Научная статья на тему 'Неправительственные организации как субъекты предупреждения религиозного экстремизма в Республике Казахстан'

Неправительственные организации как субъекты предупреждения религиозного экстремизма в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимбеков Мейрам Муратович

В статье рассмотрены проблемы участия неправительственных организаций Республики Казахстан (далее НПО) в предупреждении религиозного экстремизма. Цель работы заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на оптимизацию участия НПО в сфере предупреждения религиозного экстремизма. Предметом исследования выступили Законы, регламентирующие деятельность НПО в Казахстане, программные документы, направленные на противодействие религиозному экстремизму Государственные программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы и на 2018-2022 годы, решения судов Республики Казахстан, касающиеся ответственности НПО. Методологическую основу проведенного исследования составили общенаучные эмпирические методы исследования (сравнение, описание, изучение документов), а также междисциплинарные эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок). Сравнительный метод был применен для анализа опыта Великобритании в предупреждении религиозного экстремизма. Метод изучения документов был использован для сбора первичной криминологической информации в ходе анализа законов, решений судов, программных документов. Для сбора данных о фактах, мнениях были использованы две формы социологического опроса интервью и анкетирование, для получения мнений специалистов метод экспертных оценок. Посредством программированного опроса было выяснено мнение 10 специалистов государственных органов, осуществляющих профилактику религиозного экстремизма. При этом, в контексте получения необходимых сведений, опрос специалистов государственных органов представил трудность. Респонденты письменно (в ходе опроса) не были готовы откровенно высказываться о существующих проблемах, касающихся такой «острой» темы, как религиозный экстремизм. Более реалистичная картина смогла проявиться в ходе проведения интервью. Было проинтервьюировано 9 экспертов членов информационно-разъяснительных групп: 4 представителя государственных органов, осуществляющих профилактику религиозного экстремизма, 2 руководителя правоохранительного органа, 3 руководителя НПО негосударственных реабилитационных центров. Эмпирические данные, представленные в настоящей статье, были собраны автором в рамках проводимого им диссертационного исследования, связанного с предупреждением религиозного экстремизма. В статье автор приводит результаты проведенного эмпирического исследования, касающегося деятельности НПО в предупреждении религиозного экстремизма в рамках Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы (далее Программа 2013-2017) и Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы (далее Программа 2018-2022). Для репрезентативности полученных результатов выборка была составлена из представителей правоохранительных органов, специалистов государственных органов, а также представителей НПО, занятых в сфере предупреждения религиозного экстремизма. Результаты исследования свидетельствуют, что интервьюеры из числа государственных служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов в качестве проблемных акцентировали внимание на вопросах, связанных с качеством деятельности НПО и предупреждения финансирования в рамках вышеуказанных программных документов «фиктивных» НПО. Респонденты из числа экспертов представителей НПО, проблемные вопросы качества деятельности связывают с существующим механизмом привлечения НПО к работе по предупреждению религиозного экстремизма. Результаты исследования, по мнению автора, могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований и при совершенствовании законодательства Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неправительственные организации как субъекты предупреждения религиозного экстремизма в Республике Казахстан»

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева И.Ю., к.э.н. - Введение в макроэкономику: учебное пособие / Т.Ю. Матвеева. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 512с.

2. Сулейменов М.К., д.ю.н., профессор, Басин Ю.Г., к.ю.н., д.ю.н., профессор - Глава 40 «Страхование» Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Особенная часть).

REFERENCES

1. Matveeva I.Yu., Candidate of Economic Sciences. - Introduction to macroeconomics: a tutorial / T.Yu. Matveyev. - Moscow: State University Higher School of Economics, 2002. - 512p.

2. Suleimenov MK, Basin Yu.G. - Chapter 40 «Insurance» Commentary on the Civil Code of the Republic of Kazakhstan (Special Part).

УДК 343.97

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рахимбеков Мейрам Муратович

Научный сотрудник Центра по проблемам исследования и мониторинга законодательства, регламентирующего деятельность ОВД научно-исследовательского института Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, капитан полиции, е-тай: Rahimbekov. [email protected].

