Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / УКРАИНА / УКРАИНИЗАЦИЯ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Елена Николаевна, Аникин Владимир Иванович

Авторы рассматривают важность религиозного фактора в парадигме цивилизационной идентичности и его значение для российско-украинских отношений; оценено влияние политической ситуации в стране на положение основных украинских религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RELIGIOUS FACTOR IN RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS IN THE MODERN PERIOD

The article deals with the importance of the religious factor in the civilization paradigm. In view of this its significance for Russian-Ukrainian relations is researched. The paper examines main religious organizations in modern Ukraine. The article analyses the influence of the political situation in the country on their existence conditions and reveals connection with the pro-western civilizational path of development, determined for Ukraine by its government.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

УДК 348.711

Религиозный фактор в российско-украинских отношениях

Елена АБРАМОВА Владимир АНИКИН

Религия и цивилизационная идентичность в российско-украинских отношениях

Распад биполярной системы в конце прошлого столетия послужил катализатором для возрождения интереса к цивилизационным теориям в международных отношениях. Этот подход связан с именами выдающихся исследователей Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера, Л. Н. Гумилёва, П. А. Сорокина, С. Хантингтона и др. Представители различных теоретических направлений берут за основу выделения цивилизаций географический, политико-социаль-

ный, религиозный или экономический критерии. Каждый из них имеет преимущества, но не в состоянии выступить основой единообразной классификации [1]. В парадигме С. Хантингтона, которая сегодня наиболее известна, выделено восемь основных цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская.

Говоря о критерии выделения цивилизации, можно предположить,

АБРАМОВА Елена Николаевна - аспирант Дипломатической академии МИД России; аспирант Московского технологического университета. E-mail: overmind11@rambler.ru

АНИКИН Владимир Иванович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и национальной безопасности Дипломатической академии МИД России. E-mail: anikin@dipacademy.ru

Ключевые слова: цивилизационный путь развития, религиозный фактор, Украина, украинизация, украинский кризис.

1 Пронин А. С. Цивилизационная парадигма историологии // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. 2010. № 4-5. С. 78.

что стержнем каждой из них выступают разделяемые большинством населения ценности. Они в свою очередь оказывают влияние на обычаи и традиции, культуру, мировоззрения и менталитет, определяют направления и приоритеты деятельности на индивидуальном и коллективном уровнях, в том числе и в области политики. Формирование ценностей зависит от многих внешних и внутренних антропогенных, а также природных факторов. Важную роль при этом играют нашедшие наиболее широкое распространение религиозные и этико-философские учения, содержащие значимые идеи и приоритеты как для отдельной личности, так и человеческих общностей.

Используемое С. Хантингтоном название единой для России, Украины и Белоруссии цивилизации -православно-славянская - отражает основу для её выделения [2]. Согласно иному подходу корректнее говорить скорее о суперэтносе, состоящем из русского ядра и объединившихся вокруг него славянских народах. Его отличительная характеристика состоит в том, что «циви-лизационная идентичность обусловлена принадлежностью её этнокультурного ядра к восточной ветви европейской христианской цивилизации» [3], геополитическая идентичность и социальная стабильность связаны с месторасположени-

ем и органичным сосуществованием славян, финно-угров и тюркских народов.

При этом оба подхода отмечают особую значимость восточнохрис-тианского религиозного течения. Во многом именно оно определяет черты и особенности нашей культурной общности, ценностей и идеалов, менталитета, а вместе с ними и политической ориентации. Также русская православная традиция играет консолидирующую роль, способствуя сохранению цивилизаци-онного единства земель.

С точки зрения вышеизложенной парадигмы Россия и Украина принадлежат общему пространству в географическом, культурном, историческом, религиозном срезах, единой православно-славянской цивилизации. Это определяет и общие ценностные ориентиры этих стран, главным из которых традиционно является верховенство духовного начала над материальным [4].

При этом органическая связь народов, проживающих на территории двух стран, обусловливает значительное влияние на двустороннюю обстановку не только внешних, но и внутренних процессов. Сегодня Россия и Украина переживают непростой этап в межгосударственных отношениях. Во многом это является результатом выбранного политическими элитами Украины прозападного вектора развития страны.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 34.

3 Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 281.

4 Вдовыченко В. Е. Проблема самоидентификации наций: особенности украинского менталитета // Future Human Image. 2014. № 3. С. 181.

Курс, которого придерживается правящая верхушка страны последние 25 лет, подразумевает переформатирование не только экономической системы и политической традиции, но и глубинные изменения менталитета её жителей, иными словами, переход из лона православно-славянской цивилизации в западную. Такой переориентации не только политических, но и культурно-ценностных приоритетов способствовали и продолжают способствовать как внешние (в том числе «непоследовательная политика российского руководства» [5] в отношении Украины в 90-е годы), так и внутренние факторы.

Одной из ключевых внутренних тенденций, предопределивших направление развития Украины, стало усиление в жизни страны роли националистически настроенных деятелей преимущественно из западных областей. Продвигаемое ими конструирование украинской самобытной нации основано, с одной стороны, на противопоставлении с Россией, где Украина выступает жертвой агрессивной политики Москвы, а с другой - с высоких трибун провозглашается стремление интег-

рироваться в европейское пространство не только экономико-политическое, но и цивилизационное.

«Европа - это национальная идея и будущее Украины. Мы защищаем Европу от варварства, тирании, агрессии, милитаризма, мы на передовой защиты европейской цивилизации» [6].

Эти два направления взаимообусловлены, так как для приведения ценностей и менталитета жителей Украины в соответствие западным нормам требуется переформатировать существующие, характерные для православно-славянского культурно-исторического типа. Инструментом такого переформатирования пытаются сделать украинский национализм.

Таким образом, анализ религиозного фактора в российско-украинских отношениях требует учёта того, что православная вера служит форпостом, объединяющим наши страны в цивилизационном измерении. Осознание этой его роли позволяет понять логику тех процессов, которые осуществляются в отношении религии на Украине её властью и активистами на местах на современном этапе.

