УДК 2 (09)
О. А. АМЕЛИНА
Московская современная гуманитарная академия
РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕСУРС
РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ_
Все основные религии мира имеют свою историю и являются частью культуры народа или группы народов. Как и культура, религия эволюционирует. Обращение современной России к обрядовой форме христианства малопривлекательно для дееспособного населения. Церковь не обозначила свои позиции к реалиям социального переустройства общества, не исполняет функции совести народа. В исламских республиках сознательно распространяются религиозные положения средневекового ислама.
Основанием для подготовки настоящей работы послужили, по меньшей мере, три обстоятельства.
Во-первых: аудиторное и внеаудиторное общение с учащейся молодежью возрастной группы 17-35 лет в учреждениях профессионального образования различных форм обучения убедительно свидетельствует о полном незнании ими содержания основных мировых религий, религиозной истории, традиций.
Религия часто понимается как невежество или душевное настроение индивида, а не как часть культуры человека, народа, группы наций.
Отсутствует представление о том, что окружающий человека мир и отношение человека к нему может быть основано как на науке, на естествознании, так и на особой духовной религиозной основе, т.е. религия не есть наука, а особая сфера осознания.
Во-вторых: в последнее время для объяснения геополитических процессов активно и настойчиво используется модель противостояния интересов народов и цивилизаций, в основе которой все чаще обозначается религиозный аспект, как первопричина конфликтов, разрешение которых уже принимает острые формы открытых военных действий и терроризма.
В-третьих: привитие народу демократии с российской спецификой, как в самые трудные периоды его истории, сопровождается обращением к религии, как к универсальному лекарству от страданий, от несовершенства бытия, как средству покаяния и укрепления духовности личности и общества.
Как известно, существуют «вековые» вопросы, не получившие удовлетворительного разрешения в естествознании до настоящего времени: Каково происхождение Вселенной и Разума? Кто или что управляет Миром и процессами, в нем происходящими? Дано ли человеку познать Мир в полном объеме? Конечна ли земная жизнь индивида? Кто такой я, смотрящий на Мир изнутри, и кто другие ? Как подобает человеку жить? Эти и другие вопросы, заложенные в феномене человека, составляют происхождение, развитие и современное содержание великих религий Мира, по-разному объясняющих основы и правила жизни. Эти правила объективно являются каркасом нравственности, этики, философии человека, общества, нации.
Мировые религии формировались в двух географических зонах: в Средиземноморье, начиная с XVIII в. д.н.э., на пересечении торговых путей (иудаизм, христианство, ислам) и на Востоке с ХХв. д.н.э. (индуизм, буддизм, конфуцианство, дзэн- буддизм, синто и др.).
Несмотря на консервативность религиозных норм, поддерживаемых священнослужителями (епископами, монахами) — они эволюционируют, в том числе из-за взаимопроникновения религий. В Талмуде, Торе (иудаизм), ранней Библии (христианство) содержались некоторые отталкивающие положения, которые в современных толкованиях исключены или ослаблены.
Религии Средиземноморья разделяют представление о едином боге, создавшем окружающий нас мир, допускают возможность бытия за пределами земной жизни. Религии признают несовершенство земной жизни и страдание человека, показывают как можно уменьшить это страдание. В снященных книгах: Талмуде, Торе (иудаизм), Библии (христианство), Коране (ислам) обобщен конкретный исторический опыт народов в форме заповедей (сур в Коране), следуя которым может существовать и развиваться человеческое сообщество, состоящее из индивидуумов, имеющих разные наследственность, потенциал, жизненные интересы и др.
Иудаизм формировался на трудной истории еврейского народа, родиной которого является южный Ирак. В XIX в. д.н.э. из-за нападения кочевников евреи под руководством патриарха Авраама и его жены Сары перешли пустыню в северном направлении и разместились примерно в том месте, где сейчас находится государство Израиль.
В XVIII в. д.н.э. многие евреи из-за голода двинулись на юг и поселились на территории северного Египта, несколько поколений евреев мирно сосуществовали с египтянами, но очередной египетский фараон превратил их в рабов и приказал умертвить всех младенцев израилевых. В этот год, по легенде, и рождается Моисей, он очень рано лишается родителей, воспитывается в среде египетской знати, но вынужден покинуть Египет (юношей при защите еврея он убил египтянина).
