Научная статья на тему 'Религиозный и этнический экстремизм в контексте особенностей трансформации идентичности и актуальных проблем современного общества'

Религиозный и этнический экстремизм в контексте особенностей трансформации идентичности и актуальных проблем современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / религиозный экстремизм / этнический экстремизм / молодежная среда / современные трансформации / identity / religious extremism / ethnic extremism / the youth environment / modern transformations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малафеева Марина Алексеевна, Каравайцева Лариса Игоревна, Титкова Анна Дмитриевна

В статье проводится теоретический анализ понятий религиозный и этнический экстремизм, а также связи вопросов трансформации идентичности с актуализирующимися проблемами современного мира. Проводится связь между тенденциями экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде, этической и религиозной идентичностями и рисками вовлечения молодежи в экстремистские группы, сообщества. Предлагаются к осмыслению корреляции формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте с рисками роста экстремистских проявлений на этнической и религиозной почве в образовательных организациях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious and ethnic extremism in the context of the characteristics of identity transformation and current problems of modern society

The article provides a theoretical analysis of the concepts of religious and ethnic extremism as well as the connection between issues of identity transformation and the evolving problems of the modern world. A connection is made between trends in extremist manifestations in the educational sphere and the youth environment, ethical and religious identities, and the risks of the youth involvement in extremist groups and communities. It is proposed to understand the correlation between the formation of identity in adolescence and youth with the risks of the growth of extremist manifestations on ethnic and religious grounds in educational organizations of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Религиозный и этнический экстремизм в контексте особенностей трансформации идентичности и актуальных проблем современного общества»

► ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

УД К 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-43-57

ББК 88.2

РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА1

RELIGIOUS AND ETHNIC EXTREMISM IN THE CONTEXT OF THE CHARACTERISTICS OF IDENTITY TRANSFORMATION AND CURRENT PROBLEMS OF MODERN SOCIETY

Малафеева Марина Алексеевна

Преподаватель Кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]

Malafeeva Marina A.

Lecturer at the Department of Management in the Field interethnic and interfaith relations, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

Каравайцева Лариса Игоревна

Специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации E-mail: [email protected]

Karavaitseva Larisa I.

Specialist at the Center for the Prevention of Religious and Ethnic Extremism in Educational Institutions of the Russian Federation

E-mail: [email protected]

Титкова Анна Дмитриевна

Главный специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма

Titkova Anna D.

Chief Specialist at the Center

for the Prevention of Religious and Ethnic

1 Статья подготовлена в рамках работы по проекту «Теоретико-методологические и методические основы профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде: изучение трансформаций идентичности в XXI веке» (№ 123090700002-6 регистрационный номер в ЕГИСУ) по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Малафеева М. А., Каравайцева Л. И., Титкова А. Д., 2023

в образовательных организациях Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Extremism in Educational Institutions

of the Russian Federation

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проводится теоретический анализ понятий религиозный и этнический экстремизм, а также связи вопросов трансформации идентичности с актуализирующимися проблемами современного мира. Проводится связь между тенденциями экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде, этической и религиозной идентичностями и рисками вовлечения молодежи в экстремистские группы, сообщества. Предлагаются к осмыслению корреляции формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте с рисками роста экстремистских проявлений на этнической и религиозной почве в образовательных организациях Российской Федерации.

Abstract. The article provides a theoretical analysis of the concepts of religious and ethnic extremism as well as the connection between issues of identity transformation and the evolving problems of the modern world. A connection is made between trends in extremist manifestations in the educational sphere and the youth environment, ethical and religious identities, and the risks of the youth involvement in extremist groups and communities. It is proposed to understand the correlation between the formation of identity in adolescence and youth with the risks of the growth of extremist manifestations on ethnic and religious grounds in educational organizations of the Russian Federation.

Ключевые слова: идентичность, религиозный экстремизм, этнический экстремизм, молодежная среда, современные трансформации.

Keywords: identity, religious extremism, ethnic extremism, the youth environment, modern transformations.

Для цитирования: Малафеева М. А., Каравайцева Л. И., Титкова А. Д. Религиозный и этнический экстремизм в контексте особенностей трансформации идентичности и актуальных проблем современного общества // Проблемы современного образования. 2023. № 6. С. 43-57. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-43-57.

Cite as: Malafeeva M. A., Karavaitseva L. I., Titkova A. D. Religious and ethnic extremism in the context of the characteristics of identity transformation and current problems of modern society. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 6, pp. 43-57. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-43-57.

