Научная статья на тему 'Религия древнего Египта'

Религия древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1179
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия древнего Египта»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Е.Е. Кагаров

Религия древнего Египта

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 1. С. 27-43.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Религія древняго Египта.

JUTb можетъ ни въ одной сферѣ исторической науки не совершается въ настоящее время такого быстраго движенія впередъ, не дѣлается такихъ открытій и нереворо-5 товъ, какъ въ исторіи древняго Востока. Измѣняются у методы и общія точки зрѣнія, невѣдомые дотолѣ матеріалы, выносимые на свѣтъ Божій археологами, безжалостно опрокидываютъ все зданіе, которое наука выстроила было на старомъ фундаментѣ, и выдвигаютъ другія гипотезы, новыя. «Чѣмъ больше тутъ добывается матеріала, чѣмъ основательнѣе изучается онъ, тѣмъ темнѣе становятся начала, и теоріи падаютъ одна за другою»—замѣчаетъ А. Wiedemann въ своей Religion der alten Aegypter.

Дать при такихъ условіяхъ связное и обстоятельное изложеніе таинственной и запутанной религіи Египта, — задача крайне трудная. Подобной задачи я не преслѣдовалъ. Цѣль предлагаемаго изслѣдованія—намѣтить лишь главные вопросы въ изученіи египетскаго вѣроученія и ритуала и выяснить существеннѣйшія черты развитія религіи древняго Египта на основаніи тѣхъ данныхъ, которыя были выдвинуты новѣйшей западно-европейской наукой.

1. Источники древне-египетской религіи.

Дать обстоятельное перечисленіе всѣхъ источниковъ ’) древне-египетской религіи—значило бы написать исторію еги-

’) Alfred Wiedemann. Gesch. Aegyptens von Psammetik I bis ouf Alexander den Grossen 1880, Lange Cliantepie de la Saussaje Lehrbuch d.

истскаго искусства и египетской литературы, такъ какъ религіозная жизнь въ Египтѣ была настолько тѣсно связана съ политическою и соціальною, что едва ли можно было бы найти литературный текстъ, который бы не давалъ матеріала для исторіи религіи. «Быть можетъ девять десятыхъ изъ дошедшихъ до насъ папирусовъ—религіознаго содержанія», говоритъ G. О. Laiit/e '). Мы должны поэтому ограничиться перечнемъ тѣхъ источниковъ, которые имѣютъ ближайшее и непосредственное отношеніе къ религіи египтянъ и считаются наиболѣе важными. При этомъ изложеніе мы будемъ вести въ хронологическомъ (а не въ систематической.) порядкѣ, такъ какъ въ наукѣ нынѣ окончательно уже оставлено прежнее воззрѣніе на египетскую религію, какъ на нѣчто инертное, неподвижное и трудами 767. Mr/ier'a.' Maspcro и ѴѴс/с установлено. что въ религіи древняго Египта существовалъ несомнѣнный эволюціонный процессъ.

Для изученія религіи періода древняго царства мы имѣемъ немного источниковъ. Сюда относятся царскія гробницы въ Sakkarah близъ Мемфиса (IV—VI дни.) съ текстами, содержащими магическія заклинанія, молитвы и заговоры изъ сферы погребальнаго ритуала. Тексты эти изданы сначала въ египтологическомъ журналѣ Hecueil des travaux relatifs ;і Іа Philologie et ä l'archöologie e’gyptieunes et assyriennes, Paris III— XIV, впослѣдствіи собраны въ одно цѣлое подъ заглавіемъ Les inscriptions des pyramides des Saqqarah 1891, cp. Maapero Et. de mytliol. 1. 150 et siiiravtes -).

Religionsgesch. 1807, I, £ 10. Tide. Geschirdenis van den godsdicnst in de ondheid, I, 1893. стр. 17—21 пѣмецкаго перевода, Le Faye lienonf. Lectures on the Origin and Growth of Religion as illustrated by the Religion of aucient Egypt. 1879, лекціи 5—6. Wiedemann Die Unterhaltung** litteratur d. alten Aegypter Lpz. 1902. Новѣйшее изданіе памятниковъ: Urkunden des ägyptischen Altertums изд. von G. Sieindorff, 1, 1—2. 1903, II, 1, 1901. Переводы въ Records of the Past, 1873—1881, II, IV, VI, VH1. X, XII, Д Ser, 1882—1892 И-VI.

') Chantepie de la Saussaye Lelirb. d. Religionsgesch. I. S. 93.

*) Необходимо упомянуть здѣсь о послѣдней публикаціи важнѣйшихъ египетскихъ текстовъ въ автографіи па основаніи новаго сравненія оригинала: Urkunden des ägyptischen Altertums, hcrausg. von G. Stein-dorff. I. Heft. 1—2, Leipzig. 1903. II. Heft. 1. 1904. Но такъ какъ перевода надписей не приложено, то мы и не ссылаемся въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ на это изданіе. Обѣ ранѣе появившіяся тетради содержатъ тексты древняго царства, тетрадь позднѣе изданная—тексты македонскаго

Больше матеріала доставляютъ гробницы средняго періода, равно какъ и папирусы этого времени, содержащіе разныя сказки (переведенныя Maspero въ его Les contes populaires de l’Egypte ancienne 1889), какъ напр. приключенія Спнуха, наставленія Птахотена (см. Ph. Virey, Etude sur le Papyrus Priss6 1887; этимъ же ученымъ переведено въ Records ol the Past. N. Ser. Ill, 1 sqq), поученіе царя Аменемхата сыну (переведено Maspe го въ Records of the Past. II, 9 sqq).

Время порабощенія страны чужеземцами гнксамп (12— 18 дин.)—эпоха темная; начиная съ 18диіг., мы снова имѣемъ болѣе многочисленные источники; особенно богатъ ими блестящій періодъ новаго государства (18—20 дин.). Изъ источниковъ этого періода особенно важна такъ называемая «Книга мертвыхъ» (Das Todtenbuch, The Book of the Dead) ‘). Египтяне называли этотъ сборникъ погребальныхъ текстовъ «Книгою о Pert em heru»—выраженіе, которое переводится учеными различно: Nacilk передаетъ его черезъ «Ausgang aus dem tage», Brugsch— «Ansgang bei tage». ChampoUion назвалъ его погребальнымъ требникомъ (Rituel fundraire) и (k Rouge- г) пытался удержать это названіе, утверждая, вопреки возраженіямъ Lepsius’a * 2 3), что многія части этой книги содер-л;атъ предписанія касательно обрядовъ погребенія; все же наиболѣе употребительнымъ является терминъ, предложенный первымъ издателемъLepslm омъ; «Книга мертвыхъ» (Todtenbuch).

