Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ХРИСТИАНСТВО / МЕНТАЛИТЕТ / БОГАТСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муштук Орест Захарович

Статья раскрывает роль религии в формировании национального менталитета как одного из ключевых факторов в развитии этнического предпринимательства и практикуемых им методик. Особое внимание уделяется православию в рамках обсуждающейся в предпринимательских и религиозных кругах проблематики совместимости православия и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS FACTOR AS A DETERMINANT OF ETHNIC BUSINESS

The article reveals the role of religion in the formation of national mentality as one of the key factors in the development of ethnic entrepreneurship and the methods it practices. Particular attention is paid to Orthodoxy in the framework of the issue of compatibility of Orthodoxy and business discussed in business and religious circles.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_3_93 УДК 325-2

Религиозный фактор как детерминанта этнического

бизнеса

Орест МУШТУК

Среди всего многообразия факторов, определяющих особенности этнического предпринимательства как самостоятельного (отличного от других) вида предпринимательской деятельности, ключевая роль принадлежит очень ёмкому понятию социально-гуманитарного знания -менталитету (лат. тепЬаЬз - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад). В этом понятии речь идёт об исторически сложившихся устойчивых и органических, как природная среда, глубинных пластах национального самосознания и психики, образах мысли и действия людей, которые в каждом народе играют своеобразную роль «консерванта» его национальной самобытности и аутентичности. Обра-

зуют прочный фундамент присущего ему своеобразия индивидуального и массового мировосприятия, мироощущения, мировоззрения. И, что не менее значимо, детерминируют и этнически персонифицируют поступки людей, их поведение как на уровне личности, так и массы. Менталитет - это корни общественного духа и бытия, пересадить которые на иную почву или кардинальным образом изменить нельзя даже при самом долговечном политическом режиме. Чаще всего правительственная политика модернизации в этой области приводит в итоге к воспроизводству того, от чего пытаются уйти.

Жизнеустройство любого народа, пишет видный российский полито-

МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор, Почётный работник высшей школы. E-mail: Mushtuk@mail.ru

Ключевые слова: бизнес, христианство, менталитет, богатство, благотворительность, социальное служение, духовность.

лог и философ С. Кара-Мурза, «базируется на больших технико-социальных системах... Сложившись в зависимости от природной среды, культуры, доступности ресурсов и конкретных исторических условий, такие системы становятся матрицами,, на которых воспроизводится общество. Переплетаясь друг с другом, эти матрицы "держат" страну и культуру и задают то пространство, в котором существует страна и народ. Складываясь исторически... эти матрицы обладают большой инерцией, так что замена их на другие, даже действительно более совершенные, всегда требует больших затрат, а может повести и к катастрофическим потерям» [ 1].

Существо этих матриц зависит от огромного множества разнонаправленных факторов: и факторы, связанные со своеобразием природной (географической) среды и богатством (скудностью) природных недр и ресурсов, и факторы, обусловливаемые своеобразием культуры в самом широком толковании этого термина (материальной и духовной). Непреходящее значение имеют также конкретные исторические условия, в которых шло развитие того или иного народа. Не менее (если не более) значимо и влияние религиозного фактора - того или иного вероисповедания, которое на протяжении веков формировало се-мейно-брачные устои и традиции, отношение к труду и предпринимательству, восприятие бедности и богатства, творческий (креативный)

потенциал нации, уровень свободолюбия людей и их законопослушности и многое другое. В суммарном виде вера во все времена и у всех народов кардинальным образом пропитывала (и пропитывает вплоть до сегодняшнего дня) национальный менталитет, а вместе с ним и национальный характер, равно как и национальную культуру во всём многообразии форм и способов проявления. Выделяя роль религии, политолог А. В. Матюхин отмечает, что она «всегда служила источником традиционных норм и ценностей, сплачивающих членов того или иного общества на едином духовном и, как следствие, политическом пространстве» [ 2].

«То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укоренённости культуры в почве веры,- писал протоиерей Русской православной церкви, богослов Александр Мень.- Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура в конечном счёте зарождается в недрах того, что можно называть религией в широком смысле слова» [ 3]. И именно отсюда так или иначе происходят различия в возможностях и темпах развития отдельных стран и народов, равно

1 Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Алгоритм, 2007. С. 5-6.

2 Матюхин А. В. Православные основы политической философии русского консерватизма // Обозреватель-Observer. 2005. С. 88.