Ключевые слова: религиозный экстремизм; неправительственные организации; эффективность профилактики; субъекты профилактики религиозного экстремизма.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы участия неправительственных организаций Республики Казахстан (далее - НПО) в предупреждении религиозного экстремизма. Цель работы заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на оптимизацию участия НПО в сфере предупреждения религиозного экстремизма. Предметом исследования выступили Законы, регламентирующие деятельность НПО в Казахстане, программные документы, направленные на противодействие религиозному экстремизму - Государственные программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы и на 2018-2022 годы, решения судов Республики Казахстан, касающиеся ответственности НПО. Методологическую основу проведенного исследования составили общенаучные эмпирические методы исследования (сравнение, описание, изучение документов), а также междисциплинарные эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок). Сравнительный метод был применен для анализа опыта Великобритании в предупреждении религиозного экстремизма. Метод изучения документов был использован для сбора первичной криминологической информации в ходе анализа законов, решений судов, программных документов. Для сбора данных о фактах, мнениях были использованы две формы социологического опроса - интервью и анкетирование, для получения мнений специалистов - метод экспертных оценок. Посредством программированного опроса было выяснено мнение 10 специалистов государственных органов, осуществляющих профилактику религиозного экстремизма. При этом, в контексте получения необходимых сведений, опрос специалистов государственных органов представил трудность. Респонденты письменно (в ходе опроса) не были готовы откровенно высказываться о существующих проблемах, касающихся такой «острой» темы, как религиозный экстремизм. Более реалистичная картина смогла проявиться в ходе проведения интервью. Было проинтервьюировано 9 экспертов - членов информационно-разъяснительных групп: 4 представителя государственных органов, осуществляющих профилактику религиозного экстремизма, 2 руководителя правоохранительного органа, 3 руководителя НПО - негосударственных реабилитационных цен-

трое. Эмпирические данные, представленные в настоящей статье, были собраны автором в рамках проводимого им диссертационного исследования, связанного с предупреждением религиозного экстремизма.

В статье автор приводит результаты проведенного эмпирического исследования, касающегося деятельности НПО в предупреждении религиозного экстремизма в рамках Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы (далее - Программа 2013-2017) и Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы (далее - Программа 2018-2022). Для репрезентативности полученных результатов выборка была составлена из представителей правоохранительных органов, специалистов государственных органов, а также представителей НПО, занятых в сфере предупреждения религиозного экстремизма. Результаты исследования свидетельствуют, что интервьюеры из числа государственных служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов в качестве проблемных акцентировали внимание на вопросах, связанных с качеством деятельности НПО и предупреждения финансирования в рамках вышеуказанных программных документов «фиктивных» НПО. Респонденты из числа экспертов - представителей НПО, проблемные вопросы качества деятельности связывают с существующим механизмом привлечения НПО к работе по предупреждению религиозного экстремизма.

Результаты исследования, по мнению автора, могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований и при совершенствовании законодательства Республики Казахстан.

УК1МЕТТ1К ЕМЕС ¥ЙЫМДАР КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ Д1НИ ЭКСТРЕМИЗМНЩ АЛДЫН АЛУ СУБЪЕКТ1ЛЕР1 РЕТ1НДЕ

Мейрам М^рат^лы Рахымбеков

Казацстан Республикасы 1шю iстер министрiлiгi Б.Бейсенов атындагы Караганды академиясы Гылыми-зерттеу институтыныц гылыми цызметкерi, полиция капитаны, е-тай: [email protected]

ТYйiн свздер: д1ни экстремизм; укгметт1к емес уйымдар; профилактика тшмдшт; д1ни экстремизм профилактикасыныц субъектглерг.

Аннотация. Мацалада Казацстан Республикасыныц ук1метт1к емес уйымдарыныц (бу-дан эр1 - YЕ¥) д1ни экстремизмд1 ескертуге цатысу проблемалары царастырылган. Жумы-стыц мацсаты дти экстремизмд1 ескерту аясында YЕ¥-ныц цатысуын оцтайландыруга багытталган гылыми неггзделген усынымдарды дайындаумен сипатталады. Зерттеу ныса-ны - Казацстанда YЕ¥ цызметт реттейтт Зацдар, д1ни экстремизмге царсы эрекет етуге багытталган Мемлекеттт багдарламалар - 2013-2017 жылдары жэне 2018-2022 жылдары Казацстан Республикасында д1ни экстремизм мен терроризмге царсы эрекет бойынша Мем-лекеттт багдарламалар, YЕ¥жауаптылыгына цатысты Казацстан Республикасы сотыныц шеш1м1. Жург1зшген зерттеудщ эд1снамалыц нег1з1н зерттеудщ жалпы гылыми эмпирикалыц эд1стер1 (салыстыру, баяндау, цужаттарды зерделеу), сонымен цатар пэнаралыц эмпирикалыц эдгстер (сауалнама алу, сухбат алу, сараптамалыц багалау эд1с1) цурайды. Салыстыр-малы эд1с дти экстремизмд1 ескертуде ¥лыбритания тэж1рибес1н талдау Yшiн цолданылды. Кужаттард зерделеу эдш зацдарды, сот шешiмдерiн, багдарламалыц цужаттарды талдау барысында алгашцы криминологиялыц ацпараттарды жинау Yшiн цолданылды. Деректер мен птрлер туралы мэлiметтердi жинау Yшiн элеуметтт сурау алудыц сухбат жэне сауалнама сияцты ею нысаны, мамандардыц птрт алу Yшiн сараптамалыц багалау эдш цолданылды. Багдарламалыц сурау алу арцылы дти экстремизм профилактикасын ЖYзеге асы-ратын мемлекеттет органдардагы 10 маманныц пiкiрi аныцталды. Мемлекеттт органдар мамандарынан сурау алуда цажеттi мэлiметтердi алу циындыц тудырды. Респонденттер (сурау алу барысында) дти экстремизм сияцты «втшр» тацырыпца цатысты бар проблема-лар туралы ашыц айтуга дайын болмады. Сухбат алу барысында мейлтше шынайы ацпарат квршс бердi. 9 сарапшыдан (ацпараттыц-тYсiндiру тобыныц мYшелерi), дти экстремизм профилактикасын ЖYзеге асыратын мемлекеттт органдардыц 4 вкшнен, 2 цуцыц цоргау органдары басшысынан, 3 мемлекеттж емес оцалту орталыцтарыныц YЕ¥жетекшiлерiнен сухбат алынды. Мацаладагы эмпирикалыц мэлiметтердi автор дти экстремизмдi ескерту-мен байланысты взi ЖYргiзген диссертациялыц зерттеуi аясында жинацтады.

