Научная статья на тему 'Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце xx в'

Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце xx в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
449
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / КАЗАХСТАН / САЛАФИЙЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович, Филиппов Олег Вячеславович

В статье раскрываются основные причины и предпосылки проникновения идей исламского экстремизма и терроризма на территорию Республики Казахстан в 1990-е гг. Анализируется религиозная ситуация, возникшая в результате реализации государственного курса на толерантность и веротерпимость в условиях либерального законодательства в сфере религии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце xx в»

причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в республику казахстан в конце xx в.

Данилов Вячеслав Леонидович, первый проректор, проректор по учебной работе Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной церкви, кандидат исторических наук, доцент; Филиппов Олег Владимирович, иерей, магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной церкви

Аннотация. В статье раскрываются основные причины и предпосылки проникновения идей исламского экстремизма и терроризма на территорию Республики Казахстан в 1990-е гг. Анализируется религиозная ситуация, возникшая в результате реализации государственного курса на толерантность и веротерпимость в условиях либерального законодательства в сфере религии. Ключевые слова: ислам, радикализм, экстремизм, терроризм, Казахстан, салафийя.

the reasons and prerequisites for the penetration of the ideology of radical islam into the republic

of kazakhstan at the end of the 20th century

Vyacheslav Danilov, First Vice-Rector, Vice-Rector for Academic Work of the Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Filippov Oleg, Priest, Master student of the Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Abstract. The article reveals the main reasons and prerequisites for the penetration of the ideas of Islamic extremism and terrorism into the territory of the Republic of kazakhstan in the 1990s. The article analyses religious situation that arose as the result of the implementation of the state policy of liberality and religious tolerance accompanied by liberal laws in the sphere of religion.

Ключевые слова: ислам, радикализм, экстремизм, терроризм, Казахстан, салафийя keywords. Islam, radicalism, extremism, terrorism, kazakhstan, Salafia

Религиозная ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в Республике Казахстан, вызывает большие опасения. К сожалению, долгое время все, что происходило в этой сфере, особенно касательно ислама, либо игнорировалось, либо недооценивалось. Вследствие этого на территории сопредельного госу-

данилов Вячеслав Леонидович, иерей Олег Владимирович Филиппов

«Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце XX в.»

дарства в последнее время все чаще и чаще говорят и пишут о таких явлениях, как экстремизм и терроризм. То, что идеи радикального ислама не просто проникли в Казахстан, сумели утвердиться и уже вовсю распространяются, не встречая, по сути, серьезного сопротивления ни со стороны государства, ни со стороны правоохранительных органов, факт общеизвестный. Власти Казахстана предпочитали не замечать накапливающихся проблем, связанных с присутствием в регионе так называемого «нетрадиционного» ислама, полагая, что это не создаст каких-либо дополнительных сложностей. Однако после террористических актов, произошедших в 2011-м и 2016 гг. в Атырау, Актобе и Алматы, организаторами и исполнителями которых стали граждане Казахстана, стало очевидно, что отныне общественная безопасность находится под угрозой. Факт наличия в стране религиозного экстремизма и терроризма уже не отрицает никто, равно как и не отрицается то, что существует серьезная угроза национальной безопасности [6, с. 85; 13, с. 68; 3, с. 129].

По определению ЮНЕСКО, Казахстан входит в регион, получивший название Центральная Азия. Сюда же относят такие страны, как Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Начиная с VII в. сюда начинает проникать ислам, который в итоге закрепился в качестве господствующей религии. Находясь в составе СССР, все вышеперечисленные республики были отделены «железным занавесом» не только от государств-единоверцев - стран Ближнего и Среднего Востока, но и от любой идеологии, которая могла бы нанести вред идеологии коммунистической. Проникновение взглядов и идей, которые могли бы быть обозначены, как экстремистские или террористические, благодаря четкой работе КГБ СССР и правоохранительных органов, было делом невозможным.

