Научная статья на тему 'Кардинал Любомир Гузар - предстоятель Украинской грекокатолической церкви'

Кардинал Любомир Гузар - предстоятель Украинской грекокатолической церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
380
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ АРХИЕПИСКОП / КАРДИНАЛ / ЛЮБОМИР ГУЗАР / УКРАИНСКАЯ ГРЕКОКАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПЕРЕСТРОЙКА / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / УКРАИНА / УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / УНИАТСТВО / MAJOR ARCHBISHOP / CARDINAL / LUBOMYR HUSAR / UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH / RESTRUCTURING / HOLY SEE / UKRAINE / UKRAINIAN NATIONALISM / UNIATE CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ясеницкий Василий Матвеевич

В статье рассматриваются архипастырское служение и научно-богословская деятельность первоиерарха Украинской грекокатолической церкви кардинала и верховного архиепископа Любомира Гузара. Изложены основные вехи его биографии: происхождение, получение образования, пастырское и архипастырское служение. Охарактеризована система церковно-общественных и церковно-государственных взглядов этого религиозного деятеля. Анализируется экуменистическая позиция Украинской грекокатолической церкви, сформулированная ее первоиерархом, в контексте взаимоотношений с Украинской православной церковью Московского патриархата и религиозными организациями неканонического православия (украинскими автокефалистами). Приводится оценка его вклада в институционное развитие УГКЦ в первом десятилетии XX в. Делается вывод об активном участии кардинала Любомира Гузара в развитии украинского националистического движения и направленности его политического курса на продолжение конфронтации с Русской православной церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cardinal Lubomyr Husar as the Primate of the Ukrainian Greek Catholic Church

The study discusses the archpastoral ministry, scientific and theologian activities of the Primate of the Ukrainian Greek Catholic Church, Cardinal and the Major Archbishop Lubomyr Husar. It reviews the major events of his life: his origin, education, pastoral and archpastoral ministry. The system of church-public and church-state views of this religious figure is described. The paper analyzes the ecumenical stand of the Ukrainian Greek Catholic Church taken by its primate in the context of its relationship with the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate and the religious organizations of non-canonical orthodoxy (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church). The research evaluates the contribution of Cardinal Lubomyr Husar to the institutional development of the Ukrainian Greek Catholic Church in the first decade of the 20th century. The author concluded that Lubomyr Husar took an active part in developing the Ukrainian nationalism and shifting the focus of its policy on the continuing confrontation with the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Кардинал Любомир Гузар - предстоятель Украинской грекокатолической церкви»

УДК 271.22(477)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.4.22

Ясеницкий Василий Матвеевич (иеромонах Тимофей)

кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Коломенской духовной семинарии

КАРДИНАЛ ЛЮБОМИР ГУЗАР -ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ГРЕКОКАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Yasenitsky Vasiliy Matveyevich (hieromonk Timofey)

PhD in Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Research, Kolomna Theological Seminary

CARDINAL LUBOMYR HUSAR AS THE PRIMATE OF THE UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH

Аннотация:

В статье рассматриваются архипастырское служение и научно-богословская деятельность первои-ерарха Украинской грекокатолической церкви кардинала и верховного архиепископа Любомира Гузара. Изложены основные вехи его биографии: происхождение, получение образования, пастырское и архипастырское служение. Охарактеризована система церковно-общественных и церковно-государствен-ных взглядов этого религиозного деятеля. Анализируется экуменистическая позиция Украинской греко-католической церкви, сформулированная ее первои-ерархом, в контексте взаимоотношений с Украинской православной церковью Московского патриархата и религиозными организациями неканонического православия (украинскими автокефалистами). Приводится оценка его вклада в институционное развитие УГКЦ в первом десятилетии XX в. Дела-ется вывод об активном участии кардинала Любомира Гузара в развитии украинского националистического движения и направленности его политического курса на продолжение конфронтации с Русской православной церковью.

Ключевые слова:

верховный архиепископ, кардинал, Любомир Гузар, Украинская грекокатолическая церковь, перестройка, Святой престол, Украина, украинский национализм, униатство.