Мацалада автор YEY-ныц дгни экстремизмдг ескертуге цатысуына цатысты бурыннан цолданыста келе жатцан 2013-2017 жылдары Казацстан Республикасында д1ни экстремизм мен терроризмге царсы эрекет бойынша Мемлекеттт багдарламалар (будан эр1 - 2013-2017ж. Багдарлама) мен 2018-2022 жылдары Казацстан Республикасында д1ни экстремизм мен терроризмге царсы эрекет бойынша Мемлекеттт багдарламалардыц (будан эр1 - 2018-2022ж. Багдарлама) багдарламалыц цужаттарыныц кейб1р ережелерт «жергшкт1 жерлер-дег1» респонденттердщ цалай цабылдаганын баяндайды. Автордыц птртше зертеу нэти-желер1 будан эр1 гылыми зерттеулер жург1зуде Казацстан Республикасыныц зацнамасын жет1лд1руде пайдаланылатын болады.

NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS AS THE SUBJECTS OF PREVENTION OF RELIGIOUS EXTREMISM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Rakhimbekov Meiram Muratovich

Researcher of Scientific research Institute of Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Barimbek Beysenov, captain of the police. E-mail: [email protected]

Keywords: religious extremism; non-government organizations; efficiency of prevention; subjects of prevention of religious extremism.

Abstract. The problems of participating non-governmental organizations (hereinafter - NGOs) on the way of preventing religious extremism are considered in the article. The purpose of the study is to evolve scientifically proven recommendations aimed at optimizing NGOs participation on preventing religious extremism. The subject of the study was Laws regulating the NGOs activities in the Republic of Kazakhstan and strategic documents aimed at prevention of religious extremism: the National Program on Combating Religious Extremism and Terrorism in the Republic of Kazakhstan for 2013-2017 andfor 2018-2022, the decisions of the courts of the Republic of Kazakhstan regarding the NGOs responsibility. The methodological framework of the study was based on general scientific empirical methods, such as comparing, description and the analysis of the documents, as well as interdisciplinary empirical methods: questionnaire, interviewing and the method of peer review (expert estimations). Specifically, the method of comparing was usedfor analyzing the UK's experience on the way of preventing religious extremism. The analysis of the documents method was used for collecting the initial criminological information discovered while analyzing laws, court decisions and program documents. Two types of sociological approaches of asking respondents: questionnaire and interviewing were used in order to gather information about facts and opinions, whereas the method of the expert estimations was usedfor acquiring the specialists' opinion. Apartfrom this, while making a programmed survey the opinion of 10 civil workers personally working on the prevention of religious extremism was obtained. However, there were difficulties with regard to acquiring the necessary information while questioning the specialists of the state bodies: the respondents were not ready to answer frankly about existing problems related to such an «acute» problem as religious extremism, but they did respond frankly while being interviewed. There were 9 interviewed experts - the member of information and explanatory groups: 4 of them were working in the state bodies doing prevention of religious extremism, another 2 respondents were managers of law enforcement agencies and the last 3 were chiefs of NGOs - non-governmental rehabilitation centers. The empirical data represented in the article was obtained by the author while doing the research related to the prevention of the religious extremism.