3 http://www.lerc.m/?part=artides&art=25&page=8

как и различия в качестве и объёмах накопленного ими человеческого и материального капитала.

Ещё выдающиеся исследователи М. Вебер и В. Зомбарт, изучая проблемы смены отживавшего свой век феодального способа производства новыми капиталистическими отношениями в средневековой Европе и Европе Нового времени, пришли к заключению, что в экономическом поведении народов весьма значительную роль играет их конфессиональная (религиозная) принадлежность: согласно Веберу, «современный капитализм возник в результате Реформации и появления "нового христианства" в лице протестантизма». Зомбарт же считал, что «крёстным отцом» капитализма стало еврейство с его религией иудаизма. И «современный капитализм, по его мнению, есть в сущности не что иное, как эманация еврейского духа» [ 4].

Что касается бизнеса среди представителей еврейского этноса, то в нём действительно чуть ли не на генном уровне наблюдается почти что скрупулёзное следование вполне определённому порядку ведения дел, который предписывается религиозными нормами иудаизма. Источниками всего комплекса указаний о правильном ведении бизнеса в этой религии служит Тора - в самом широком смысле так называют всю совокупность иудейского традиционного закона и подразделяют на Письменную Тору (Моисеево Пятикнижие, Хама) и Устную Тору (в настоящее время записанную в Миш-

не и Талмуде). При этом еврейская традиционная этика не знает противопоставления мирского и духовного. Работа вообще и бизнес в том числе являются важной составляющей жизни любого еврея [ 5].

По-своему самобытным является бизнес сквозь призму ислама - его системообразующие принципы ведения построены на шариате - комплексе верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Согласно требованиям ислама, «все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена, что предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию, равно как и на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц» [ 6].

Когда рассматривают бизнес сквозь призму христианства, обычно имеют в виду, что из трёх его главных направлений: католицизм, православие и протестантизм

4 https://econ.wikireading.ru/23317

5 Абрамович М. Л. Бизнес по-еврейски, 67 Золотых Правил. М.: Феникс, 2018. С. 3-90.

6 Бизнес по-исламски // URL: http://islam.ru/content/economica/30956

только протестантизм с органически присущим ему комплексом религиозно-этических норм и установлений, ориентированных на формирование трудолюбия, бережливости, расчётливости, самодисциплины, лежит в основе современного капитализма. При этом нередко утверждается, что аксиомой протестантской этики является постулат: «Богатство - это отметина Бога» и «Чем ты богаче, тем ты к Нему (Богу) ближе» [ 7].

На самом деле абсолютизация богатства, идеология ничем не регулируемого рынка, кроме алгоритма обогащения здесь и сейчас, отрицаются как классическим, так и современным протестантизмом. По этому поводу М. Вебер особо подчёркивал, что предпринимателю протестантской традиции «чужда показная роскошь и расточительство... упоение властью. Предпринимателю такого типа богатство ничего не даёт, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания» [8].

Вот почему установки типа «человек человеку волк», «каждый сам за себя», «пусть проигравший плачет» прямо противоположны Евангелию, а значит, и любому серьёзному богословию, в том числе протестантскому. «Так называемая "теология процветания", в рамках которой Божественное благословение отождествляется с богатством, является ложной в своей основе, ибо

сводит Бога к автомату, обслуживающему человеческую плоть» [ 9]. Для христианской морали и этики (православной, католической, протестантской и др.) важно не богатство само по себе, а ответ на вопрос, откуда «есть и пошло» это богатство и на что (на какие цели) оно расходуется.

По этому поводу в Библии недвусмысленно сказано, что деньги и богатство должны служить людям, идти на помощь бедным и построение Царства Божия. А не для того, чтобы купаться в роскоши, строить царские дворцы и палаты каменные, прожигать миллионы и миллиарды, бросая их на ветер в казино и ресторанах. Или же сколачивать огромные состояния и, подобно Кощею Бессмертному, над «златом чахнуть». В христианстве, по словам патриарха Алексия II, «сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом» [10].

