Научная статья на тему 'Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России'

Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
511
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович

Статья посвящена рассмотрению современной религиозной ситуации в Республике Казахстан, связанной с распространением исламского экстремизма и терроризма на территории сопредельного государства. Анализируются основные законодательные акты в сфере религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России»

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

данилов Вячеслав Леонидович «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России»

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛьНОй БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современной религиозной ситуации в Республике Казахстан, связанной с распространением исламского экстремизма и терроризма на территории сопредельного государства. Анализируются основные законодательные акты в сфере религии. Ключевые слова: исламский терроризм, исламский экстремизм, ислам, Россия, Казахстан.

Abstracrt. The article is devoted to the consideration of the current religious situation in the Republic of Kazakhstan associated with the spread of Islamic extremism and terrorism in the territory of the neighboring state. the main legislative acts in the sphere of religion are analyzed. Key words: Islamic terrorism, Islamic extremism, Islam, Russia, kazakhstan.

В настоящее время на территории Республики Казахстан фиксируется серьезное усиление деятельности исламских организаций, которые могут быть отнесены к числу экстремистских или террористических. Об этом, в частности, уже неоднократно заявляли местные политологи, оценивая религиозную ситуацию в стране.

Действительно, на сегодняшний день проблема религиозного экстремизма и терроризма представляет одну из серьезных угроз национальной безопасности сопредельного государства.

Обращает на себя внимание тот факт, что при наличии, как может показаться, весьма действенного законодательства о религии, проблема радикального ислама становится все более актуальной и опасной, как для самого Казахстана, так и для Российской Федерации.

По свидетельству ряда казахских исследователей, исламский экстремизм начал формироваться в Республике Казахстан еще в 1990-е гг. После обретения страной независимости отношения государственных и религиозных институтов начали строиться по новому демократическому принципу. Было объявлено и законодательно за-

удК 297.1

Данилов Вячеслав Леонидович, кандидат исторических наук, доцент первый проректор, проректор по учебной работе Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

modern religious situation in kazakhstan as a threat to the national security of russia

Danilov Vyacheslav Leonidovich, PhD in History, Associate Professor First Vice Rector, Vice Rector for Academic Affairs Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

№ 2, 2018 (5)

фиксировано право на свободу вероисповедания, религиозные организации были отделены от государства. Государство также гарантировало невмешательство в дела религиозных общин.

Следствием этого стал настоящий религиозный ренессанс. Согласно доктрине Национального единства Казахстана, одобренной на заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана 19 апреля 2010 г., за 18 лет, с 1991 по 2009 гг., численность религиозных объединений возросла в 6 раз. Было построено или восстановлено более 3200 мечетей, церквей и иных зданий религиозного культа [1].

В условиях религиозного плюрализма на территорию Казахстана со стороны прежде всего среднеазиатских государств начинают проникать течения, идеологией которых являлся ислам радикального толка. Таким образом начиная с 1990-х гг. в Казахстане постепенно формировался новый фактор религиозно-политической ситуации - религиозный (исламский) экстремизм, который в наши дни принял форму терроризма [2].

Безусловно, религиозный плюрализм был далеко не самой главной причиной, по которой в Казахстане в начале 1990-х гг. начался процесс зарождения и развития исламского экстремизма. Оглядываясь назад, с уверенностью можно сказать, что среди главных причин, приведших к формированию, утверждению и укреплению идей радикального ислама на территории сопредельного государства на самой ранней его стадии, явились, в первую очередь, причины политического и социально-экономического характера.

Демократические вольности в части свободы вероисповедания привели к тому, что в отношении потенциальной экстремистской угрозы своевременно не было предпринято никаких законодательных шагов. Причиной этому стала позиция руководства страны, которое, собственно, отрицало появление на территории Республики Казахстан организаций и движений экстремистского толка, особенно, с участием местных жителей.

