Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ СОБЫТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Печерица Елена Васильевна, Хорева Любовь Викторовна

В статье анализируются современные концепции, описывающие религиозный туризм,в том числе паломнический, исторический, культурный, трансформационный и т.д., и рассматриваются практики использования духовного потенциала и ресурса «религиозной событийности» для развития туристских дестинаций и увеличения туристского потока. В статье представлен обзор публикаций по тематике «религиозный и паломнический туризм», выполненный на основе обобщения взглядов российских и зарубежных исследователей. В результате поэтапного анализа авторами были выделены основные подходы к формированию понятия «религиозный туризм», систематизированы причины выбора путешественниками паломнического или религиозного туризма, а также определены наиболее часто используемые подходы к изучению туристского паломничества и религиозного туризма: антропологический и экономический. В заключение представлены рекомендации по развитию паломнического и религиозного туризма в туристских дестинациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Печерица Елена Васильевна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOURISM IN THE SYSTEM OF MODERN CONCEPTUAL APPROACHES AND SOCIAL PRACTICES

In the article, the authors analyze modern concepts describing religious tourism, including pilgrimage,historical, cultural, transformational, etc. and examines the practice ofusing the spiritual potential and the resourceof "religious eventfulness" for the development of tourist destinations and increasing the tourist flow. The articlepresents a review ofpublications on the subject of "religious and pilgrimage tourism", made on the basis of a generalization of the views of Russian and foreign researchers. As a result of a phased analysis, the authors identifiedthe main approaches to the formation of the concept of "religious tourism", systematized the reasons for choosing pilgrimage or religious tourism by travelers, and identified the most commonly used approaches to the study oftourist pilgrimage and religious tourism: anthropological and economic. In conclusion, recommendations were presentedfor the development of pilgrimage and religious tourism in tourist destinations.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК»

Кучумов А.В., Печерица Е.В., Хорева Л.В.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК

Аннотация. В статье анализируются современные концепции, описывающие религиозный туризм, в том числе паломнический, исторический, культурный, трансформационный и т.д., и рассматриваются практики использования духовного потенциала и ресурса «религиозной событийности» для развития туристских дестинаций и увеличения туристского потока. В статье представлен обзор публикаций по тематике «религиозный и паломнический туризм», выполненный на основе обобщения взглядов российских и зарубежных исследователей. В результате поэтапного анализа авторами были выделены основные подходы к формированию понятия «религиозный туризм», систематизированы причины выбора путешественниками паломнического или религиозного туризма, а также определены наиболее часто используемые подходы к изучению туристского паломничества и религиозного туризма: антропологический и экономический. В заключение представлены рекомендации по развитию паломнического и религиозного туризма в туристских дестинациях.

Ключевые слова. Туризм, религиозный туризм, паломнический туризм, туристская дестинация, аутентичные ресурсы, религиозные события.

Kuchumov A.V., Pecheritsa E.V., Khoreva L.V.

RELIGIOUS TOURISM IN THE SYSTEM OF MODERN CONCEPTUAL APPROACHES AND SOCIAL PRACTICES

Abstract. In the article, the authors analyze modern concepts describing religious tourism, including pilgrimage, historical, cultural, transformational, etc. and examines the practice ofusing the spiritual potential and the resource of "religious eventfulness" for the development of tourist destinations and increasing the tourist flow. The article presents a review ofpublications on the subject of "religious and pilgrimage tourism", made on the basis of a generalization of the views ofRussian and foreign researchers. As a result of a phased analysis, the authors identified the main approaches to the formation of the concept of "religious tourism", systematized the reasons for choosing pilgrimage or religious tourism by travelers, and identified the most commonly used approaches to the study of tourist pilgrimage and religious tourism: anthropological and economic. In conclusion, recommendations were presentedfor the development of pilgrimage and religious tourism in tourist destinations.

Keywords. Tourism, religious tourism, pilgrimage tourism, tourist destination, authentic resources, religious events.

ГРНТИ 06.71.57 EDN NTVBHP

© Кучумов А.В., Печерица Е.В., Хорева Л.В., 2023

Артур Викторович Кучумов - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Елена Васильевна Печерица - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Любовь Викторовна Хорева - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Хорева Л.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 9216300532. Е-mail: luhor@inbox.ru. Статья поступила в редакцию 05.06.2023.