Моисею удается установить связь с Богом, который поручил ему вывести евреев из египетской неволи, которая ддилась около 400 лет. Этот переход получил название Исхода. Дойдя со страдальцами до горы Синай, Моисей поднялся на гору для общения с Богом. Бог вручил Моисею две каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями. Спустившись с Синая, Моисей увидел, что евреи в его отсутствие возвели золотого тельца для поклонения и плясали вокруг него, называя богом. В отчаянии Моисей разбивает скрижали, но доводит евреев до земли обетованной Ханаан. Бог призвал Моисея на гору Нево,
чтобы показать Ханаан. Но Моисей умирает, указывая своим преемником Иисуса Навина, под водительством которого евреи завоевывают свою территорию Израиль на земле Ханаан.
С XI в. д.н.э. Израилем правили цари, заметными из них были Саул, Давид, Соломон. Последний построил храм (назван его именем) в Иерусалиме, в котором поместили восстановленные каменные скрижали с десятью заповедями. Вот их содержание:
1. Да не будет у тебя других Богов, кроме Сущего.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси всуе имя Божье.
4. Чти день субботний.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай жены ближнего своего, ни дома его, ни вола.
Поздняя Тора содержит около 600 заповедей. Библия, развивая положения иудаизма, также дополнила древние заповеди другими: «оставляй сноп пришельцу, сироте и вдове», «прощай долги бедным», «не бери у вдовы одежды в залог» и др.
В 777 г. д.н.э. Иерусалим завоевывался Ассирией, к 586 г. д.н.э. там утвердилась Вавилония (Вавилон — нижняя течение Евфрата — нынешний Ирак), евреев переместили туда, как рабов. Это время в их истории названо «рассеянием». В 539 г. д.н.э. персидский (Иран) хан Кир разбил Вавилон, евреи вновь вернулись в Иерусалим и восстановили храм Соломона,
В 333 г. д,н.э. Израиль и Вавилонию завоевал Александр Македонский (грек). К 63 г. д.н.э. силу набирает Рим и войско Помпея завладело Иудеей, сделав ее римской провинцией, в 39 г. д.н.э. римляне утвердили царем Иудеи Ирода, началось угнетение народа, его восстание. Римский император Тит осадил и разрушил Иерусалим до основания. Евреи были изгнаны со своей территории и рассеяны. Религия спасла народ от полной ассимиляции. Только через тысячу лет образовано как государство Израиль - в 1948 году.
В священных книгах иудаизма утверждается единство Бога. Бог всемогущ, но Бог не призывает к аскетизму, достаток не осуждается. Бог видит в евреях избранный народ, управляет им через душу конкретного человека, молитвы важны, в них прошение человека о любви Божьей.
Обрядовая часть религии отправляется в синагоге, но можно и дома. Самое важное место синагоги — святилище, где в ларце — ковчеге Завета помещены скрижали Моисея, написанные от руки. Ковчег помещается в сторону Иерусалима, туда же верующие при молитве повернуты лицом.
Главный праздник Пасха (Пейсах). Это день ухода евреев из египетского плена, они покидали его в спешке и не успели заквасить тесто, взяли его с собой и на месте испекли пресный хлеб.
Следует заметить, что иудаизм развивался на фоне религии древней Греции, представляющей собой вершину языческой культуры. Греческие боги были телесными, обитали на горе Олимп1, их изображениями забиты художественные галереи мира. Боги всегда побеждают зло и учат людей подражать им. Боги связаны с Соднцем, небом, океаном, огнем, деревом, растением, вином, торговлей и т.д. Бог Солнца Зевс, его жена Афина, дети: Аполлон, Афродита, Артемида, Геракл; брат Зевса Аид. Бог огня Прометей, бог растений Пан, бог побеждающей песни Орфей и др. Боги сделали сильным человека: он построил жилище, раз-
вел огонь, трудом вырастил урожай, но греческие боги все же не могли решать сложные вопросы, которые обозначены в начале этой статьи, эти вопросы отражают двойную природу человека: его тело и дух. Зло должно быть уничтожено, но как быть, если порождением зла является мать, сестра, брат? Что такое судьба? Как ответить на несправедливость? Еди-нобожье удовлетворительно объясняет эти и другие сложные вопросы.