Большое количество направлений развития является отличительной чертой современной молодежной среды. Самообразование с каждым годом обретает все большую популярность, а в мире появляется все больше ресурсов, способствующих свободному развитию и самостоятельному выбору вектора всестороннего развития личности. Современные тенденции способствуют стремлению молодежи развиваться как разносторонней личности, осваивать новые сферы деятельности. Проблема распространения экстремистской идеологии, а в особенности идеологии религиозного и этнического

экстремизма, представляет собой непосредственную угрозу для национальной и конфессиональной безопасности Российской Федерации.

Одновременно необходимо учитывать, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. В современном мире, в том числе и в России, межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Напряженность межэтнических и межнациональных отношений в современной России является серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в стране.

Эти особенности современного мира отражают актуальные проблемы общества, образовательной сферы и молодежной среды. В этой связи видится целесообразным провести анализ проявлений экстремизма в образовательных организациях, а также обратиться к вопросам, связанным с религиозной и этнической идентичностью и ее трансформацией в современном мире.

Для анализа проблемы экстремизма в образовательных организациях необходимо обратиться к определению самого понятия «экстремизм». В переводе с латыни «экстремизм» обозначает «крайний» и трактуется как приверженность крайним взглядам и мерам, служащим для достижения политических и социальных идей [1].

Понятие пришло из латинского языка в XVII в., однако значение отрицательного воздействия на общество и как термин в социально-политическом контексте, оно приобрело только в ХХ в. Уже позже в Большой Советской Энциклопедии термин «экстремизм» определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам в области политики, религии и в этических вопросах [2]. В Федеральном Законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, направленная на нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии [3].

Таким образом, экстремизм определяется как насильственные действия с применением угроз и с целью достижения социально-политических, религиозных, этнических целей. Также экстремизм характеризуется трансляцией идей и проявлением агрессивности по вопросам национального, расового, религиозного неравенства. Кроме того, вследствие внесения изменений в Федеральный Закон № 114 от 1 июля 2021 г. № 280-ФЗ, определено такое понятие, входящее в экстремизм, как экстремистские материалы, которые представляют собой предназначенные для обнародования документы либо информацию на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Отечественный психолог С. Н. Ениколопов рассматривал социально-психологические аспекты экстремизма через психологию зла и насилия: насильственные вредные действия, несоразмерные с провоцирующими условиями, и регулярное проявление их [4]. В этом контексте экстремизм определяется как зло, проявляющееся в постоянно повторяющихся насильственных действиях, направленных на достижение определенной

идеологической цели. Основным элементом насилия, по мнению ученого, выступает принуждение и прямое воздействие на психику человека, угнетающее и посягающее на его психическое и духовное здоровье [5]. С. Н. Ениколопов выделяет угрозы как отдельный вид насилия, так как угрозы также являются фактором, пагубно влияющем и посягающем на психическое здоровье личности. Соответственно, экстремизм неразрывно связан с насилием и целенаправленным воздействием на психику человека.

Изучению экстремизма и идеологии экстремизма большое внимание также было уделено в работах российского исламоведа М. Я. Яхьяева, который рассматривает экстремизм как сформировавшуюся идеологию, основанную на рационалистическом познании и логике. Он считал, что в экстремистской идеологии также присутствует логическая линия, основанная на ложной идее, предрассудках и предвзятости, именуемая «мистическое откровение» или «интуиция» [6]. Согласно данному подходу, разделение соответствует созданию категоричности в суждениях людей, приверженных экстремистским взглядам. Таким образом, людьми, поддерживающими экстремистскую идеологию, остальные люди, имеющие противоположную точку зрения, или люди, не разделяющие идеи экстремистов, считаются их врагами [7]. Яхьяев также указывает на положение о допустимости применения насильственных средств и мер разрешения социальных конфликтов.

По мере развития различных радикальных идей, экстремистских идеологий были образованы экстремистские организации с целью распространения экстремистских идей в обществе. В зависимости от целей и постулатов, транслируемых экстремистскими организациями, были выявлены виды экстремизма, такие как: религиозный; этнический (националистический); политический; экологический; духовный; молодежный [8].

В настоящей статье внимание будет уделено религиозному и этническому экстремизму и их проявлению в образовательной среде, где большую опасность представляет собой вовлечение подрастающего поколения в экстремистские сообщества и группы из-за несформированности критического мышления, стремления обрести круг единомышленников и выступать за передовые идеи, создавать собственную истину, не придерживаясь «устаревших», на их взгляд, моральных норм и правил.