Неслучайно в ряде библейских текстов говорится, что, кому много дано, с того многое и спросят. И успех любого предпринимателя -это своего рода испытание, ниспосланное ему свыше. В конечном счёте он вынужден будет отчитаться перед Богом: ответить, насколько хорошо и социально ориентированно распорядился своим богатством, своими талантами и своими способностями. С этой точки зрения запо-

7 Муштук О. З. Набобы России - «отметина Бога»? // URL: http://militaryarticle.ru/ obozrevatel/2005-obozrevatel/13551-naboby-rossii-otmetina-boga

8 https://textarchive.ru/c-1211949-p4.html

9 Чьюнинг Р., Эби Дж, Ширли Р. Бизнес сквозь призму веры. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С. 75.

10 Звёздный бульвар. 2004. № 24.

ведь «Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:19-20) никоим образом не означает табуирования занятия бизнесом (хотя именно таким образом воспринимается эта заповедь многими, учитывая, что без «собирания сокровищ на земле», т. е. без накопления и приумножения капиталов, бизнес невозможен). На самом деле Иисус Христос осуждал не факт наличия богатства у того или иного человека, а обольщение богатством. Речь идёт о пата-логической зависимости от богатства, его вожделении как высшей ценности и смысла жизни, готовности идти ради него на любые преступление даже под страхом виселицы - вот это то, что в корне противоречит учению Христа и что не может быть никоим образом принято верующими.

Нигде и никогда богатство не должно обладать человеком, не должно безраздельно властвовать и возвышаться над ним. Пристрастие к «золотому тельцу» рано или поздно перерастает в болезнь души, которая превращает человека в бесчувственное, жестокое, самонадеянное существо, ослепляет его настолько, что делает неспособным к духовной жизни, и обращает в итоге в ипостась: Ното sapiens пустотелый. Святитель Василий Великий говорил по этому поводу: «Знаю многих, которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого гроша теснимым нуж-

дой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие» [ 11].

Из этой канонической установки следует, что, хотя любой вид предпринимательской деятельности направлен на получение прибыли (по возможности максимальной), она тем не менее не противоречит Божьей воле. Вся проблема здесь сводится к вопросу, с помощью каких средств и технологий мы эту прибыль получили, а ещё больше -как ею пользуемся. Если мы, занимаясь бизнесом, соблюдаем религиозные нравственно-этические нормы и правила, создаём материальные и духовные ценности, которые обогащают как потребителя, так и производителя, то тогда Бог благословляет обоих. На горе Синае Господом было сказано, что «если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев. 25:14) [ 12]. Эта заповедь означает, что у людей всегда имеется возможность строить свои рыночные (коммерческие) отношения на праведных принципах социальной ответственности и справедливости, равно как и обоюдности ко взаимной выгоде сторон. Но это не только возможность, одновременно это и обязанность поступать именно таким образом, ибо так определил Бог.

«Мир, в котором мы живём, это мир Бога. Он создал этот мир, и Он создал нас. Мы входим в этот мир как его часть, и поэтому бизнес как деятельность по созданию и исполь-

11 Толкование на Евангелие от Матвея. Глава19. Троицкие листки игумена Пантелеймона // URL: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava- 19/tolkovatel-troickie-listki-igumena-panteleimona/

12 https://bibleonline.ru/bible/rst66/lev-25/

зованию богатства выступает естественным занятием для человечества. Сама жизнь требует от нас, чтобы мы постоянно были вовлечены в процесс создания богатства. Необходимые для жизни блага не приходят к нам как манна небесная; землю нужно обрабатывать, в море нужно ловить рыбу, полезные ископаемые нужно добывать, город нужно обеспечивать необходимыми услугами. Бог создал нас со способностью и желанием всё это делать. Сама жизнь требует, чтобы мы использовали данное Богом для обеспечения своих потребностей» [ 13].

Это утверждение американского профессора Б. Гриффитса в изданной в 1984 г. книге «Создание богатства» в полной мере отражает библейский взгляд на предпринимателя как одного из ключевых субъектов рыночной экономики. Суть этого взгляда можно свести к постулату: удовлетворяя потребности людей в товарах и услугах, необходимых для полноценной жизни, предприниматель тем самым создаёт блага не только для себя, но и для других, для всего общества в целом. Если исходить из презумпции, что люди сотворены по образу и подобию Божиему, то тогда они, со всей очевидностью, наследуют Его творческую природу.

В своём большинстве они видят смысл жизни не в том, чтобы только потреблять, а в том, чтобы творить, созидать, заниматься, говоря современным языком, инновациями в самых различных сферах, улучшать (модернизировать) старое и

создавать что-то новое - будь то продукт, услуга или некоторый процесс, имея в качестве конечной цели более эффективно и менее затратно удовлетворять витальные потребности людей.

