Научная статья на тему 'Религия древнего Египта'

Религия древнего Египта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
975
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия древнего Египта»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Е.Е. Кагаров

Религия древнего Египта

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 3. С. 366-378.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

----

.innlllllriUliiLflll.

"W

Религія древняго Египта *).

7. Великіе боги народной религіи.

fbl уже говорили о томъ, что. въ основѣ египетской религіи лежали мѣстные культы отдѣльныхъ округовъ или номовъ. Большинство извѣстныхъ великихъ боговъ $ Египта были первоначально лишь локальными или ро-I довыми божествами. Пта былъ спеціальнымъ богомъ Мемфиса, Нейтъ—богиней въ Саисѣ, Тотъ былъ мѣстнымъ божествомъ Гермополиса, Амонъ—Ѳивъ и т. д.

Въ этой системѣ мѣстныхъ бЬжествъ происходили съ теченіемъ времени измѣненія. Нѣкоторымъ изъ нихъ было присвоено болѣе высокое положеніе, по всей вѣроятности тѣмъ, которые были патронами могущественныхъ й богатыхъ центровъ. Въ соотвѣтствіи съ перемѣщеніемъ политическаго центра измѣнялось мѣстопребываніе его бога—покровителя; Maspero, напр., пытался даже въ миѳѣ о Горусѣ найти указанія на передвиженіе этого бога сь юга на сѣверъ. Такъ наз. тріады и энне-ады, игравшія большую роль въ египетской ученой миѳологіи, являются не космогоническимъ элементомъ религіи, какъ думалъ Rrugsch (Relig и Mythol. d. alten Aegypter Lpz. I 1884, II 1888), а представляютъ изъ себя именно результаты взаимодѣйствія сосѣднихъ культовъ, ихъ сліянія и соединенія, какъ совершенно справедливо подчеркиваетъ Maspero. Египетская теологія усердно старалась систематизировать существующія

’) Окончаніе. См. февраль.

божества, привести ихъ въ родство и выработать цѣлыя фамиліи и династіи боговъ.

Божества египетскаго пантеона были по своей( сущности и происхожденію самаго разнообразнаго характера. Одни изъ нихъ возникли на почвѣ почитанія великихъ силъ или стихій природы, особенно солнца. Таковы солнечныя божества: Ан-херъ, Горусъ и Тумъ, божества земли: Сетъ, Амонъ и Минъ; боги Нила: Хнумъ, Горшефъ и Озирисъ, персоннификація неба Гаторъ, анонимное божество: «Тотъ, который на западѣ» (Хентаментетъ)—все божества локальныя, мѣстныя. Но существуетъ группа такихъ же натуралистическихъ боговъ (Naturgötter), которые не могутъ быть отнесены ни къ какой опредѣленной мѣстности и были почитаемы во всемъ Египтѣ. Таковы, напримѣръ, солярныя божества: Ра (солнце), Ахъ (луна), Нутъ (небо), затѣмъ Кебъ (земля) и Гапи (Нилъ). Уже въ древнѣйшую эпоху съ этими универсальными божествами были идентифицированы различные аналогичные имъ локальные боги. Такимъ образомъ получились уравненія: Ра-Горусъ, Ахъ-Тогъ, Нутъ-Гаторъ, Гапи-Озирисъ и- др.

Существовали также въ Египтѣ и хтоническія божества, боги смерти и погребенія. Таковы Сокаръ (мѣстный богъ Мемфиса), Хентаментетъ (въ Абидосѣ), Анубисъ (въ Сіутѣ) и др.

Такая классификація египетскихъ божествъ (три группы:

1) божества смерти. 2) божества элементовъ и 3) солярные боги) предложена Maspero ‘).

Обратимся теперь къ отдѣльнымъ божествамъ и образамъ египетской религіи.