К Увекудн.э. греческая цивилизация достигла вершины своей мощи и началось ее саморазрушение.
Христианство начало зарождаться внутри иудаизма, набор книг с повестями — Библия формировалась в VII — II веках д.н.э., и вначале выполняла роль единой священной книги иудаизма и христианства.
ВI в д.н.э. и начале новой эры кризис охватил все большие и малые народы Средиземноморья.
Христианство основано на духовном опыте конкретного телесного человека Иисуса, сына Бога-Отца, творца Мира и всего сущего, Бог-Отец в форме Святого Духа прибывает в душе каждого верующего. Сын Божий Иисус был зачат Святым Духом в Деве Марии1 и послан Богом для спасения людей.
Иисус — Мессия, спаситель, новый Адам. Он призван преодолеть духовный кризис, ответить на многие вопросы: царство силы и богатства достигнуто. А где царство правды? Оно далеко, как и когда-то. Нужно ли проклинать жизнь, если в ней так много страдания? Надо ли любить жизнь прежде смысла ее? Почему любовь к Богу и почитание его не защищает от несчастья? Надо ли отвечать ударом на удар ? Что есть истина? Можно ли замолить или выкупить грехи?
Время жизни Иисуса совпало с периодом, когда Израиль и Палестина были римской колонией, которой в то время правил римский наместник Понтий Пилат. Иисус был крещен в 30 лет Иоанном Крестителем, имел 12 учеников (в будущем апостолов), не признавал светскую власть, призывал к неповиновению, скрывался от властей.
Один из его учеников Иуда поцелуем указал на разыскиваемого Иисуса стражникам, они схватили и привели его к Понтию Пилату, который спросил Иисуса, назвавшегося иудейским царем: «Что есть истина?» и Иисус ответил: «Я есть истина». Пилат хотел было отпустить Иисуса на свободу, но иудеи потребовали его казни и он был распят на кресте.
Иосиф Аримофейский получил разрешение у Понтия Пилата забрать и похоронить тело Иисуса. Сняв тело с креста, обвил его чистой плащаницей2 и положил в новом гробе3, который высек в скале и привалил отверстие камнем, удалился. Через три дня, навестив захоронение, он не обнаружил тело Иисуса, а камень был отодвинут. По Библии Иисус, претерпев муки на кресте, во имя избавления от грехов всех людей, воскрес из мертвых и на третий день воссоединился с Богом-Отцом на небесах.
В возрасте 33 лет Иисус, разделяя трапезу со своими учениками на Пасху, угощая их хлебом и вином, превратил это действие в величественный обряд, угощая хлебом — «сие есть тело мое, а вино — сие есть кровь моя» - суть причащения, освящения хлебов и винопития.
Христианские и иудейские заповеди в основном совпадают, но христианство все же более обращено на внутреннее чувство, на духовное единство с Богом, на чистоту духовных установок, на духовном переживании содеянного.
К основным христианским обрядовым событиям относятся: Пост- приготовление к рождению Иисуса Христа, его Рождество (25 декабря), затем Крещение.
Пасха — распятие и воскрешение Иисуса Христа. Троица - седьмое воскресение (Пятидесятница) после Пасхи - время сошествия Святого Духа и священный союз Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.
Христианство распространилось по всему Средиземноморью, а с приходом в Риме императором Константина Великого (287-337 г. н.э.) утвердилась как религия Римской Империи.
Константин основал в 330 г. н.э. город, названный его именем (Константинополь). Возведенный на месте древнегреческого полиса Византии на Босфоре между Европой и Азией Константинополь (нынешний Стамбул), стал столицей Восточной Римской империи.
В XI веке произошло разделение христианской церкви на Восточную — православную и Западную — римско-католическую. Православная не приняла полноты власти Папы — наместника Бога на Земле, не удалось преодолеть расхождение и в понимании природы Святого Духа. В православии Святой Дух исходит только от Бога-Отца, а в католической и от сына — Иисуса Христа.