In the article the author describes the perception of the respondents' working "in the field" with the provisions related to the participation of the NGOs on preventing religious extremism of the strategic documents - the earlier existing the National Program for Combating Religious Extremism and Terrorism in the Republic of Kazakhstan for 2013-2017 and current the National Program on Combating Religious Extremism and Terrorism in the Republic of Kazakhstan for 2018-2022. The results of the study have shown that the respondents working as the civil workers (including the law enforcement officials) emphasized that the more problematic issues are connected with preventing the financing of «fake» NGOs and the quality of the NGOs activities. The respondents working as chiefs of NGOs, in turn, pointed out that the shortcomings of the quality of the work are based on the existing procedure of involving NGOs to the work on preventing religious extremism.

The results of the study, from the author's perspective, can be used in the course of further scientific research, as well as on improving the Republic of Kazakhstan legislation.

После террористического акта в г. Акто-бе, имевшего место 5 июня 2016 года, на заседании Совета Безопасности Президентом страны было поручено разработать проект новой Программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан и выработать пакет законодательных инициатив в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124 Программа 2018-2022 была утверждена. Актуальность разработки нового программного документа была продиктована сохраняющимися вызовами и рисками. В Казахстане с 2011 по 2016 год динамика зарегистрированных экстремистских преступлений увеличилась в 4,9 раза (с 49 до 238), а число лиц, привлеченных к уголовной ответственности - в 2,4 раза (с 27 до 66) . По данным экспертов, только с 2013 года на стадии приготовления предотвращены 38 террористических актов (2013 год - 8, 2014 год - 3, 2015 год - 4, 2016 год - 12, 2017 год - 11), не допущен выезд в зоны террористической активности 680 рекрутов-казахстанцев (2013 год - 168, 2014 год - 136, 2015 год - 151, 2016 год - 91, 2017 - 62)1.

Обобщив опыт реализации Программы (2013-2017 гг.) разработчики новой Программы внесли некоторые корректировки в ее содержание. Программа 2018-2022 определяет две главные задачи - предупреждение проявлений религиозного экстремизма и предотвращение угроз терроризма. Среди основных направлений Программы 2018-2022 обозначено «привлечение НПО в профилактике религиозного экстремизма и терроризма»2.

В Казахстане к проблеме религиозного экстремизма НПО стали привлекать относительно недавно. Правовая основа для привлечения НПО к реализации государственных задач была создана в 2005 году3. По состоянию на сентябрь 2017 года в сфере профилактики религиозного экстремизма в Казахстане работали 24 НПО [1]. НПО привлекаются для выполнения государственных функций по таким направлениям, как: организация и проведение семинаров, конференций, лекций, круглых столов; оказание консультативной, психологической помощи жертвам деструктивных рели-

гиозных течений, их реабилитация; социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы; осуществление религиоведческой экспертизы по уголовным делам; аналитическая и издательская деятельность. НПО работают также с лицами, которые освободились из мест лишения свободы, для их социальной адаптации, а также населением, столкнувшимся с деструктивными и радикальными религиозными течениями. Кроме того, представители НПО входят в состав информационно-разъяснительных групп по вопросам профилактики религиозного экстремизма4.

Несмотря на актуальность и, казалось бы, детальную разработанность проблемы предупреждения религиозного экстремизма, вопросы и проблемы сотрудничества с НПО, не были до этого предметом специального изучения в Республике Казахстан5.

В ходе исследования нами была поставлена задача: эмпирическим путем попытаться определить отношение экспертного сообщества к предлагаемым направлениям реализации Программы 2018-2022. В ходе интервьюирования сотрудников правоохранительных органов, экспертов из числа НПО было установлено, что основная проблема ими видится вокруг вопроса, касающегося качества деятельности НПО в работе в рамках Программы. Проведенное нами сравнительно-правовое исследование показало, что со схожими проблемами, касающихся качества работы НПО по профилактике религиозного экстремизма, сталкивались британские исследователи. Криминологически значимые исследования участия НПО и местных общин в решении проблемы радикализации и противодействия экстремизму были проведены в работах Hodwitz [2], Spalek, Lambert [3], Lakhani [4], Thomas [5], Ekici, S.; Ekici, A.; McEntire, D. [б].

Одним из факторов, вызывающих необходимость привлечения НПО к работе в сфере профилактики религиозного экстремизма в Казахстане, является сложная специфика религиозных отношений. Результаты интервьюирования представителей НПО показало, что работа по реабилитации осужденных за экстремистские и террористические преступления (одна из функций НПО) является чрезвычайно трудоемкой в содержательном плане. Там

1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124 «Об

2 Данные правовой статистики КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан / Электронный ресурс [Режим доступа]: http://qamqor.gov.kz.

3Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года № 36 «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» / Электронный ресурс [Режим доступа]: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000036_

4 С начала года реабилитировано 1134 пострадавших от деятельности деструктивных религиозных течений // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://ctc-rk.kz/с-начала-года-реабилитировано-1134-пострю.html.

5 Отдельные аспекты взаимодействия правоохранительных структур и НПО в противодействии терроризму и экстремизму были опубликованы в Материалах международной научно-практической конференции 16 ноября 2017 года (см. список литературы).

нужно теологическое переубеждение, психологическая помощь. Такая работа должна вестись профессиональными теологами и психологами. Причем на непрерывной и системной работе. Возможности государственных органов в этой сфере ресурсно ограничены. Штатные психологи, имеющиеся в правоохранительных и специальных органах, в основном задействованы в исправительных учреждениях и при работе с конкретными лицами по отдельным преступлениям. Их возможности не могут быть использованы в масштабной профилактике. Поэтому часть государственных функций берут на себя НПО. Например, республиканский реабилитационный центр «Акниет» [НПО], ведет работу с осужденными за экстремистские и террористические преступления. За период действия Программы 2013-2017 реабилитационной работой «Акниет» было охвачено 1 344 верующих осужденных. 18 групповыми мероприятиями охвачено более 350 заключенных. В результате проведенной индивидуальной разъяснительной работы: отказались от такфиристских идей - 17 человек, перешли на умеренные позиции (на пути отхода) - 59 человек, остались твердо на радикальных убеждениях - 186.

Как показывают результаты опросов, представители государственных органов, привлекающие НПО к работе в сфере противодействия религиозному экстремизму, в целом положительно оценивают деятельность привлекаемых НПО которые. В подавляющем большинстве опросов респонденты отмечали, что никаких проблем с НПО не возникает: качество проводимых НПО мероприятий было надлежащим; случаев некачественного исполнения НПО работы не было; все НПО, участвующие в Программе соответствуют предъявляемым требованиям. Хорошие отзывы заказчиков [государственных органов] получает работа НПО «Ассоциация центров исследования религий». Движение «Kazakhstan for Peace», действующее под эгидой НПО «Ассоциация центров исследования религий», «Феникс» [7], «Н^рлы-Бшм», «Виктория» и др.

В то же время, результаты интервьюирования сотрудников правоохранительных органов, государственных органов, привлекающих НПО к работе в сфере противодействия религиозному экстремизму, а также отдельных экспертов из НПО высветили некоторые проблемы в ходе реализации Программы 2013-2017, имеющиеся в работе НПО. В

рамках настоящей статьи выделим две из них: участие в Программе «недобросовестных» НПО; использование в рамках Программы «фиктивных» НПО (используемых для целей хищения денежных средств, выделенных на государственные закупки).

Участие в Программе «недобросовестных» НПО

Порядок привлечения НПО к работе по профилактике религиозного экстремизма регламентирован Законом Республики Казахстан «О государственных закупках». Отбор НПО происходит на конкурсной основе через электронный портал государственных закупок. В конкурсе участвуют НПО, которые соответствуют требованиям, указанным в технической спецификации. Специфика государственных закупок такова, что в конкурсе выигрывает НПО, предложившая за исполнение заказа наименьшую сумму (т.е. выигрывают конкурс по ценовому предложению). Представители государственных органов, привлекающие НПО к работе в сфере противодействия религиозному экстремизму, в ходе интервью отмечали, что «недобросовестные» НПО вытесняют своих конкурентов за счет низкого ценового предложения. В итоге на выходе государственный орган зачастую получает некачественную продукцию.

По поводу участия в Программе 2018-2022 «недобросовестных» НПО выразили обеспокоенность и представители самих НПО. Об этом указывают результаты фокус-групповых обсуждений и экспертных интервью, проведенных ОФ «ЦСПИ «Стратегия», в рамках грантового проекта «Оценка деятельности неправительственных организаций в регионах, направленная на решение социально значимых проблем» в 2017 году. Так, среди проблем, препятствующих качественной работе, представители НПО указывают существующие процедуры проведения государственного социального заказа.

... Это демпинги. Допустим, если госзаказ на три миллиона, они («недобросовестные» НПО - М.Р.) могут ставить 800 тысяч. На 800 тысяч, что можно сделать, я не знаю» (ФГД, г. Павлодар)7.

О том, как деятельность «недобросовестных» НПО отражается на профилактике религиозного экстремизма, свидетельствуют следующие данные. На конференции в Министерстве по делам религий и гражданского общества

6 Промежуточные итоги реализации гранта по теме «Организация деятельности центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии» / Электронный ресурс [Режим доступа]: ИЫр://^с. kz/ru/grants/879/;

7 Отчет общественного фонда «ЦСПИ «Стратегия». Проект «Оценка деятельности неправительственных организаций в регионах, направленная на решение социально значимых проблем» / Электронный ресурс [Режим доступа]: http://cisc.kz/upload/iblock/2cd/otchet otsenka-potrebnostey_kachisslya_s-oformleniem_01.11.pdf. (С. 65 Отчета).