В этой связи современные исследователи исламского экстремизма и терроризма в Казахстане связывают их появление в рассматриваемом регионе с распадом СССР и обретением страной независимости [6, с. 85; 2, с. 6; 9, с. 86].

Подобные утверждения имеют вполне реальные основания. Так, Г.И. Шаймер-ден полагает, что для эпохи Советского Союза было характерно наличие в обществе национальной идеи и массовой идеологии (коммунизма). С появлением на обломках СССР независимых государств, в нашем случае Республики Казахстан, коммунистическая идеология и национальная идея стали восприниматься как пережиток прошлого. Образовался идеологический вакуум, который со временем стал заполняться самыми разными установками и идеями, в том числе религиозными с явно выраженным радикальным оттенком [13, с. 68].

Не будем забывать и про другие факторы. В частности, СССР был страной, где главным «религиозным» мировоззрением был атеизм, приведший в итоге к религиозной безграмотности большей части населения. Как следствие, в начале 1990-х гг. возникла ситуация, когда люди, освободившись от атеистических оков, оказались не в состоянии правильно воспринять суть того, что мы сегодня называем «религия», «религиозность», «духовная жизнь». За десятилетия неверия возник религиозный вакуум, который также стал заполняться, в том числе, маргинальными религиозными идеями с явным оттенком их нетрадиционности.

По мнению Р.М. Абдрашева, отказ от какой-либо идеологии, попытка жить в обществе, свободной от нее, стала большой ошибкой. Власти Казахстана на заре независимости так и не поняли, что политическая и общественная жизнь имеет свои законы и что идеология, какая бы она ни была, никогда не исчезает бесследно. Она

лишь трансформируется под нужды нового общества и продолжает жить вместе с политическим процессами. Как отмечает автор, идеологический вакуум, возникший после распада СССР, и стремительно нараставшие процессы глобализации стали причинами начала проникновения и распространения в Республике Казахстан различных религиозных течений, исповедовавших идеологию радикального ислама [1, с. 73].

Весьма интересной оказывается точка зрения Г. Рудова, который полагает, что изолированность среднеазиатского ислама от остального исламского мира в эпоху СССР привела к постепенному утрачиванию местным исламом характера традиционной культурной и духовной святыни местного населения [11, с. 79].

В итоге в момент обретения Казахстаном независимости ислам попросту не воспринимался как традиционное мировоззрение. Он воспринимался как пережиток старого режима, как анахронизм, доживающий свои последние дни в условиях обретения столь долгожданных демократических свобод. Куда более интересным оказался «зарубежный» ислам, пришедший с Ближнего Востока. Для жителей Казахстана он оказался пронизан духом свободы, духом настоящей веры и, конечно же, не шел ни в какое сравнение с «советским» исламом. По сути, именно такой ислам в начале 1990-х гг. и был объявлен в Казахстане неотъемлемой частью национальной идентичности [4, с. 96].

Российский исследователь современного ислама Константин Иванович Поляков в своей книге «Исламский экстремизм в Центральной Азии» выделил три этапа зарождения и развития радикального ислама в Казахстане. Первый охватывает период с 1991-го по 1998 г., второй - с 1999-го по 2010 г., третий этап начался с 2011 г. и продолжается по настоящее время.

Автор указывает на ряд причин и условий, способствовавших распространению идей радикального ислама в Республике Казахстан на первом этапе [10, с. 13-16]:

1. Проблемы социально-экономического характера. За обретение независимости после распада СССР Казахстан заплатил высокую цену. В условиях экономического и идеологического кризиса, поразившего страну после 1991 г., такие явления, как нищета, высокий уровень безработицы, недоступность образования и услуг медицины и, как следствие, невозможность найти свое место в жизни, породили у многих людей чувство отчужденности [6, с. 86] и социальной безысходности [5, с. 202].

Такие люди становились самой настоящей находкой для зарубежных миссионеров, предлагавших поискать счастья и решение всех своих проблем в духовной сфере.