Такая позиция строилась на ошибочном мнении относительно того, что исламский экстремизм - это явление исключительно импортное и шансов прижиться на казахстанской земле у него нет. В основании такого суждения также лежала уверенность, что необходимая социальная база для распространения идей радикального ислама отсутствовала. Однако дальнейшее развитие религиозной ситуации в Казахстане лишь подтвердило ошибочность такой точки зрения.

16 февраля 1999 г. в Ташкенте произошла серия террористических актов, жертвами которых стали мирные жители. Узбекские власти указали на исполнителей -международную исламскую организацию «Хизб ут-Тахрир». Казалось, это не касается напрямую Казахстана. Однако некоторые исполнители этих терактов впоследствии были задержаны на территории Казахстана и экстрадированы в Узбекистан.

Власти Казахстана были вынуждены отреагировать на все произошедшие события и, как следствие, 13 июля 1999 г. был принят закон «О противодействии терроризму» [3].

10 февраля 2000 г. появился Указ Президента Республики Казахстан за № 322 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма». Этот небольшой документ, состоящий всего из 12 пунктов, предписывал Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о присоединении к международным конвенциям по борьбе с терроризмом, а также заключении международ-

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

данилов Вячеслав Леонидович «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России»

ных договоров о сотрудничестве по борьбе с терроризмом и экстремизмом, обмену опытом и подготовке специалистов со странами, имеющими положительный опыт в данной области; Министерству культуры, информации и общественного согласия - проводить мониторинг деятельности религиозных организаций и осуществлять религиоведческую экспертизу распространяемой в Казахстане литературы. Комитету национальной безопасности было предписано координировать деятельность государственных органов по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Комитету национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан и Службе охраны Президента Республики Казахстан за счет имеющейся штатной численности было предписано укрепить подразделения по борьбе с терроризмом, а также усилить оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и пресечению экстремизма и терроризма [4].

В соответствии с вышеназванным указом была усилена работа по профилактике и предупреждению распространения экстремистских идей через религиозные организации. Особое внимание было уделено югу Казахстана, где уже к началу XXI в. действовали исламские организации, пропагандирующие идеи радикального ислама и проникшие в регион с территории Узбекистана и Таджикистана.

Анализ практической деятельности по реализации Указа № 322 позволяет утверждать, что сколько-нибудь значимых результатов в профилактике и предупреждении распространения идеологии экстремизма достичь не удалось. Особенно это было видно на примере южных территорий, где еще с 1990-х гг. обосновались исламские миссионеры, создававшие повсеместно религиозные ячейки, в которых исповедовался ислам радикального толка. Попытки государственных структур повлиять на религиозную ситуацию в этом регионе успехов не имели. Как следствие, с юга идеология исламского экстремизма начала весьма успешно мигрировать на запад Казахстана.

Стоит особо подчеркнуть, что распространение радикальной исламской идеологии на юге и западе Казахстана не было бы столько успешным, если бы для этого не созрели благоприятные условия, прежде всего, в социально-экономической сфере.

По мнению казахстанского политолога Досыма Сатпаева, еще одной объективной причиной радикализации в Казахстане стал набирающий обороты процесс урбанизации [5]. В результате городское население страны стало ощутимо превышать сельское. Крупные города стали конечными пунктами мощных миграционных потоков. Люди, главным образом молодежь, перебираются в крупные города в поисках лучшей жизни, и далеко не все ее находят. В итоге, в городах появляются определенные неблагоприятные социально-экономические и прочие условия, создающие социальную базу для распространения экстремистских идей.

Продолжая бороться с различными проявлениями исламского экстремизма и терроризма на территории Казахстана, власти республики начиная с 2004 г. стали вести свой «черный список» исламских организаций, деятельность которых в результате вынесенных судебных решений оказалась под запретом. В этот список в разные годы попали «Аль-Каида», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана», «Братья мусульмане», «Талибан», «Джунд-аль-Халифат» (Солдаты Халифата), «Исламское государство» (ИГИЛ), «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги джамагат», «Фронт ан-Нусра».

Чтобы законодательно закрепить ту работу, которую начали вести против экс-

№ 2, 2018 (5)

тремизма и терроризма в республике, 18 февраля 2005 г. был принят закон «О противодействии экстремизму» (№ 31-111). Однако в реальности он так и не нашел своего успешного применения [6].

