Научная статья на тему 'Коранический ислам и проблема религиозного разнообразия'

Коранический ислам и проблема религиозного разнообразия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
521
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коранический ислам и проблема религиозного разнообразия»

современным особенностям формирования принципов этно-конфессиональной толерантности в условиях северокавказского социума. На основе анализа международного, национального и регионального опыта авторами разработаны рекомендации по повышению эффективности противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

Нельзя не согласиться с мнением авторов монографии, что сам ход истории российского государства, многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий способствовали взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и религиозной толерантности, умению ставить общие цели и сообща добиваться их достижения. «Содействие диалогу религий, культур, цивилизаций является одной из ключевых задач российской политики. Россия, страна с вековыми традициями исламо-христианского сосуществования, симбиоз двух великих цивилизаций, выступает за то, чтобы взаимодействие религий и культур носило интерактивный характер и приобретало самые разнообразные формы, служило как интересам нашей страны, так и всего мирового сообщества».

Рецензию подготовила Г. Юсупова, доктор философских наук (Дагестанский научный центр РАН).

«Вестник ДНЦ», Махачкала, 2010 г., № 38, с. 112-117.

Александр Панычик, кандидат философских наук КОРАНИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

В начале XXI в. по численности ислам является второй после христианства мировой религией. В мире насчитывается около 2 млрд. христиан и 1,2 млрд. мусульман. При этом ислам является единственной религией в мире, которая в XX в. в 5 раз увеличивает число своих последователей - с 216 млн. человек в 1900 г. до 1180 млн. человек в 2000 г., за счет чего доля приверженцев ислама за 100 лет (1900-2000) вырастает с 13 до 19,5% от общего населения планеты. Процесс исламизации - увеличения числа носителей мусульманской веры - продолжает расти и в XXI в., и, по оценкам американского фонда Карнеги, к 2023 г. число мусульман превысит число христиан.

Это связано, во-первых, с демографической экспансией мусульманства, обусловленного тем, что дети являются одним из ценностных приоритетов в исламе, вследствие чего «мужская сила» мусульманина измеряется числом детей и их физическим состоянием. Во-вторых, несмотря на отставание от христианства в плане миссионерской активности, наблюдается массовый переход в ислам представителей других конфессий, прежде всего христианских. При этом мусульманами становятся все чаще интеллектуалы и люди с высоким социальным положением. Процесс исла-мизации охватил многие страны Запада. Так, число перешедших в мусульманство за два года (2004-2005) только во Франции и Италии составило более 1 млн. человек. Среди новообращенных мусульман - писатели, философы, ученые, мыслители и музыканты -такие, как, океанограф Жак-Ив Кусто, бывший главный идеолог французской компартии Роже Гароди, хореограф Морис Бежар, бывший православный священник Вячеслав Полосин, рок-звезда Кэт Стивене и целый ряд других.

В условиях демографической и религиозной экспансии ислама встает вопрос о принципах взаимодействия его сторонников с представителями других конфессий и, прежде всего, двух других ветвей монотеистической традиции - иудаизма и христианства. Известно, что палестино-израильский конфликт имеет, в том числе, и религиозную подоплеку, состоящую в стремлении ряда ортодоксально настроенных еврейских групп взорвать третью по значимости мусульманскую мечеть аль-Акса в Иерусалиме, построенную мусульманами на месте Второго иерусалимского храма, разрушенного в I в. римлянами, и приступить к строительству Третьего иерусалимского храма, которое, согласно преданию, должно приблизить приход еврейского Мессии - Машиаха (Спасителя). Глубинной причиной латентного конфликта между исламом и христианством является, в том числе, притязание этих религий на статус единственно правильной и угодной Богу. О притязаниях ислама мы расскажем ниже. Что же касается христианства, то кратко отметим, что в нем, а также в некоторых нехристианских учениях присутствует идея, согласно которой христианство является первичной и / или последней формой истинной веры. Так, еще отец христианской церкви Августин (354-430) считал: «То, что сегодня называется христианской религией, возникло уже у древних, не отсутствовало оно и у зачинателей человеческого рода. И когда Христос явился во плоти, истинная религия, которая была уже до этого, получает имя христианства». А Герман

