УДК 321+2
КОРРЕЛЯЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
Л. Н. Гарас
Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, Севастополь, 299053, Россия
В статье рассматривается специфика религиозных и этнополитических процессов в Украине до и после Майдана 2013 г Акцентируется внимание на доминанте региональной принадлежности и превалировании локальной идентификации в условиях несформирован-ности национальной идентичности. Подчеркиваются фундаментальные различия между регионами, выражающиеся в семантическом поле (особенностях языка), этнической структуре, конфессиональной ориентации, направленности векторов внешнеполитического развития. Отмечается, что наибольшие противоречия обозначились в приграничных регионах. Данное явление обусловливалось особенностями исторического развития, разным уровнем социально-экономического развития регионов, а также контекстами этнонациональной политики государства. Констатируется, что украинский кризис не только актуализировал процессы формирования этнической нации, но и показал ярко выраженную бинарность ментальных моделей. Подчеркивается, что решение этнорелигиозных и этнополитических проблем в полиэтническом государстве требует адекватной государственной политики, опирающейся на специфику регионов, учитывающей интересы государства и гражданского общества.
Ключевые слова: этнополитический процесс, религиозный процесс, регионализация, конфессиональная ориентация, приграничный регион, национальная идентичность, полиэтническое государство.
Глобальные тектонические изменения геополитической конфигурации и паттернов современного мира не только обусловили форму и масштабы коллективного социального действия, трансформацию системы ценностей, но и активно продуцируют новые изменения в социальности и политике. Радикальное изменение «знакомого мира», насыщенность социальной реальности всевозможными рисками и угрозами неизменно проецируются на личность, обостряя ее психологическую и социальную незащищенность, а также вынуждают обращаться к поиску фундаментальных констант бытия, базовыми из которых выступают религия и этнос. Справедливо мнение испанского социолога М. Кастельса: «В мире, где происходят столь неконтролируемые и беспорядочные изменения, люди склонны группироваться вокруг первичных источников идентичности: религиозных, этнических, территориальных, национальных ... поиск идентичности, коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений. Это не новый тренд, ибо идентичность, особенно религиозная и этническая идентичность, лежала у корней значения с начала человеческого общества ... Сегодня идентичность становится главным, а иногда и единственным источником смыслов. Люди все чаще организуют свои смыслы не вокруг того, что они делают, но на
© Л. Н. Гарас, 2015
основе того, кем они являются, или своих представлений о том, кем они являются» (Кастельс, 2000, с. 7). Иными словами, существуют «базовые ценности, долговременные факторы, которые на протяжении длительного исторического времени неизменны, они свойственны многим поколениям данной общности, выступая не только важнейшими, но и стабильными показателями их идентификации» (Мчедлов, 2008, с. 16).
Однако формирование сетевого общества и расширение возможности современных информационных технологий в начале XXI в. позволяют не только активно воздействовать на население и все ниши информационного пространства, но и оказывать влияние на процессы в социальной и духовной сферах общества. Важнейшим направлением при этом становится возможность деформации сложившейся ментальной ценностной основы личности, традиционной картины мира, в рамках которой поддерживается идентичность. Массмедиа и инфоком-муникационные технологии не просто способны изменить код идентичности, а могут диктовать человеку модели построения себя. Фрагментация социокультурного пространства, ролевое многообразие, виртуализация провоцируют появление «многоликого» человека, чье «Я» локализуется в новых гибридных пространствах действий, зачастую симулятивных, но воспринимаемых человеком в качестве реальных, которыми он руководствуется в своей жизнедеятельности. В случае отсутствия устойчивых моделей для идентификации в социальном пространстве появляется анонимный человек вне цивилизации и культуры, без определенной системы ценностных координат. А ведь, как справедливо считает русский культуролог и семиотик Ю. Лотман, «культура, есть антиэнтропийный механизм человечества и отдельных сообществ» (Лотман, 1992, с. 10).
В развернувшейся острой геополитической игре ведущих акторов за расширение своих геополитических пространств особое звучание приобретает конкуренция за Украину. Украинский кризис 2013 г. и дальнейшие события свидетельствуют о том, что «будущее Украины перестало быть собственно украинским делом, превратившись, скорее, в повод, контекст для глобального переустройства геополитической системы координат» (Пономарева, Шишелина, 2014, с. 5), в котором религия не просто выступает духовно-нравственной опорой общества и используется как фактор и инструмент влияния, но и коррелирует с этнично-стью. Идентичность (в парадигме коструктивизма) определяется ментально-стью социума и вплетена в определенный социокультурный контекст, задающий базовые смыслы, не является статичной, а обладает достаточной степенью подвижности. Это позволяет говорить о возможности ее целенаправленного использования заинтересованными акторами, в частности в целях переформатирования религиозного пространства и политизации этничности (этнокультурных особенностей украинского этноса) для изменения самоидентификации украинского общества и обеспечения его латентной управляемости извне.
Исторически сложилось так, что Украина — полиэтническая страна, в которой высокий уровень этнического разнообразия выступает одним из важнейших факторов, задающих тренд развития этнополитическим процессам. Суверенизация государства актуализировала многие аспекты этнополитической динамики в общей и региональной проекции касательно специфических этнически окрашенных
интересов, политических условий и факторов их реализации. Демократизация общества обусловила активность представителей различных этнокультурных групп в желании возродить собственную этничность: родной язык, культуру, духовность, обычаи и традиции, а также поиск собственного пути развития.
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г. (с тех пор перепись больше не проводилась, а следующая перенесена на 2020 г. (Розпорядження КабЫету Мiнiстрiв ... , http://www.kmu.gov.ua)), на территории страны проживают представители свыше 130 национальностей и народностей. Доминирующей этногруппой являются украинцы (77,8 %), второй по численности — русские (17,3 %). Удельный вес представителей других этносов невелик — 4,9 %. Перепись 2001 г. фиксирует изменения в национальном составе населения Украины, а именно рост доли украинцев по сравнению с 1989 г. (предыдущая перепись) на 5,1 % и сокращение доли русских (с 22,1 % в 1989 г. до 17,3 % в 2001 г.). По мнению российского географа С. А. Тархова, «сокращение доли и абсолютной численности русских ... вызвано их массовой репатриацией соответственно в Россию». Однако основной вклад в уменьшение доли русских внесен не миграцией, а сменой этнической идентичности. Так, в 1989 г. многие украинцы записывались русскими, а в 2001 г. идентифицировали себя уже украинцами, также часть русских записалась украинцами» (Тархов, 2004, с. 146). Данное предположение подтверждается данными Госкомстата Украины, согласно которым потери русского населения в миграционном обмене со странами ближнего и дальнего зарубежья с 1994 по 2000 г. составили 326 тыс. чел., а также данными МВД России за аналогичный период, свидетельствующими, что из Украины в Российскую Федерацию переселились около 600 тыс. чел. всех национальностей (Прибыт-кова, 2003, с. 324).
Итоги переписи населения не только представляют этническую палитру регионов, но и указывают на доминантность украинского этноса практически во всех областях государства, особенно на Западе (тройка лидеров: Тернополь-ская (97,8 %), Ивано-Франковская (97,5 %) и Волынская области (96,9 %)). Тем не менее в некоторых частях государства наблюдается значительная компактность проживания населения неукраинского этнического происхождения. Это Закарпатье (украинцы (80,5 %), венгры (12,1%), румыны (2,6 %), русские (2,5 %), цыгане (1,1 %) и др.); Буковина (украинцы (75,0 %), румыны (12,5 %), молдаване (7,3 %), русские (4,1 %) и др.); необходимо также отметиь восточные регионы, в которых доля русского населения оказалась достаточно высокой (Луганская (39 %), Донецкая (38,2 %), Харьковская (25,6 %), Запорожская (24,7 %), Одесская (20,7 %) области), все указанные регионы характеризуются полиэтничностью с вытекающей из этого спецификой: в диапазоне от межэтнического согласия до напряженности и кризиса (Численность и состав населения ... , http://2001. ukrcensus.gov.ua). Таким образом, Всеукраинская перепись населения 2001 г указала на неравномерность расселения этнических групп (дисперсное и компактное проживание), что не только напрямую обусловливает общественные процессы, но и позволяет говорить об их региональном измерении.