Религиозные организации на Украине

Украинская греко-католическая церковь

На Украине после распада Советского Союза с 1991 г., как и в большинстве стран современного

мира, осуществляют деятельность многие религиозные и конфессиональные течения.

5 Штоль В. В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 6.

6 Порошенко: Украина находится на передовой европейской цивилизации // Взгляд. 2016. 21 мая // URL: http://vz.ru/news/2016/5/21/811893.html

Согласно статистическим данным за 2016 г., наиболее многочисленными религиозными организациями на Украине являются Украинская православная церковь (УПЦ), входящая в состав Московского патриархата (12 660 сетей); канонически непризнанная УПЦ самопровозглашённого Киевского патриархата (КП) (5074); Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) (3534); различные протестантские церкви, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) (1231) [7].

При этом распределение населения по вероисповеданию имеет чётко выраженную границу. На западе Украины широкое распространение получила Греко-католическая церковь, сохраняющая православные обряды и богослужения на церков-но-славянском и украинском языках, но подчиняющаяся папе римскому.

По данным украинского Министерства культуры, на 2016 г. более 88% её общин сосредоточено во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областях.

Возникновение УГКЦ стало итогом заключения частью православных епископов Киевской метрополии Брестской унии с Ватиканом в 1596 г. с дальнейшим присоединением к ней Львовской, Пшемысль-ской и Луцкой епархий. Этот союз явился результатом активного стремления папства распространить свою духовную власть среди православного населения Восточной Европы. Поэтому в православном сознании данное событие закономерным об-

разом было воспринято как отступничество. В общем подходе распространение греко-католического религиозного течения преимущественно в западных областях современной Украины связано в первую очередь с многовековым нахождением данных территорий под властью католических государств Центральной и Восточной Европы. Во многом именно это определяет тяготение местного населения скорее к Европе, чем к России.

«По менталитету они больше католики, чем православные... Католическая церковь оказывает на них колоссальное влияние» [8].

Одной из фундаментальных идей УГКЦ остаётся идея независимости Украины, приверженной греко-ка-толичеству. Не являясь ни православной, ни полностью католической и имея порой непростые отношения с первым и периодически возникающие разногласия со вторым, она в поисках самой себя в мировом пространстве пошла по специфическому пути, связав свою деятельность не только с духовной миссией, но и по большей части со светской идеей независимой украинской нации.

Формы её деятельности в этом направлении, в частности, покровительство националистическому движению в 20-е годы прошлого столетия, поддержка, отправка капелланов в сотрудничавшую с Третьим

7 Наказ Мшстерства культури Украни вщ 31 березня 2016 р. № 184 «Про pi4Hy статистич-ну звгетсть з питань державно-конфесшних вщносин в Укра1т за 2015 рж (релтйт оргатза-ци)» // URL: http://mmcult.kmu.gov.ua/control/uk/pubUsh/article?art_id=245083533&cat_ id=244950594

8 Особенности украинского униатства. Интервью с митрополитом Винницким и Могилёв-Подольским Макарием (Свистуном) // URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/061005191445.htm

рейхом дивизию СС «Галичина» [9] в годы Великой Отечественной войны, получили неоднозначные оценки. При этом преследование советской властью сотрудничавших с фашистской Германией греко-католических служителей стало результатом неоправдавшихся надежд униатов на победу Гитлера и создание независимой Украины.

В 1946 г. состоялся Львовский собор, по решению которого униаты вернулись в православную веру. Результаты этого собора были признаны всеми поместными православными церквями. Официально УГКЦ прекратила существование, но продолжила функционировать подпольно.

В 1980 г. в Риме состоялся собор украинских униатских епископов, где воссоединение было признано неправомочным. При этом в ответе на вопрос РПЦ Ватикан не поддержал это решение. Однако его неосведомлённость о планах подчиняющихся ему священнослужителей УГКЦ и нейтралитет по отношению к данному событию представляются сомнительными.

Как уже было сказано, появление независимой Украины в 1991 г. послужило толчком к значительной активизации на политическом поприще националистически настроенных сил, исходящих преимущественно с западных территорий страны и имеющих тесную историческую взаимосвязь с греко-католичеством. Изначально их идеи по пересмотру политического и цивилизационного

развития продвигались на местном уровне. При этом выход из орбиты православно-славянской цивилизации закономерно требовал ослабления роли православия на этих территориях.

В такой обстановке уже в 1989 г. Украинская греко-католическая церковь официально возобновила свою деятельность. Попытки наладить мирное сосуществование православных и греко-католиков, для чего была создана четырёхсторонняя комиссия (Московской патриархии, Украинского экзархата РПЦ, УГКЦ и РКЦ), окончились безуспешно вследствие позиции униатов, потребовавших признания за УГКЦ прав юридического лица со стороны РПЦ. После этого последовал масштабный захват православных храмов. С точки зрения униатов, это стало скорее возвращением приходов. Храмы Православной церкви были повторно захвачены после 1596 г. при насильственном продвижении католичества на восток: в 90-е годы униаты присвоили более 600 церквей УПЦ.

При этом данные события не прошли мирно, например, только в 1996 г. во Львовской области было более 2 тыс. столкновений между униатами и православными. Униаты интенсивно вели пропаганду своего учения среди молодёжи: в школах на западе страны начал преподаваться предмет «христианская этика», во Львове был открыт поддерживаемый УГКЦ университет. С точки зрения сохранения христи-

9 Абрамова Е. Н, Аникин В. И., СурмаИ. В. Генезис украинского национализма и его влияние на российско-украинские отношения // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 6. С. 702.

анских морально-нравственных ценностей такая деятельность заслуживает положительного отзыва. Однако уже в школьном курсе особое внимание уделяется воспитанию молодёжи через призму господствующих на Западной Украине идей националистического толка.

