Научная статья на тему 'Исламский радикализм на территории Челябинской области'

Исламский радикализм на территории Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
705
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВАХХАБИЗМ / ХИЗБ-УТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ / ИГИЛ / ТАЛИБАН / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманов Раис Равкатович

В статье анализируется проблема распространения радикальных форм ислама на территории Челябинской области. Автор описывает деятельность ваххабитов и членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в этом регионе, показывает роль раскола мусульманской уммы и создание нескольких религиозных центров ислама, приведших к проникновению исламского экстремизма в среду мусульман. Отдельно отмечается фактор увеличения мигрантов в мусульманской общине Южного Урала, через которых идет проникновение радикал-исламизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский радикализм на территории Челябинской области»

УДК 297.17 ББК 86.38

Раис Сулейманов

ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье анализируется проблема распространения радикальных форм ислама на территории Челябинской области. Автор описывает деятельность ваххабитов и членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в этом регионе, показывает роль раскола мусульманской уммы и создание нескольких религиозных центров ислама, приведших к проникновению исламского экстремизма в среду мусульман. Отдельно отмечается фактор увеличения мигрантов в мусульманской общине Южного Урала, через которых идет проникновение радикал-исламизма.

Ключевые слова: Ислам, экстремизм, ваххабизм, Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами, ИГИЛ, Талибан, Челябинская область

На территории Южного Урала, куда географически входит Челябинская область, мусульманское население, представленное татарами, башкирами и казахами, составляет 13,3% от всех жителей региона. На сегодняшний момент в области насчитывается 69 мечетей, при этом в организационном плане исламская умма не является единой: мусульманские приходы в своей юрисдикции разделены между несколькими муфтиятами. Доминирует Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе Центрального духовного управления мусульман (муфтий Ринат Раев), которое в совокупности объединяет 150 общин. Другой организационной структурой является Челябинский муфтият Духовного управления мусульман Азиатской части России, который официально не зарегистрирован (муфтием является Вугар Аликперов): в него входит 7 приходов (в ДУМАЧР вошли общины существовавшего в 2000-е годы ДУМ» «Ассоциация мечетей России»). Есть также две общины, входящие в состав Духовного управления мусульман Европейской части России (в деревне Акбашево Аргаяшского района и в г.Озерске, объединенных в незарегистрированный Совет имамов Челябинской области - председатель Габдулла Шай-марданов).

Светские областные власти ориентируются на поддержку ЦДУМ в регионе, поэтому отдают предпочтение Ринату Раеву. И правильно делают, поскольку зачастую именно в «параллельных» муф-тиятах распространяются радикальные течения ислама. Как отмечает исследователь постсоветского ислама в Челябинской области Марина Гуляева, «для экспертов в области этнорелигиозных исследований давно является очевидным тот факт, что создаваемые в регионах Российской Федерации альтернативные, «параллельные» муфтияты имеют своей целью, прежде всего, раскол мусульманского сообщества и привлечение на свою сторону как можно большего числа общин, а также поддержки и внимания муниципальных и региональных властей. Более того, как приходится констатировать ситуацию в исламских сообществах российских регионов, зачастую появление «параллельных» муфтиятов связано с проникновением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка»62. Действительно, на практике ЦДУМ стремится ориентироваться на укрепление и развитие традиционного для коренных мусульманских

62 Гуляева М.В. Ислам на Южном Урале: «тради-

ционалисты» «параллельщики» // «Мусульман-

ский мир». - 2014. - №1. - С.122

народов Урала ислама ханафитского маз-хаба.

На фоне остальных регионах Уральского федерального округа ситуация в мусульманской среде Челябинской области выглядит благополучно, однако и этому региону не удалось избежать проникновение радикальных течений ислама.

Первый такой случай достаточно типичен для Урало-Поволжья, когда проводником религиозного экстремизма становятся арабские проповедники. В конце 1990-х годов в Челябинской области развернул миссионерскую деятельность уроженец Сирии Салех Абдель Рахман Гази, который стал казыем (шариатским судьей) в общинах, входящих в ДУМАЧР. В энциклопедии «Ислам на Урале» прямо указывают, что «благодаря ему ряд имамов и прихожан южноуральских мечетей смогли пройти обучение в медресе в странах Ближнего Востока, а также Бугуруслане и Тюмени»63. Имеется в виду печально известное бугуруслан-ское медресе «Аль-Фуркан», выпускники которого участвовали в терактах в Москве, Назрани и захвате заложников в Бес-лане в 2004 году. Именно с ним связана целая кампания по распространению ваххабизма и конфликты с теми мусульманами, которые противостояли ваххабизму. Это вызвало обеспокоенность у местных властей. Тогдашний губернатор Петр Сумин лично обратился к председателю Комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций Администрации Челябинской области Асие Хамзиной с требованием выяснить суть проблемы. Та эта сделала и опубликовала в начале 2000 года в газете «Возрождение Урала» статью «Ваххабизм пришел на Урал?», которая была посвящена деятельности арабского эмиссара, которого видели причиной межнацио-