Ра (Rä или Re)—собственное солнечное божество, не имѣвшее, насколько мы знаемъ, мѣстнаго характера, и рано сдѣлавшееся, какъ выражается Tiefe 2), «національнымъ богомъ у.ат’ г;о'/;г)ѵ». Возмоясно, что Ра былъ древнѣйшимъ, почитавшимся въ Египтѣ божествомъ, и его имя относится къ столь отдаленному періоду, что значеніе слова съ точностью реконструировать нельзя 3). Ра—свѣтъ, который разсѣиваетъ мракъ и ежедневно борется со зміемъ Апепи, дракономъ тьмы; ночью Ра повидимому уступаетъ въ борьбѣ съ тьмою, но на слѣдующее утро гордо и побѣдоносно снова появляется на

’) Rcv. de l’hist. des religions, I, 126.

2) 'fiele, Geschiedenis, deutsche Ausgabe, S. 33. .

3) Budge, Egyptian Ideas of the future Life L. 1900!, pag. 100.

небосклонѣ. Храмы, посвященные Ра, имѣли видъ четырехугольнаго зданія съ косыми стѣнами, надъ которыми высился обелискъ. Эти обелиски, равнб какъ и небольшія вотивныд пирамиды, всегда вообще стояли въ связи съ культомъ солнца ‘). Очень рано Ра былъ идентифицированъ съ локальными солярными божествами Тумомъ и Торусомъ.

Wiedemann приводитъ египетскую легенду о томъ, какъ царь Pianchi посѣтилъ большой храмъ Ра въ Геліополисѣ и проникъ въ самую таинственную его комнату: «Онъ взялъ цвѣты, онъ поднялся по лѣстницѣ къ большой камерѣ (святая святыхъ), чтобы посмотрѣть на Ра, онъ, самъ царь. Царь сталъ тамъ одинъ, онъ снялъ печать, онъ открылъ дверь, онъ увидѣлъ тамъ своего отца Ра и двѣ лодки: Ра и Тума. Затѣмъ онъ закрылъ дверь, приложилъ къ пей царскую свою печать и приказалъ жрецамъ: никто изъ послѣдующихъ царей (т. е. преемниковъ Pianchi) не долженъ проникать въ святилище * 2).

Кебъ (земля) и Нутъ (небо-олицетвореніе женскаго принципа въ созданіи міра), Шу и Тефнетъ суть божества космогоническія, не имѣвшія мѣстныхъ культовъ. Кебъ и Нутъ, впрочемъ, были также божествами смерти.

Торусъ—одинъ изъ важнѣйшихъ боговъ Египта; пови-димому это было солнечное божество. Горъ-уръ, старшій Торусъ (греч. Ароэрисъ) являлся персонпификаціей неба; .это огромный ликъ, правое и ’лѣвое очи котораго суть солнце и луна. Другая форма этого бога—Гаръ-Эмъ-ахути (Торусъ обоихъ горизонтовъ), Гармахисъ у грековъ; это—солнце, совершающее свой дневной путь съ востока на западъ. Изображался онъ съ головою ястреба, который считался его священной птицей. Еще одна форма Торуса—Гаръ-пе-хредъ, «Торусъ-дитя», у грековъ Гарпократъ. Въ восточной части дельты онъ< былъ'ассимилированъ съ мѣстнымъ богомъ Сепду—божествомъ зодіакальнаго свѣта. Нѣкоторые авторы, напр. Geden 3) считаютъ Торуса божествомъ спеціально-полуденнаго солнца или солнца въ его полной мощи (the midday sun or the sun in his full strength).

По Wiedeman ’у и нѣкоторымъ другимъ, было первона-

’) Wiedemann Relig. d. alten. Aegypter S. 10—11.

2) Wiedemann. Rel. d. alt. Aegypter. S. 13.

3) Geden, Studies in comparative Religion L. 1898, pag. 50.

чально два совершенно различныхъ божественныхъ образа: Горѵсъ, сынъ Изиды и Горусъ—солнечный богъ—греч. АпО-лонъ; только впослѣдствіи была сдѣлана попытка слить эти два образа и ихъ аттрибуты. Der Sonnengott Horus ist es говоритъ Wiedemann, den die Griechen ihrem Apollo gleieh-stellten; mit dem Isis-Sohne hat derselbe in seiner innern Bedeutung nichts gemein *). Напротивъ Tiele * 2) высказывается противъ такого строгаго раздѣленія этихъ, какъ онъ говоритъ, «двухъ формъ одного и того же бога».

Тумъ, греч. Тбіло;, былъ по Wiedemann’у собственно вечернимъ солнцемъ. Онъ считался патрономъ въ Геліополисѣ и изображался антропоморфически.