Националистические организации и элементы, вдохновлённые успехами в западных областях, перешли к продвижению ультраправых идей на восток Украины, предприняли небезуспешные попытки прийти к власти в стране.

Греко-католики, действуя в фарватере политики украинизации и рассматривая униатство как объединительный фундамент независимой Украины, приложили усилия по распространению своего учения за пределами западных регионов страны, в том числе в исконно православных областях.

В частности, открытие их епархии в Одессе и намерение построить храм УГКЦ в историческом центре города, где данные о численности её прихожан крайне противоречивы, не были приняты жителями, большинство которых православные, и получили широкий общественный резонанс.

Начиная с 2000-х годов униаты непрерывно заявляют о желании перенести кафедру УГКЦ из Львова в Киев, что приводит к популяризации темы униатства в СМИ и среди экспертов. Такие действия укладываются в логику достижения переориентации цивилизационного раз-

вития Украины, где религия выступает одним из камней преткновения.

Что касается содержательной стороны, то следует отметить стремление УГКЦ в вопросе религиозного воспитания молодёжи, поддержания традиции воцерковления жителей Западной Украины, склонных к традиционализму.

Её существенное влияние на паству подтверждается недавним социологическим опросом Центра Разумкова (2016 г.): 91,6% опрошенных униатов доверяют УГКЦ; верховному архиепископу Святославу (Шевчуку) - более 57%; главе УПЦ (КП) Филарету - 22,1%; главе УПЦ митрополиту Онуфрию - 9,2%; 60% выразили недоверие патриарху Кириллу [10].

События на Украине 2014 г. стали поворотным моментом в российско-украинских отношениях. УГКЦ сыграла одну из ведущих ролей в «прозападной революции», где основной ударной силой выступили украинские националисты, которым она потворствует.

Её последователями являются многие активисты и лидеры ультраправых организаций, например Д. Ярош и О. Тягнибок. Служители УГКЦ проводили молебны на площади Независимости, поощряя действия митингующих. Акции неповиновения властям во Львове были инициированы Львовским католическим университетом, работающим в системе Греко-католической церкви.

Сегодня УГКЦ поддерживает отношения с новой украинской властью.

10 Греко-католики доверяют церкви больше, чем представители других конфессий на Украине // URL: http://interfax.com.ua/news/general/345419.html

Её глава Святослав (Шевчук) совместно с П. По-рошенко открыл памятник А. Шептицкому (глава УГКЦ в 1900-1944 гг.), одобрил идею А. Турчинова о праздновании Рождества по григорианскому календарю совместно с православными, проявил интерес к судьбе Н. Савченко (2014-2016 гг.). Не гнушается он резкой критикой УПЦ, в частности, по вопросу Всеукраинского крестного хода летом 2016 г.

Кроме того, греко-католические капелланы массово направляются в зону боевых действий в Донбассе. Шевчук, закономерно придерживаясь официальной версии событий, называет эту войну не внутриукраинской, а межгосударственной оборонительной, а значит, святой обязанностью.

Это свидетельствует о явной поддержке нынешнего политического курса страны, который является отражением культивируемых УГКЦ идей о путях развития страны и сопряжён с расколом единого с Россией пространства православно-славянской цивилизации.

«Этот проект должен стать новой объединяющей государствообразующей идеей, чтобы ни одна политическая сила, ни один чиновник не пришли к власти, если не берут на себя обязанность вопло-

щать в жизнь этот общенациональный проект построения европейского государства Украина» [11].

Таким образом, УГКЦ, являясь церковным образованием в рамках РПЦ, прилагает усилия, чтобы расширить своё влияние на Украине. Её глава проявляет заметную активность в социально-политической сфере. Его попытки добиться от Ватикана создания собственного патриархата важны для официального признания духовного авторитета УГКЦ на более высоком уровне и для увеличения возможности стать духовным лидером процесса «построения новой нации». Косвенным подтверждением намерения УГКЦ стать основным источником христианских ценностей на Украине является принятие собором её епископов Экуменической концепции УГКЦ, в соответствии с которой уже было официально заявлено о намерении объединиться с УАПЦ [12]. Принятие этого документа вызывает вопросы в православном мире по причине противоречивости ряда трактовок и оценок исторических событий.

Украинская православная церковь Киевского патриархата

Сегодня большинство жителей Украины относят себя к православным. Его традиционно придерживаются жители центральных, восточных и южных, а также западных территорий страны. Однако ситуа-

ция в православном мире Украины является непростой.

Согласно данным Министерства культуры страны, наибольшее число общин имеет УПЦ, затем идут УПЦ (КП) и УАПЦ.

11 Глава УГКЦ: «Мы должны сформулировать общенациональный проект построения европейской Украины» // URL: https: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/national_religious_ question/65320/

12 Собор Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ(о) поддержал её объединение с УГКЦ / / URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=119947

Несмотря на отрицательную динамику для первой (по официальным данным, число общин сократилось с 12 714 в 2014 г. до 12 334 в 2016 г.) и положительную для второй (число общин увеличилось с 4661 в 2014 г. до 4921 в 2016 г.) и третьей (число общин увеличилось с 1185 в 2014 г. до 1188 в 2016 г.), УПЦ на сегодняшний день остаётся крупнейшей религиозной организацией в стране.

Результаты опроса общественного мнения, проведённого фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологической службой иктаттап Socюlogy Service по заказу Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), продемонстрировали противоречащие вышеприведённым данные.

Согласно их оценкам, к прихожанам УПЦ (КП) себя относят 44% жителей Украины, УПЦ - 21%, УГКЦ - 11,8% (за исключением Луганской области и Крыма, где опрос не проводился) [13].

Причём, по представленным данным, относят себя к прихожанам УПЦ только большинство жителей Донецкой области. Сопоставление цифр обнаруживает явное несоответствие: кто же составляет более 12 тыс. общин УПЦ и где же осуществляется приобщение к Церкви паствы Киевского патриархата?

Для понимания значения этого рейтинга важно привести некоторые факты о подготовивших его организациях.

