Научная статья на тему 'Зарубежный опыт практики профилактики экстремизма среди подростков'

Зарубежный опыт практики профилактики экстремизма среди подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1782
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / РЕЛИГИЯ / ШКОЛА / РАДИКАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / EXTREMISM PREVENTION / RELIGION / SCHOOL / MAKING TEENAGERS RADICAL / COUNTERACTING EXTREMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надыршин Тимур Маратович

В статье сделан обзор существующей практики профилактики экстремизма среди подростков в зарубежных странах. Рассмотрено современное российское законодательство в области профилактики экстремизма в школе. Несмотря на значительную развитость законодательства в данной области в образовательных стандартах изучению явления экстремизма отводится мало места. Результаты обзора существующих программ и движений для школьников в таких странах, как Дания, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австралия и Россия, свидетельствуют о важности формирования гражданской идентичности, моральной устойчивости против экстремизма и развития самоуправления учащихся. Кроме этого в статье рассмотрены основные направления работы со школьниками в рамках реализации профилактики экстремизма, среди них изучение этого явления на уроках, вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность, развитие шефства, помощь в получении трудовых и образовательных возможностей, конкурсы для религиозных меньшинств и получение школьниками неконфессионального религиозного образования. В статье охарактеризованы основные методические проблемы, которые мешают школе бороться с экстремизмом и его проявлениями. Это, прежде всего, публичная взаимозаменяемость понятий «экстремизм», «терроризм», «радикализм» и проблема секулярной индоктринации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in the extremism prevention practice among adolescents

The article reviews the existing practice of preventing extremism among adolescents in foreign countries. The modern Russian legislation in the field of extremism prevention in school is considered. Despite the considerable development of legislation in this area, little space is allocated to the study of the phenomenon of extremism in education standards. The results of a survey of existing programs and movements for schoolchildren in such countries as Denmark, Britain, France, the Netherlands, Australia and Russia speak about the importance of developing the civic identity, moral stability against extremism, and the development of students'' selfmanagement. In addition, the article focuses on the main areas of work with schoolchildren in the extremism prevention, among them there is the study of this phenomenon on the lessons, the involvement of students in volunteer activities, the development of patronage, assistance in obtaining labor and educational opportunities, contests for religious minorities, and non-confessional Religious Education for schoolchildren. The article lists major methodological problems that interfere with the school combating extremism and its manifestations. This is, first of all, the public interchangeability of the concepts of “extremism”, “terrorism”, “radicalism” and the problem of secular indoctrination.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт практики профилактики экстремизма среди подростков»

УДК 37 ББК 74

зарубежный опыт практики

профилактики экстремизма среди подростков

FOREIGN EXPERIENCE IN THE EXTREMISM PREVENTION PRACTICE AMONG ADOLESCENTS

Надыршин Тимур Маратович

Ученый секретарь Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье сделан обзор существующей практики профилактики экстремизма среди подростков в зарубежных странах. Рассмотрено современное российское законодательство в области профилактики экстремизма в школе. Несмотря на значительную развитость законодательства в данной области в образовательных стандартах изучению явления экстремизма отводится мало места. Результаты обзора существующих программ и движений для школьников в таких странах, как Дания, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австралия и Россия, свидетельствуют о важности формирования гражданской идентичности, моральной устойчивости против экстремизма и развития самоуправления учащихся. Кроме этого в статье рассмотрены основные направления работы со школьниками в рамках реализации профилактики экстремизма, среди них изучение этого явления на уроках, вовлечение учащихся в волонтерскую

Nadyrshin Timur M.

Scientific Secretary of Kuzeev Institute for Ethnological studies of Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]

Abstract. The article reviews the existing practice of preventing extremism among adolescents in foreign countries. The modern Russian legislation in the field of extremism prevention in school is considered. Despite the considerable development of legislation in this area, little space is allocated to the study of the phenomenon of extremism in education standards. The results of a survey of existing programs and movements for schoolchildren in such countries as Denmark, Britain, France, the Netherlands, Australia and Russia speak about the importance of developing the civic identity, moral stability against extremism, and the development of students' self-management. In addition, the article focuses on the main areas of work with schoolchildren in the extremism prevention, among them there is the study of this phenomenon on the lessons, the involvement of students in volunteer activities, the development of