представителем Генеральной прокуратуры Казахстана была озвучена информация, что из 160 роликов, выпущенных (НПО) в рамках профилактики религиозного экстремизма, только 10 были сделаны качественно8. На невысокое качество, проводимых некоторыми НПО мероприятий и их продукцией, указывали в ходе интервью сотрудники правоохранительных органов. В частности, два руководителя разных правоохранительных органа в ходе интервью на вопрос: «В чем заключаются недостатки в работе НПО?» указали «не качественные информационные материалы». Так, один из респондентов, привел в качестве примера тренинг, организованный одной из НПО, на котором выступал лектор, очень слабо разбирающийся в вопросах противодействия религиозному экстремизму, не знающий различий между религиозными течениями и оперировавший устаревшими данными. В Се-веро-Казахстанской области государственный заказ на профилактические мероприятия выиграло частное учреждение «Демеу», которое никогда не занималось вопросами религии. В Павлодаре лекцию для молодежи на тему: «профилактика вовлечения в деструктивные культы» читал «биолог» по специальности [8, с. 104].

Следует отметить, что оценка качества деятельности НПО полностью лежит на государственном органе - заказчике услуги. Проблема заключается в том, что на начальном этапе привлечения НПО к работе по профилактике религиозного экстремизма, т.е. на этапе подачи заявки на участие в Программе, заказчик, не может предвидеть, что НПО является «недобросовестной». Это выявляется только в процессе работы и предоставления первых результатов. Поэтому отдельными представителями государственных органов-заказчиков услуг НПО, предлагалось изменить процедуру государственного закупа (конкурса для НПО), чтобы инициатива выбора НПО исходила от заказчика, и он сам определял с какой из НПО ему работать.

Создание и использование в рамках Программы «фиктивных» НПО

Перед государственными органами стоят конкретные задачи по исполнению Плана по реализации Программы 2013-2017 (в плане указано на необходимость привлечения НПО). Для этих целей выделяются бюджетные средства. Однако, как показал эмпирический анализ, отдельные чиновники на местах, бюджетные деньги, специально выделенные для профилактики религиозного экстремизма,

используют в своих корыстных целях, путем заключения мнимых сделок с НПО, не осуществляющими реальной деятельности. Так, 6 сентября 2016 года приговором суда города Кокшетау по статье 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан (Злоупотребление должностными полномочиями) была осуждена гр. О., которая, будучи, директором управления по делам религии, совершила хищение вверенных ей бюджетных денежных средств, выделенных в рамках Программы для взаимодействия с НПО. Для этого, она заключала договор государственных закупок с НПО «Г.» и НПО «С.» (уговорив при этом руководителей этих НПО на подписание договора) на оказание услуг по «реабилитации зависимых от деструктивных религиозных течений», «по профилактической работе в интернет-пространстве», «оказанию помощи лицам, попавшим под влияние радикальных религиозных течений». Затем, О. сама же подписала акты о выполненных работах без подтверждения достоверности оказанных услуг. Общая сумма растраченных О. бюджетных средств составила 1 560 456 тенге9. В казахстанской юридической литературе, посвященной проблеме противодействия коррупции, вопросы коррупционного использования НПО в сфере государственных закупок, являются, на наш взгляд, не достаточно исследованными и, в этой связи, требуют отдельного изучения.

Как следует из анализа имеющихся у нас работ британских авторов, в Великобритании не имеется проблем, связанных с использованием НПО в коррупционных схемах. Описываются, в большей степени, проблемы, связанные с оценкой качества деятельности НПО в программах дерадикализации, в том числе финансированием в рамках программы Preventing Violent Extremism НПО, которые в последующем оказываются связанными с экстремистскими организациями [5; 6]. Отсутствие эмпирических данных коррупционного использования НПО в Великобритании (возникших в Республике Казахстан), по нашему мнению, объясняются многолетней практикой участия НПО Великобритании в решении социальных проблем, а также низком уровне коррупции. В Казахстане же привлечение НПО в предупреждении религиозного экстремизма находится еще на этапе своего формирования.

Таким образом, данные, собранные в ходе исследования, указывают на наличие различных точек зрения на положения Программы 2018-2022, касающихся использования НПО в предупреждении религиозного экстремиз-

8 Денисенко, Ю. 2017. Facebook. / Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.facebook.com/yulia. denisenko.35/posts/1589806161065370?commentjd=1589839421062044&reply_commentjd=1589862874393032 (Время доступа 18 ноября 2017).