Переходимъ теперь къ божествамъ Озирисова цикла.

О з и р и с ъ—одна изъ центральныхъ фигуръ въ египетской .миѳологіи, божество Абидоса (по Maspero, впрочемъ, культъ его возникъ въ Нижнемъ Египтѣ). По мнѣнію Brugsha и Ed. Meyer’а, Озирисъ былъ первоначально солнечнымъ божествомъ. Maspero, напротивъ, полагаетъ, что въ древнѣйшее время онъ считался божествомъ Нила или смерти и что лишь впослѣдствіи былъ идентифицированъ съ заходящимъ солнцемъ.

Извѣстная «легенда объ Озирисѣ и Изидѣ» сохранившаяся у Плутарха и отчасти въ дошедшихъ до насъ египетскихъ текстахъ, разсказываетъ слѣдующее. Озирисъ былъ мудрый и добрый царъ Египта, цивилизаторъ страны. Завистливый братъ его Сетъ (греч. Тифонъ) составилъ противъ него заговоръ съ цѣлью убить его. Заставивъ хитростью лечь его въ роскошноотдѣланный гробъ, онъ захлопнулъ крышку, заперъ его и бросилъ въ Нилъ, воды котораго понесли его въ море. Между тѣмъ Изида родила Горуса; она отправляется на поиски за Озирисомъ. Она узнала, что гробъ выкинутъ моремъ у Библоса и что волна забила его въ кустарникъ, который, выросши въ огромное дерево, поглотилъ гробъ вмѣстѣ съ трупомъ. Царь этой мѣстности устроилъ себѣ изъ того дерева колонну. Изида освобождаетъ гробъ и, отправившись къ сыну Горусу, прячетъ ящикъ у городской стѣны. Но Сетъ, узнавъ ящикъ и трупъ Озириса, разстерзалъ его и разсѣялъ части его тѣла по .Нилу.

( Изида тщательно собирала потомъ эти membra disjecta и нашла все за исключеніемъ фалла. При содѣйствіи Анубиса и Горуса

*) Wiedeman, Relig. d. alt. Aegypter, S. 16.

2) Tiele, Geschiedenis, deutsche Ausg. S. 36.

и съ помощью собственныхъ своихъ чаръ ей удается оживить трупъ. Горусъ отомстилъ за отца и, побѣдивъ Сета, передалъ его Изидѣ, но она, къ великому неудовольствію Горуса, отпускаетъ Сета на свободу.

Ученые видятъ въ этой легендѣ олицетвореніе египетской природы. Озирисъ—Нилъ, Изида—егепетская страна, имъ оплодотворяемая, Сетъ—солнечный зной, засуха и удушливый вѣтеръ пустыни. Kreuzer ‘) усматривалъ здѣсь аллегорію періодическаго измѣненія въ природѣ Египта и съ этой точки зрѣнія интерпретировалъ всѣ детали сказанія. Дважды въ году производилось сѣяніе и жатва, говоритъ Kreuzer. Вотъ почему Озирисъ дважды умираетъ и Изида дважды скорбитъ о немъ и ищетъ его. Весною—въ Египтѣ стоитъ зной, растительность гибнетъ, жаркій вѣтеръ со стороны Ливійской пустыни изсушаетъ все, царствуетъ рыжій Сетъ. Изида—страна Египта жаждетъ оживляющей влаги для почвы, которой ввѣрены сѣмена, но пока тщетно. Озирисъ еще не пришелъ. Сетъ заключаетъ противъ Озириса заговоръ съ 72-мя своими сообщниками,—т. е. злыми днями зноя и засухи. Но вотъ онъ—найденъ. Съ мая появляется растительность, воды Нила начинаютъ возвышаться и Египетъ обращается въ архипелагъ. Въ концѣ сентября царствуетъ радость въ странѣ. Но вотъ начинается снова осеннее сѣтованіе страны. Найденный Озирисъ вновь пропадаетъ. Египетъ весь подъ водою. Члены тѣла, Озириса »разбросаны, рыбы пожрали его плодотворные органы. Изида—не имѣетъ болѣе производительной силы. Но вотъ снова найденъ Озирисъ и его производительная сила; растительность снова выступаетъ изъ почвы, снова радость и торжество въ странѣ. Является вновь Горъ, весеннее солнце. И такъ навсегда. Изида дала свободу Сету,— борьба его съ Озирисомъ будетъ повторяться. Годовой циклъ неизмѣненъ въ своихъ явленіяхъ.