Въ сущности говоря, это не книга, а собраніе или, вѣрнѣе, серія собраній текстовъ, трактующихъ о загробной жизни и благодаря своей магической силѣ предназначенныхъ оградить покойника отъ всевозможныхъ препятствій во время его

времэни и начала эпохи Птоломеевъ, въ томъ числѣ такъ называемую Стелу катрановъ и Стелу Мендеса, которыя имѣютъ большое значеніе для выясненія отношенія Птолемея Филадельфа къ египетскому жречеству.

9 О Книгѣ мертвыхъ см. Lepsim'a: Das Todtenbuch der Aegypt-іт nach dem Hioroglyphischen Papyrus in Turin Lpz. 1842 (editio princeps), его же Aeltcste texte des Todteubuches B. 1867, Lanr/e у Chautepie de la Saussayc Lehrb. d. Religionsgesch. I. ss. 95—97, Lc 1‘aye Renouf Lecture-, etc. стр. 162 слл. нѣм. перевода. ЪіаѵШе во введеніи къ его изданію Книги мертвыхъ. О переводахъ см. дальше.

2) Rituel funeraire des nncions Egyptiens par V. Emmanuuel de Еоиуё Revue arched. 1860.

3.) ГІри изданіи Книги въ 1812 г. и въ изслѣдованіи: Die älteste texte des Todteubuches. Berlin, 1867.

путешествія но загробному міру ‘). Каждая мумія обыкновенно снабжалась однимъ экземпляромъ этой Книги мертвыхъ. Le Page JRenovf 2) въ своихъ Lectures on the Origin etc. рѣшительно утверждаетъ, что Книга мертвыхъ есть «насквозь миѳологическое произведеніе»; но. по выраженію Lange (у Chantepio de la Saussaye) это скорѣе «родъ руководства для мертвецовъ, путеводитель по загробному міру» :і). Очевидно, эти свитки приготовлялись заранѣе жрецами для гробовъ; быть можетъ это имѣло значеніе нашей «разрушительной молитвы» или паспортовъ на исходъ изъ здѣшней жизни—для гражданина загробнаго царства.

Ко времени 26-й династіи (VII в. до Р. Хр.) эта Книга мертвыхъ разрослась въ обширный сборникъ нзт 165 главъ (саитскій кодексъ). Многія изъ этихъ главъ знакомы намъ и по текстамъ на стѣнахъ гробницъ и саркофаговъ и относятся къ очень древнему времени; вообще, Книга представляетъ чрезвычайно разношерстный составъ и'но времени и но содержанію: ві) большинствѣ случаевъ она заключаетъ заговоры и заклятія для охраны покойника; ХѴ-я глава содержитъ красивые гимны въ честь солнечнаго божества. 64.-я resume всѣхъ главъ, 125-я—сцену суда Озириса надъ умершимъ, 130-я— путешествіе покойника въ челнокѣ бога Ra и т. д. * 3 4).

Такимъ образомъ «Книга мертвыхъ» должна составлять исходный пунктъ для изученія какъ эсхатологическихъ представленій о загробномъ мірѣ н безсмертіи души въ эпоху раз-цвѣта Египетской культуры, такъ и вліянія ихъ на позднѣйшія времена и другіе народы. Поэтому глубокой благодарности заслуживаетъ идея Непопра перевести и объяснить собранные сначала Lepsin а 'омъ. а потомъ ЖаѵіІГа мъ тексты начала новаго царства путемъ привлеченія къ сравненію новыхъ открытыхъ съ той поры экземпляровъ. Правда, нри настоящемъ состояніи нашей науки многое въ этомъ переводѣ (помѣщавшемся съ 1892 г. въ Pracedings of the _ Society of biblical

J) Tide, Geschiedenis van den godsdienst, стр. 17—18 нѣм. перев. г) Стр. 166 нѣмецк. перевода.

3) Chantepio do la Saussaye Lehrb. d. Religionsgcsch. I, S. 96: es ist. vielmehr eine Art Handbuch für die Todteu, ein Führer durch die Tod-tenwelt.

Переводъ наиболѣе извѣстныхъ главъ можно найти н въ общихъ руководствахъ но египетской религіи, какъ напр. Brugseh’а: гл. СХХѴ S. 68 ff., гл. LXIV—S. 19 ff. и т. д.

Archaeology въ Лондонѣ), должно было оказаться спорнымъ и неяснымъ, многое и положительно было неправильно; все же благодаря этому переводу явилось возможность составить себѣ общее представленіе о содержаніи «Книги мертвыхъ». Въ своихъ объясненіяхъ Reuouf зачастую приводитъ параллели изъ индійской религіи, черезчуръ преувеличивая продуманпость и цѣлостность религіи египтянъ. Все же мысли его и здѣсь и въ его мноологическихъ изслѣдованіяхъ ’) всегда поучительны н глубоко интересны даже тамъ, гдѣ съ ними нельзя соглашаться. Самый послѣдній переводъ этого памятника принадлежитъ англійскому ученому Budge’у * 2 3), хранителю египетскихъ н ассирійскихъ древностей въ Британскомъ музеѣ, автору «First Steps in Egyptian, The Egyptian Language, The Gods of Egypt» (1904) и др.

Изъ ѳивскихъ гробницъ царей дошли до насъ источники, возникшіе въ періодъ новаго царства н чрезвычайно важные для изученія доминировавшей тогда солнечной религіи (такъ наз. литаніи или моленія въ честь солнца ®). Родственны съ Книгою мертвыхъ, хотя, безспорно, болѣе поздняго происхожденія тексты: Книга о томъ, что находится въ Duat, и Книга о вратахъ, описывающія движеніе солнца во время двѣнадцати ночныхъ часовъ 4).