В данном контексте каждый регион выступает некой таксономической единицей, выделенной по признакам уникальности условий территориального раз-
мещения, особенностей исторического развития, специфических характеристик материальной и духовной культуры, региональной идентичности. Иными словами, регионом можно считать территорию, отличающуюся от смежных территорий по определенным параметрам. Формируясь под влиянием специфической полифакторности (этнических, экономических, политических и других факторов), регион наряду с общегосударственными интересами характеризуется наличием специфических интересов, обусловленных хозяйственной деятельностью, демографической структурой населения, уровнем экономического развития, наличием определенных ресурсов. Благодаря этому регионализм проявляется в существовании различных обычаев и традиций, типах менталитета, культурных особенностях, специфике политического участия, а в случае игнорирования властью его интересов или чрезмерной политизации может выступить центром дестабилизации и обусловить сепаратистские тенденции.
Существование в Украине регионов напрямую связано с особенностями исторического развития территории современного государства. Конечно, деление Украины на регионы достаточно условно и зависит от критериев, положенных в их основу. Все же, анализируя особенности этнополитических процессов в государстве, можно выделить четыре макрорегиона: Западный, Центральный, Южный и Восточный. Характеризуя их, необходимо опираться на социокультурные регионы (например, Закарпатье, Галиция, Волынь, Подолье и др.).
Специфика заключается в том, что в течение многих веков украинские замли развивались в разных цивилизационных системах и находились в составе разных государств, что обусловило процессы национального развития в регионах. Этническая уникальность регионов (особенно приграничных) вплетена в специфику их экономики и проявляется в социально-экономической дифференциации в пределах государства. Основная линия разлома между макрорегионами коррелирует с рубежами социокультурных регионов, которые на определенных этапах входили в состав различных государств (Россия, Австро-Венгрия и др.). Вследствие этого представители отдельных регионов страны вкладывают неодинаковое содержание в понятие украинской государственности, по-разному представляют приемлемость формы и устройства государства, внешнюю и внутреннюю политику. «Что же представляет собой Украина?» — так формулирует вопрос во введении к своей книге «Украина. Противостояние регионов» писатель А. Широкорад, и продолжает: «Это государство с многовековой историей... или конгломерат регионов, не связанных между собой?» (Широкорад, 2009, с. 4).
Современные украинские регионы отличаются друг от друга, однако наиболее весомые расхождения по ключевым вопросам проявляются между Западным и Восточным регионами: отношение к истории украинского государства, к советскому прошлому; коммеморация «своих» героев и событий; сущность украинского патриотизма; отношение к статусу русского языка, а также к геополитические ориентации. Следовательно, любой выбор в пользу присоединения страны к тому или иному геополитическому центру автоматически дестабилизирует внутреннюю ситуацию и усилит существующие политико-идеологические и культурно-цивилизационные противоречия между регионами.
Все это позволяет говорить о существовании различных мировоззренческих систем и ментальных матриц жителей указанных регионов. При рассмотрении данного вопроса обязательно необходимо учитывать проблему ментальности, так как ментальность не только охватывает формирование универсальных систем мировосприятия, миропредставления и миропонимания, но и детерминирует повседневное социальное поведение личности и группы. Ментальность как социокультурный феномен характеризуется взаимосвязью ценностно-смыслового и архетипического индивидуального пространства личности в контексте психосемантического и семиотического поля этноса. Так, за рациональными формами культуры разнообразных этнических общностей скрыты глубинные пласты коллективной психики, связанные с бессознательными структурами и выраженные в символической (прежде всего языковой) форме, т. е. существует необходимость особого использования языка для выражения особенностей ментальности.
Язык не только фиксирует духовное бытие этноса, но и обеспечивает ощущение взаимной комплиментарности, закрепляет отличия от других этносов. Даже в условиях несформированности национальной идентичности в Украине и превалирования локальной идентификации общее семантическое поле при правильной национальной политике могло бы способствовать интеграции социума. Однако вопросы языка политизируются, а в условиях несовпадения количества этнического (украинцы) и языкового большинства становятся почвой для конфликта.
Политизация этничности актуализирует в общественном сознании проблематику реальной и мифологизированнной этнической истории, этнические предубеждения и стереотипы, некие достаточно устойчивые упрощенные, схематизированные образы, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Одним из объяснений данного феномена выступает наличие у конкретной этногруппы некого социального и ментального конструкта (этнической картины мира), выступающего основой этнической идентификации и самоидентификации, проявляющегося через отношение к «другим». Так, результы мониторингового исследования 2005 г. указывают на достаточно высокий уровень национальной дистанцированности, охватившей практически все регионы и все категории населения Украины; особенно сильны позиции обособленности, изоляционизма и ксенофобии; также возрождаются стереотипные идентификации населения по региональным признакам (например, «схидняки», «западенцы» и др.) (Панина, http://polit.ru).
Сохранение населением этнокультурных и этнографических характеристик напрямую связано с моделью национальной политики, которую реализует украинское государство. Однако при детальном рассмотрении за демократическим фасадом Украины обнаруживаются: слабость государства при доминировании бюрократии в различных сферах, неисполнении законов, криминализации власти; поглотившие страну мощные кланово-корпоративные тенденции. По словам украинского политолога Д. Выдрина, «традиционной проблемой украинских властей является своего рода дихотомия: страной правит та власть, которая умеет что-то делать, но не умеет говорить; либо страной правит та власть, ко-
торая умеет говорить, но не умеет абсолютно ничего делать» (Выдрин, http:// vydrin.com). Кроме того, для политической ситуации в Украине характерно наличие нескольких финансово-промышленных центров (например, Днепропетровск и др.), лоббирующих свои интересы с помощью большой политики. Подобное явление, с одной стороны, привносит в политическую жизнь страны дух конкуренции, а с другой — способствует дестабилизации общества и антино-мичности в восприятии политических реалий.
Современные украинские элиты сделали ставку на формирование этнической нации, проигнорировав идею гражданской идентичности. В основу данного проекта положен галицийский национализм в версии Д. Донцова (Донцов, 1966) (с подчеркнуто русофобской основой) и концепция «титульной украинской нации», т. е. духовные и культурные ценности Галиции украинцы должны воспринять как ценности истинной Украины. Это позволяет локальную идентичность преподносить в качестве эталонной, что для политэтнического государства является политическим анахронизмом, разрушающим основы государства.
В данном контексте особую актуальность приобретает вопрос о геополитической идентичности бизнес-элит Украины, в частности олигархов восточных регионов. Так, по словам Д. Выдрина, «мы де-факто являемся частью европейского пространства и все наши влиятельные лица свои зарубежные счета держат в европейских банках» (Онлайн-конференция ..., http://new.vydrin.com). Парадоксально, но факт: сегодня самые опасные вызовы национальной идентичности исходят от украинской власти и элиты. Украинские политики в целях мобилизации электората и получения политических дивидендов намеренно актуализировали этнические и языковые проблемы. Так, спекуляции с принятием «второго государственного языка» и другими национальными вопросами активно использовались политическими силами, участвовавшими в избирательных кампаниях начиная с 1994 г Целенаправленное акцентирование на теме «двух Украин», особенно в период «оранжевой революции», усилили общественные противоречия в этнокультурной сфере, обусловили регионализацию электоральных симпатий и наложение политических и этнокультурных линий раскола страны, что со временем привело к проявлениям сепаратизма в некоторых регионах государства. Избранный президент так и не становился главой «двух Украин», а представлял только ее часть. Можно согласиться с высказыванием украинской исследовательницы Л. Нагорной: «Пространственные модели позволяют предметно соотносить позиции политических акторов с ориентациями граждан и выстраивать на этой основе шкалу интенсивности поддержки идеологий или политических курсов. Таким способом проблемы электорального выбора вписываются в соответствующий институциональный контекст и позволяют исследовать мотивации, механизмы влияния, деятельность политических технологий и прочее» (Нагорна, 2008, с. 272). Однако до Майдана 2013 г. на Украине все-таки удавалось в некоторой степени обеспечить межэтническое согласие и гражданское единство.
Политический кризис 2013 г. усилил прежде латентный раскол и показал связь регионализации с политическими предпочтениями: события на Майдане позитивно воспринимались жителями Западного региона и столицы, Восточная Украина и Крым реагировали диаметрально противоположно.
Особенно рельефно региональная специфика в украинском обществе проявилась на уровне религиозного сознания. Геополитический контекст, а именно географическая локация страны между Востоком и Западом, обусловливает не только наличие границы между католическо-протестантским Западом и Восточным православным миром, но и линии соприкосновения христианской цивилизации с мусульманской. Глобальная религиозная регионализация в некоторой степени объясняет сложившееся сегментирование в религиозном пространстве Украины (четыре макрорегиона и их связь с социокультурными регионами).