Сказанное особенно характерно для трудовой ментальности русских. В беседе с тележурналистом В. Познером один англичанин заметил по этому поводу: «Если вам надо произвести на свет что-то уникальное, чего нигде нет, закажите русскому. Но если вам надо произвести огромное количество качественных, но одинаковых вещей - только не к русскому. Ему будет скучно...» [ 14].

Действительно, русский человек, говоря словами советского писателя и публициста В. Распутина «чрезвычайно чувствителен к характеру работы. Ему необходимо воодушевление, азарт, соревновательность, он любит напряжение, трудность и, конечно, смысл. В размеренной, текущей работе он становится вялым, она ему не интересна, не отвечает его порывистой натуре. "Раззудись плечо, размахнись рука" - вот это по нему...» [ 15].

Что касается отношения православия к экономике и бизнесу, по словам епископа Егорьевского Марка, эта ветвь христианства представляет собой «некий серединный опыт, некий царский путь, который заключает в себе путь соборного творчества. Это творчество подразумевает здоровую частную инициативу, и вместе с тем ориентировано на народ. Это базисные принципы

13 Цит. по: Кандалинцев В. Христианский взгляд на предпринимательство // URL: http:// skyfamily.ru/idea/7/102_1.htm

14 https://pozneronline.ru/2020/11/30279/

15 АиФ. 1998. № 42.

православного отношения к труду и экономике». Отсюда и основной постулат социальной доктрины Русской православной церкви, а именно: «жизнь человека - это его реализация в собственном творчестве. Однако это творчество должно быть ограничено нравственным законом» [ 16].

Это значит, что православный предприниматель, как любой верующий человек, в первую очередь православный, а уж потом предприниматель. Но при этом важно иметь в виду, что обе эти «ипостаси» не противостоят и не противоречат друг другу, вне зависимости от статуса: будь то простой торговец или банкир, биржевик - все чувствуют себя достаточно комфортно как в бизнесе, так и в православии. В их представлении (не лишённого логики и здравого смысла) бизнес - это просто работа, точно такая же, как все другие полезные и нужные людям, например, работа дворником или водителем автобуса. Церковь ведь не осуждает этих работников как профессиональную страту? Так почему тогда к бизнесменам должно быть какое-то особое отношение? Очевидно, что не должно, но с одной весьма существенной оговоркой: только тогда, когда свобода частнопредпринимательской деятельности принимает форму социально ответственного бизнеса, чья деятельность строится на неизменном следовании христианской заповеди: «Тогда ты более всего и будешь заботиться

о собственной пользе, когда будешь искать её в том, что полезно для ближнего» [ 17]. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12) [ 18].

Очень просто и доходчиво раскрывает суть этой проблематики применительно к российской традиции монахиня София (Ищенко), президент Международного православного кинофестиваля «Встреча»: «Для русского человека предприимчивость является одной из национальных черт, но она имеет свою особенность: если на Западе мотивом предприимчивости является накопление богатства, материального достатка, то у русских - это стремление самовыразиться. ...Стремление развить свой талант, да если ещё на благо ближнего своего, всего общества, конечно, является духовной основой предпринимательства. И для этого не нужно какое-то особенное ведение духовной жизни. Быть честным в своём деле, благодарить Бога за успехи и неуспехи, не удерживать мзды наёмнику, помнить Заповеди Божии - вот и всё. Ведь это просто христианская жизнь. И какая разница, учишь ли ты детей в школе, пишешь ли книгу, создаёшь фабрику или добываешь нефть - это лишь формы труда. Если дела твои во Славу Божию и для благополучия ближнего и самого себя - то деятельность твоя духовна» [ 19].

16 http://rodon.org/relig-070710150559

17 Муштук О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 48.

18 http://rusbible.rU/sinodal/mf.2.html#r-mf-2

19 http://pafnuty-abbey.ru/publishing/6341/

Как это на первый взгляд идеализированно ни звучит, но бизнес по-христиански есть прежде всего социальное служение обществу, сродни социальному служению врача, учителя, военного или священника. Суть этого служения может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: кормить, одевать и занимать делом народ. Но народ не в качестве объекта социальной благотворительности. И тем более не в качестве социального иждивенца, а только и исключительно в роли совокупного наёмного работника - активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своём лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ. Бизнес предоставляет реализованный в его деле капитал, народ - капитал в виде труда. Из этого союза труда и капитала рождается известное богатство с выгодой для обеих сторон и общества в целом.