Изъ текстовъ, имѣющихъ богослужебный характеръ, отмѣтимъ: Требникъ культа бога Амопа въ ѳивскомъ святилищѣ (О. ѵ. Lemm Ritualbuch des Ainondienstes 1882), Обряды при бальзамированіи (Maspero, Мёіпоіге sur quelques Papyrus du Louvre. 1875, pp. 14—104) и погребеніи труповъ (Schiaparelli, II libro dei Funeral! dei antichi Egiziani I—Il-j-Атласъ 1881 — 1890, Maspero, Et. de mythol. I, 283 sqq.).

Магическая литература періода новаго царства очень богата и представляетъ огромную важность для изученія религіи; она прекрасно использована въ новѣйшемъ сочиненіи по этому отдѣлу египетской религіи — The Egyptian Magic by

О Собраны вмѣстЬ съ остальными его сочиненіями въ The life-work of Sir Peter Le Page Reuouf. First Series. Egyptological and philological Essays. Paris. Leroux. Вышли пока тт. I 1902 и II 1903.

2) The Book of the Dead. Trauslatcd by E. Wallis Budge.

3) La litanie du soleil had. ct comment, par Ed. NaviUe. Texte et Planches 1875; Records of the Past. VIII, 103 sqq.

*) G. Jequier. Le livre de ce qu’il ja dans l’Hadcs 1894; cp. Maspero, Et. do myth. II, 27 sqq.

В. IV"IIis Budge В. 1901: изъ этихъ текстовъ съ волшебными заговорами и заклинаніями упомянемъ о такъ паз. магическомъ Papyrus Harris въ Британскомъ музеѣ (см. F. Chaims, Le Papyrus magique Harris 1861; исправленный переводъ данъ имъ же въ Melanges Ehyptologiques III, Т. 2, 242 sqq. и въ Records of the Past X, 135 sqq.); масса другихъ магическихъ папирусовъ находится въ различныхъ европейскихъ музеяхъ (литература: Rec. of the Past VI, 113 spq., Bleyte, Etude sur mi rouleau magique du Musce de Leide 1866, .Befehltit въ Aeg. Ztschr. 1883. 27 sq., Papyros Ebers, изд.

G. Ebers’a I—II, 1875, Papyros Ebers, das älteste Buch über Heilkunde, übersetzt von II. Joachim. 1890: Le calendrier des jours fastes et ndfastes, trad, complete par F. Chaims 1870, cp. также Budge. The Egyptian Magic, London 1901).

Для изученія гіератнческой поэзіи "новаго царства важны религіозные гимны къ различнымъ богамъ, особенно къ Атону Ра, Озирису. Нилу и друг. (Литература: гимнъ Озирису Records of the Past. N. Ser. IV, 14 и sqq.; гимнъ Нилу ibid.

N. Ser. UL 46 sqq., гимнъ Амону-Ра переведенъ Goodwin’oM'b въ Rec. of the Past. II, 127 sqq., cp. Hymne а Amon Ra des Papyrus tigypt. du musee de Bonlab, trad, et commentö par K. Ore baut. 1874; о гимнахъ вообще напр. у Renoufa въ его Lectures стр. 203—222 нѣмецкаго перевода). Изъ свѣтской литературы новаго періода интересна сказка о двухъ братьяхъ (Batau и Анери—перев. Beuouf'0'лъ въ Rec. of the Past. II, 137 sqq. н Maspero Contes populaires 2-e cd. 1 sqq.). Изъ историческихъ документовъ — большой Papyrus Harris, величайшій изъ дошедшихъ до пасч, папирусовъ въ 133 фута длиною (перев. Fisenlohr’a и Birch'а въ Rec. of the Past VI и VII).

Саитская культура, какъ извѣстно, уже стремится реставрировать культуру эпохи пирамидъ: памятниками этого періода «возрожденія древности» нужно пользоваться съ нѣкоторою осторожностью. *

Съ «Книгою мертвыхъ» родственна серія произведеній позднѣйшей египетской религіозной литературы, какъ «Книга о вздохахъ» (J. d’Horraef, Le livre des respirations 1877, перевод. въ Rec. of the Past IV, 119 sqq.), «Книга о прохожденіи вѣчности» (Bergmann, Das Buch vom Durchwandeln der Ewigkeit 1877 Sitzung,sber. О. K. An. d. Wiss. in Wien), жалобныя пѣсни ІІзиды и Нефтнсы (J. d'JTorrack, Les larnen-

tations d’Isis et de Nephtis 1866, ітерев. имъ же въ Rec. of the Past II, 1, 17 sqq.) и друг.

Незамѣнимы, конечно, для изученія культа и религіозныхъ представленій древнихъ египтянъ археологическіе источники: храмы, статуи боговъ, фетиши и амулеты и т. д. и т. д., но ихъ обзоръ завелъ бы насъ слиткомъ далеко въ область исторіи древняго искусства ‘).

На второмъ планѣ стоятъ свидѣтельства классическихъ писателей о Египтѣ и трудъ жрепа Манеѳона,-—прежде, до открытій ChampollmiA и до нарожденія науки египтологіи— единственные источники для изученія религіи Египта. Мане-еонъ -— собственный историкъ Египта, жившій во времена ІІтоломея Филадельфа и написавшій на греческомъ яз. исторію Египта (.Renouf‘ Lectures on the Origin etc., стр. 43—44 пѣм. пер.); но фрагменты его труда содержатъ въ себѣ немногое для исторіи религіи. Сообщенія Геродота 2) во 2-ой и началѣ 3-ей книги его «9 Музъ» зачастую не заслуживаютъ довѣрія: греки любили сближать божества другихъ народовъ со своими, увлекаясь иногда чисто внѣшнею аналогіей. То же можно сказать о Діодорѣ Сицилійскомъ, посѣтившемъ Египетъ въ I ст. до Р. Хр. Гораздо важнѣе сочиненіе Плутарха De Iside et Osiride (лучшее, хотя нынѣ ѵстарѣлое изданіе съ объясненіями G. Раііеу 1850); замѣчанія неоплатониковъ Ямблиха и Порфирія не имѣютъ цѣны, такъ какъ сочинепія ихъ написаны съ точки зрѣнія ихъ философской доктрины; то же относится и къ свидѣтельствамъ христіанскихъ писателей, отцевъ церкви.

