УДК 343
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич
Ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Муканбеткалиев Арман Алтаевич
Заместитель директора Департамента кадровой службы
Министерства юстиции Республики Казахстан, к.ю.н.;
г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: терроризм; террорист; противодействие терроризму; методы терроризма; безопасность; уголовное законодательство; защита; Закон; Концепция.
Аннотация. В данной статье авторами был рассмотрен терроризм как метод, с помощью которого достигаются определенные цели посредством применения насилия.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что эти методы (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и т.д.) применяются не в отношении конкретных категорий граждан, а против гражданского населения, с целью его устрашения и причинение ущерба личности, обществу и государству.
Главной целью террориста являются не деньги и не религиозные убеждения, а важнее всего обязательная демонстрация этих методов посредством СМИ. Террористические акты всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на органы государственной власти, морально-психологическое на население, провокация войны, нанесение экономического ущерба, вымогательство, криминализацию общества, месть за какую-либо деятельности и другое.
Впервые столкнувшись с такого рода опасностью, правительство Казахстана осознало необходимость законодательной реформы. Был рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Он выносился на обсуждение общественности, широкого круга экспертов и предусматривал изменения в 24 законодательных акта. Казахстан против терроризма в таком проявлении сталкивается впервые. Отсюда и кардинальные меры, направленные на полную перестройку методов борьбы с этим злом.
Основное внимание было уделено трем основным моментам: усиление контроля за оборотом оружия, ужесточение наказания за преступления, связанные с терроризмом, проблемы внутренней миграции.
В то же время, авторами были разработаны замечания и предложения, касающиеся противодействия экстремизму и терроризму, которые нашли свое отражение в Концепциях и законопроектах.
ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ТЕРРОРИЗМГЕ ЦАРСЫ 1С-ЦИМЫЛ ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАСЫН ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КЕЙБ1Р ПРОБЛЕМАЛАРЫ
Цайрат Еслямцали^лы Исмагулов
КР Зацнама институты цылмыстыц, цылмыстыц ¡с ЖYргiзу, цылмыстыц атцару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц жетекшi гылыми цызметкер^ з.г.к.; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Арман Алтай^лы М^канбетцалиев
Эдтет министрлш Кадр цызметi департаментi директорыныц орынбасары, з.г.к.; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Ty^h свздер: терроризм; террорист; терроризмге царсы w-цимыл; терроризмнщ ddicmepi; цау1пс1зд1к; цылмыстыц зацнама; цоргау; Зац; Тужырымдама.
Аннотация. Бул мацалада авторлармен терроризм угымы кейбiр мацсаттарга зорлыцты цолдану арцылы цол жетшзу ddici реттде царалады.
Осы эд^тердщ (цудалау, бузу, кетлджке алу, адам влтiру жэне т.б.) нацты санаттагы азаматтарга емес, халыцца царсы, оны цорцыту жэне тулгага, цогамга жэне мемлекетке зиян келтiруреттде цолданылуы тацырыптыц взектыт болып табылады.
Терроризмге царсы iс-цимылдыц взектыт болып жатцан шындыцпен жэне терроризмныц квртш квпштк адам цурбан болуына экеп жатцандыцпен арттырылады. Терроризмнщ объектш билж атынан жекелеген мемлекеттж цызметшшер немесе цогам атынан жекелеген азаматтар болып табылады.
Террористтщ басты мацсаты ацша мен дти нанымдарда емес, бэрiнен мацыздысы террористы эдктерт БАК, арцылы мiндеттi тYрдегi кврсету. Террористы актыер эрцашан да квпшшк сипатца жэне мемлекеттж билж органдарына, халыцтыц моральдыц-психологиялыц жагдайына, согыстыц арандатуына, экономикалыц зиян келтiруге, цорцытып алушылыцца, цогамныц криминализациясына багытталган.
