Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 164-169 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):164-169
Политология и этнополитика
Научная статья УДК 323.2
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-164-169
EDN AECYNS
Патриотическое воспитание молодежи
как инструмент противодействия экстремизму
Давид Кромвелович Григорян1, Евгения Николаевна Кондратенко2, Николай Валериевич Пилягин3
1 2, 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9411-8418 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0286-5131 [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ проблемы экстремистских настроений в молодежной среде и возможности их профилактики. Отмечается, что образовательная среда и патриотическое воспитание являются действенными инструментами в вопросах противодействия экстремизму. Выявлено, что не менее значима проблема воспитательно-этнического и просветительского характера по предупреждению незаконных действий со стороны молодёжи. Образовательный процесс закладывает в сознание студента познавательные и профессиональные интересы, развивает возможности строить жизненные планы и вырабатывать духовно-нравственные идеалы, которые определяют внутренние позиции личности.
Ключевые слова: молодежная политика, патриотизм, патриотическое воспитание, противодействие экстремистской деятельности, экстремизм, юношеский максимализм
Для цитирования: Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Пилягин Н. В. Патриотическое воспитание молодежи как инструмент противодействия экстремизму // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 164-170. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-164-170. EDN AECYNS
Politology and Ethnopolitics
Original article
Patriotic education of youth as a tool to counter extremism David K. Grigoryan1, Evgenia N. Kondratenko2, Nikolay V. Pilyagin3
1 2, 3South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia
1Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9411-8418 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0286-5131 [email protected]
Abstract. The article analyzes the problem of extremist sentiments among young people and the possibility of their prevention. It is noted that the educational environment and patriotic education are effective tools in countering extremism. It has been revealed that the problem of educational, ethnic and educational nature of preventing illegal actions by young people is no less significant. The educational process puts cognitive and professional interests in the student's mind, develops opportunities to build life plans and develop spiritual and moral ideals that determine the inner positions of the individual.
© Григорян Д. К., Кондратенко Е. H., Пилягин H. В., 2023 164
Keywords: patriotism, patriotic éducation, extremism, youth policy, countering extremist activities, youthful maximalism
For citation: Grigoryan D. K., Kondratenko E. N., Pilyagin N. V. Patriotic education of youth as a tool to counter extremism. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):164-169. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-164-169. EDN AECYNS
Экономическое и геополитическое соперничество, в условиях которого находится современное Российское государство, особо актуализирует вопросы, связанные с проявлением патриотических позиций среди населения. Это обусловливает стабильность национальной безопасности России, снижение напряженности, экстремистских настроений и, как следствие, ведет к устойчивому развитию нашей страны.
Экстремизм - одна из злободневных проблем нашего времени, приобретающая значительные масштабы в различных сферах общественной жизни. Проявляется он в совершаемых преступлениях, а именно, разрушении общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей [1, c. 140].
В Российской Федерации юридическое определение действий экстремистской направленности содержится в статье 1 ФЗ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно данному закону, выделим некоторые характерные черты экстремисткой деятельности1:
- нарушение целостности РФ и изменение основ конституционного строя насильственным способом;
- деятельность террористического характера и публичное оправдание данной деятельности;
- возбуждение розни: социальной, расовой, религиозной и национальной;
- пропаганда в отношении людей, их превосходства или неполноценности, так же расовой, национальной, социальной и религиозной принадлежности;
- препятствие в осуществлении гражданами их избирательного права и права на участие в референдуме, либо же нарушение тайны голосования;
- пропаганда, либо публичная демонстрация нацисткой символики и атрибутики;
- публичные призывы к деятельности экстремистского характера, и распространение заведомо подготовленных материалов;
- финансирование и содействие в вышеперечисленных деяниях.
В этой связи возникает необходимость изучения инструментов противодействия экстремизму в образовательной среде, одним из которых является патриотизм.
На протяжении существования человечества образование разных поколений было натуральной необходимостью и важным условием их выживания и становления. Благодаря эволюции изменялось в целом воспитание детей, трансформируясь от простой родительской заботы о детях, значительно отличающейся в различных странах и на различных ступенях экономическо-общественной формации, к постепенному оформлению интенсивной государственной политической деятельности. Наряду с этим выходили в свет всевозможные научные концепции и доктрины воспитания молодежи.
В начале XX века часто встречалось свободное воспитание молодых людей, основателем которой является французский философ, беллетрист Жан Жак Руссо.
Новшеством в СССР в конце 1980-х годов была педагогика сотрудничества, основоположниками которой числятся преподаватели Амонашвили Ш. А. [2], Шаталов В.Ф. [3] Образование по предоставленной системе исполняется на принципах «делай, как я», когда перед учениками ставится значимая задача, а вслед за тем нужно воплотить в жизнь определенные дела, приближающие к выполнению предоставленной цели.