Таковы, въ самыхъ общихъ и краткихъ чертахъ и всѣ источники—пичтожная доля изъ дѣйствительно существовавшей сокровищницы.

Но открытіе новыхъ данныхъ для изученія египетской религіи, ростъ матеріала совершается съ поразительною быстро-

’) Wtirmann. Gesell, d. Kunst aller Zeiten u. Völker. В. I. 1900. Mas-pero, Areheol. egyptienne 1887, его же Hist, ancienne des peuples de TOrient classique 1895—7, Er man. Aegypten u. ägyptisches Leben im Altertum 1885—87, cap. XVI. А. Michaelis, in Springers Hdb. d. Kunstg. I. 1903. Л. Павловскій, Курсъ исторіи древв. искусства 1905, стр. 14—37; небольшая, богатая иллюстраціями брошюра, Spiegelberg’а, Gesch. d. äg. Kunst 1903.

ä) Herodot's. Zweites Buch mit sachlichen Erläuterungen hsg. v. A. Wiedemann 1890.

3

той. Это обстоятельство не даетъ, впрочемъ, намъ возможности начертать полную и точную картину древне-египетской религіи. «Наоборотъ, замѣчаетъ Wiedemann въ своей Religion der alten Aegypter, «чѣмъ больше добывается матеріала, чѣмъ основательнѣе онъ разрабатывается, тѣмъ темнѣе становятся начала, теоріи одна за другою оказываются ошибочными, и на ихъ мѣсто не появляется ни одной очевидной истины» * *). Изслѣдованіе египетскаго вѣроученія и ритуала—задача быть можетъ болѣе трудная, чѣмъ изученіе какой бы то ни было другой религіи. Египетская культура и до сихъ поръ кажется намъ таинственной и непонятной. «У сфинкса есть много другихъ загадокъ и загадокъ еще не разрѣшенныхъ», говоритъ

А. Menmes -).

2. Общій взглядъ на сущность и происхожденіе египетской религіи.

Было время, когда думали, что египетская религія отъ древнѣйшихъ временъ до торжества христіанства, слѣд. на протяженіи свыше 30 столѣтій оставалась неизмѣнной; что отлившись разъ навсегда въ опредѣленныя формы, она повсюду застыла неподвижно и что такимъ образомъ объ исторіи египетской религіи не можетъ быть собственно и рѣчи. Въ доказательство этого положенія ссылались, напр., на -то, что священные тексты времени постройки пирамидъ или еще болѣе ранней даты разсматривались у египтянъ какъ таковые и были въ употребленіи даже и въ эпоху римскаго владычества а). Такого воззрѣнія держались напр. Emanuel de Rouge, Pierre/, Brugsch и отчасти Le Vage Renouf. Приверженцами противоположной, «эволюціонной» теоріи являются Röth (въ своей Gesch. unserer abendländ. Philosophie, Der aegypt. Glaubenkreis III-es Kap.), Pietschmann, Liblein, Ed. Meyer,

') Im Gegenteil, je mehr Material erschlossen, jo gründlicher es durchgearbeitet wird, um so unklarer werden die Ursprünge, eine theorie nach der andern erweist sichlls verfehlt, ohne dass eine beweisbare Wahrheit sich an ihre Stelle setzen Hesse (A. Wiedemann, Religion d. alten Aegvp-ter 1890, ss. 3—4).

*) A. Meneies, History of Religion p. 122 (the sphinx has other riddles than these—riddles not yet solved).

3) Tiefe, Geschiedenis van den godsdienst, стр. 29 нѣмецкаго перевода (1895).

Тгеіе и Маярего: изъ русскихъ историковъ религій—архим. Хрисанѳг '). И въ настоящее время эта точка зрѣнія является господствующей. Она и болѣе правильна. Идея эволюціи проникла въ XIX столѣтіи въ царство органической и неорганической природы, въ жизнь человѣческихъ обществъ и въ факты геологіи, словомъ во все мірозданіе, во весь міръ явленій. «Все течетъ», все—продуктъ міровой эволюціи * 2). И египетская религія не могла оставаться въ продолженіи 3000 лѣтъ на одной и той же ступени развитія. Правда, не было кажется еще народа консервативнѣе египтянъ; все старое, архаическое окружалось у нихъ какимъ-то особеннымъ ореоломъ; они не отказывались отъ древняго обычая даже тогда, когда нововведеніе было лучше и удобнѣе. Но изъ этого еще нельзя заключать, что въ религіозной феноменологіи Египта не существовало никакого движенія. Въ египетской религіи мы усматриваемъ и жизнь и борьбу и движеніе; мы замѣчаемъ, какъ смѣняются однѣ формы другими, новыми, какъ борются элементы популярной религіи съ упорнымъ мышленіемъ египетскаго ученаго теолога; и мы увидимъ впослѣдствіи, что и относительно Египта возможно говорить о реформаціи и реакціи, о религіозномъ развитіи и временномъ упадкѣ, объ упорной, постоянной религіозной мысли древняго египтянина 3).

Сущность и первоначальная форма египетской религіи опредѣлялись весьма различнымъ образомъ. Давно уже были дѣлаемы попытки доказать, что древнѣйшая египетская религія была монотеистической и что лишь впослѣдствіи она отклонилась въ сторону политеизма, да и то только кажущагося, ибо многія божества его исполняли въ сущности функціи единаго истиннаго верховнаго бога. Главнѣйшими сторонниками этого воззрѣнія были Emanuel de Rouge, позднѣе Pierret, Breadsted, Brugsch и въ самое послѣднее время отчасти Schenke. Н. Brugsch собралъ значительное число эпите-

’) „Религіи древняго міра въ ихъ отношеніи къ христіанству“. Т. 2-й, Спб. 1875, стр. 18.

2) Антропологія и соціологія всецѣло основаны на эволюціонной теоріи {LyeU, Lubbock, Tylor, Spencer, Greef, Lippert и др.); въ томъ же духѣ нынѣ разрабатываются науки экономическія {Marx, Engels. Каутскій, Inoram, Letourneau), юридическія {Ihering, М. Ковалевскій, Post) этическія {Spencer, Fouillec, Guyau, Wundt) и т. д.