Фонд «Демократические инициативы», основанный в 1992 г., подготовил результаты опросов,

ставших одним из основных поводов «оранжевой революции» 2004 г.

Глава организации И. Бекешкина в 20132014 гг. выступила с резким осуждением политики В. Януковича, предрекала столкновения на майдане в случае использования силы правоохранителями.

Основные спонсоры фонда - Еврокомиссия, фонд «Ренессанс» (основан Дж. Соросом), посольство Нидерландов (программа MATRA) [14]. МЦПИ получает финансирование от международного фонда «Возрождение» (основан Дж. Соросом), также посольства Нидерландов (программа MATRA), немецкого отделения Фонда Маршалла США, Министерства иностранных дел Великобритании (программа «UK - UA: Пщтримка реформ в Укра'шЫ) и т. д. [15].

Таким образом, ангажированность данных служб очевидна, а это, в свою очередь, ставит под сомнение и достоверность результатов опроса. Следовательно, составление рейтинга имеет другие цели. Очевидно, что его результаты наглядно отражают стремление повлиять на УПЦ. Также делается ставка на человеческий конформизм для популяризации Киевского патриархата.

Главная же цель - количественно подтвердить его поддержку, а следовательно, желание жителей страны иметь Автокефальную церковь - ключевую провозглашаемую Киевским патриархатом идею.

Существуют и другие данные, в соответствии с которыми соотношение прихожан УПЦ и УПЦ (КП)

13 Дяхтеренко А. Как война изменила религиозные взгляды украинцев. Инфографика // Апостроф. 2015. 9 апреля // URL: http://apostrophe.ua/article/society/2015-04-09/kak-voyna-povliyala-na-religioznyie-vzglyadyi-ukraintsev/1557

14 Годовой отчёт - 2015 фонда «Демократические инициативы» имени Ильи Кучерива. С. 17 // URL: http://dif.org.ua/uploads/pdf/138729034857dfb03c186076.22010199.pdf

15 Официальный сайт МЦПИ // URL: http://www.icps.com.ua/pro-tsentr/pro-mtspd/

прямо противоположное: 39,4% к 25,3% [16].

Сегодня такой интерес к количественным оценкам паствы церквей Украины продиктован во многом не религиозными мотивами, а их качественно различающимися позициями в политических вопросах:

- в отношении революции 20132014 гг.;

- вооружённого конфликта в Донбассе и перспектив его урегулирования;

- направления цивилизационно-го развития страны в целом.

УПЦ (КП), канонически непризнанная, появилась на Украине в результате церковного раскола в Русской православной церкви в 1992 г. Ключевой фигурой в этом процессе стал её сегодняшний глава Филарет (Денисенко), представивший идею автокефалии для Украины. Стремление к независимости крупнейшей церкви в стране от Московского патриархата проявилось на фоне становления независимой от Кремля власти в Киеве и было прямым следствием изменений политической ситуации и настроений руководства «самостийной». Необходимость создания Автокефальной украинской православной церкви обосновывалась возникновением двух разных государств. РПЦ, предоставившая в 1990 г. Украинскому экзархату независимость и самостоятельность в управлении, идею автокефалии УПЦ в сложный период жизни народа сочла несвоевременной.

Однако Филарет, действуя как в русле тенденций отделенческого

толка, набиравших силу в рядах по-литикума в Киеве, так и по причинам личной заинтересованности и отказавшись от своего обещания перед РПЦ покинуть пост главы УПЦ, выступил инициатором создания новой организации в союзе с УАПЦ - УПЦ (КП). Она, по замыслу её устроителей, должна была стать единой Автокефальной православной церковью Украины. При этом православное учение и обряды изменений не претерпели за исключением языка службы, которым стал украинский. Именно такой подход вместе с высоким авторитетом Филарета позволил Киевскому патриархату обрести паству и занять одну из ключевых позиций в стране. Но ни крупнейшей на Украине, ни Автокефальной православной церковью он до сих пор не смог стать.

При этом представители светской власти страны, ориентированные на её переориентацию на Запада, поощряли такой сценарий и проявляли прямую заинтересованность в церковных делах, осознавая, что единство церкви - одна из основных детерминант общего с Россией ци-вилизационного пространства. УПЦ (КП) в фарватере концепции светской власти постсоветского периода стала поборником политически и церковно независимой Украины. Таким образом, вопросы духовной жизни граждан страны оказались сугубо в политической плоскости.

Политическая составляющая церковного раскола на Украине нашла отражение и в территориальном распределении: приверженцы Киев-

16 Большинство верующих Украины принадлежат к УПЦ Московского патриархата // URL: http://interfax-religion.m/?act=news&div=65281

ского патриархата сосредоточены преимущественно в западных областях, где идея отделения страны от единого с Россией цивилизацион-ного пространства получила значительную поддержку населения. Другая причина этого - захват храмов УПЦ в западных областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раскол как таковой безоговорочно является тяжёлым испытанием для Церкви и прихожан. Стоит отметить, что разногласия внутри одной конфессии зачастую провоцируют более острые взаимоотношения между их представителями, чем с представителями других конфессий. Поэтому преодоление церковных расколов является важнейшей задачей, в том числе для консолидации народа. Изменения устава УПЦ (КП) в 2013 г., действующие по сей день, рассматривались некоторыми аналитиками как предпосылка к возможному объединению с УПЦ в будущем. Тогда в структуре религиозной организации была введена должность местоблюстителя, которым стал митрополит Переяслав-Хмель-ницкий и Белоцерковский Епифаний (1979 г.). Следует отметить, что, согласно уставу УПЦ (КП), претендовать на «патриарший престол» имеет право её епископ старше 40 лет. Это увеличивает количество вероятных вариантов для будущего КП.