Начиная с 2009 г. в республике появился список религиозной литературы и информационных материалов, признанных экстремистскими и запрещенных к ввозу, изданию и распространению на территории Республики Казахстан.

Появление двух вышеназванных списков свидетельствует о том, что власти республики наконец-то оценили всю опасность, исходящую от радикального ислама.

Осознание надвигающейся угрозы и ощущение того, что ситуация выходит из-под контроля властей, привело к очередным изменениям нормативно-правовой базы в сфере религии. 11 октября 2011 г. был принят Закон № 483-1У «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» [7].

Появление данного документа интересно в первую очередь тем, что именно в нем государство впервые поддержало традиционные религии Казахстана - ислам хана-фитского направления и православное христианство, признав их историческую роль в развитии культуры и духовной жизни страны. Можно предположить, что государство тем самым хотело опереться на ислам и христианство в своем противостоянии распространению исламского экстремизма и терроризма. По крайней мере, к этой точке зрения склоняется ряд политологов, анализировавших религиозную ситуацию в современном Казахстане через призму действующего законодательства. Практика же показала, что поддержка традиционных религий со стороны государства оказалась недостаточной, чтобы противостоять распространению религиозного экстремизма. Опять же подчеркнем, что тот же традиционный ислам сам оказался не способен противостоять радикальному исламу, в том числе, привнесенному из-за рубежа.

Принятие упомянутого выше законопроекта было еще одним шагом на пути осуществления борьбы против религиозного экстремизма и исламского терроризма в Республике Казахстан. Приверженцы радикальных течений не оставили данный факт без внимания. 31 октября 2011 г. в городе Атырау прогремели два взрыва. Расследование теракта привело к экстремистской группировке «Джунд-аль-Халифат» (Солдаты Халифата). Напомним, что ее деятельность в Казахстане признана экстремистской и находится под запретом.

С ростом напряженности в религиозной сфере и нарастанием угрозы дальнейшего распространения исламского экстремизма и терроризма на территории Казахстана, согласно Указу Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года за № 648 была разработана и принята Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. Ее главной целью явилось обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. Были выделены три основные задачи программы:

- совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии;

- повышение эффективности выявления и пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов;

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

данилов Вячеслав Леонидович «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России»

- совершенствование системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

Знакомство с программой позволяет сделать вывод о том, что власти Казахстана признали, что ранее предпринимаемых усилий в борьбе с экстремистской и террористической угрозами было недостаточно. Международные организации радикального толка, прикрывающиеся религиозной идеологией, предпринимают попытки сформировать в казахском обществе радикальные взгляды и убеждения. Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных, семейных ценностей. Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана [8].

Выделяя внешние причины, способствующие нарастанию экстремизма и терроризма в обществе, законодатель указывал на близость Казахстана к очагам вооруженных конфликтов, в том числе, и на религиозной почве, проблемы миграционного характера и активную пропаганду идей радикального ислама посредством глобальной сети Интернет.

Говоря же о внутренних причинах, документ упоминает имеющиеся нерешенные проблемы социально-экономического характера, низкий уровень религиозной грамотности населения, а также недоверие к власти, вызванное излишней бюрократией на местах и коррупцией. Не остались без внимания и священнослужители, чей уровень профессиональной подготовки был признан низким, что отразилось на качестве проводимой профилактической работы. Как следствие в программе в качестве слабой стороны в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму были обозначены недостаточный уровень развития и неконкурентоспособность системы теологического образования в Казахстане.

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. предполагала, что достижение цели можно будет оценить посредством ряда целевых индикаторов. Таковых в программе было обозначено три. Из них обращает на себя внимание самый первый индикатор, согласно которому к 2017 г. население страны, в том числе 100% молодежи, будет охвачено комплексной профилактической работой, направленной на отрицание идеологии исламского экстремизма и терроризма.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 г. за № 124 была утверждена новая Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018- 2022 гг.