64

нальной и межрелигиозной розни . Са-

63 Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. авт.; Сост. А.Н. Старостин. Отв. редактор Д.З.Хайретдинов. - М.: Издательский дом «Медина», 2009. - С.83

64 Хамзина А. Ваххабизм пришел на Урал? // «Возрождение Урала». - 2000. - №4 (126)

лех Абдель Рахман Гази подал в суд на нее, пытаясь протестовать против предъявленных ему публично в прессе обвинений. Как пишет Марина Гуляева, «впервые на судебном заседании, состоявшемся 11.07.2001, рассматривались такие проблемы, как экспорт в Россию ваххабизма, миссионерская деятельность новообразованных управлений мусульман, провоцирующая расколы в традиционных исламских общинах»65. Суд отклонил иск истца, признав все обвинения в его адрес в газете справедливыми. После этого Салех Абдель Рахман Гази стал окончательно восприниматься местными властями как проводник исламского экстремизма, а в местной прессе периодически появлялись статьи о распространении ваххабизма в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте66.

Деятельность зарубежных проповедников радикальных течений ислама постепенно давала свои горькие плоды. Попав под влияние идей ваххабизма, некоторые мусульмане выбирали путь вооруженного «джихада», отправляясь на территорию стран Востока, где и так активно полыхала война. В начале 2000-х годов излюбленным местом для «хиджры» (переселения) ваххабитов из России был Афганистан. Первый зафиксированный случай участия жителя Челябинской области в рядах Талибана в Афганистане зафиксирован в 2001 году. Речь идет о Рустаме Ахмярове, который в числе других российских исламистов, отправившихся на «джихад» в эту страну, попал в плен к американцам после их вторжения в Афганистан. Он, как и еще 7 россиян, оказались в числе узников печально знаменитой американской тюрь-

65 Гуляева М.В. Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде (на примере Челябинской области) // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. - СПб.: Магас, 2011. -С.640

66 Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2008. - С.443

мы в Гуантанамо на Кубе67. В марте 2004 года они были доставлены в Россию. Как отмечает исламовед Роман Силантьев, «вполне предсказуемо интерес к семерым «талибам» проявили и российские правоохранительные органы, которые инкриминировали им участие в преступном сообществе, незаконный переход границы и наемничество. Начавшийся судебный процесс быстро завершился оправданием

сторонников «Талибана», которые были

68

отпущены по домам» .

Наиболее чаще в Челябинской области выявлялись ячейки международной организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной в России террористической.

Первый случай произошел в Челябинске 12 декабря 2004 года, когда один из «хизб-ут-тахрировцев» Ринат Галиу-лин, изготовил листовки экстремистского содержания, принялся их распространять на территории торгового комплекса «Караван-сарай» в Курчатовском районе города. Он был арестован и осужден по ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ (участие в деятельности религиозной организации, в отношении которой судом принято решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской дея-тельности)69. Распространение листовок «хизбами» не прекратилось. Видимо, на тот период времени экстремисты считали это успешной формой пропаганды. 23 мая 2006 года задержали еще одного члена «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» за распространение листовок. На квартире у

67 Смирнов А. Русский талиб стал голландским беженцем. Испугавшись преследования спецслужб // «Коммерсант», 4 апреля 2007 года

68 Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. - С.191-192

69 Прокуратура Челябинской области продлила

срок следствия по делу местной ячейки Хизб ут-

Тахрир // "Русская народная линия", 16 мая 2005

года. URL: http://ruskline. ru/news_rl/2005/05/16/prokuratura_ch elyabinskoj_oblasti_prodlila_srok_sledstviya_po_del u_mestnoj_yachejki_hizb_ut-tahrir/ (Режим доступа свободный)

«Мусульманский мир», №3, 2016 него обнаружено было 80 листовок с при-

70

зывами к насилию .