Осындай цаутпен алгаш рет кездескен Казацстан Республикасыныц Yкiметi зацнамалыц реформаныц цажеттытн угынды. «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актшерте экстремизмге жэне терроризмге царсы сцимыл мэселелерi бой-ынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» зац жобасы царастырылган. Осы зац жобасы сарапшылар мен журтшылыцтыц талцылауына салынды жэне 24 зацнамалыц актiлерiне взгерiстердi енгiзген. Казацстан осы тYрде терроризммен тунгыш рет кездест тур. Сол себептен осындай тYбегейлi шаралар кYрес эдютерт толыц цайта цуруга багытталган.
Негiзгi назар Yш басты сурацтарга бвлтген: цару айналымына бацылауды кушейтуге, терроризмге цатысты цылмыстар Yшiн жазаны кушейтуге, шк квш^цон мэселелерте.
Сонымен цатар, авторлармен тужырымдамалар мен зац жобаларында кврШс тапцан экстремизм мен терроризмге царсы сцимылга цатысты ескертулер мен усыныстар эзiрленген.
SOME PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF COUNTERING TERRORISM LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Ismagulov Kairat Eslyamkalievich
Senior researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law encementand forensic of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.; Astana, Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Mukanbetkaliyev Arman Altayevich
Deputy director of the Department of human resources services of the Ministry of justice of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.; Astana, Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: terrorism, terrorist, counter-terrorism, methods of terrorism, security, criminal legislation, protection, Law, Concept.
Abstract. In this article, the authors consider terrorism as a method by which certain goals are achieved through the use of violence.
Relevance to terrorism is dictated by reality and is due to the fact that its manifestation entails massive human casualties. The object of terrorism is power in the person ofindividual civil servants or a society in the person of individual citizens.
The main goal of the terrorist is not money and not religious beliefs, but most importantly mandatory demonstration of these methods through the media. Terrorist acts are always public in nature and aimed at influencing the public authorities, moral and psychological to the population, provocation of war, causing economic damage, extortion, criminalization of society, revenge for any activities and more.
For the first time confronted with this kind of danger, the government of Kazakhstan realized the need for legislative reform. Considered the bill «On amendments and additions to some legislative acts on countering extremism and terrorism». He submitted for public debate a wide range of experts and included changes in 24 of the legislative act. Kazakhstan against terrorism in such manifestation was facing for the first time. Hence drastic measures aimed at a complete
overhaul of the methods of combating this evil.
Focused on three main points: the strengthening of control over the circulation of weapons, increased penalties for crimes associated with terrorism, problems of internal migration.
At the same time, the authors developed comments and suggestions regarding counter extremism and terrorism, which is reflected in the Concepts and draft laws.
Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии.
Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.
Джордж Оруэлл1
Терроризм относится к одним из самых угрожающих и социально опасных явлений нашего времени, которое приобретает различные формы и масштабы.
В.В. Князев и Б.М. Самохин в своем обзоре проблем терроризма [1] (1996 г.) отмечают, что политика террора проявляет себя повсюду, даже в странах, отличавшихся ранее относительно стабильной внутриполитической обстановкой. Уже в 70-е годы отмечается рост количества террористических актов в странах Европы, в частности в ФРГ и Италии. Методы терроризма простирались от убийств и похищений политических и государственных деятелей, захватов заложников, взрывов в государственных учреждениях и общественных местах до нападений и захватов воздушных и морских судов, массовых убийств мирного населения (как, например, в Индии, Шри Ланке), угроз и попыток захвата или повреждения ядерных устройств.
Одной из реальных угроз для независимого Казахстана стал терроризм. Всё чаще имеют место инциденты с проявлением экстремизма, терроризма и, более того, террористические атаки начинают принимать организованный характер. Похищение людей, взятие заложников, взрывы бомб в общественных местах, акты насилия в этнокон-фессиональных конфликтах и т.д. стали уже явлением, которое в нашем повседневном сознании и опасениях допускается с большой долей вероятности.