деятельность, развитие шефства, помощь в получении трудовых и образовательных возможностей, конкурсы для религиозных меньшинств и получение школьниками неконфессионального религиозного образования. В статье охарактеризованы основные методические проблемы, которые мешают школе бороться с экстремизмом и его проявлениями. Это, прежде всего, публичная взаимозаменяемость понятий «экстремизм», «терроризм», «радикализм» и проблема секулярной индоктринации.

major methodological problems that interfere with the school combating extremism and its manifestations. This is, first of all, the public interchangeability of the concepts of "extremism", "terrorism", "radicalism" and the problem of secular indoctrination.

patronage, assistance in obtaining labor and educational opportunities, contests for religious minorities, and non-confessional Religious Education for schoolchildren. The article lists

Ключевые слова: профилактика экстремизма, религия, школа, радикализация подростков, противодействие экстремизму.

Keywords: extremism prevention, religion, school, making teenagers radical, counteracting extremism.

Террористические акты последних десятилетий продемонстрировали, что институт государства с сильной экономикой, армией, административной структурой не может быть полностью защищен от экстремизма. Именно в среде молодежи проблема радикализации стоит особенно остро. Большинство тех, кто становится подвержен влиянию радикализма на Западе, - это юноши, находящиеся в возрасте от 15 до 25 лет [1, с. 23]. Политическое оформление радикализма способно привести человека к экстремизму. Именно поэтому школа - это первый государственный институт, который должен вырабатывать инструменты по борьбе с экстремизмом.

В России юридическое определение того, что является экстремизмом, содержится в ст. 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Ряд нормативных актов России указывают на важность общего образования для профилактики экстремизма. В ст. 5 ФЗ № 436-Ф3 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» говорится о том, что запрещена информация, «обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ» [2, с. 12].

Статья 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» указывает, что лицам, участвовавшим в экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ в работе в школе [3]. Документ, который конкретизирует положения указанного ФЗ, - это «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». В данном документе в п. 27 выделены основные направления противодействия экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики. Многие из

этих направлений непосредственно направлены на общее образование: здесь и мероприятия по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к этносам и религиям, проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма; включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей; проведение социологических исследований.

В целях совершенствования мер по противодействию терроризму в Российской Федерации, в том числе недопущения вовлечения молодежи в противоправную деятельность, вносится изменение в п. 4 ч. 1 ст. 48 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающее обязанность педагогических работников по формированию гражданской позиции, в том числе отрицание идеологии экстремизма и терроризма [4].

В образовательном стандарте также закреплены положения, внимание которых направлено на практику профилактики экстремизма: согласно ФГОС, цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - формировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию, а также учащиеся должны знать основные опасные и чрезвычайные ситуации и их последствия. Среди этих чрезвычайных ситуаций указаны «Экстремизм и терроризм» [5, с. 20].

Обобщая вышеуказанные сведения, следует указать, что государство предприняло ряд шагов по актуализации проблемы профилактики экстремизма в школе. Несмотря на значительную развитость законодательства в данной области, в образовательных стандартах изучению данного явления отводится мало места. На данный момент рассмотрение явления экстремизма предусмотрено только на уроках ОБЖ.

В отечественной литературе в ряде работ исследован уровень развития профилактики экстремизма в школьной среде. Г. А. Хакимова отмечает, что знания школьников о проблеме экстремизма после уроков ОБЖ закрепляются плохо [6]. Е. В. Сальниковым и С. А. Гаврилиным были опрошены учителя на предмет потребностей педагогов в области профилактики экстремизма [7, с. 2]. В статье отмечается, что педагоги мало знакомы с административным законодательством в части, касающейся противодействия экстремизму. Более чем очевидно, что в педагогической среде существует смутное представление о том, что представляют собой экстремистские материалы, что такое Федеральный список экстремистских материалов и как с ним можно ознакомиться [7, с. 8].

Данная тема привлекает и зарубежных исследователей. В работе авторов программы "Beyond Bali" отмечается важность развития эмоциональных компетенций, которые бы позволили отвечать на вызовы экстремизма [8]. В статье Л. Ф. Барнс рассматривается взаимоотношение секулярных и религиозных идей в школе. По мнению автора, секуляризация может стать причиной конфликта и вызвать социальную напряженность среди школьников [9]. В методическом пособии К. Кристмана подробно освящены базовые теории радикализации, а также обеспечивающие ее факторы [10].

