ ограничен областью религии и искусства.

Необходимо сразу отметить, что на сегодняшний день в быту и даже в научных кругах духовность очень часто отождествляют с религиозностью. На самом деле религия, искусство, наука и нравственные установки являются основными формами проявления духовности. Духовность - своего рода возвышение человека над животным состоянием до свободного личностного самоопределения в мире. Религиозность же представляет собой специфическую духовную ценность, это зона интимного в человеке, которая приближает его к высоконравственному идеалу.

Искусство по ряду признаков отличается от религиозности как формы духовности. Это подтверждает тот факт, что искусство - в равной мере и духовная, и материальная деятельность человека. В искусстве (точно так же, как и в науке) действительность дана сквозь призму человеческих идеалов и потребностей, но только в науке человек оперирует качествами - истины, а в искусстве - ипостасями красоты. Искусство имеет особый предмет отражения действительности - бытие во всем его многообразии, особые средства отражения - художественные образы. Природа художественного образа очень

сложна, так как содержит в себе часть духовного мира художника, часть его мировидения.

Действительность - объективная реальность в ее конкретности и богатстве. Художники живут в действительности, но вместе с тем она зависит от них, так как художник находится как бы между действительностью и своим творчеством. Они участвуют в отношении действительности к искусству и, наоборот. В рамках этих рассуждений выявляется проблема соответствия искусства реальности. Художник, обобщая ценностные моменты чувственного познания, отражает мир в его многообразии и конкретности. Однако многообразие и конкретность отражаемой и воссоздаваемой в искусстве действительности оказываются пропущенными сквозь призму чувств и ценностей художника, через его мировоззрение, идеалы, в чем и заключается диалектика отражательного и ценностного моментов художественного познания [2]. То есть связь духовной области бытия с объективной действительностью происходит благодаря субъекту. Искусство отличает еще и то, что через систему образности, связанную с материальным бытием, часто отображают явления, существующие только в «мире идей» (говоря платоновским языком).

Искусство - это один из методов постижения истины художественными средствами. Специфичность художественной истины заключается в постижении мира с точки зрения его социального содержания, его ценности для человека. Искусство представляет собой материальное и духовное воплощение взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания. Вопрос о том, отражает ли искусство объективную реальность и является ли художественное отражение истинным, в различной форме ставился философами в древности. Одни полагали, что художественное отражение - это социально обусловленный способ постижения окружающего их мира, оно призвано вскрыть логику развития объективной действительности, отразить многообразие и красоту человеческого бытия. Другие выражали откровенные сомнения в познавательных возможностях искусства. Ведь ссужающая действительность, говорили они, являясь проекцией идей, находящихся в плене Божественного, может быть в лучшем случае лишь тенью, отдаленным образом идеального, духовного. Обращаясь к действительности, искусство поэтому оказывается тенью теней, оно обманчиво и превратно. Только устремляясь к высшей красоте, к Божественному началу мира, искусство способно воплотить истину. Третьи вообще отрицали познавательные возможности искусства и утверждали, что подлинным познанием самого абсолютного может быть только религия, ибо истинная сущность не созерцается, а постигается через откровение.

Субъективный образ, рожденный благодаря способности человека к фантазии, является своеобразной основой для сближения всех форм духовности. Подобными образами оперирует религия. Взаимосвязь искусства и религии очень специфична. Религиозность, как часть духовности, имеет особенность, сближающую ее с искусством, - акт религиозности остается

всегда с ореолом таинственности, как и акт, скажем, художественного творчества. У искусства и религии много общего, прежде всего, в самом механизме отражения: конкретно-чувственные образные формы отражения, ассоциативность, интуиция и многое другое. Эти атрибуты религии и искусства во многом отличают их от других форм духовности и подчёркивают их близость. И религия, и искусство непосредственно обращаются к человеческим чувствам. Религия будит в человеке «человечность» и произведение искусства признаётся как художественная ценность только в результате проверки на человечность и только потом занимает место в культурной иерархии. Очень важным и сближающим для рассматриваемых явлений компонентом являются духовно-нравственные аспекты религиозного мировоззрения и искусства. Ведь, по сути, именно религия и произведения искусства в большей степени влияют на становление высоконравственной личности. То есть и религия, и искусство, в большей степени, имеют воспитательные функции.

Несмотря на многие сходные положения двух форм духовности имеются и существенные различия. К ним можно отнести в первую очередь уникальность природы религиозной фантазии. Кроме того, что сознание человека создаёт религиозно-художественные образы, он ещё и верит в реальность их существования. Художественная фантазия, в чистом её понимании, на вере в образы не настаивает.