Экстремизм понимается как приверженность враждебной идеологии, крайним взглядам, выражающимся в насильственных действиях против социальных институтов, организаций и отдельных людей, не разделяющих эти взгляды или не вписывающихся в них. Идеология, имеющая собственные устои и нормы, правила и традиции, которые активно транслируются участниками движения, течение, отстаивающее религиозные и этнические убеждения, разрушительно влияет на существующие социальные институты.

Вместе с тем распространенным явлением в молодежной среде всегда были группы, разделенные по этническому и/или религиозному признакам. Разделение в основном строится по признаку враждебности к «иным» группам, не разделяющим базовый религиозный или этнический компонент группы. В первую очередь, агрессия может вызываться проблемами вокруг построения или невозможности построения взаимодействия (общения), что со временем способствует выработке ряда групповых стереотипов.

Развитие напряженных отношений между группами по религиозным или этническим разногласиям можно встретить на всех этапах исторического развития общества. Одновременно необходимо обратить внимание на то, что для молодежной среды (в большей степени, чем для иных возрастных групп) характерным является стремление к созданию «тематических» групп.

Это связано со стремлением к определению границ, наполнению понятий «свой» и «чужой», а также к созданию групп, которые будут объединены не только по определенным принципам, но и существовать по определенным правилам и традициям. В современной образовательной системе мигранты учатся наравне со всеми школьниками в любой школе России, из-за чего формирование малых групп по этническим и религиозным признакам - не редкость [9].

Также нередко стремление молодых людей к обретению идентичности с молодежной группой, в которую они входят, является одной из причин проявляемой агрессии. Подтверждением идентичности становится агрессивное и нетерпимое отношение к принципам «чужой» группы, а также пропаганда (зачастую навязчивая и даже агрессивная) принципов «своей» группы. Агрессивная пропаганда идей малой группы в определенной форме может перерасти в действия экстремистского характера. Таким образом, действия экстремистского характера, осуществляемые молодежными группами по отношению друг к другу и иным людям на основе религиозных принципов, представляют угрозу конституционным основам государства: согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [10].

Отечественный психолог И. Ю. Рыкова предлагает рассматривать религиозный экстремизм как неприятие, отрицание догматических устоев, ценностей, а также как агрессивную пропаганду идей, которые им противоречат [11]. Н. И. Свечников определяет религиозный экстремизм как идеологию нетерпимости по отношению к представителям иных религий и вероучений [12]. Авторы считают, что тенденция выделения единой идеи присуща всем крупным мировым религиям, а в результате развития различных религиозно мотивированных групп возникают самобытные религиозные течения со своей идеологией, построенной на постулатах той конфессии, в которой они образовались. Религиозные течения и школы могут приобретать черты религиозного экстремизма в том случае, когда всеми участниками религиозного движения полностью признаются и принимаются главные идеи общности, а идеи других конфессий не только отвергаются, но и активно подавляются [13]. Такое подавление иных религиозных конфессий с использованием радикальных мер принуждения и принятия транслируемых идей и называется религиозным экстремизмом.

Вопрос о конституционном урегулировании религиозных вопросов в стране может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, законодательная свобода вероисповедания в одних странах и строгость одного религиозного направления в ряде других стран приводят к упорядочиванию и стандартизации, легализации проявления

традиционных правил и обрядов религиозного населения. С другой стороны, понимание свободы в разных религиозных течениях разное, а следовательно, и эти разногласия могут приводить к конфессиональным конфликтам. В связи с чем существующий опыт других стран и различный уровень допустимого способствуют появлению разногласий в стране со стороны религиозных общин, которые зачастую выражаются в митингах и бунтах, образуя религиозные экстремистские движения [14].

Можно выделить несколько причин и предпосылок возникновения религиозного экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, молодежная среда подвержена эмоциональному реагированию на события в разных странах, так как для молодежи характерно обостренное чувство справедливости и максимализм. В связи с этим различная степень свободы и строгости по отношению к урегулированию религиозных вопросов в разных странах может восприниматься особенно остро в молодежной среде и привести к массовым молодежным протестам и формированию религиозно мотивированных молодежных групп.

Во-вторых, стремление юношей к изучению истоков может стать предпосылкой образования религиозного экстремизма в молодежной среде. Историческое развитие религий как таковых сопровождалось не только формированием конкретного религиозного учения и восприятием его как единственно истинного, но и избранности народа, его придерживающегося. В этой связи в процессе разделения религий на отдельные течения может происходить столкновение интересов их лидеров, которые связаны, например, с разным толкованием священных религиозных текстов.