Солярная теорія готова была видѣть въ Озирисѣ солнце, въ Изидѣ—луну и въ миѳѣ усматривала намеки на затменіе солнца и конъюнкцію луны и солнца. Maspero хочетъ видѣть здѣсь нѣчто вродѣ этіологическаго миѳа—попытку объяснить происхожденіе смерти вообще. Сетъ—персоннификація' этой смерти. Но, какъ справедливо замѣчаетъ Тіеіе * 2), это не исклю-

') Fr. Kreuzer, Symbolik И, i, S. 26—36.

2) Tiele, Geschiedenis. нѣмецк. изд. стр. 35.

чаетъ и другого значенія миѳа, что доказываютъ другія миѳологіи (Яма, Миносъ, Кроносъ).

Widemann вскрываетъ происхожденіе и значеніе культа Озириса слѣдующимъ образомъ. Это былъ, по его мнѣнію, идеальный человѣкъ либо царь, жизнь котораго должна была быть образцомъ для другихъ людей; смерть его указывала на то, что каждаго даже праведнаго ожидаетъ подобная участь; а его пребываніе послѣ смерти въ загробномъ мірѣ доказывало съ другой стороны, что каждый человѣкъ можетъ благодаря добродѣтельной жизни достигнуть подобнаго же продолженія существованія своего «я». Лишь впослѣдствіи Озирисъ былъ причисленъ къ лику боговъ J). Но, какъ справедливо указываетъ Tieh * 2), нельзя соглашаться съ Wiedemann’oMb не приписывая человѣческому мышленію доисторическаго времени совершенно чуждыя ему современныя представленія; теорія Wiedemann :а грѣшитъ так. образомъ модернизаціей. Но также несправедливо было бы искать въ миѳѣ объ Озирисѣ какихъ-либо абстрактныхъ и философскихъ мыслей, какія вложилъ въ него напр. Bnigsch въ своей Rel. u. Mythol. сі. alt. Aegypter. Вполнѣ справедливо однако этотъ ученый призналъ въ концепціи Озириса много чертъ, сходныхъ съ греческимъ представленіемъ о Діонисѣ: въ этомъ отношеніи Тіеіе 3) примыкаетъ къ Brugsch '</; еще Геродотъ высказалъ предположеніе, что Діонисовъ миѳъ былъ занесенъ въ Грецію изъ Египта. Но изъ общности нѣкоторыхъ чертъ въ данномъ случаѣ нельзя заключать еще о заимствованіи. Аналогичныя явленія могли здѣсь возникнуть вполнѣ самостоятельно и независимо другъ

') „...Letztere (т. е. die ursprüngliche Bedeutung des Osiris) war die eines Idealmenschen, bez. Königs, dessen Leben das Vorbild anderer sein sollte, dessen Tod zeigte wie jeder sterben müsse, auch der beste, dessen Weiterleben in der Unterwelt aber anderseits bewies, dass jeder Mensch durch Tugend ein ähnliches Fortbestehen seines Ichs werde gewinnen können. Eine eigentliche göttliche Stellung hat diser ursprüngliche Osiris während seines Lebens nicht besessen, wenn er auch von Göttern abstammte. Später hat man gesucht ihm eine solche zuzusehreiben“. Wiedemann, Rel. d. alt. Aeg, S. 113.

2) „In keinem Falle kann man ihn (t. e. den Osiris) mit Wie demann als Idealmenschen und König bezeichnen, der nach seinem Tode vergottet ist, ohne den Menschen aus vorhistorischer Zeit ganz moderne Vorstellungen nnterzuschieben“ (Tiele, Geschidenis, deutsche Uebersetzung v. Gehrich. S. 35).

3) Tiele, ibid.