3) Viele, Gesehiedenis, стр. 30 нѣм. изд., Lange у Chomtepie de la Saussage, Lehrb. d. Keligiousgesch. I, S. 103 ff.

3*

товъ, которые были присоединяемы къ именаігь боговъ и изъ которыхъ мы дѣйствительно видимъ, что въ Египтѣ идея божества была почти ндеіітичні съ вѣрованіями монотеистическихъ народовъ—евреевъ и магометанъ. А въ прошломъ году скандинавскій ученый Schenke въ своемъ обширномъ изслѣдованіи по исторіи египетской религіи ‘) обратилъ особое вниманіе на главнаго бога оиванскаго періода Амона-Ра и связанныя съ его образомъ монотеистическія стремленія. Для этой пѣли онъ широко использовалъ гимны къ этому богу и къ другимъ божествамъ, приведеннымъ въ связь съ солнцемъ 2). Но эти эпитеты могутъ быть объяснены, какъ эзотерическіе результаты ученой теологической мыели, доступные лишь ограниченному кружку людей и не имѣющіе ничего общаго съ народными вѣрованіями. Притомъ же въ этихъ моленіяхъ и славословіяхъ, обращенныхъ къ божеству, отъ котораго вѣрующій ожидалъ той или другой милости, нѣтъ истинпо-моно-теистическаго духа. Дитя Востока, егпптянинъ въ случаѣ неудачи обратится къ другому божеству съ такими же прославленіями и молитвами. Изъ указанныхъ эпитетовъ и аттрибу-товъ др.-егинетскихъ гимновъ логически можно было бы вывести лишь то, что произносившій эти гимны былъ (употребляя терминъ Макса Мюллера) «гепотеистомъ» 8). Но для характеристики религіозныхъ воззрѣній Нильской долины во-

') Wilhelm Schenke, Amon-Re. En Studie over forholdet mellem enhed og mangfoldighed under udviklingen af det ägyptiske Gudsbogreb. Kristiania. 1904.

s) Вотъ нѣкоторыя фразы изъ текстовъ, приводимыхъ Brugsch'ewb: I. Богъ единъ (Gott ist einzig und allein) и нѣтъ никого другого рядомъ съ нимъ. Богъ—единъ! Единый, все создавшій. II. Богъ есть духъ, духъ духовъ (Urgeist). IV. Богъ—вѣченъ; его бытію нѣтъ конца; онъ существуетъ безконечное время и будетъ существовать вѣчно. V. Богъ—непостижимъ. его твореніе—тайна. VI. Безчисленны его имена и никто не вѣдаетъ ихъ числа. VII. Богъ есть истина... и т. д. (Relig. u. Mythol. d. alt. Aegypter. Lpz. 1884 (I т.), стр. 96—99). t

:!) Вотъ какъ изображаетъ самь Max. Müller природу генотеизма: Im Geiste der Andächtigen ist jeder Gott so gut als alle anderen Götter. Er wird im Augenblicke des Gebets als eine wahre Gottheit, als höchstes, unumschränktes Wesen gefühlt, trotz aller unabweislichen Beschränkungen, welche, unserer Ansicht nach, nothwendig mit einer Mehrheit von Göttern verbunden sind. Alle anderen Götter verschwinden aus dem Sehfelde des Dichters, und nur der Gott, der ihre Wünsche erfüllen soll, steht in klarem luchte vor den Angen seiner Verehrer. M. Müller. Vorlesungen über den Ursprung usw. S. 329.

О г-О I

обще гимны врядъ ли могутъ служить надежнымъ матеріаломъ. Какъ извѣстно, Le Page Renouf 1) именно выставилъ теорію первоначальнаго генотеизма религіи Египта.

Были сдѣланы и другія попытки объяснить происхожденіе и развитіе египетской религіи. Такъ Lepsius 2) считалъ основнымъ, національнымъ божествомъ Египта солнечнаго бога Ra, къ которому сводятся остальные, мѣстные боги. Но трудно изъ одного солнечнаго культа вывести всю многосложную религію египтянъ. Культъ Rä и абсорбированіе имъ мѣстныхъ божествъ—явленія не изначальныя: генезисъ религіи, какъ и всѣхъ вообще элементовъ культуры кроется въ болѣе грубыхъ и примитивныхъ формахъ. ЫеЫеіп 3) сдѣлалъ очень оригинальную попытку начертить общій ходъ развитія египетской религіи: а) до сліянія отдѣльныхъ номовъ — генотеистическое поклоненіе природѣ, Ь) затѣмъ натуралистическій политеизмъ, по общему закону движенія религій перешедшій въ спиритуалистическій политеизмъ и далѣе въ монотеизмъ; культъ животныхъ и другіе отдѣлы египетскаго вѣроученія—суть позднѣйшія дополненія народной религіи. Но и эта теорія страдаетъ недостатками.

Тіеіе 4), вполнѣ справедливо усматривая зерно египетской религіи въ анимизмѣ и магическомъ полидемонизмѣ, возвысившихся затѣмъ до политеизма, предполагаетъ, что этотъ первоначальный политеизмъ развился впослѣдствіи въ двухъ противоположныхъ направленіяхъ: , съ одной стороны боги умножались черезъ присоединеніе локальныхъ божествъ (сліяніе округовъ), съ другой стороны египтяне все болѣе и болѣе приближались къ монотеизму 6).

Wiedemann 6) полагаетъ, что въ египетской религіи можно указать три главныхъ элемента: 1-е, солярный монотеизмъ: единый богъ, творецъ вселенной, проявляетъ свое могущество спеціально въ солнцѣ и его операціяхъ; 2-е, культъ регенери-

') Lectures on the origin and Growth etc., нѣм. изд. Lpz. 1881.

a) lieber den ersten ägyptischen Götterkreis und seine geschichtlichmythologische Entstehung. 1851.

*) Gammelacgyptisk Religion. I—IV. 1883—85; Egyptian Religion. 1884.

4) Geschiedenis von den godsdienst in de oudheid, Eerste deel, Amsterdam, 1893; нѣм. пер. T. Gehrrich’a. 1895.

s) Tiele, op. eit., стр. 27 нѣмецц. изданія.

