УДК 504.064
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ВАХХАБИЗМА
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В АСПЕКТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
А.Н. Тесленко
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена масштабами распространения и современного состояния ваххабизма в мире. В связи с этим, данная статья направлена на комплексный анализ проблемы распространения идеологии ваххабизма в молодежной среде в аспекте национальной безопасности Республики Казахстан. В статье представлены результаты авторского исследования, а также экспертного опроса среди научного сообщества в области религии; раскрыты основные причины и каналы проповедования, обусловившие распространение ваххабизма в молодежной среде; выявлены и обоснованы основные механизмы регулирования и нейтрализации ваххабизма в молодежной среде, способствующие снижению ущерба, приносимого национальной безопасности страны в целом. Материалы статьи представляют практическую ценность в сфере предупреждения и борьбы с экстремизмом и международным терроризмом.
Ключевые слова: молодежь, религиозный экстремизм, гражданская социализация, ислам, идеология ваххабизма, профилактика экстремизма, превентивная политика государства, национальная безопасность.
THE COUNTERACTION OF THE WAHHABIZM IDEOLOGY
AMONG YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF NATIONAL
SECURITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
A. Teslenko
Abstract. The study is of great relevance due to the degree of expansion and current status of Wahhabism in the world. In this way the article is aimed at complex analysis of the issue of Wahhabism ideology expansion among young people in the context of national security in the Republic of Kazakhstan. The article includes the results of author's investigation study and expert survey among the members of scientific community in the sphere of religion. The author reveals the main reasons and preaching medium that determined the expansion of Wahhabism among youngsters. The author also discloses the main mechanisms of moderation and neutralization of Wahhabism among youngsters that promote the decrease of damage made to the national security of the country. The article is of practical value in the sphere of prevention and counteracting the extremism and international terrorism.
Keywords: youth, religion extremism, civil socialization, Islam, Wahhabism ideology, extremism prophylactic measures, state preventive policy, national security.
В современном мире религиозный фактор, наряду с этническим, становится фундаментальным фактором общественной жизни, т.к. характер и содержание межконфессиональных отношений во многом определяют стабильность полиэтнических и мультикультурных обществ. И Казахстан здесь не исключение, а наоборот, типичный пример влияния Ислама на все стороны жизни общества.
Культурная идентификация казахстанцев, в основном, зависит от их конфессиональной и этнической принадлежности. Так, азиатские этносы, и казахи в том числе, относят себя к мусульманам, а европейские - к христианам. К православному вероисповеданию принадлежат русские, украинцы, белорусы, к протестантскому - в основном немцы, к римско-католическому - немцы и поляки, к исламу -казахи, уйгуры, узбеки, чеченцы и т.д., но совпадение конфессиональной и этнической принадлежности не является неизбежностью. Более того, и ислам, и христианство являются мировыми религиями, всеобщими,
адресованными каждому человеку вне зависимости от его национальной принадлежности. Но геополитически сложилось так, что эти религии имеют свой ареал распространения.
Относительно места и роли Ислама в жизни казахов имеются разные мнения. Согласно одной позиции в досоветский период Ислам не имел большого влияния в казахской этнической среде в сравнении с тем, какую он играл среди узбеков и других оседлых этносов Центральной Азии. В советскую эпоху значение исламского фактора в казахской среде также было невелико. Показательно, что к моменту распада СССР на январь 1989 г. в Казахстане существовали 671 религиозная община, из которых 46 составляли мусульманские общины [1, с.33]. Имамами мечетей являлись большей частью узбеки, уйгуры, дунгане, татары, в особенности на юге страны. Сегодня мусульманская община, помимо казахов, составляющих в ней большинство, представлена еще семнадцатью тюркоязычными группами, в числе которых:
узбеки, татары, уйгуры, азербайджанцы и другие. Кроме того, к мусульманам относятся ираноязычные таджики и курды, а также дунгане и вайнахи (чеченцы и ингуши).