2. Дифференциация ислама. Начиная с 1990-х гг. властями Казахстана пропагандировался принцип религиозной толерантности. Это было необходимым шагом, ведь республика по праву считалась и считается многонациональной и многоконфессиональной (более 40 конфессий). По свидетельству А.С. Жанбосиновой, казахстанская толерантность - это особый сплав, созданный и проверенный историей. Для него характерны психологическая совместимость и отсутствие негатива, хотя отдельные проявления бытового шовинизма случались [5, с. 201].

Государственная политика была направлена на осознание национальной идентичности. Ее следствием стало понимание принадлежности, в том числе и к мусульманскому миру. Это усилило не только внешнюю атрибутику ислама, но и закрепило необходимость его внутреннего исполнения. Результатом последнего стало проник-

с>|

155

2019 (6)

данилов Вячеслав Леонидович, иерей Олег Владимирович Филиппов

«Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце XX в.»

новение в страну различных исламских течений, ранее никогда не существовавших в Казахстане. Большая часть из них относилась к так называемым салафитам - сторонникам чистого ислама. В стране начали возникать многочисленные джамааты и такфириты, ставшие теми ячейками, в которых зарождались и впоследствии распространялись идеи радикального ислама.

Следствием этого процесса стала серьезная дифференциация местного ислама с его последующим разделением на «традиционный» и «нетрадиционный» ислам. При этом следует особо подчеркнуть, что в этих условиях традиционный ислам оказался в позиции стороннего наблюдателя. Самостоятельно противостоять распространению «нетрадиционного» ислама он оказался не в силах, а некритическое отношение руководства страны к иностранному религиозному проникновению в духовную сферу жизни общества и вовсе не оставляло надежд на сколько-нибудь успешное разрешение складывавшейся ситуации.

3. Отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности религиозных организаций, исповедующих и распространяющих идеи исламского экстремизма и терроризма. В силу убежденности в том, что понятия «Казахстан» и «исламский радикализм» не совместимы, законодательство в сфере религии вплоть до 1999 г. ограничивалось лишь Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

Будучи принятым на волне религиозного бума в 1992 г., данный документ демонстрировал приверженность государства собственному курсу на толерантность и веротерпимость в обществе. Построенный на принципах реализации демократических свобод, таких как свобода совести и религиозное самоопределение, он, в частности, запрещал пропаганду экстремизма, однако не предусматривал абсолютно никаких санкций в отношении организаций или лиц, деятельность которых могла носить экстремистский характер. Таким образом, наличие лакун в религиозном законодательстве Казахстана было еще одной причиной, по которой деятельность в стране религиозных организаций экстремистского и террористического толков долгое время оказывалась безнаказанной. Данное обстоятельство, как показала практика, привело в итоге к увеличению численности исламских организаций радикальной направленности.

4. Низкий уровень начального и недоступность высшего образования. Для многих среднеазиатских республик еще во времена СССР одной из острых проблем был низкий уровень образования населения, несмотря на то, что были созданы все условия для его получения. Особенно это было видно на примере сельского населения, проживавшего в деревнях и горных аулах. Распад Советского Союза и проблемы в экономической сфере привели к тому, что местные правительства были вынуждены принять меры жесткой экономии и сократить социальные расходы, в том числе на образование [8, с. 99]. Как результат - падение качества образования. Если получение среднего образования оказывалось еще более-менее доступным, то возможности для получения высшего образования резко сократились.

Под влиянием религии взоры молодых людей были обращены на зарубежные исламские учебные заведения, находившиеся в Саудовской Аравии, Турции, Иране, Египте. Как известно, часть подобных образовательных учреждений строили свои образовательные программы, в том числе на идеях радикального ислама. Обучаясь в странах Востока, молодежь неизбежно осваивала религиозные взгляды и

ценности, отличные от общепринятых в Казахстане. Возвращаясь домой, эти люди нередко становились проповедниками радикального ислама [9, с. 68], способствуя таким образом не только его популяризации, но и дальнейшему распространению.

