DOI 10.24411/2076-1503-2020-10971 ЗОРЬКИНА Анна Александровна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Молодежный экстремизм в России настоящего времени многогранен. К нему можно отнести политический и религиозный экстремизм, терроризм, идеи и поведение молодежи как отдельной возрастной группы. В настоящей статье проанализированы виды молодежного экстремизма в России, причины, обусловливающие его распространение, методы предупреждения экстремистских настроений в студенческой молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм; студенческая среда; терроризм; пропаганда; профилактика экстремизма.
ZORKINA Anna Aleksandrovna,
PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Procedure, Surgut State University
COUNTERING EXTREMISM IN THE STUDENT ENVIRONMENT: CURRENT PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION
Annotation. Youth extremism in Russia today is multi-faceted. It can include political and religious extremism, terrorism, ideas and behavior of young people as a separate age group. This article analyzes the types of youth extremism in Russia, the reasons for its spread, and methods for preventing extremist sentiments among students.
Key words: extremism; student environment; terrorism; propaganda; prevention of extremism.
Молодежь считается наиболее восприимчивой социальной группой для внедрения экстремистской идеологии. Экстремизм в молодежной среде может проявлять себя в презрительном отношении к социальным нормам и правилам поведения, а также в организации противоправных формирований. Возможно проявление нетерпимости в отношении граждан других национальностей или приверженцев иных политических, моральных и религиозных убеждений. Незакрепленность моральных установок психологии молодых людей выражается незрелостью и нетерпимостью в суждениях, нерациональным восприятием и недостаточным анализом потока получаемой информации, неспособностью отделять достоверную информацию от фейковой [1].
Сейчас молодежь живет в условиях перманентной неопределенности, что является причиной тревоги за свое будущее. В силу социально-психологической индивидуальности, молодые люди способны быстро накапливать и реализовы-вать протестный потенциал, что обусловливает вовлечение их в экстремистские формирования.
Наиболее часто встречающаяся причина зарождения экстремистской идеологии среди молодых людей - низкий экономический уровень жизни; деградация нравственных ориентаций; недостаточность профилактики в различных структурах образовательного процесса.
Определение экстремистской деятельности в «Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г.» и 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4] заключается в оценке по объекту деятельности (политический, этнический, религиозный экстремизм) и ее формам (организационный блок).
К политическому экстремизму относят такие виды противоправной деятельности, как:
- разжигание социальной розни;
- открытое оправдание терроризма, террористическая деятельность;
- осуществление преступных действий по причинам политической, идеологической ненависти и вражды;
- распространение и открытое демонстрирование нацистской символики;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
- официальное заведомо ложное обвинение должностного лица государства в экстремизме.
К этническому экстремизму относится:
- разжигание расовой, национальной розни;
- популяризация уникальности, превосходства либо неполноценности человека по расовым, национальным, языковым особенностям;
- несоблюдение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, языковой принадлежности;
- осуществление противоправных действий по причинам расовой, национальной ненависти и вражды.
Религиозным экстремизмом называют:
- разжигание религиозной вражды;
- пропаганду превосходства либо неполноценности человека по религиозной принадлежности или отношению к религии;
- противоправные действия, обусловленные религиозной ненавистью или враждой [2].
Организационный блок объединяет перечисленные виды экстремизма: открытые призывы к экстремизму, популяризация явных экстремистских материалов, их производство и хранение; организация, подготовка, провоцирование экстремизма; его финансирование, оказание учебной, полиграфической, материально-технической поддержки, телефонной и прочих видов связи и информационных услуг.
Политическим экстремизмом движут радикальные идеологии, отвергающие устройство общества и прибегающие к насильственным мерам для его переустройства. К левым радикалам относят объединения анархистов, маоистов, неомарксистов, к правым - неофашистские группировки.
Основой этнического экстремизма является идеология этнического национализма, преподносящая этническую общность как наивысшую ценность, тогда как все прочие именуются «чужими» и характеризуются отрицательно.
Современный религиозный экстремизм определяется, в первую очередь, направлениями исламского фундаментализма, предлагающими программу принудительного переустройства общества, соответственно идеалу «подлинного, неискаженного ислама». Есть экстремистские направления и организации христиан, иудеев и иных религий [5].
При анализе данных от Министерства юстиции РФ 2017-2018 гг.: «Федеральный список экстремистских материалов», можно определить, что основная масса экстремистских материалов тиражируется в интернете. При этом наибольший объем материалов экстремистской направленности находился в социальной сети «Вконтакте»
(58%), на сайтах с доменом «.ru» (16%), на YOUTUBE и сайтах с доменами «.com» (по 9%) и «.net» (7%) [6].
Исследование содержания экстремистских материалов, исходя из вышеприведенной классификации, раскрывает следующую ситуацию. Наибольший вклад вносят источники этнического экстремизма - 43%, среди которых 33% являются русскими националистами. По темам преобладают два основных направления - запугивание миграцией из азиатских и кавказских регионов и установление русской нации в качестве господствующего этноса.