Особое внимание в работах зарубежных ученых уделяется проблеме использования изучения религии в школе, как инструмента профилактики экстремизма. По мнению Л. Гирона, это неизбежно приведет к тому, что религиозное образование будет

служить исключительно целям политической или государственной безопасности [11, с. 131]. В работе Д. Моулина дана оценка роли неконфессионального религиозного образования в Великобритании после событий 11 сентября 2001 г. Это событие заставило пересмотреть статус, наполнение и методику преподавания этого предмета [12]. Намеки на теракты в Нью-Йорке в 2001 г. в предмете теперь присутствуют повсеместно [12, с. 160].

Профилактика экстремизма является важным направлением образования в повестке дня большинства стран. Далее будут рассмотрены основные формы профилактики экстремизма в системе школьного образования, которые существуют в мировой практике, в том числе и России.

Первая часть посвящена основным причинам, которые влияют на процесс радикализации подростков. Вторая часть - это обзор существующих программ и движений для подростков, которые уже реализованы на уровне отдельных государств, в том числе и России. Эти программы представляют интерес для обзора, так как их работа направлена на личностное развитие молодежи и может стать эффективным инструментом в профилактике экстремизма. В третьей части статьи будут перечислены основные направления работы со школьниками в рамках реализации профилактики экстремизма. В конце будут рассмотрены основные методические проблемы, которые мешают школе бороться с экстремизмом и его проявлениями.

Причины вовлечения школьников в экстремистскую среду

Мотивация молодого человека на вступление в экстремистскую группировку может быть связана со следующими факторами:

1. Эмоциональная уязвимость (чувства гнева, отчужденности, бесправия), которая часто связана с отрывом от родной культуры или духовным поиском.

2. Недовольство законными методами удовлетворения социального или политического протеста. В этом случае молодой человек не видит в существующем строе возможности генерировать политические изменения.

3. Сочувствие к притесняемым группам или личный опыт притеснения.

4. убежденность в том, что насилие против государства и его символов может быть морально оправдано. Зачастую здесь может присутствовать следующий штамп: «Государство не в состоянии остановить пороки общества».

5. Чувство поддержки со стороны группы/движения (статус, уважение, авторитет).

6. Тесные социальные связи с группой (друзья или родственники) [10, с 33]

В подходе Бартлета, Бирдвелла и Кинга причины радикализации рассмотрены с позиций влияния группы на индивида. По их мнению, есть 5 факторов, которые обеспечивают вхождение молодого человека в радикальную группировку:

1. Эмоциональный отклик в борьбе с несправедливостью:

а) поверхностные знания по религии, узкое или буквальное восприятие священных текстов;

б) привлекательные нарративы (например, истории про мусульман, которые находятся «под атакой злого Запада»);

в) распространенность экстремистских видео.

2. Острые ощущения и «крутость» пребывания в контркультурной организации:

а) неидеологические причины оставаться в организации (материальные или личные преференции для членов группы);

б) истории про других радикалов и их приключения.

3. Статус и внутренний кодекс чести.

4. Давление со стороны общества (развивает чувство солидарности).

5. Отсутствие альтернативных источников информации, которые могли бы заставить члена ячейки сомневаться в ее деятельности [10, с. 28].

Один их крупнейших психиатров США, автор книги «Сетевые структуры терроризма», член комиссии по расследованию терактов 11 сентября Марк Сайджман выявляет 4 этапа радикализации, которые могут идти в разной последовательности:

1. Чувство нравственного негодования (например, унижение единоверцев, издевательство над кем-то из близких людей).

2. Противоестественное мировосприятие (когда нарушение тех или иных норм общества, например, воспринимается как борьба с религией).

3. Резонанс с личным опытом (дискриминация, низкая социальная мобильность).

4. Мобилизация через СМИ, Интернет (гнев в социальных сетях, форумах и т. д.) [10, с. 13].

Три предложенные выше системы во многом дублируют положения друг друга. Можно увидеть, что вхождение в радикальную группировку чаще всего связано не с рациональными или материальными, а эмоциональными причинами. Именно поэтому перечисляемые ниже программы включают в направления своей деятельности именно воспитание эмоциональной компетентности.