Такие слова как «убийца» и «преступник» потеснили новые, более современные термины — «шахиды», «моджахеды», «террористы» и «экстремисты». Актуальность проблем, связанных с экстремистскими проявлениями не вызывает какого-либо сомнения. Экстремизм и его крайнее проявление - терроризм представляют реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства, в
частности. Почему это актуально? Потому, что чаще всего жертвами сектантов и террористов становятся дети, подростки, молодые люди и девушки, которые легко попадают в сети идеологического обмана. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но и задача всего гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан [2, с. 16].
В 2016 году членами депутатской группы Ассамблеи народа Казахстан было предложено внести поправки в Конституцию страны в части признания неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.
Вместе с тем, еще одну поправку Парламент страны принял в целях усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, а именно закрепили норму о лишении гражданства за совершение террористических преступлений. Но сделать это можно будет лишь по решению суда.
В итоге пункт 2 статьи 10 Конституции Республики Казахстан изложен в следующей редакции: «Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан»2.
Также лишение гражданства предусмотрено за ряд других преступлений, в результате совершения которых причиняется тяжкий вред жизненно важным интересам страны.
28 июня 2017 года на пленарном засе-
1 Интернет-портал URL:www. adme.ru
2 Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-У1ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
дании Мажилиса Парламента Республики Казахстан депутаты согласились с поправками Сената в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан»3.
Для приведения в соответствие с принятыми конституционными поправками требуется внести изменения в 7 кодексов и 46 законов. Дополнительный вид уголовного наказания в виде лишения гражданства предусматривается в статье 21 УК Республики Казахстан. Так, по 14 составам особо тяжких преступлений, предусмотренных в 10 статьях УК Республики Казахстан, предлагается альтернативное наказание в виде лишения гражданства
К преступлениям, в результате совершения которых причиняется тяжкий вред жизненно важным интересам страны, отнесены 16 составов преступлений, предусмотренных в 11 статьях УК Республики Казахстан. Например, это геноцид, сепаратистская деятельность, создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности. Данное наказание будет назначаться судом в исключительных случаях, на основе всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, тяжести совершенных деяний и тяжести наступивших последствий.
В законах любой страны лишение гражданства физического лица против его воли рассматривается как исключительно крайняя мера. Причём он применяется только на основании решения суда, и только в отношении конкретного человека.
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) при Совете Европы вынесла заключение, согласно которому лишение террористов гражданства международным стандартам не противоречит [3]. На основании вышеупомянутого заключения ряд государств Европы приступил к разработке законодательной базы для применения на практике лишения гражданства как санкции за преступления, связанные с террористической деятельностью.
У нас в стране сформирована достаточ-
ная правовая база противодействию терроризму: Законы Республики Казахстан «О противодействии терроризму», «О национальной безопасности Республики Казахстан», Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы4, а также действующее уголовное законодательство, которое содержит 15 статей Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусматривающие ответственность за терроризм, и связанную с ним противоправную деятельность.
Нами в 2016-2017гг. были разработаны предложения в ряд законопроектов, касающиеся противодействия терроризму. В частности:
1. В Закон «О гражданстве Республики Казахстан»:
Как известно, лишение гражданства, как дополнительного наказания имеет широкое применение в мире, и не рассматривается как нарушение прав человека в большинстве современных стран. Однако применение этого способа наказания за совершение особо тяжких уголовных правонарушений должно предусматривать правовые гарантии для лиц на судебную защиту нарушенных прав.
Кроме того, нормы международного права, ратифицированные Республикой Казахстан, налагают на государство обязанность по соблюдению права на судебную защиту нарушенных прав.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает, что государство должно «обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты»5.
В этой связи предлагается дополнить предлагаемую редакцию статьи 20-1 «Лишение гражданства» Закона «О гражданстве Республики Казахстан» абзаце следующего содержания:
«Лицо, лишенное гражданства Респу-
3 Закон Республики Казахстан от 11 июля 2017 года № 91-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
4 Указ Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 «О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet. zan.kz
5 Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
блики Казахстан в установленном законом порядке вправе обжаловать решение суда о лишении гражданства.».
2. Предлагается отнести к объектам массового скопления людей такие учреждений как психоневрологические дома-интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.