Во введении к программе указано, что принятый документ является логическим продолжением предыдущей государственной программы в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Совершенно очевидно, что власти Республики Казахстан проанализировали опыт реализации предыдущей программы и на этот раз установили реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов, по которым через пять лет будут судить о выполнении программы.

Еще одним доказательством серьезного анализа результатов предыдущей программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму со стороны государства может служить не только осознание причин, по которым распростра-

№ 2, 2018 (5)

нение данной идеологии идет быстрыми темпами, но и принятие и реализация государственных программ, направленных на искоренение причин дальнейшего развития идей радикального ислама. Так в частности, на решение социально-экономических проблем уже нацелены государственные программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг., Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

Обращает на себя внимание и принятие государством мер по совершенствованию морально-нравственного и патриотического воспитания молодежи. На практике это вылилось в Государственную программу развития образования и науки на 2016-2019 гг. и Концепцию государственной молодежной политики до 2020 г. Повышению уровня религиозной грамотности населения и гармонизации межконфессиональных отношений призвана способствовать реализация Концепции государственной политики в религиозной сфере до 2020 г. [9]

Однако, несмотря на достигнутые успехи в части реализации предыдущей государственной программы, власти Казахстана признают, что проблема распространения экстремизма и терроризма, продолжает оставаться реальной угрозой национальной безопасности республики. Особо тревожными оказываются многочисленные факты нарастающего участия граждан Казахстана в террористической деятельности за рубежом, в том числе, в Ираке и Сирии.

Серьезной проблемой в настоящее время оказывается возвращение боевиков в страны исхода. В программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 гг. упоминается о 125 гражданах республики - участниках бандформирований, вернувшихся домой из-за рубежа. Нет необходимости объяснять, носителями какой идеологии являются «возвращенцы» и какую роль они способны сыграть в распространении идей экстремизма и терроризма у себя на родине.

В настоящее время в Казахстане фиксируется повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно-пропагандистских материалов экстремистских и террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет исламским эмиссарам значительно расширить целевую аудиторию и перевести свою агитацию на системную основу.

Теракты в Актобе и Алматы, произошедшие в 2016 г., вскрыли новую тактику радикальных исламистов - насаждая идеи экстремизма и терроризма, они, тем самым, провоцируют не только антиобщественные настроения, но и раскол общества по конфессиональному признаку, «размывание» национальной и религиозной идентичности.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что процессы распространения идей исламского экстремизма и терроризма в Республике Казахстан идут весьма активно.

Распространение идеологии радикального ислама в настоящее время связывают с волной социально-экономического кризиса, высокой напряженностью в стране, связанной с социальной нестабильностью и слабым влиянием руководителей мусульманских общин, относящих себя к традиционному исламу [10]. Также налицо дифференциация казахстанской мусульманской общины, в результате чего фиксируется появление значительного количества исламских групп, относящихся к салафит-скому течению, деятельность которых поддерживается и направляется отдельными странами Персидского Залива. Сегодня именно джамааты салафитов, ставшие мно-

207

О^Л» ^ О ^ О мОж V» ^ О чХИ» ^ О О

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

данилов вячеслав Леонидович «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России»

гочисленными на юге и на западе Казахстана, являются основной «ударной» силой по распространению в Республике Казахстан идеологии радикального ислама.

Помимо уже утвердившихся в Казахстане исламских общин салафитов - поборников так называемого «чистого ислама», большое влияние на ислам в Казахстане, насыщение его идеями радикального экстремистского толка, оказывают сопредельные с Казахстаном страны - Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Они «помогают» «собратьям по вере» миссионерами и литературой. Пропаганда религиозного экстремизма извне ложится на подготовленную почву в особенности на южных и западных территориях Казахстана.

На данный момент внутренними и внешними причинами дальнейшего развития исламского экстремизма и терроризма в Казахстане, помимо ранее упомянутых, также являются:

- коррупция;

- отсутствие эффективных социально-экономических реформ, что лишь расширяет социальную базу участвующих в деятельности исламских радикальных организаций в Республике Казахстан;

- неготовность сил правопорядка к эффективному противодействию террористической и экстремистской угрозам;

- попытки иностранных государств (прежде всего, США и НАТО, ближневосточные страны) использовать «исламский фактор» для дестабилизации политической обстановки в странах Центральной Азии [11].