Введение

Религиозный туризм и паломничество можно считать первым видом туристской мобильности, возникшей тысячи лет назад. И хотя современные практики туризма считаются относительно новым явлением, его истоки явно уходят корнями в вековую практику паломничества. Действительно, развитие туризма трудно понять без осмысления практики паломничества в древние времена. Явление паломнического туризма и взаимосвязь между двумя видами мобильности претерпели значительные изменения за последние несколько десятилетий, и все еще находятся в процессе непрерывного преобразования.

В последние несколько десятилетий непрерывно происходит трансформация феномена паломничества. Сегодня многие схожие сегменты, в частности религиозный туризм, духовный туризм, исторический туризм, «темный туризм» и светское паломничество, зачастую отождествляются с паломничеством как таковым, то есть мобильностью в поисках смысла, которая содержит элемент трансформации, часто глубокой и продолжительной (как оно рассматривалось на заре человечества и на протяжении тысячелетий). Целью исследования является рассмотрение концептуальных основ и социально-культурной среды религиозного туризма и «сопредельных» видов туристской и паломнической активности.

Материалы и методы

Процесс исследования был выполнен в несколько этапов: выбор цели исследования; выбор баз данных для поиска литературы; выбор и анализ качества и содержания литературных источников.

Первым этапом был выбор цели исследования - рассмотрение концептуальных основ социально-культурной среды религиозного туризма.

На втором этапе были выбраны базы данных для поиска соответствующей литературы. В итоге было решено остановиться на изучении статей из российского перечня рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов, и статей из рецензируемых зарубежных журналов. В связи с тем, что тема паломничества рассматривалась учеными уже достаточно давно, был определен временной интервал с 1968 по 2023 гг. для научной литературы из таких баз данных, как, Elibrary (если доступ к тексту публикации открыт и журнал входит в перечень рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК), emerald.com, sciencedirect.com, academia.edu и researchgate.net для анализа публикаций на английском языке (использовались также в основном публикации с открытым доступом, если же нужная статья оказывалась в закрытом доступе, приходилось использовать простой поиск Google). Подбор литературы осуществлялся на основе ключевых словосочетаний «религиозный туризм» и «паломнический туризм».

На третьем этапе из 79 публикаций было оставлено 29, а остальные были исключены, так как было решено, что в них не содержится интересующая нас информация о социально-культурной среде религиозного туризма. После чего была проведена критическая оценка литературы. Были выделены причины выбора путешественниками паломнического или религиозного туризма, а также 2 основных подхода к рассмотрению туристического паломничества как туристической деятельности - антропологический и экономический. Также был сделан вывод о том, что существует только один фактор, отличающий туриста от паломника - это соответствующая религиозная принадлежность туриста или ее отсутствие.

Результаты и их обсуждение

Религия и туризм тесно связаны друг с другом. Многие путешественники совершают религиозные путешествия, в том числе внутренние и международные. По данным [1], около 330 млн человек отправляются в путешествие к святым местам, а усиление глобализации придало ускорение развитию религиозного туризма в мире [2]. Религиозный туризм можно охарактеризовать следующим образом: это особая туристская деятельность, ориентированная на религиозную культуру, с помощью специфической социально-культурной среды, она относится к таким особым видам деятельности, как богослужение, исследования в данной сфере, экскурсионная и культурная активность религиозных последователей и туристов-мирян [3]. Религиозный туризм - один из древнейших видов туризма, который практикуется хранителями веры с момента возникновения религии. Это тип туризма, обусловленный исключительно или в значительной степени религиозными мотивами [4].

Многие туристы отправляются в путешествие в рамках потребности реализации своего особого отношения к Богу, или в поисках осмысления действительности, или посещают религиозные мероприятия

как обязательную часть религиозной традиции, или с целью познавательной активности. Причин религиозного туризма можно назвать множество. Например, молитвы за себя или своих близких, обретение мира и духовного просветления, посещение святых мест с различными духовными целями или для расширения кругозора. Путешественники обычно совершают такие туры в поисках покоя, безмятежности, самосовершенствования и «личной аутентичности» [5].

Паломничества как теоретической концепции, практически не существовало до 1990-х гг. Корни исследований о религиозном туризме и паломничестве восходят к концепциям и теориям, разработанным в основном социологами и антропологами, которые были представлены в научной литературе в 1970-1990-е гг. и были сосредоточены на изучении «опыта посетителя» и психосоциальной динамике, которые связаны с различными видами туризма, включая паломничество [6; 7].