В это время происходит принятие христианства языческой Россией, причем Россия приняла ее православную ветвь с центрами Константинополь, Иерусалим, Александрия (греч.),
Христианство хорошо вписалось в слабое российское государственное и общественное устройство. Повально неграмотное, полудикое и бедное население быстро поверило в Бога-Спасителя. Все страдания народа единым образом объяснялись его слабой верой и усердием при отправлении обрядов, малой жертвенностью на храм, а последний, как прежде, так и сегодня, в избытке покрытый византийской позолотой, производил небесное впечатление на прихожан, проживающих в землянках, прихожан, обутых в лапти, зависимых от суровой природы, полуголодных, выживавших охотой, рыбной ловлей, дикоросами.
Княжеское приближение, знать в лице христианства, напротив, получили инструмент для управления подданными: «Христос терпел и нам велел», а также обещанием всем райской жизни после жизни земной. Торговый люд, иные мошенники, преступники всех мастей также находили свою поддержку в христианстве: «греши, кайся и снова греши», грешен человек, а Бог простит — он милосерден.
Время крещения Руси совпало с обострением отношений в христианстве, временем крестовых походов. Папа Римский благословил 1 -й Крестовый поход, в ходе которого был завоеван Иерусалим, во втором походе была покорена вся Западная Европа (предводитель — король Англии, Ричард — Львиное Сердце). Католичество не всегда приживалось в неизменном виде, протесты внутри христиан-католиков породили утверждение новых направлений в католичестве: в Германии — лютеранство (духовный наставник Мартин Лютер), в Англии — протестантство.
Таким образом, в целом, христианство не удержалось на своей исторической родине, а распространилось по всему миру (Европа, Северная Америка, Россия, Армения, Грузия, Эфиопия).
В современной России с активным участием властных структур заметно обращение к православию, которое СМИ подают как основу духовно го возрождения почти полностью атеистического населения бывшего СССР. Это обращение проявляется, главным образом, в обрядовой стороне религии: воздвигаются храмы, памятные знаки, идет освящение мирских, светских мероприятий, проводятся с участием высокого чиновничества показные богослужения, на
котором бывшие атеисты усердно покрывают себя крестным знамением, а епископы выполняют роль комиссаров, своеобразно толкующих историю народа и определяющую роль религии при этом. Во внимание не принимается то обстоятельство, что в постиндустриальном, обществе христианская и иная религия более история и традиция, нежели обязательное действие и строгое обрядовое следование, кроме того, можно регулярно ходить в церковь и быть глубоко безнравственным человеком.
Нет осознания того, что современные государственные образования (государства) имеют пестрый этнический, культурный и конфессиональный состав.
Свобода совести, учение о ненасилии гораздо чаще в развитых странах используются, например, для мирного протеста властям, развития вегетарианства, экологического движения, нежели для регулярного отправления обрядовых действий.
В постиндустриальном обществе развито проявление крайнего или группового, корпоративного индивидуализма. Обрядовая и иная традиционная религиозная деятельность не является привлекательной для молодежи и дееспособного населения, которые предпочитают «личную йогу», клубное общение. Молодежь более привлекает индустрия туризма и развлечения, харизма лидеров (квакеры, байкеры, общества друзей), в молодежной среде значительную ее часть составляют спортивные, музыкальные и компьютерные фанаты. Современные обряды и медитации выполняют функции психотерапии, снятия стресса, успокоения, физической разрядки, обмена опыта и др.
Религиозное сознание, особенно его обрядовая сторона, могут быть востребованы только некоторой частью недееспособного или малограмотного населения, а также людьми, испытывающими прямые страдания от своих болезней, несчастья близких и тягот социального переустройства в переходной период.
Религиозный ресурс в современной России среди работоспособного населения и учащейся молодежи незначителен. Поэтому многочисленным новым храмовым сооружениям в России в перспективе уготована роль памятников архитектуры переходного периода. В развитых странах храмов не строят.
С другой стороны, Патриархия, демонстрируя союз со светской властью, как бы не замечает безнравственных установок власти на безграничное действие законов рынка, первейшим из которых является извлечение максимальной прибыли. В идеале его исполнение будет, если не затратив ничего — получить все.