Программы профилактики экстремизма для подростков

Большинство государственных программ имеют разделы, посвященные механизмам профилактики экстремизма у школьников. Например, часть разделов британской программы противодействия экстремизму под названием Prevent посвящены исключительно работе с молодежью [13]. В России во многих школах есть программы профилактики экстремизма. Кроме того, мы считаем, что ресурсы созданного в 2015 г. Российского движения школьников, а также патриотического движения Юнармия могут быть использованы как инструмент профилактики экстремизма. Однако в данном разделе будут указаны не общегосударственные программы и стратегии профилактики экстремизма, а лишь отдельные инициативы, которые включают в себя работу со школьниками, но результаты их деятельности могут быть эффективными против экстремизма.

Sjakket. Программа Sjakket (дат. 'Команда') стартовала в Дании с 1991 г. как инициатива для «уличных детей». Вскоре появилась необходимость в организации, куда бы дети

смогли свободно приходить и не нужно было бы регистрироваться. Sjakket активно работала с волонтерскими учреждениями, в том числе и для организации спортивных мероприятий [14, с. 58].

Les Scouts Musulmans de France. Программа действует во Франции с 1990 г. Ее основатель - мусульманский суфийский ученый и писатель шейх Халед Бентунес. Попытки создать Les Scouts Musulmans de France (фр. 'Скауты-мусульмане Франции') наталкивались на сильнейшее сопротивление внутри страны и были реализованы лишь при поддержке руководства мирового движения скаутинга. Формы работы движения - это походы, поездки, кемпинг и другие мероприятия на свежем воздухе. Группа разрабатывает образовательные рекомендации по широкому кругу вопросов, твердо привержена природоохранной деятельности и готова к работе в области межконфессионального диалога. Скауты ведут активное обсуждение и работают по таким вопросам, как интеграция, сегрегация, радикализация и неравенство в сфере образования [14].

Actieplan Slotervaart: Het tegengaan van radicalisering. В районе Амстердама Slotervaart компактно проживают мусульмане. Данный район получает отдельное финансирование для реализации программ против радикализации. Программа вовлекает многочисленных участников, среди которых органы местного самоуправления, мечети, организации мигрантов. Academia Islamica - один из образовательных проектов программы. Его целью является работа по развитию гражданской идентичности молодежи, организация дебатов и работа с молодыми людьми, которые находятся в группе риска [14].

Alk Saath. Программа действует в Великобритании с 1998 г. В середине 1990-х гг. обострилось противостояние между бандами г. Слау и района Лондона Саутолли, молодежными группами среди индусов, мусульман и сикхов. На расовой почве неоднократно были случаи применения физического насилия. Благодаря усилиям конфликтолога Дадли Викса противостояние было преодолено. 30 марта 1998 г. по телевидению был показан документальный фильм «Миротворец», посвященный работе Дадли Викса по преодолению сложившихся в этом районе противоречий. Для того чтобы предотвратить дальнейшие столкновения, Дадли Викс создал группу по преодолению конфликтов, которая носит название Aik Saath (на трех языках: хинди, пенджабский, урду переводится 'Вместе как один'). Сюда вошли представители разных вероисповеданий и не только выходцы из Южной Азии. Город Слау - один из самых этнически пестрых населенных пунктов Великобритании. На сегодняшний день организация распространила свою работу на всю столицу и остальные графства Англии. Круг деятельности организации довольно широк: образовательная и социальная работа со школьниками, студентами, членами молодежных организаций; подготовка экспертов, обучение методам конструктивного решения конфликтов, демифологизация экстремистских идеологий, борьба с расизмом и буллингом [15].

Beyond Bali. Пятимодульная программа действует в Австралии с 2012 г. и направлена на 15-16-летних детей. Название программы Beyond Bali (англ. 'После Бали') отсылает к терактам на о. Бали в 2002 г., где погибло множество граждан Австралии. Программа предлагает концептуальные нормы, направленные на способность школьников развивать моральную устойчивость против попыток вовлечения в экстремистскую среду [8, с. 370].

Программа включена в Систему общего образования Австралии и включает в себя 5 уровней интеллектуально-морального развития:

1) эмпатия;

2) моральное обоснование;

3) осознанность;

4) принятие решений;

5) творческий подход [8, с. 379].

Анализируя и обобщая меры различных стран по профилактике экстремизма, нужно сделать следующие выводы.