Украина — поликонфессиональная страна, в которой религия и церковь, особенно после обретения независимости, стали важным компонентом общественной и частной жизни. На 1 января 2013 г в Украине были представлены 55 вероисповедных направлений, в рамках которых действуют 36 995 религиозных организаций. В частности, зарегистрированы 87 центров, 295 управлений (епархий, диецезий и т. п.), 370 миссий, 81 братство, 202 духовных учебных заведений, 13 157 воскресных школ. В 500 монастырях монашеское послушание несут 6834 монаха. Религиозными организациями выпускаются 384 периодических издания. Религиозными делами занимаются 31 313 священнослужителей, из которых 760 — иностранцы (Зв^ про мережу ... , http://www.irs.in.ua).
В пестрой религиозно-конфессиональной структуре современной Украины можно выделить достаточно религиозно-политических узлов и линий противоречий. Доминирующей религией в Украине является христианство. Православные, католические и протестантские религиозные организации составляют около 94 % всей религиозной сети (1нформацмний зв^ ... , http://www.irs.in.ua) и активно борются за своих последователей. Усиливается привлечение в общественно-политическую жизнь страны протестантских, мусульманских, иудейских религиозных организаций, а также нетрадиционных религиозных движений.
Протестантизм в Украине составляет 28,7 % от всей религиозной сети государства и представлен: евангельскими христианами-баптистами, пятидесятниками, адвентистами седьмого дня, свидетелями Иеговы и др. Большинство общин действуют на Востоке и Юге Украины (в частности, Запорожская, Одесская области) и не связаны напрямую с этничностью. Рост протестантских общин свидетельствует об активизации данной конфессии, а мощная материальная база и упрощенная богослужебная церемония позволяют привлекать разные возрастные и профессиональные категории населения. Украинские протестанты по-разному настроены на политическое участие: от полной индифферентности, дистанцирования и жизни в «небесном отечестве» до политической активности (не ограничиваясь молитвами за победу демократии) Майдана 2013 г Это позволяет утверждать, что протестантизм укоренился на украинской почве и стал реальным фактором всех сфер национальной жизни.
Учитывая политизированность и геополитический контекст (управленческие центры практически всех самых многочисленных конфессий Украины находятся за ее пределами), необходимо отметить, что существует давнее противоречие между католиками (греко-католиками) и православными. Примечательно, что большее внимание вызывает не только разделение названных религиозных конфессий, но и интегрированность церковного фактора в контекст этническо-
го регионализма. Иными словами, речь идет о локальном синтезе в отдельных регионах территориально-этнического и религиозного факторов, что на порядок усиливает регионализацию общественно-политической жизни государства.
Католицизм в Украине представлен структурой Римско-католической церкви (РКЦ), которая поддерживается в основном в Западном регионе, однако немного представлена на Юге и на Востоке. РКЦ постепенно перестает быть конфессией этнического меньшинства, о чем свидетельствует изменение этнического состава верующих. В современных общинах РКЦ наблюдается этническое разнообразие: зачастую доминируют украинцы, а не поляки, присутствуют русские, представители других национальностей, а немцы-католики практически отсутствуют.
Самая многочисленная структура католической церкви на Украине — Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — 77,9 % от общего количества украинских католиков, осуществляющая свою деятельность в основном в Западном регионе. Трудность становления и институционального формирования УГКЦ обусловили связь с историческим и политическим контекстом развития государства. С 1989 г. происходит массовое возобновление ее инфраструктуры за счет: прозелитизма на «канонической территории православия»; захваченных православных храмов и разгрома трех епархий Украинской Православной церкви (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), что порождает противостояние между церквями. Некоторые особо значимые события (перенос кафедры главы УГКЦ из Львова в Киев (2005 г.); визит в Украину папы Иоанна Павла II (2001 г.) и др.) усиливают и без того сложные отношения между этими церквями, указывая на высокий уровень политизации.
К противостоянию греко-католиков и православных добавился конфликт в среде именно украинского православия, представленного наибольшим количеством религиозных организаций (около 52 %). Украинское православие разделено на три церкви: Украинскую Православную церковь, находящуюся в юрисдикции Московского патриархата (УПЦ МП), Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Так, одна часть украинского православия, представленная УПЦ МП, в большинстве своем разделяет идею мессианской роли восточного православия для современного мира, считая себя принадлежащей к этой традиции. Представители другой ее части, связанные с УПЦ КП и с УАПЦ, считают необходимым возобновить утраченную связь украинского православия с мировой православной и христианской общностью и выступают за ее автокефальный статус.
Специфика регионализации коррелирует с этничностью и проецируется в том числе на религиозную сферу. Так, УПЦ МП традиционно представлена в основном на Юге и Востоке страны, УАПЦ продолжает оставаться явлением Западного региона. УПЦ КП получает распространение на Западе и в Центре страны. Однако ситуация последних двух лет свидетельствует о трансформации украинского религиозного пространства, а события на Майдане 2013 г. и активное участие в них служителей культа (особенно греко-католиков и представителей УПЦ КП) способствовали новому витку политизации религии (предыдущий был связан с «оранжевой революцией» 2004 г. и отношением священников
и клира к основным кандидатам на пост Президента Украины, а также с актуализацией идеи создания Единой Украинской Поместной Православной церкви).
Немалую лепту в этот процесс вносят оценка событий лидерами православных церквей (и не только) и их заявления, касающиеся государственных лиц, различных событий и предстоятелей других церквей. Например, прослеживается явно националистическая позиция главы УПЦ КП Филарета, которая проявляется в некоторых факторах: в обещании президенту П. Порошенко помощи в «победе над агрессором», в заявлении о поддержке УПЦ КП «антитеррористической операции» на юго-востоке Украины (Глава украинской церкви ... , http:// politikus.ru); в утверждении об отсутствии патриотизма у вновь избранного предстоятеля УПЦ МП Онуфрия (Является ли патриах Онуфрий ... , http://www. trust.ua); в заявлении Филарета о том, что священнослужители Московского патриархата должны определиться, кому служить — украинскому или российскому народу (Филарет призвал ... , http://odnako.su).
Учитывая связь УПЦ МП с Русской православной церковью (РПЦ), в Украине особо следят за действиями и речами предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла. Так, В 2009 г. он заявил, что идея автокефалии Киевского патриархата не является объединительной, так как она «радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп ... Киев — это южная столица русского Православия ... наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни!» (Патриарх Кирилл ... , http://www.patriarchia.ru). Выступая на встрече предстоятелей Православных церквей в Шамбези (Швейцария), Кирилл заявил, что верующие УПЦ МП «едины в своем осуждении раскола» (Патриарх Кирилл заявил ... , http://korrespondent.net).
Как известно, заявления служителей культа «во многом воспринимаются именно как критерий истины» и обусловливают «выбор определенной политической стратегии и векторы массовых настроений, доминирующих оценок в массовом сознании» (Мчедлова, 2012, с. 406). Данные факторы и усиление внутриправославных противоречий все чаще стали приводить к тому, что часть приверженцев одного патриархата начинает рассматривать сторонников другого в качестве врагов. По утверждению исследователя А. Митрофановой, опасность политизации религии как раз и заключается в том, что она переводит «религиозные отношения в плоскость "друзья — враги", открывая тем самым путь для ксенофобии и религиозно мотивированного насилия» (Митрофанова, 2008, с. 119).
С 2014 г. УПЦ КП значительно расширила свое влияние на волне роста украинского национализма и апелляции к этничности. Активизировался переход приходов УПЦ МП в УПЦ КП, причем не всегда этот процесс проходит мирно (например, конфликт за церковь в селе Птича Дубенского района Ровенской области и др.). В общей сложности за два последних года в УПЦ КП перешло до 70 приходов УПЦ МП. Переходы в Киевский патриархат происходят по всей Украине, однако наиболее конфликтны и часты они в западных областях государства, в частности в локации Почаевской лавры (принадлежит УПЦ МП) (Из УПЦ (МП) . .. , http://risu.org.ua). Необходимо отметить и действия, связанные с другим символом канонического православия — Киево-Печерской лаврой:
угроза захвата в период второго Майдана; петиция в киевский городской совет о передаче святыни Киевскому патриархату из-за антиукраинской позиции части священников УПЦ МП (подана встречная петиция о недопущении подобного рода действий) (Про збiр пщпиав киян ... , https://petition.kievcity.gov.ua) — это фактически действия, препятствующие налаживанию межконфессионального и межэтнического мира в украинском обществе.