*) между прочимъ въ ст. Le livre des rnorts помѣіц. въ Le Musöon t. XIII. 1893 и друг. статьяхъ и сочипненіяхъ.

рующейся природы, который выражается въ почитаніи иѳи-фаллическихъ божествъ, богинь плодородія, цѣлаго ряда животныхъ и различныхъ вегетативныхъ божествъ; 3-е, концепція антропоморфическаго божества, жизнь котораго и въ этомъ мірѣ и «на томъ свѣтѣ» является образцомъ идеальной жизни человѣка; это божественное существо, безъ сомнѣнія, Озирисъ. Но, какъ признаетъ и самъ Wiedemann, тексты, дошедшіе до насъ и касающіеся египетской религіи — слишкомъ поздняго времени и мы находимъ въ нихъ всѣ эти три элемента перемѣшанными другъ съ другомъ; къ нимъ 'присоединялись еще и постороннія начала, такъ что совершенно невозможно опредѣлить, какой изъ нихъ древнѣе J). Такимъ образомъ Wiedemann отказывается реконструировать стройную, монистическую систему религіи, свести ее всю къ одной идеѣ. Противъ такого стремленія онъ горячо возставалъ въ своей книгѣ о религіи древняго Египта. «Мы должны, говоритъ онъ, идти въ нашемъ изслѣдованіи тѣмъ же самымъ путемъ, которымъ шли и египтяне, только въ обратномъ направленіи. Гдѣ они комбинировали, тамъ мы должны изолировать». Мы должны разлагать цѣлое на его составныя части, отдѣлять одинъ пластъ, одно наслоеніе отъ другого; .тогда только разъединенные элементы египетской религіи предстанутъ предъ нами въ полномъ свѣтѣ 2).

Въ этой тенденціи не синтезировать, а разлагать различ- * *)

0 Ср. Budge Egiption ideas of the future life, pp. 14—15.

*) Immer uud immer wieder istder Versuch gemacht worden, ein ägyptisches Religionssysten aufzustellen und damit den Aegyptern zu geben, was sie nie besessen haben. Alle die hier her gehörigen Arbeiten, mögen sie auch noch so geistreich sein, sind wissenschaftlich als verfehlt, zu betrachten... Ebensowenig, wie es möglich ist, ein solches allgemein gültiges System aufrustellen, lässt sich ein Urteil abgeheu über die älteste Form der ägyptischen Religion, uud beweisen, ob dieselbe monotheistisch war, wie man aus allgemeinen Gründen aunimmt, oder ob sie, wie von anderer Seite behauptet worden ist, auf Pantheismus, Polytheismus, Sterndienst, Ahnenkult oder noch andern Vorstellungen beruht... Das einzige, was die Religionswissenschaft für Aegytpcn bei dem jetzigen Stande unseres Wissens thun kann, ist, denselben Weg wieder einzuschlagen, den die Aegypter einst gi-gaugen sind, nur in umgekehrter Richtung. Wo sie combinierten, müssen wir isolieren. Auf Grund der texte muss man suchen, die einzelnen durcheinander laufenden Lehren zu entwirren und jede für sich darrustcllen um auf diese Weise die einzelnen steine loszulösen, aus denen sich das bunte Mosaikbild zusammensetr, welches der ägyptische Glaube au höhere Mächte darbietet. (A. Wiedemann Religion d. alten Aegypter, 1890. S. 3—4).

ные факторы религіи съ Wiedemann’омъ сходятся, вообще говоря, всѣ новѣйшіе ученые: Ermann ‘), Maspero 2 3), Pietschmann я) и Ed. Meyer 4).

Этой «молодой» школѣ мы вообще обязаны введеніемъ нѣкоторыхъ новыхъ точекъ зрѣнія и новыхъ методовъ изслѣдованія: такъ, она обратила вниманіе на важность изуче-

нія локальныхъ культовъ, выдвинула впередъ примитивную магію и попыталась разграничить египетскую ученую теологію отъ народной религіи и суевѣрія. Школѣ этой мы обязаны и окончательнымъ разрушеніемъ прежней теоріи, по которой зерномъ египетской религіи былъ монотеизмъ.

Дѣло въ томъ, что хотя дѣйствительно одною изъ мощныхъ тенденцій египетской религіи была именно склонность къ монотеизму, хотя эта тенденція и можетъ быть констатирована во всѣхъ почти важнѣйшихъ текстахъ отъ самыхъ раннихъ временъ вплоть до позднѣйшаго періода,—тѣмъ не менѣе подобная схема развитія религіозныхъ вѣрованій—отъ монотеизма къ политеизму—идетъ въ разрѣзъ съ современными взглядами на сущность культурно-историческаго процесса вообще и религіозной эволюціи въ особенности. Примитивный монотеизмъ предполагаетъ такую ступень культуры и столь высокое философское мышленіе, которыя не возможно допустить для древнѣйшей поры и египетской и всякой иной цивилизаціи.

Мы видѣли, что почти всѣ попытки монистической интерпретаціи египетской религіи — неудовлетворительны. Послѣ того, какъ въ наукѣ о религіи установилось антропологическое направленіе, основанное англійскими учеными и отчасти санкціонированное германскою наукою, зародыши всякой естественной религіи должны быть отыскиваемы не въ одной какой-нибудь антиципированной идеѣ или системѣ, а въ безконечномъ многообразіи факторовъ, лишь при помощи медленной эволюціи концентрирующихся въ стройной системѣ. Если въ настоящее время всѣ ученые (даже богословы) вслѣдъ за

'.) Aegypten und ägyptisches Leben im Alterthum 1885—87.

-j Статьи въ Revue de l’histoire des religions 1880—1890; собраны въ его Etudes de mythologie et d’archeologie egyptiennes I—II, 1893.

3) R. Pietschmann, Der ägyptische Fetischdienst und Gottcrglaube, Pro legomena zur ägyptischen Mythologie^ (Ztxhr f. Ethnol. 1878).

4) Gesch. des Alterthums I, 1884, Gesch. des alten Aegyptens 1887 (in Onken’s Allg. Gesch. in Einzel darstellungen).