Если в 2004-2006 гг. в основном силовики обезвреживали по сути одиночек, занимавшихся распространением экстремистских листовок, то затем им на смену приходят уже более организованные группы «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», функционирующие по системе ячеек («халакаты»), состоящей от 3-х до 6-ти человек.

В конце декабря 2006 года в Магнитогорске была обезврежена ячейка «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», в которую входило трое человек, двое из которых были жителями города, а один - мигрант из Киргизии. Собрание ячейки проводилось на квартире, где в ходе задержания находились еще трое человек, среди которых проводилась вербовка. Кроме религиозной литературы экстремистской направленности, были найдены тетради для изучения чеченского языка, а также видеозаписи совершения диверсионно-террористических актов на территории Чечни, выполненных участниками незаконных вооруженных формирований. Как отмечала тогда пресс-служба УФСБ по Челябинской области, «на жестких дисках его компьютера хранились фотографии разрушенных в результате террористических актов зданий и участников этих действий, а также схемы самодельных взрывных устройств. Фотографии боевиков хранились в папке с надписью

71

"Наши"» .

В 2006 году в Челябинске четверо членов ячейки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» Вадим Хабиров, Айрат Лукма-нов, Руслан Абдрашитов и Ринат Галиу-лин распространяли брошюры и газету своей организации по мечетям города

70 Житель Челябинской области задержан по подозрению в распространении листовок экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" // «Интерфакс-Религия», 24 мая 2006 года. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=11679 (Режим доступа свободный)

71 Старостин А. Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала // «Ислам в СНГ». - 2010 . - N 1(1). - С. 27-40

(газету "Сакаафат" (Просвещение), журнал "Аль-Ваий", книги "Система ислама", "Исламская личность", брошюры, признанные агитационной литературой "Хизб-ут-Тахрир"). В отношении них было возбуждено уголовное дело по ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ (участие в деятельности экстремистской организации), 19 декабря 2007 года прошел суд, приговоривший троих к условному сроку, а одного члена ячейки Рината Галиу-лина к 1 году и 3 месяцам отбывания наказания в колонии-поселении. Впоследствии Центральный районный суд Челябинска признал экстремистскими материалы, опубликованные в газете «Сакаа-фат»72.

Третья ячейка организации в Челябинской области была выявлена в июле 2008 года силами правоохранительных органов, когда удалось задержать членов группы «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в Челябинске, двое из которых ранее были уже осуждены и получили тогда условное наказание в виде года лишения свободы. Уголовный процесс длился почти два года, и в итоге 4 июня 2010 года были осуждены Анзор Акиев (1979 г.р.), Ай-рат Лукманов (1974 г.р.), братья Вадим и Салават Хабировы (1978 и 1982 гг.р.), а также Вадим Насыров (1981 г.р.) как ее члены. Соблюдая конспирацию, участники организации собирали на квартирах молодежь, среди которой вели агитацию, распространяли экстремистскую литературу, вели лекции и проповеди по созданию халифата. В результате такой деятельности «хизб-ут-тахрировцам» удалось вовлечь в свою группу 8 человек. В ходе обысков на квартирах у них было изъяты не только агитационная литература, но и девять корпусов боевых ручных гранат РГД-5, пособия по взрывному делу, фотографии зданий областных правоохранительных структур (ФСБ и МВД), а также таких крупных инфраструктурных объектов как Челябинский аэропорт и

72 В челябинской газете нашли призывы к созданию "Всемирного халифата" // "Лента.ру", 19 августа 2010 года. URL:

http://lenta.ru/news/2010/08/19/sakafaat/ (Режим доступа свободный)

плотина Шершневского водохранилища. В итоге суд приговорили членов ячейки к разным срокам от 1,5 до 4 лет лишения свободы в колонии-поселении по статьям 282 (участие в деятельности запрещенного религиозного объединения) и 222 (незаконном приобретении и хранении бое-

73

припасов)73.