Однако следует признать, что принадлежность различных этнических групп к одной конфессии не ведет к снятию межэтнических и межконфессиональных противоречий между ними. На сегодня в Казахстане большинство мусульман
придерживаются традиционной для
казахстанского народа методики проведения молитв и традиционных представлений. В то же время в религиозное сознание значительной части верующих, особенно молодежи, активно внедряется принесенная из-за рубежа религиозная культура ваххабизма, которая приводит к ряду негативных для общественной стабильности и национальной безопасности последствиям: раскол мусульманского и национального общества; создание из части расколотого национального и мусульманского сообщества активной антисистемной группы или групп; распространение идеологии религиозной, национальной нетерпимости и вражды; реальное осуществление религиозной дискриминации, где ваххабизм сумел закрепиться; теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается «неверным».
Строительство новой государственности, открытого и толерантного поликультурного общества в этих условиях требует изучения причин и каналов распространения идеологии ваххабизма среди молодежи, выявления и обоснования основных механизмов его регулирования и нейтрализации в молодежной среде в интересах национальной безопасности страны.
В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся, время от времени, в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества.
Особого внимания заслуживает ваххабизм как актуальная форма религиозного экстремизма. В последнее десятилетие эти термины употребляются вместе и все шире. Как правило, в массовом сознании и ваххабизм, и религиозный экстремизм воспринимаются через призму агрессии, исходящей от религии. Однако этимологически понимание этих терминов крайне противоречиво: религия, по своей сути, не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Следовательно, к религии
примешивается некое иное содержание, с которым и связана агрессия. Но нельзя отрицать, что экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии (в настоящее время активно идет использование исламских доктрин), отсюда и складывается впечатление, что экстремизм является религиозным.
В религиоведении не существует однозначного понимания термина «ваххабизм», не говоря уже о массовом сознании, где оно является своего рода синонимом слова «терроризм». Между тем сам термин «ваххабизм» был введен в оборот в конце 1980-х гг. Примерно в это же время на юге Казахстана стал распространяться ваххабизм (салафизм) -религиозно-политическое течение,
противопоставившее себя традиционному для республики суннитскому исламу и властям. Ваххабиты (самоназвание - салафиты) провозгласили борьбу за «чистоту ислама», заявив, что проводимые «традиционным» духовенством религиозные обряды
противоречат Корану и шариату. Так, ваххабиты отрицали традиционные для мусульман Казахстана проявления религиозности: посещение гробниц известных святых (зияратов), чтение Корана на кладбищах, ношение амулетов и т.д. [1].
В европейской и арабской литературе было широко распространено определение ваххабитов как «пуритан» или «протестантов ислама»; при этом их сравнивают с представителями европейских течений средневековой реформации, для которых было характерно стремление «очистить» первоначальную «истинную» религию от последующих наслоений. Хотя можно говорить только о чисто внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому содержанию. Ваххабизм родился в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности состоянием духовной жизни и был, в первую очередь, реакцией на духовный кризис аравийского общества. Ибн Абд-аль-Ваххаб охарактеризовал свою эпоху следующим образом: «Эпоха невежества и суеверия в большинстве стран исламского мира, эпоха, в которой ослабла связь мусульман с научными основами и корнями веры» [2, с.23]. В числе следствий этого он называет: распространение невежества, причина которого - неграмотность и засорение науки неясностями; отклонение от веры в силу господства суеверий, заблуждений и распространения «нововведений»; разжигание конфликтов в результате ослабления веры.
Сегодня слово «ваххабизм» в широком смысле употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма,
соотносимого с исламским фундаментализмом. В.И. Сажин определяет «исламский фундаментализм» как совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в основополагающие источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и требований законов Шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм всех сторон жизни [4, с.201].
Исламский фундаментализм делят на умеренный и радикальный (экстремистский) -приверженность крайним взглядам,
провоцирующим беспорядки, гражданское неповиновение, террористические акции, противопоставление себя всему обществу (в том числе мусульманскому) и обвинение последнего в неверии наряду с готовностью поднять оружие против мусульман. Представляется
необходимым разъяснять молодежи разницу между этими двумя направлениями исламского фундаментализма. Вот, в частности, что пишет по этому поводу И.П. Севостьянов: «Ислам, его фундаментализм и исламский экстремизм -понятия столь же разные, как нормальная живая ткань и опухоль с признаками онкологии. Очень важно видеть опасность знака равенства между этими понятиями» [5].