Именно на социальном служении ближним строится этический кодекс православного предпринимателя, в своей жизнедеятельности он следует максиме: быть православным не то, что удобно, а правильно. И если предприниматель игнорирует эту максиму, то в данном случае неправедны как его цели, так и результаты. Необходимо особо подчеркнуть, что вне зависимости от времени и места дело православного предпринимателя, его привычный образ жизни сродни образу жизни человека, который держит пост, постоянно находясь на пиру. Придер-

живаясь этической традиции российского предпринимательства, в том числе принципов, что «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» и что la richesse oblige («богатство обязывает») православный предприниматель тем не менее отчётливо понимает, что есть вещи превыше этих принципов - это его совесть.

Если обратиться к истории и образу жизни дореволюционной купеческой элиты, стержнем которой были «русские протестанты», старообрядцы знаменитых древних фамилий: Морозовы, Солдатёнковы, Хлудовы, Рябушинские, Постниковы, Третьяковы, Сабашниковы и др., то в их среде честность и принципиальность ценились выше любого богатства. И если предприниматель не обладал этими качествами, он ничего не стоил. Поэтому, свидетельствует дореволюционный социолог П. Бурышкин, там «всегда интересовались происхождением богатства» и говорили, что «Москва ни ростовщиков, ни откупщиков не любит. Не любили и не уважали также и тех, в основе благосостояния коих был "неплатёж", когда "выворачивали шубу" с тем, чтобы нажиться на сделке с кредиторами». Впечатляет и такой факт: «Один из известнейших московских промышленников (С. И. Четвериков.- Авт.) разыскивал путём публикации в газете кредиторов своего отца, который более тридцати лет назад вынужден был заключить с ними сделку, не имея возможности полностью с ними рассчитаться, и всем, кого смог разыскать, заплатил» [ 20, с. 153].

20 Кузьмичев А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.

Представляется уместным в этой связи привести нравственно-этические принципы ведения дела в России, выработанные Российским Союзом промышленников и предпринимателей в 1912 г.:

«1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив.. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себе во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши -кто тебе поверит?» Успех в деле во

многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлённым.. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности» [ 21].

Близки к этим принципам и нравственные принципы и правила в хозяйствовании, свод которых был принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора (2004 г.). Все они основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. В то же время эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное толкование библейского текста. Скорее, речь идёт о положениях, вытекающих из Божиих заповедей в их широком понимании, а также из многовекового религиозно-нравственного наследия, в том числе российского.

Вот эти принципы:

- Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

- Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Культ богатства и нравственность в человеке

21 http://kpp-russia.ru/club/dokumenty/sem-prlncipov-vedeniya-del-v-rossii-1912-g/

несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну всех против всех».

- Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике. Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

- Человек - не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития. Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к её деградации.

- Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.

- Работа не должна убивать и калечить человека. Создание достойных условий труда, строгое соблюдение техники безопасности на производстве - сфера повышенной ответственности работодателя, в том числе государства.

- Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

- Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнёра, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

- В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты. Конкуренция - один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора.

- Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность. Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость [22].

Очевидно, что вышеприведённый Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования, которая, как любая идеальная модель, не знает завершения, но целепола-гание следования ей и желание максимально приблизиться к ней вполне осуществимы. Если человек стремится к чистой совести и достойной жизни, он может пройти с помощью воли Божией сколь угодно трудными путями, даже тогда, когда дело касается таких непростых и искусных сфер человеческого бытия, как экономика и бизнес.

С. Борисов, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая приняла активное участие в разработке данных принципов, говорит: «Я уверен, что если предприниматель хоть иногда перечитывает эти принципы, вдумывается в них и сверяет свою собственную деятельность с ними, то это хороший предприниматель, который думает не только о себе и своей собственной наживе, но, прежде всего, о других людях и обществе в целом» [16].