9 Архив Кокшетауского городского суда за 2016 год. Приговор № 1-295.

ма. Интервьюеры из числа государственных служащих, которые главным образом оценивали положения новой Программы исходя из реализации Программы 2013-2017 гг., акцентировали внимание на проблемах, возникающих на этапе отбора НПО для участия в Программе и предупреждения финансирования «фиктивных» НПО. Данные, полученные от сотрудников правоохранительных органов, основанные на результатах их личного участия в тренингах, организованных НПО, указывают на проблемы с качеством деятельности НПО. Представители НПО, помимо качества деятельности, акцентировали внимание на проблемах в процедуре проведения государственного социального заказа.

Для оптимизации процедуры отбора НПО и повышения качества их деятельности некоторыми руководителями государственных органов предлагалось изменить процедуру государственного закупа (чтобы инициатива выбора НПО исходила от заказчика). Анализ действующего законодательства Республики Казахстан, зарубежной юридической литературы, показывает, что такое решение данной проблемы, может нарушить принципы работы общественных объединений с государством. Одним из основополагающих принципов взаимодействия НПО с государством является принцип обеспечения равных возможностей НПО для участия в конкурсе. Приоритет каким-либо из НПО, даже основанный на результатах их предыдущей деятельности, может вызвать сомнения в справедливости распределения бюджетных денег и предвзятости (коррумпированности) отдельных государственных служащих. Могут возникнуть вопросы об аффилированности местных властей с конкретными НПО. Такая проблема возникла в частности в Великобритании, о чем в своей статье писал Thomas P. [5].

Практически все респонденты, согласились с тем, что качество проводимых НПО мероприятий должно являться основным критерием оценки их деятельности. Как мы указывали выше, в рамках проекта Программы 2018-2022 предусмотрено выделение денег (конкретные цифры в плане мероприятий не уточняются) на привлечение НПО к работе по предупреждению религиозного экстремизма. Однако факты нецелевого использования денежных средств в рамках противодействия религиозному экстремизму, реализации некачественных услуг НПО, неэффективность проводимых ими мероприятий впоследствии могут вызвать сомнения у населения о целе-

сообразности финансирования Программы 2018-2022. В этой связи имеется практическая востребованность в проведении оценки эффективности деятельности НПО по профилактике религиозного экстремизма.

В настоящее время в Казахстане разрабатывается проект Закона, которым предлагается наделить Комитет национальной безопасности, как координатора работы в сфере противодействия экстремизму и терроризму в стране, компетенцией проводить оценку эффективности деятельности центральных и местных государственных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Оценку эффективности деятельности государственных органов предполагается осуществлять на основе их функций, определенных компетенцией, закрепленных Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму» и Законом Республики Казахстан 18 февраля 2005 года «О противодействии экстремизму»10. Полагаем, что рационально расширить компетенцию Комитета национальной безопасности и на НПО, занятых в сфере профилактики религиозного экстремизма. Введение такой нормы позволит усилить ответственность НПО, а также повысить качество реализуемых ими услуг. Специальная методика проведения оценки позволит отсеять фиктивные и «недобросовестные» НПО, исключить практику работы в этой сфере сомнительных организаций. По результатам проведенного опроса, указанное предложение нашло поддержку у 100 % опрошенных специалистов государственных органов, работающих с НПО по профилактике религиозного экстремизма. Таким образом, контроль необходимо осуществлять, как в направлении отбора НПО, их финансирования, так и оценки качества деятельности НПО. В частности, нужны четкие критерии по которым можно судить о дерадикализации осужденных за экстремистские и террористические преступления. Однако следует признать, что вопрос разработки таких критериев является достаточно сложным. На это, в частности, обращают внимание и эксперты [9]. До настоящего времени среди специалистов-религиоведов, занятых реабилитационной работой с осужде-ными за экстремистские и террористические преступления не выработано единообразной методики определения уровня радикализации лиц, осужденых за экстремистские и террористические преступления, что обусловлено, на наш взгляд, сложной идеологической спецификой различных религиозных течений, а

10Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных организаций», декабрь 2017 г. / Электронный ресурс [Режим доступа]: https://diakom.gov.kz/ru/content/proekt-zakona-o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolneniy-v-nekotorye-zakonodatelnye-akty.

также субъекивностью процессов радикализации и дерадикализации на индивидуальном уровне. Вести речь о дерадикализации можно лишь в том случае, когда программы деради-кализации будут комплексными (т.е. включать помимо религиозно-просветительской и психологической реабилитации, также помощь в

социальной адаптации) и рассчитанными на продолжительный период.