Наконец, последний случай с участием «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» на территории Челябинской области, который является самым сложным по процессуальным моментам и по поведению самих исламистов, был в 2012 году. Тогда в июле того года были арестованы пятеро «хизбов» Ринат Галиуллин, Марат Базар-баев, Рушат Валиев, Ринат Идельбаев и Вадим Насыров, которые с 2009 по 2011 годы активно собирали своих сторонников, и как сообщают СМИ, «умело "промывая мозги" людям без устоявшихся убеждений в ходе еженедельных религиозных занятий ("халакатов"), методические материалы для которых брали в Интернете на сайтах запрещенной организа-

74

ции»74. Судили их по более «жесткой» статье 278 (приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти и изменение конституционного строя в РФ), поскольку они не скрывали своих намерений по устранению неисламских правительств и установления «халифата» на территории России. В ходе судебных процессов «хизбы», их родственники и единомышленники на свободе вели себя крайне вызывающе и агрессивно: угрожали свидетелям, опубликовали в Интернете личный сотовый телефон следователя, к которому тут же с разных уголков страны принялись названивать и

73 Пинкус М. Без взрыва: члены челябинской ячейки "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" оправданы по обвинению в подготовке теракта // "Российская газета", 7 июня 2006 года. URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/reg-ural/hizb.html (Режим доступа свободный)

74 Пятеро членов международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» отправились в колонию строгого режима прямо из здания Челябинского областного суда // "Ве-домости-Урал", 21 ноября 2013 года. URL: http://vedomosti-ural.ru/news/35453/?ya_rss=1 (Режим доступа свободный)

посылать SMS-сообщения с обвинениями в гонениях на мусульман75. Здесь «хиз-бы» охотно принялись использовать правозащитную демагогию, обвиняя правоохранительные органы в сознательной исламофобии и «репрессиях против мусульман». Кстати, этот метод - спекуляция на защите прав человека - опробован неоднократно исламистами и дает определенный эффект: это позволяет получать симпатии со стороны международных и общероссийских правозащитных организаций, а также находить сочувствие у оппозиционно настроенных общественно-политических движений, видящих в исламских радикалах «жертв политического режима». Здесь, кстати, стоит обратить внимание на такой факт, что Ринат Галиуллин и Вадим Насыров ранее уже были осуждены как члены «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»76, однако после освобождения продолжали свою экстремистскую деятельность, принявшись вербовать новых сторонников, создавать новую ячейку. Более того, после освобождения из тюрьмы такие исламисты становятся «героями», «мучениками за веру», «узниками совести», в глазах мусульманской молодежи, их авторитет начинает

77

расти .

Проблема распространения ваххабизма также не обошла вниманием Челябинскую область. Так, в Магнитогорске в одном из детских садов (в 1990-е годы из-за крайне неблагополучной демографической ситуации многие из дошкольных заведений закрывались, и их передавали в пользование другим организациям,

75 Сторонники находящихся под следствием в Челябинске исламистов угрожают следователю и свидетелям - ФСБ // «Интерфакс-Религия», 21 ноября 2012 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=48966 (Режим доступа свободный)

76 Руслянников И. Листовки подшили к делу: в Челябинске задержаны распространители материалов «Хизб ут Тахрир аль-Ислами» // "Коммерсант", 2 октября 2014 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2580568 (Режим доступа свободный)

77 Малашенко А., Старостин А. Ислам на совре-

менном Урале // «Рабочие материалы» Московского центра Карнеги. - 2015. - апрель. - М., 2015. - С.20

так и было в этом случае) действовала мусульманская община во главе с имамом Ринатом Теревгуловым. Даже когда в Магнитогорске открылась новая мечеть, эта группа мусульман отказалась перебазироваться туда, предпочитая остаться в здании детсада. Естественно, это вызывало определенные вопросы недоумения у городских властей: понятно, когда в городе не было мечети, и местным мусульманам негде было молиться, и им позволили использовать под молельное помещение здание пустующего детсада, но теперь-то мечеть в городе построена и функционирует. Власти обратились за советом к главе ЦДУМ Талгату Таджуддину. Тот объяснил, что в общине Теревгулова распространяется ваххабизм. Сам Таджуддин поддержал выселение этой общины из детсада, считая, что таким образом, удастся решить место дислокации ваххабитов. И 19 августа 2005 года общину выселили. Теревгулов продолжал насылать проклятия в адрес обидчиков78. Кстати, это первый случай, когда светские власти посчитали нужным и полезным проконсультироваться с традиционным мусульманским духовенством по такому щепетильному вопросу.