В Республике Казахстан деятельность домов-интернатов для престарелых и инвалидов регулируется «Типовыми правилами социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа», утвержденными приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 1 декабря 2005 года (далее - Типовые правила), ГОСТ Республики Казахстан 1457-2005 «Социальное обслуживание инвалидов и престарелых в отделениях социальной помощи на дому, территориальных центрах социального обслуживания, государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях», принятым 1 декабря 2005 года [4].
Дом-интернат для престарелых и инвалидов является специализированным учреждениям социальной защиты закрытого типа, который находится в исключительной государственной собственности.
В научной литературе под объектом социального обеспечения понимают конкретное благо, по поводу которого оно возникает, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации и прочее).
Вместе с тем, возможно у некоторых ученых-юристов появятся вопросы относительно определения «объекты массового скопления людей» и желание привести в единообразие с определением «объекты с массовым пребыванием людей», изложенное в подпункте 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите». Так, в данном Законе указано, что к объектам с массовым пребыванием людей относится - «.. .здание, сооружение, помещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-просветительских и зрелищных организаций, развлекательных заведений, вокзалов всех видов транспорта, культовых зданий (сооружений), рассчитанные на одновременное пребывание ста и более человек, а также
здание, сооружение организаций здравоохранения, образования, гостиниц, рассчитанные на одновременное пребывание двадцати пяти и более человек»6.
Согласно определению С.И. Ожегова слово «пребывать» означает находиться или оставаться в каком-нибудь состоянии, «скопление» - большое количество скопившихся где-нибудь людей, предметов, веществ [5].
Таким образом, словосочетание «объекты с массовым пребыванием людей» и «объекты массового скопления людей» являются разными по смыслу. Соответственно и требования, предъявляемые к объектам разные. Так, объекты с массовым скоплением людей в обязательном порядке оснащаются системой и средствами охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, системой и средствами оповещения, телевизионной системой видеонаблюдения, а также устанавливаются системы и технические средства, прошедшие в установленном порядке сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в Государственном реестре Государственной системы сертификации Республики Казахстан.
Объекты с массовым пребыванием людей обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению промышленной и пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, создавать негосударственную противопожарную службу или заключать договоры с негосударственной противопожарной службой.
Исходя из вышеизложенного, предлагается статью 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму» изложить в следующей редакции:
«1) объекты массового скопления людей - торговые объекты торговой площадью от 500 квадратных метров и более, объекты общественного питания на 100 и более посадочных мест; организации образования и здравоохранения и социальной защиты, концертные залы, спортивные, развлекательные, транспортные и иные публичные сооружения, места размещения туристов, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек;».
3. Так как ни в статье 6 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних
6 Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-У 3РК «О гражданской защите». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
дел»7, ни в статье 140 Предпринимательского кодекса8 не указано об осуществлении органами внутренних дел учета, хранения и (или) уничтожения паспортов объектов, уязвимых в террористическом отношении предлагается статью 7 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму»9 компетенцию государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму дополнить функцией учета, хранения и (или) уничтожения экземпляров паспортов, находящихся в их ведении, согласование паспорта антитеррористической защищенности таких объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами.
Так, в части 1 пункта 28 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» указано, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны «28) контролировать состояние антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»10.
Рекомендуется внести соответствующие изменения и в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» в части учета, хранения и (или) уничтожения паспортов объектов, уязвимых в террористическом отношении.
4. В Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»11 указано, что государственное регулирование в сфере религиозной деятельности осуществляет уполномоченный орган (подпункт 1) статьи 4). Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 6) статьи 1 дан-
ного Закона уполномоченным органом является государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.
В то же время, в подпункте 21) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму» отмечено, что Противодействие терроризму осуществляют государственные органы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции. Так, уполномоченный орган в сфере религиозной деятельности обеспечивает межконфессиональное согласие, права граждан на религиозную деятельность и взаимодействует с религиозными объединениями с целью недопущения пропаганды идеологии насилия и терроризма.