отъ друга; подобныя же идеи могутъ встрѣтиться намъ въ Америкѣ, и идентичность объясняется тутъ тожествомъ творческаго аппарата, т. е. душою примитивнаго человѣка, его логикой и психологіей '). j

Первоначально Озириса называли «владыкою Бузириса» и изображали въ формѣ безлиственнаго дерева, что дало поводъ Frazer’у (въ его Golden Bough) предположить связь Озпри-сова культа съ растительностью.

Позднѣе борьба Озириса resp. Горуса съ Сетомъ получила этическое значеніе, а умершій и воскресшій Озирисъ сдѣлался божествомъ мертвыхъ, владыкой загробнаго царства.

Сетъ, по мнѣнію многихъ египтологовъ, былъ древнимъ семитическимъ божествомъ, почитавшимся въ восточной части дельты, населенной, вѣроятно, семитами; о немъ упоминаютъ также, какъ о національномъ божествѣ завоевателей Египта гиксовъ, хотя вѣрнѣе предположить, что гиксы лишь идентифицировали его съ своимъ верховнымъ богомъ; это чисто политическое обстоятельство много способствовало тому, что въ представленіи египтянъ Сетъ сдѣлался демономъ мрака, духомъ зла. Что касается супруги (и сестры) Сета богини Н е ф т и с ъ, то образъ этотъ блѣдно и тускло очерченъ египетской миѳологіей. Подобно Изидѣ, Нефтисъ оплакиваетъ смерть Озириса и является противникомъ Сета. А н у б и с ъ какъ и богъ Сіута У п у а т ъ почитался въ формѣ шакала. Le Lage Benouf впер-вые раздѣлилъ эти два образа; .по мнѣнію Le Page Benoüf\ Упуатъ былъ солнечнымъ божествомъ; что касается Анубиса, то онъ принадлежалъ къ группѣ боговъ могильныхъ.

Тотъ—мѣстный богъ Гермополиса, почитавшійся въ образѣ ибиса, былъ настоящимъ луннымъ божествомъ; на головѣ у него помѣщалось изображеніе полумѣсяца. Это былъ покровитель паукъ и искусствъ, изобрѣтатель письма. Греки сопоставляли его съ Гермесомъ * 2).

Таковы были божества Озирисова цикла 3).

’) Воззрѣніе, сдѣлавшееся за послѣднее время господствующимъ въ въ наукѣ. Ср. Lang, Myth, Ritnal and Religion, New Edit. L. 1899, II, 138 adn. 1.

2) Объ этомъ божеетвѣ есть спеціальное изслѣдованіе Б. Тураева: Богъ Тотъ. Опытъ изслѣдованія въ области древне-египетской культуры Лпц. 1898.

:’) Ср. Wiedemann, Rel. d. alt. Aegypter S. 109^123.

Обратимся теперь къ остальнымъ богамъ Египта.

П т а — божество-покровитель резиденціи древняго царства, Мемфиса; съ нимъ греки сравнивали своего Гефеста; называется онъ часто «созидающимъ, творцомъ». По Маярего онъ былъ сначала божествомъ земли. По другимъ авторамъ, напр. Giden(у ‘), это—олицетвореніе восходящаго солнца (the rising sun). Очень рано онъ ассимилировался съ мемфисскимъ погребальнымъ богомъ Сокаромъ въ одно божество ІІта-Сокаръ; его стали 'тогда изображать въ видѣ человѣческой муміи. Впослѣдствіи возникла еще новая комбинація: Пта-Сокаръ-Озирисъ. О связанномъ съ Пта культѣ Аписа мы говорили раньше. Умершій Аписъ получалъ названіе Озирисъ - Аписа (греч. Сераписъ). Супругой Пта была богиня С е х е т ъ. Сыномъ ея считался Неферъ-Т умъ. Позднѣе сыномъ Пта почитали Имхотепа, котораго греки называли Асклепіемъ.

Богъ Минъ (прежде читали Хемъ) имѣлъ резиденцію въ Коптосѣ въ Верх. Египтѣ; изображенія его иѳифалличны и потому можно думать, что онъ былъ первоначально богомъ земли и плодородія.

Гаторъ по всей вѣроятности была богиней неба; олицетвореніемъ. ея считалась корова. Это была по выраженію Tide 2) «die Muttergöttin хаг’ ££оут(ѵ». Подобно Нутъ, она часто являлась и богиней мертвыхъ.