К фундаментальным социальным идеям, которые фигурировали в изучении паломничества в конце двадцатого века, можно отнести: «ритуальный процесс» [8]; святое место как центр мира [9]; «лими-нальность», переходный этап между двумя установленными социальными статусами; «коммунитас», особый вид групповой динамики, характерный для собраний паломников [8]; туризм как поиск «аутентичного», представляющий паломничество современного человека [10]; туризм как «священное путешествие» [11]; пять основных способов туристского опыта, основанных на месте и значении данного опыта в общем мировоззрении туриста [7].

В 1990-2000-е гг. в поле исследований паломничества были включены новые идеи и концепции, в том числе континуум путешествий от «паломника как религиозного путешественника» до «туриста» как отдыхающего [12]; неоднородность паломничества и паломничества как арены для конкурирующих религиозных и светских дискурсов [13]; два различных типа центров паломничества - формальные и популярные [6]; сложные отношения между паломничеством и туризмом, сходства и различия между туристом и паломником [14; 15]; отношения между религией, паломничеством и туризмом [16] и различия между ними [17].

Начиная с 2010-х годов определение «паломничество» как научной дефиниции стало учитывать и традиционные религиозные и светские путешествия, поскольку исследователи начали обсуждать современные идеи паломничества в контексте светских практик, а не религиозных мотивов и действий. Как показывают современные исследования, все больше туристов ищут разнообразные впечатления, в том числе новые знания, духовные и физические ощущения, эмоциональные открытия. Ученые накопили новые знания о светских местах паломничества и светских аспектах паломнических исследований [18].

В современной литературе паломничество понимается как целостное явление с религиозными и социальными основаниями [19], охватывающее туристские дестинации, которые могут существовать и развиваться как в конфессиональном, так и в светском контекстах. Представляется, что паломничество в настоящее время находится в стадии возрождения, а также в процессе утраты некоторых уникальных религиозных атрибутов, составлявших первоначальную основу его идентичности как отдельного вида туризма, при этом одновременно развивает новые идентичности, такие как светское паломничество, религиозный туризм, церковный туризм и трансформационный туризм [20].

В настоящее время многие паломники заняты поисками мистического или магического религиозного опыта - момента, когда они переживают что-то необычное, знаменующее переход от приземленного обыденного мира их повседневного существования к особому и священному эмоциональному состоянию. Эти переживания можно охарактеризовать как трансформацию, просветление и события, изменяющие жизнь или сознание отдельного человека или группы людей [21; 22]. За последние несколько лет появились новые идентичности и концепции, такие как «темный туризм», духовный туризм и другие сегменты рынка, и ряд источников отмечает растущий интерес к туризму, ориентированному на смерть, катастрофу и ужас [23].

В современной литературе становится все труднее проводить различие между религиозными паломниками, светскими паломниками, темными туристами, историческими туристами и паломничеством, поскольку все они признаются частью растущего феномена туристского интереса к местам, которые добавляют смысл жизни [24; 25]. В современном мире понятие паломничества явно эволюционирует. Традиционные центры паломничества (см. табл.) привлекают больше посетителей, чем когда-либо прежде, но наряду с этим продолжают появляться новые центры паломничества, а также новые концепции паломнического туризма.

Практики паломничества в современном мире можно увидеть во многих сегментах туризма, когда люди путешествуют по «духовным дестинациям» в поисках глубокой и устойчивой трансформации. Главный аргумент заключается в том, что концепция паломничества возрождается благодаря туризму с новой идентичностью, выходящей за узкие рамки религиозного и/или духовного туризма или посещения официальных религиозных или светских мероприятий. Можно выделить три основных элемента, которые формируют связь между паломничеством и современным туризмом: смысл, ритуал и трансформация. Основная цель религиозного туризма - поклонение религиозным святыням; тем не менее, есть и другие причины, по которым путешественники выбирают этот вид туризма. Такими причинами, например, могут являться: благодарность и исповедь, духовное спасение и просветление, посещение религиозных событий, общение с другими верующими и пр.