Это может приводить в том числе к открытым конфликтам, захватывающим не только отдельные религиозные группы, но и целые народы в контексте духовного поиска через историческое становление народа, нации, страны как географической локации, которой свойственно было то или иное религиозное воззрение. Например, в молодежной среде распространены дохристианские политеистические верования (неоязычество), которые в своем радикальном проявлении могут приобретать характерные черты экстремизма.

Третья предпосылка для развития религиозного экстремизма в молодежной среде представлена стремлением молодежи к новому и провокационному для взрослого поколения. Такая тенденция больше характерна для подросткового возраста, так как в этот возрастной период происходит становление самостоятельности личности, а новообразование возраста - принятие ответственности за собственную жизнь на себя. Тема религии зачастую является триггером для возникновения конфликтов, особенно для более старшего поколения. Именно эта провокация и является мотивацией представителей молодежи транслировать идеи религиозно мотивированных молодежных групп [15].

Таким образом, на сегодняшний день стоит важная проблема профилактики религиозного экстремизма в молодежной среде. Согласно социологическим исследованиям [16], молодежная среда является наиболее уязвимой к воздействию радикальных и экстремистских групп и их отдельных представителей, имеющих религиозный или псевдорелигиозный контекст. С целью профилактики религиозного экстремизма в молодежной среде необходимо создавать условия для духовного образования и воспитания.

Важно, чтобы преподавательский состав был особенно внимателен к предпосылкам формирования религиозно-мотивированных молодежных объединений и групп, мог в любой момент оказать помощь и поддержку обучающимся в поиске своего направления личностного и духовного развития [17].

В свою очередь, этнический компонент в молодежной среде, радикализация национальных идей и их распространение в образовательной среде также является не только актуальным на сегодняшний день вопросом, но и вопросом, требующим отдельного внимания. В связи с этим перед государством сейчас стоит важная задача по предотвращению роста этнического экстремизма в стране и профилактике этнического экстремизма в образовательной среде.

Согласно нормативным документам, этнический экстремизм определяется как возбуждение расовой розни, связанной с насилием и призывами к насилию, пропаганду исключительности, превосходства граждан по признаку их расовой принадлежности [18]. Таким образом, этнический экстремизм подразумевает резко негативное отношение группы людей, причисляющих себя к одной национальности, по отношению к людям других национальностей. В отличие от религиозного экстремизма в образовательной среде, экстремистские сообщества не транслируют идеи вероисповедания, определяя их единственно верными и истинными, а проявляют агрессию по отношению к людям других национальностей, применяя насильственные методы, но не с целью согласия с религиозной идеологией, а исключительно с агрессивными уничижительными целями.

Этнический экстремизм напрямую влияет на межнациональные отношения и определяется вспышками конфликтов между представителями одной национальности и/или народности к другой. Основные причины национальных конфликтов определяются стремлением защитить и отстоять достоинство своей нации, своей этнической группы. К этническому экстремизму также относятся и территориальные конфликты. Вопросы территориального распределения народа тесно связаны с историческими событиями, такими как проводимая политика переселения народов, различного рода национальные ссылки и государственная политика по освоению территорий. Таким образом, можно определить положения, относящиеся к этническому экстремизму:

1) Этнический экстремизм характеризуется движениями, осуществляющие агрессивные действия, сопровождающиеся насилием, для достижения национального самоопределения. Как пример, к такому проявлению экстремизма относится Курдская рабочая партия в Турции.

2) Для национального или этнического экстремизма характерна поддержка, в виде национальных идей расовой дискриминации. Примером такой поддержки экстремизма являются праворадикальные объединения «белого» меньшинства в ЮАР.

Существуют некоторые особенности этнического экстремизма в молодежной среде. В силу возрастных особенностей и стремления обрести собственный путь, некоторые молодые люди и подростки находятся в ситуации неопределенности. Именно неопределенность является благоприятной почвой для развития этнического экстремизма,

так как в этот период молодые люди подвержены восприятию всякого рода информации. То есть можно сделать вывод о том, что экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.

Этнический экстремизм в исследовании понимается как проявление агрессии и насильственных действий к представителям других рас, этносов, национальностей с целью их подавления, изгнания или доминирования над ними.