1. Многие инициативы появились в результате кровавых событий, как, например, Aik Saath или Beyond Bali.

2. Значительная часть существующих практик зиждется частично на элементах самоуправления молодежи (Sjakket; Aik Saath; Les Scouts Musulmans de France; Muslim Girls). Это дает возможность школьникам самостоятельно формировать повестку дня и принимать решения. Другой важный фактор для развития подобных программ - это отсутствие бюрократических сложностей при вступлении и неформальных характер объединений [1, с. 36].

3. Опыт большинства указанных программ не обязательно привязан к какой-то одной местности, а может быть творчески переосмыслен и перенесен в другие регионы. Например, организация скаутов мусульман теперь действует и в Великобритании.

4. Отличительной чертой всех государственных программ является включение в список рекомендаций формирование общегражданской идентичности.

5. Значительная часть этих инициатив направлена на религиозную молодежь, и в первую очередь мусульман, как, например, Muslim Girls Inclusion, Les Scouts Musulmans de France, Aktieplan). Другие же носят внеконфессиональный характер (Sjakket) или инспирированы влиянием нескольких конфессий (Aik Saath).

Направления профилактики экстремизма со школьниками

Представленные ниже направления профилактики экстремизма являются обобщенными и могут включать в себя широкий спектр видов деятельности. Также необходимо учитывать, что на последних этапах радикализации какие-то формы работы не только не помогут, но и могут усугубить поврежденное экстремизмом сознание школьника.

1. Обзор темы «экстремизм» и его последствий на уроке. В данном случае речь идет о подаче явления экстремизма на курсе «Основы безопасности жизнедеятельности. По мнению В. С. Щербакова, роль учителя данного предмета в условиях профилактики экстремизма выходит на первый план [16, с. 1]. Тем не менее наряду с этим все предметы гуманитарного цикла направлены на противодействие экстремизму, так как в них заключено формирование компетенций, которые бы создавали у школьников моральную устойчивость против данного явления.

2. Внешкольные мероприятия для молодежи, которые находятся в группе риска. Сюда можно отнести любые спортивные мероприятия, такие как футбол, а также игры на природе, туризм и кружки по развитию отдельных навыков [1, с. 26].

3. Вовлечение в волонтерскую деятельность. Данное направление может быть представлено любым спектром видов волонтерской деятельности, начиная от посещения домов престарелых, заканчивая мероприятиями, способствующими развитию общения между представителями разных религий, например совместная уборка мечетей и церквей [1, с. 32].

4. Воспитание эмоциональной компетентности - управление гневом, эмпатия, развитие технологии принятия решений, моральное рассуждение, развитие внимательности, решение кейсов на указанную тему, формирование навыков решения конфликтов без агрессии. В последние годы ситуация обострилась в связи с сетевой экспансией экстремизма [17].

5. Шефство - работа старших школьников или студентов с конкретными ребятами из группы риска, в том числе и в рамках школьного самоуправления.

6. Просвещение родителей - разъяснение им сути антиэкстремистских идей. Цель данного направления - показать родителям, что любой гражданин не застрахован от последствий данного явления [16, с. 2].

7. Помощь в получении образовательных возможностей.

8. Помощь в трудоустройстве [8, с. 373].

9. Конкурсы и поощрения для членов религиозных меньшинств. Иллюстрацией может служить реализованная в США молодежная премия для мусульман для создания у их сверстников положительных моделей поведения [1, с. 59].

10. Реализация раздаточного материала - раздача брошюр, книг, буклетов, создание стенгазет, направленных на профилактику экстремизма, а также деятельности банд, бытовых преступлений [8, с. 373].

11. Неконфессиональное религиозное образование - изучение духовных традиций и религий народов, населяющих страну, с культурологических позиций.

Последнее направление является, по нашему мнению, ключевым. Полевые исследования, проведенные в регионах Южного Урала с целью изучения опыта реализации курса ОРКСЭ, продемонстрировали положительную обратную связь от учителей, учащихся, родителей: курс благотворно влияет на духовно-нравственное развитие школьников, развивает кругозор и формирует уважительное отношение к традиционным религиям народов России.

Необходимо отметить, что в мире позиция религиозного образования в школе сильно изменилась после терактов 11 сентября 2001 г. Религиозное образование как предмет воспринимался до этого события, как «Золушка образовательной программы». В начале 2000-х гг. изменилась система подготовки учителей уроков неконфессионального религиозного образования, а также отношение школьной администрации к данному предмету [12, с. 159].