Таблица

Наиболее посещаемые центры религиозного туризма в мире

Местоположение, религия Характеристика Количество посетителей

Мекка, Саудовская Аравия Ислам Для ислама Мекка является священным городом. Святость Мекки связана с тем, что она была местом рождения пророка Мухаммеда В среднем 13 млн чел. посещают Мекку каждый год, и почти все они - мусульмане

Ватикан, Италия Католицизм Город представляет собой независимый город-государство, расположенный в центре Рима. Духовный центр католической церкви. Собор Святого Петра является центром как для осмотра достопримечательностей, так и для поклонения. Многие верующие считают его самой святой из католических святынь Ежегодно Ватикан в Италии посещают почти 4,2 млн чел.

Храм Каши Вишванатх, Варанаси, Индия, Индуизм Храм считается одним из самых известных в индуистской религии. Храм следует философии Шайвы, метафизической концепции высшего существа, известного как Брахман Храм, являющийся центром религиозного туризма, ежегодно привлекает более 22 млн чел., то есть в среднем 3 тыс. чел. в день

Стена Плача, Иерусалим, Израиль, Иудаизм, Ислам Западная стена, также известная как «Стена плача» или «Котел», является самым религиозным местом в мире для еврейского народа. Расположенная в Старом городе Иерусалима, она является последней оставшейся внешней стеной древнего еврейского храма и невероятно важным местом современной истории Израиля. Тысячи людей всех вероисповеданий ежегодно приходят к стене, чтобы посетить ее и прочитать молитвы. Традиционно эти молитвы либо произносятся, либо записываются и помещаются в трещины в стене. Стена разделена на две секции, одна из них предназначена для мужчин, а другая - для женщин Более 11 млн туристов и паломников в год

Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция Католицизм Собор Парижской Богоматери, именуемый Нотр-Дам-де-Пари («Богоматерь Парижская») или просто Нотр-Дам, стоит как свидетельство истории и веры в восточной части Иль-де-ла-Сите, острова на реке Сена в Париже. Этот знаменитый католический собор славится своей готической архитектурой. Построенный между 12 и 14 веками, Нотр-Дам-де-Пари стал свидетелем бесчисленных исторических событий, войн и революций. Захватывающие дух витражи собора, искусная резьба по камню и парящие шпили, достигающие высоты более 100 метров, покорили миллионы людей во всем мире. В соборе Нотр-Дам-де-Пари также хранятся многочисленные важные религиозные и исторические артефакты, такие как терновый венец, который, как полагают, носил Иисус Христос во время его распятия По оценкам, ежегодно Нотр-Дам посещают 13,7 млн чел.

Окончание табл.

Местоположение, религия Характеристика Количество посетителей

Базилика Богоматери Гва-делупской, Мехико, Мексика, Католицизм С созданием храма связана одна древняя легенда. Предположительно, еще в 1531 г. местному жителю по имени Хуан Диего было видение у подножия холма Тепеяк. Богородица пришла к нему в образе смуглой женщины и повелела воздвигнуть на этом месте собор. Археологи утверждают, что до испанского вторжения на месте храма находилось древнее святилище ацтеков. Здесь они приносили жертвы Тонанцин, богине-матери ацтеков. Как будто местные жители продолжали поклоняться собственной языческой покровительнице в только что отстроенном соборе Около 20 млн туристов в год

Храм Сэнсо-дзи, Токио, Япония, Буддизм Храм религиозного туризма является обязательным местом посещения для любого путешественника, посещающего Токио. Построен в 628 году нашей эры. Храм является популярным местом во время празднования Нового года и других особых случаев Храм Сэнсо-дзи в Японии ежегодно посещают более 30 млн чел.

Золотой храм, Амритсар, Индия, Сикхизм Храм ежедневно проводит обряды и привлекает толпы паломников и посетителей. Обычно здесь кормят примерно 40 тыс. человек в день бесплатно. Но на религиозные праздники и выходные, лян-гар (так называется кухня) может накормить свыше 100 тыс. человек за день Более 150 тыс. чел. ежедневно посещают святыню для поклонения. Около 55 млн чел. в год

Храм Гроба Господня, Иерусалим Христианство В церкви, согласно традициям, восходящим как минимум к четвертому веку, находятся два самых святых места в христианстве: место, где был распят Иисус из Назарета (место, известное как «Голгофа»), и пустая гробница Иисуса, где он был похоронен и воскрес (место воскресения Христа, отсюда и ее первоначальное греческое название - Церковь Анастасия, т.е. «Воскресение»). Нынешняя церковь Гроба Господня в первую очередь является результатом более ранних реставраций XI и XII веков, которые включали в себя незначительные следы более ранних этапов строительства, а также некоторые недавние дополнения и модификации, сделанные как внутри комплекса, так и снаружи Ежегодно сотни тысячи паломников посещают храм. Наибольший наплыв посетителей наблюдается во время Страстной недели, предшествующей пасхальному воскресенью

Составлено авторами на основе открытых данных.