На втором месте находятся экстремистские религиозные и антирелигиозные источники - 31%, из которых 20% относятся к исламистским материалам. Преимущественные темы исламистов -джихад против неверных, информация о запрещенных в России экстремистских направлениях, идея создания глобального халифата.
На третьем месте - экстремистские материалы, относящиеся к неофашистским (21%) и про-тестным (5%) [5]. Допустимо предположение, что специфика студенчества как социальной группы (в противовес школьникам-старшеклассникам, обучающимся в системе среднего профессионального образования и работающей молодежи) делает его в особой степени восприимчивым к влиянию радикальных концепций левых (постсоветские неомарксисты), центристов (протестный либерализм), правых (исламизм). Обучающиеся старших классов, СПО, работающая молодежь в большей степени подвержены влиянию лозунгов неофашизма, этнического национализма, исламизма, поскольку они выдвигают быстрые, радикальные и агрессивные идеи.
В федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены две линии противодействия экстремизму, которые сводятся к профилактике и выявлению / предупреждению / пресечению экстремистской деятельности организаций и физических лиц [4].
Факторы, обусловливающие молодежный экстремизм, могут быть как внешними, в рамках социальных институтов, так и внутренними, связанными со становлением личности.
К внешним факторам относятся:
- положительная или одобрительная оценка радикализма и экстремизма на уровне первичной социализации: родителей, братьев, сестер, друзей, школьных учителей;
- лояльная или одобрительная оценка радикализма и экстремизма с позиций преподавателей вузов, инертность администрации в обнаружении и профилактике радикальных и экстремистских идей и поступков студентов, по причине
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
отсутствия идеологии в образовательном процессе;
- агитационная деятельность радикальных групп в соцсетях, имеющих популярность в студенческой среде;
- отсутствие перспектив работы после окончания вуза, обусловленное существующей политико-экономической системой.
К внешним факторам относятся:
- психологическая предрасположенность некоторой части молодежи к агрессии и девиант-ному поведению;
- поиск «смысла жизни» и групповой идентичности в период формирования мировоззрения, предпочтение для самоутверждения экстремальной референтной группы, низкая степень толерантности;
- возрастное стремление к риску, сопротивлению традициям и авторитетам [3].
Методы нейтрализации экстремизма и радикализма в среде студенческой молодежи необходимо выстраивать при помощи профилактики воздействия внешних и внутренних причин.
Существует несколько ведущих психопрофилактических подходов к превенции проявлений экстремизма. Подход, основой которого является информирование об экстремизме и организациях экстремистского толка, включает в себя донесение информации об опасности националистической или политической идеологии. В рамках данного подхода проводятся акции, создаются различные проекты, имеющие своей целью информирование молодых людей об экстремизме. Данный метод желательно комбинировать с другими, для повышения эффективности. Основой подхода, ориентированного на аффективное обучение, является теория о том, что проявление нетерпимого отношения к другим людям присуще индивидам с плохо развитой эмоциональной сферой. У таких молодых людей наблюдаются такие факторы риска, как низкая самооценка, отсутствие навыков сопереживания, эмпатии. Это является причиной их готовности, любой ценой, даже через деструктивные действия, влиться в группу сверстников и стать там «своими». Аффективный подход учит управлять своими эмоциями, при этом модель аффективного обучения увеличивает свою эффективность в совокупности с другими методами.
Подход, построенный на воздействии социальных факторов, базируется на концепции важности социальной среды для развития личности. В рамках программ социальной профилактики экстремизма проводятся тренинги по устойчивости к социальному давлению, которые желательно посещать молодежным лидерам, проводящим
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
профилактическую деятельность в вузах и студенческих общежитиях.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков, практикует методы поведенческой модификации. Начальная стадия экстремистской деятельности может представлять собой демонстрацию отчуждения от принятых установок и выражение протеста по отношению к ценностям социальной среды. Подобная модель поведения чаще всего подталкивает молодых людей стать участником определенной субкультуры. Исследователи подчеркивают, что именно агрессия представляет собой ведущий фактор деструктивного поведения молодых людей. Различные программы, основанные на данной теории, направлены на формирование жизненных навыков и неподверженности деструктивным социальным воздействиям.
Подход, построенный на продвижении деятельности, альтернативной экстремистской, предусматривает создание студенческих социальных программ, ориентированных на реализацию в рамках закона стремления к риску, острым ощущениям, проявлению активности, присущей молодежи, тем самым снижая риск проявления агрессии, в том числе экстремистской. Эти программы могут включать в себя творческую деятельность, тренировки в экстремальных видах спорта, создание студенческих клубов.
Стоит отметить, данные социальные программы достаточно эффективно зарекомендовали себя в студенческих объединениях с высокой выраженностью деструктивного поведения [3].