С началом эксплуатации нефтяных запасов Карачаганакского газоконденсатного
месторождения в Каспийском бассейне Казахстана и приездом на работу иностранных специалистов, в основном арабов, палестинцев, иорданцев, сирийцев - выходцев из небогатых слоев общества - возросла активность салафитов в среде казахской молодежи. На государственном уровне вместе с финансовой поддержкой строительства мечетей и укреплении позиций Ислама ряд исламских стран - Арабские Эмираты, Королевство Саудовской Аравии, Катар, Турция - и благотворительностью распространяется
миссионерство ваххабитского толка. Активная миссионерская деятельность иностранных религиозных объединений, подкрепленная солидными финансовыми вливаниями, дает свои положительные результаты в плане увеличения численности последователей таких радикальных движений, как «Хизб-ут-Тахрир», «Восточный Туркестан», «Аль-каида», «Талибан», «Исламское государство», «Братья мусульмане», «Асбат-аль-Ансар».
Исследование, проведенное Центром ювенологических исследованием под руководством автора данной статьи, показывает, что чуть менее половины респондентов-экспертов указывает на серьезное влияние ваххабизма в их населенном пункте (в 2000 году в исследовании Института стратегических исследований на влияние ваххабизма указывало 26,3% эксперта из числа религиозных деятелей). Молодые респонденты так оценили ваххабизм:
- «Джихад - это борьба со своими пороками, а не с невинными жителями. У ваххабитов извращенное понимание джихада. Под джихадом они понимают лишь разрушения и убийства, забывая, что главное - это внутренний джихад, борьба со своими пороками» (Арман, 23 лет);
- «Ваххабиты под видом очищения веры учили людей не поклонению Аллаху и уважению пророков, а служению местной власти и деньгам» (Асия, 21);
- «Ваххабизм - это псевдорелигиозное деструктивное политическое движение, получившее свое название от имени основателя движения» (Жания, 24);
- «Ваххабиты наносят ущерб исламу и воздействуют на формирование в обществе негативного отношения к мусульманской религии» (Мадияр, 23).
Третья часть экспертов-респондентов указала на влияние Хизб-ут-Тахрир по месту их жительства. Один из опрошенных утверждал, что лично слышал лозунги, обращения членов этой организации, которые призывали к джихаду. Он думает, что в Центральной и Средней Азии члены «Хизб-ут-тахрир-аль-ислами» - это защитники наркоторговцев и наркобаронов. «Члены «Хизб-ут-тахрир-аль-ислами» хотят объединить всех мусульман и подчинить халифату. Основная их цель -завоевать весь мир и умереть ради халифата. Я думаю, что они работают в направлении экстремизма» (Исламбек, 25).
Значительная часть респондентов-экспертов (48,6%) признает, что деятельность конфессий может вызвать социальную напряженность в стране, особенно при наличии определенных конфликтногенных факторов. К таковым они относят противоречия: между властью и оппозицией (соответственно 3,4 и 3,5 балла), между различными властными группировками (соответственно 3 и 3,6 балла), между чиновниками и гражданами (соответственно 2,9 и 3,8 балла). Однако существует достаточно ощутимая разница в оценках остроты социальных противоречий в региональном и конфессиональном срезах.
Между тем, независимые аналитики считают, что религиозный экстремизм Казахстану не грозит, так как:
- радикальные религиозные лозунги не находят широкой поддержки среди местного населения;
- традиционный ислам среди казахов не имеет корней и является, скорее, ритуальной практикой, чем мировоззренческим убеждением;
- исламский экстремизм несет в себе не религиозный, а социальный протест;
Анализ факторов распространения религиозного экстремизма показывает, что высокий уровень экономического (материально-имущественного) неравенства является узловой проблемой сохранения социальной
стабильности. Для Казахстана характерны, в той или иной мере, проявление типичных негативных последствий модернизации экономической, социальной и политической сферы стран «третьего мира» и посткоммунистических государств.
Доминантным процессом изменения
конфигурации экономической стратификации в Казахстане стал заметный сдвиг в сторону бедных и малодоходных страт при сокращении численности средних и верхних страт, - т.е. в направлении, обратном заявленным целям либеральных реформ.
Безусловно, наиболее чувствительной группой в материально-имущественном плане является молодежь.
Однако, этот фактор, как показало наше исследование, не может являться единственным определяющим основанием возникновения религиозного экстремизма, тем более, что в последние годы наметилась позитивная тенденция к росту благосостояния казахстанцев. Эмпирические данные позволили нам выделить
- исламский радикализм - форма политической борьбы между группировками, цель которых - захват власти [6, с.50].