Это, выражаясь простым русским языком, воровство. Если можно воровать, мало кто будет работать, амнистия капиталу закрепляет убеждение: «Кто не украл — дурак, кто украл прав, а воровать правильно», «Честный труд не является источником благополучия» . Это полностью уничтожает мотивацию к труду. Многие успешные студенты втузов связывают свое будущее с работой за границей, вне России, изучают европейские языки и предпринимают реальные попытки установления деловых связей с зарубежными фирмами.
Преимущество честного человека перед вором состоит в том, что совестливый человек справедлив, а справедливость является инстинктивным правилом коллективного выживания, поэтому справедливость закрепляют все религии мира. По-видимому, у отечественной Патриархии на этот счет есть особое мнение, во всяком случае реакция церкви на эконо-
мический беспредел и его нравственные последствия народу не известны, а проповедники по статусу должны бы быть совестью народа.
Общественное согласие и примирение также основано на справедливости, равенстве всех перед законом, безусловном исполнении законов при открытости общественных отношений и гласности всех сторон общественной жизни народа и всех его представителей без исключений. Российская действительность являет собой обратный пример.
Обращение к Богу без национальной идеи — занятие абсолютно пустое. Невозможно без определения общественных ценностей вводить инструменты для их достижения, как невозможно обратить зрячего, слышащего, читающего человека на его духовное обогащение, если он ежедневно и ежечасно испыты-вается действительностью, происходящей не по закону, а по понятиям.
Российская власть и Патриархия поочередно демонстрируют догоняющее скачкообразное развитие с отрицанием собственной истории, культуры, традиций.
Молчит церковь не только по вопросу сокращения населения России по 1 млн в год, население просто деградирует. 60 % населения составляют старики и дети. В России 10 млн работающих женщин, а из 20 млн работоспособных мужчин: 1 млн — в тюрьме, 5 млн — безработные, 4 млн — хронические алкоголики, 1 млн — наркоманы (доклад министра регионального развития В. Яковлева. NEWS ru.com. 2005).
Вряд ли звон вновь отлитых колоколов, канонизация царя-мученика, возвращение Деникина и другие обрядовые действия как-то помогут самоорганизации общества на созидание. Для достижения этой цели существуют иные проверенные мировой практикой реценты, основанные на сбережении собственного народа, его истории и культуры,
В России проживают около 20 млн мусульман, разделяющих положения ислама — самой молодой из религий Средиземноморья. Как религия, ислам сформировался в Аравии, в начале VII века н.э. Географически его зарождение связывают с двумя городами — Меккой и Ясрибом (Мединой). Аравию того времени населяют племена с клановой (тейповой) организацией. Доминировал обычай кровной мести, убийство девочек для уравнивания их количества с юношами, погибшими в боях.
Возникновение учения связывают с пророком Мухаммедом (родился в 570 г. в роду Хошим, его отец погиб до его рождения, а мать — когда ему исполнилось 6лет). Мухаммад воспитывался у своего состоятельного дяди Абу Талиба.
Примерно в возрасте 40 лет, созерцая в пещере, Мухаммад стал получать откровение от Бога (скорее это был архангел Гавриил), откровения были записаны, это и составило основу ислама - Коран, т.е., по словам Мухаммада, не он сочинил Коран, а Бог.
Бог ослаблял клановое управление, поэтому ислам в Мекке имел как сторонников, так и противников, поэтому Мухаммад был изгоем и свое последнее паломничество (хадж) в Мекку от совершил в 632 году, где произнес проповедь, известную как прощальную. Этот подвиг принят как образец хаджа, и он предписан всем мусульманам: ходя бы один раз в жизни следует совершить хождение в Мекку.
После смерти Мухаммада его духовными продолжателями были Абу Бахр, Умар, Усман, Али, при их правлении ислам распространился на страны Ближнего и Среднего Востока, центр религии смещался сначала в Дамаск, затем в Багдад. В 1258 г. Багдад за-
хватывают полчища монголов, но язычники в итоге сами обращаются в мусульман (татары).
Коран содержит 114 сур (глав). Пять основных принципов ислама:
1. Упоминание Бога (Аллах) и пророка Мухаммада.
2. Молитва 5 раз в сутки.
3. Пожертвование не менее 2,5 % от дохода на благотворительность.
4. Соблюдение поста.
5. Хадж в Мекку хотя бы один раз в жизни.