УПЦ МП старается дистанцироваться от политической жизни страны и выступать нейтрально, тем не менее она втянута в орбиту всех общественных процессов. Во-первых, проводится массированная информационная атака по дискредитации данной церкви как пророссийской. Язык богослужений в УПЦ МП коррелирует с особенностями социокультурных регионов. По утверждению главы Информационного отдела УПЦ МП, существует «огромное число приходов, где богослужения совершаются на украинском языке . .. Довольно много храмов, где богослужение совершается на румынском языке. На Закарпатье на протяжении веков служба совершается по-церковнославянски, но с особым, присущим этому региону диалектом» (Епископ УПЦ ... , http://uoj.org.ua). Во-вторых, в сложившейся социально-политической ситуации церковь испытывает определенный кризис доверия, несмотря на заявления митрополита Онуфрия о том, что церковь не является политической силой, «никогда не была сепаратистской», пытается объединить всех граждан Украины независимо от региона проживания и родного языка. «Мы никакой ни русский, ни украинский мир не строим», — сказал предстоятель УПЦ МП (Предстоятель УПЦ ... , http://uoj.org. ua). В-третьих, выявился ряд противоречий внутри УПЦ МП из-за пророссийской и проукраинской ориентации священников и клира, а также относительно создания единой поместной церкви. Смерть Митрополита Владимира (Сабода-на) в 2014 г. только обострила эти процессы.
В данном контексте вновь актуализировалась проблема создания в Украине Единой православной поместной церкви. Интересна позиция украинских президентов относительно данного вопроса. Так, первый президент Украины Л. Кравчук полагал, что независиму государству необходима независимая церквь, и предпринимал попытки по продвижению автокефалии УПЦ КП. Л. Кучма сначала поддерживал УПЦ МП, а позже лоббировал идею создания поместной церкви. В. Ющенко продолжил наработки второго президента в этой сфере. В. Яну-кович ориентировался на УПЦ МП, игнорировал Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. Ныне действующий президент П. Порошенко 15 января 2016 г. акцентировал внимание на актуальности создания единой поместной церкви, заявив, что «будет приветствовать любые шаги, которые верующие будут делать для того, чтобы Украина, особенно в этих тяжелых условиях, имела единую Церковь» (Порошенко предлагает ... , http://uoj.org.ua).
Идею создания поместной церкви в Украине (согласно данным фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологической службы Ukraininan Sociology Service, которые в период с 25 декабря 2014 г по 15 января 2015 г. провели социологический опрос на предмет изменения религиозных предпочтений украинцев (опрос не проводился в Луганской области)) поддерживают 28 % респондентов (в основном на Западе страны: Волынь,
Галиция, Южный Запад, г. Киев), 13,7 % — выступили против (Донбасс, Подолье, Южный Запад), 34,8 % — все равно (в основном Восток, Юг, Центр, г. Киев), 23,5 % — затруднились ответить (Восток, Юг, Центр, г. Киев). (Бшьшють населен-ня Укра'ни ... , http://www.dif.org.ua).
Результаты социологического исследования обнаружили тенденцию в православной среде, особенно усилившуюся в последнее время, — процесс трансформации религиозной самоидентификации населения, а именно рост украинской этнокультурной самоидентификации в УПЦ МП. Так, по данным Центра Разумкова (март 2013 г.), верующими УПЦ МП себя считали 27,7 %, а УПЦ КП — 25,9 % (До яко'' саме православно)' ... , http://www.razumkov.org.ua). Спустя два года данные фонда «Демократические инициативы» подтвердили указанный тезис. Теперь 44,2 % относят себя к прихожанам УПЦ КП, 2,4 % — УАПЦ, а 20,8 % — УПЦ МП. По результатам опроса, к УПЦ КП отнесли себя верующие большинства регионов, а именно: Подолье — 39,3 %; Волынь — 45,4 %; Причерноморье — 48,4 %; Центр — 53,2 %; Слобожанщина — 55,3 %; Полесье — 57,8 %; Нижнее Поднепровье — 58 %; Киев — 68,6 %. В двух регионах разница в поддержке верующими патриархатов хоть и присутствует, однако позволяет УПЦ МП играть важную роль в религиозной жизни (Волынь — 14,6 %; Подолье —
15.5 %,), но г. Киев, Нижнее Поднепровье, Полесье, Слобожанщина и Центр — регионы абсолютного доминирования УПЦ КП.
Из выделенных 11 исторических регионов только в одном (на Донбассе, который был представлен Донецкой областью) к прихожанам УПЦ МП отнесли себя 55 % респондентов (к УПЦ КП — 9,8 %). В регионе Южный Запад (Закарпатская и Черновицкая области) 31,7 % считают себя верующими УПЦ МП, 33,7 % — УГКЦ, однако достаточно сильны и позиции УПЦ КП — 22,4 %.
Согласно опросу, единственным регионом полного доминирования католицизма (греко-католицизма) в Украине является Галичина (Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская области) — 66,7 % УГКЦ, 28 % — УПЦ КП, 1 % — УАПЦ, к прихожанам Московского патриархата себя отнесли 0,5 % респондентов.
В контексте данного исследования был также задан вопрос об отношении к Киевскому патриархату. 36,9 % респондентов ответили, что это церковь украинского народа (ответ «да» превышает 30 % в следующих регионах: Волынь, Галичина, Южный Запад, Центр, Слобожанщина, Полесье, Нижнее Поднепровье, Причерноморье, Киев), 30,9 % — одна из многих церквей Украины, 6,9 % — не признанная мировым православием раскольническая церковь,
17.6 % — «мне все равно», 7,8 % затруднились ответить. Ответы на вопрос относительно отношения к Московскому патриархату разделились следующим образом: 10 % — единая каноническая православная церковь в Украине (ответ «да» превышает 10 % в следующих регионах: Волынь, Южный Запад, Подолье, Нижнее Поднепровье, Донбасс (17,3 %)), 40,3 % — это одна из многих церквей Украины; 19,2 % считают УПЦ МП церковью «государства-агрессора», которая осуществляет в Украине негативную деятельность (с таким утверждением согласны свыше 20 % респондентов в следующих регионах: Галиция, Центр, Полесье, Киев, Волынь), 10 % затруднились ответить, а 20,4 % ответили «все равно».
Таким образом, конфликт православных церквей коррелирует с противостоянием идентичностей внутри украинского общества и вписывается в большей степени в культурно-историческое пространство, подчеркивая при этом национально-культурную и политическую идентичность.
Помимо внутрихристианских конфликтов в Украине наблюдаются своеобразные отношения между православными и мусульманами. Количество мусульманской общности в Украине превышает 2 млн чел.; по этнической принадлежности они в основном представлены крымскими и волжскими татарами и компактно проживают в Крыму (до 2014 г) и на Юге (в основном Херсонская область). Отсутствие единства в мусульманской среде (действие нескольких духовных управлений и центров) ослабляет интеграцию мусульман в украинском обществе, способствует проникновению нетрадиционного ислама на территорию государства. Крымские татары на выборах в большинстве своем поддерживали представителей оппозиции (поддержали «оранжевую революцию» и В. Ющенко, частично поддержали европейский выбор Украины и выступления на Майдане в 2013 г).
Однако воссоедининие Крыма с Россией в 2014 г обусловило появление ряда проблемных полей в этнорелигиозной среде, что активно используется заинтересованными акторами. Часть мусульман из крымскотатарской среды поддержали европейский выбор Украины (неполностью Меджлис крымскотатарского народа), а часть — российский вектор («Милли Фирка» и др.) (Гарас, 2014, с. 202-207).
Небольшая эммиграционная волна крымских татар обусловила их новый ареал расселения: большая часть — в Киеве, часть — в Западной Украине (Львов, Ивано-Франковск, Тернополь), а часть перебралась в Херсон и область (небольшое количество крымских татар здесь проживало и ранее). Сегодня украинская власть активно использует «крымско-татарскую карту», вплоть до создания национально-территориальной автономии и формирования мусульманского батальона.
Херсон и область становятся административным и культурно-религиозным центром крымских татар: открыто официальное представительство Меджлиса; создан духовно-культурный центр; организованы бесплатные курсы изучения крымско-татарского и арабского языков. Активные процессы по популяризации исламской культуры и положительной презентации крымско-татарского этноса с целью сохранения религии и национальной идентичности проходят и на Западе страны: во Львове открыт первый в регионе исламский культурный центр им. Мухаммеда Асада (Леопольда Вайса) (Во Львове ... , http://risu.org.ua).