Часть экспертов (21,2%) склонны считать, что домыслами об угрозе исламского экстремизма правительство демагогически обосновывает борьбу с инакомыслием. Но чуть менее двух третьих респондентов-экспертов соглашаются с тем, что угроза экстремизма в Казахстане вполне реальна, см. диаграмму 1.
основные сферы общественной жизни, где имеются факторы риска религиозного экстремизма.
В каждой группе факторов респонденты выделили главный, увеличивающий риск возможного возрастания религиозного экстремизма в казахстанском обществе:
1. Социально-экономическая сфера. Нарушение социальной справедливости -(оценка - 3,9 балла);
2. Мировоззренческая сфера. Падение общественной морали - эксперты (оценка - 4,5 балла);
3. Внешнеполитическая сфера -деятельность зарубежных миссионеров (оценка 3,1 балла); вмешательство иностранных государств (оценка 3,6 балла);
4. Внутриполитическая сфера -тенденциозное освещение деятельности отдельных конфессий в СМИ (оценка 3,6 балла); использование религии в политических целях (оценка 3,5 балла).
Респонденты предложили меры для предотвращения распространения религиозного экстремизма. В их числе оказались как репрессивные, так и просветительские меры. Эксперты предлагают запретить регистрацию
70 60 50 40 30 20 10 0
■ нет 7
□ пока нет 30,2
В вполне реальна 62,8
□ затрудняюсь ответить 0
Диаграмма 1. - Мнения экспертов относительно угроз экстремизма в Казахстане
нетрадиционных конфессий и осуществлять строгий контроль за их деятельностью (31,1%).
Следует отметить, что за последние годы в условиях роста угрозы экстремизма как на международном уровне, так и на региональном были внесены существенные изменения в законодательную систему Казахстана. Данные изменения определили создание адекватной правовой основы для государственной политики в сфере предупреждения и противодействия угрозе экстремизма. Вместе с тем, анализ правовой базы позволяет выделить ряд недостатков, препятствующих процессу совершенствования нормативно-правовой базы в области предупреждения экстремизма.
Казахстан в силу тех или иных обстоятельств имеет разрушенную систему воспитания, досуга, творчества; сама национальная культура размыта и не привлекательна для молодёжи, которая при всей неопределенности социальной ситуации стремится к самоопределению, находится в состоянии поиска приоритетов, смысла и цели жизни.
Проблема религиозного экстремизма в Республике Казахстан актуализируется тем, что в условиях модернизации общества, развитие социальной системы не может протекать гладко и бесконфликтно, так как сопровождается глубинной перестройкой и реформированием на всех уровнях и звеньях общественной жизни. Происходит изменение в системе ценностей, переход к рыночным отношениям. Также происходит усиление социальной
дифференциации, сопровождающейся ростом имущественного неравенства и невиданного ранее в обществе социального расслоения. Наряду с постепенным формированием среднего класса происходит рост числа социально неустроенных, обездоленных за счет усиления процессов маргинализации и люмпенизации населения, неизбежных в условиях структурной социально-экономической перестройки. И именно данная социальная среда является подверженной экстремистским настроениям в силу своего социального недовольства.
Молодежь - это демографическая группа, наиболее податливая к воздействию пропаганды религиозно-экстремистского толка. Это происходит в силу социальной неопытности молодежи, слабой социальной
адаптированности. Молодые люди, находясь на этапе своего становления и социальной самореализации, еще не имеют устойчивого социально-экономического статуса и материальной независимости, зачастую социально неустроены и не защищены. Поэтому молодое поколение становится объектом
особого внимания пропагандистских ухищрений со стороны религиозно-политических экстремистских партий и движений.
Положение усугубляется еще тем, что крушение ценностей и идеалов социализма привело к появлению некоего «духовного вакуума» в массовом сознании. Новые ценности модернизирующегося общества находятся в стадии формирования, но специфика сознания в том, что оно должно быть заполнено неким содержанием. Поэтому неудивительно, что часть молодежи потянулась к религии как к духовной сфере, которая заполнит индивидуальное бытие экзистенциональными смыслами. Тем более, что в условиях становящейся демократии возможности легитимного политического самовыражения молодежи ограничены. С учетом возрастных особенностей данной возрастной группы, склонности к конфликтности и экстремистским способам самовыражения, молодежь способна найти выход недовольством процессом своей адаптации в социуме, нахождения своей социальной ниши и реализации своих запросов в сфере экстремизма религиозно-политического характера. В этой связи становится значимой выработка у молодежи стойкого иммунитета к влиянию экстремистских религиозных организаций; способности различать традиционные религиозные ценности и девиантную природу религиозного экстремизма.
