Научная статья на тему '«ПОНИМАНИЕ МУЖЕСТВА В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ»'

«ПОНИМАНИЕ МУЖЕСТВА В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
395
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЖЕСТВО / СМИРЕНИЕ / ОТВАГА / ВОЙНА / АРИСТОТЕЛЬ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СВЯТЫЕ ОТЦЫ / БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ершов Иван Владимирович, Морозов Михаил Юрьевич

В статье автор анализирует античный и христианский взгляд на добродетель мужества. Аристотель связывал мужество с достойным способом поведения личности во время войны. По своему содержанию мужество сближается с отвагой. В православии мужество воспринимается как решимость встречать опасности и скорби, не теряя стойкости, уповая на Бога. Таким образом, в христианском восприятии мужество связано с добродетелью смирения. Для более глубокого понимания и важности воспитания и возрастания добродетели мужества автор приводит пример святого благоверного князя Александра Невского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF COURAGE IN ANTIQUITY AND CHRISTIANITY

In the article, the authors analyze the ancient and Christian views on the virtue of courage. Aristotle associated courage with a dignified way of behaving during a war. In its content, courage is close to bravery. In Orthodoxy, courage is perceived as a determination to face dangers and sorrows, without losing a firm trust in the Lord. Thus, in Christian perception, courage is associated with the virtue of humility. For a deeper understanding of the importance of teaching and nurturing the virtue of courage, the author provides the example of the Grand Prince Alexander Nevsky.

Текст научной работы на тему ««ПОНИМАНИЕ МУЖЕСТВА В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ»»

ПОНИМАНИЕ МУЖЕСТВА В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ

Ершов Иван Владимирович,

студент 4-го курса Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви

Иерей Михаил Юрьевич Морозов,

старший преподаватель Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье автор анализирует античный и христианский взгляд на добродетель мужества. Аристотель связывал мужество с достойным способом поведения личности во время войны. По своему содержанию мужество сближается с отвагой. В православии мужество воспринимается как решимость встречать опасности и скорби, не теряя стойкости, уповая на Бога. Таким образом, в христианском восприятии мужество связано с добродетелью смирения. Для более глубокого понимания и важности воспитания и возрастания добродетели мужества автор приводит пример святого благоверного князя Александра Невского.

Ключевые слова: мужество, смирение, отвага, война, Аристотель, античная философия, святые отцы, благоверный князь Александр Невский.

UNDERSTANDING OF COURAGE IN ANTIQUITY AND CHRISTIANITY

Ivan Vladimirovich Ershov,

4th year student of the Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Priest Mikhail Yurievich Morozov,

senior lecturer at the Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Abstract. In the article, the authors analyze the ancient and Christian views on the virtue of courage. Aristotle associated courage with a dignified way of behaving during a war. In its content, courage is close to bravery. In Orthodoxy, courage is perceived as a determination to face dangers and sorrows, without losing a firm trust in the Lord. Thus, in Christian perception, courage is associated with the virtue of humility. For a deeper understanding of the importance of teaching and nurturing the virtue of courage, the author provides the example of the Grand Prince Alexander Nevsky.

Key words: courage, humility, bravery, war, Aristotle, ancient philosophy, holy fathers, Grand Prince Alexander Nevsky.

Данная работа посвящена сравнительному анализу античного и христианского понимания добродетели мужества. Христианство придает этой античной добродетели небывалую глубину и личностность.

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Ершов Иван Владимирович, иерей Михаил Юрьевич Морозов «Понимание мужества в античности и христианстве»

Мужество в античном мире

ужество в античном мире рассматривалось как важнейшая добродетель. О мужестве писали многие античные философы. Особое внимание следует обратить на суждения Аристотеля. Он полагал, что мужество связано с нравственностью, с моралью. Руководствуясь нравственным мотивом, мужественный человек готов преодолеть все испытания, боль, ужас и страх смерти. Причем это не любая смерть, поскольку смерть может наступить вследствие болезни или несчастного случая. Предметом мужества является та смерть, которая рассматривается как достойная и прекрасная. И именно отношение к такой смерти определяет то, в какой мере человек является нравственным и мужественным. Согласно представлениям античности, мужество является сознательным выбором, в которой добродетель оплачивается риском, пусть даже человек рискует собственной жизнью. Ради нравственности, идеала добра человек устремляется в любую опасность, он испытывает страх, но продолжает свое движение вперед. Это и есть проявление мужества [8, с. 45].