Однако немаловажным фактором в рассмотрении религиозного и этнического экстремизма в контексте вызовов современного мира является трансформация идентичности. Говоря о трансформациях религиозной и этнической идентичности, необходимо рассмотреть феномен идентичность в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Понятие идентичности был введен в психологию Э. Эриксоном. С точки зрения психолога, идентичность трактуется как естественная данность или атрибут индивидуального «Я» [19]. Изначальное изучение идентичности происходит на стыке социологии и психологии, уже после были исследованы факторы, влияющие на формирование идентичности.

В формировании идентичности, согласно исследованиям социального конструктивизма, участвуют такие агенты социализации, как расовые, этнические и национальные, то есть идентичность рассматривалась как динамичный процесс формирования личности. Этнокультурная идентичность в работах И. В. Малыгиной рассматривается как взаимодействие двух стимулов - прогрессивного и регрессивного. Прогрессивный стимул направлен на отделение человеческой личности от природы, тогда как регрессивный стимул реализует потребность в отнесении личности к культуре, ценностно-символическому пространству, в результате чего обретается новая форма единства со средой [20].

Многоаспектность проблемы идентичности, а также динамичность и трансформация идентичности связаны с существующими культурными изменениями современного общества. В связи с существующей социокультурной динамикой происходит ослабление роли коллективной идентичности и усиление, усложнение и возникновение новых проявлений индивидуальной формой социальной идентичности. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить несколько социально значимых критериев самоотождествления, таких как: национальные, религиозные, этнические, территориальные, гендерные, профессиональные и другие. В связи с таким распределением самоотождествления можно выделить и соответствующие виды идентичности - этническая, национальная, гражданская, профессиональная.

Таким образом, после изучения феномена идентичности следует рассмотреть существующие государственные меры по борьбе с основными тенденциями проявления религиозного и этнического экстремизма, так как экстремизм может представлять собой гиперболизированную враждебную идентичность и приверженности экстремистским идеологиям.

Вопросам, связанным с полиэтничностью и многонациональностью в Российской Федерации, уделяется большое внимание как на региональном, так и на федеральном уровне. Так, 6 декабря 2018 г. была принята «Стратегия государственной национальной

политики Российской Федерации до 2025 года». Основная цель Стратегии - укрепить национальное согласие, обеспечить политическую и социальную стабильность, развивать демократические институты; укрепить общероссийскую гражданскую идентичность и единство российской нации; обеспечить равные права и свободы гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии; сохранить и поддержать этническое, культурное и языковое многообразие в Российской Федерации; обеспечить гармонию межнациональных отношений; интегрировать иностранных граждан в российское общество.

К экстремистской деятельности относятся действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, выражаются в распространении (пропаганде) идей и взглядов, подрывающих уважение к определенной национальности, расе или религии, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности, расы, религии. В том числе высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

Следует отметить, что в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» под публичными призывами понимаются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их (призвать) к осуществлению экстремистской деятельности.

Для выявления, описания и структурирования актуальных проблем, связанных с существующими трансформациями идентичности, что может повлечь за собой распространение в молодежной среде экстремистских идей, а также вовлечение подростков и молодежи в деструктивные сообщества и экстремистские группы, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма проводится постоянный мониторинг экстремистских проявлений в образовательных организациях.

Для большего временного охвата была выпущена монография [21], направленная на раскрытие таких понятий, как экстремистские проявления в образовательных организациях (в том числе религиозный и этнический экстремизм), рассмотрение содержания мероприятий и инструментов для профилактики проявлений экстремизма в образовательных организациях и в подростковой и молодежной среде в целом, а также оценки проработанности проблемы и направления по ее решению. Охват составил 2017-2021 гг. Рассмотрение динамики экстремистских проявлений в молодежной среде является индикатором трансформаций религиозной и этнической идентичности, особенно это видно на примере изменений последних нескольких лет.

Согласно имеющимся данным, 2022 г. отличается по показателям предыдущих двух лет невысоким количеством инцидентов и ровным распределением среди регионов. Можно увидеть несколько трендов. Во-первых, это месяцы, когда темы, связанные с проявлением экстремизма в образовательных организациях, привлекали

наибольший интерес. Чаще всего эти тренды отражают уровень тревожности общества по тем или иным темам, а также общий информационный контекст, часто связанный с государственными решениями и ситуацией в мире.

В 2022 г. такими темами стали: начало специальной военной операции, рост националистический настроений к 9 мая (празднование Дня Победы), конец года и неопределенность относительно частичной мобилизации. Во-вторых, количество освещенных инцидентов. Это указывает на активность правонарушений в образовательной среде. В-третьих, в течение года отмечено отсутствие резкого роста или снижения количества инцидентов в течение года. Таким образом, можно констатировать, что для изменения тенденций к снижению количества инцидентов необходимы адаптация и модернизирование существующих методов профилактики, которые исходя из показателей 2022 г. на данном этапе удерживают количество инцидентов, но не снижают их.