Таким образом, религия и искусство являются по многим показателям близкими формами воплощения духовности человека. Эти две уникальные формы «рука об руку» проходят свое диалектическое развитие. Начало свое они берут на этапе господства синкретического сознания в период первобытного общества. В религиозном искусстве этой эпохи сверхъестественное еще не отделилось от реальных образов чувственно-воспринимаемых предметов, они носят конкретный, вещественный характер. Соответственно и художественные образы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны, поскольку взяты из окружающей среды. В дальнейшем, в связи с процессом осознания человеком себя, безличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем и воспринимаемых как особые могущественные сверхъестественные личности

[3].

Далее на этапе существования древних цивилизаций произошло созревание и отпочкование религии от других форм духовности и формирование, выделение искусства как особой формы духовности. Боги изображались в земном облике, в образах стихий, предметов или существ, которые окружают людей, либо в образах самих людей.

Затем постепенно произошло слияние религии и церкви с государством и подчинение религии других форм духовного освоения мира, в том числе и искусства. Истоки понимания изображений Бога следует искать в иудаизме, где раньше других религий оформился монотеизм. Согласно иудаистской традиции, единый и единственный бог Яхве противостоит всему земному и

реальному как нечто отрицающее его, нечто принципиально от него отличное. Эти черты трансцендентности Яхве приобрел не сразу. Лишь впоследствии, под влиянием богословской деятельности иудейских жрецов, образ Яхве спиритуализируется и усложняется, освобождаясь от земных черт и характеристик. Образ Бога противопоставляется всему земному и человеческому: Бог вечен, земные вещи конечны и преходящи, Бог -всемогущий Творец мира, мир - результат его творческой деятельности, Бог -воплощение мудрости и добродетели, человек - существо слабое и греховное. Подобное противопоставление Бога и реальности восприняли у иудаизма христианство и ислам. Потусторонний образ Бога, его бестелесность, духовность, непохожесть на тварный мир была и остается одной из главных догм монотеизма вообще и христианства, в частности. Отсюда вытекает сложная проблема: допустимо ли изображение Божества в храмах. Иудаизм и ислам пошли по пути запрета, христианство только с первых веков своего существования выступало против любых изображений Бога, видя в них идолопоклонство. Но затем церковь, осознав большие информационные и мотивационные возможности изобразительных систем, свела подобный запрет к нулю.

И наконец, наступает этап, характерный для современности, когда в искусстве господствует свободомыслие, которое зарождалось со времен Ренессанса, и религия переживает череду внутренних кризисов, истоки которой уходят в эпоху Реформации. В этот период несколько искажается смысл религиозного искусства, оно воспринимается многими либо как иллюстрация, которая рассказывает о религии, либо трактуется в рамках идолопоклонства. Эти тенденции берут свое начало, разумеется, со средних веков. Кроме того, в XX веке появляются мнения, что изображение Божественного, как явления противоположного парному миру, можно создавать при помощи иррациональных образов. Подобных примеров проявления такой свободы в искусстве можно привести достаточное количество.

Если детально рассматривать природу взаимопроникновения искусства и религии, то можно прийти к мысли, что религия в какой-то степени является искусством - искусством веры. Человек внешними изобразительными средствами пытается выразить свою внутреннюю веру - часть своего духовного бытия — в художественных образах. Так возникает особый вид художественного творчества - религиозное искусство.

И искусство, и даже наука всегда опираются на определенную веру (ценность), а вера, со своей стороны, дает глубинное знание и творение. Если искусство — часть культуры, а само слово «культура» этимологически связано с «культом», то получается, что творчество в равной мере, как и остальные формы духовности, суть продолжения веры (или безверия) на пространстве исторического существования народа и человека. Но историческое развитие общественного сознания привело к появлению еще одного вида творческой деятельности. Поскольку религия на протяжении существования человечества

постоянно присутствовала в духовной сфере общества, то многие ее символы и атрибуты появились в предметах, зачастую не связанных с культом, и произведениях искусства, содержание которых направлено на удовлетворение эстетических потребностей.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия религии и искусства духовное бытие общества получило явление религиозного искусства и светского творчества на религиозную тематику.

При рассмотрении этой проблемы появляется мнение о том, что в сознании постепенно по многим историческим причинам произошло смещение понятие трансцендентного из области церковного учения в приземленные сферы человеческого бытия [4]. По этой причине религиозность становится менее ориентированной на официальную церковь, раскрепощается религиозная жизнь [5]. Получается, что в какой-то степени человек создает свою собственную религию, удобную для него.