Первоначальный характеръ образа богини Нейтъ опредѣлить очень трудно; думаютъ, что то была ливійская богиня войны; есть, впрочемъ, свидѣтельства и о томъ, что она принадлежала къ божествамъ смерти. Она называется въ пирамидальныхъ надписяхъ «пролагательницей тропинокъ», и въ этомъ отношеніи сходна съ упомянутымъ уже богомъ Сіута Упуатомъ.

Близко къ Тоту стоитъ богиня нумераціи и мѣры, справедливости и истины Маатъ (Maat), соотвѣтствующая греч. Ѳемидѣ или Дикѣ.

А м о н ъ главное божество Ѳивъ, идентифицированное впослѣдствіи съ солнечнымъ богомъ Ра. Интенсивность и экстенсивность его культа обязаны безъ сомнѣнія тому политическому могуществу, которое выпало на долю Ѳивамъ въ исторіи Египта. Мало-по-малу Амонъ-Ра дѣлается верховнымъ богомъ всей страны и къ его образу прикрѣпляются чисто-моно- *)

*) Geden, Studie in comparative Religion L. 1898, p. 52. "-) Тіс)с, Geschiedenis, deutsche Ausg. S. 37.

теистическія тенденціи въ гимнахъ и другихъ памятникахъ Египта. Инкарнаціей его считался священной баранъ. «Врядъ ли первоначально онъ былъ солнечнымъ божествомъ, замѣчаетъ Wiedemann: скорѣе это—богъ смерти» *). Въ ѳиванской тріадѣ супругой Амона-Ра была М у т ъ или А м е н т ъ, сыномъ Ментъ, позднѣе Хонсу (богъ луны и чародѣйства).

Се бекъ мѣстный богъ Омбоса и вообще въ Фаюмѣ (Faiyüm); его священнымъ животнымъ былъ крокодилъ. Культъ его особенно разросся въ эпоху 13 династіи. По Wiedemann 'у * 2) подъ этимъ именемъ скрываются два совершенно различныхъ божества: солнечный богъ, часто комбинируемый съ Ра, двойникъ Озириса въ ливійскомъ номѣ; затѣмъ случайно онъ былъ поставленъ въ связь съ Сетомъ и получилъ значеніе злого бога. ;

X н у м ъ—мѣстный богъ страны Нильскихъ пороговъ около Елефантины. Несомнѣнно, это былъ богъ Нила; онъ изображался съ бараньей головой. Онъ называется творцомъ неба, земли, ада, воды, горъ; отцомъ отцовъ, матерью матерей, создателемъ всего существующаго.

Таковы были главные боги Египта.

8. Краткій очеркъ развитія египетской религіи.

Общія сображенія по этому поводу нами были уже' высказаны раньше. Мы указывали гіѣ то, что эволюціонный процессъ существовалъ несомнѣнно и въ религіи Египта, подобно тому, какъ онъ существовалъ вездѣ. Но мы видѣли также, что историческій матеріалъ, находящійся у насъ въ распоряженіи, слишкомъ незначителенъ, почти ничтоженъ для того, чтобы можно было пытаться реконструировать ходъ развитія египетскихъ религіозныхъ вѣрованій, написать исторію религіи Египта. Tide былъ первымъ и единственнымъ ученымъ, отважившимся написать связную и довольно подробную исторію египетской религіи. Его смѣлыя реконструкціи, однако, быть можетъ, еще преждевременны при настоящемъ состояніи египётской Quellenkunde. Но нѣкоторыя, самыя краткія и общія свѣдѣнія могутъ быть извлечены изъ археологическаго и литературнаго матеріала.

') 'Wiedemann, Rel. d. alt,. Aeg. S. 62.

2) Wiedemann Rel d. alt. Aeg. S. 79.

С. Р. Tiele (I 1902) дѣлитъ всю исторію египетской религіи на 4 періода: 1) мемфисскій пер. (древнее царство);

2) первый ѳиванскій пер. (среднее царство), 3) второй ѳиванскій (новое царство) и 4) саитскій періодъ.