Туіог’омъ выводятъ великія религіи цивилизованныхъ народовъ изъ примитивнаго анимизма (въ послѣднее время сюда присоединяютъ обыкновенно и грубые обряды первобытной магіи, шаманства), то и религія Египта должна подчиниться общей участи.

3. Египетская религія въ связи съ вопросами о происхожденіи египтянъ и о характерѣ природы Египта ’).

Вопросъ объ этнографическомъ и лингвистическомъ характерѣ египетскаго народа издавна составлялъ предметъ продолжительныхъ споровъ и болѣе или менѣе остроумныхъ догадокъ. Національный типъ Египта, совершенно лишенный характерныхъ чертъ негритянской расы, представляетъ громадное сходство съ бѣлыми племенами Европы и Передней Азіи. Tide 2), желая объяснить столь странныя на первый взглядъ комбинаціи различныхъ элементовъ въ египетской религіи — отъ совершенно примитивнаго фетишизма до высоко-культурныхъ представленій—предлагаетъ гипотезу сліянія двухъ расъ: племена кавказской расы, по его мнѣнію, вторглись изъ Азіатскаго материка въ предѣлы туземнаго негритянскаго населенія Африки іі, смѣшавшись съ ними, образовали египетскій народъ. ГІо предположенію Ed, Meyer'а, древніе египтяне вмѣстѣ съ ливійцами и нѣкоторыми нубійскими племенами составляютъ особую сѣвероафриканскую группу народовъ. Что касается языка египтянъ, то, хотя нѣкоторые прежніе ученые (напр. Peter ran Bohlen 3) и нѣкотор. друг.) привлекали къ сравненію съ нимъ санскритъ, однако почти всѣ позднѣйшіе изслѣдователи усматриваютъ въ египетскомъ языкѣ большое сходство съ семитическими нарѣчіями; именно, предполагаютъ, что какъ египетскій, такъ и семитическій языки отдѣлились отъ общей группы въ очень раннюю эпоху, когда ихъ грамматическая структура еще не завершила своего развитія; языкъ египтянъ, подвергшійся болѣе ранней обработкѣ, ocfa-

’) См. труды Jlrugsch’a: Die Aegyptologie 1891, Geschichte Aegyptens unter den Pharaonen 1877, Wiedemann’a Aeg. Gesell. I—II, 1884, Maspero Histoire ancienne des peuples de l’orient “classique I, 1895 и др. Ermann’а Aegypten und ägyptisches Leben im Altertum I—II 1885—88, Ed. Meyer’a, FL Petrie и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) С. P. Tei\e, Gescliiedenis, deutsche Ausgabe von G. Gehrict,!. S. 24, 27 f. 3) Das alte Indien, Königsberg, 1830, 2 B-de.

\

новился затѣмъ въ своемъ развитіи; семитическій же языкъ продолжалъ развиваться; родство ихъ такимъ образомъ очень отдаленное и возводится еще къ протосемитическому періоду ‘). Таково общераспространенное воззрѣніе 2).

Изслѣдователи исторіи Египта удѣляютъ обыкновенно много мѣста въ своихъ сочиненіяхъ предварительнымъ соображеніямъ о томъ, какое вліяніе оказала физическая природа Египта на характеръ народа, его религію и міросозерцаніе. Мы разсмотримъ вкратцѣ этотъ вопросъ.

■ч#рирода—одинъ изъ могущественнѣйшихъ факторовъ этнологической физіономіи—не давала египтянину богатаго матеріала для грандіозныхъ, яркихъ образовъ поэзіи и религіи; въ сравненіи съ фантастическими картинами индійской миѳологіи египетскіе образы блѣдны и сумрачны. По мѣткому выраженію Scherr'а—это игра тѣней въ полусвѣтѣ (Gesch. d. Religion В. II, S. 17).—Тамъ, гдѣ плодородіе страны и жизненные продукты ея жителей зависѣли не отъ небесныхъ водъ, a-отъ правильныхъ, закономѣрныхъ разливовъ чудной рѣки, этой великой водной дороги, соединяющей Сѣверъ съ Югомъ,— тамъ рѣчныя п солнечныя божества по справедливости будутъ пользоваться глубокимъ поклоненіемъ и картины загробнаго міра, миѳическая географія—должна служить отраженіемъ этихъ земныхъ отношеній :|). Періодичность въ явленіяхъ природы легла въ основаніе всего міросозерцанія египтянина: жизнь и смерть, ихъ взаимное чередованіе п трансформація— вотъ кардинальная идея египетской религіи. И нигдѣ въ древнемъ мірѣ это тяготѣніе къ таинственному будущему не было такъ развито, какъ въ Египтѣ.

Государство Египта образовалось путемъ сліянія множества отдѣльныхъ округовъ (номовъ), первоначально автоке- *)

*) Ср. Brugsch Religion u. Mytliol. d. alten Aegypter I. S. 46: „Das Aegyp-tisehe erscheint wie eine Schwestersprache, welche mitten auf dem Wege ihrer Entwickelung zum rein Semitischen stehen geblichen und gleichsam erstarrt ist, nach dem sie sich von den semitischen Schwestern in vorgisto-risclien Zeiten getrennt hatte“.

2) О родствѣ египетскаго яз. съ семитическимъ см. Bentey lieber das Verhältnis« d. aegypt. Sprache zum semitischen Sprachstamm, Lpz. 1884; Sclnvartre Das alte Aegypten I, 2 S. 2003 ff. E. de Rouge, Recherches sur les monuments pp. 2 — 4, Maspero, Memoires de la Soeiete de Linguistique de Paris t. II, pp. 1—8, Renan Histoire generale et Systeme des langues Semi-tiques I. Gommcl, Die semitischen Völker u. Sprachen I. S. 94 ff. 439 ff.

3) 'Fiele, op. eit. S. 22 f.

фалыіыхъ. Параллельно съ этимъ политическимъ процессомъ объединенія шло и религіозное развитіе: египетская религія выросла изъ сліянія отдѣльныхъ, локальныхъ культовъ.

4. Методъ изложенія предмета.