По сути, рассматривать паломников как «путешественников, ищущих духовного просветления», а туристов как «путешественников, ищущих гедонизма», - очень поверхностный взгляд на постмодернистский мир. В работе [7] указано, что не существует общего типа туриста в современном мире. Автор утверждает, что разные люди могут желать различного туристского опыта. Учитывая это, Коэн разработал типологию видов туризма, выделив пять позиций: рекреационный, диверсионный, опытный, экспериментальный и экзистенциальный. Важно признать, что Коэн предвосхитил идею постмодернизма, отметив, что любой отдельный турист может испытать более одного вида туристского опыта за одну поездку [7].

Источником термина «паломник» является латинское слово «незнакомец», и оно было придумано в конце XI века. Источник термина «турист» происходит от латинского слова, обозначающего человека, совершающего путешествие, и оно было придумано примерно 800 лет спустя. Большая часть литературы, в которой анализируется туристское паломничество как туристская деятельность, рассматривала его либо с антропологической, либо с экономической точек зрения.

Антропологический подход нацелен на анализ отношений между паломничеством и туризмом с точки зрения отдельного человека и того, как его воспринимает общество. Многие исследователи, использующие этот подход, пытаются установить критерии, позволяющие различать паломников и туристов. Почти все они приходят к выводу, что в некоторых случаях демаркационных линий между туристами и паломниками не существует, поэтому они неразличимы, особенно с точки зрения туристского бизнеса и инфраструктуры гостеприимства.

Антропологи рассматривают паломника и туриста как два разных типа путешественников, которые ищут различающиеся выгоды от путешествий. Паломник стремится обрести чувство принадлежности

к религиозному или духовному наследию, в то время как турист путешествует в рекреационных целях. В некоторых случаях мотивы туриста, хотя и светские, могут быть такими же убедительными и духовными, как мотивы паломника. С точки зрения индустрии туризма нет никакой разницы между туристом и паломником. Отсутствие демаркационных линий между паломниками и туристами хорошо объясняется в работе [12]. Вместо разделения туристов и паломников на две различные группы в указанной работе паломнический туризм рассматривается как континуум путешествий.

В другой части исследовательской литературы, посвящённой изучению паломничества, акцент сделан на экономическом подходе, в рамках которого паломничество рассматривается в контексте туристской индустрии. Это относится к мирскому, бытовому аспекту паломничества, который рассматривается с точки зрения экономической выгоды. Здесь можно выделить две категории туристов: во-первых, туристы, основной мотивацией которых является переживание религиозного опыта; во-вторых, категория туристов, гораздо более многочисленная и с большим экономическим потенциалом - это туристы, которые интересуются религиозным наследием, при этом подчеркивается, что рынок религиозного туризма обладает гораздо большим экономическим потенциалом, чем сегмент рынка паломничества. У религиозного туризма есть особый мультпликативный эффект: продажа религиозных сувениров, которая может приносить значительные доходы, как это происходит в Италии, Испании или во Франции. Поэтому религиозный туризм можно рассматривать как стабильный бизнес, а также как рычаг для усиления местной экономики, в том числе для решения проблемы безработицы [26].

В управлении религиозным туризмом отмечаются многочисленные проблемы в связи с тем, что большинство религиозных объектов принадлежат известным религиозным организациям, при этом потребности верующих и светских посетителей должны быть сбалансированы. Например, мечети являются центрами притяжения, прежде всего, для приверженцев ислама, но их посещают как мусульмане, так и люди, не исповедующие ислам. Большинство мусульманских стран, особенно входящие в Организацию исламского сотрудничества, приветствуют туризм, особенно религиозный. Однако они проводят различие между паломничеством (наиболее известным вариантом которого является хадж), и некоторыми другими формами религиозного туризма. Точно так же в православных церквях, несмотря на то что светские туристы приносят ощутимый доход, покупая свечи, сувениры и украшения из золота и серебра, а также иконы, можно столкнуться с тем фактом, что в церковь могут не пустить женщин без головных уборов или в брюках.