Древнее царство обнимаетъ собою первыя 6 династій; изъ эпохи первыхъ трехъ династій намъ извѣстенъ только рядъ царскихъ именъ; три большія и нѣсколько малыхъ пирамидъ относятся уже ко времени остальныхъ трехъ династій этого періода.

Источники намъ показываютъ, что въ то время религіозныя вѣрованія въ Египтѣ пережили уже періодъ юношеской борьбы и созрѣванія; главнѣйшія формы уже кристаллизовались. Процессъ идентификація и ассимиляціи локальныхъ божествъ уже начался. Ритуалъ,. особенно погребальный, принялъ уже болѣе или менѣе устойчивый и опредѣленный характеръ. Главные боги египетскаго пантеона почти всѣ были уже таковыми и въ этотъ отдаленный періодъ. Озирисово ученіе еще не достигло большой экстенсивности. Доминировалъ культъ солнечнаго божества Ра, нашедшій покровителей въ царяхъ 5-й, династіи. Кодексъ общественной морали весьма древняго Присскаго папируса ничѣмъ не отличается отъ этическихъ требованій позднѣйшихъ временъ.

Рѣзко прерванная недостаткомъ документовъ, исторія Египта столь же рѣзко возобновляется съ XI династіи, открывающей собою періодъ, называемый среднимъ царствомъ и тянущійся вплоть до конца XVII династіи. Время XI—XII дин. представляетъ расцвѣтъ египетской цивилизаціи. Подчинившись интеграціонному процессу, номы становятся подъ сильно централизованную монархическую власть. Фараоны вводятъ протекціонную систему: начинается эксплоатація мѣдныхъ и бирюзовыхъ рудниковъ на Синайскомъ полуостровѣ подъ охраною ряда крѣпостей, преградившихъ путь азіатскимъ номадамъ; въ Эѳіопіи египтяне разработываютъ золотые рудники. Фараоны XII династіи заботятся объ урегулированіи ирригаціи Нильской долины въ видахъ ассенизаціи страны и достиженія раціональной агрикультуры. Инженеры-гидравлики устраиваютъ на Нилѣ различныя сооруженія: плотины, каналы, резервуары и шлюзы. Для характеристики строительной дѣятельности государей XII династіи достаточно вспомнить сооруженія озера Мэрисъ и знаменитаго лабиринта. Мемфисъ пересталъ быть

резиденціей Египта, фараоны пребываютъ въ Ѳивахъ, въ Верхнемъ Египтѣ.

Такая реформаторская дѣятельность пѳ могла не отразиться и на религіи. Возвышаются южные боги: Озирисъ абидосскій и Аммонъ ѳиванскій. Вмѣстѣ съ развитіемъ земледѣлія усиливается культъ земледѣльческихъ божествъ: получаетъ большое значеніе Минъ (прежде читали: Chem): изображенія его иѳифалличны; это былъ богъ земли и плодородія. Выдвигается Пта-Хнумъ. Вмѣстѣ съ новой системой каналовъ на Нилѣ распространяется культъ Нильскаго божества Себака. Эсхатологическія воззрѣнія обнаруживаютъ сравнительно небольшой шагъ впередъ.

Вслѣдъ затѣмъ Египетъ подпадаетъ подъ верховную власть «гиксовъ», азіатскихъ номадовъ, «пастуховъ». Этнографическая физіономія этого народа до сихъ поръ невыяснена. Богъ Сетъ, говорятъ, былъ ихъ національнымъ богомъ. Все же болѣе развитая египетская культура взяла верхъ надъ .побѣдителями. Спустя 500 лѣтъ ѳиванскіе государи изгоняютъ царей-пасту-ховъ и возводятъ своего локальнаго бога Амона-Ра на степень верховнаго божества Египта; наступаетъ эпоха завоеваній (новое царство, съ XVIII дин., второй ѳиванскій періодъ).