Мы не можемъ, за недостаткомъ времени, входить въ разсмотрѣніе общеисторическихъ судебъ загадочной страны Пирамидъ и въ изслѣдованіе такихъ весьма интересныхъ вопросовъ, какъ египетская хронологія '), языкъ, письмена и т. д. Мы обратимся непосредственно къ изложенію египетской религіи. Выше было уже упомянуто, что въ наукѣ все болѣе и болѣе укореняется взглядъ на религію египтянъ, какъ на результатъ постепеннаго развитія. И лейденскій профессоръ С. Р. Тіеіе 2), этотъ лучшій представитель университетской науки о религіи въ послѣднее время (у 1902), далъ въ своей Geschiedenis von den godsdienst in de oudheid связную нсто-

') Лучше всего метода „der Minimaidaten“ (Ed. Meyer).

'-) Cornelius Petrus Тіеіе род. 16 декабря н. ст. 1830 г. въ Лейденѣ, учился въ тамошней гимназіи, затѣмъ въ Амстердамскомъ Атенеумѣ; уже здѣсь зародился въ его душѣ глубокій интересъ къ такъ назыв.-„Theologia naturalis“, которая, въ противоположность „Христіанскому Богословію“, обнимала религіи, обыкновенно считающіяся не богооткровенными; тогда же мелькнула у него мысль реформировать эту устарѣ-лую схоластическую дисциплину, приложивъ къ ней новые, болѣе широкіе методы изслѣдованія и возвысить этимъ ее до положенія самостоятельной науки. Въ продолженіе трехъ лѣтъ, которыя онъ провелъ въ сельскомъ уединеніи на первомъ своемъ пасторатѣ въ Моордрехтѣ (1853— 1856), онъ усердно продолжалъ свои начатыя въ Амстердамѣ занятія, обратившись прежде всего къ изученію источниковъ религій Востока: тутъ ему оказали большую помощь его лингвистическія способности. Назначенный въ 1856 г. на самый большой ремонстрантскій приходъ въ Роттердамѣ, онъ продолжалъ изученіе языковъ, религіи и культуры Востока и вскорѣ сдѣлался общепризнаннымъ авторитетомъ въ этой области. Столь интенсивная научная работа, конечно, рано побудила его»и Къ писательской дѣятельности. Въ теченіе обоихъ десятилѣтій его пасторской службы имъ были изданы слѣдующіе труды: Бе godsdienst von Zarathustra (1864), Vergelijkende geschiedenis der Egyptische en Meso-potamische godsdiensten (1869—72). Въ 1873 г. Тіеіе былъ назначенъ преподавателемъ въ ремонстратской теологической семинаріи въ Лейденѣ и 13-го февраля сего года прочелъ въ Большомъ залѣ Лейденскаго университета свою вступительную рѣчь о положеніи религій дикихъ народовъ въ сравнительномъ изученіи религій (De plaats van de godsdiensten der Natnurvolken in de vergelijkende godsdienst wetenschap 1873) и спустя

рію египетской религіи; но его реконструкція смѣла, хотя и прекрасна. Здѣсь можно указать лишь наиболѣе выдающіеся моменты религіозной эволюціи Египта. Этому будетъ посвящена заключительная глава пашего сочиненія.—Нынѣ врядъ ли было бы іЯІоевременнымъ пытаться начертить полную н связную картину развитія религіозныхъ воззрѣній Египта. Еще слишкомъ мало матеріала; теологическая спекуляція затемнила многіе образы л обряды; къ разработкѣ мѣстныхъ культовъ п фольклора еще и не приступали; самый методъ народился лишь недавно. Широкія концепціи прежней пауки должны быть отброшены въ сторопѵ; нужна спеціализація и раздѣленіе труда; долгое, внимательное изслѣдованіе деталей—вотъ единственный' путь нашей науки. И, хотя обобщенія—задача всякой науки, мы смѣло можемч. воскликнуть вмѣстѣ съ зна-мепит. франц. историкомъ Фюстель де Куланжемъ: «Pour un jour de Synthese il faut los annees d’analyse».

E. Катаровъ.

нѣсколько лѣтъ составилъ въ сжатой, ясной формѣ первое научное изложеніе исторіи религій: Geschiedenis van den godsdienst toi aan de hecrs-ehappij der wereld godsdiensten 1876 (по нѣм. Kompeudium 18801, 1887-, 19033; переведено на многіе яз.). Въ 1877 г. Тіеіе былъ приглашенъ на учрежденную тогда въ Лейденскомъ университетѣ каѳедру общей исторіи религій и Ю окт. сего года прочелъ вступительную лекцію о значеніи ассиріологіи для сравнит. науки о религіяхъ (De vraclit der Assyrio-logie voor de vergeh geschied. der godsdiensten 1877); свои лекціи въ семинаріи онъ продолжалъ до самой смерти. Въ 1886—88 г. вышла его Babylonisch—assyrische Geschichte въ 2-хъ ч., въ 1891—93 появилась его Geschiedeuis van den godsdienst in de oudheid tot op Alexander den Groote— книга, на которую мы такъ часто ссылаемся. Въ 1896 и 98 it. Tide приглашенъ былъ прочесть рядъ лекцій въ Эдинбургскомъ университ етѣ. которыя были имъ изданы впослѣдствіи. Въ 1895—1902 г. выпущенъ былъ 2-й томъ его Исторіи религіи въ древности. Свою собственную систему религіозной философіи онъ вкратцѣ изложилъ въ небольшой книгѣ: Hoofdrekken der godsdienstwefonsehap 1901. Это была его лебединая пѣснь. Еще въ 1900 г. Тіеіе, которому минуло тогда уже 70 лѣтъ, сложилъ съ себя званіе ректора Лейденскаго университета и простился съ тѣмъ храмомъ науки, который въ теченіе 13 л. считалъ его съ гордостью въ числѣ лучшихъ своихъ дѣятелей. Онъ скончался 11-го января 1902 г. Это была высоко благородная натура, богато одаренная и многосторонне развитая; какъ высокъ былъ его научный авторитетъ, видно изъ того, что когда въ сентябрѣ 1900 г. въ Парижѣ открылся 1-ый международный конгрессъ историковъ религій, почетными президентами его были избраны С. Р. Тіеіе и Max Müller, оба впрочемъ принужденные отказаться отъ присутствія на конгрессѣ вслѣдствіе болѣзни.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.