При этом, с одной стороны, было сделано заявление о возможном воссоединении с Московским патриархатом: «Если ситуация сложится так,

что после моей смерти удастся созвать Объединительный собор УПЦ (КП) и УПЦ, то не нужно спешить с избранием собственного патриарха, нужно дождаться Объединительного собора и совместно избрать нового предстоятеля» [17], с другой - в документе недвусмысленно указано, что новый глава организации должен быть служителем Киевского патриархата [18]. Тем не менее статут не создаёт явных формальных преград для примирения.

Таким образом, не ясно, подразумевается ли возвращение УПЦ (КП) в лоно канонической Церкви Московского патриархата или имеется в виду объединение при первостепенной роли непризнанного Киевского?

События на Украине в 20132014 гг. стали судьбоносными для страны. Несомненно, когда в государстве происходят коренные изменения в жизни общества и человека, церковным организациям, имеющим значительное влияние, трудно оставаться в стороне. Естественно, согласованность позиций с властью облегчает их функционирование. Именно действия в фарватере новой политики позволили Киевскому патриархату - стороннику украинской автокефалии заручиться поддержкой официальных властей.

Сегодня УПЦ (КП), следуя правительственной риторике и обвиняя Россию в посягательстве на целостность страны, является сторон-

17 Киевский патриархат ради объединения с УПЦ готов отказаться от своего патриарха? // URL: http://www.religion.in.ua/mam/22420-kievskij-patriarxat-radi-obedmemya-s-upc-gotov-otkazatsya-ot-svoego-patriarxa-reportazh-s-pomestnogo-sobora.html

18 Статут про упра^ння Укра1нською Православною Церквою Кишського Патрiархату от 5 июня 1990 г. // URL: cerkva-km.mfoh2011/03/29/statyt-2/

ницей войны до победного конца в Донбассе. В этом контексте трагедия в регионе эксплуатируется для резкой критики и безосновательных обвинений некоторыми служителями Киевского патриархата в адрес УПЦ, которую пытаются представить противником именно населения и государственной независимости, а не отделенческих настроений КП: «Каждая свеча, купленная в храме Московского патриархата, - это пуля, которой потом будут убивать украинцев» [19].

Эти позиции способствуют поддержке КП со стороны властей Украины.

В качестве примера популистских акций сегодняшних церковных и политических верхов можно привести П. Порошенко, который, являясь прихожанином УПЦ, отпраздновал День Крещения Руси в 2015 г. вместе с УПЦ (КП).

Особенно следует отметить, что захват храмов Московского патриархата осуществляется при попустительстве правоохранительных органов и администрации на местах, несмотря на то что законность таких действий сомнительна.

Заинтересованность правительства «самостийной» в переориентации вектора цивилизационного раз-

вития Украины в европейском направлении предопределяет его позицию по вопросу разделения Московского патриархата. Это в очередной раз подтверждает иллюзорность возможного совмещения на Украине православно-славянской и западноевропейской традиций.

Президент Украины П. Порошенко не раз высказывался в поддержку автокефалии, которой добивается и Денисенко, или возможного перехода УПЦ в Константинопольский патриархат.

Опасения, которые вызывает инициатива по созданию автокефалии на Украине, обусловлены потенциальным ослаблением цивилиза-ционной общности этнически и конфессионально единых народов с последующим усилением европейского католического и протестантского влияния, как уже случилось в 1596 г. Заявления о желании перейти в Константинопольский патриархат обусловлены также политическим, а не религиозно-церковными факторами.

Таким образом, раскол православия на Украине активно эксплуатируется в политическом дискурсе, провоцируя углубление аналогичных разъединительных тенденций в обществе.

Украинская православная церковь

Крупнейшей религиозной организацией на Украине является УПЦ. Сегодня она оказалась в непростой

ситуации, обусловленной взаимосвязанными внешними и внутренними факторами.

19 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического Православия» // URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3793193.html

Государственный переворот на Украине (2014 г.) всколыхнул не только политические и общественные отношения, но и религиозные - между государственными органами и религиозными организациями, между самими организациями и внутри них.

Не секрет, что в УПЦ есть сторонники автокефалии и сторонники сохранения единства с Русской православной церковью.

Сегодня наиболее известный представитель первых - митрополит А. Драбинко. Его основной аргумент в поддержку этой позиции - возможное ослаблении УПЦ: «Мы либо будем участвовать в конституировании поместной церкви в Украине, либо должны согласиться с тем, что наша Церковь из года в год будет терять свою связь с украинским обществом» [20].

Драбинко ссылается на данные социологических опросов, согласно которым переход в Киевский патриархат идёт динамично. Причинами этого сторонники автокефалии видят в существовании независимого государства и сложных политических отношениях между Украиной и Россией, которую обвиняют в имперских амбициях. На этих же причинах обосновывается необходимость диалога с Киевским патриархатом для восстановления церковного единства Украины в рамках поместности. Таким образом, в вопросе создания автокефалии на Украине политический фактор, исторические корни которого надо искать в распаде СССР, остаётся одним из важнейших.

Наличие в этом вопросе политических мотивов подтверждается активностью официальных лиц, которые не раз высказывались за переход УПЦ в Константинопольский патриархат, дабы не допустить сближения Украины с Россией.

«Кагэбэшная и путинская стратегия заключается в том, чтобы уничтожить украинскую державу и поглотить её... С Церковью до конца не удалось поглотить, однако "Русский мир" имеет благоприятную почву от этого режима», - заявлял в 2012 г. С. Головатый (министр юстиции 1995-1997 гг. и 2005-2006 гг., депутат от партий БЮТ, «Наша Украина», Партия регионов) [21].

Другая политически мотивированная акция в отношении церковного единства на Украине - обращение, поддержанное 245 депутатами Верховной рады, к патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос о признании автокефалии Украинской православной церкви. Мотивирована эта просьба «минимальным доверием» граждан страны к УПЦ Московского патриархата, которая, по мнению законодателей, воспринимается украинцами как «"министерство идеологии" Российской Федерации», на фоне роста авторитета "Киевского патриархата"» [22].