Время расцвѣта культа А мона-Ра неожиданно было прервано религіозной революціей, стоящей совершенно особнякомъ въ исторіи египетской культуры, но представляющей одинъ изъ интереснѣйшихъ <ѵі эпизодовъ. Царь Аменхотепъ IV, сынъ великаго Аменхотепа III и его супруги Ти, немного спустя послѣ вступленія на престолъ сталъ подвергать культъ Амона-Ра жестокому преслѣдованію. Онъ перенесъ свою резиденцію изъ ненавистныхъ ему Ѳивъ, центра Амонова культа, въ нынѣшнюю Телль - эль - амарну; отсюда онъ началъ насильственно изгонять этотъ культъ и вводить новую религію: — поклоненіе Атену («солнечному диску»). Имя Амона было уничтожаемо повсюду; самъ царь измѣнилъ свое имя, данное ему въ честь ненавистнаго Амона; онъ сталъ называть себя въ честь новаго бога Хунатеномъ. Это была революція въ чисто-монотеистическомъ направленіи,—тенденція сдѣлать монотеизмъ государственною религіей.

Въ чемъ кроются причины, побудившія молодого царя къ подобной религіозной революціи, сказать съ увѣренностью трудно. Нѣкоторые авторы видѣли въ этомъ вліяніе его матери и на основаніи этимологіи ея имени и именъ ея роди-

телей доказывали, что она была иностранной принцессой. Но это предположеніе равно какъ и гипотеза семитическаго вліянія должны быть оставлены въ сторонѣ. Гораздо правдоподобнѣе взглядъ Ed. Meyer’s, (принятый Tiele и другими), усматривающій тутъ политическую оппозицію молодого паря противъ все увеличивающейся власти жрецовъ Амона. Эти жрецы стали играть очень выдающуюся роль при дворѣ фараоновъ; жизнь послѣднихъ была тщательно регламентирована и подчинена строжайшему этикету, за исполненіемъ котораго наблюдали жрецы. Скоро верховный жрецъ сталъ почти наравнѣ съ царемъ. Конечно, это вызывало глухое неудовольствіе и иногда противодѣйствіе фараоновъ. И вотъ Аменхотепъ IV рѣшается однимъ сильнымъ ударомъ, одною крупною реформой сломить мощь ѳиванскаго духовенства и преградить могущую возникнуть на этой почвѣ узурпацію.

Но за этой освободительной попыткой секуляризаціи царской власти послѣдовала ортодоксальпая реакція. Преемники Аменхотепа IV скоро измѣнили свою политику: они возстановили культъ Амона во всемъ его великолѣпіи и разрушили храмы Атена; имена «царей-еретиковъ» были стерты, а памятники ихъ срыты до основанія. Культъ Амона-Ра достигаетъ кульминаціоннаго пункта своего развитія. Солнечная теологія проникаетъ во всѣ формы религіознаго сознанія, также и въ ученіе о загробной жизни. Вліяніе ѳиванскаго духовенства возросло до такой степени, что великій жрецъ Амона-Ра низложилъ фараона и присвоилъ себѣ царскій титулъ. Такимъ образомъ установилась теократія. Но это вызвало оппозицію Нижняго Египта, и ѳиванскіе жрецы были вынуждены бѣжать въ Эѳіопію (Мероэ). Теперь получаютъ преобладаніе нижне-египетскія божества, хотя культъ Амона-Ра сохраняется по всему Египту.

Господство саитскихъ царей—періодъ реставраціи; египетская культура возвращается къ тому, съ чего начала, — воз-стаиовляется цивилизація эпохи пирамидъ. Это объясняется, конечно, глубокимъ разложеніемъ египетскаго народнаго духа; наступаетъ періодъ упадка. Мы но будемъ останавливаться на немъ. Внутреннее, культурное развитіе Египта закончилось; скоро прекратилась и политическая жизнь его. Въ 525 г. Камбизъ положилъ конецъ независимости Египта.

Впослѣдствіи, съ Александромъ Вел. и Птолемеями въ Египетъ проникаетъ греческая культура; по національная

жизнь въ Египтѣ совершенно изсякла; позже она легко подпала и вліянію христіанства. Эдиктомъ Ѳеодосія Вел. 391 г. по Р. Хр. жалкіе остатки египетской религіи были окончательно уничтожены, и вмѣстѣ съ великолѣпнымъ Серапейономъ въ Александріи угасъ послѣдній лучъ этой умирающей религіи, какъ гаснетъ блѣдный свѣтъ, когда блескъ новаго молодого дня мощно разгорается на востокѣ.

Е. Нагаровъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.