Summary:

The study discusses the archpastoral ministry, scientific and theologian activities of the Primate of the Ukrainian Greek Catholic Church, Cardinal and the Major Archbishop Lubomyr Husar. It reviews the major events of his life: his origin, education, pastoral and archpastoral ministry. The system of church-public and church-state views of this religious figure is described. The paper analyzes the ecumenical stand of the Ukrainian Greek Catholic Church taken by its primate in the context of its relationship with the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate and the religious organizations of non-canonical orthodoxy (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church). The research evaluates the contribution of Cardinal Lubomyr Husar to the institutional development of the Ukrainian Greek Catholic Church in the first decade of the 20th century. The author concluded that Lubomyr Husar took an active part in developing the Ukrainian nationalism and shifting the focus of its policy on the continuing confrontation with the Russian Orthodox Church.

Keywords:

major archbishop, cardinal, Lubomyr Husar, Ukrainian Greek Catholic Church, restructuring, Holy See, Ukraine, Ukrainian nationalism, Uniate church.

Объявленная в Советском Союзе в 1985 г. перестройка охватила все сферы жизнедеятельности государства и общества. Не остались в стороне и государственно-религиозные отношения. Болезненным вопросом, особенно для жителей Западной Украины, оставалась проблема легализации деятельности Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ). В феврале 1990 г. после встречи в Ватикане президента СССР М.С. Горбачева и папы римского Иоанна Павла II (1920-2005) был снят запрет на создание грекокатолических религиозных объединений, разрешены их регистрация и свободное проведение богослужений. Именно с этого события начинается институционное возрождение УГКЦ на территории Украины. Весной 1991 г. из эмиграции во Львов вернулся предстоятель Украинской грекокатолической церкви кардинал Мирослав Люба-чивский (1914-2000), который публично озвучил установку о начале преобразования «катакомб-ной Церкви» в важную составляющую жизни украинского гражданского общества [1].

После возращения предстоятеля начинается быстрый численный рост канонических подразделений УГКЦ. Были созданы структуры управления, учреждены новые епархии и экзархаты, которые охватили всю территорию Украины. В течение последнего десятилетия УГКЦ практически восстановила статистические показатели, которые имела до 1946 г. [2].

Существенный вклад в развитие и укрепление УГКЦ эпохи распада Советского Союза и становления независимого украинского государства внес преемник кардинала Мирослава Любачи-вского Любомир Гузар (в миру - Любомир Ярославович Гузар). Он родился 26 февраля 1933 г. во Львове (Львовское воеводство, Польша), там же окончил народную школу и первый класс гимназии. В 1944 г. его семья покинула Украину и обосновалась в Австрии. В Зальцбурге будущий грекокато-лический архиерей продолжил получение среднего образования. В 1949 г. семья Гузар перебралась