После вооссоединения Крыма с Россией Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) функционирует в росийском религиозном и правовом пространстве, однако 5 января 2016 г. уполномоченный при президенте Украины по делам крымско-татарского народа народный депутат Украины Мустафа Джемилев сообщил, что на материковой части Украины создадут еще одно ДУМК с главным офисом в Киеве (Муфтият Крыма ... , http://risu.org.ua). ДУМК Крымского полуострова осудило идею дублирования духовного управления и призвало не политизировать религиозные отношения.
Отметим также новую тенденцию: совместные мероприятия мусульман и греко-католиков, например в вопросах солидарности в европейском выборе, в форумах представителей «молодой генерации национальных элит» и др. Интересен факт привлечения крымско-татарской молодежи в качестве студентов в Украинский католический университет (УКУ надае ... , http://ucu.edu.ua).
В контексте религиозных процессов нельзя не упомянуть распространение в Украине нетрадиционных религиозных движений (НРД), которые распространены в основном в Центральном, Восточном и Южном регионах страны (мормоны, общество сознания Кришны и др.). Такая достаточно широкая локация свидетельствует о том, что представители зарубежных миссий в качестве объектов своего влияния рассматривают как урбанизированные, так и аграрные регионы, характеризующиеся влиянием традиционных церквей.
Особое звучание сегодня приобретает стремление НРД оказывать влияние на людей, обладающих властью. Например, старший пастор НРД «Посольство Божье» Сандей Аделаджа активно поддерживал отношения с экс-мэром Киева Леонидом Черновецким. В 2010 г. девять прихожан «Посольства Божьего» стали депутатами местных советов. По данному поводу Аделаджа заявил: «Девять депутатов — это крошка. Через четыре года нас должно быть намного больше, так что готовьтесь сейчас!» (Аделаджа призывает прихожан ... , http://www.segodnya.ua). В организации были созданы лидерские школы, а уже в 2013 г Аделаджа призвал прихожан «захватить» Киев (на выборах в Киевский Совет): «Тяните власть и будете во власти. Наши люди станут главой земли во всех уровнях, и скажите, что я не прав!» (Церковь Аделаджи призывает ... , http://kiyany.obozrevatel.com). Адепты «Посольства Божьего» стремились «участвовать» и в деятельности общественных советов при органах государственной власти. Например, в общественном совете при Совете министров Автономной Республики Крым в 2013 г. около 10 чел. были представителями данной организации, в том числе Татьяна Литвин, являющаяся председателем благотворительной организации «За будущее женщины» (Указом Президента В. Януковича награждена медалью «За труд и отвагу» (Президент Украины ... , http://www.godembassy.org)) и одновременно пастором «Посольства Божьего» (ее муж Антон Литвин — старший пастор крымского региона данной организации). НРД, обладая высокой степенью адаптивности и чувствуя запросы времени, зачастую мимикрируют в благотворительные, духовно-культурные центры, женские организации, фонды по социальной помощи населению.
Отдельно остановимся на анализе роли религиозно-конфессионального фактора в Майдане 2013 г. С 25 ноября 2013 г. главы крупных конфессий выступают с воззваниями о поддержке Евромайдана (Заявление Филарета ... , http://www. cerkva.info; На Майдане ... , http://www.grehu.net; Архиепископ Игорь . .. , http:// risu.org.ua); поддержали студентов Евромайдана и ректоры религиозных вузов Украины (Звернення до сптьноти ..., http://ucu.edu.ua). Осторожно-осмотрительную позицию заняла УПЦ МП, что связано с отсутствием консолидированной позиции в этом вопросе (часть архиереев отказалась подписать специальное евроинтеграционное обращение) (Юраш, http://obozrevatel.ru). Необходимо отметить символизм и роль в событиях того периода Свято-Михайловского монастыря (УПЦ КП).
В связи с доступностью социальных сетей в Фейсбуке была создана группа «Молитва за Украину», со временем на Майдане была поставлена палатка-часовня, а позже — межконфессиональная молитвенная палатка. Со сцены Евромай-дана выступали священослужители; проводились всеобщие молитвы; священники пытались наладить коммуникацию с представителями спецподразделений и т. д. Таким образом, на Майдане были служители культа различных конфессий, поддержавших европейский вектор развития украинского государства.
События, развернувшиеся после украинского кризиса, свидетельствуют о наличии социокультурного раскола в стране. Об этом говорят данные социологического опроса группы «Рейтинг». Так, среди лидеров религиозных конфессий украинцы больше всего доверяют Патриарху Филарету (40 %) и Папе Римскому Франциску (35 %). Лидеры недоверия — Патриарх Московский Кирилл (39 %) и Митрополит Онуфрий (25 %). Просматривается регионализация, согласно которой украиноязычные жители Западного и Центрального регионов больше поддерживают Патриарха Филарета (УПЦ КП), Папу Римского (РКЦ), Митрополита Макария (УАПЦ), а также Архиепископа Святослава (УГКЦ). В противовес им русскоязычные жители Юга и Востока доверяют Митрополиту Онуфрию (УПЦ МП) и Патриарху Кириллу (РПЦ) (Ставлення до лiдерiв ... , http://risu.org.ua).
Таким образом, современное противостояние в религиозной среде на Украине имеет глубокие исторические корни, связано с этническим фактором и регионализацией страны. События украинского кризиса обострили все противоречия, накопившиеся за период независимости, особенно в православной среде, и имеющие отношение к высокой степени политизации религии.
Политизация религии способна нанести ущерб нормальному функционированию общества, а также продуцировать его дезинтеграцию. Конечно, необходимо актуализировать гуманистическую парадигму социального служения церкви, использовать средства стабилизации, сохранения и трансляции культурных ценностей с опорой на религиозную толерантность и нацеленность на диалог. Однако в сложившихся условиях религиозно-конфессиональная окрашенность становится маркером политических идентификаций (проевропей-ских и проевразийских). По большому счету происходит переформатирование религиозно-конфессионального пространства с целью замены цивилизацион-ной матрицы.
Специфика современных социально-политических реалий в Украине актуализировала проблему взаимосвязи этничности и религии. Данные факторы сегодня не только детерминируют многие конструктивные и деструктивные процессы в государстве и обществе, но и сигнализируют о своем усилении в ближайшей перспективе. Однако для сохранения целостности гетерогенного, полиэтнического государства нужна политика, позволяющая согласовать интересы личности и государства, этнических групп, большинства и меньшинств.
На Украине за годы независимости не была выработана и принята Концепция государственной национальной политики (предлагавшиеся законопроекты Верховная Рада не поддерживала), а также отсутствовал консенсус элит относительно общего проекта национальной идентичности, консолидировавшего население всех регионов, представителей всех этнических, языковых, религиозных
и прочих групп. Государство фактически «отошло» от регулирования этнонацио-нального сферы.
Современный выбор украинской элитой этнической модели нации не соответствует особенностям социокультурной регионализации и продуцирует сепаратистские тенденции, особенно в приграничных регионах. В целях налаживания межэтнического мира в обществе и гармонизации этноконфессиональных отношений необходимо формирование адекватной модели национального развития с опорой на доминирование гуманистических ценностей и ориентиров гражданского общества и правового государства.
Литература
Аделаджа призывает прихожан брать власть. URL: http://www.segodnya.ua/criminal/ adeladzha-prizyvaet-prikhozhan-brat-vlact.html (дата обращения: 20.10.2015).
Архиепископ Игорь (Исиченко) назвал преступлением государства превратить силовиков в грубую силу, враждебную к народу. URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/national_ religious_question/54510 (дата обращения: 01.11.2015).
Бшьшють населення УкраУни вщносить себе переважно до Православно! церкви КиУвсько-го патрiархату — загальнонацюнальне опитування. URL: http://www.dif.org.ua/ua/polls/2015a/ bilshist-naselennja-ukraini-vidnosit-sebe-perevazhno-do-pravoslavnoi-cerkvi-kiivskogo-patriarhatu. htm (дата обращения: 20.08.2015).
Во Львове открыли первый в Западной Украине исламский религиозно-культурный центр. URL: http://risu.org.ua/ru/index/exclusive/reportage/60198 (дата обращения: 10.10.2015).
Выдрин Д. Украинский протест: бунт олигархов и игра слов (уроки украинского «майдана» для России). URL: http://www.vydrin.com/publications/articles/?id=767 (дата обращения: 10.09.2015).