Традиционное мусульманское духовенство признавало проблему распространения нетрадиционных течений ислама. Этим оно отличается от разного рода радикалов, которые стараются всячески отрицать ее наличие в корне, а в случае явного обнаружения экстремизма стремиться найти этому смягчающие обстоятельства. Муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев (в юрисдикции ЦДУМ) сообщал, что есть факты, когда молодые радикалы выгоняли из мечетей стариков только за то, что те высказывали свое несогласие с пропагандируемыми нетрадиционными для татар течениями зарубежного ислама радикального толка. Такие факты в 2007 году зафиксированы в Усть-Катаве и Аше. Решить проблему нередко удавалось за

78 Раскол под... полумесяцем: многолетний религиозный конфликт достиг апогея // "Магнитогорский металл", 28 июля 2005 года

счет кадровой ротации, когда меняли имама в приходе79.

В марте 2010 г. прихожанин мусульманской общины деревни Акбашево Аргаяшского района Челябинской области (в юрисдикции - ДУМЕР) Вильдар Якупов, выпускник одного из саудовских медресе, в мечети деревни Аязгуло-во на организованных им курсах по изучению основ ислама и арабского языка распространял печатные издания, которые ранее судом были внесены в Федеральный список экстремистских материалов, а также демонстрировал лекции Саида Бурятского80.

Турецкая экстремистская организация «Нурджулар» на Южном Урале также стремится проникнуть через своих адептов. Причем они ловко работают в женской среде. В 2009-2011 гг. две жительницы Челябинска Фарида Ульмаску-лова и Венера Юлдашева вместе с их единомышленницей из Набережных Челнов (Татарстан) Гульназ Валеевой основали две школы в Челябинске и медресе в деревне Азналино Курганской области. Туда они вовлекали девочек-подростков 11-17 лет, где обучали их по книгам турецкого радикального богослова Саида Нурси. В ходе обыска были изъяты 525 книг и брошюр и 218 магнитных носителей информации, содержащих материалы об учении «Нурджулар». Здесь важно отметить, что методика вербовки у «Нурд-жулар» схожа с «Хизб-ут-Тахрир»: на частных квартирах или коттеджах приглашают разного возраста людей, на кото-

81

рых знакомят с книгами Саида Нурси .

79 В мечетях Челябинской области борются с радикальными проповедниками // «Интерфакс-Религия», 31 августа 2007 года. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=20095 (Режим доступа свободный)

80 Антонова И. В уральской глубинке проповедуют ваххабиты // "Сегодня.ру", 23 апреля 2010 года. URL: http://www.segodnia.ru/content/15022 (Режим доступа свободный)

81 Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане

Уральского федерального округа: риски и угрозо-

образующие факторы (аналитический доклад). -Екатеринбург: РИСИ, 2014. - С.75

В ноябре 2014 года было заведено уголовное дело в отношении 23 -летнего жителя Челябинска Темрхана Тлеугаби-лова, который в 2013-2014 гг. собирал на частных квартирах мусульман, агитируя их поехать воевать в Сирию на стороне

боевиков82.

Одним из последних случаев, зафиксированных в стремлении исламистов из Челябинской области, отправиться на «джихад» на Восток, стала история с 28-летним «русским мусульманином» Семеном Михайловичем Нагибиным («Салим»), который выехал из Челябинска в Таджикистан, чтобы оттуда перебраться в Афганистан. На милицейском блокпосту в Пянджском районе Таджикистана он показался подозрительным для сотрудников правоохранительных органов, те решили уточнить кто он такой, а Нагибин посчитал, что его сейчас арестуют, поэтому сам напал на одного из милиционеров с ножом. Силовики открыли огонь, ранив в ногу Нагибина, после чего его доставили в местную больницу. Там при допросе Нагибин и рассказал о своих планах. Впрочем, неудавшемуся джихадисту удалось сбежать из больницы, предварительно сняв с себя наручники и завладев пистолетом охранявшего его милиционера. Вскоре его окружили, он попытался оказать вооруженное сопротивление, но был убит при

83

задержании .

Одним из направлений деятельности исламских экстремистов является компрометация официального мусульманского духовенства в глазах верующих. В Челябинской области эта кампания по дискредитации была направлена исламскими радикалами в отношении муфтия Рината Раева. Заказные статьи на исламских сайтах в Интернете, направ-

82 В Челябинске судят вербовщика в ИГИЛ // «IslamReview», 7 ноября 2014 года. URL: http://islamreview.ru/news/v-celabinske-sudat-verbovsika-v-igil/ (Режим доступа свободный)

83 Застреленный в Пяндже россиянин рвался на джихад в Афганистан // «Ислам и общество», 24 апреля 2015 года. URL: http://www. islamio.ru/news/society/zastrelennyy_v_pya ndzhe_rossiyanin_rvalsya_na_dzhikhad_v_afganistan/ (Режим доступа свободный)