Таким образом, при организации работы по противодействию экстремизму в студенческой среде, следует ориентироваться на проведение превентивных мероприятий, таких как:
- улучшение социальной среды обучающихся с созданием в ней пространства для конструктивного взаимодействия, побуждение к получению положительных эмоций от участия в различных проектах и самореализации;
- выработку методов разрушения экстремистского поля при помощи формирования конструктивных социальных зон;
- организация коррекционной работы, ориентированной на профилактику агрессивного поведения, развитие навыков социального взаимодействия, рефлексии, толерантного поведения и выхода из деструктивных организаций.
Результатом превентивных мероприятий в вузе должно стать формирование толерантной, ответственной личности с гражданственными ценностями.
Заключение: Противодействие экстремизму в студенческой среде не должно опираться исклю-
чительно на силовые методы. Меры, ориентированные на противодействие экстремистским проявлениям, должны воздействовать на психологию молодых людей, оказывая эффективное влияние на их мировоззрение.
В задачи современного образования должна входить системная профилактическая работа со студентами, изучение специфики молодежной социальной среды, установление причин агрессивного поведения, а также помощь в осознанном противостоянии деструктивным процессам. При подготовке профмероприятий в вузе необходимо принимать во внимание международный опыт, этноконфессиональные и политические факторы, для создания толерантной и безопасной образовательной среды.
Список литературы:
[1] Довгяло В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде. // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2018. -№ 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ profilaktika-ekstremizma-v-molodezhnoy-srede-1 (дата обращения: 25.10.2020).
[2] Неверов А.П. Теоретические аспекты вовлечения общественных молодежных организаций в противодействие идеологии терроризма и экстремизма. // Обзор НЦПТИ. - 2018. - № 1 (12). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/teoreticheskie-aspekty-vovlecheniya-obschestvennyh-molodezhnyh-organizatsiy-v-protivodeystvie-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma (дата обращения: 25.10.2020).
[3] Никитина Т.А., Терентьева И.А. Формирование системы профилактики экстремизма в студенческой среде: опыт Оренбургского государственного университета. // Вестник ПАГС. - 2020. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-sistemy-profilaktiki-ekstremizma-v-studencheskoy-srede-opyt-orenburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.10.2020).
[4] О противодействии экстремистской деятельности: Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ URL:https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 25.10.2020).
[5] Расторгуев С.В. Экстремизм в молодежной среде современной России: виды, факторы распространения, мягкие технологии профилактики. // Полит. наука. - 2018. - №4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-
molodezhnoy-srede-sovremennoy-rossii-vidy-faktory-rasprostraneniya-myagkie-tehnologii-profilaktiki (дата обращения: 24.10.2020)
[6] Сажина Н.М., Ступенко Т.Н. Педагогическая профилактика экстремизма и терроризма среди студентов ВУЗа. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. -С. 165-168. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56432. htm.
Spisok literatury:
[1] Dovgjalo V.K. Profilaktika jekstremizma v molodezhnoj srede. // Vestnik PGGPU. Serija № 3. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. - 2018. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-eks-tremizma-v-molodezhnoy-srede-1 (data obrash-henija: 25.10.2020).
[2] Neverov A.P. Teoreticheskie aspekty vov-lechenija obshhestvennyh molodezhnyh organizacij v protivodejstvie ideologii terrorizma i jekstremizma. // Obzor NCPTI. - 2018. - № 1 (12). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-vovlech-eniya-obschestvennyh-molodezhnyh-organizat-siy-v-protivodeystvie-ideologii-terrorizma-i-ekstrem-izma (data obrashhenija: 25.10.2020).
[3] Nikitina T.A., Terent'eva I.A. Formirovanie sistemy profilaktiki jekstremizma v studencheskoj srede: opyt Orenburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. // Vestnik PAGS. - 2020. - №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-pro-filaktiki-ekstremizma-v-studencheskoy-sre-de-opyt-orenburgskogo-gosudarstvennogo-universi-teta (data obrashhenija: 25.10.2020).
[4] O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti: Feder. zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ URL:https:// base.garant.ru/12127578/ (data obrashhenija: 25.10.2020).
[5] Rastorguev S.V. Jekstremizm v molodezhnoj srede sovremennoj Rossii: vidy, faktory raspros-tranenija, mjagkie tehnologii profilaktiki. // Polit. nauka. - 2018. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekstremizm-v-molodezhnoy-srede-sovre-mennoy-rossii-vidy-faktory-rasprostraneniya-myagk-ie-tehnologii-profilaktiki (data obrashhenija: 24.10.2020)
[6] Sazhina N.M., Stupenko T.N. Pedagogich-eskaja profilaktika jekstremizma i terrorizma sredi studentov VUZa. // Nauchno-metodicheskij jelektron-nyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 24. - S. 165-168. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56432.htm.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020