Патриотизм в обыкновениях российского народа считается качеством личности, проявляющимся в любви к собственному Отечеству, лояльности ему, но самое ключевое - в готовности работать и отстаивать интересы Родины. Возможно ретроспективно проследить главные исторические рубежи формирования сферы и содержания патриотического воспитания в РФ. При этом нужно отметить свойственную индивидуальность - всякий раз патриотическое образование смешивалось с конкретной целью. Например, на Руси в воспитании грядущих дружинников закладывалась задача быть ведущей военнослужащей мощью и советниками князя. Ко второй половине XVI в. патриотизм получает определенные политические очертания, делается синонимом служения величавому князю, а вслед за тем - повелителю.
Во времена Петра I девиз «Бог, Повелитель и Отечество» стал ключевым содержанием и значением патриотического воспитания, а сам патриотизм практически стал базой русской государственной идеологии. В сентябре 1911 года ввели «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4 165
Politology and Ethnopolitics
Grigoryan D. K., Kondratenko E. N., Pilyagin N. V. Patriotic education of youth as a tool to counter extremism
к военной службе», в результате чего у детей укреплялась вера в бога, беззаветная приверженность Отечеству, воспитывались нужные заступнику Отчизны духовные и физиологические свойства. Ещё в утвержденной в 1722 году царем Петром I «Табели о рангах» честная служба Отечеству, радение в муниципальных делах ставились повыше множества иных свойств и наград, закреплялись как обязательное условие получения чинов, наград и званий [4, c. 319].
В мышлении юного поколения понятия «Родина» и «государство» достаточно различные - часто слово «Родина» вызывает лестные ощущения, а с «государством» зачастую связывают всевозможные отрицательные смыслы. Как разъясняет в собственной работе «Феномен Российского патриотизма: социально философский анализ» Я. И. Стрелецкий: «И если Родину гражданин любит, то государство, которое не сделало ему ничего хорошего - любви не достойно» [5, c. 71].
В силу главной партийной идеологии периода СССР степень патриотизма в стране был необыкновенно высоким, собственно, что практически и явилось подспорьем для победы советского народа в Великой Отечественной войне. В то же время, необходимо выделить, что в самом содержании русского патриотизма был в приоритете классовый расклад, верность идее пролетарского интернационализма.
В начале 1990-х годов в результате распада СССР случилось резкое понижение значения действовавшей раньше системы патриотического воспитания молодежи и лишь только, благодаря инициативе офицеров, созданию ими социальных компаний, патриотическая работа осталась на определенном уровне. Только со сменой власти, выбором Президента В. В. Путина случилось понимание значимости и надобности проведения целенаправленного патриотического воспитания молодежи.
Одной из ведущих задач патриотического воспитания молодежи, считается понимание молодым человеком собственной русской идентичности. Воспитание детей является основным фактором, влияющим на их развитие и становление в целом. В этой связи, следует понимать, что система образования не может полностью гарантировать применение на практике всех мер, направленных на развитие толерантности и прививания терпимости у молодежи к представителям иных национальностей. Специфика экстремизма среди молодежи обуславливается особенным социально-групповым цветом. Уязвимость молодого поколения перед экстремистскими движениями появляется из-за слабой социальной, политической и правовой грамотности [6, с. 164]. В дополнение к этому можно отнести и юношеский максимализм, который играет ключевую роль в большинстве инцидентов.
Развитие чувства патриотизма является фундаментальной частью процесса воспитания и, в целом, всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Особенно актуальной темой для России является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, что обусловлено высоким уровнем социальной активности и интеллектуального потенциала.
Интеграция народностей с целью безопасности российского общества является главной задачей, так как патриотическая мысль - это мощный механизм, который является источником развития политической культуры и консолидации людей и народов. Таким образом, неопровержима актуальность проблемы возрождения духовных и моральных чувств граждан России с помощью патриотического воспитания. При всем этом необходимо принципиально не допустить формальный подход в плане реализации мероприятий патриотической направленности.
В настоящее время, среди проблем патриотического воспитания выделяют группу проблем научно-педагогического характера. Среди них:
- проблемы формирования и развития систем патриотического воспитания в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования,
- трансформация специфики и содержания патриотически направленного воспитательного образовательного процесса,
- создание непрерывного образования,
- развитие инфраструктуры патриотического воспитания,
- учет возрастных категорий детей и молодежи при формировании и организации воспитательного процесса.
Совершенствование данного процесса должно охватывать все уровни профессионального образования, включая техникумы, колледжи и иные учреждения начального и среднего профессионального образования, нельзя упускать из внимания и высшее образование (вузы, институты, академии и т.д.].