ленные против главы РДУМ Челябинской и Курганской областей, писались сознательно с целью опорочить мусульманского лидера в глазах паствы, особенно молодежи. Исследователи склонны в этом видеть особенность передела исламского пространства ислама: «Первый этап этого процесса - противостояние традиционному исламу во всех его проявлениях - организационном, социокультурном, ментальном. При этом избран один из самых эффективных методов поражения конкурента - его яростная дискредитация, массированная атака на носителей традиционного ислама», - пишут

исламоведы Денис Вояковский и Айслу 84

Юнусова84.

Российские спецслужбы признают проблему религиозного радикализма среди мусульман Уральского региона, включая Челябинскую область. Так, 14 апреля 2015 года директор ФСБ Александр Бортников, что с 2010 года силовики на Урале выявили шестьсот приверженцев радикального ислама. Сам глава ФСБ видит одну из причин подобной пагубной ситуации в массовом притоке мигрантов в регион, которые крайне заметно поменяли этническую картину мусульманского сообщества на Урале: «Принимая во внимание возрастающий приток мигрантов на уральские предприятия, необходимо поставить надежные правовые и организационно-управленческие барьеры, способные воспрепятствовать проникновению на территорию округа лиц, ориентированных на совершение дивер-

85

сионно-террористических актов» , - отметил Бортников, добавив, что в прошлом 2014 году в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) и Челябинской области было в совокупности

84 Вояковский Д.С., Юнусова А.Б. Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство. - Уфа: БГПУ, ИЭИ УНЦ РАН, 2011. - С.30

85 Глава ФСБ обеспокоен распространением радикального ислама среди молодежи на Урале // «Интерфакс-Религия», 14 апреля 2015 года. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=58524 (Режим доступа свободный)

заведено 19 уголовных дел в отношении членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами».

На наш взгляд, при анализе общей картины распространения исламского экстремизма на всей территории Уральского федерального округа создается впечатление, что исламисты наиболее активны в нефтегазовых регионах округа: Ямало-Ненецкая АО, Ханты-Мансийская АО, Тюменская область. Такое ощущение, что кто-то специально направляет именно в эти регионы радикал-исламистов. Видимо, по этой причине Челябинская область оказывается на периферии распространения исламского экстремизма: в области нет таких полезных ископаемых, как нефть и газ. И хотя Челябинская область на фоне остальных регионов Уральского федерального округа все же смотрится лучше в плане наличия на ее территории радикал-исламистов, тем не менее, проблема остается актуальной. К счастью, региональные власти полностью понимают всю серьезность и опасность этой угрозы, оперативно действуют и держат ситуацию под контролем. Во многом это делается за счет координации работы между светскими органами власти и традиционными религиозными структурами мусульман, с которыми налажен тесное взаимодействие.

Источники и литература: Источники:

1. Антонова И. В уральской глубинке проповедуют ваххабиты // " Сегодня.ру", 23 апреля 2010 года. URL: http://www.segodnia.ru/content/15022 (Режим доступа свободный)

2. В мечетях Челябинской области борются с радикальными проповедниками // «Интерфакс-Религия», 31 августа 2007 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=20095 (Режим доступа свободный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В Челябинске судят вербовщика в ИГИЛ // «IslamReview», 7 ноября 2014 года. URL: http://islamreview.ru/news/v-celabinske-sudat-verbovsika-v-igil/ (Режим доступа свободный)

4. В челябинской газете нашли призывы к созданию "Всемирного халифата" // "Лента.ру", 19 августа 2010 года. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/19/sakafaat/ (Режим доступа свободный)

5. Глава ФСБ обеспокоен распространением радикального ислама среди молодежи на Урале // «Интерфакс-Религия», 14 апреля 2015 года. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=58524 (Режим доступа свободный)

6. Житель Челябинской области задержан по подозрению в распространении листовок экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" // «Интерфакс-Религия», 24 мая 2006 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=11679 (Режим доступа свободный)

7. Застреленный в Пяндже россиянин рвался на джихад в Афганистан // «Ислам и общество», 24 апреля 2015 года. URL: http://www.islamio.ru/news/society/zastrele nnyy_v_pyandzhe_rossiyanin_rvalsya_na_d

zhikhad_v_afganistan/ (Режим доступа свободный)