22 Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора // URL: https://azbyka.ru/svod-nravstvennyx-principov-i-pravil-v-xozyajstvovanii

В отличие от вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» модные ныне вопросы типа «Совместимы ли православие и бизнес?» не относятся к разряду тех, которые постоянно присутствуют в многовековой российской истории. Они стали возникать лишь в постсоветский период, время беспрецедентной «социал-дарвинизации» России, оторванности от духовных истоков и корней жизни общества. В организованной еженедельником «Вестник» дискуссии на эту тему, митрополит Калужский и Боровский Климент в своём выступлении сказал: «Можно быть занятым в экономике, но служить Богу, а не мамоне. Среди наших благочестивых предков было много купцов и предпринимателей, которые оставили нам примеры богоугодной жизни. Из купеческого сословия произошли преподобный Серафим Саровский и многие Оптинские старцы. Главное, чтобы занятие предпринимательской деятельностью, стремление достигнуть достатка, получение прибыли не погашало в человеке любви к Богу и ближним...» [19].

Исследователь русского купечества П. Бурышкин в описании образа жизни и деятельности этого сословия подчёркивает, что в купеческой среде на предпринимательскую деятельность «смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчёта, что выражалось отчасти и в том, что

именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга». И если до второй половины XIX в. именитые роды соперничали, кто лучше церковь выстроит, кто её лучше украсит, то с рубежа ХХ в. соперничество «пошло в том, кто больше для народа сделает» [20, с. 152].

О больших масштабах благотворительной деятельности в России ещё в 1856 г. писал известный историк Михаил Погодин: «Наши купцы не охотники ещё до истории: они не считали своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа». Только в Москве к 1900 г. производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене, вместе взятых. Фёдор Шаляпин с восхищением писал по этому поводу: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде» [ 23].

О высоком православном духе дореволюционного предпринимательства говорят и удивительные примеры твёрдости честного купеческого слова, и письма, и завещания детям.

Вот слова, сказанные знаменитым купцом Василием Прохоровым на смертном одре: «Любите благочестие и удаляйтесь от худых обществ, не оскорбляйте, не исчисляйте чужих пороков, а за-

23 Шарапов С., Улыбышева М. Православие и предпринимательство // URL: http:// pravoslavie.ru/58570.htm

мечайте свои, живите не для богатства, а для Бога».

А вот что писал об одном из представителей династии Прохоровых Константин Бестужев-Рюмин: «Купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи... Прими дань от меня, почтеннейший человек Прохоров, ты помирил меня с любезным моим Отечеством... Ты краса русского народа, друг человечества. Продолжай благодеяния свои».

Здесь уместны и слова деда знаменитого Оп-тинского старца Лаврентия Беляева, который отвергал любое лукавство в делах, подчёркивая: «Я за всю мою жизнь никогда никого не обманул ни разу, а дело моё шло всегда лучше, чем у других» [23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И неудивительно, что, говоря об экономическом прогрессе России на рубеже ХХ в., П. Бурышкин замечает: «Тот значительный успех в развитии производительных сил и всего народного хозяйства России не мог бы иметь места, если бы база была порочной, если бы те, кто этот успех создавал, были жуликами и мошенниками» [20, с. 152].

Что касается нынешней генерации российских предпринимателей, то изначально в «смутные» 90-е годы этот дореволюционный опыт нравственно-этического бизнеса, погребённого под прессом большевистского эксперимента, был предан забвению. Если не все, то большинство деловых людей начинали свой бизнес с «нулевого» («генетического») уровня при безусловной доминанте заданных природой «хватательных» рефлексов и инстинктов. Когда для получения и максимизации прибыли

(рассматриваемой в качестве единственной и конечной цели бизнеса) любые средства хороши. А вся мо-тивационно-психологическая установка сводилась к максиме «Всё, что не прибито,- моё. Всё, что я могу оторвать,- не прибито».

В беседе с ведущим программы «Культурный код» на Радио «Комсомольская правда» режиссёром Ю. Грымовым тележурналист В. Познер, говоря о 90-х годах как о времени «зарождения капитализма» в России, назвал его «зверским, где цель одна - «деньги любой ценой» [ 24].

В 2000-е годы ситуация постепенно меняется к лучшему: зарождается и набирает силу тенденция распространения в предпринимательской среде понимания того, что корпоративная этика должна быть максимально приближена к духовно-нравственным принципам христианства.

С. Плотников, директор по экономике и финансам строительной компании «ПИК-НСС», говорит: «Сегодня идёт возрождение духовности русского предпринимательства. Прошло время бесконтрольного обогащения любыми способами. Уходит в прошлое беспринципность ведения бизнеса. В русских бизнесменах просыпается ответственность перед своей страной, и они ведут бизнес (в подавляющем большинстве) чище, честнее пришлых предпринимателей из стран ближнего зарубежья» [19].