Каждый год миллионы туристов путешествуют по миру по религиозным соображениям, активизируя многомиллиардный бизнес, который продолжает расти. Как часть культурного наследия, религия представляет собой ключевой ресурс для местного развития и, таким образом, привлекает все большее внимание исследователей. Культурное наследие и религия были признаны основными ресурсами для туристских направлений. Местное предпринимательство и местное развитие часто возникают в результате социокультурных и ритуальных обменов, а также распространения знаний о религиозных обрядах среди представителей коренных народов и паломников. В этом отношении религиозный туризм представляет собой форму культурного туризма: люди, которые посещают религиозные дестинации, обычно ищут впечатлений, которые могут удовлетворить их потребность в духовности, в то же время придерживаясь стремления современных туристов к культурному и эмоциональному обогащению.

Религиозный туризм представляет собой сегодня одну из наиболее практикуемых форм культурного туризма. Религиозные обряды являются важным аспектом такого туризма и включают посещение святых мест, что, как правило, предполагает посещение древних паломнических маршрутов, знакомство с местной культурой и, возможно, установление отношений с местными конфессиональными сообществами. Некоторые авторы утверждают, что концепция паломничества теперь отражает парадигму коммодифицированного обряда, связанного с коммерциализацией религиозного туризма и аутентичного опыта [27; 28; 29]. Однако разница между паломником и туристом заключается в значении, которое они придают пережитому опыту: паломники более тесно вовлечены и заинтересованы в священных обрядах, религиозных посланиях, просветлении, тогда как туристы проявляют больший интерес к коммерческим, эстетическим и эмоциональным аспектам.

Почти все религии придают большое значение своим обрядам. Для христианства - это Рождество и Пасха (и предшествовавшая ей Страстная неделя), которые являются одними из важнейших событий и основой для религиозных событий по всему миру. Во время Страстной недели во многих городах мира члены мирских религиозных братств принимают участие в уличных шествиях (долгих паломнических

обрядах) в память Страстей Христовых. В Европе эти шествия в основном происходят в Испании (в таких городах, как Севилья, Толедо, Мадрид и Гранада) и в Южной Италии.

Такие обряды на Страстной неделе неизменно привлекают множество туристов из-за актуальности этого события в христианской религии. Будучи наиболее важным традиционным христианским праздником во многих частях мира, он приносить доход и обеспечивает рабочие места, поддерживает традиционные отрасли промышленности и сферы услуг, сохраняет культурное наследие и улучшает в целом имидж туристической дестинации. С точки зрения туристского маркетинга продвижение религиозных событий, таких как Страстная неделя, может не только принести доход тем, кто в них участвует, но и способствовать развитию туристских дестинаций и защите их культурного наследия и самобытности. Это особенно актуально в наши дни, поскольку специалисты рассматривают новые стратегии охраны, защиты и управления религиозным наследием, его традициями и обрядами, чтобы способствовать развитию туристских дестинаций.

Заключение

Наше исследование показывает, что существуют мотивы, которые могут формировать опыт туристов на базе приобщения к религиозным практикам и культуре духовности. Культурное религиозное наследие может быть превращено в общее достояние, приносящее не только духовную пользу резидентам и туристам, но и приращение социально-экономической ценности туристских дестинаций. Религиозный туризм может использовать местные ресурсы (например, священные места) для привлечения туристов, которые хотят приобщиться к традициям и культуре туристской дестинации, что может помочь сохранить культуру и жизнеспособность территории. Важно при этом делать упор на аутентичных ресурсах конкретной дестинации, таких как культура, история, традиции, обычаи, верования, которые отражают чувство принадлежности, ритуальность, сопричастность и эмоциональность. Продвижение многих де-стинаций на базе их религиозного событийного потенциала может быть направлено не только на верующих и паломников, но и на прочие категории туристов, путешествующих с целью получения знаний об истории и культуре, традициях и верованиях, светских и духовных практиках людей, проживающих в дестинации и исповедующих различные религии, что является важным инструментом гармонизации отношений между народами и странами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Религиозный туризм: рынки недвижимости в святых местах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tranio.ru/articles/religiozny-turizm-rynki-nedvizhimosti-v-svyatykh-mestakh (дата обращения 15.04.2023).