Безусловно, в античном мире очень важно было мужество, проявленное в бою. В общественном сознании античного народа мужество и война являлись взаимно соотнесенными. Аристотель, в частности, об этом пишет таким образом, что мужество является также и самым достойным способом поведения личности на войне. Таким образом, мужество - это преимущественно добродетель, отличающая мужчин. По своему содержанию мужество сближается с отвагой, так как мужественный человек стойко переносит все страдания как моральные, так и физические.

В античной философии важное место занимает учение относительно мотивов, типов поведения, которые схожи с мужеством. И здесь мы снова обратимся к рассуждениям Аристотеля. Как полагал античный философ, можно отдельно выделить гражданское мужество. Основной мотив - это страх наказания, бесчестия, благодаря данному мотиву человек преодолевает военные опасности, проявляет храбрость.

Далее Аристотель выделил опытность. Мотив - умение, квалификация участника сражения. И, таким образом, воин очень эффективно ведет себя на поле боя. Далее Аристотель пишет о ярости. Мотив или причина ярости на поле боя - аффект, заставляющий человека противостоять опасностям. Кроме того, Аристотель пишет о самонадеянности, источником которой являются предыдущие победы человека. Наконец, Аристотель выделил также и такой аспект, как незнание, непонимание опасности.

Итак, чаще всего мужество порождено причинами внешнего порядка. Вместе с тем отметим, что данные причины и мотивы никак не могут выступать как непременная гарантия мужества.

Подлинно мужественному человеку свойственно противостоять опасности, поскольку для него существует некая высокая цель. Мужество должно осознаваться человеком как высочайшая добродетель. Мужество в данном отношении наделено самоценным значением, мужество само по себе - достаточный мотив поведения, если это настоящее истинное мужество.

Таким образом, мужество выступает как центральная добродетель античного этноса и мира. В этическом отношении мужество в большей степени связано с воинской деятельностью. На это, в частности, указывает Платон, говоря о том, что воины обязаны проявлять мужество [2].

№ 2 (11), 2021

Кроме того, мужество в античном мире - это и героизм, яркое проявление в бою. Такого рода примеры мы можем видеть в эпосе Гомера.

Добродетель мужества в свете христианской веры

Мужество является христианской добродетелью, которая находит выражение в таких аспектах, как способность, готовность, решимость встречать беды, опасности, скорби, трудности, не теряя стойкости, очень важно и то, чтобы человек уповал на Бога, на Божественную волю. Таким образом, мужество связано с еще одной великой добродетелью - смирением.

Согласно Святым Отцам, мужество является устойчивостью человека в правде, действием Духа Божия в человеке, благодаря чему человек получает внутренние силы для противостояния искушениям, для сотворения правды, защиты правды.

Есть и такое понимание, согласно которому мужество является любовью к Богу, к ближнему, любовь является в такой мере сильной, что полностью перекрывает страх опасности и смерти.

Безусловно, никак нельзя себе представить христианское мужество без надежды, упования на Бога, любви к Богу, к ближнему, очень важны и такие аспекты, как всецелое послушание, непоколебимая верность Богу. Христианское мужество не имеет ничего общего с фанатизмом, безрассудством, упрямством, бесчувственностью, равнодушием. В качестве критерия отличия выступает источник мужества. А именно речь идет о Божественной благодати, цель мужества заключается в правде.

Мужество, согласно Святым Отцам, требуется и для того, чтобы быть правдивым. Если человек не является правдивым, то вряд ли он сможет стяжать иные добродетели. Таким образом, честность, правдивость, мужество являются подлинными нравственными украшениями человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (Мф. 5:6). Мужество сообщает человеку открытость, ясность, благородство, доброту, чистоту. Подлинно правдивый и мужественный человек не позволит себе лицемерить, врать и хитрить. Приведем слова преподобного Антония Великого о мужестве: «Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле» [5].

Вера в Господа Иисуса Христа является источником мужества как проявления истинной религиозности. Когда человек уповает на Господа, он понимает, что Бог не оставляет без заботы каждого верующего человека. В частности, псалмопевец Давид писал - умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70: 18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: «Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни».

Таким образом, мужество является состоянием религиозной души, которая уповает на Господа [7].

Есть еще один важный аспект, на который мы должны обратить внимание. Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5). И некоторым кажется, что проявление мужества исключает смирение. Но это ложное представление о мужестве. В Псалтыри, например, понятия «духовная брань» и «смирение» дополняют друг друга и одно не противоречит другому. Вот псалом 44: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс. 44: 4-5).