В последние годы отчетливо прослеживается процесс «миграции» идеологии радикального ислама на территорию Северного Казахстана. Есть факты «прощупывания» почвы для последующего распространения исламского экстремизма в вышеназванном регионе.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что сегодня в Казахстане число незарегистрированных в Духовном Управлении мусульман общин и мечетей превышает количество зарегистрированных вдвое. Весьма значительное число таких общин и мечетей располагается сегодня в Северном Казахстане, территории, непосредственно граничащей с Омской областью.

Можно с определенной долей уверенности прогнозировать дальнейшее распространение идей радикального ислама по всей территории Республики Казахстан с выходом к границам Российской Федерации. Вероятнее всего, в случае смены правящей политической элиты в Казахстане эти процессы могут многократно усилиться.

В случае если в соседнем государстве идеология исламского экстремизма и терроризма окончательно укрепится и возобладает, это, безусловно, будет нести определенные угрозы национальной безопасности нашей страны. Под ударом окажутся в первую очередь приграничные районы, в том числе и Омская область. В этой связи можно с большой вероятностью прогнозировать в будущем активное проникновение идей радикального ислама с территории Казахстана в Омск и Омскую область. В пользу такого прогноза говорят следующие факторы:

- непростая социально-экономическая ситуация в Омском регионе;

- устойчивые миграционные процессы как между государствами (преимущественно односторонние), так и внутрироссийские (переезд из Омска в другой российский регион);

- прозрачность границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан;

№ 2, 2018 (5)

- родственные связи жителей Казахстана и Омской области;

- наличие на территории нашего региона мусульманских общин, ориентированных на выходцев из Казахстана.

В заключение стоит подчеркнуть, что религиозная ситуация в Казахстане нуждается в постоянном мониторинге и анализе, причем, не только со стороны соседей, но и с российской стороны. В недалеком будущем существует вполне реальная угроза проникновения идей радикального ислама со стороны Казахстана в Россию. И это вполне логично, ведь после Казахстана следующей территорией джихада ожидаемо может стать наша страна.

Библиографический список:

1. Доктрина Национального единства Казахстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://online.zakon.kz/rn/Document/7docJch30501158]. Дата обращения: 3.10.2018.

2. Маульшариф М., Базаркулова Ж.А. Религиозный экстремизм в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. № 1. 2013. С. 84.

3. См. подробнее: Закон РК от 13.07.1999 № 416-1 «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=1013957]. Дата обращения: 3.10.2018.

4. Более подробно см. Указ Президента РК от 10.02.2000 № 322 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/U000000332_]. Дата обращения: 3.10.2018.

5. Демидов В. География экстремизма в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://365info.kz/2017/11/geografiya-ekstremizma-v-kazahstane/]. Дата обращения: 4.10.2018.

6. Газизов Т.Ж., Суинова А.С. Религиозный экстремизм и терроризм в Республике Казахстан: Ивент-анализ 2011 г. // Вестник КарГУ, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://articlekz.com/article/5950]. Дата обращения: 4.10.2018.

7. См. подробнее: Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединения» от 11 октября 2011 г. за № 483-1У. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://online.zakon.kz/Document/7doc_id=31067690]. Дата обращения: 5.10.2018.

8. См. подробнее: О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://massaget.kz/laws/rus/docs/U1300000648]. Дата обращения: 5.10.2018.

9. О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000124]. Дата обращения: 5.10.2018.

10. Тулепов А.Н. Возникновение религиозного экстремизма в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/uploads/statyi/boq7h8wpg0b 6mb1984m15a00is5up6qqk6or5a7b.pdf]. Дата обращения: 5.10 2018.

11. Поляков К.И. Исламский экстремизм в Центральной Азии. М., 2014. С. 25-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.