Методические проблемы профилактики экстремизма

Одна из проблем, с которыми могут столкнуться учителя, - это отсутствие нужного уровня эмпатии. К примеру, А. Куотермейн отмечает, что многие ученики готовы обсуждать терроризм, в особенности на уроках, касающихся ислама. Проблема в том, что часто возникают вопросы, которые не относятся к делу и связаны с предубеждением. Задача учителя в данном случае быть готовым к такому сценарию [18].

Другая немаловажная проблема, которую отмечают разные авторы, - это то, что в голове школьников такие понятия, как «терроризм», «радикализм» и «экстремизм», просто перепутаны. В зависимости от контекста СМИ, политики и даже ученые по-разному трактуют указанные понятия.

Третья важная проблема связана с тем, что основная часть мировых программ рассматривает процессы радикализации преимущественно применительно к мусульманам [8, с. 372]. Вопросы профилактики экстремизма с учетом существования радикальных неоязыческих культов и неонацистов рассмотрены на порядок меньше.

Секулярная индоктринация - это процесс, который может отдалить учителя от школьников. Это явление, когда школа или другие государственные институты пытаются игнорировать существование религии. Опасность состоит в тех секулярных идеях, которые превозносят личную автономию и унижают традиционные ценности, подрывая существующие связи в обществе. Превознесение личной автономии может привести школьников к самопотворству и эгоцентризму [9, с. 136].

Значительная часть практик противодействия экстремизму ориентирована на расширение возможностей молодежи, однако кейсы, связанные с упором на дискуссию, представлены несколько меньше [1, с. 19].

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что профилактика экстремизма в школе -важное направление, которому уделяется сильное внимание на уровне государственной власти в России и других странах, хотя и в области развития стандартов образования данная область нуждается в развитии. Вместе с тем введение комплексного учебного курса ОРКСЭ, создание РДШ, Юнармии говорят о том, что в России развиваются важные инициативы, направленные на воспитание эмоциональной компетентности, вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность, спорт, культурные и научные мероприятия. Большое значение уделяется воспитанию патриотизма и формированию поведения, основанного на уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Именно общая историческая судьба народов нашей страны, межконфессиональный мир должны стать основным щитом против экстремизма в России.

Список литературы

1. Department for Communities and Local Government. Preventing Support for Violent Extremism through Community Interventions: A Review of the Evidence. - London: Department for Communities and Local Government, 2010. - 81 p.

2. Законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. - М.: Издание гос. думы, 2014. - 224 с.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности // Российская газета. - 2002. - № 138-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования у обучающихся отрицания идеологии экстремизма и терроризма». - 2016. - URL: ми-нобрнауки.рф/документы/5847/файл/7791/15.pdf (дата обращения: 04.07.2017).

5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D 0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543/%D 1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0 %B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20189Zrtf (дата обращения: 04.07.2017).

6. Хакимова Г. А. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе // Вестн. Нижневартовского гос. ун-та. 2011. - № 2. - С. 60-67.

7. Сальников Е. В., Гаврилин С. А. Отдельные аспекты профилактики экстремизма в образовательных школах // Проблемы безопасности. - 2013. - № 2. - С. 1-14.

8. Aly A., Taylor E., Karnovsky S. Moral Disengagement and Building Resilience to Violent Extremism: An Education Intervention // Studies in Conflict & Terrorism. - 2014. -Vol. 37, No. 4. - P. 369-385.

9. Barnes L. Religion, Education and Conflict in Northern Ireland // Journal of Beliefs Values. - 2005. - Vol. 26, No. 2. - P. 123-138.

10. Christmann K. Preventing religious radicalisation and violent extremism: A systematic review of the research evidence. - London: Youth Justice Board, 2012. - 77 p.

11. Gearon L. The Counter Terrorist Classroom: Religion, Education, and Security // Religious Education. - 2013. - Vol. 108, No. 2. - P. 129-147.

12. Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. - 2012.

- Vol. 107, No. 2. - P. 158-173.

13. Prevent Strategy. - London: HM Government, 2011. - 116 p.

14. The Change Institute. Study on the best practices in cooperation between authorities and civil society with a view to the prevention and response to violent radicalisation.