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Ершов Иван Владимирович, иерей Михаил Юрьевич Морозов «Понимание мужества в античности и христианстве»

Для православного мира мужество - это также и мужество в бою. Яркие примеры - это великие полководцы. В частности, это то, как воспитывали святого благоверного князя Александра Невского. Это был второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Ярослав вошел в историю как умелый полководец, одерживающий блестящие победы в битвах над литовцами, немцами и шведами. Он часто находился в походах, покидая Новгород, он оставлял княжить своих сыновей - старшего Федора и младшего Александра.

С середины 30-х годов XIII века святой благоверный князь Александр Невский также стал принимать участие в военных походах. В этих походах он обучался военному искусству, начал понимать, насколько важна стратегия, какая цена сопровождает великие победы. Видя прекрасные победы своего отца, святой князь убеждался в том, что Русь непобедима [6].

Отцовское воспитание было преимущественно направлено на то, чтобы сделать из святого Александра не только наследника княжеской власти, но и защитника земли Русской. Именно такое воспитание сам Ярослав Всеволодович получил от своего отца - святого благоверного великого князя Всеволода Большое Гнездо. Все князья Древней Руси готовились к тому, чтобы защищать свое Отечество, свои владения.

Князю давали прекрасное образование. Особо можно отметить факт из жития святого Александра Ярославича Невского, что его отец научал его Священным Писанием. Епископ Владимирский Симон наставлял юного князя Александра основам Православной веры, так как был самым образованным человеком на Руси для того времени. Испокон веков княжеские семьи уделяли особое внимание Церкви и церковному миропорядку, которые были составной частью их повседневной жизни. Любая княжеская семья в полном составе регулярно посещала Богослужение в храмах. Святой Александр также проявлял усердие и радел о благоустройстве церковной жизни.

Одним из основных элементов повседневной жизни княжеских семей являлся православный храм. Юный Александр с отцом Ярославом Всеволодовичем посещал храм в городе Переяславле, где познавал иной мир, который отличался от окружающей его жизни [9].

На русской земле Церковь во все времена являлась «земным небом» в сознании всего православного народа. Александр Невский восхищался внешней обстановкой церкви, красотой, особой архитектурой, ликами икон, горящими свечами и лампадами. Это было ярчайшее впечатление его детства [3].

Духовное просвещение княжича с самого раннего возраста совершалось через чтение Псалтыри и жития святых. Возмужав, святой князь сохранял в своей жизни православную веру, через призму которой реализовывал свои таланты как отец семейства и удельный правитель.

Несомненно, чтобы воспитать будущего воителя, великого полководца, нужно было опираться на духовное начало. Эту православную духовность Александр Невский пронес через всю жизнь, она давала смысл государственным и ратным трудам, она освящала его жизнь.

От юности обладая богатыми дарованиями, Александр Ярославович любил читать книги, особенно его интересовал военный опыт славных предков и история Руси. У его отца была богатая библиотека рукописных русских и греческих книг. Известно, что Ярослав Всеволодович отдал приказ о записи сказаний о военных сражениях и победах русского оружия. В собрании книг князя безусловно находилось Священное Писание и творение святых отцов Православной Церкви.

№ 2 (11), 2021

Такое подлинно христианское воспитание дало свои плоды. Переоценить значение личности Александра Невского невозможно. Это был человек необыкновенно храбрый, мудрый, верующий, великолепный полководец и стратег; он никогда не начинал сражение, не помолившись Богу. Благодаря духовной силе и таланту своего лидера, новгородцы смогли, несмотря на малочисленное войско, отстоять родные земли, защитить свою культурную и религиозную самобытность.

Также можно отметить, что для христианского мира характерно понимание мужества как непременной добродетели мужчин. Сообразно Библии, первый человек был совершенным, сотворенным по образу Божию (Бытие 1:26). В Писании ключевым местом для постижения Божьего предназначения является Книга Притч 19:21: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Смысл этой важнейшей истины говорит о том, что если человек не строит свои планы в соответствии с данным Богом предназначением, то все окажется напрасным. Жизнь дана одна, и необходимо прожить ее достойно, чтобы реализовать свое предназначение.

В Книге Бытия есть детальное объяснение того, как Бог создал мужчину и женщину. Мужчина был создан первым: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Природа мужчины и его качества были продуманы и сотворены Богом для выполнения поставленных перед ним задач [4, с. 397].