Гарас Л. Н. Религиозный фактор в социально-политических процессах: крымское измерение // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 10, № 2. С. 199-214.
Глава украинской церкви Филарет угрожает патриарху Кириллу. URL: http://politikus.ru/ events/21966-glava-ukrainskoy-cerkvi-filaret-ugrozhaet-patriarhu-kirillu.html (дата обращения: 10.09.2015).
Донцов Д. Нацiоналiзм. Лондон: УкраУнська видавнича спшка; Торонто: Лта визволення УкраУни, 1966. 363 с.
До якоУ саме православно! Церкви Ви себе вщносите? URL: http://www.razumkov.org.ua/ ukr/poll.php?poll_id=883 (дата обращения: 09.11.2015).
Епископ УПЦ Климент: разговоры о запрете молиться на украинском языке — видумки. URL: http://uoj.org.ua/novosti/sobytiya/episkop-upts-kliment-razgovory-o-zaprete-molitsya-na-ukrainskom-yazyke-vydumki (дата обращения: 24.01.2016).
Заявление Филарета «По вопросу гражданских выступлений в поддержку европейской интеграции Украины». URL: http://www.cerkva.info/uk/publications/articles/4184-zajava-euro.html (дата обращения: 15.09.2015).
Звернення до спшьноти УКУ президента владики Бориса (Гудзяка) та ректора о. Богдана Праха. URL: http://ucu.edu.ua/news/10769 (дата обращения: 10.08.2015).
Зв^ про мережу церков i релИйних оргашзацш в Укра'Уш станом на 01.01.2013 р. URL: http:// www.irs.in.ua/files/statistic/2013.01.01_zvit_f1_irs.in.ua.pdf (дата обращения: 17.08.2015).
Из УПЦ (МП) в УПЦ КП: интерактивная карта переходов. URL: http://risu.org.ua/ru/index/ exclusive/review/61901 (дата обращения: 27.12.2015).
1нформацшний зв^ Мшютерства культури УкраУни «Про стан i тенденцп розвитку релИй-ноУ ситуацп та державно-конфесшних вщносин в Укра'Уш за 2012 рк». URL: http://www.irs.in.ua/ index.php?option=com_content&view=article&id=1212%3A1&catid=51 %3Astats&Itemid=79&lang =ru (дата обращения: 10.09.2015).
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ Высшая школа экономики, 2000. 606 с.
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: «Александра», 1992. 247 с.
Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. № 1. С. 109-119.
Муфтият Крыма создадут на материковой части Украины — Джемилев. URL: http://risu.org. ua/ru/index/all_news/state/church_state_relations/62122 (дата обращения: 05.01.2016).
Мчедлов М. П. Общие вопросы религиозной идентичности: к постановке проблемы, условия ее объективного анализа // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М. П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 13-33.
Мчедлова М. М. Религиозные смыслы в современной России: общество и политика // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 11. М.: Новый хронограф, 2012. С. 403-418.
На Майдане стоит настоящая Украина, — Архиепископ Любомир (Гузар). URL: http://www. grehu.net/news/cerkov/16768 (дата обращения: 09.12.2015).
Нагорна Л. Репональна щентичнюсть: украУнський контекст. КиУв: ОЕНД iменi I. Ф. Кураса НАН УкраУни, 2008. 405 с.
Онлайн-конференция Д. Выдрина на «Обозревателе» 22 октября 2007 г URL: http://new. vydrin.com/chat/38963 (дата обращения: 10.09.2015).
Панина Н. Факторы национальной идентичности, толерантности, ксенофобии и антисемитизма в современной Украине. URL: http://polit.ru/article/2006/03/29/panina (дата обращения: 05.11.2015).
Патриарх Кирилл заявил о захвате десятков храмов в Украине. URL: http://korrespondent. net/ukraine/3619237-patryarkh-kyryll-zaiavyl-o-zakhvate-desiatkov-khramov-v-ukrayne (дата обращения: 23.01.2016).
Патриарх Кирилл: «Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/707283.html (дата обращения: 25.11.2015).
Пономарева Е., Шишелина Л. Председательство Латвии в ЕС-2015: «Восточное партнерство» вместо или вместе с Россией: аналитический доклад / под ред. О. Гаман-Голутвиной. М.: Российская ассоциация политической науки, 2014. 92 с.
Порошенко предлагает создать единую поместную церковь любой ценой? URL: http:// uoj.org.ua/novosti/sobytiya/poroshenko-predlagaet-sozdat-edinuyu-pomestnuyu-tserkov-lyuboy-tsenoy (дата обращения: 15.01.2016).
Предстоятель УПЦ: мы строим не «русский мир», а мир Божий. URL: http://uoj.org.ua/ novosti/sobytiya/predstoyatel-upts-my-stroim-ne-russkiy-mir-a-mir-bozhiy-video (дата обращения: 22.01.2016).
Президент Украины наградил Татьяну Литвин медалью «За труд и отвагу». URL: http:// www.godembassy.org/main/gordost-posolstva-bozhego/item/2625-prezident-ukrainyi-nagradil-tatyanu-litvin-medalyu-za-trud-i-otvagu.htm (дата обращения: 05.01.2014).
Прибыткова И. М. Структурные изменения демографического потенциала Украины (по данным переписи населения 2001 г) // Проблеми розвитку соцюлопчноУ теорп. Трансформа-ця со^альних шститу^в та шституцюнально'У структури суспшьства: науковi доповщ i повщо-млення III ВсеукраУнськоУ соцюлопчноУ конференцп / за ред. М. О. Шульги, В. М. Ворони. КиУв: 1С НАНУ, 2003. С. 322-325.
Про збiр пщпиав киян, щодо недопущення переведення Киево-ПечерськоУ Лаври до Ки-Увського Патриархату. URL: https://petition.kievcity.gov.ua/petition/7pidH370 (дата обращения: 15.12.2015).
Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв УкраУни № 1323-р вщ 16 грудня 2015 г «Про внесення змш до розпорядження Кабшету Мiнiстрiв УкраУни вщ 9 кв^ня 2008 р. № 581». URL: http://www. kmu.gov.ua/control/ru/cardnpd?docid=248721497 (дата обращения: 29.12.2015).
Ставлення до лiдерiв релИйних конфесш (червень 2015). URL: http://risu.org.ua/php_ uploads/files/articles/ArticleFiles_60357_RG_Church_062015.pdf (дата обращения: 28.09.2015).
Тархов С. А. Итоги переписи населения Украины 2001 года // Четвертые сократические чтения по географии. Научные теории и географическая реальность: сб. докладов / под ред. В. А. Шупера. М.: Эслан, 2004. С. 144-164.
УКУ надае стипендт для кримськотатарського студента на навчання в 2015-2016 акаде-мiчному роцг URL: http://ucu.edu.ua/news/23624 (дата обращения: 05.12.2015).
Филарет призвал УПЦ МП определиться, какой народ она поддерживает. URL: http:// odnako.su/news/ukraine/-222026-filaret-prizval-upc-mp-opredelitsya-kakoy-narod-ona-podderjivaet (дата обращения: 12.12.2015).
Церковь Аделаджи призывает захватить власть в Киеве. URL: http://kiyany.obozrevatel. com/politics/48175-tserkov-adeladzhi-prizyivaet-zahvatit-vlast-v-kieve.htm (дата обращения: 27.10.2015).
Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality (дата обращения: 05.12.2015).
Широкорад А. Б. Украина: Противостояние регионов. М.: АСТ Москва, 2009. 448 с.
Юраш А. «Евромайдан — доминирующий тренд в украинском обществе, и руководству УПЦ МП приходится это учитывать». URL: http://www.obozrevatel.ru/temy-dnya/andrey-yurash-evromaydan-dominiruyushchiy-trend-v-ukrainskom-obshchestve-i-rukovodstvu-upts-mp-prihoditsya-eto-uchityvat.html (дата обращения: 07.12.2015).
Является ли патриах Онуфрий патриотом Украины? URL: http://www.trust.ua/news/99086-filaret-ne-schitaet-novoizbrannogo-glavu-upc-patriotom.html (дата обращения: 09.11.2015).
Гарас Людмила Николаевна — кандидат философских наук, доцент; [email protected]
Статья поступила в редакцию: 15 декабря 2014 г.;
рекомендована в печать: 3 сентября 2015 г.
Для цитирования: Гарас Л. Н. Корреляция религиозных и этнополитических процессов в современной Украине // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11, № 4. С. 106-126.