в США. Среднее образование Любомир Гузар завершил в Малой духовной семинарии в Стемфорде (штат Коннектикут, США). Затем обучался в Колледже Святого Василия, который окончил в 1954 г. с присвоением степени бакалавра. В дальнейшем он продолжил получать высшее богословское образование в Вашингтонском католическом университете, Большой духовной семинарии Святого Иосафата, где стал лиценциатом богословия. В 1967 г. окончил Фордемский университет Нью-Йорка с присвоением степени магистра философии. В марте 1958 г. епископ Стемфордский Амвросий (Сенишин) (1903-1976) рукоположил Любомира Гузара в священнический сан для служения в Стемфордской епархии Филадельфийской митрополии УГКЦ. В 1958-1959 гг. Гузар состоял в должностях преподавателя и префекта в Стемфордской духовной семинарии святого Василия, а также являлся духовником центра «Союзовка» Украинского народного союза (Кергонксон, штат Нью-Йорк) и воспитательного центра Общества украинской молодежи Америки (Элленвиль, штат Нью-Йорк). В 1965 г. он был определен настоятелем прихода Свято-Троицкого храма в Кергонксоне. В 1969 г. Любомир Гузар переехал в Рим, где продолжил богословское образование и защитил докторскую диссертацию по богословию на тему «Митрополит Андрей Шептицкий - предвестник экуменизма». В 1972 г. он вступил в монастырь Святого Феодора Студийского устава в городе Гроттаферрата (Италия). В 1973-1984 гг. трудился преподавателем догматики в Папском Урбанианском университете в Риме. Там же на него обратил внимание предстоятель УГКЦ в изгнании кардинал Иосиф Слепой (1892-1984). 2 апреля 1977 г. состоялась архиерейская хиротония Любомира Гузара, которую возглавил кардинал Иосиф Слепой в монастыре Кастель-Гандольфо. Примечательно, что его хиротония была совершена без получения согласия Ватикана. В 1978 г. епископ Любомир Гузар был утвержден архимандритом монастыря Святого Феодора, ему было поручено духовное возглавле-ние монастырей студийского ордена. В 1984-1991 гг. он являлся протосинкеллом (помощником) епархиального архиерея Львовской митрополии в изгнании. В 1993 г. вместе с братией монастыря Гроттаферрата епископ Любомир Гузар вернулся на Украину. Монашеская община обосновалась в монастыре Святого Феодора Студита в селе Колодиевка Тернопольской области. В 1993-1994 гг. епископ Любомир состоял духовником в Львовской духовной семинарии Святого Духа. В ноябре 1996 г. был назначен епископом-помощником предстоятеля Украинской грекокатолической церкви. 26 января 2001 г. на чрезвычайном Синоде епископов УГКЦ епископ Любомир Гузар был избран верховным архиепископом, а 21 февраля 2001 г. утвержден в этом сане папой римским Иоанном Павлом II и возведен в достоинство кардинала Римско-католической церкви. Охарактеризуем архипастырское служение кардинала Любомира Гузара. Примечательно, что при нем состоялось наибольшее число архиерейских синодов УГКЦ. Было проведено 14 сессий «патриарших» синодов при участии всех архиереев УГКЦ и 44 сессии «митрополичьих» синодов, в которых участвовали только епископы, служившие на территории Украины [3].

К сожалению, кардинал Любомир Гузар продолжил политику своего предшественника, направленную на расширение грекокатолического присутствия в исконно православных регионах Украины. В период его предстоятельства 21 августа 2005 г. было принято решение о перенесении кафедры верховного архиепископа УГКЦ из Львова в Киев. В столице Украины была устроена резиденция предстоятеля УГКЦ и Воскресенский кафедральный собор. Титул предстоятеля был изменен на «Киево-Галицкий». Безусловно, это действие было расценено священноначалием Русской православной церкви и ее самоуправляемой части - Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) как акт прозелитизма и продолжение многовекового католического движения «на восток». Кроме того, Гузар лично приложил немало усилий для становления централизованного церковного управленческого аппарата - «Патриаршей курии» УГКЦ, которая также разместилась в Киеве [4, с. 570].

За время предстоятельства Любомира Гузара были подготовлены важнейшие документы, отражающие позиции этой юрисдикции по важнейшим проблемам современности. В их числе можно назвать «Экуменическую концепцию УГКЦ» и «Один народ Божий в стране на Киевских горах». В документах были изложены принципы сотрудничества УГКЦ с другими частями когда-то единой «Киевской Церкви», под которыми понимались УПЦ МП и организации украинских ав-токефалистов - «Украинская автокефальная православная церковь» и «Украинская православная церковь Киевского патриархата». Интересно, что этот предстоятель УГКЦ активно стал пользоваться современными способами донесения и хранения информации. На основе его многочисленных публикаций была подготовлена серия аудиокниг. Первая из них - «Дорога к себе» - появилась в январе 2009 г. Презентация второй аудиокниги - «Дорога к ближнему» - прошла в апреле 2010 г. К десятилетию его предстоятельского служения вышла третья аудиокнига - «Дорога к Богу». Впоследствии была подготовлена аудиокнига «Общество» [5].