Мечеть представляет собой комнату с выдержками из Корана, при молитве используются коврики, молящийся повернут лицом на Мекку. Перед молитвой обязательно омовение. В мечети может также размещаться школа, суд, исполняющий Исламское право — шариат.
В исламе два направления: шииты и сунниты (последних большинство), основной спор между ними, кто должен быть преемником Мухаммада.
В содержании Корана истина подается в единстве мира. Все люди - братья, отношения между людьми должны быть выше личного и племенного эгоизма, нравственный закон запрещает вражду, призывает к укреплению внутренней морали, к голосу совести.
Однако в исламе есть некоторые положения, которые расходятся с христианством. Например, любой гость находится под защитой хозяина; внутри тейпа убивать нельзя; нельзя грабить, но на чужаков это не распространяется. Если надо наказать грешника, то это надо сделать обязательно, жалость — преступление.
Призывы к единству мира перемежаются в раннем исламе призывами к священной войне (джихаду) против неверных, к которым относятся представители других религий (христианство, иудаизм и др.) и даже мусульманин шиит враждебен мусульманину сунниту, т.е. водораздел перемещен с родового уровня на религиозный.
Ислам потому так быстро был принят и распространился (Средиземноморье, Ближний и Средний Восток, Африка, Индия, Пакистан) потому, что закрепил страсть к добыче (обычный разбой на караванных путях), к рабам, к наложникам. Когда на мировую арену вышли новые завоеватели — тюрки, они также приняли ислам.
Сравнивая ислам с христианством, можно заметить, что начинались они в разное время и по разному, их носителями были людские сообщества, движимые разными интересами. Постепенно в каждой религии формируется свод законов (страх ада), свой монастырь, свой джихад (в христианстве крестовые походы, рыцарские ордена), религия дробится на направления (секты), порой враждебные, навязывается абсолют священных книг (Евангелия, Библия, Коран), часто довлеет буква, а не дух.
Однако, в ходе эволюции трансформируются положения религий и последние редакции и толкования Корана не содержат призывов к священной войне с неверными, как это иногда педалируется политиками для оправдания больших и малых конфликтов, первопричиной которых на самом деле является экономический передел, а стимулирующим фактором — уже упомянутый выше золотой телец.
Религиозная карта активно используется транснациональными корпорациями для проникновения в экономику и получения доступа к ресурсам исламских республик на постсоветском пространстве. Для этой цели находятся проповедники средневекового «истинного ислама», говорящие на чистом арабском
от имени Аллаха, находятся и сепаратисты, мечтающие стать шейхами и ставшие под ружье безработные, недостаточно грамотные, плохо знающие основные принципы своей веры мусульмане.
Религиозные войны давно канули в Лету, гражданские общества государственных образований многоконфессиональны, на бытовом уровне, служебном взаимодействии, туризме свобода совести не вызывает напряженности, скорее наоборот, в нормальных условиях ведет к взаимопроникновению культур и их обогащению за счет привнесенных эмоционально положительных традиций, обмена материальных и обрядовых элементов культур.
Религиозная нетерпимость создается сознательно, для достижения политических, а затем экономических целей узкой группы избранных лиц, в частности такая модель характерна для среднеазиатских и кавказских республик бывшего СССР, правящая элита которых своеобразно понимает свободу, независимость и демократию для себя и руководимого ими народа.
Ответив на основные вопросы, обозначенные в начале статьи, для полноты картины упомянем хотя бы тезисно, используя [1,2], мировые религии Востока, которым в России следует малая часть населения.
Индуизм — древняя и исконно индийская религия, ее начала связывают со вторым тысячелетием д.н.э. Религия пережила монголов и колонизацию. Богов много (Кришна, Шива, Сарасвати, Ганеша), но Дух один, он все видит и все знает. Карма — некое общее понятие, связанное со спасением (судьба). Безнравственные поступки обязательно будут наказаны и скажутся на судьбе. Один из путей спасения — йога, но не мода, а философская система. Священные книги (веды) не похожи ни на библейские ни на греческие мифы о сотворении мира, это сборники гимнов, из которых нельзя составить систему. Гимны выражают радость миру. В самом человеке есть огонь — это искра божья. Зависимость богов и человека двухсторонняя, люди питают богов жертвенным огнем, в который входят песни, молитвы, клятвы. Бессмертия индивидуальной души нет, но смысл жизни бессмертен и человек, постигший его, побеждает смерть, становится свободным от страха смерти.