20 Митрополит Александр (Драбинко): «Автокефалия - не синоним раскола, а способ организации церковной жизни» // URL: http: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/ orthodox_relations/63470/

21 Украина // Информационно-аналитический мониторинг. Институт стран СНГ. 2012. № 4. С. 5.

22 Постанова Верховно! Ради Украни от 16 червня 2016 р. № 1422-VIII «Про Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятосп Варфолом1я, Арх1епископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Патр1арха щодо надання автокефали Православнш Церкв1 в Укра!ш» // URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1422-19

Таким образом, сторонники автокефалии в УПЦ занимают позицию, согласующуюся с позицией официальной власти. С одной стороны, их мнение понятно, так как поддержка со стороны государства важна для церковного служения, а с другой -говорить о недоверии к УПЦ, несмотря на многочисленные провокации в её адрес, было бы неверно. Далеко не всякий верующий человек, тем более в трудные времена, будет переходить в другой патриархат из-за политической конъюнктуры. Это значит, что вмешательство политики в религиозную сферу способно скорее углубить существующие противоречия и привести к новому очагу противостояний в жизни страны.

Официальная позиция УПЦ является более сдержанной. Она стремится к разграничению сферы деятельности Церкви и политики. УПЦ как религиозная организация не приняла участия в событиях 2013-2014 гг. в отличие от УПЦ (КП) и УГКЦ. Многие её служители вообще не приветствовали этих выступлений. Призывы власти и оппозиции к мирному разрешению противоречий были подкреплены готовностью главы УПЦ митрополита Владимира (Сабодан) (19352014 гг.) предоставить свою резиденцию в качестве площадки для диалога между ними. Таким образом, УПЦ предприняла реальные шаги для урегулирования политической ситуации. Однако оппозиция действовала по традиционному сценарию «цветных революций» и не была заинтересована в поиске компромиссов. Более того, не поддержавших майдан и его результаты сторонники свержения легитимной власти были записали во врагов Украины

и противников рождения новой украинской нации. Это стало своеобразной индульгенцией для захвата храмов УПЦ Киевским патриархатом (на начало 2016 г. было захвачено 30 храмов преимущественно в западных областях) и другими религиозными организациями, поджогов, гонений и физического насилия в отношении её служителей. Факты угроз, насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию, были зафиксированы представителями управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Одним из наиболее известных и получивших широкую общественную огласку событий стал организованный УПЦ в 2016 г. Всеукраинский крестный ход. Его участники подвергались моральному и физическому давлению со стороны силовых структур и полумилитарных организаций, препятствовавших осуществлению этого мероприятия.

Помимо прямого физического воздействия против УПЦ была санкционирована информационная кампания в СМИ.

Публиковались безосновательные и бездоказательные обвинения в использовании храмов для хранения оружия ополченцев, в нежелании вести работу с украинскими военнослужащими, побывавшими в Донбассе.

Такие популярные на Украине информационные ресурсы, как «Сегодня», РБК, 112, выбирают весьма изощрённый стиль провокаций, суть которых - противопоставить прежде всего УПЦ и РПЦ, а через неё и УПЦ и Россию.

За этими действиями проглядывается всё та же цель создания автокефалии, широко поддерживаемая и пропагандируемая сегодняшней украинской властью. При этом про-

шедшие во власть радикалы не оставляют попыток дискредитировать УПЦ и её предстоятеля, фактически в ультимативной форме требуя занять одну из сторон в конфликте в Донбассе и ввязаться в политические распри на Украине.

В конце 2015 г. директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины А. Юраш, обращаясь к УПЦ, высказывался за перенос епархиальных центров в ДНР и ЛНР на территории, подконтрольные Киеву: «Мы обращались... к священноначалию Украинской православной церкви, чтобы они сделали один очень весомый жест, показав, что они понимают общество и что они кровь от крови этого общества, а не агенты чьих-то влияний» [23].

При этом УПЦ не занимается поддержкой той или иной стороны конфликта, а призывает к их примирению и прекращению насильственных действий в отношении друг друга, так как её приверженцы и служители находятся по обе стороны баррикад. Конфликт в Донбассе назван междоусобным внутриукраин-ским. Однако такая позиция расходится с официальной версией Киева.

Функционирование УПЦ в ДНР и ЛНР рассматривается как содействие тем, кого украинские власти приравнивают к террористам. Через автокефальное единство с РПЦ УПЦ остаётся связующим звеном Украины и России. Два этих фактора определяют колоссальное давление на неё со стороны сегодняшнего украинского политикума.

Тринадцатью депутатами Верховной рады был представлен законопроект от 22 апреля 2016 г. № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной радой Украины государством-агрессором» [24]. Необходимость принятия данного закона обосновывается его инициаторами следующим: его инициаторы говорят об угрозе, исходящей от УПЦ, которая является, по их мнению, инструментом влияния страны-агрессора на ситуацию в «самостийной». Законопроект предусматривает согласование с верховной властью страны церковного устава, назначений руководства, приглашения иностранных религиозных служителей для осуществления ими канонической деятельности. В документе прямо не прописаны организации, подпадающие под его действие, однако очевидно, что именно УПЦ -потенциально наиболее вероятная подобная организация.

Последняя статья законопроекта содержит основание для прекращения деятельности религиозной организации на Украине, а именно: «систематическое нарушение действующего законодательства Украины, установление факта сотрудничества с представителями милитарно-террорис-тических группировок, а также невыполнение правовых норм, предусмотренных статьями этого закона». Очевидно, что законопроект предусматривает фактически ультимативное требование к УПЦ отказаться от деятельности в ДНР и ЛНР.