Рассмотрим систему общественно-политических взглядов кардинала Любомира Гузара, которые были им публично озвучены 8 февраля 2011 г. в ходе круглого стола «Религия и власть на

Украине: проблемы взаимоотношений». Примечателен его экклесиологический подход: «Пророческое служение сегодня выполняет Церковь, которая имеет задание напоминать Божий Закон, -напоминать о Божьем благословении, без которого мы не можем жить, и о Божьем гневе, от которого не сможем убежать. Следовательно, Церковь является совестью народа». Безусловно, в таком ключе он рассматривал исключительно только УГКЦ, наделяя ее определенной мессианской ролью. В понимании кардинала, Церковь - это собрание верующих, которые осознают, что являются Божьими творениями и считают целью своего существования вечное общение с Богом. При этом верующие считают самих себя одаренными жизнью и разными талантами, желают развиваться для собственного совершенствования в Боге и служения своим ближним. Верующие принимают Божию волю как абсолютный норматив для своей жизни и последовательно стараются строить свое существование на моральных принципах. Безусловно, полностью им это не удается. Скорее, наоборот, в жизни каждого есть грех - отклонение от Божьего Закона. Но, невзирая на свою немощь, у верующих есть ощущение моральных императивов. Эти люди развивают свои таланты во всех возможных сферах человеческой жизни, в соответствии со своим жизненным призванием являются активными членами общества. Как видим, кардинал Гузар призывал УГКЦ к активному участию в общественной жизни. Кроме того, по замыслу Божественного Основателя, Церковь есть сообщество, наделенное социальными характеристиками и организационной структурой, руководством и собственными обоснованными потребностями.

Неудивительно, что в этом контексте Церковь и государство очень похожи между собой. Оба института имеют внутренний порядок, узаконенные способы деятельности, фиксированные права и обязанности, организованные формы жизнедеятельности. Они могут делиться друг с другом своим опытом. Церковь обладает здесь определенным преимуществом, поскольку имеет многовековой опыт и сумела разработать собственную социальную доктрину на основании Закона Божьего. И Церковь, и государство служат тому же народу, поэтому их надо рассматривать в качестве партнеров. В идеально построенном обществе эти два субъекта взаимно дополняют друг друга, но никогда не должны сливаться или быть подчиненными друг другу. К сожалению, из горького опыта известны многочисленные примеры того, когда государство использует Церковь как свое структурное подразделение, или наоборот, когда Церковь пытается руководить обществом с помощью государственных структур, ограничивая свободу и права граждан. По мнению кардинала Гузара, современная Украина не является исключением. Характерно, что греко-католический иерарх критически отозвался об опыте церковно-общественных отношений, характерных не только для христианского Востока, но и для христианского Запада [6].

Кардинал полагал, что государство боится Церковь и именно поэтому стремится ее контролировать. Это вызвано тем, что Церковь даже «на социальном уровне отстаивает свободу человека, воспитывает зрелых, мыслящих, ответственных граждан, а это невыгодно государственной власти». Изменению подобной ситуации на Украине может способствовать диалог между государством и Церковью с участием гражданского общества [7]. В этой концепции Гузар видел партнерами УГКЦ как прочие религиозные организации Украины, так и общественно-политические силы.

Участвуя в жизни общества, УГКЦ не должна забывать, что является в первую очередь религиозным институтом, который осуществляет связь между людьми и состоит из Божественного и человеческого начала. Церковь построена на Божьем Слове и должна опираться на Божию помощь в реализации свои целей, действуя на основании Божьего провидения. Впрочем, понять эти аспекты способны только истинно верующие люди. Их не смогут постигнуть люди, не принимающие Бога. Церковь, как Богом установленное учреждение, имеет пророческий характер. Обычно под пророком понимается слуга Божий, который предусматривает будущее. В таком объяснении есть только одна сторона правды. В действительности пророк - это тот, кто напоминает народу Божию Истину. Служение тех же ветхозаветных пророков сводилось не к тому, чтобы делать суд или налагать наказание, а в постоянном и настойчивом напоминании Божьего Слова. Если кто-то не воспринимает вразумлений пророков или считает их непонятными, то пусть задумается над своей жизнью и прислушается к внутреннему голосу, который одобряет или осуждает его поведение. Этот голос называется совестью, он является неотъемлемым элементом души каждого человека. В этом понимании, как полагал кардинал Любомир Гузар, именно УГКЦ сегодня выполняет пророческое служение [8].