В данном контексте возникает серьезная проблема, насколько эта индивидуальная религия духовна, обладает ли «религиозный коллаж», распространенный в современной культуре таким же мощным потенциалом, какой имеет традиционная религиозность, и насколько светская культура способна заполнить скудеющее духовное пространство? Современный мир, утерявший многие религиозные каноны, правила и догматы ритуальных действий в своей бытовой жизни, утерял их и в творческой жизни искусства. Отсюда произошло обеднение культуры народов, ибо религиозное искусство, представляющее собой динамический и поступательный импульс творческой жизни людей, перестало отражать общечеловеческие принципы пути познания Бога, а вошло в разряд личных мнений и частных понятий. Утраченное взаимопроникновение религии и искусства в духовной жизни человека обусловило низкий уровень современной культуры и народных традиций, несмотря на большой технический прогресс. В современной жизни произошел огромный разрыв между внутренним состоянием человека и внешним миром. Это сказывается во взаимоотношениях двух форм духовности: религии и искусства. Неглубокая религиозность, маловерие и раздробленность сознания полностью вошли в обиход нашей жизни, а отсюда и форма нашей веры, которая в современном религиозном искусстве, испытывающем влияние модернизма, приобретает хилые и порой даже уродливые очертания.

Думается, что подобная проблема является характерной не только для нашего государства, но и для многих стран Запада, в которых подобный внутренний кризис церкви начался еще в XVI веке. Данные кризисные явления во многом показывают наличие проблем в самой духовности общества, ведь если пошатнулись ценности, существующие тысячи лет, то это значит что-то не так в самой системе духовного бытия.

В настоящее время русская духовность, отмеченная особой благодатью и претерпевшая не одно испытание, испытывает угрозу обнищания. К этому ведёт, в первую очередь, проникновение быстрыми темпами западной

культуры, причём не в лучшем ее варианте, и распространение явления массовой культуры, которая постепенно выхолащивает духовные ценности и превращает человека в потребителя. Благодаря тому, что на сегодняшний день в условиях социальных потрясений религиозность населения повысилась (по сравнению с советским периодом), религиозное искусство, как хранитель русской духовности и традиций, имеет возможность если не остановить процесс культурного обнищания, то, по крайней мере, препятствовать ему. Даже если человек не считает себя верующим, он, контактируя с произведениями религиозного содержания, так или иначе, обращается к общепризнанным человеческим ценностям: любви, добру, милосердию и т.д.

Таким образом, духовность есть важная многогранная характеристика человеческого бытия, это своеобразная система, нарушение которой грозит обеднением той сферы бытия, которая и отличает человека от всего живого на земле. В современных условиях система духовности человеческого бытия дает трещины за счет нарушения баланса противоречиями, не сколько между религией и наукой, сколько между религией и светской культурой. Все компоненты данной системы должны находиться между собой во взаимном дополнении. Только при этом условии структура духовности, баланс ее компонентов имеют возможность для стабильного существования.

Литература и источники

1. Новая философская энциклопедия. Т.1. М.: Мысль, 2000. С. 708.

2. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / под общ.ред. В. П. Сальникова. СПб.: Алетейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 5-6.

3. См. Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). [Электронный ресурс]: электронное научное издание (монография) / Под ред. проф. Г.В. Драча. Майкоп: ЭлИТ, 2015.

4. Гурбанов Э.А. Современный кризис социокультурной идентичности Северного Кавказа // Право и практика. 2015. №1. С.101-109.

5. Налётова И.В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социс. 2004. №5. С. 131.

КУСКАРОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева (olga.kuskarova.81@mail.ru)

ЛЯУШЕВА СВЕТЛАНА АСЛАНОВНА - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета (slyausheva@rambler.ru) 89286693541

KUSKAROVA, OLGA I. - PhD in Sociology, Senior Research Fellow, Department of Philosophy and Sociology of Adygeya republican Institute of Humanitarian Studies. T. Kerashev

LYAUSHEVA SVETLANA A. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Sociology Adygeysky state University.

УДК 101.1:116

САВИНА С.В.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: духовные ценности, философское знание, массовая коммуникация, культурные коммуникации, критическое мышление, субъект философии.

В статье рассмотрены актуальные философские проблемы современной эпохи, обусловленные возрастанием значения межкультурных коммуникаций. Показано, что, с развитием системы информационных коммуникаций, сегодня наблюдается переплетение двух встречных инновационных процессов. С одной стороны, социальная реальность все более символизируется (развитие философии постмодернизма является отражением этой тенденции), с другой -развитие техники породило особую техническую виртуальную среду, в результате чего «виртуальность» социальных форм начала обретать форму технической виртуальности. В отмеченном контексте, в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения, предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, с целью консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

SAVINA, S.V.

SPECIFICS PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE IDEOLOGICAL ORIENTATIONS YOUTH IN THE INFORMATION SOCIETY

Keywords: spiritual values, philosophical knowledge, mass communication, cultural communication, critical thinking, the subject of philosophy.

The article deals with current philosophical problems of the modern era, due to the growing importance of cross-cultural communication. It is shown that, with the development of information communications, today there is interweaving of two counter-innovation processes. On the one hand, social reality more symbolized by the (development of the philosophy of postmodernism is a reflection of this trend), on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.