Одной из важных задач средних и высших учебных заведений является вопрос о включении студентов в воспитательную среду жизнедеятельности образовательного учреждения. Для студентов характерно развитие мотивационной сферы личности, посредством которой они определяют свое место в жизни, учитывая аспекты своей будущей профессии, формируя свое моральное сознание. Образовательный процесс закладывает в сознание студента познавательные и профессиональные
интересы, развивает возможности строить жизненные планы и вырабатывать духовно-нравственные идеалы, которые определяют внутренние позиции личности.
Комплексный подход в решении проблем, связанных с проявлением экстремистских наклонностей у молодежи, используют практически все регионы нашей стране. В этой связи нам интересно проанализировать организацию данной деятельности в Ростовской области.
Ростовская область всегда была одним из самых многонациональных регионов, на территории которого проживают различные этнические группы. Для каждой такой этнической группы характерны собственная история, уникальные культурные и религиозные ценности. Ввиду такого исторического многообразия народностей повышается риск развития экстремистских идей среди молодежи.
Поэтому логично, что именно в Ростовской области огромное значение имеет оперативное и правильное решение остро стоящей проблемы экстремизма.
Резкий рост числа преступлений экстремистской направленности зафиксирован в Ростовской области. Об этом свидетельствуют данные Генпрокуратуры за 2022 год. Общее количество выявленных преступлений выросло на 173% и стало максимальным за 12 лет1.
А именно, в 2022 году в Ростовской области зафиксирован 41 случай экстремизма. В 2021-м их было всего 17. Кроме того, показатель 2022 года стал самым большим за всю статистику с 2010 года, а Ростовская область взлетела по количеству таких преступлений с 16 на 5 место в РФ.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ноябрь
2022
Прирост (+/-) Я Значение ___I
Диаграмма 1. Динамика преступлений экстремистской направленности в Ростовской области за 2010-2022 гг.
Fig. 1. Dynamics of extremist crimes in the Rostov region in 2010-2022
Одной из причин роста числа преступлений экстремистского характера является географическое расположение Ростовской области, т.к. она находится в непосредственной близости с территориями, на которых ведутся боевые действия, а в столице региона базируется центр их управления. Внешние силы, с целью противостояния Специальной военной операции, пытаются подорвать стабильность в данном субъекте.
Необходимо отметить, что несмотря на это, в Ростовской области предприняты меры профилактического характера в вопросах патриотического воспитания и противодействия экстремизму среди молодежи. Так, 1 сентября 2016 г.а В.Ю. Голубев утвердил комплексный план совместных мероприятий
1 В Ростовской области за 2022 год резко выросло число случаев экстремизма. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.1rnd.ru/news/3529542/v-rostovskoj-oblasti-za-2022-god-rezko-vyroslo-cislo-slucaev-ekstremizma/ (Дата обращения - 23.11.23).
Politology and Ethnopolitics
Grigoryan D. K., Kondratenko E. N., Pilyagin N. V. Patriotic education of youth as a tool to counter extremism
Минобразования РО с ГУ МВД по РО, следственным управлением СК РФ по РО, Советом ректоров вузов РО по формированию у обучающихся непринятия идеологии национального, расового, религиозного экстремизма. В рамках данных мероприятий сотрудники и специалисты включились в плодотворную работу по следующим направлениям:
- проведение опросов среди обучающихся об отношении к экстремизму;
- обмен информацией касаемо лиц, которые наиболее подвержены влиянию идеологии экстремизма;
- проведение индивидуальных профилактических работ;
- ведение в образовательных организациях тематических уроков и лекций [7, с. 10].
Также с целью предотвращения проявлений экстремизма среди молодёжи в Ростовской области реализуется множество программ, одна из них - «Профилактикум». Она реализуется комитетом по молодёжной политике совместно с Ростовпатриотцентром. Данная программа рассчитывается на год и охватывает подверженную психологическим влияниям молодёжь от 14 до 22 лет. В рамках программы разрабатываются методические рекомендации по проведению профилактических работ. Данные рекомендации необходимо применять органам исполнительной власти региона, имеющим подведомственные образовательные организации, а также Совету ректоров вузов Ростовской области. Программа предлагает проведение ряда мероприятий и семинаров:
- в рамках реализации методических рекомендаций организация профилактических мероприятий в образовательных учреждениях;
- ведение методической онлайн-базы по профилактике экстремисткой деятельности;
- организация дебат-турниров в муниципальных образованиях;
- проведение тематических мероприятий по вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма среди молодежи в рамках окружных и региональных молодежных форумов.