Кроме того, на данном этапе уже можно посмотреть тенденции за первое полугодие 2023 г.

Во-первых, с началом проведения специальной военной операции на Украине (СВО) был зафиксирован рост инцидентов и правонарушений, связанных с вовлечением молодежи в экстремистские сообщества националистического толка, а также разного рода деструктивную деятельность, направленную на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации и решений государственной власти. Спустя год проведения СВО и с началом 2023 г. инциденты поменяли вектор в сторону диверсионной деятельности, в частности вовлечения, вербовки молодежи в диверсионные группы, и продолжают расти в количестве.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что в ряде инцидентов правонарушителями выступают педагоги образовательных организаций, что указывает на необходимость комплексного подхода в профилактической деятельности, то есть на необходимость работы со всеми участниками образовательного процесса (обучающиеся, педагоги и родители).

В-третьих, за последние 3-6 месяцев наблюдается тенденция снижения количества инцидентов, связанных с публикацией или демонстрацией запрещенной символики (в сравнении с 2021 г. и первой половиной 2022 г.). Однако это может быть связано с общим ростом количества инцидентов, связанных с молодежью студенческого возраста, а также запретительными мерами в отношении ряда социальных сетей и, соответственно, снижением уровня контроля публикуемых там изображений. Вместе с тем начали появляться инциденты, не относящиеся к социальным сетям, а носящие действительный (офлайн) публичный характер.

В-четвертых, стала появляться информация об инцидентах, связанным с оскорблением чувств верующих и осквернением предметов религиозного почитания. Можно предположить, что такого рода правонарушения также могут быть связаны с общим информационным полем и ситуацией в мире. В связи с тем, что наиболее ярко на мировые события реагируют именно подростки и молодежь (более подвержены внешнему влиянию), можно предположить рост подобных инцидентов в дальнейшем.

Кроме того, у молодежи в этом возрасте (примерно 15-20 лет, старшие подростки и юноши) происходит формирование мировоззрения, в свою очередь Запад и Украина стремятся сформировать у российской молодежи чувство «коллективной вины» за происходящее. Под этим давлением как раз появляется большое количество дел из-за непонимания молодежью сути внешнего влияния. Это указывает на необходимость особого внимания к работе по профилактике религиозного (и не только) экстремизма в молодежной среде.

Таким образом, есть понимание того, что в связи с полиэтничностью существует проблема идентификации личности как части определенного национального сообщества. Потребность личности принадлежать соответствующему национальному сообществу продиктована психологической потребностью человека в определении собственного места в картине мире и обществе, что обусловлено стремлением каждого человека обрести единство с окружающим миром, найти собственное место, предназначение, обрести идентичность с неким сообществом.

В современном мире в условиях глобальных изменений возникает проблема в индивидуальной интеграции в размытое понятие «социальное общество», тогда как культурно-символическое пространство представляет собой более понятную структуру, с определенными правилами, особенностями поведения и отличающими символами. Именно культурное пространство позволяет сформировать идентичность, обрести целостность и структуру, присущую определенному социальному сообществу. За последние столетия именно национальная форма идентичности преобладала в структуре социального самоопределения большинства европейских народов [22].

Кризис культурной идентичности опосредован современными глобализационны-ми процессами, которые способствуют трансформации привычного социального пространства и диктуют новые поведенческие особенности. В связи с этим формируется новая система мирового устройства, результатом чего становится формирование этнической и религиозной идентичности на основе старых представлений и особенностей, в связи с чем можно сказать, что происходит трансформация идентичности, то есть создание нового на основе привычного старого.

Изменение культурных ценностей влияет на человека в пространстве массовой культуры, в связи с чем личность чувствует себя частью глобального сообщества и обретает новую культурную идентичность, которая может характеризоваться более ослабленным чувством принадлежности к своему национальному государству, собственной культуре и народу. Такие процессы возникают в результате переживания кризиса идентичности, который проходят успешно далеко не все индивиды, в связи с повышением тревоги за будущее и ростом неопределенности в повседневном мире. То есть трансформация идентичности, вызванная кризисом идентичности, из-за глобальных мировых изменений ослабляет чувство принадлежности к определенному культурному сообществу и способствует росту тревожности населения из-за длительного пребывания в ситуации неопределенности, что пагубно сказывается на психологическом климате социума [20].