CORRELATION OF RELIGIOUS AND ETHNO-POLITICAL PROCESSES IN MODERN UKRAINE
Ludmila N. Garas
Sevastopol State University, University st., 33, Sevastopol, 299053, Russia; [email protected]
The article deals with the specifics of religious and ethno-political processes in Ukraine before and after the 2013 Maidan. The focus is on the dominant of regional origin and the prevalence of local identification in terms of an unformed national identity. The fundamental differences between the regions are highlited. They are expressed in the semantic field (language features), ethnic structure, confessional orientation and directivity of the vectors of foreign policy development. It is noted that the greatest contradictions were manifested in the border regions. This phenomenon was caused by historical features, different levels of socio-economic development of regions, and the context of ethno-national government policy. It is stated that the Ukrainian crisis not only actualized the process of forming an ethnic nation, but also showed a marked binarity of mental models. It is emphasized that the solution of ethno-religious and ethno-political problems in a poly-ethnic state requires adequate public policy, based on the regional specifics and taking into account the interests of the state and civil society.
Keywords: ethno-political process, religious process, regionalization, confessional orientation, the border region, national identity, poly-ethnic state.
References
Adeladzha prizyvaet prikhozhan brat' vlast' [Adelaja urges parishioners to take power]. Available at: http://www.segodnya.ua/criminal/adeladzha-prizyvaet-prikhozhan-brat-vlact.html (accessed: 20.10.2015). (In Russian)
Arkhiepiskop Igor' (Isichenko) nazval prestupleniem gosudarstva prevratit' silovikov v grubuiu silu, vrazhdebnuiu k narodu [Archbishop Igor (Isichenko) called the crime of the state to turn the security forces into brute force, hostile to the nation]. Available at: http://risu.org.ua/ru/index/all_ news/state/national_religious_question/54510 (accessed: 01.11.2015). (In Russian)
Bil'shist' naselennia Ukraini vidnosit' sebe perevazhno do Pravoslavnoi tserkvi Kiivs'kogo patriarkhatu — zagal'nonatsional'ne opituvannia [Most of the population of Ukraine considers themselves mainly to the Orthodox Church — a national survey]. Available at: http://www.dif.org. ua/ua/polls/2015a/bilshist-naselennja-ukraini-vidnosit-sebe-perevazhno-do-pravoslavnoi-cerkvi-kiivskogo-patriarhatu.htm (accessed: 20.08.2015). (In Ukrainian)
Vo L'vove otkryli pervyi vZapadnoi Ukraine islamskii religiozno-kul'turnyi tsentr [The first Islamic religious and cultural center was opened in western Ukraine in Lviv]. Available at: http://risu.org.ua/ ru/index/exclusive/reportage/60198 (accessed: 10.10.2015). (In Russian)
Vydrin D. Ukrainskii protest: bunt oligarkhov i igra slov (uroki ukrainskogo «maidana» dlia Rossii) [Ukrainian protest, revolt of the oligarchs and a play on words (lessons of Ukrainian «Maidan» for Russia)]. Available at: http://vydrin.com/publications/articles/?id=767 (accessed: 10.09.2015). (In Russian)
Garas L. N. Religioznyi faktor v sotsial'no-politicheskikh protsessakh: krymskoe izmerenie [The religious factor in the socio-political processes: Crimean measurement]. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEX], 2014, vol. 10, no. 2, pp. 199-214. (In Russian)
Glava ukrainskoi tserkvi Filaret ugrozhaet patriarkhu Kirillu [The head of the Ukrainian Orthodox Church Filaret threatened Patriarch Kirill]. Available at: http://lifenews.ru/news/135221 (accessed: 10.09.2015). (In Russian)
Dontsov D. Natsionalizm [Nationalism]. London, Ukrainian Publishing Association; Toronto, League of liberation of Ukraine, 1966, 363 p. (In Ukrainian)
Do iakoi same pravoslavnoi Tserkvi Vi sebe vidnosite? [Which the Orthodox Church do you belong to?]. Available at: http://www.razumkov.org.ua/ukr/poll.php?poll_id=883 (accessed: 09.11.2015). (In Ukrainian)
Episkop UPTs Kliment: razgovory o zaprete molit'sia na ukrainskom iazyke — vidumki [The UOC Bishop Climent: talks about banning to pray in Ukrainian language are fiction]. Available at: http:// uoj.org.ua/novosti/sobytiya/episkop-upts-kliment-razgovory-o-zaprete-molitsya-na-ukrainskom-yazyke-vydumki (accessed: 24.01.2016). (In Russian)
Zaiavlenie Filareta «Po voprosu grazhdanskikh vystuplenii v podderzhku evropeiskoi integrat-sii Ukrainy» [Filaret's statement "On the issue of civil demonstrations of support for the European integration of Ukraine"]. Available at: http://www.cerkva.info/uk/publications/articles/4184-zajava-euro.html (accessed: 15.09.2015). (In Russian)
Zvernennia do spil'noti UKU prezidenta vladiki Borisa (Tudziaka) ta rektora o. Bogdana Prakha [Speech to the community of UCU of the president Boris (Gudziak) and Rector Bogdan Prah]. Available at: http://ucu.edu.ua/news/10769 (accessed: 10.08.2015). (In Ukrainian)
Zvit pro merezhu tserkov i religiinikh organizatsii v Ukraini stanom na 01.01.2013 r. [The report about the churches and religious organizations in Ukraine on 01.01.2013]. Available at: http://www. irs.in.ua/files/statistic/2013.01.01_zvit_f1_irs.in.ua.pdf (accessed: 17.08.2015). (In Ukrainian)
Iz UPTs (MP) v UPTs KP: interaktivnaia karta perekhodov [From the UOC-MP to the UOC-KP. Interactive map of transitions]. Available at: http://risu.org.ua/ru/index/exclusive/review/ 61901 (accessed: 27.12.2015). (In Russian)
Informatsiinii zvit Ministerstva kul'turi Ukraini «Pro stan i tendentsii rozvitku religiinoi situatsii ta derzhavno-konfesiinikh vidnosin v Ukraini za 2012 rik» [Information Report of the Ministry of Culture of Ukraine "On the status and trends of the religious situation and state-confessional relations in Ukraine for 2012"]. Available at: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_conten
t&view=article&id=1212%3A1 &catid=51 %>3Astats&Itemid=79&lang=ru (accessed: 10.09.2015). (In Ukrainian)
Castells M. Informational age: Economy, Society and Culture (Russ. ed.: Kastel's M. Informat-sionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. Transl. from English under the scientific. edit. O. I. Shkaratan. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2000, 606 p.).
Lotman lu. M. Stat'i po semiotike i topologii kul'tury [Articles about semiotics and topology of culture]. Lotman lu. M. Izbrannye stat'i: v t. T. 1 [Lotman Y. M. Selected articles in three volumes. Vol. 1]. Tallinn, Alexandra Publ., 1992. 247 p. (In Russian)
Mitrofanova A. V. Religioznyi faktor v mirovoi politike i problema «tsivilizatsii» [The religious factor in world politics and the problem of «civilizations»]. Vek globalizatsii [The Age of Globalization], 2008, no. 1, pp. 109-119. (In Russian)
Muftiiat Kryma sozdadut na materikovoi chasti Ukrainy — Dzhemilev [Mufti of the Crimea will be created on a mainland Ukraine — Gemilev]. Available at: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/ church_state_relations/62122 (accessed: 05.01.2016). (In Russian)
Mchedlov M. P. Obshchie voprosy religioznoi identichnosti: k postanovke problemy, usloviia ee ob»ektivnogo analiza [General questions of religious identity: to the problem, conditions for its objective analysis]. Religiia vsamosoznaniinaroda (religioznyi faktor videntifikatsionnykh protses-sakh) [Religion in the consciousness of the people (The religious factor in the identification process)]. Executive editor M. P. Mchedlov. Moscow, Institute of Sociology of RAS, 2008, pp. 13-33. (In Russian)
Mchedlova M. M. Religioznye smysly v sovremennoi Rossii: obshchestvo i politika [The religious sense in today's Russia: society and politics]. Rossiia reformiruiushchaiasia. Ezhegodnik Vyp. 11 [Reformed Russia. Yearbook. Vol. 11]. Ed. M. K. Gorshkov. Moscow, The new chronograph Publ., 2012, pp. 403-418. (In Russian).
Na Maidane stoit nastoiashchaia Ukraina, — Arkhiepiskop Liubomir (Guzar) [On the Maidan is real Ukraine — Archbishop Lubomyr(Husar)]. Available at: http://www.grehu.net/news/cerkov/16768 (accessed: 09.12.2015).