Вирт (1885-1981), реконструктор изначальной - гиперборейской -традиции, весьма далекий от христианских взглядов, дает ей название «полярное христианство». Эзотерик Макс Гендель (18651919), опираясь на розенкрейцерскую традицию, настаивает на том, что «мировой религией станет истинное эзотерическое христианство».

Однако предметом данной статьи является анализ позиции ислама, в котором ситуация является достаточно сложной по причине возможностей противоположных трактовок Корана относительно рассматриваемой проблемы. С одной стороны, как отмечает ряд исламоведов, «впервые в истории монотеистической традиции Коран объявляет многообразие в верованиях людей вполне соответствующим Его воле и предначертанию», с другой - Коран объявляется самым совершенным Писанием, содержащим самые «правильные законы», и потому отменяющим предписания всех прежних священных писаний, означающее, что отныне вечного спасения могут удостоиться только мусульмане.

Таким образом, можно говорить о двух четко выраженных подходах к трактовке Корана относительно взаимодействия ислама с другими религиями - универсалистско-плюралистическом, предполагающим взаимодействие с представителями других религий на основе принципа уважения и взаимного признания, и эксклюзивистско-монистическом, легитимизирующим джихадист-скую трактовку исламской традиции и освящающим террористические акции «во имя Аллаха» соответственно.

Рассмотрим систему доказательств, предъявленную сторонниками этих противоположных позиций, постоянно сверяя их с текстом Корана и уделяя основное внимание проблеме взаимодействия трех авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама. Система доказательств эксклюзивистско-монистического подхода опирается на следующие положения:

1. Коран - самое последнее, самое славное и самое совершенное Писание.

2. Коран, в отличие от Торы и Евангелия, является неискаженным.

3. Пророк Мухаммад, как и Коран, превосходнее всех предыдущих пророков.

4. 90% первых мусульман Ближнего и Среднего Востока имели христианских предков.

5. Еврейские апокрифы об очищении монотеизма отринутыми потомками наложницы Агари.

6. Предание о шкатулке византийского императора Ираклия

и др.

Под священными писаниями в Коране понимаются книги и свитки, содержащие Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное в откровении Его посланникам. Мусульмане должны верить во все ниспосланные писания, к каковым прежде всего относятся Тора (Ветхий Завет), данная Мусе (Моисею), Забур (Псалтирь), данный Давуду (Давиду) и Евангелие (Новый Завет), принесенное Исой (Иисусом). Вместе с тем необходимость исправления искажений в прежних писаниях (Торе и Евангелии) приводит к ниспосланию нового Писания на арабском языке - священного Корана, который призван:

- во-первых, подтвердить то, что было изложено в Торе и Евангелии;

- во-вторых, предохранить их от искажения;

- в-третьих, для их разъяснения;

- в-четвертых, для разъяснения разногласий между неверными. В Коране кратко перечисляются отклонения иудаизма и христианства от «чистой» веры ханифа Ибрахима (Авраама). Главное отклонение состоит в следующем: «Они взяли книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества». Неверие иудеев состоит в непризнании посланнической миссии Исы (Иисуса) и Мухаммада, а неверие христиан - в непризнании миссии посланника Мухаммада при признании аналогичной миссии Мусы (Моисея). Иудейские священники обвиняются в том, что по их вине утрачены и сознательно спрятаны от людей некоторые части Библии, в которых рассказывается, в том числе, и о рождении пророка Мухаммада. В то же время в мусульманской традиции считается, что в следующем месте Ветхого Завета Библии содержится ясное указание на то, что в Аравии появится новый пророк: «Я воздвигну Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Именно за отступления от веры Ибрахима, за проявление чрезмерного высокомерия (присвоение статуса «богоизбранного народа»), за запрещенное Торой ростовщичество, согласно Корану, иудеи были дважды наказаны Богом разрушением Иерусалимского храма - в 586 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором и в 70 г. н.э. римскими войсками Тита.