Сословное деление (касты) общества священно. Брахманы созданы из головы первосущества, кшатрии (войны) из его рук, шудры (работники) из бедер; слуги, рабы из ступней. Есть каста неприкасаемых, с ними нельзя обедать за одним столом. Хотя все живое на Земле родственно друг другу, имеет общую основу
Жизнь индуса состоит из 4 основных ступеней: подвязывание мальчику священного шнура из трех нитей (добродетель, страсть, неведение), цвета нитей зависят от касты; ступень домохозяина, женатого человека, воспитывающего детей; разрыв с семьей и переход в отшельники, в созерцание; бездомный странник, посещающий святые места, жизнь милостыней до конца жизни. Это идеально, но необязательно.
Религиозные отправления устроены и сложно и просто, могут проводиться индивидуально, в семье, где есть домашнее святилище — боги Кришна, Радхи, Ганеши, фотографии умерших родственников, перед ними читаются священные стихи, делаются подношения: фрукты, сладости.
Храмы имеют несколько мест богослужений, в этих местах могут располагаться разные боги, которых умывают, делают им подношения, поют молитвы, I гимны.
Буддизм - ветвь индуизма. Суть учения состоит в уменьшении страдания, опираясь только на свои силы (христиане обращаются за помощью к Богу). Буддизм — это мировоззрение, образ жизни и психология. Начало буддизма связывают с 623 г. д.н.э. с пророком Сиддкертом (Непал) — царем племени шакьев, на которого сошло озарение, просветление. С тех пор он известен как Будда — «просветленный», «пробужденный».
Своеобразие восприятия жизни состоит в понимании беды, несчастья не в том, что такое событие произошло, страдания человека от восприятия случившегося, надо переделать себя, быть сильнее обстоятельств.
Буддизм имеет две ветви. Древняя из них утвердилась на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии. Вторая ветвь распространена в Тибете, Китае, Японии, а в Индии он ослаб, хотя изначально был распространен на весь Индостан (Индию и Пакистан). Буддизм, в форме обществ, популярен в Англии, США, Шотландии и других странах Запада.
Причина страдания в жажде жизни. Физическая боль, болезнь, старость, мысль о смерти угнетают человека. Мечты о богатой жизни и ее несбыточность также причиняют страдания. Уничтожение жажды к жизни ведет к успокоению. Надо желать не продления жизни, а ее преображения. Материальные блага не приносят удовлетворения. Автомобиль стареет, мебель вытирается. Тленно все созданное. Пересадка души в другое тело возможно, Будда тоже существует в образе зайца, рыбы, оленя, обезьяны, слона, отшельника.
Бессмертие целого — это наполненная пустота, где нет готовых форм, что и есть источник творчества всех форм. То, что может быть высказано, должно быть сказано ясно. О чем нельзя сказать ясно — надо молчать.
Человек не имеет ответственности за кастовый долг, как тигр не отвечает за то, что он тигр и должен питаться мясом живого, т.е. поведение тела может быть иным, чем поведение духа (тигр, не захотевший убивать, уже не тигр).
Основа буддийского монастыря — зал созерцания. Изваяния Будды только напоминание о просветлении. Человек должен просветиться сам. Утренняя медитации между 5 и 6 часами утра. Содержание проповеди:
1. Все сущее несовершенно.
2. У всякой болезненности есть причина.
3. Причина может быть устранена.
4. Есть путь устранения причины.
Трапеза - каша и чай. Хозяйственные работы. Полдень - трапеза. После полудня есть нельзя, пища только для поддержания жизни, а не для удовольствия. Вечером - созерцание. Нельзя пить вино, слушать музыку, посещать зрелища.
Дзэн-буддизм (Китай). Разновидность буддизма, развиваемого с VI в, н.э. до настоящего времени. Созерцание. Углубленный самоанализ. Упор на собственные силы, на непосредственный опыт. Никаких обещаний будущей жизни. Что может быть достигнуто, должно быть достигнуто сегодня.