Таким образом, УПЦ вопреки её хорошо известной воле хотят втянуть в политическую конфронтацию и заставить занять прокиевскую сторону в конфликте в Донбассе. Светские власти пытаются подчинить её себе на законных основаниях. Цель этой инициативы, продиктованная сугубо

23 Минкульт попросил УПЦ убрать представительства из оккупированного Донбасса // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/church_state_relations/61213/

24 Проект Закону вщ 22 квгеня 2016 р. «Про особливий статус релтйних оргатзацш, керiв-н центри яких знаходяться в держат, яка визнана Верховною Радою Укра!ни державою-агре-сором» // URL:http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=58849

политическими причинами, всё та же - разорвать духовную связь с Россией. Однако последствия таких манипуляций способны усилить раскол в обществе и привести к возникновению новых очагов противостояния по религиозным мотивам.

Кроме того, требование отказа от паствы ДНР и ЛНР, которое явно следует из документа, свидетельствует о фактическом признании независимости этих территорий и ставит под сомнение желание возвращать их под власть Киева.

Таким образом, религиозная либо этико-философская составляющая является одним из важных критериев цивилизационной идентичности. Религиозный фактор в значительной степени определяет водораздел на карте цивилизаций. Особенность современной Украины состоит в том, что такая условная граница проходит по её территории.

Принадлежность к одной конфессии большинства населения Украины и России вносит весомый вклад в поддержание их культурно-цивилизаци-онной общности. Однако современные власти в Киеве определили прозападный вектор политического, культурного, экономического развития страны. Совместить на практике православно-славянскую и западную традиции без явного ущерба для одной из них оказывается практически недостижимо.

Отдавая сегодня пальму первенства Западу, украинские власти проводят политику дерусификации населения. Одним из важных направлений этой деятельности они видят религиозную сферу. Наиболее крупные и влиятельные организации здесь - УГКЦ, УПЦ (КП) и УПЦ - занимают принципиально разные позиции в политических вопросах. УГКЦ и УПЦ (КП) являются активными сторонниками отдельного от России развития Украины, поддерживают военные действия в Донбассе, а УПЦ не рассматривает политику как сферу своей деятельности. Это определяет позиции украинского правительства: если первые две получают поддержку или по меньшей мере не встречают сопротивления со стороны официального Киева, то в отношении третьей периодически осуществляются провокации.

Находящаяся в юрисдикции Ватикана УГКЦ, следуя принятой экуменической концепции, стремится к росту численности своих приверженцев и объединению с другими религиозными организациями. В рамках этого она сотрудничает с УПЦ (КП), УАПЦ и другими организациями, в частности, при проведении совместных обрядов. Также неоднократно сообщается о стремлении УГКЦ и УАПЦ объединиться.

Шаги к объединению с переменным успехом также предпринимали УАПЦ и УПЦ (КП). Сегодня Киевский патриархат ратует за предоставление Украинской православной церкви автокефалии. Сторонники независимости административной и судебной деятельности есть и в УПЦ. Данная идея и её приверженцы активно поддерживаются украинской властью. Заинтересованность светского правительства определяется в первую очередь политической целью - отделением от единого с Россией цивилизационного пространства. Однако политика, проникая в дела Церкви, способна только внести смятение и разброд среди верующих. Деятельность правительства Украины в этом направлении способна прежде всего спровоцировать воз-

никновение новых источников напряжённости в обществе и катализировать разногласия в сфере религии.

PS: Рассмотрение Верховной Радой Украины законопроектов «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором» от 22 апреля 2016 г. N 4511 [24] и о внесении изменений в закон «О свободе совести и религиозных организаций» от 23 февраля 2016 г. N 4128 [25] было запланировано на 18 мая 2017 г. Это вызвало широкий общественный резонанс. По разным оценкам на площади перед зданием Верховной рады в Киеве собралось от полутора до десяти тысяч прихожан УПЦ, выступающих против принятия этих законопроектов. В связи с крайне противоречивым восприятием в обществе данные документы были сняты с повестки дня законодателей.

Библиография • References

АбрамоваЕ. Н., Аникин В. И., СурмаИ. В. Генезис украинского национализма и его влияние на российско-украинские отношения. // Национальная безопасность/ nota bene. 2016. N 6. С. 699-710. [Abramova E. N., Anikin V. I., Surma I. V. Genezis ukrainskogo nacionalizma i ego vlijanie na rossijsko-ukrainskie otnoshenija. // Nacional'naja bezopasnost'/ nota bene. 2016. N 6. S. 699-710] Большинство верующих Украины принадлежат к УПЦ Московского патриархата // URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=65281 [Bol'shinstvo verujushhih Ukrainy prinadlezhat k UPC Moskovskogo patriarhata //

URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=65281| Вдовыченко В. E. Проблема самоидентификации наций: особенности украинского менталитета // Future Human Image. 2014. N 3. С. 177-184. [Vdovychenko V. E. Problema samoidentifikacii nacij: osobennosti ukrainskogo

mentaliteta // Future Human Image. 2014. N 3. S. 177-184| Глава УГКЦ: «Мы должны сформулировать общенациональный проект построения европейской Украины» // URL: https: http://risu.org.ua/ru/index/all_ news/state/national_religious_question/65320/ [Glava UGKC: «My dolzhny sformulirovat' obshhenacional'nyj proekt postroenija evropejskoj Ukrainy» // URL: https: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/ national_religious_question/65320/| Годовой отчёт - 2015 фонда «Демократические инициативы» имени Ильи Кучерива // URL: http://dif.org.ua/uploads/pdf/138729034857dfb03c186076. 22010199.pdf

[Godovoj otchjot - 2015 fonda «Demokraticheskie iniciativy» imeni Il'i Kucheriva // URL: http://dif.org.ua/uploads/pdf/138729034857dfb03c186076.22010199.pdfi Греко-католики доверяют Церкви больше, чем представители других конфессий на Украине. Интерфакс // URL: http://interfax.com.ua/news/general/345419. html

25 Проект закону Украни вщ 23.02.2016 р. № 4128 «Про внесения змш до ЗаконуУкрани "Про свободу совюи та релтйн оргатзаци" (щодо змiни релiгiйними громадами тдлеглоси)» // URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=58255