Перспективы дальнейших исследований в этой области автор видит в дальнейшем углубленном изучении зарубежного опыта привлечения НПО к предупреждению религиозного экстремизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов И. 2017. Группы риска: кто из казахстанцев больше подвержен влиянию сектантов. Informburo / Электронный ресурс [Режим доступа]: https://informburo.kz/stati/gruppy-riska-kto-iz-kazahstancev-bolshe-podverzhen-vliyaniyu-sektantov-.html.

2. Hodwitz, O. 2016. NGO interventions: influences on terrorist activity. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 1-26. http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19434472.2016.1216461

3. Spalek, B.; Lambert, R. 2008. Muslim communities, counter-terrorism and counter-radicalisation: a critically reflective approach to engagement. International Journal of Law, Crime and Justice 36: 257-270.

4. Lakhani, S. 2012. Preventing Violent Extremism: Perceptions of Policy from Grassroots and Communities. Howard J Crim Justice 5: 190-206, doi:10.1111/j.1468-2311.2011.00685.x.

5. Thomas, P. 2010. Failed and Friendless: The UK's 'Preventing Violent Extremism' Programme. The British Journal of Politics & International Relations 12: 442-58.

6. Ekici, S.; Ekici, A.; McEntire, D. A. 2009. Building Terrorism Resistant Communities: Together Against Terrorism; Ios Press; Vol. 55. pp. 322-45. ISBN-13: 978-1607500063.

7. Богатик А. Казахстан привлекает НПО в борьбе с экстремизмом /Электронный ресурс [Режим доступа]: http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2016/11/29/feature-01?mobi_exp=true;

8. Ешназаров А.А., Сыздыков А.Ж. О субъектах, задействованных в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Республике Казахстан // Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Республике Казахстан: материалы Международной научно-практической конференции 16 ноября 2017 года. - Астана: Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, КазНУ им. аль-Фараби, 2017 г. - 125 с.

9. Абжекенова Н. 2017. Как бороться с вирусом радикализма в Казахстане, объяснил эксперт. Караван / Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.caravan.kz/gazeta/kak-borotsya-s-virusom-radikalizma-v-kazakhstane-obyasnil-ehkspert-406137/

REFERENCES

1. Mosunov I. 2017. Gruppy riska: kto iz kazahstancev bol'she podverzhen vlijaniju sektantov. [Russian]. Risk groups: which of Kazakhstani people is more susceptible to sectarian influence. Informburo. Available online:https://informburo.kz/stati/gruppy-riska-kto-iz-kazahstancev-bolshe-podverzhen-vliyaniyu-sektantov-.html

2. Hodwitz, O. 2016. NGO interventions: influences on terrorist activity.

Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 1-26. http://www.tandfonline.com/doi/abs/1 0.1080/19434472.2016.1216461

3. Spalek, B.; Lambert, R. 2008. Muslim communities, counter-terrorism and counter-radicalisation: a critically reflective approach to engagement. International Journal of Law, Crime and Justice 36: 257-270.

4. Lakhani, S. 2012. Preventing Violent Extremism: Perceptions of Policy from Grassroots and Communities. Howard J Crim Justice 5: 190-206, doi:10.1111/j.1468-2311.2011.00685.x.

5. Thomas, P. 2010. Failed and Friendless: The UK's 'Preventing Violent Extremism' Programme. The British Journal of Politics & International Relations 12: 442-58.

6. Ekici, S.; Ekici, A.; McEntire, D. A. 2009. Building Terrorism Resistant Communities: Together Against Terrorism; Ios Press; Vol. 55. pp. 322-45. ISBN-13: 978-1607500063.

7. Bogatik A. Kazahstan privlekaet NPO v bor 'be s jekstremizmom Available online: http://central. asia-news.com/en_GB/articles/cnmi_ca/features/2016/10/06/feature-01

8. Eshnazarov A.A., Syzdykov A.Zh. O sub#ektah, zadejstvovannyh v sfere protivodejstvija terrorizmu i jekstremizmu v Respublike Kazahstan //Aktual'nye voprosy obespechenija obshhestvennoj bezopasnosti i protivodejstvija prestupnosti v Respublike Kazahstan: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 16 nojabrja 2017 goda. - Astana: Akademija pravoohranitel'nyh organov pri General'noj prokurature Respubliki Kazahstan, KazNUim. al'-Farabi, 2017g. - 125 s.

10. Abzhekenova N. 2017. Kak borot'sja s virusom radikalizma v Kazahstane, ob#jasnil jekspert. Karavan / Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa]: https://www.caravan.kz/gazeta/kak-borotsya-s-virusom-radikalizma-v-kazakhstane-obyasnil-ehkspert-406137/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.