Признавая божественность ниспосланного христианам Евангелия, факт непорочного зачатия Марйам (Марии), в Коране указывается на следующие его искажения и излишества:

- во-первых, придание Богу сотоварищей, т.е. отклонение от чистого монотеизма путем введения христианством Троицы;

- во-вторых, придание Исе (Иисусу), который является посланником и как любой посланник - человеком, статуса Сына Бога;

- в-третьих, неверное описание окончания миссии Исы, который не был убит и распят иудеями, а вознесен на небо; вместо него был казнен похожий на него мужчина;

- в-четвертых, введение непредписанного Богом монашества. Мусульманские богословы полагают, что в следующих словах Библии содержатся новозаветные предсказания о пророке Мухам-маде: «Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам». Иногда приводится другое место из Евангелия: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек...», интерпретация которого приводит к отождествлению Утешителя с пророком Мухаммадом, в том числе и по причине некорректного сокращения этого отрывка из Евангелия от Иоанна, где далее следует: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

«Вера истинная», изложенная в Коране, повелевает «лишь одно поклоняться Аллаху Верой искренней и, будучи ханифами, творить молитву обрядовую, раздавать закят». А непринятие этой веры людьми Писания (иудеями и христианами) и многобожника-ми означает для них то, что они «окажутся в огне адском и пребудут там вечно». Большинство мусульманских авторов трактуют эти айаты как свидетельство ислама как лучшей и единственно правильной веры, что, безусловно, является типичным проявлением человеческой гордыни, осуждаемой как в Библии, так и в Коране. Это приводит к тому, что «люди забывают, что Высший Судия есть Бог, что именно Он и только Он может разрешить человеческие разногласия и противоречия по вопросам Веры». «Поистине,

Господь твой рассудит их в день воскресения о том, в чем они разногласили».

Однако в Коране есть много айатов, прямо говорящих о достаточности сохранения людьми Писания, т.е. иудеев и христиан, верности завету с Творцом. «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны». Это означает то, что иудеям и христианам для спасения нет необходимости переходить в мусульманство, как, впрочем, и наоборот. Более того, Коран предписывает правоверным доброе отношение к представителям других ветвей монотеистической веры, подчеркивая, что «Бог наш и бог ваш - один и тот же Бог Единый, предаемся мы Ему».

Ислам опирается на идею развития Божественного знания, признавая божественный характер Торы и Евангелия. Поэтому, как подчеркивает известный отечественный исламовед М.Б. Пиотровский, «Коран - не собрание отрывков из чужих священных писаний, но естественное их развитие, и, с точки зрения ислама, Коран относится ко всей Библии, как Новый Завет к Ветхому». Аналогичной позиции придерживается его коллега М.-Н.О. Османов, считающий, что «Коран - не слепое подражание Библии, а результат последующего развития Божиего знания»

Нельзя не заметить, что прогрессистская трактовка божественного познания, примененная к Корану, сталкивается с рядом очевидных трудностей, на которые давно обратили внимание религиоведы. В частности, это касается возвращения к обряду массового жертвоприношения животных, к многоженству, отмененных христианством. Вообще, сложно рассматривать Коран в качестве Третьего Завета, о необходимости которого много пишут в последнее время внецерковные авторы. Приведем один наиболее характерный пример: «В религиозных взглядах людей скоро произойдут изменения, иначе и быть не может. Был Ветхий Завет, потом - Новый Завет, а теперь будет Третий Завет, который дополнит два предыдущих. В этом Третьем Завете люди найдут эту основополагающую, главную истину, подчеркивающую, что человек должен приблизиться к Богу до такой степени, чтобы почувствовать, что Бог живет внутри самого. С этого времени он не будет больше задавать вопросов о Его существовании и перестанет чувствовать, что Бог покинул его». Кроме того, согласно мусульманскому преданию, Мухаммад не считал себя основателем нового

