Научная статья на тему 'Конфессиональная исключительность как феноменрелигиозного сознания'

Конфессиональная исключительность как феноменрелигиозного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / КОРАН / БИБЛИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕВОС- ХОДСТВО / БОГОИЗБРАННОСТЬ / CONFESSIONAL EXCLUSIVENESS / KORAN / BIBLE / RELIGIOUS SUPERIORITY / GOD SELECTIVENESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рагимов А. А.

Статья посвящена вопросу о таком феномене религиозного сознания, как конфессиональная исключительность. Анализу подвергается генезис идей конфессиональной исключительности вообще и проявлений данного феномена в мусульманской религии в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies confessional exclusiveness as a religious phenomenon. Genesis of confessional exclusiveness ideas is analyzed in general and manifestations of this phenomenon in Muslim religion in particular

Текст научной работы на тему «Конфессиональная исключительность как феноменрелигиозного сознания»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 26/28-4 А.А. Рагимов

Конфессиональная исключительность как феноменрелигиозного сознания

Дагестанский государственный университет;ragimov74@mail.ru

Статья посвящена вопросу о таком феномене религиозного сознания, как конфессиональная исключительность. Анализу подвергается генезис идей конфессиональной исключительности вообще и проявлений данного феномена в мусульманской религии в частности.

Ключевые слова: конфессиональная исключительность, Коран, Библия, религиозное превосходство, богоизбранность.

The article studies confessional exclusiveness as a religious phenomenon. Genesis of confessional exclusiveness ideas is analyzed in general and manifestations of this phenomenon in Muslim religion in particular.

Keywords: confessional exclusiveness, Koran, Bible, religious superiority, God selectiveness.

Одной из ключевых составляющих религиозного сознания человека является идея об исключительности, превосходстве конфессии, к которой принадлежит верующий. Идеи конфессиональной исключительности присущи всем современным религиям, но в каждой из них они проявляются специфически, в характерных для конкретной конфессии формах.

Концепция религиозной исключительности возникает изначально и получает развитие в связи с процессами трансформации религиозного сознания человека, выделения им и противопоставления единственного бога всем остальным национальным богам и племенным божествам, т. е. с появлением монотеистического мировоззрения. Все ранние религии в этом отношении ограничивались лишь проповедью национального и религиозного обособления своих верующих.

Идеология, связанная с конфессиональной исключительностью и религиозным превосходством, не была особо популярна в древних религиях. «Все религии древности были стихийно возникшими племенными, а позднее национальными религиями... Национальные боги могли терпеть рядом с собой других национальных богов у других народов, - и в древности это было общим правилом, - но отнюдь не над собой» [6, т. 19, с. 312]. Известно, что в храме Каабы ещё в доисламскую эпоху имелось множество (около 360) изображений различных богов, которым поклонялись жившие там племена, причем у каждого был свой бог.

В период становления национальных религий идеи религиозного превосходства получают распространение, и их значимость возрастает.Вызвано это, на наш взгляд, возникновением новых форм отображения в религии явлений природы и социальной действительности. Люди различных вероисповеданий всё более открыто противопоставляются друг другу, им внушаются идеи превосходства собственной конфессии над прочими, её особая роль перед богом и т. д. В результате этогои появляется такой феномен, как конфессиональная исключительность.

Очевидно, что возникновение идеи превосходства последователей одной конфессии над другими обосновывается не какими-либо объективными факторами, а доказывается через тезис о «богоизбранности». Суть его заключается в том, что он дает основание представителям определенной конфессии считать себя избранными и любимыми Богом

людьми, которым он ниспослал самую истинную веру, оказав им, таким образом, свое особое доверие.

Идея богоизбранности наиболее ярко проявилась в иудаизме, где она служит важным элементом вероучения, закреплённого в канонах священных текстов иудейской религии. Так, в Библии Бог Яхве говорит Моисею: «Израиль есть сын мой, первенец мой» (Библия.Исх., IV, 22).Моисей, в свою очередь, говорит от имени Бога Яхве: «... ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Библия. Второзак., VII, 6). О своём отношении к еврейскому народу Бог Яхве говорит: «Я свят Господь, Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Библия.Лев., XX, 26).

Исследователь М. Шахнович справедливо замечает по поводу тезиса о богоизбранности и его исторических последствий: «Мифы о том, что бог избрал какой-либо народ, предопределил ему особую миссию, были типичны для всех древних национальных религий. Эта мания величия помогла правителям древних государств в осуществлении их захватнических целей, хотя очень часто, вопреки всем обещаниям жрецов, именно «богом возлюбленный народ» оказывался в наиболее печальных, тяжелых условиях по сравнению с другими народами» [11, с. 96].