Особенно примечателен взгляд предстоятеля УГКЦ на проблему христианского единства на Украине: «Я убежден, что мы, все четыре ветви Киевской Церкви - УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ, все мы - наследники Владимирового Крещения, можем найти в себе силы, чтобы действительно объединиться, вернуться к тому состоянию, с которого мы начинали». По его мнению, возможно возвращение к изначальному единству: «Должна быть одна Церковь, потому что она такой была. Мы все, одинаково возглашая "Символ веры" в литургийных и частных молитвах, говорим: "Верую в единственную святую соборную и апостольскую Церковь"» [9]. Впрочем, такой

подход, предлагавший игнорировать догматические различия и канонические отступления под идеей мнимого единства всех «частей» так называемой «Киевской Церкви», вполне традиционен для украинского грекокатолического экуменизма и был озвучен еще во времена митрополита Андрея (Шептицкого). Понимая практическую невозможность подобного «единения», кардинал Любомир Гузар призывал остальные христианские исповедания Украины к соработничеству в духе евангельской любви, исключающей взаимную вражду [10, с. 145]. Собственно, указанная установка не предлагала какие-то конкретные формы подобного сотрудничества.

Первое десятилетие XXI в. стало периодом дальнейшего институционного развития УГКЦ и укоренения униатства на территории Украины. По данным Государственного департамента по делам религий на Украине, по состоянию на 1 января 2010 г. к УГКЦ принадлежало 3 597 религиозных организаций, 2 347 священников, 1 248 монахов и монашек, 3 581 храм, 105 монастырей, 15 учебных заведений с 1 273 слушателями. К этому времени УГКЦ на Украине имела 12 епархий и экзархатов. Предстоятельство кардинала Любомира Гузара завершилось его добровольной отставкой ввиду преклонного возраста, которую 10 февраля 2011 г. утвердил папа римский Бенедикт XVI. После отхода от руководства кардинал Гузар продолжил посильно участвовать в жизни УГКЦ: «Я буду делать то, что еще можно делать. Буду молиться за Церковь, переосмысливать прошлое, следить за тем, чтобы ничего из прошлого нашей Церкви не затерялось. Хотел бы проводить встречи с молодежью, а также с разными профессиональными группами» [11]. Одновременно он полагал, что новый верховный архиепископ Святослав Шевчук имеет очень хорошие возможности для дальнейшего укрепления позиций УГКЦ в жизни украинского общества. «Блаженнейший Святослав преисполнен силы, энергии, размаха, старается продолжать тот труд, что начали наши предшественники, - именно так и должно быть... Я абсолютно доволен и не могу сетовать» (март 2012 г.) [12, с. 6]. Скончался кардинал Любомир Гузар 31 мая 2017 г. и был захоронен в крипте Воскресенского кафедрального собора в Киеве.

Итак, кардинал Любомир Гузар является продолжателем курса своего предшественника кардинала Мирослава Любачивского, направленного на расширение прозелитической активности и конфронтацию с каноническим православием на территории Украины. Последовательно он выступал за активное участие священноначалия, духовенства и паствы УГКЦ в политической жизни страны. За годы его предстоятельства продолжилось развитие юрисдикции. На основе Львовской богословской академии был учрежден Украинский католический университет. Подобно кардиналу Иосифу Слепому, он поддерживал притязания на закрепление патриаршего достоинства за предстоятелями УГКЦ в структуре Римско-католической церкви.

Ссылки:

1. Филонов В.И. Проблема экуменизма в контексте взаимоотношений Русской православной и Римско-католической церквей в конце 1950-х - начале 2000-х гг. : дис. ... канд. ист. наук. Орел, 2006. С. 83.

2. Лесив Р. Развитие Украинской грекокатолической церкви в Украине (2001-2002 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://antireligion.org.ua/articles/127-Razvitie_ukrainskoy_grekokatolicheskoy_tserkvi_v_Ukraine_2001_2002_gg.html (дата обращения: 25.02.2018).

3. Титиш Г., Шеремет П. Любомир Гузар. Людина з янголом на плечi [Электронный ресурс] // УкраТнська правда. 2016. 29 серпня. URL: http://life.pravda.com.ua/society/2016/08/29/217171/ (дата обращения: 25.02.2018).

4. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? М., 2007. 664 с.

5. Титиш Г., Шеремет П. Указ. соч.

6. Любомир Гузар. Держава бажае контролювати Церкву, тому що боТться ТТ (Слово на круглому стол «Релтя i влада в УкраТнк проблеми взаемовщносин», КиТв, 8 лютого 2011 року) [Электронный ресурс]. URL: https://risu.org.ua/ua/in-dex/expert_thought/comments/40589/ (дата обращения: 02.04.2018).