2. IjazA. Types of Religious Tourism // Global Development of Religious Tourism. 2021. P. 13.

3. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

4. Amaro S., AntunesA., Henriques C. A closer look at Santiago de Compostela's pilgrims through the lens of motivations // Tourism Management. 2018. Vol. 64. P. 271-280.

5. Noga C.R., Geoffrey W. Tourism and Religion: Spiritual Journeys and Their Consequences // The Changing World Religion Map: Sacred Places, Identities, Practices and Politics. NY: Springer, 2015. Vol. 2. P. 689-707.

6. Cohen E. Pilgrimage centers: concentric and excentric // Annals of Tourism Research. 1992. Vol. 19. № 1. P. 33-50.

7. Cohen E. Anthropology of tourism // Journal of Retailing and Consumer Services. 1996. Vol. 5.

8. Turner V., Turner E. Image and Pilgrimage in Christian Culture. NY: Colombia University Press, 1995.

9. Eliade М., Partin H.B. Crisis and Renewal in History of Religions // History of Religions. 1965. Vol. 5 (1). P. 1-17.

10. MacCannell D. Staged authenticity: arrangements of social space in tourist settings // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 793. P. 589-603.

11. Graburn N. Tourism: The Sacred Journeyю 1977.

12. Smith V.L. Introduction: the quest in guest // Annals of Tourism Research. 1992. Vol. 19 (1). P. 1-17.

13. Stewart C., Eade J., Sallnow M. Contesting the Sacred: The Anthropology of Christian Pilgrimage // Journal for the Scientific Study of Religion. 1992. Vol. 31 (3). P. 390.

14. Digance J. Pilgrimage at contested sites // Annals of Tourism Research. 2003. Vol. 30. № 1. P. 143-159.

15. Shinde K.A. Religious tourism and religious tolerance: insights from pilgrimage sites in India // Tourism Review. 2015. Vol. 70. № 3. P. 179-196.

16. Timothy D.J., Olsen D.H. Tourism, Religion and Spiritual Journeys. NY., 2006.

17. Collins-Kreiner N. Researching pilgrimage: continuity and transformations // Annals of Tourism Research. 2010. Vol. 37. № 2. P. 440-456.

18. Hyde K.F., Harman S. Motives for a secular pilgrimage to the gallipoli battlefields // Tourism Management. 2011. Vol. 32. № 6. P. 1343-1351.

19. Collins-Kreiner N. Life cycle of concepts: the case of pilgrimage tourism // Tourism Geographies. 2016. Vol. 18. № 3. P. 322-334.

20. Kiely T. Tapping into mammon: stakeholder perspectives on developing church tourism in Dublin's liberties // Tourism Review. 2013. Vol. 68. № 2. P. 31-43.

21. Ильина А.Ю. Странничество как социокультурный феномен русской культуры // Общество: философия, история, культура. 2019. № 4 (60). С. 23-26.

22. LiutikasD. In search of miracles: pilgrimage to the miraculous places // Tourism Review. 2015. Vol. 70. № 3. P. 197213.

23. Stone P., Sharpley R. Consuming dark tourism: a thanatolological perspective // Annals of Tourism Research. 2012. Vol. 35. № 2. P. 574-595.

24. Collins-Kreiner N. Pilgrimage tourism-past, present and future rejuvenation: a perspective article // Tourism Review. 2020. Vol. 75. № 1. P. 145-148.

25. Кучумов А.В., Печерица Е.В. Управление развитием устойчивого туризма: социальные аспекты // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 1. С. 111-122.

26. Fleischer А. The tourist behind the pilgrim in the Holy Land // International Journal of Hospitality Management. 2000. Vol. 19. Iss. 3. Р. 311-326.

27. Nilsson M., TesfahuneyM. Performing the «post-secular» in Santiago de Compostela // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 57. P. 18-30.

28. Polus R., Carr N., Walters T. Correction to: Conceptualizing the Changing Faces of Pilgrimage Through Contemporary Tourism // Sociol Leis. 2022. Vol. 5. P. 505-506.

29. Sestino A., Pino G., Guido G. The effect of fervid attachment to religious rites on tourism: evidence from the Holy Week in Southern Italy // Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development. 2023. Vol. 13. № 2. P. 201-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.