О негативных последствиях этой идеи писал и Ф. Энгельс. Он считал, что именно идеи конфессиональной исключительности и стали причиной обособления последователей разных религий. «Люди двух разных религий - египтяне, персы, евреи, халдеи -не могут. выполнить совместно ни одного самого обыденного дела, едва могут разговаривать друг с другом. Это отделение человека от человека было одной из основных причин гибели Древнего Востока» [6, т. 19, с. 313].

Следует отметить роль религиозного культа как наглядного фактора, демонстрирующего своеобразие данной веры и способствующего усилению идеи конфессиональной исключительности. Ведь именно в религиозных культах, обрядах и традициях, выражающих массовое сознание верующих, заключаются те видимые особенности, которые отличают религии друг от друга. Сама же сущность любой религии всегда одна -отражение в фантастической форме явлений окружающей действительности.

Таким образом, возникновение и развитие национальных религий было сопряжено с ростом идей о религиозной исключительности, которые стали приобретать вскоре и социальные функции. Обычное чувство превосходства со временем переросло в особую нетерпимость к иноверцам. В священных текстах иудейской религии обнаруживается откровенная проповедь вражды к инаковерующим: «. не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите.» (Библия. Второзаконие, VII, 2, 3, 5).

Заслуживает внимания и тот факт, что концепция религиозной исключительности включает в себя не просто идею о превосходстве определённой конфессиональной системы над всеми остальными, но и мысль о том, что только данная религия является истинным божественным откровением, а все прочие верования не что иное, как выдумки обыкновенных людей, возомнивших себя пророками. В чем-то повторяя каноны иудейской веры, христианские догматы «единственно истинной» считают свою религию -христианство, а смысл «божественных истин» находят в проповедях Христа.

В исламе в этом отношении наблюдается некоторое своеобразие. «Если для общественного сознания христианской Европы было характерно неприятие ислама как такового, то для мусульман иудаизм и христианство являются лишь ступенями на пути человечества к истине, возвещенной Кораном» [8, с. 11]. Являющаяся одним из столпов ислама идея о единстве Творца и божественной истинности мусульманской веры не отрицает, тем не менее, небесного происхождения иудаизма и христианства. В Коране

говорится о христианах и иудеях как о «людях Писания» («ахль-ал-Китаб»), уклонившихся с пути Аллаха и извративших «божественную истину»: «О, обладатели Писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в Писании, и проходя мимо многого. Пришел к вам от Аллаха свет и ясное Писание: им Аллах ведет тех, кто последовал за Его благоволением, по путям мира и выводит их из мрака к свету с Своего дозволения и ведет их к прямому пути» (Коран, сура V, ст. 18).

Анализируя отношение мусульманской религии к инаковерующим, известный английский востоковед У. Уотт писал: «.к иудеям, христианам и представителям некоторых других верований, которые рассматривались как монотеистические, отношение было иным. Эти религии считались родственными исламу - с учетом того, что их современные последователи отошли от первоначальной «чистой веры» [10, с. 24-25].

Вместе с тем, основываясь лишь на отдельных аятах Корана, нельзя вынести однозначного мнения по вопросу отношения ислама к другим религиям. Вышеприведённые строки Корана позволяют считать, что отношение к людям «ахль-ал-Китаб», т. е. к иудеям и христианам, в исламе довольно-таки терпимое. Но при дальнейшем анализе священной книги мусульман возникает ощущение алогичности и противоречивости в трактовке данного вопроса. Если в одних аятах Корана предлагается видеть в христианах и иудеях просто людей заблудших, чего-то недопонявших, но достойных либерально-снисходительного отношения к ним (Коран, сура V, ст. 17-18), то в других аятах взгляд на них меняется на полярно противоположный, враждебный. Здесь (Коран, сура V, ст. 56) уже звучат жесткие призывы к мусульманам по поводу иноверцев: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине Аллах не ведет людей неправедных!».

В чём же причина этого противоречия? Почему в Коране мы находим такое непоследовательное отношение к христианам и иудеям? Очевидно, это объясняется тем, что события, происходящие в жизни мусульман в разное время, накладывали свои отпечатки на содержание священной книги и меняли её мировоззренческие оценки. Несомненно, противоречия в Коране, касающиеся взаимоотношений с иноверцами, представляют собой всего лишь отражение исторических перемен, связанных во многом с конфликтами, которые возникали у последователей Мухаммада, в частности с иудеями, на почве социально-экономических и политических интересов.