Рост тревожности в контексте трансформации идентичности связан еще и с тем, что в меняющемся мире прежние базовые идентичности заменяются новыми и больше

не выполняют привычных функций, из-за чего человек утрачивает чувство укорененности и принадлежности, лишается психологически важного ощущения части большого сообщества, в связи с чем происходит ломка старых и поиск новых или дополнительных оснований групповой солидарности.

В качестве выводов можно выделить следующие реперные точки.

1. Тенденции экстремистских проявлений в образовательных организациях глобально имеют прямую связь с внешними (социальными, политическими, информационными) факторами.

2. Для минимизации рисков роста экстремистских проявлений, а также снижения общих имеющихся показателей необходима адаптация существующих и разработка новых подходов и методов работы по профилактике экстремизма.

3. В осуществляемой работе по профилактике необходимо учитывать не только региональную специфику (методы должны адаптироваться), но и всех участников образовательного процесса (педагоги, родители обучающиеся).

4. Профилактическая работа должна осуществляться не только с так называемой «группой риска», но и быть направлена на недопущение формирования условий и причин экстремизма.

Список литературы

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2016. 736 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

3. О Противодействии экстремистской деятельности: федер. Закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015): принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 27.06.2002: одобрен Советом Федерации Федер. собр. РФ 10.07.2002 // Рос. газ. 2002. 25 июля.

4. Олимпиев А. Ю., Кодзоков А. Х. О некоторых аспектах экстремизма неофитов в Российской Федерации // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2019. № 3. С. 141-144.

5. Осипов А. П. Противодействие терроризму и экстремизму // Закон и право. 2021. № 2. С. 89-91.

6. Ирошников Д. В., Гайдук С. Л. Теоретико-правовой анализ новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 18-23.

7. Яхьяев М. Я. Факторы воспроизводства экстремизма и терроризма в современной России: комплексный анализ // Исламоведение. 2016. № 3. С. 26-39.

8. Гринько С. Д. Профилактика молодежного экстремизма // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 133-135.

9. Рыкова И. Ю. Экстремизм в молодежной среде: причины возникновения, особенности и пути противодействия // Вестник КРУ МВД России. 2018. № 4 (42). С. 26-28.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,

от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020, № 31, ст. 4398.

11. Рыкова И. Ю. Религиозный экстремизм как угроза конституционному строю современной России // Вестн. Краснодарского ун-та МВД России. 2017. № 2 (36). С. 36-40.

12. Свечников Н. И., Кандрина Е. С. Противодействие распространению религиозного экстремизма в молодежной среде // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (51). С. 97-110. DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3016-2019-3-10.

13. Мирсаидова Н. Религиозный Экстремизм // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 115-118.

14. Гаджимурадова Г. И. Формирование мусульманских сообществ в Европе и возникновение религиозного экстремизма в условиях неконтролируемой миграции // Власть. 2016. № 10. С. 194-197.

15. Оганесян С. С. «Человек верующий» и «человек религиозный» - разные понятия современной ментальной эпохи // НИР. Современная коммуникативистика. 2017. № 4. С. 27-34.

16. Малыхина Т. А. Некоторые особенности, связанные с предупреждением и расследованием экстремистских и террористических проявлений в современной молодежной среде // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 1 (9). С. 51-56. DOI: https://doi.org/10.24411/2587-9820-2019-10032.

17. Мазина О. Н. К вопросу о профилактике молодежного экстремизма в образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5, Т. 7. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/46PSMN519.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

18. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3034.

19. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968. 336 p.

20. Седова Л. И. Национальная идентичность: тенденции трансформации // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2. С. 69-81. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-69-81.

21. Малафеева М. А. Экстремистские проявления в образовательных организациях Российской Федерации в 2017-2021 годах: динамика, статистика, тенденции: мо-ногр. М.: Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации, 2022. 89 с.

22. Малыгина И. В. Культурные идентичности в постглобальном мире // Вестн. Московского гос. лингвист. ун-та. Гуманитарные науки. 2021. № 13 (855). С. 348-361. DOI: https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_13_855_348.

References

1. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. Moscow: Mir i obrazovanie, 2016. 736 p.

2. Bolshaya sovetskaya entsiklopediya. In 30 vols. Ed. by A. M. Prokhorov. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1969-1978.