Посредством межведомственного взаимодействия осуществляется профилактика экстремизма и воспитание патриотических чувств в студенческой среде. Ежегодно проводится более полусотни информационно-профилактических встреч на базе образовательных учреждений Ростовской области. За последние пять лет была организована работа в 10 крупных вузах Ростова-на-Дону координаторов комитета по молодёжной политике. Каждый месяц координаторы привлекают более 500 человек в профилактическую деятельность, проводят встречи в формате дискуссий, круглых столов по направлению: профилактика экстремисткой деятельности, наркомании и информационной безопасности в сети интернет.
Отметим, что в Южно-Российском институте управления РАНХиГС также проводит ряд мероприятий по противодействию экстремисткой деятельности, выделим некоторые из них:
1. Региональный студенческий форум «Молодёжь против экстремизма» состоялся 10 октября 2018 года. Целью форума было повышение уровня правовой и правозащитной культуры в молодежной среде, возрождение традиций безусловного уважения к закону и правопорядку, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, непринятии идей экстремистского содержания.
2. Межвузовский круглый стол «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма, деструктивного поведения в молодежной среде», который прошёл 10 апреля 2022 года. Целью круглого стола было содействие профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде через формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей и создание новой моти-вационной основы, способствующую предупреждению проявлений терроризма и экстремизма в студенческой среде.
3. Интерактивная лекция с приглашенными экспертами по обсуждению комплексных проблем противодействия экстремистской деятельности в регионе и в России, оценке состояния нормативной базы и судебной практики по делам экстремистской направленности. В рамках лекции эксперты обсудили психологические аспекты вовлечения в экстремистскую деятельность. В частности - роль семьи в предпосылках к нетерпимости к другим нациям, этносам, людям, исповедующим другую религию. В круглом столе приняли участие студенты-политологи ЮРИУ РАНХиГС и курсанты Ростовского юридического института МВД России.
Мероприятия, осуществляемые вышеперечисленными общественными и образовательными организациями, органами власти, призваны сформировать у их участников гражданскую позицию, укрепить межнациональные отношения, повысить общественную активность и уровень патриотизма среди молодого поколения. Деструктивные процессы усиливают актуальность вопросов борьбы с экстремизмом в молодежной среде. Не менее значима проблема воспитательно-этнического и просветительского характера по предупреждению незаконных действий со стороны молодёжи.
Список источников
1. Ищенко Д. П., Григорян Д. К. Молодежный экстремизм как способ самореализации в обществе и достижения власти// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 2 (129]. С. 139-143.
2. Амонашвили Ш. А. Истина Школы. М., 2006. 80 с.
3. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 84 с.
4. Тимошенко Ю. В. Развитие патриотического воспитания в России // Молодой ученый. 2018. № 25 (211]. С. 319-322.
5. Стрелецкий Я. И. Феномен российского патриотизма: социально философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6. С. 71-77.
6. Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Ларкин А. Н. Проблема влияния интернет-технологий на политическое сознание молодежи в современной России// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 164-168.
7. Гуськов И. А Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в Ростовской области: актуальные проблемы, традиции, новые подходы и лучшие практики. // Обзор. НЦПТИ. Электрон. дан. 2018. № 9. С. 8-21.
References
1. Ishchenko D. P., Grigoryan D. K. Youth extremism as a way of self-realization in society and achievement of power. Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021;2(129]:139-143. (In Russ.]
2. Amonashvili S. A. The Truth of the School. Moscow; 2006. 80 p. (In Russ.]
3. Shatalov V. F. Pedagogical prose. Arkhangelsk: Sev.-Zap. book publishing house; 1990. 84 p. (In Russ.]
4. Timoshenko Yu. V. The development of patriotic education in Russia. Young scientist. 2018;25(211]:319-322. (In Russ.]
5. Streletsky Ya. I. The phenomenon of Russian patriotism: a socio-philosophical analysis. Society: philosophy, history, culture. 2018;(6):71-77. (In Russ.]
6. Grigoryan D. K., Kondratenko E. N., Larkin A. N. The problem of the influence of Internet technologies on the political consciousness of youth in modern Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3]:164-168. (In Russ.]
7. Guskov I. A. Countering the ideology of terrorism and extremism in the Rostov region: current issues, traditions, new approaches and best practices. Review. NCPTI. Electron. dan. 2018;(9]:8-21. (In Russ.]
Информация об авторах
Д. К. Григорян - кандидат политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС; доцент кафедры криминалистики и оперативно-розыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России.
Е.Н. Кондратенко - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС.
Н. В. Пилягин - магистрант факультета политологии ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
D. K. Grigoryan - Cand. Sci. (Polit.], Professor at the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA; Associate Professor at the Department of Criminalistics and Investigative Activities of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
E. N. Kondratenko - Cand. Sci. (Polit.], Associate Professor at the Department of Political Science and Ethnopolitics of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
N.V. Pilyagin - Master's student at the Faculty of Political Science of South-Russia Institute of Management -branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts.
Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 01.12.2023.