Религии Востока впитали в себя условия жизни, культуру, ментальность народов, проживающих в этом мировом анклаве. Религии скрепляют общественное и государственное устройство народов Востока, религии созидательны, воспитывают толерантность, выдержку, самоограничение индивида в жесткой среде обитания.
Все религии по разному воспринимаются различными слоями населения. Просвещенная его часть оза-
бочена, как правило, вековыми вопросами о происхождении сущего и человека и его отношения к жизни. Малограмотная и экономически несостоятельная часть более разделяет обрядовую форму и традиции. В любом случае развитие средств массовых коммуникаций, взаимопроникновение экономик и культур приводят как к эволюции религиозного сознания, так и изменению толкований основных положений мировых религий в направлении ослабления строгости и обязательности религиозных норм.
Примечания
' Естественно, что факт непорочного зачатия не подтверждается естествознанием, но учение не заостряет внимания на этом способе появления Иисуса на свет.
1 Этот холст с отображением Иисуса демонстрируют верующим.
'' Гроб Господень также место поклонение верующих христиан в Иерусалиме,
Библиографический список
1. П.Оливер. Мировые религиозные верования. /Пол Оливер. - пер. с англ. О. Перфильева. - М.: ФАИР-ПРЕСС. 2003. - 240 с.
2. Г. Померанц, 3. Миркина. Великие религии мира. — М.: ПЕРСЭ;СПб.:Университетскаякнига.2001. - 280с.
АМЕЛИНА Ольга Анатольевна, учебный менеджер, педагог цикла гуманитарных дисциплин Троицкого представительства дистанционного образования.
УДК 88.53:111 В.Ф.ЧИРКОВ
Омский государственный технический университет
АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВА МЕСТА_
В статье анализируется целостный подход к пространству места, включающий в себя природные, социальные и собственно культурные основания, которые раскрываются через архитектоническое.
Греческое слово агсЫ1есиэтке состоит из двух слов: агсЫ - старший, главный; высшая степень чего-либо, и 1ек1ошкоз — относящийся к строительству. За словом закрепилось значение термина, который распространяется на строительные искусства и означает художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры1. Как видим, в толковании просматривается диалектическая пара - целое и часть, - в которой, однако, главный акцент ставится на человеке и его идеях, которому архитектоника подчиняет формальное пространство2.
В философии И. Кант был одним из первых, кто термин «архитектоника» возвел до понятия и даже философской категории. Ученый «архитектоническое» использовал для построения философской системы: «<...> архитектоника есть учение о научной
стороне наших знаний вообще»3. Из отечественных ученых XX века основательно «архитектоникой», «архитектоническим» занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия»4.
Из приведенных толкований и мнений выделим опорные слова: нагрузка, опора, закономерности, система, связи отдельных частей, композиция, выс-
шая степень чего-либо, знание вообще (то есть в целом, в стройном виде, всеобщее знание), Я и другое. В этом «наборе» слов-понятий прочитывается «рабочий словарь», относящийся к месту, с его четырьмя сферами: природой в ее стройном виде, предметным миром, человеческими сообществами, культурой, которые в совокупности — в бытийственности и деятельности, то есть в диалоге — составляют бытие места. Архитектоническое — это целое, состоящее не из одного, а из многого, дополняющих друг друга и потому выстраивающих целое. Отсюда архитектоническое мы вправе рассматривать как интегральное понятие, наполняющее конкретными составляющими бытие места. Такой со-бытийный подход исключает бинарные оппозиции, но превращает составляющие места в целое по принципу диалога, может быть точнее полиолога, полионтологичности всех составляющих архитектоническое целое места. В нем имеет место быть герменевтическое начало, толкуемое как субъектом данного места, находящегося во внутренних архитектонических связях-отношениях субъектов, так и извне, со стороны, привнося в понимание места отстраненную объективную оценку. Разноплановые подходы к научному пониманию архитектонического вполне укладываются в принцип дополнительности Нильса Бора и позволяют прояснить смыслы «архитектонического» места. То есть мы можем рассматривать место как архитектоническое целое и видеть структурообразующий механизм, делающий место завершенным и осмысленным целым организмом,
Остановимся на некоторых, наиболее выразительных частях архитектонического целого. В спе-