3. O Protivodeystvii ekstremistskoy deyatelnosti: feder. Zakon Ros. Federatsii ot 25 iyulya 2002 No. 114-FZ (red. ot 23.11.2015): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. RF 27.06.2002: odobren Sovetom Federatsii Feder. sobr. RF 10.07.2002. Ros. gaz. 2002. 25 July.

4. Olimpiev A. Yu., Kodzokov A. Kh. O nekotorykh aspektakh ekstremizma neofitov v Rossiyskoy Federatsii. Vestn. Moskovskogo un-ta MVD Rossii. 2019, No. 3, pp. 141-144.

5. Osipov A. P. Protivodeystvie terrorizmu i ekstremizmu. Zakon i pravo. 2021, No. 2, pp. 89-91.

6. Iroshnikov D. V., Gayduk S. L. Teoretiko-pravovoy analiz novoy Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Yuridicheskaya nauka. 2016, No. 2, pp. 18-23.

7. Yakhyaev M. Ya. Faktory vosproizvodstva ekstremizma i terrorizma v sovremennoy Rossii: kompleksnyy analiz. Islamovedenie. 2016, No. 3, pp. 26-39.

8. Grinko S. D. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021, No. 1, pp. 133-135.

9. Rykova I. Yu. Ekstremizm v molodezhnoy srede: prichiny vozniknoveniya, osobennosti i puti protivodeystviya. Vestnik KRUMVD Rossii. 2018, No. 4 (42), pp. 26-28.

10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 No. 6-FKZ, ot 30.12.2008 No. 7-FKZ, ot 05.02.2014 No. 2-FKZ, ot 01.07.2020 No. 11-FKZ). In: Sobranie zakonodatelstva RF. 01.07.2020, No. 31, Art. 4398.

11. Rykova I. Yu. Religioznyy ekstremizm kak ugroza konstitutsionnomu stroyu sovremennoy Rossii. Vestn. Krasnodarskogo un-ta MVD Rossii. 2017, No. 2 (36), pp. 36-40.

12. Svechnikov N. I., Kandrina E. S. Protivodeystvie rasprostraneniyu religioznogo ekstremizma v molodezhnoy srede. Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 2019, No. 3 (51), pp. 97-110. DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3016-2019-3-10.

13. Mirsaidova N. Religioznyy Ekstremizm. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016, No. 12-4, pp. 115-118.

14. Gadzhimuradova G. I. Formirovanie musulmanskikh soobshchestv v Evrope i vozniknovenie religioznogo ekstremizma v usloviyakh nekontroliruemoy migratsii. Vlast. 2016, No. 10, pp. 194-197.

15. Oganesyan S. S. "Chelovek veruyushchiy" i "chelovek religioznyy" - raznye ponyatiya sovremennoy mentalnoy epokhi. NIR. Sovremennaya kommunikativistika. 2017, No. 4, pp. 27-34.

16. Malykhina T. A. Nekotorye osobennosti, svyazannye s preduprezhdeniem i rassledovaniem ekstremistskikh i terroristicheskikh proyavleniy v sovremennoy molodezhnoy srede. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. 2019, No. 1 (9), pp. 51-56. DOI: https://doi. org/10.24411/2587-9820-2019-10032.

17. Mazina O. N. K voprosu o profilaktike molodezhnogo ekstremizma v obrazovatelnoy srede. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019, No. 5, Vol. 7. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/46PSMN519.pdf (accessed: 14.10.2023).

18. Federalnyy zakon ot 25.07.2002 No. 114-FZ "O protivodeystvii ekstremistskoy deyatelnosti". In: Sobranie zakonodatelstva RF. 2002, No. 30, Art. 3034.

19. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968. 336 p.

20. Sedova L. I. Natsionalnaya identichnost: tendentsii transformatsii. Gumanitarnyy vektor. 2022, Vol. 17, No. 2, pp. 69-81. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-69-81.

21. Malafeeva M. A. Ekstremistskie proyavleniya v obrazovatelnykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii v 2017-2021 godakh: dinamika, statistika, tendentsii: monogr. Moscow: Tsentr profilaktiki religioznogo i etnicheskogo ekstremizma v obrazovatelnykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, 2022. 89 p.

22. Malygina I. V. Kulturnye identichnosti v postglobalnom mire. Vestn. Moskovskogo gos. lingvist. un-ta. Gumanitarnye nauki. 2021, No. 13 (855), pp. 348-361. DOI: https://doi. org/10.52070/2542-2197_2021_13_855_348.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 6

Статья поступила в редакцию 24.10.2023 The article was received on 24.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.