Правомерность и обоснованность такого изложения вызывает сомнение потому, что никакой орган в единственном числе не в состоянии обеспечивать межконфессиональное согласие. Эта задача может решаться усилиями всего нашего общества, всех государственных и негосударственных органов и должностных лиц, общественных организации, отдельных граждан нашей страны.
Таким образом, предлагается подпункт 21) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму» изложить в следующей редакции:
«21) уполномоченный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности, обеспечивает права граждан на религиозную деятельность и взаимодействует с религиозными объединениями с целью недопущения пропаганды идеологии насилия и терроризма.».
Рекомендуется внести соответствующие изменения и в Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
5. 01 июля 2016 года в Концепции к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и террориз-му»12 предусматривалось установление от-
7 Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-VЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
8 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-У ЗРК Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
9 Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416 «О противодействии терроризму». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
10 Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-У ЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
11 Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-1У «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz
ветственности родственников террористов и экстремистов за укрывательство и недонесение о готовящихся и совершенных экстремистских и террористических преступлениях.
В действующем законодательстве определение родственников отсутствует, а имеется дефиниция «близкие родственники», что не позволяет определить круг лиц, на которых распространяется данная норма.
Вместе с тем, в подпункте 7 пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом». Тем самым регламентировано право свидетельского иммунитета.
В связи с этим, установление ответственности близких родственников террористов и экстремистов за укрывательство и недонесение о готовящихся и совершенных экстремистских и террористических преступлениях является неконституционным. Ответственность в рассматриваемом аспекте может быть распространена на родственников, не явля-
ющихся супругом (супругой) или близкими родственниками, на общих основаниях.
Данная позиция поддержана. Ответственность близких родственников террористов и экстремистов за укрывательство и недонесение о готовящихся и совершенных экстремистских и террористических преступлениях в Закон не вошла.
Таким образом, борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, политического, социального и правового характера, так как причины, порождающие терроризм многообразны и кроются в различных сферах жизни.
Вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» вплоть до стремления самоутвердиться либо захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, безжалостностью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Князев В.В., Самохин Б.М. К вопросу о квалификации терроризма // Московский журнал Международного права, №1 (48), 2000. С.142.
2. Исмагулов К.Е., Муканбеткалиев А.А. Терроризму теперь есть конституционная преграда. Информационно-аналитический журнал «Вестник Министерства юстиции Республики Казахстан», №4 (17), 2017.С. 76.
3. Зеленский С.Н. Венецианская комиссия поддержала лишение гражданства за терроризм //Европейская правда от 15.03.2016г. [Электрон.ресурс] http://www.eurointegration.com.ua/.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан». Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан [Электрон.ресурс] http://www.ombudsman.kz/publish/docs/ dokladspec/ (дата обращения: 12.08.2017)
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электрон.ресурс] http://slovarozhegova. ru/(дата обращения: 10.08.2017)
REFERENCES
1. Knjazev V.V., Samohin B.M. K voprosu o kvalifikacii terrorizma // Moskovskij zhurnal Mezhdunarodnogo prava, №1 (48), 2000. S.142.
2. Ismagulov K.E., Mukanbetkaliev A.A. Terrorizmu teper' est' konstitucionnaja pregrada. Informacionno-analiticheskij zhurnal «Vestnik Ministerstva justicii Respubliki Kazahstan», №4 (17), 2017.S. 76.
3. Zelenskij S.N. Venecianskaja komissijapodderzhala lishenie grazhdanstva za terrorizm // Evropejskajapravda ot 15.03.2016g. [Jelektron.resurs] http://www.eurointegration.com.ua/.
4. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Kazahstan «O sobljudenii prav pozhilyh ljudej v Respublike Kazahstan». Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Kazahstan [Jelektron.resurs] http://www.ombudsman.kz/publish/docs/ doklad spec/ (data obrashhenija: 12. 08.2017)
5. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Jelektron.resurs] http://slovarozhegova.ru/ (data obrashhenija: 10.08.2017)
12 Концепция к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, оборота оружия, регулирования миграции» от 01.07.2016г. http://online.zakon.kz