религиозного учения, полагая, что он всего лишь очищает возникшую 4300 лет назад изначальную веру ханифа Ибрахима (Авраама), «отца верующих» от искажений, внесенных в нее иудейскими и христианскими священниками. Если опираться на позицию Августина, то получается, что христианство существует всегда, меняя формы, и является в любом случае более древней традицией, чем ханифизм, который очищает и восстанавливает ислам в VII в. Неслучайно в христианстве возрождается священство по древнему чину Мелхиседека, предшествующее священству иудейских священников.

Отправляя Адама на землю, Аллах пообещал ему посылать верующим пророков, призванных помочь людям преодолеть порочные порывы их душ, взывая к их добродетелям и разуму. Поэтому всех пророков можно рассматривать «как канал Божественного воздействия на людей, без которого весть свыше не может быть передана на землю; в этой связи пророки выступают как "помощники Бога" в просвещении человечества» В Коране описывается жизнь и деятельность 25 различных пророков (наби) и посланников (расул). Это - библейские Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Луг (Лот), Иакуб (Иаков), Иусуф (Иосиф), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Йаса (Елисей), Йу-нус (Иона), Аййуб (Иов), Закарийа (Захария), Йахйа (Иоанн [Креститель]), Иса (Иисус) и небиблейские Идрис, Худ, Зуль-Кифл, Шуейб, Салих и Мухаммад. Иногда в число пророков включают праведников Лукмана, Зу-л-Карнайна (Александра Македонского) и Узейра. Этим добавлением объясняется то, что в некоторых источниках говорится о том, что в Коране упомянуты 28 пророков. Отличие посланников от пророков состоит в том, что пророки получают просто откровения, тогда как посланники выполняют особую миссию - нести и проповедовать письменные откровения людям. Согласно мусульманскому преданию, всего было 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Высшими посланниками считаются Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад. При этом последний считается «печатью пророков».

В Коране постоянно подчеркивается, что посланниками и пророками могут быть только люди. Это положение касается и Исы (Иисуса). Каждый пророк посылался только своему народу и только своей общине и на определенный Аллахом срок. Исключение составляет Мухаммад, который был послан всему человече-

ству. Такой вывод делается на основании следующих айатов: «Скажи: "О люди! Я - посланник Аллаха ко всем..."» и «Мы послали тебя только как милость для обитателей миров». Здесь отрицается всемирное значение проповеди Исы (Иисуса), христианства. При этом мусульманские авторы ссылаются на слова Иисуса из Евангелия от Матфея о том, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева», игнорируя, что в том же Евангелии Иисус называет один из признаков конца времен: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда конец».

Коран предписывает мусульманам не делать различий между посланниками, осуждая непризнание любого из них, указывая вместе с тем на то, что Аллах выделяет некоторых из них, что выражается, в частности, в том, что Он говорил с ними как, например, с Мусой (Моисеем) и Мухаммадом во время мираджа. Однако мусульманские богословы идут еще дальше. Они утверждают, что ряд особенностей (преимуществ) Пророка, в том числе сформулированных самим Мухаммадом (лаконичность дарованных Аллахом слов при широте их смысла; одерживание побед благодаря страху; разрешение пользоваться военной добычей; очищение для него всей земли как места поклонения Аллаху; посланничество ко всем творениям и статус «печати пророков»), означает, что «его шариат отменил законодательства всех предшествовавших ему пророков, и поэтому сейчас нет религии, кроме той, которую Аллах отправил вместе с ним, и повиноваться можно только этому благородному Пророку... »