8. Пинкус М. Без взрыва: члены челябинской ячейки "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" оправданы по обвинению в подготовке теракта // "Российская газета", 7 июня 2006 года. URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/reg-ural/hizb.html (Режим доступа свободный)

9. Прокуратура Челябинской области продлила срок следствия по делу местной ячейки Хизб ут-Тахрир // "Русская народная линия", 16 мая 2005 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2005/05/16/prokur atura_chelyabinskoj_oblasti_prodlila_srok_s ledstviya_po_delu_mestnoj_yachejki_hizb_ ut-tahrir/ (Режим доступа свободный)

10. Пятеро членов международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» отправились в колонию строгого режима прямо из здания Челябинского областного суда // "Ведо-мости-Урал", 21 ноября 2013 года. URL: http://vedomosti-

ural.ru/news/35453/?ya_rss=1 (Режим доступа свободный)

11. Раскол под... полумесяцем: многолетний религиозный конфликт достиг апогея // " Магнитогорский металл", 28 июля 2005 года

12. Руслянников И. Листовки подшили к делу: в Челябинске задержаны распространители материалов «Хизб ут Тахрир аль-Ислами» // "Коммерсант", 2 октября 2014 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2580568 (Режим доступа свободный)

13. Сторонники находящихся под следствием в Челябинске исламистов угрожают следователю и свидетелям - ФСБ // «Интерфакс-Религия», 21 ноября 2012 года.

URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=48966 (Режим доступа свободный)

14. Хамзина А. Ваххабизм пришел на Урал? // «Возрождение Урала». - 2000. -№4 (126)

Литература:

15. Вояковский Д.С., Юнусова А.Б. Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство. - Уфа: БГПУ, ИЭИ УНЦ РАН, 2011. - 92 с.

16. Денисов Д.Н. Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII - начало ХХ вв.). - М.: Издательский дом Марджани, 2011. - 256 с.

17. Гуляева М.В. Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде (на примере Челябинской области) // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. - СПб.: Магас, 2011. - С.638-643

18. Гуляева М.В. Ислам на Южном Урале: «традиционалисты» уб «параллельщики» // «Мусульманский мир». - 2014. - №1. -С.121-125

19. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. авт.; Сост. А.Н. Старостин. Отв. редактор Д.З.Хайретдинов. -М.: Издательский дом «Медина», 2009. -476 с., ил.

20. Малашенко А., Старостин А. Ислам на современном Урале // «Рабочие материалы» Московского центра Карнеги. -2015. - апрель. - М., 2015. - 30 с.

21. Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане Уральского федерального округа: риски и угрозообразующие факторы (аналитический доклад). - Екатеринбург: РИСИ, 2014. - 88 с.

22. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2008. - 576 с.

23. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. -576 с.

24. Старостин А. Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала // «Ислам в СНГ». - 2010 . - N 1(1). - С. 2740

Rais Suleymanov

ISLAMIC RADICALISM IN THE CHELYABINSK REGION

Summary: At the article analyzes the problem of the spread of radical forms of Islam in the Chelyabinsk region. The author describes the activities of the Wahhabism and members of "Hizb-ut-Tahrir al-Islami" in the region, shows the role of the split of the Muslim Ummah and the establishment of several religious centers of Islam, led to the penetration of Islamic extremism among Muslims. Separately, the magnification factor of migrants in the Muslim community of the Southern Urals, through which the penetration of radical Islamism.

Keywords: Islam, extremism, Wahhabism, Hizb-ut-Tahrir al-Islami, ISIS, Taliban, Chelyabinsk region

Sources and Literature: Sources:

1. Antonova I. In the Urals backwoods Wahhabis preach // "Segodnya.ru", April 23, 2010. URL: http://www.segodnia.ru/content/15022 (Free Access) (in Russian)

2. In the mosques of the Chelyabinsk region struggle with radical preachers // "Interfax-Religion", August 31, 2007. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=20095 (Free Access) (in Russian)

3. In Chelyabinsk trial recruiter in LIH // «IslamReview», November 7, 2014. URL: http://islamreview.ru/news/v-celabinske-sudat-verbovsika-v-igil/ (Free Access) (in Russian)

4. In the Chelyabinsk newspaper found calls for a "global caliphate" // "Lenta.ru", August 19, 2010. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/19/sakafaat/ (Free Access) (in Russian)