5. Внешнее влияние, связанное с проповеднической и миссионерской деятельностью зарубежных учителей ислама, поддержанное и финансируемое мусульманскими странами Персидского залива. Как уже говорилось ранее, религиозный ренессанс начала 90-х гг. прошлого века, поддержанный государством, привел к тому, что в Казахстане начали появляться различные иностранные религиозные проповедники, часть из которых исповедовала и пропагандировала ценности и идеи исламского радикализма. Их деятельность финансировалась из-за рубежа и была в целом успешна - молодые казахстанцы проявляли неподдельный интерес к «традиционному восточному» исламу. Они относились к религии с некой фанатичностью, строго соблюдали все обряды. Некоторые молодые люди получили возможность поучиться в учебных заведениях (в том числе и религиозных) стран Ближнего и Среднего Востока. Обучение для них было бесплатным.

В течение нескольких лет в Казахстан ввозилась никем не контролируемая религиозная литература, которая активно распространялась среди населения [9, с. 68].

С миссионерами в Казахстан начал проникать ханбалитский мазхаб, который противопоставил себя традиционному для казахских мусульман ханафитскому маз-хабу1. Первый известен, прежде всего, тем, что стремится воплотить в жизнь идеи религиозного экстремизма и исламского фундаментализма, а также заявляет о необходимости свержения светской власти и установления так называемого «исламского миропорядка».

В целом, в начале 1990-х гг. для успешной работы зарубежных исламских миссионеров сложилась благоприятная среда. Этому способствовали следующие факторы:

- отсутствие контроля со стороны каких-либо государственных органов за деятельностью проповедников;

- возросший интерес к религии;

- низкий уровень религиозной грамотности населения.

Все это в итоге привело к тому, что многие жители, прежде всего молодежь, попали под влияние идей исламского экстремизма и терроризма [7, с. 21].

Успешное распространение на территории Казахстана идеологии радикального ислама привлекло в страну арабские фонды, которые начали активно финансировать строительство мечетей и возрождать религиозное образование [14].

Результатом этого процесса стал постепенный неконтролируемый рост численности исламских учреждений - мечетей, медресе, культурных, образовательных центров, которые носили статус частных и изначально оказывались неподконтрольными Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК).

Кроме того, благодаря спонсорской помощи со стороны вышеупомянутых фондов, на юге страны появился ряд частных образовательных учреждений. Так, в 1992 г. в Шымкенте был открыт Казахстанско-кувейтский университет, позднее переименованный в Южно-Казахстанскую гуманитарную академию. В Алма-Ате был открыт Ка-захстанско-арабский университет.

1Мазхаб - в исламе - религиозно-правовая школа.

2019 (6)

данилов Вячеслав Леонидович, иерей Олег Владимирович Филиппов

«Причины и предпосылки проникновения идеологии радикального ислама в Республику Казахстан в конце XX в.»

Эти учебные заведения просуществовали до конца 1990-х гг. и были закрыты вместе с финансировавшими их фондами как создающие угрозу национальной безопасности.

До этого времени данные образовательные учреждения весьма успешно функционировали. Как отмечает политолог Григорий Лукьянов, все светские предметы преподавались местными педагогическими кадрами, однако все, что касалось истории и религии, преподавалось арабами, приезжавшими из Сирии, Йемена, Саудовской Аравии и Египта. В учебной деятельности использовались материалы, которые не подвергались никакому лицензированию и предварительной экспертизе [15].

Проповеди в частных мечетях и преподавание в вышеназванных университетах осуществлялись в соответствии с пожеланиями спонсоров, имевших весьма специфические религиозные и религиозно-политические взгляды, не совпадавшие с традиционными религиозными воззрениями.

В этой ситуации местные имамы вместо того, чтобы осуществлять контроль за идеологической мыслью казахстанского ислама, сами стали «бросаться на пироги» в виде материальных средств, поступавших из Персидского залива [1, с. 74].