На основе анализа результатов социологического исследования можно выделить концептуальные основы превентивной политики государства по предотвращению религиозно-экстремистских настроений
молодежи. Во-первых, важным средством предотвращения религиозного фанатизма и радикализма в молодежной среде является просвещение по проблеме религии, правильного понимания ее сущности. При этом наши респонденты-эксперты с религиозными убеждениями считают, что необходим в данном вопросе государственный контроль в целях систематизации и избегания разночтений в процессе преподавания предметов по проблемам религии.
В то же время необходимо отметить, что наблюдение за действительным положением дел в молодежной, прежде всего, в студенческой среде, показывает необходимость в просвещении молодежи по проблемам религии за пределами сугубо мусульманской проблематики. Это необходимо с целью формирования объективного мнения студентов о других религиях, что диктуется потребностью формирования в их сознании такой значимой
ценности, как толерантность. Без знаний о других религиях невозможно укоренение подлинной толерантности. В противном случае даже утверждение о мирной направленности ислама не опирается на подлинную веротерпимость, подкрепляемую уважением к другим вероучениям. Данное уважение базируется на знании об иных религиях. Во-вторых, все группы респондентов большое внимание в преодолении радикальных и фанатичных религиозных идей в сознании молодежи придают средствам массовой информации и, прежде всего, телевидению. По их мнению, демонстрация анимационных и художественных фильмов по религиозной проблематике с направленностью на толерантное мышление воспитывает в молодежной аудитории веротерпимость и ценности общественно и личностно значимого характера.
В-третьих, социальные гарантии и материальная поддержка молодежи создают мощное противодействие формированию и распространению в молодежной среде экстремистских настроений и не только
религиозного характера. Социально-материальная защита молодежи предотвращает появление в нем феномена социальной зависти и поиск виноватого в его социальных бедах. Этот фактор, равно как и организация досуга, наполненность свободного времени социально значимой общественной активностью формирует у молодых людей осознание собственного имиджа как социально активного субъекта, востребованного и не нуждающегося в асоциальных формах самоутверждения.
Следовательно, толерантность как значимая ценность формируется в сознании юношей и девушек в пространстве уважения к инакомыслию и иноверию, основанному на знании об инаковости в сфере религии. Формирование толерантного стиля жизни и мышления также связано с просвещением через средства массовой информации по проблеме религии. Социальная поддержка молодежи со стороны государства формирует здоровый имидж поколения независимости, который базируется на стойком иммунитете к асоциальности, в том числе религиозно-экстремистского характера.
Литература:
1. Абсаттарова Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы / Р.Б. Абсаттарова. -Алма-Ата: Галым, 1995.
2. Ибн Абд-аль-Ваххаб. Книга единобожия: цит. соч. по: Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М., 2000.
3. Молодежь и нетрадиционные конфессии в Казахстане: научно-исследовательский отчет. -Астана: ЕНУ, 2009
4. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах / В.И. Сажин // Ближний Восток и
современность. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998.
5. Севостьянов И.П. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же / И.П. Севостьянов // Международная жизнь. - № 5. - 1996.
6. Толгамбаева Д.Т. Религиозный поиск казахстанской молодежи / Д.Т. Толгамбаева // Молодежь и религия в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции (г. Караганда, 8-9 апреля 2010 г.). -Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2010. - С. 45-50.
Сведения об авторе:
Тесленко Александр Николаевич (г. Астана, Казахстан), доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор, действительный член АПНК, профессор кафедры социально-психологических дисциплин, Университет «КАЗГЮУ» г. Астана, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Teslenko (Astana, Kazakhstan), doctor of education (Republic of Kazakhstan), doctor of sociology (Russian Federation), full professor, active member of the Association for Resistance to Unfair Competition, professor at the Department of Social and Psychological Disciplines of the Kazakhstan University of the Humanities and Law, e-mail: [email protected]