5. The head of the FSB is concerned about the spread of radical Islam among young people in the Urals // "Interfax-Religion", April 14, 2015. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=58524 (Free Access) (in Russian)

6. A resident of Chelyabinsk region was detained on suspicion of distributing leaflets of an extremist organization "Hizb ut-Tahrir" // "Interfax-Religion", May 24, 2006. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=11679 (Free Access) (in Russian)

7. Shot in Panj Russians eager for jihad in Afghanistan // "Islam i Obchestvo", April 24, 2015. URL: http://www.islamio.ru/news/society/zastrele nnyy_v_pyandzhe_rossiyanin_rvalsya_na_d zhikhad_v_afganistan/ (Free Access) (in Russian)

8. Pincus M. Without explosion: Chelyabinsk cell members "Hizb ut-Tahrir" acquitted on charges of planning a terrorist attack // "Rossiyskaya Gazeta", June 7, 2006. URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/reg-ural/hizb.html (Free Access) (in Russian)

9. The Prosecutor's Office of the Chelyabinsk region has extended the period of investigation on the case of the local cell of Hizb ut-Tahrir // "Russkaya narodnaya liniya", May 16, 2005. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2005/05/16/prokur atura_chelyabinskoj_oblasti_prodlila_srok_s ledstviya_po_delu_mestnoj_yachejki_hizb_ ut-tahrir/ (Free Access) (in Russian)

10. Five members of the international terrorist organization "Hizb ut-Tahrir" went to the colony of strict regime right from the building of the Chelyabinsk Regional Court // "Vedomosti-Ural", November 21, 2013. URL: http://vedomosti-ural.ru/news/35453/?ya_rss=1 (Free Access) (in Russian)

11. The split under a crescent moon ...: long religious conflict reached its climax // "Magnitogorsky Metal", July 28, 2005 (in Russian)

12. I. Ruslyannikov leaflets sutured to the point: in Chelyabinsk detained distributors of materials, "Hizb ut-Tahrir al-Islami" // "Kommersant", October 2, 2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2580568 (Free Access) (in Russian)

13. Advocates under investigation in Chelyabinsk Islamists threaten investigator and witnesses - FSB // "Interfax-Religion", November 21, 2012. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?act=news&div=48966 (Free Access) (in Russian)

Urals? // " Vozrojdenie Urala". - 2000. - №4 14. Khamzina A. Wahhabism came to the (126) (in Russian)

Literature:

15. Voyakovsky D.S., Yunusova A.B. The intervention of radical ideologies in the Russian Islamic space. - Ufa, 2011. - 92 p. (in Russian)

16. Denisov D.N. Essays on the History of Muslim communities Chelyabinsk edge (XVIII - beginning of XX century.). -Moscow: Publishing House Marjani, 2011. -256 p. (in Russian)

17. Gulyaeva M. State support of traditional Islam as an important factor in the prevention of extremism and terrorism in the Islamic environment (on the example of the Chelyabinsk region) // Islam in Russia and abroad: history, society, culture: Collected materials of the international scientific conference dedicated 100th anniversary of the death of a prominent religious figure Sheikh Batal-hadzhi Belharoev. - Saint Petersburg: Magas, 2011. - P.638-643 (in Russian)

18. GulyaevaM. Islam in the southern Urals "traditionalists" vs "parallelschiki" // "Musulmansky mir". - 2014. - №1. - P.121-125 (in Russian)

19. Islam in the Urals: Encyclopedic

Dictionary / Group of authors; Compiler A.N. Starostin; Edited by D.Z.Hayretdinov. - Moscow: "Medina" Publishing House, 2009. - 476 p. (in Russian)

20. Malashenko A., Starostin A. Islam in the modern Urals // "Working Papers" at the Carnegie Moscow Center. - 2015 - April. -Moscow, 2015. - 30 p. (in Russian)

21. Popov D., Starostin A. Islam and Muslims Ural Federal District: the risks and dangerous factors (analytical report). -Ekaterinburg: RISS, 2014. - 88 p. (in Russian)

22. Silant'ev R.A. Islam in modern Russia. Encyclopedia. - Moscow: Algorithm, 2008. -576 p. (in Russian)

23. Silant'ev R.A. The recent history of Islam in Russia. - Moscow: Algorithm, 2007. - 576 p. (in Russian)

24. Starostin A. impact of migration from Central Asia and the Caucasus to the Muslim community of the Middle Urals // "Islam v SNG". - 2010. - N 1 (1). - P. 27-40 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.