В таком же ключе высказывается и С. Борисов, убеждённый, что только ориентация на духовные ценности может дать успех в бизнесе и в предпринимательстве: «Сегодня всё больше предпринимателей уверены, что зарабатывание

24 Познер В. СССР «сломали» американские холодильники и стиральные машины // Комсомольская правда. 2020. 30 ноября // URL: https://mypressa.ru/gazety/1581-komsomolskaja-pravda-moskva-137-p-nojabr-2020.html

денег - не самое главное в жизни человека, что должна быть разумная достаточность потребления, что главное - это обращение к человеческому фактору, ответственность за ближнего своего» [16].

В рамках этой тенденции в стране получила вторую жизнь благотворительная деятельность, которой сегодня занимаются около 70% всех российских компаний. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и расходует на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли. Некоторые компании создают свои корпоративные благотворительные фонды и именно через них осуществляют благотворительную деятельность. Чаше всего средства направляются на развитие образования, здравоохранения, спорта, поддержку экологии, социальных программ и т. д. Что касается адресной помощи, то здесь бизнес ориентирован прежде всего на оказание помощи детям-инвалидам, пожилым людям, многодетным семьям, детям-сиротам.

Такая же адресная помощь оказывается сегодня российским больницам и медперсоналу в их борьбе с коронавирусом, вплоть до строительства новых медицинских центров.

Это сделал российский бизнесмен О. Дерипаска, потратив 4 млрд руб. на возведение семи больниц для пациентов с COVID-19^, уже открыты в райцентрах Урала и Сибири [ 25].

Говоря о ренессансе благотворительной деятельности в современной России, следует отметить, что пока объём пожертвований в этой области со стороны бизнеса существенно уступает западным странам.

В Соединённых Штатах Америки, к примеру, в благотворительности не задействовано всего лишь 2% компаний, в Европе - 4%. Совокупные траты на реализацию социальных программ российских компаний составляют порядка 79 млрд руб. в год и не превышают 7-8% трат на благотворительность со стороны только одного Б. Гейтса, который вложил в свой благотворительный фонд около 36 млрд долл. [ 26].

Спецкор «Комсомольской правды» Д. Стешин, переболевший СОУЮ-19, сформулировал 10 последствий пандемии, за которые можно сказать «спасибо». Одно из них звучит следующим образом: «Появилось время подумать: кто мы, зачем живём и кто наши истинные близкие и любимые» [25].

Сказанное касается всех, в том числе и предпринимателей (включая олигархов), которые сейчас, говоря словами главы ГМК «Норильский никель» В. Потанина, «намерены всё же проститься с репутацией расточителей, более заинтересованных в яхтах, нежели в филантропии» [26].

Служить социуму не на словах, а на деле, органически сочетать свою деятельность с такими понятиями, как «общее благо», «патриотизм», «любовь к Родине».

Жить не вне, а с народом, с осознанием его нужд и надежд на лучшее будущее.

25 Комсомольская правда. 2020. 4 ноября.

26 http://smartnews.ru/business/ratings/9847.html#ixzz6fZp2XXLR

Следует ещё раз подчеркнуть, что «предпринимательство - это дело, данное Господом талантливым людям так же, как врачам даются способности лечить, строителям - строить и т. д. А если это дело дано Господом, то и православный предприниматель станет использовать его во славу Божию» [ 27].

Библиография • References

Абрамович М. Л. Бизнес по-еврейски, 67 Золотых Правил. М.: Феникс, 2018.186 с.

[Abramovich M. L. Biznes po-evrejski, 67 Zolotyh Pravil. M.: Feniks, 2018.- 186 s.] АиФ. 1998. № 42. [AiF. 1998. № 42]

Бизнес по-исламски // URL: http://islam.ru/content/economica/30956 [Biznes po-islamski // URL: http://islam.ru/content/economica/30956] Звёздный бульвар. 2004. № 24. [Zvyozdnyj bul'var. 2004. № 24]

Кандалинцев В. Христианский взгляд на предпринимательство // URL: http://

skyfamily.rU/idea/7/102_1.htm [Kandalincev V. Hristianskij vzglyad na predprinimatel'stvo // URL: http://skyfamily.

ru/idea/7/102_1.htm] Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Алгоритм, 2007.- 230 с. [Kara-Murza S. G. Matrica «Rossiya». M.: Algoritm, 2007.- 230 s.] Комсомольская правда. 2020. 4 ноября. [Komsomol'skaya pravda. 2020. 4 noyabrya]

Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Очерки

истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.- 192 с. [Kuz'michev A. D., SHapkin I. N. Otechestvennoe predprinimatel'stvo. Ocherki istorii.