- London: The Change Institute, 2008. - 135 p.

15. The Aik Saath Team. About Us. - URL: http://www.aiksaath.com/about-intro (дата обращения: 04.07.2017).

16. Щербаков В. С. Современная подготовка педагогов школы к противодействию религиозному экстремизму (на примере преподавателей курсов «Основы без-

опасности жизнедеятельности») // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3, № 6-3. - С. 76-79.

17. Юнусова А. Б. Женщины в экстремистских сообществах // Научный журнал. -2017. - № 1 (14). - С. 1-4.

18. Quartermaine A. Discussing terrorism: a pupil-inspired guide to UK counter-terrorism policy implementation in religious education classrooms in England // British Journal of Religious Education. - 2016. - Vol. 38, No. 1. - P. 1-17.

References

1. Department for Communities and Local Government. Preventing Support for Violent Extremism through Community Interventions: A Review of the Evidence. London: Department for Communities and Local Government, 2010. 81 p.

2. Zakonodatelstvo o zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdoro-vyu i razvitiyu. Moscow: Izdanie gos. dumy, 2014. 224 p.

3. Federalnyy zakon ot 25 iyulya 2002 g. No. 114-FZ "O protivodeystvii ekstremistskoy deyatelnosti". Rossiyskaya gazeta. 2002, No. 138-139.

4. Proekt Federalnogo zakona "O vnesenii izmeneniya v statyu 48 Federalnogo zakona 'Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii' v chasti formirovaniya u obuchayushchikh-sya otritsaniya ideologii ekstremizma i terrorizma". 2016. Available at: minobrnauki. rf/dokumenty/5847/fayl/7791/15.pdf (accessed: 04.07.2017).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya 2010 g. No. 1897 "Ob utverzhdenii i vvede-nii v deystvie federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya". Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B 4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543/%D1% 84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0 %B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%201897.rtf (accessed: 04.07.2017).

6. Khakimova G. A. Terrorizm kak realnaya ugroza bezopasnosti v sovremennom ob-shchestve. Vestn. Nizhnevartovskogo gos. un-ta. 2011, No. 2, pp. 60-67.

7. Salnikov E. V., Gavrilin S. A. Otdelnye aspekty profilaktiki ekstremizma v obrazo-vatelnykh shkolakh. Problemy bezopasnosti. 2013, No. 2, pp. 1-14.

8. Aly A., Taylor E., Karnovsky S. Moral Disengagement and Building Resilience to Violent Extremism: An Education Intervention. Studies in Conflict & Terrorism. 2014, Vol. 37, No. 4, pp. 369-385.

9. Barnes L. Religion, Education and Conflict in Northern Ireland. Journal of Beliefs Values. 2005, Vol. 26, No. 2, pp. 123-138.

10. Christmann K. Preventing religious radicalisation and violent extremism: A systematic review of the research evidence. London: Youth Justice Board, 2012. 77 p.

11. Gearon L. The Counter Terrorist Classroom: Religion, Education, and Security. Religious Education. 2013, Vol. 108, No. 2, pp. 129-147.

12. Moulin D. Religious Education in England After 9/11. Religious Education. 2012, Vol. 107, No. 2, pp. 158-173.

13. Prevent Strategy. London: HM Government, 2011. 116 p.

14. The Change Institute. Study on the best practices in cooperation between authorities and civil society with a view to the prevention and response to violent radicalisation. London: The Change Institute, 2008. 135 p.

15. The Aik Saath Team. About Us. Available at: http://www.aiksaath.com/about-intro (accessed: 04.07.2017).

16. Shcherbakov V. S. Sovremennaya podgotovka pedagogov shkoly k protivodeystviyu religioznomu ekstremizmu (na primere prepodavateley kursov "Osnovy bezopas-nosti zhiznedeyatelnosti"). Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015, Vol. 3, No. 6-3, pp. 76-79.

17. Yunusova A. B. Zhenshchiny v ekstremistskikh soobshchestvakh. Nauchnyy zhurnal. 2017, No. 1 (14), pp. 1-4.

18. Quartermaine A. Discussing terrorism: a pupil-inspired guide to UK counter-terrorism policy implementation in religious education classrooms in England. British Journal of Religious Education. 2016, Vol. 38, No. 1, pp. 1-17.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.