Противостоять распространению идей исламского экстремизма и терроризма не смогло даже Духовное управление мусульман Казахстана. Оно, будучи само втянутым в коррупционную деятельность [2, с. 6], попросту оказалось не готовым осуществлять действенный контроль процессов, происходящих в мусульманском мире страны, и эффективно противодействовать проявлениям исламского экстремизма и терроризма. Ограничиваясь, по сути, декларативными заявлениями, ДУМК фактически устранился от активной идеологической борьбы с радикальным исламом в республике [10, с. 15].

Практически на всем протяжении 1990-х гг. от контроля за деятельностью религиозных организаций и иностранных миссионеров на территории Казахстана устранялось и государство. Полагая, что принятый в 1992 г. закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» является одним из лучших на всем постсоветском пространстве в части регулирования государственно-конфессиональных отношений [12, с. 470-471], власть упорно не хотела замечать проблемы, которые накапливались из года в год в религиозной сфере.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в период с 1991-го по 1998 г. в Республике Казахстан были созданы благоприятные условия для проникновения на его территорию идеологии исламского экстремизма и терроризма.

Этот период можно также рассматривать как время накопления ресурсов - финансовых и человеческих, а также формирования инфраструктуры, необходимой для дальнейшего распространения идеологии радикального ислама.

библиографический список

1. Абдрашев Р.М. История ваххабизма в Казахстане // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России, 2014. № 4 (17). С. 72-75.

2. Алейников М.В. Исламский экстремизм в Казахстане и Центральной Азии как угроза региональной безопасности // Мир Евразии. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2011. № 3 (14). С. 5-8.

С/|

Ч51СЛ

|С» I е)|

2019 (6)

3. Билялов Б.С. О состоянии террористической и экстремистской преступности в Республике Казахстан // Уголовная юстиция, 2017. № 2 (10). С. 129-132.

4. Егоров Е.Н. Исламский радикализм в Казахстане: стратегия противодействия // Научное мнение, 2014. № 6. С. 94-100.

5. Жанбосинова А.С. Казахский джихад и казахстанская толерантность: современные этноконфессиональные процессы // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе, 2014. № 7. С. 200-211.

6. Маульшариф М., Базаркулова Ж.А. Религиозный экстремизм в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 2013. № 1 (44). С. 84-93.

7. Мустафаева А.А. Исламское возрождение в Казахстане в 90-е гг. XX века // Вестник КазНУ. Серия востоковедения, 2013. № 4 (65). С. 19-23.

8. Найденова Н.Н. Образование в странах Средней Азии на рубеже тысячелетий // Отечественная и зарубежная педагогика, 2017. Т. 1. № 1 (35). С. 97-106.

9. Нургалиева А.М., Нургалиева Ж.К. Причины и условия распространения в Казахстане идей исламского экстремизма // INTERNATIONALSCIENTIFICREVIEW, 2016. № 10 (20). С. 67-70.

10. Поляков К.И. Исламский экстремизм в Центральной Азии. М., 2014.

11. Рудов Г. Проблемы исламизации в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир, 2006. № 11. С. 79-92.

12. Цепкова И.Б. Проблема свободы совести в контексте эскалации казахстанского терроризма // Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика. Материалы XLI Международной научно-практической конференции. Ал-маты, 2017. С. 470-474.

13. Шаймерден Г.И. Истоки и смысл религиозного экстремизма в Казахстане // Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений Пятой всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмА МВД России, 2016. С. 67-71.

14. Шустов А. Салафиты в Северном Казахстане и угроза российским регионам Урало-Поволжья и Западной Сибири. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http:// posredi.ru/salafity-i-ugroza-rossijskim-regionam.html]. Дата обращения: 22.10 2018.

15. Яновская М. Российский эксперт - о салафитах в Казахстане: кто, где, когда и что делать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.fergananews.com/ articles/9006]. Дата обращения: 22.10 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.