M.: Progress-Akademiya, 1995.- 192 s.] Матюхин А. В. Православные основы политической философии русского консерватизма // Обозреватель-Observer. 2005. С. 85-93. [Matyuhin A. V. Pravoslavnye osnovy politicheskoj filosofii russkogo konservatizma //

Obozrevatel'-Observer. 2005. S. 85-93] Муштук О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.- 303 с.

[Mushtuk O.Z. Iskushenie biznesom. Grimasy rossijskogo predprinimatel'stva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya, 2011.303 s.]

Муштук О. З. Набобы России - «отметина Бога»? // URL: http://militaryarticle.ru/

obozrevatel/2005-obozrevatel/13551-naboby-rossii-otmetina-boga [Mushtuk O. Z. Naboby Rossii - «otmetina Boga»? // URL: http://militaryarticle.ru/

obozrevatel/2005-obozrevatel/13551-naboby-rossii-otmetina-boga] Познер В. СССР «сломали» американские холодильники и стиральные машины // Комсомольская правда. 2020. 30 ноября // URL: https://mypressa.ru/ gazety/1581 -komsomolskaja-pravda-moskva- 137-p-nojabr-2020.html

27 Протоиерей Александр Новопашин. Бизнес и вера. О совместимости понятий // URL: https://pravoslavie.ru/104848.html

[Pozner V. SSSR «slomali» amerikanskie holodil'niki i stiral'nye mashiny // Komsomol'skaya pravda. 2020. 30 noyabrya // URL: https://mypressa.ru/ gazety/1581 -komsomolskaja-pravda-moskva- 137-p-nojabr-2020.html] Протоиерей Александр Новопашин. Бизнес и вера. О совместимости понятий //

URL: https://pravoslavie.ru/104848.html [Protoierej Aleksandr Novopashin. Biznes i vera. O sovmestimosti ponyatij // URL:

https://pravoslavie.ru/104848.html] Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора // URL: https://azbyka.m/svod-nravstvennyx-principov-i-pravü-v-xozyajstvovanii [Svod nravstvennyh principov i pravil v hozyajstvovanii. Prinyato na itogovom plenarnom zasedanii VIII Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora // URL: https:// azbyka.ru/svod-nravstvennyx-principov-i-pravil-v-xozyajstvovanii] Толкование на Евангелие от Матвея. Глава19. Троицкие листки игумена Пантелеймона // URL: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/ tolkovatel-troickie-listki-igumena-panteleimona/ [Tolkovanie na Evangelie ot Matveya. Glava19. Troickie listki igumena Pantelejmona // URL: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/tolkovatel-troickle-listki-igumena-panteleimona/] Чьюнинг Р., Эби Дж, Ширли Р. Бизнес сквозь призму веры. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 240 с. [CH'yuning R., Ebi Dzh., SHirli R. Biznes skvoz' prizmu very. M.: Centr

obshchechelovecheskih cennostej, 1993.- 240 s.] Шарапов С., УлыбышеваМ. Православие и предпринимательство // URL: http://

pravoslavie.ru/58570.htm [SHarapov S., Ulybysheva M. Pravoslavie i predprinimatel'stvo // URL: http://

pravoslavie.ru/58570.htm] http://kpp-russia.ru/club/dokumenty/sem-principov-vedeniya-del-v-rossii-1912-g/ http://pafnuty-abbey.ru/publishing/6341/ http://rodon.org/relig-070710150559 http://rusbible.ru/sinodal/mf.2.html#r-mf-2

http://smartnews.ru/business/ratings/9847.html#ixzz6fZp2XXLR

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=25&page=8

https://bibleonline.ru/bible/rst66/lev-25/

https://econ.wikireading.ru/23317

https://textarchive.ru/c-1211949-p4.html

https://pozneronline.ru/2020/11/30279/

Статья поступила в редакцию 23 декабря 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.