На эту особенность Корана, а именно противоречивость в оценках «людей Писания», обращал внимание и академик В.В. Бартольд. Так, он писал: «Известно, что Мухаммед в разное время различно определял отношение ислама к христианству и иудейству; в одну и ту же (5-ю) суру вошли тексты, где евреям и христианам наравне с мусульманами обещается награда в небесах (стих 73), где говорится о дружбе христиан с мусульманами и вражде евреев (стих 85) и где мусульманам предписывается не брать себе в друзья ни христиан, ни евреев (стих 56)» [3, т. 6, с. 82].

Есть ещё немаловажная причина, объясняющая, почему вначале ислам был лоялен к христианству и иудаизму. Она кроется в этапах развития мусульманской веры и сопутствующих им обстоятельствах. Во-первых, главным препятствием на пути утверждения ислама как новой монотеистической религии на тот период были верования языческих арабских и иных племен; во-вторых, на первоначальном этапе становления ислама мусульманская умма была ещё слаба как в военно-политическом, так и в материально-экономическомплане, и это обстоятельство не давало возможности Мухаммаду оказывать серьёзного влияния на христиан или иудеев, чтобы принудить кого-либо из них принять ислам.

Как следует из источников, разногласия с иудеями и христианами возникали не только по политическим и экономическим мотивам и даже порой не из-за религиозных

различий. Возмущение Мухаммада и всей его уммы вызывало имевшее место среди последователей других конфессий и верований пренебрежительное отношение к мусульманской вере. Когда при Бадре в 624 году Мухаммадом и его воинами была одержана сокрушительная победа над мекканским отрядом, по численности намного превосходившим их, Мухаммад, окрыленный этим событием, призвал евреев племени кайнука подчиниться и принять ислам: «Оевреи, остерегайтесь того, что произошло с курейшитами у Бадра, примите ислам. Курейшиты наконец узнали, что я - посланник Аллаха». Реакция евреев была дерзкой и продемонстрировала их пренебрежение к исламу и к требованиям Мухаммада: «Ты встретился с ослиным племенем, для которого неведомо, что такое война; они поэтому и потерпели поражение. Вот если бы с тобой сразились мы, то ты узнал бы, что мы - люди!» [2, с. 104].

Совершенное неприятие вызывают у мусульман последователи политеистических верований. В священных текстах они расцениваются как враги ислама. Мусульманам запрещается иметь с ними какие-либо дружественные связи. Коран требует беспощадно бороться с язычниками до их полного истребления, если они не перейдут в мусульманство. «А когда кончатся месяцы запретные, - предписывает Коран, - то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий, милосердный» (Коран, сура IX, ст.5).

Быть беспощадными к многобожникам призывает мусульман не только Коран, но и другие теологические источники. Борьба с язычеством стала одной из главенствующих идей в исламе, поднятых до категорий божественных. И эта борьба ислама, проповедовавшего единобожие, с многобожием мекканских язычников очень скоро превратилась из идеологической в кровавую и стала причиной хиджры - вынужденного переселения Мухаммада и его последователей в 622 году из Мекки в Медину. Это событие по сути является началом джихада - священной войны мусульман за веру, которая велась последователями Мухаммада против арабских язычников.

Хотя надо ещё подчеркнуть, что в домединский период борьба с язычеством не носила военного характера и в мекканских сурах Корана не упоминается о джихаде против идолопоклонников. Профессор И.П. Петрушевский, исследуя этот факт, замечает: «Зародыш этого учения (учения о джихаде. - А.Р.) мы видим в мединских сурах Корана, появившихся в связи с военными действиями мединских мусульман против меккан-ских язычников и иудейских племен Медины. Идея джихада приобрела новое значение в эпоху арабских завоевателей (приблизительно 632-751 гг.), она стала орудием завоевательной политики Халифата» [7, с. 80]. Можно предположить, что исламская концепция газавата против немусульман способна обретать разные формы в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Говоря о феномене конфессиональной исключительности, надо учитывать такую особенность: этой идеей могут быть заряжены не только мировые и национальные религии с их ортодоксальными направлениями, но и различные секты и группы внутри этих самых религий. Интересно, что каждая из них считает себя исключительно совершенной в конфессиональном отношении и что только ей открылась божественная истина. История христианства - это история многочисленных расколов и раздоров, анализируя которые П. Гольбах в своей работе «Галерея святых» писал: «То же безумие мы находим во всех христианских толках... Протестанты, т. е. христиане, отпавшие от римской церкви, объединились против римско-католической церкви. Англиканец ненавидит и презирает пресвитерианца, который со своей стороны выступает против пышности тирании епископата. Кальвинист на ножах с лютеранином. Православный

москвит ненавидит москвита-еретика, имеющего дерзость думать, что креститься надо обязательно тремя пальцами» [4, с. 273].