Предназначение мужчины раскрывает шесть особых задач, которые перед ним поставлены: иметь видение, быть руководителем, лидером, учителем, возделывателем, обеспечителем и защитником. Выполнение этих задач раскрывает истинное предназначение мужчины, и возможность их выполнения уже заложена в его природе.

Стремление создавать, творить и управлять - эта черта от природы Творца, который творит и управляет. Мужчина стремится освоить, покорить, обустроить этот мир, воплотить свои идеи.

Когда Писание говорит о людях, которые подражают своей жизнью Господу Иисусу Христу, то в первую очередь ориентируется на нравственные качества, такие как праведность (Еф., 4:24), духовность (Мф., 5:48), чистота (1 Ин., 3:2 и след., 9), любовь (Ин., 13:14, 35 и след.; Тит. 3:4; 1 Ин., 3:10, 16-18; 4:7-20), прощение (Мф., 6:14 и след.; Кол., 3:13), смирение (Филип., 2:3-11), святость (Еф., 4:24; Левит 19:1) и знание (Кол., 3:10).

Также мужество в христианстве - это состояние пребывания в вере, это готовность совершить Божественную волю. Ярким примером такого мужества Святые Отцы считают патриарха Авраама. С самого начала св. Иоанн Златоуст выражает свое восхищение великой его добродетелью, а также дивным человеколюбием Божиим. Особое внимание святитель обращает на время, в которое Бог повелел принести в жертву Исаака, чтобы ещё раз подчеркнуть послушание Авраама и его смирение: И бысть, говорит Писание, по глаголех сих, Бог искушаше Авраама... После рождения Исаака Сарра, видя близкое обращение Измаила с Исааком, как мы вчера об этом беседовали с вами, вознегодовала на это и сказала Аврааму: изжени рабу и сына ее не наследит бо сын рабы с сыном моим, а праотцу показалось это жестоко. Тогда Бог, желая утешить праведника, сказал ему: послушай Сарру, жену твою, и сделай так, как она говорит тебе, и да не будет жестоко пред тобою о отроце и о рабыни: яко во Исааце наречется тебе семя, но и Измаила в язык велик сотворю: яко семя твое есть (Быт. 21, 10-31) [1].

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Ершов Иван Владимирович, иерей Михаил Юрьевич Морозов «Понимание мужества в античности и христианстве»

На протяжении всего повествования св. Иоанн Златоуст высказывает свое восхищение мужеством, благоразумием и силой духа Авраама. То, что Авраам отпускает слуг своих по пришествии на место, также является, по мнению Иоанна Златоуста, следствием пламенного усердия и решительной готовности исполнить Божью волю. Здесь также Иоанн Златоуст обращает особое внимание на то, что совершаемое Авраамом дело было новым и необычайным, а значит, осознавая это, Авраам не мог сделать его явным для посторонних.

В заключение святитель Иоанн предлагает не смотреть формально на конец данного события, а призывает вникнуть «в расположение душевное, с каким праотец беспрекословно исполнял повеление» [1]. Бог щедро наградил Авраама за его мужество и веру.

Таким образом, для христианства свойственно более углубленное понимание мужества, не привязанное в такой мере к воинской деятельности. Мужество - это стойкость человека перед лицом искушений и испытаний, это готовность верить, пойти за Богом и исполнять Божественную волю. Такого глубокого понимания мужества античный мир, конечно же, не знал. Для христианского мира свойственно также и понимание мужества как воинской добродетели. В частности, именно эту добродетель взращивали в святом благоверном князе Александре Невском. Согласно православному учению о воспитании, мужество - это та добродетель, которая обязательно воспитывается у мальчиков с самого раннего возраста. В данном отношении мы наблюдаем схожесть между античным и христианским пониманием мужества, поскольку в античности также считалось, что мужество - это мужская добродетель.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/ zlato055.htm

2. Гусейнов А.А. Мужество. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a57269162237a0b5c348a

3. Житие князя Александра Невского [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravoslavie.ru/39091.html

4. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. - 407 с.

5. Мужество. Азбука веры [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// azbyka.ru/muzhestvo

6. Соловьёв С.М. История России. В 18 т. - М., 1993. Т. 6. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml

7. Стеняев О., прот. Мужество. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// pravoslavie.ru/95371.html

8. Тиллих Л. Мужество быть. - В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. - 479 с.

9. Шишов А.В. Александр Невский. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy3.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.