Нельзя не присоединиться к представителям универсалист-ско-плюралистического толкования Корана, которые полагают, что для такого опасного для судеб человечества вывода нет серьезных оснований как с точки зрения самого Корана и Сунны, так и здравого смысла. Так, в Коране неоднократно подчеркивается о том, что религиозное разнообразие входит в Божественный план развития творения. И многобожие, и различия между монотеистами (иудеями, христианами и мусульманами) входят в промысел Аллаха. «Если бы захотел Аллах, сделал бы Он вас одной общиной [верующих], однако [не пошел Он на это], чтобы испытать вас в том, что ниспослал вам. Так старайтесь же превзойти друг друга в деяниях добрых. Всем вам предстоит возвращение к Господу, и поведает Он вам [Истину] о том, в чем не согласны вы были друг с другом». Кроме того, Аллах четко заявляет: «Нет принуждения в религии», так как подлинная вера исходит из внутреннего убежде-

ния, а религия является личным делом верующего в его взаимоотношениях с Господом, не терпящим никакого насилия. Он даже предупреждает Мухаммада, что ему не удастся обратить в мусульманство всех аравийских многобожников, кого он искренне будет увещевать. А окончательное решение всех религиозных споров Он оставляет за собой. «Воистину, в день Воскресения рассудит Аллах уверовавших с иудеями, сабеями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками».

Г. Джемаль обращает внимание на то, что взаимоотношения трех ветвей авраамизма невозможно понять без понимания существования в момент возникновения ислама двух несовместимых христианств (низового христианства Христа и церковного корпоративного христианства Павла) и двух иудаизмов (аутеничного иудаизма, просуществовавшего до восстания зелотов в 135 г., и позднего иудаизма, означавшего возвращение к вавилонской традиции). Поэтому, полагает данный автор, христиане и евреи Ближнего и Среднего Востока в VII в. видели в мусульманах спасителей и освободителей истинного христианства и массово переходили в ислам. Интересно также и то, что спасение единобожия от искажений было предсказано в известном еврейском апокрифе Шимона бен Иохаи, автора книги Зохар. В нем было написано, что освобождение веры произойдет благодаря потомкам рабыни Авраама Агари, которые войдут в Иерусалим на верблюдах, на конях, на ослах и пешком. Это предсказание сбылось полностью, когда халиф Омар непреднамеренно четырежды входил в Святой город именно указанным образом. Предание о шкатулке Ираклия рассказывает по сути о двух вещах: о предсказании пророком Даниилом появления пророка Мухаммада и признании византийским императором истинности ислама, но невозможности обращения в него по объективным политическим причинам.

Все аргументы сторонников экслюзивистско-монисти-ческого толкования Корана, во-первых, вольно или невольно находятся в рамках авраамической традиции, а во-вторых, как и представители любого локального традиционализма, исходят из возможности сравнения различных религий, как правило, делая выводы в пользу своей конфессии. Нам представляется более корректным подход, который характерен для интегрального традиционализма, не разделяющий ортодоксальные религии на «правильные» и «неправильные» и в то же время отмечающий наличие барьеров непонимания между любыми религиями. Основные положения данного подхода включают следующие тезисы: источник

ортодоксальных религий - Бог, что приводит к отражению в них сходных фундаментальных принципов; религии должны соответствовать историческому времени (эпохе) и месту, а также интеллектуальному и моральному уровню людей; главная причина взаимного непонимания религий - помещение чувства Абсолюта на разных планах, что делает невозможным их корректное сравнение. Вообще, «сходные по форме элементы появляются в столь разных контекстах, что их назначение, а также их природа, по крайней мере, до некоторой степени меняются, и это происходит по причине бесконечности Всевозможного, исключающего точное повторение чего-либо».

Таким образом, текст Корана дает право на его универсали-стско-плюралистическую интерпретацию, что делает возможным взаимодействие ислама с другими религиями на принципах взаимного уважения и признания.

«Философские проблемы: Вчера, сегодня, завтра», Р-на-Д., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.