Nagorna L. Regional'na identichniost': ukrains'kiikontekst [Regionalidentity: Ukrainian context]. Kiev, IPaES of name I. F. Kuras of the National Academy of Sciences of Ukraine Publ., 2008. 405 р. (In Ukrainian)
Onlain-konferentsiia D. Vydrina na «Obozrevatele» 22 oktiabria 2007 g. [Online conference of D. Vydrin on the «Observer» October 22, 2007]. Available at: http://new.vydrin.com/ chat/38963 (accessed: 10.09.2015). (In Russian)
Panina N. Faktory natsional'noi identichnosti, tolerantnosti, ksenofobii i antisemitizma v sovremennoi Ukraine [Factors of national identity, tolerance, anti-semitism and xenophobia in modern Ukraine]. Available at: http://polit.ru/article/2006/03/29/panina (accessed: 05.11.2015). (In Russian) Patriarkh Kirill zaiavil o zakhvate desiatkov khramov v Ukraine [Patriarch Kirill told about the capture of dozens of churches in Ukraine]. Available at: http://korrespondent.net/ ukraine/3619237-patryarkh-kyryll-zaiavyl-o-zakhvate-desiatkov-khramov-v-ukrayne (accessed: 23.01.2016). (In Russian)
Patriarkh Kirill: «Ukrainskaia Pravoslavnaia Tserkov' obladaet dukhovnoi siloi i sposobnost'iu ob"ediniat' ves' narod, i to, chto ia vizhu zdes', obshchaias's liud'mi, menia v etom ubezhdaet» [Patriarch Kirill: "The Ukrainian Orthodox Church has spiritual power and the ability to unite all the people, and what I see here, talking to people, it convinced me"]. Available at: http://www.patriarchia. ru/db/text/707283.html (accessed: 25.11.2015).
Ponomareva E., Shishelina L. Predsedatel'stvo Latvii v ES-2015: «Vostochnoe partnerstvo» vmesto ili vmeste s Rossiei: analiticheskii doklad [Latvia's EU Presidency — 2015: "Eastern partnership" instead of or together with Russia. Analytical Report]. Ed. by O. Gaman-Golutvina. Moscow, Russian Political Science Association Publ., 2014, 92 p. (In Russian)
Poroshenko predlagaet sozdat' edinuiu pomestnuiu tserkov' liuboi tsenoi? [Does Poroshenko propose to create a unified local church at any cost?]. Available at: http://uoj.org.ua/novosti/ sobytiya/poroshenko-predlagaet-sozdat-edinuyu-pomestnuyu-tserkov-lyuboy-tsenoy (accessed: 15.01.2016). (In Russian)
Predstoiatel' UPTs: my stroim ne «russkii mir», a mir Bozhii [The Chief of the Ukrainian Orthodox Church: we are not building "Russian world" but the peace of God]. Available at: http://uoj.org. ua/novosti/sobytiya/predstoyatel-upts-my-stroim-ne-russkiy-mir-a-mir-bozhiy-video (accessed: 22.01.2016). (In Russian)
Prezident Ukrainy nagradil Tat'ianu Litvin medal'iu «Za trud i otvagu» [The President of Ukraine awarded Tatyana Litvin the medal "For work and heroism"]. Available at: http://www.godembassy. org/main/gordost-posolstva-bozhego/item/2625-prezident-ukrainyi-nagradil-tatyanu-litvin-medalyu-za-trud-i-otvagu.htm (accessed: 05.01.2014). (In Russian)
Pribytkova I. M. Strukturnye izmeneniia demograficheskogo potentsiala Ukrainy (po dannym perepisi naseleniia 2001 g.) [Structural changes of demographic potential of Ukraine (according to the census of 2001 year)]. Problemi rozvitku sotsiologichnoi teorii. Transformatsiia sotsial'nikh institutiv ta institutsional'noistrukturi suspil'stva: naukovi dopovidi i povidomlennia III Vseukrains'koi sotsiologichnoi konferentsii [Problems of development of sociological theory. Transformation of social institutions and institutional structure of society: Research reports and messages of III Ukrainian Sociological Conference]. Eds M. O Shulga, V. M. Ravens. Kiew, Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Ukraine Publ., 2003, pp. 322-325. (In Russian)
Pro zbir pidpisiv kiian, shchodo nedopushchennia perevedennia Kievo-Pechers'koi Lavri do Kiivs'kogo Patriarkhatu [About the petition of Kiev to prevent transferring of Kiev-Pecherskaya Lavra to the Kiev Patriarchate]. Available at: https://petition.kievcity.gov.ua/petition/7pidH370 (accessed: 15.12.2015). (In Ukrainian)
Rozporiadzhennia Kabinetu Ministriv Ukraini № 1323-r vid 16 grudnia 2015 g. «Pro vnesennia zmin do rozporiadzhennia Kabinetu Ministriv Ukraini vid 9 kvitnia 2008 r. № 581» [The resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine N 1323-r of 16 December, 2015. "On changes to the Cabinet of Ministers of Ukraine of 9 April, 2008 № 581"]. Available at: http://www.kmu.gov.ua/control/ru/ cardnpd?docid=248721497 (accessed: 29.12.2015). (In Ukrainian)
Stavlennia do lideriv religiinikh konfesii (cherven' 2015) [Attitude to the leaders of religious confessions (June 2015)]. Available at: http://risu.org.ua/php_uploads/files/articles/ ArticleFiles_60357_RG_Church_062015.pdf (accessed: 28.09.2015). (In Ukrainian)
Tarkhov S. A. Itogi perepisi naseleniia Ukrainy 2001 goda [The results of the census of the population of Ukraine in 2001]. Chetvertye sokraticheskie chteniia po geografii. Nauchnye teorii i geograficheskaia real'nost': sbornik dokladov [The fourth Socratic reading in geography. Scientific theories and geographic reality: the collection of reporters]. Ed. by V. A. Shuper. Moscow, Aslan Publ., 2004, pp. 144-164. (In Russian)
UKU nadae stipendiiu dlia krims'kotatars'kogo studenta na navchannia v 2015-2016 akademichnomu rotsi [UCU provides scholarships for students to study Tatar in the 20152016 academic year]. Available at: http://ucu.edu.ua/news/23624 (accessed: 05.12.2015). (In Ukrainian)
Filaret prizval UPTs MP opredelit'sia, kakoi narod ona podderzhivaet [Filaret called UOC MP to determine what the people it supports]. Available at: http://odnako.su/news/ukraine/-222026-filaret-prizval-upc-mp-opredelitsya-kakoy-narod-ona-podderjivaet (accessed: 12.12.2015). (In Russian)
Tserkov' Adeladzhi prizyvaet zakhvatit' vlast' v Kieve [The church Adelaja urges seize power in Kiev]. Available at: http://kiyany.obozrevatel.com/politics/48175-tserkov-adeladzhi-prizyivaet-zahvatit-vlast-v-kieve.htm (accessed: 27.10.2015). (In Russian)
Chislennost' i sostav naseleniia Ukrainy po itogam Vseukrainskoi perepisi naseleniia 2001 goda [The size and composition of the population of Ukraine on the results of Census in 2001]. Available at: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality (accessed: 05.12.2015). (In Russian) Shirokorad A. B. Ukraina: Protivostoianie regionov [Ukraine: Opposition of the regions]. Moscow, AST Publ., 2009. 448 p. (In Russian)
Iurash A. «Evromaidan — dominiruiushchii trend v ukrainskom obshchestve, i rukovodstvu UPTs MP prikhoditsia eto uchityvat'» [Euromaidan — the dominant trend in the Ukrainian society and the leadership of the UOC-MP has to take this into account]. Available at: http://obozrevatel. ru/temy-dnya/andrey-yurash-evromaydan-dominiruyushchiy-trend-v-ukrainskom-obshchestve-i-rukovodstvu-upts-mp-prihoditsya-eto-uchityvat.html (accessed: 07.12.2015). (In Russian)
lavliaetsia li patriakh Onufrii patriotom Ukrainy? [fe Patriarch Onufriy patriot of Ukraine?]. Available at: http://www.trust.ua/news/99086-filaret-ne-schitaet-novoizbrannogo-glavu-upc-patriotom. html (accessed: 09.11.2015). (In Russian)
For citation: Garas L. N. Correlation of religious and ethno-political processes in modern Ukraine. Political expertise: POLITEX, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 106-126.