7. Маринович М. Еще раз об инициативе «Первого декабря» [Электронный ресурс] // Украинская правда. 2012. 13 янв. URL: http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2012/01/13/6897340 (дата обращения: 25.02.2018).

8. Любомир Гузар. Держава бажае контролювати Церкву .

9. Блаженыший Любомир в Ытерв'ю «5 каналовЬх «Ми хочемо бути Церквою свобщною, щоби пожертви не перешкодили нам сказати правду, коли ТТ треба сказати» [Электронный ресурс]. 2011. 7 ачня. URL: http://news.ugcc.ua/news/blazhennishiy_lyubomir_v_intervyu_5_kanalovi_mi_hochemo_buti_tserkvoyu_svobid-noyu_shchobi_pozhertvi_ne_pereshkodili_nam_skazati_pravdu_koli_ii_treba_skazati_59526.html (дата обращения: 25.02.2018).

10. Аржаковський A. Бесщи з Блаженышим Любомиром Гузаром. До постконфеайного християнства / перекл. з францу-зькоТ. Вид. 2, виправлене i доповнене. Львiв, 2007. 183 с.

11. Глава УГКЦ йде у вщставку - добров^ьно [Электронный ресурс]. 2011. 10 лютого. URL: https://risu.org.ua/ua/in-dex/all_news/catholics/ugcc/40622/ (дата обращения: 25.02.2018).

12. Любомир Гузар. Там, де е дрiбочка ненависти - Бога немае // ZIK : газета. 2012. № 11.

References:

Arzhakovsky, A 2007, Conversations with His Beatitude Lubomyr Husar: towards a post-confessional Christianity, 2nd ed. Lviv, 183 p., (in Ukrainian).

Filonov, VI 2006, The problem of ecumenism in the context of the relationship between the Russian Orthodox Church and Roman Catholic Church in the late 1950s - early 2000s, PhD thesis abstract, Orel, p. 83, (in Russian).

Lesiv, R 2018, Development of the Ukrainian Greek Catholic Church in Ukraine (2001-2002), viewed 25 February 2018, <http://antireligion.org.ua/articles/127-Razvitie_ukrainskoy_grekokatolicheskoy_tserkvi_v_Ukraine_2001_2002_gg.html>, (in Russian).

Lubomyr Husar. The state wants to control the Church because it is afraid of it (Round table meeting related to religion and power in Ukraine: problems of mutual relations, Kiev, February 8, 2011) 2018, viewed 02 April 2018, <https://risu.org.ua/ua/in-dex/expert_thought/comments/40589/>, (in Ukrainian).

Marinovich, M 2012, 'First December initiative revisited', Ukrainskaya pravda, January 13, viewed 25 February 2018, <http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2012/01/13/6897340>, (in Russian).

The head of the Ukrainian Greek Catholic Church resigns voluntarily 2011, February 10, viewed 25 February 2018, <https://risu.org.ua/ua/index/all_news/catholics/ugcc/40622/>, (in Ukrainian).

Titish, G & Sheremet, P 2016, Lubomyr Huzar. A man with an angel on his shoulder', Ukrayinska Pravda, August 29, viewed 25 February 2018, <http://life.pravda.com.ua/society/2016/08/29/217171/>, (in Ukrainian).

Toshchenko, ZhT 2007, Theocracy: phantom or reality?, Moscow, 664 p., (in Russian).

'We want to be free Church, the donations should not prevent us from telling the truth when it needs to be said. Interview with His Beatitude Lubomyr on Channel 5' 2011, January 7, viewed 25 February 2018, <http://news.ugcc.ua/news/bla-zhennishiy_lyubomir_v_intervyu_5_kanalovi_mi_hochemo_buti_tserkvoyu_svobidnoyu_shchobi_pozhertvi_ne_pereshko-dili_nam_skazati_pravdu_koli_ii_treba_skazati_59526.html>, (in Ukrainian).

'Where there is hate there is no God. Interview with Lubomyr Husar' 2012, ZIK: newspaper, no. 11, (in Ukrainian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.