Признание превосходства одной конфессии над другими часто приводило к кровавым конфликтам и войнам (Варфоломеевская ночь, Тридцатилетняя война европейских стран и т. д.).

Такие же процессы характерны и для ислама, который в ходе своего исторического развития распался на множество различных ветвей и сект. Но главным расколом было разделение его на два направления - суннизм и шиизм. Уже в "УГ-Х вв. существовало 7 религиозно-правовых школ (мазхабов), которые действуют в исламе по сегодняшний день: 4 суннитских (шафиитский, ханбалитский, ханафитский и маликитский) и 3 шиитских (исмаилитский, зейдитский и джафаритский).

Каждое из этих направлений и школ имеет свои внутренние течения, группы, движения, которые соперничают друг с другом, одни - идеологически, а другие - и с помощью оружия, террористических актов, заявляя таким образом о превосходстве своей веры и её исключительной «чистоте» перед Всевышним.

Казалось бы, что осознание исключительности и превосходства своей конфессии над другими должно консолидировать всех её последователей, однако, как видим, это происходит не всегда. Внутренние распри, расколы и противоречия становятся фактором дезинтеграции.

Концепция идеи конфессиональной исключительности вызывает неоднозначное к себе отношение. У неё есть ярые сторонники и непримиримые противники. В числе последних, критикующих идеи превосходства и исключительности любой религии, оказалась секта карматов (одной из ветвей шиитской секты исмаилитов). В IX веке один из главарей этой во многом экстремистской секты Абу-Тахир в запале критики называл Моисея, Иисуса и Мухаммада «тремя обманщиками», внесшими порчу в человечество [9, с. 155].

Противниками идей о религиозной исключительности в исламе были такие крупнейшие мыслители, как Ибн-Сина, Рудаки, еврейский философ Юда бен-Ниссима ибн-Мальхи, Ибн-Рушд, аль-Маарри. Последний считал, что именно различия в вере и являются тем фактором, который приводит к раздору между людьми [1, с. 40].

Примерно на таких же позициях стояли представители европейской мысли, французские материалисты Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др., которые отвергали идеи религиозного превосходства и фанатизма. «Нет мусульманина, который не воображал бы, что, искореняя христиан, которые со своей стороны не более его веротерпимы, он делает угодное богу и святому пророку дело. Религия создала и поддерживает такие раздоры среди народов одной и той же страны, которые редко утихают без пролития крови» [5, с. 93].

В заключение можно отметить, что идеи религиозного превосходства и конфессиональной исключительности характерны для любого сообщества верующих и присутствуют в любой конфессиональной среде. Вместе с тем роль этих идей не всегда является однозначной, а, как правило, обусловлена конкретными историческими ситуациями, которые складывались в определённые периоды развития той или иной религии.

Из всех проявлений феномена религиозной исключительности, реально влияющих на общественное развитие,важное значение имеют интеграционные и дезинтеграцион-ные процессы внутри любой конфессиональной системы. Соотношение этих процессов может быть различным на разных исторических отрезках и приводить порой к непредсказуемым последствиям, таким, как расколы, образование новых сект и даже религиозные войны, которые в своей идеологической основе имеют несомненную связь с феноменом конфессиональной исключительности.

Относительно роли и места идей конфессионального превосходства в мусульманской религии следует отметить, что такие процессы, как религиозные расколы на шиитов и суннитов, а также возникновение в последующем разнообразных сект в рамках ислама, как, впрочем, и в рамках любых религий, представляют собой проявления тенденций дезинтеграции. Однако в том случае, когда вопрос стоит о выживании конфессиональной или же этносоциальной общности, особенно, если этой общности угрожает потеря самобытности и поглощение абсолютно иной религиозной системой, то тенденция дезинтеграции вполне может уступить место противоположной тенденции - интеграции.

Литература

1. Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. - М.,1990.

2. Ал-Махалли, Джалал ад-Дин. Тафсир ал-Кур’ан. - Темир-Хан-Шура, 1902.

3. БартольдВ.В. Сочинения. - М., 1960.

4. Гольбах П. Галерея святых. - М., 1962.

5. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. - М., 1986.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание). - М., 1955-1981.

7. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-КУ вв. - Л., 1966.

8. Резван Е.А. Коран и коранистика. Ислам. Историографические очерки. - М., 1991.

9. Сагадеев Л.В. Ибн-Рушд. - М., 1973.

10. Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. - М., 1976.

11. ШахновичМ. Закат иудейской религии. - Л., 1961.

Поступила в редакцию 12 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.