[Greko-katoliki doverjajut Cerkvi bol'she, chem predstaviteli drugih konfessij na Ukraine. Interfaks // URL: http://interfax.com.ua/news/general/345419.html] Дяхтеренко А. Как война изменила религиозные взгляды украинцев. Инфографика // Апостроф. 2015. 9 апреля // URL: http://apostrophe.ua/ article/society/2015-04-09/kak-voyna-povliyala-na-religioznyie-vzglyadyi-ukraintsev/1557

[Djahterenko A. Kak vojna izmenila religioznye vzgljady ukraincev. Infografika // Apostrof. 2015. 9 aprelja // URL: http://apostrophe.ua/article/society/ 2015-04-09/kak-voyna-povliyala-na-religioznyie-vzglyadyi-ukraintsev/1557] Киевский патриархат ради объединения с УПЦ готов отказаться от своего патриарха? // URL: http://www.religion.in.ua/main/22420-kievskij-patriarxat-radi-obedineniya-s-upc-gotov-otkazatsya-ot-svoego-patriarxa-reportazh-s-pomestnogo-sobora.html [Kievskij patriarhat radi ob#edinenija s UPC gotov otkazat'sja ot svoego patriarha? // URL: http://www.religion.in.ua/main/22420-kievskij-patriarxat-radi-obedineniya-s-upc-gotov-otkazatsya-ot-svoego-patriarxa-reportazh-s-pomestnogo-sobora.html] Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1023 с. [KondakovI. V., SokolovK. B., HrenovN. A. Civilizacionnaja identichnost' v perehodnuju jepohu: kul'turologicheskij, sociologicheskij i iskusstvovedcheskij aspekty. M.: Progress-Tradicija, 2011. - 1023 s.] Минкульт попросил УПЦ убрать представительства из оккупированного Донбасса // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/church_state_ relations/61213/

[Minkul't poprosil UPC ubrat' predstavitel'stva iz okkupirovannogo Donbassa // URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/church_state_relations/61213/] Митрополит Александр (Драбинко): «Автокефалия - не синоним раскола, а способ организации церковной жизни» // URL: http: http://risu.org.ua/ru/index/ all_news/confessional/orthodox_relations/63470/ [Mitropolit Aleksandr (Drabinko): «Avtokefalija - ne sinonim raskola, a sposob organizacii cerkovnoj zhizni» // URL: http: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/ confessional/orthodox_relations/63470/] Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического Православия» // URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3793193.html [Mitropolit Borispol'skij i Brovarskoj Antonij: «My slyshim neprikrytye prizyvy k agressii v adres kanonicheskogo Pravoslavija» // URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3793193.html]

Особенности украинского униатства. Интервью с митрополитом Винницким и Могилёв-Подольским Макарием (Свистуном) // URL: http://www.pravoslavie. ru/guest/061005191445.htm [Osobennosti ukrainskogo uniatstva. Interv'ju s mitropolitom Vinnickim i Mogiljov-Podol'skim Makariem (Svistunom) // URL: http://www.pravoslavie.ru/ guest/061005191445.htm] Официальный сайт МЦПИ // URL: http://www.icps.com.ua/pro-tsentr/pro-mtspd/

[Oficial'nyj sajt MCPI // URL: http://www.icps.com.ua/pro-tsentr/pro-mtspd/] Порошенко: Украина находится на передовой европейской цивилизации //

Взгляд. 2016. 21 мая // URL: http://vz.ru/news/2016/5/21/811893.html [Poroshenko: Ukraina nahoditsja na peredovoj evropejskoj civilizacii // Vzgljad. 2016. 21 maja // URL: http://vz.ru/news/2016/5/21/811893.html]

Пронин А. С. Цивилизационная парадигма историологии // Вестник МГОУ. Серия

Философские науки. 2010. № 4-5. С. 71-79. [ProninA. S. Civilizacionnaja paradigma istoriologii // Vestnik MGOU. Serija

Filosofskie nauki. 2010. № 4-5. S. 71-79] Собор Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ(о) поддержал её объединение

с УГКЦ // URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=119947 [Sobor Har'kovsko-Poltavskoj eparhii UAPC(o) podderzhal ee ob#edinenie s UGKC //

URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=119947] Украина // Информационно-аналитический мониторинг. Институт стран СНГ. 2012. № 4.

[Ukraina // Informacionno-analiticheskij monitoring. Institut stran SNG. 2012. № 4] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48. [Hantington S. Stolknovenie civilizacij? // Polis. 1994. № 1. S. 33-48] Штоль В. В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 6-33.

[Shtoí' V. V. Ukraina: reformy ili krah? // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 5. S. 6-33] Наказ Мшютерства культури Украни вщ 31 березня 2016 р. № 184 «Про рiчну статистичну звгетсть з питань державно-конфесiйних вiдносин в УкраМ за 2015 рiк (релтйт оргатзаци)» // URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/ publish/article?art_id=245083533&cat_id=244950594 Постанова Верховно! Ради Укра!ни от 16 червня 2016 р. № 1422-VIII «Про Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятостi Варфоломiя, Архieпископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Па^арха щодо надання автокефали Православнш Церквi в Укра!т» // URL: http://zakon5. rada.gov.ua/laws/show/1422-19 Проект Закону вщ 22 квiтня 2016 р. «Про особливий статус релiгiйних оргаиза-цiй, керiвнi центри яких знаходяться в державi, яка визнана Верховною Радою Укра!ни державою-агресором» // URL:http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/ webproc4_1?pf3511=58849 Проект закону Укра!ни вщ 23.02.2016 р. № 4128 «Про внесення змш до ЗаконуУкра!ни "Про свободу совюи та релiгiйнi оргатзацй" (щодо змiни релiгiйними громадами тдлеглоси)» // URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/ zweb2/webproc4_1?pf3511=58255 Статут про управлшня Укра!нською Православною Церквою Ки!вського Патрiархату от 5 июня 1990 г. // URL: cerkva-km.infoh2011/03/29/statyt-2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.